Конспект урока на тему "Мцыри как романтический герой" (8 класс). Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе

В 1830-1831 гг. (Лермонтову 16 лет) поэт (рис. 1) пишет поэму с названием «Исповедь». Место действия - испанская монастырская тюрьма. Героя обвиняют в преступлении, которого он не совершал. Он исповедуется старцу-монаху. Главные проблемы: судьба, потерянная любовь, без которой герою нет рая.

В 1835 году Лермонтов работает над поэмой «Боярин Орша». Москва времён Ивана IV. Орша приезжает в своё имение. У него есть молодая дочь. Его верный раб Сокол рассказывает ему сказку про царя, царскую дочь и конюха (рис. 2).

Рис. 2. Кадр из фильма «Боярин Орша» ()

Боярин Орша понимает намёк, подслушивает разговор своей дочери с молодым рабом. Юношу схватили, дочь заперли, ключ бросили в Днепр:

«И в волны ключ от двери той

Он бросил сильною рукой,

И тихо ключ тот роковой

Был принят хладною рекой».

Монастырский суд. Арсений в цепях. Опять исповедь героя старцу, на этот раз игумену. Арсений бежит из тюрьмы, оказывается в войске поляков, видит смертельно раненого Оршу. Тот умирает. Арсений скачет в дом боярина, где заперта его дочь, но находит только её скелет.

Все эти три поэмы написаны четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями. Ямб - это стихотворный размер, который по-русски всерьёз зазвучал в 1822 году, когда Жуковский (рис. 3) перевёл поэму Байрона «Шильонский узник».

Рис. 3. В.А. Жуковский ()

Шильон - тюремный замок в Швейцарии (рис. 4).

Рис. 4. Замок Шильон ()

Тема этого произведения - несвобода, одиночество героя. Это ассоциации, которые возникают у читателя, когда он слышит или читает стихи, написанные четырёхстопным ямбом с мужскими окончаниями (с ударением на последнем слоге).

«Мцыри» - романтическая поэма. В центре - исключительный герой. Он находится в конфликте с миром (рис. 5).

Как правило, у романтического героя есть тайна в прошлом. В «Мцыри» этого нет. В первых двух строфах говорится о том, как Мцыри попадает в монастырь (рис. 6).

Рис. 6. Монастырь Джвари, в котором предположительно жил Мцыри ()

Обычно в романтических поэмах всегда есть мотив бегства или изгнания, любовная линия. Но в поэме Лермонтова «Мцыри» любовной линии тоже нет. И это принципиально.

Очень важен эпиграф к поэме. Первоначально был французский эпиграф, который в переводе означал «у каждого своё отечество» . Лермонтов заменил его эпиграфом из ветхозаветной книги царств:

«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Речь идёт о нарушении запрета и наказании за этот проступок.

В философской проблематике лермонтовской поэмы речь идёт о трёх днях свободы и преждевременной смерти.

Герой пуглив и дик, слаб и гибок, но:

«В нём мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов».

Очень многое в поэме связано с контрастом между могучим духом и слабым телом.

Любому, кто читал поэму, понятно, что природа в этой поэме становится для героя воплощением родины, знаком подлинной жизни. Именно природа противопоставлена рутинному, бесцветному бытию в монастыре (рис. 7):

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей».

Рис. 7. Исповедь Мцыри ()

Явно противопоставлены два мира: мир природы и мир монастыря, так же как противопоставлена свобода тюрьме.

Могучий дух отцов, который развивается в слабом ребёнке, - это и есть дух природы. Жизнь природная, естественная - это и есть жизнь горцев. А монастырь закрыт крепостной стеной. Здесь очень выразительный эпизод с грозой:

«Когда, столпясь на алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

обняться с бурей был бы рад!».

Бурю и грозу мы в стихах Лермонтова встречаем постоянно. Наверное, нет такого русскоговорящего человека, который бы не знал строчек:

«Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!».

Для Лермонтова этот мотив очень важный. Родство героя и грозы, бури не нуждается в отдельных комментариях.

Для Лермонтова последних четырёх лет его короткой, напряженной, насыщенной жизни природа всегда была знаком гармонии и покоя: «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу», «Люблю отчизну я, но странною любовью». Нетрудно проследить контраст между этой гармоничной, спокойной природой и мятежным сердцем героя. Даже в раннем «Парусе» есть это. Эта схема работает у Лермонтова постоянно.

В поэме «Мцыри» есть звуки природы: вой, шум, гудение, волшебные странные голоса, которые ведут разговор о тайнах неба и земли. Мцыри слышит эти голоса, внимает им. Он одно из составляющих этого бесконечного разнообразия природы существ. Но природа для Мцыри становится не только другом, но и врагом. Он всё время сравнивает себя со зверем, иногда со змеёй, иногда с перелётными птицами. Не случайно есть два образа природы в этой поэме. Есть сад (рис. 8):

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Это и монастырский сад, и эдем, и божий мир, который славит творца. Это - гармония и величие.

Рис. 8. А. Ф. Грейв «В саду» ()

А есть тёмный лес (рис. 9):

«Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста...»

Рис. 9. Тёмный лес ()

Тёмный лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы, которые являются для него ориентиром, и заблудился в этом лесу.

Это палящий зной, где он уже не сравнивает себя со змеем, а змея является началом смерти:

Хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

Послышалась, или ручья

Ребячий лепет… Лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок .

Этого палящего зноя Мцыри не выносит.

Есть одна любопытная особенность, которую можно заметить, перечитывая эту поэму. Лермонтов употребляет словосочетание «прозрачная зелень листов» :

«Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов».

Если прочитать лирику Лермонтова, то можно увидеть, что, как правило, листы у него засохшие, плоды несозревшие. Это наблюдается от стихотворения «Осень» 1822 года до стихотворения «Листок» 1841 года. Но в «Мцыри» природа в своей первозданной первосущности присутствует и славит творца. Только голос человека не участвует в этом общем хоре. Природа то дружественна, то враждебна. Вот зубчатый и тёмный лес:

«Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...»

В этой двойственности основа философского понимания природы и человека у Лермонтова.

Черты характера героя в дальнейшем повествовании не меняются. Как правило, романтический герой не меняется на протяжении произведения, он задан равным себе, он может только раскрываться. Мы ничего не узнаем ни о быте монастыря, ни о том, чем занимались монахи, чем занимался Мцыри. Мы даже не знаем, как он проводил свой день. Любопытен также тот факт, что в поэме нет ни одного имени собственного. Мцыри - это не имя. Мцыри - неслужащий монах, послушник (это примечание Лермонтова). Но грузинское слово мцыри значит ещё и пришелец, чужеземец. Герой поэмы одинок, он чужой в монастыре, который для него оказывается первоначально спасением, ведь его выходил монах (рис. 10).

Рис. 10. В монастыре ()

Представление Мцыри о том, какова его родина, тоже даётся достаточно пунктирно (рис. 11):

«Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы».

Рис. 11. Образ Родины Мцыри ()

Здесь ощущается явная отсылка к пушкинскому «Узнику» (рис. 12):

«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер … да я!..»

Рис. 12. А.С. Пушкин ()

Демонического героя в поэме «Мцыри» нет, по крайней мере может так показаться. Вот конец 10-й строфы:

«Я поднял голову мою...
Я осмотрелся; не таю:
Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал,
Где выл, крутясь, сердитый вал;
Туда вели ступени скал;
Но лишь злой дух по ним шагал,
Когда, низверженный с небес,
В подземной пропасти исчез».

Злой дух только упоминается. А между тем этот злой дух - герой одной из самых важных поэм Лермонтова, поэмы «Демон». В поэме «Мцыри», таким образом, оказывается две бездны. Одна бездна - куда исчезает злой дух, и другая бездна - голубой свод. «И прилежный взор, наверное, мог бы следить ангела полёт» - это тоже бездонное пространство.

Демоническая тема в русской литературе и в русской поэзии и прозе начала XIX века была довольно распространённой. Пушкин прошёл эту тему легко и быстро. У него есть стихотворение 1823 года «Демон». Серьёзного возвращения к этой теме у Пушкина больше не было.

У Лермонтова есть стихотворение «Мой демон»:

«Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей».

Демон - это падший ангел, библейский сюжет о том, как один из ангелов взбунтовался против господа и был низвержен. Демоническая тема наблюдается не только в творчестве Лермонтова, но и у его предшественников. Она связана прежде всего с богоборчеством. Если попытаться схематично и грубо сформулировать вопрос, то он звучит так: если в мире царит зло, то как это допускает Господь? Одно из двух: или он не может справиться с этим злом, и тогда он не всемогущ, или ему это зло не мешает, и тогда он не всеблаг. Отсюда и бунт-богоборчество, связанный с темой демона. На этом богоборчестве строится философия очень многих европейских и русских мыслителей, писателей первой половины XIX века.

С демоном связана ещё и тема одиночества, тоже очень лермонтовская.

Ещё один необычайно важный мотив связан с этой темой - тема высокого зла. Это означает, что мир погряз во зле. Противопоставить ему христианское всепрощение не означает справиться с этим миром. Противопоставить этому можно только высокое зло. Отсюда и лермонтовские герои, такие как Арбенин в «Маскараде», демон в поэме, Печорин в «Герое нашего времени». Но этого демонизма начисто лишена поэма «Мцыри»:

«Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу ль можно рассказать?»

Лермонтов так же, как и его предшественники, показывает почти в каждом крупном произведении, где есть демонические герои, стремление и возможность примириться с небом. Арбенин встречает Нину, чистое создание. Раз есть это чистое создание, значит, есть смысл в божьем мире, значит, примирение с творцом возможно. Но мнимая измена Нины рушит это краткое примирение. Арбенин мстит, он берёт на себя функции бога. Схожий сюжет и в «Демоне». Встреча Демона с Тамарой открывает возможность примирения с творцом, возможность гармонии в этом мире. Но сама эта встреча оказывается губительной для юной героини, и Демон опять остаётся один, погружённый в ещё большее ожесточение, в ещё более безнадёжное одиночество (рис. 13).

Рис. 13. Тамара и Демон ()

Если вы прочитаете такие произведения, как «Цыганы», «Кавказский пленник», «Гяур», «Корсар», вы увидите, что главный мотив всех этих поэм - герой, разочарованный, с холодной душой, бежит от родных мест, бежит из города в дикий край. Он бежит от людей. Мцыри же бежит к людям (рис. 14). Это принципиальная разница. Ходячий мотив изгнания Лермонтов переосмысляет:

«И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул;

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов».

Рис. 14. Побег Мцыри ()

Пламенная страсть Мцыри - это стремление праотцов, стремление на родину. Эта пламенная страсть настолько сильна, что она вытесняет всё остальное. Может быть, именно поэтому линия с появлением грузинки (рис. 15), которую видит Мцыри, которая скрывается за дверью сакли, которая остаётся в его памяти чудесными звуками песни и шорохом шагов, не разрабатывается. Герой не отвлекается. На фоне привычной романтической поэмы это бросалось в глаза. Сейчас это заметно в гораздо меньшей степени, чем современникам Лермонтова.

Рис. 15. Грузинка ()

Центральный эпизод поэмы - бой с барсом (рис. 16).

Это сюжет древнего грузинского фольклора. Есть большая поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Поэтому Лермонтов, скорее всего, позаимствовал сюжет из грузинского фольклора.

Рис. 16. Бой с барсом ()

Встреча с барсом приобретает двойственные черты. С одной стороны, «обнявшись крепче двух друзей, и сам он завизжал как зверь» , а с другой стороны, это битва. С одной стороны, Мцыри хотел бы родную грудь прижать к своей груди, с другой стороны, это грудь врага. Этот поединок (и объятия, и смертельный бой) является кульминацией поэмы.

Есть ещё один сюжет, который обычно менее заметен, практически не остаётся в памяти. А он очень важен. Речь о галлюцинации Мцыри, о его полусне, полубреде и песне рыбки, которую он слышит. Если с барсом был смертельный бой, песня рыбки - это смертный покой:

«Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов».

Два этих эпизода перекрещиваются, сталкиваются в мотиве обречённости героя.

Ответ на вопрос: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» - прочитать в поэме нетрудно. Здесь тоже двойственность лермонтовской позиции. С одной стороны, трагическая обречённость героя:

«Но что ж? Едва взошла заря,

Палящий луч её обжёг

В тюрьме воспитанный цветок…»

Очень важна метафора «в тюрьме воспитанный цветок» , который увядает под солнцем бытия.

А с другой стороны, сам этот порыв прекрасен. И не случайно поэма «Мцыри» стала одним из немногих произведений, которые Лермонтов напечатал при жизни.

В творчестве некоторых поэтов есть стихи, в которых как будто бы собраны, сплетены, сосредоточены основные мотивы их поэзии.

18-летний Лермонтов пишет одно из концентрированных стихотворений без заглавия:

«Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Проведём детальный анализ этого стихотворения.

Для Пушкина Байрон (рис. 17) - предмет необычайно сильного интереса, восхищения, поклонения в первой половине 20-х гг. Уже в «Евгении Онегине» Пушкин может себя отделить от Байрона:

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом».

Для Лермонтова Байрон останется поэтом номер один на всю жизнь. Он будет сравнивать свои впечатления, своё детство с детством Байрона, своё творчество. Это очень значимое имя для Лермонтова.

И всё-таки появляются строчки:

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Следующая строка:

«Еще неведомый избранник…»

Очень важно существительное «избранник» . Герой Лермонтова всегда избранник судьбы, будь это Наполеон или лирический герой, Мцыри или Степан Калашников, Печорин или Арбенин. А в этом произведении употребляется слово «неведомый» , которое важно для Лермонтова, поскольку оно несёт в себе оттенок тайны, неразгаданности.

«Как он, гонимый миром странник…»

В этой строчке заключается ещё один мотив, свойственный всему творчеству Лермонтова («Дубовый листок оторвался от ветки родимый», «Тучки небесные, вечные странники»). Это постоянное движение:

«Что же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?»

Это весьма характерные для Лермонтова строчки. Он ощущает себя таким изгнанником. Но это ещё и рефлекс от судьбы Байрона, покинувшего свою Родину и уехавшего в Грецию сражаться за ее свободу.

«Но только с русскою душой…»

Как ни странно, но только у Лермонтова тема родины приобретёт личный, неповторимый, очень интимный поворот, свою интонацию. В стихотворении «Родина» Лермонтов четырежды скажет о странности этого чувства:

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит её рассудок мой».

«Но я люблю - за что, не знаю сам!»

«С отрадой многим незнакомой».

Это вообще очень интересная тема в творчестве Лермонтова. Для него это не теоретическая тема, он сражался с горцами, участвовал в кровопролитных сражениях.

«Я раньше начал, кончу ране…»

Мотив ожидания своей смерти у Лермонтова сквозной:

«Не смейся над моей пророческой тоскою;

Я знал: дар судьбы меня не обойдёт;

Я знал, что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт».

Эти строчки были написаны в 1837 году. А гораздо раньше Лермонтов напишет:

«Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!»

Лермонтов напророчил себе раннюю смерть, она произошла. Но Лермонтов не просто говорит о ранней смерти.

«Мой ум немного совершит…»

Ум у Лермонтова не свершитель, а, скорее, помеха. Например, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов скажет:

«Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…».

То есть мысль должна уснуть, чтобы возможно было ощутить смысл бытия, почувствовать его. А обычно у Лермонтова мысль - то, что лишает человека способности действовать и наслаждаться жизнью:

«Мы иссушили ум наукою бесплодной».

«Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно».

«Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит».

Океан родственен душе романтического героя. Это было у Пушкина, это было у Байрона. Вот строчки Лермонтова:

«Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я - или бог - или никто!»

Бог молчит, и поэтому вся лирика Лермонтова - это исповедь. В «Мцыри» из 26 строф 24 - это исповедь героя. В «Герое нашего времени» из пяти повестей три - дневник Печорина. Только прямое слово героя может хотя бы приоткрыть его внутренний мир. Человеку со стороны этого знать не дано.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч.- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Меркин Г.С. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях. - 9-е изд. - М.: 2013.
  3. Критарова Ж.Н. Анализ произведений русской литературы. 8 класс. - 2-е изд., испр. - М.: 2014.
  1. Sobolev.franklang.ru ().
  2. Feb-web.ru ().
  3. Philology.ru ().

Домашнее задание

  1. Назовите отличительные черты поэмы «Мцыри» от классических романтических поэм.
  2. Объясните роль природы в произведении. Приведите примеры из текста поэмы.
  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что близко мне в характере героя поэмы «Мцыри».

Конспект урока на тему: «Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)»

31.01.2016 2283 383 Рау Наталья Васильевна

Класс: 8 «Б»

Предмет: русская литература

Тема: Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Учебно - воспитательные цели:

Образовательная: содействовать формированию умений и навыков анализа поэмы «Мцыри», определения темы, идеи произведения;

Развивающая : способствовать развитию памяти, логического мышленияучащихся.

Воспитательная : продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: нетрадиционный (урок-путешествие)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, поисковый, словесный

Оборудование, наглядные пособия: доска, учебник, ИД, карточки, тесты

Форма организации учебных занятий , применяемые на уроке:

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию. Притча.

Один человек совершил преступление. Его поймали и привели на суд к королю. За его деяние полагалась смертная казнь, но король предложил ему самому выбрать свою судьбу: либо быть повешенным, либо попасть за большую, черную, страшную стальную дверь. Преступник подумал и выбрал виселицу.

Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
- Мне стало любопытно: что там, за той дверью?

Король рассмеялся:
- Да вот, понимаешь ли, забавная штука получается. Я всем предлагаю этот выбор, и все выбирают виселицу.
- А за дверью-то что? - допытывался преступник. - Я все равно никому не скажу, - добавил он, указывая на петлю.

Помолчав, король ответил:
- Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей веревку.

3. Запись темы. Цели урока-путешествия.

Знание понятий «поэма», «романтизм», биографических сведений о М.Ю. Лермонтове, развитие умений анализировать стихотворные произведения.

Ребята! Работать вы будете в группах (2).

4. Путь на Кавказ. Знакомство с М.Ю. Лермонтовым. ( Просмотр видео).

5. «Горное препятствие».

1.Что такое поэма?

Поэма- крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом.

2.Что такое романтизм?

Романтизм - литературное направление, которое появилось в Западной Европе в конце XVIII века.Русский романтизм – это конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.

3.Мцыри – это?

Мцыри – это отшельник, монах.

6. «Литературная тропинка».

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага ____________он, и вой (почуял)

Протяжный,_________ как стон (жалобный)

Раздался вдруг... и начал он

Лапой рыть песок, (сердито)

Встал на ______, потом прилег, (дыбы)

И первый _______скачок (бешеный)

Мне страшной смертью _______... (грозил)

7. «Литературный поединок».

Дискуссия: Свобода Мцыри. Свобода монахов.

8. Физминутка.

9. Синквейн «Мцыри».

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

10. «Тестовый спуск ».

1. Определите жанр произведения.

А) баллада В) поэма-исповедь С) элегия Д) притча

2. Что можно назвать символом свободы в поэме?

А) степь В) барса С) Кавказ Д) девушку-грузинку

3. Какова роль описаний природы в поэме «Мцыри»?

А) природа противопоставлена монастырю как свобода неволе

В) природа противопоставлена герою, вступает с ним в борьбу

С) природа обманывает героя, вновь направляя его к монастырю

Д) природа многопланова: противостоит герою, свободе, служит развитию сюжета

4. Определите стихотворный размер, использованный Лермонтовым в поэме.

А) анапест В) амфибрахий С) дактиль Д) ямб

5. Какой момент в сюжете поэмы является центральным?

А) побег из монастыря В) бой с барсом С) встреча с грузинкой Д) гибель Мцыри

1.В. 2. С. 3.Д. 4. Д. 5.В.

11.Итоги.

Тема и идея поэмы. Почему гибнет Мцыри?

12.Домашнее задание – выучить отрывок из поэмы, написать эссе «Свобода – это…».

12.Подведение итогов. Выставление оценок. Комментирование. Рефлексия.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок литературы 8 класс

«Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создании»

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

МБОУ СОШ № 11 п. Новотерский

Минераловодского района

Ставропольского края

Козина Елена Ивановна.

2013 – 2014 гг.

Цели: развивать навыки анализа текста, характеристики героев; выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы; дать первоначальное понятие о романтизме, романтическом герое, романтическом конфликте.

Методические приемы: работа по составлению цитатного плана; лекция учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, словарная работа, работа в группах.

Оборудование: репродукции картин И. Айвазовского, О. Кипренского; фрагменты произведений композиторов-романтиков; иллюстрации к поэме.

Эпиграф:

«… что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!»

(В. Г. Белинский)

Ход урока

п / п

I .Реализация домашнего задания

1.Индивидуальные задания – показ электронных презентаций на предложенные темы:

« Эпоха, в которую жил Лермонтов»

« Важнейшие факты из жизни поэта»

2.Анализ презентаций

Сколько лет прожил Лермонтов?

В какую эпоху он жил?

Чем характеризовалась она в политическом отношении?

На каких «трёх китах» основывалось управление страной в эту эпоху?

Каково было положение в это время передовых людей России?

Какие важнейшие факты жизни поэта вам известны?

3.Микровывод

Поэт жил и творил в один из мрачных периодов русской истории – в 30 – 40 годах 19 века. Во главе государства стоял царь Николай 1.Этого царя Лев Толстой называл « Николаем Палкиным». Главной своей задачей царь поставил борьбу с революционными идеями века как внутри страны, так и во всём мире. Напуганный восстанием декабристов, он считал организацию полицейского надзора в стране важным государственным делом. Беспощадно расправившись с дворянскими революционерами – декабристами, которые хотели уничтожить крепостное право и свергнуть самодержавие, он сделал главными своими помощниками: шефа жандармов графа Бенкендорфа, который всю жизнь преследовал Пушкина, генерала Дубельта – начальника секретной царской полиции, графа Уварова – министра просвещения, ненавидевшего русскую литературу и однажды в порыве злобы воскликнувшего: « Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я, по крайней мере, буду спать спокойно»; князя Голицына, бывшего при Александре 1 обер – прокурором Святейшего Синода.

Управление страной держалось на трёх основаниях, сформулированных графом Уваровым:

Православие – духовное порабощение народа при помощи религии;

Самодержавие – политическое порабощение народа царской властью с помощью солдатских штыков и жандармов;

Народность – преданность крестьян царю и помещикам, беспрекословное смирение и покорность, составлявшие якобы « исконные» качества русского народа.

Положение передовых, свободомыслящих людей и особенно литераторов было крайне тяжёлое. Нельзя было ни свободно мыслить, ни свободно говорить, ни свободно писать. По выражению Герцена, жизнь была похожа « на мучение с платком во рту».А над литературой свирепствовал такой цензурный устав, который сами современники провали « чугунным».

Несмотря на это, в 30 – 40 годы выступают такие замечательные борцы за народное дело, как Белинский, Герцен, Огарёв и продолжатель Пушкина, великий поэт М. Ю. Лермонтов.

3.Работа над композицией поэмы

В каком году написана поэма?

- Какова тема поэмы?

Изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен. Выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь, при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал.

Какова композиция поэмы?

Главная часть поэмы – исповедь Мцыри; она предваряется большим вступлением. В котором даётся описание развалин грузинского монастыря, история заточения « ребёнка пленного» в монастырь, его исчезновение из него и новое водворение Мцыри, больного, полумёртвого. В монастырскую обитель.

Какова причина бегства героя из монастыря?

Мечты о вольной, бурной жизни и тоска по родине.

Сколько дней на воле провёл Мцыри?

Как прошёл первый день героя на воле?

В первый день на воле Мцыри наслаждается красотой природы и отдаётся смутным воспоминаниям об отцовском доме и родных.

Второй день?

Во второй день Мцыри пробуждается на краю пропасти. Вокруг него «цвёл божий сад».

Он пережил взволновавшую его встречу с молодой грузинкой; ночью, блуждая в лесу, встретился с барсом. Из смертельного боя герой вышел победителем, но был сильно истерзан могучим зверем.

Третий день?

В бессознательном состоянии герой водворён в монастырь. « Мир божий спал в оцепенении глухом». Предсмертный бред изображён поэтом в « Песне рыбки».

О чём говорится в завещании Мцыри?

Мцыри завещал себя похоронить в саду, где цвели «акаций белых два куста»:

Оттуда виден и Кавказ:

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлёт.

Был ли счастлив Мцыри на воле?

« И жизнь моя без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости моей».

4.Рассказ учащихся о характере и мечтах юноши-послушника «Душой дитя, судьбой монах».

5. Чтение составленного дома цитатного плана.

Примерный цитатный план:

1) «Немного лет тому назад… /Был монастырь…»

2) «Однажды русский генерал /Из гор к Тифлису проезжал; Ребенка пленного он вез…»

3) «Но после к плену он привык…»

4) «Как вдруг однажды он исчез…»

5) «Его в степи без чувств нашли…»

6) «И близок стал его конец…»

7) «Таких две жизни за одну, / Но только полную тревог, / Я променял бы, если б мог…»

8) «И я, как жил, в земле чужой /Умру рабом и сиротой»

9) «И стало в памяти моей / Прошедшее ясней, ясней…»

10) «И вспомнил я отцовский дом…»

11) «Я сам, как зверь, был чужд людей /И полз и прятался, как змей».

12) «Кругом меня цвел Божий сад…»

13) «Грузинка узкою тропой /Сходила к берегу».

14) «Пустыни вечный гость - / Могучий барс».

15) «Бой закипел, смертельный бой!»

16) «…понять /Не мог я долго, что опять / Вернулся я к тюрьме моей…»

17) «Меня томил / Предсмертный бред».

18) «Так я найден и поднят был…»

19) «Прощай, отец … дай руку мне…»

20) «Оттуда виден и Кавказ!»

II . Закрепление изученного материала

    Слово учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь; он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов в его поведении, и личность пленника-горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он // Томился, даже слабый стон // Из детских губ не вылетал…»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы не детские чувства одиночества ни тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о могучем духе, унаследованном от отцов.

    Работа над образом Мцыри

Внимание читателей привлекает необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужемец, чужак.

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? (Обсуждение).

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальный факт. Путешествуя по Кавказу, поэт встретился со старым одиноким монахом. Разговорившись, он узнал от него историю его трагической жизни. Монах был родом горец. Ребёнком он был взят в плен генералом Ермоловым во время его военной экспедиции на Кавказ. Генерал вёз его с собой, но мальчик заболел в пути и был оставлен в монастыре. Здесь он и вырос, но привыкнуть к монастырской жизни не мог. Не раз он делал попытки бежать в горы. Одна из таких попыток вызвала в нём тяжёлую и продолжительную болезнь, после которой он смирился и навсегда остался в монастыре. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

    Почему Лермонтов изменил концовку истории?

    Почему читателю остается неизвестным имя героя?

    Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?

    Как можно объяснить его слова:

    «И смутно понял я тогда,
    Что мне на родину следа не проложить уж никогда»?

    Какова была цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

    Подберите цитаты для ответа на вопросы.

Цитаты:

а) ...Мою пылающую грудь // Прижать с тоской к груди другой, //Хоть незнакомой, но родной.

б) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля, // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы.

в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, //Я променял бы, если б мог.

г) ...Я цель одну - //Пройти в родимую страну - // Имел в душе.

Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой возвращения на родину. Быть свободным - значит, для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша, переставал видеть «живые сны»:

Про милых ближних и родных,

Про волю дикую степей,

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чудные меж скал...

(В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».)

    Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Характер Мцыри раскрывается и через картины, привлекающие его, и через чувство, с каким он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие при­роды, контрастирующее с монотонностью монастырского существования. В пристальном внимании к окружающему миру ощущается любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

    Почему погиб Мцыри?

Лермонтов показал борьбу героя со средой и его гибель в неравной борьбе. Мцыри погиб физически сломленным, но духовно непобеждённым, с неудовлетворённой тоской по идеалу.

Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек не земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри об увиденном . Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцы­ ри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живёт: человек рожден для воли, а не для тюрьмы.

III . Изучение нового материала

1. Сообщения учащихся по теме « Романтизм»

Романтизм - художественное направление в литературе, выражающее идею разлада мечты, идеала и действительности.

В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.

В 20-30-е годы XIX века само слово «романтизм» будоражило умы людей, делало одних непримиримыми врагами, других - друзьями и соратниками на всю жизнь. Критик Белинский так описал литературную ситуацию того времени: «Классицизм и романтизм - вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях, и на улицах!»

Романтиками зачастую называли последователей Карамзина, утверждавших, что самое ценное - это человеческая личность, и создавших героев сильных, смелых, активных, благородных, воодушевленных одной великой целью, готовых на любые жертвы ради ее осуществления.

Мир, в котором живут романтические герои, далек от серых будней. Это экзотические страны, славное прошлое, реальное или созданное народной фантазией. Под стать и пейзаж: море, горы - символы величия, свободы, непокорности.

Писатели-романтики старались быть необычными во всем: в выборе героев, ярких, незаурядных, в построении сюжета, как правило, запутанного, окутанного дымкой таинственности, в языке и стиле своих произведений. Их волновала судьба Отечества, интересовал фольклор, памятники литературы (в конце XVIII века было найдено «Слово о полку Игореве»), история родины. Романтизм расцвел и в других видах искусства: в музыке (В. Верстовский, Л. Рубинштейн), в живописи (О. Кипренский, И. Айвазовский).

Появившись, романтизм уже никогда не сходил с литературной сцены, то затихая, то вновь громко заявляя о себе.

2. Способы создания образа Мцыри

Особенности «Мцыри» как романтической поэмы

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной Кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Так создается контраст, обо­значается конфликт.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?

Природа родственна герою, и зов свободы ока­зывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас, //Когда, столпясь, при алтаре,//Вы ниц лежали на земле».

Сюжет поэмы кажется привычным для романтических произведений - герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» А.С. Пушкина. Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственного навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь - таково кредо поэта.

Роль пейзажа

Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

Читаем текст от слов «Кругом меня цвел божий сад...» до слов «Я в нем глазами и душой. // Тонул...»

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знаю­щими тайны «неба и земли». В синеве и чистоте небес герой готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремле­ние к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты, на «несколько минут // Между крутых и темных скал».

Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Докажи­те, что поэт нарисовал романтический пейзаж. (Читаем 6-ю главу.)

Это романтический пейзаж: каждая его деталь необыкновенна, этична, принадлежит не только реальности («пышные поля...холмы... груды темных скал»), но и области мечты, фантазии, божественному («горные хребты, причудливые, как мечты», «курилися, как алтари»; «сквозь туман, // В снегах, горящих, как алмаз, // Седой, незыблемый Кавказ...», «тайный голос».

Анализ художественных приемов

Язык поэмы находится в полном соответствии с её содержанием и характером героя. Белинский писал: « Этот четырёхстопный ямб с одними мужскими окончаниями…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой могучей натуры и трагическим положение героя поэмы».

1. Обсуждение вопроса

Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермон­тов в описании пейзажа?

Развёрнутые метафоры при описании картин природы:

Кругом меня цвёл божий сад.

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слёз.

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов;

И гроздья полные на них.

Серёг подобье дорогих

Висели пышно. И порой

К ним птиц летел пугливый рой.

Метафоричные эпитеты: серебристый голосок, сладостная луна, золотой песок, сонные цветы, пышные поля, свежею толпой, объятья каменные, тайный ночлег, сладкая тоска, священные слова, могучий дух, блаженные дни, ужасный час.

Метафоры:

Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской;

Я грыз сырую грудь земли;

Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном;

И солнце сквозь хрусталь луны сияло сладостней луны;

Но что ж? – Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок;

венцом дерев, груды скал;

олицетворения - думы скал, седой наказ;

сравнения - деревья, как братья в пляске круговой,

в снегах, горящих, как алмаз;

горные хребты, причудливые, как мечты; курилися, как алтари, их выси;

облака, как будто белый караван залетных птиц.

Зрительные впечатления, возникающие у читателя благодаря этим художественным средствам, усиливаются звуковыми. Аллитерация на шипящие передаёт шум леса (пышные, разросшихся, шумящих, свежею). Раскатистые «р» подчеркивают мощь скал и грохот перекатывающихся и падающих камней (груды, горные хребты, курилися, как алтари). Мягкие сонорные «л» обозначают легкость и нежность мечтаний (залетных, дальних, вдали, легко).

2. Работа в группах

Задание: найти примеры использования художественных средств и

объяснить их роль в создании образа героя.

Примечание: можно закрепить за каждой группой поиск одного из художественных

средств или проанализировать с этой точки зрения главы поэмы.

Примеры:

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей». И т. д.

Богатство изобразительных и выразительных средств тесно связано с богатством внутреннего мира героя. « Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы. Когда он писал эту поэму».

3.Анализ эпизодов

Задание группам - проанализировать эпизоды:

а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.

б) Встреча с грузинкой.

в) Бой с барсом.

IV . Итог урока

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он ви­дел, но и тем, что он успел совершить. Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой»; общение с природой принесло радость (ему «было! весело вздохнуть... ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? // Жил».

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать и главное - испыты­вать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри. Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.

Прожив три дня на свобо де, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в битве с барсом «Пламенная страсть» Мцыри - любовь к родине – делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от воз можного счастья любви, превозмогает страдания, голод, в отчаянном порыве пытается пробиться через лес ради цели - «пройти в родимую страну».

Мцыри вынослив. Ис­терзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отча­янном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.

Почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки?

Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?

Почему Мцыри сразился с барсом, ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял?

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, ис­полненное отчаянием и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, на­ ложили на него свою печать, сделав «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Его последнее желание – быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Такое пораже­ ние в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. По­ этому гибель его при всей трагичности вызывает у чита­ теля гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья.

Какое значение имела поэма в эпоху М. Ю. Лермонтова?

Вся поэма представляет страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы. От родного народа. От родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. Чувства и переживания Мцыри – это чувства и переживания самого Лермонтова и его передовых современников.

V . Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мцыри».

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

НА ТЕМУ

«СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ»

ПО ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Учитель Хайло Е.В.

ЦЕЛИ:

образовательные : продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы его изображения, организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

воспитательные: воспитывать интерес к тв-ву поэта.

ТИП УРОКА: формирование знаний и умеий.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме на электронном носителе, таблица, учебник литературы п\р Г. И. Беленького 8 кл., изд-во «Мнемозина» 1999г.

ПЛАН УРОКА

    ОРГМОМЕНТ

    МОТИВАЦИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

    ПРОВЕРКА Д/З

а) лексическая работа

б) сообщения учеников

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) аналитическая беседа

б) аудирование (слушание выразительного чтения в исполнении профессиональных чтецов)

в) самостоятельная работа

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ

а) создание проблемной ситуации

б) эвристическая беседа

    РЕФЛЕКСИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ Д/З.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ

2. МОТИВАЦИЯ

Соберите разрезанное высказывание

«ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за нее».

Объясните смысл высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь.

(ответы детей)

Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи - Мцыри.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Т. о. Тема сегодняшнего урока - СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ. Соответственно ЦЕЛЬ нашего урока - раскрыть особенности характера Мцыри.

А эпиграфом к уроку послужит высказывание известного русского критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри».

Как по вашему мнению, что значит исполинская натура?

(необычайно широкая, свободная).

А каково значение слова «СВОБОДА» по словарю В. И. Даля?

4. Д\З

а) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

У Даля «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

А как трактует это понятие С. И. Ожегов, автор современного толкового словаря?

(возможность проявить свою волю, отсутствие стеснения и ограничений, состояние того, кто не находится в заключении, в тюрьме).

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СМЫСЛА ЗАДАНИЯ.

Так что же значит СВОБОДОЛЮБИВЫЙ?

(Ценящий и любящий свободу).

Таков ли характер у Мцыри, мы постараемся сегодня на уроке разобраться. Но мы с вами знаем, что характер человека закладывается с детства (вспомним Петра Гринева). Поэтому предлагаю сначала вспомнить историю короткой жизни Мцыри, начав с того, каким образом тот попал в монастырь.

(Сообщения А. Бурлака или С Мельницкого)

Какое впечатление производит на вас Мцыри-ребенок?

(Это одинокий несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой).

5. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Жизнь Мцыри в монастыре.

Но уже здесь формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (окружающая обстановка, люди и то, что заложено природой, передано с молоком матери, т. е на генетическом уровне).

Какие же это черты? Найдите в тексте.

.. он был, казалось, лет шести......

.. Бродил безмолвен, одинок...

ВЫВОД:

Его мы запишем в таблицу, отражающую черты хар-ра Мцыри. И главная его черта - это Могучий Дух. Вспомните: «Он тихо гордо умирал». (ТАБЛИЦА)

Подумайте, дает ли Лермонтов конкретный портрет героя? Почему нет? (Автор дает лишь обобщенный портрет, т. к. такова была судьба многих горцев).

Художественные приемы (эпитеты и сравнения), используемые автором, не поддаются образному восприятию, а только чувственному и являются тому подтверждением.

О чем же мечтает юноша? (Увидеть Родину)

Найдите в тексте и прочитайте, какой он ее представляет.

    И это не просто мечты: это одна, но пламенная страсть, которая сравнивается с червем.

  • Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, добирается до каждого уголка его души, поглощает его также, как червь лишает жизни яблоко. Т. о. Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри.

    Какова же цель побега Мцыри? Почему она его так гложет? Ответ подтвердите цитатами из текста.

* Я мало жил, но жил в плену..

Таких две жизни за одну

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог.

*Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

* Задумал я взглянуть на дальние поля...

* Я цель одну - пройти в родимую страну

Имел в душе.

ВЫВОД:

Какая же черта хар-ра двигала им?

(жажда свободы, воли, т. к. представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

    А объясните, почему Мцыри убежал в грозу?

(зов природы. Гроза - идеальное время для побега. Сама природа помогает Мцыри.

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОЭМЕ.

(ГЛАВЫ 9, 10, 11).

    Что увидел Мцыри и узнал о жизни во время скитаний?

(гл. 6, 9, 10, 11).

ВЫВОД: Природа прекрасна, а значит, и жизнь прекрасна. Быть с Природой вместе - значит быть свободным. Значит, только там он свободен. Обратите внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой. Как характеризуют они юношу?

(подчеркивают его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому: шакал кричал и плакал, как дитя). И барса он тоже сравнивает с человеком и говорит: «Обнявшись, крепче двух друзей». И даже когда юноша побеждает дикого зверя, все равно считает его достойным противником.

    Таким образом, личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль, т. к. дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания хар-ки Мцыри. Значит, через понимание природы раскрывается еще одна черта хар-ра героя. Какая?

ЧУТКОСТЬ ДУШИ, его любовь к жизни, ко всему прекрасному. Не каждый способен видеть, замечать красоту природы. Например, монахи.(ТАБЛИЦА)

    Эту черту мы видим благодаря использованному Лермонтовым приему АНТИТЕЗЫ, т. е. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Мцыри поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни.

ВЫВОД: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяет ему сравнить вольную жизнь с раем.

    Но природа не только прекрасна, она и опасна. (здесь водятся ядовитые змеи, дикие животные).

    Какую роль играют эти опасности?

(Подстерегая Мцыри, они все-равно близки его душе, как и молнии, к-рые озаряли его путь во время бегства из монастыря).

    Но ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он успел увидеть, но и с тем, что успел совершить.

    Что же совершил Мцыри и как раскрылся здесь его характер?

* Бегство из монастыря дало ему ощущение единения с природой.

* Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску - способность любить. (ТАБЛИЦА)

Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям. К которым так стремился всю жизнь?

(Это еще не его родина, не его край отцов).

* Бой с барсом. Почему он с ним сразился? Ведь мог спокойно уйти или переждать, чтобы тот его не заметил.

(Мцыри хотел познать счастье борьбы, восторг победы, узнать свою силу, смелость). Еще одна черта - стремление к самопознанию. (ТАБЛИЦА)

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА В ИСПОЛНЕНИИ заслуженного артиста Чеченской республики РАМЗАНА УМАЕВА.

Итак, каким словом можно объединить все эти переживания? ЖИЗНЬ.

    Что же значит жить для героя?

(находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и главное, испытывать блаженство свободы).

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

    В начале урока Мы говорили о МЦЫРИ как о пленнике, жившем в монастыре. Он многого не знал о себе, т. к только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

    Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?

* Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т. е становится целеустремленным.

* Он узнал, что смел и бесстрашен.

* Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы прийти в родимую страну.

* Что он вынослив. Истерзанный барсом, он собирает остатки сил и пытается выйти из леса.

    В чем же заключается особенность хар-ра Мцыри? Можно ли ответить словами Белинского?

    Да, Мцыри - это могучая натура. Он стремится к счастью, к-рое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Даже готов отдать жизнь.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

    Давайте вспомним, к какому литературному направлению относится поэма «МЦЫРИ»и почему?

(Это романтическая поэма, т. к. Мцыри одинок, имеет яркий хар-р, стремится к свободе, его не понимает общество. В данном случае монахов.

    Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и могучей природы Кавказа, символом величия, непокорности и свободы которой являются горы.

    А если поэма - романтическая, то кем будет герой?

(Романтиком, т. к. для романтика вся жизнь - борьба.

7. ОБОБЩЕНИЕ.

    • Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.

КАРТОЧКА

    • Почему погиб Мцыри?

Истоки трагедии Мцыри - это условия.....

Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его …................................................................... .. и привели к …......................................................................

Его последним предсмертным желанием стало …...........................................................................................

Это не примирение, а победа. Жизнь обрекла его на.........................................................................................., а 3 дня на воле дали...........................................................

Поэтому его гибель вызывает............................................за Мцыри.

8. РЕФЛЕКСИЯ

    Вы тоже живете в районе Кавказских гор. Вы можете назвать себя романтиками? Чувствуете ли вы себя одинокими и в тюрьме? Стремитесь ли вы познать себя? Нужно ли вам для этого сразиться с барсом? Подумайте. Может быть, размышления об этом помогут написать сочинение - миниатюру.

    1. Что для Мцыри - свобода?

    2. Чем Мцыри близок самому Лермонтову и мне?

Я даю вам свободу выбора.

25.01.2013 43524 2621

Урок 31 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»

Цели урока: проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова; закрепить литературоведческие понятия: «романтическая поэма», «романтический герой»; учить дискутировать, аргументированно высказывая свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Дискуссия по поэме Лермонтова.

Слово учителя.

В одной из школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме Лермонтова «Мцыри»? И вот что они написали (проецируется на экран):

«Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую».

«Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

«Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей родины».

– А как бы вы ответили на эти недоуменные вопросы?

– Все ли вам понятно в этой поэме? Нет ли своих вопросов?

IV. Контрольная работа по карточкам-вариантам.

Вариант 1.

1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

(Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.)

2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из VI главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов?

(Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. В основе метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. п ейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) – одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) – непреодолимое стремление на родину).

3. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?


(Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)

4. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

(Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

Вариант 2.

1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

(Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

2. Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

(Мцыри признается старику-монаху:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, – но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв...

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.)

3. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более, что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из XI главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.)

4. Какими художественными средствами пользуется автор, рисуя своего героя? Приведите примеры.

(В поэме мы находим гиперболы :

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Сравнения:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз и прятался, как змей.

Эпитеты :

Но юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!)

V. Подведение итогов урока.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.