Создание предметной среды учебной дисциплины математика. Что такое предметно-развивающая среда? Предметно-развивающая среда в ДОУ Выступление на заседании ШМО «Начальная школа»

Следует отметить, что предметная среда в нашей группе имеет характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Это говорит о том, что среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Мы стараемся часто не переставлять оборудование в группе, предварительно спланировав обстановку в помещении до прихода детей. Дети второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, а не вместе.

Каждая образовательная область направлена на развитие детской деятельности:

Игровой;

Двигательной;

Познавательно-исследовательской

– продуктивной (конструктивной);

Коммуникативной;

Трудовой;

Восприятие художественной литературы

Художественное творчество

Исходя из этого, организуя пространственно-развивающую среду, мы интегрируем в ней все виды деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

У наших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды учитывает для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Для игры детей 5-6 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, предлагаются наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

У нас это:

· шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

· пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

· домик-теремок - ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где "живут" мягкие игрушки-звери, прячутся и устраивают свой "дом" дети; здесь же развертывается игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

· тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными.

Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

Эргономика рассматривает систему "человек - машина - среда" как совокупность следующих компонентов: человек-оператор (группа операторов); машины (технические средства, орудия труда); среда (внешние условия труда). Педагогическая эргономика в образовательной системе тоже выделяет подобные составляющие: учитель (учителя); ученик (ученики); средства обучения (технические средства обучения, лабораторное оборудование, действующие модели и др.); учебная среда (классы). Некоторые исследователи выделяют в образовательной системе такой компонент как информационно-предметная среда.

Информационно-предметная среда - рационально организованное учебное пространство, которое дает возможность учителю эффективно учить, а ученику - продуктивно усваивать знания, умения, навыки.

Такое среда формируют взаимосвязанные информационная и предметная части. Информационная среда - это совокупность способов использования человеческих знаний. Они дают возможность хранить, упорядочивать, накапливать, передавать и воспроизводить научно-учебную, воспитательную и методическую информацию. Предметная среда - это совокупность материальных средств, с помощью которых осуществляется учебный процесс, то есть помещение, оснащенное различными видами учебного оборудования и приспособлено к деятельности учителя и учащихся.

Информационно-предметная среда современной школы должен быть гибким, чтобы можно было перестроить учебный процесс в соответствии с требованиями времени. Кроме того, оно обязательно должно содержать основы для построения школы будущего. Информационно-предметная среда учебного заведения должно стать средой партнерства, сотрудничества между учителем и учеником, а также способствовать выбору разнообразных форм занятий, комфортных режимов труда и отдыха, сохранению и укреплению физического и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Педагогическая эргономика выделяет следующие элементы информационно-предметной среды школьного кабинета:

Правила поведения в учебном пространстве, обеспечивающих личную и общественную безопасность;

Средства обучения (учебники, учебные пособия, наглядные средства, дидактические материалы), а также способы их хранения и размещения (специализированная мебель);

Учебное оборудование (технические средства обучения, лабораторное оборудование, мебель);

Постоянные и сменные экспозиции учебного кабинета.

Существует комплекс эргономических требований к содержания информационно-предметной среды школьного учебного кабинета: педагогические, психологические, организационные, информационные, требования соответствия специфике учебного предмета, возрастным и индивидуальным особенностям; эстетические. К ним относятся правила и указания, которые должны максимально обеспечить реализацию цели учебно-воспитательного процесса - формирование знаний, умений и навыков, развитие личности с учетом антропометрических, физиологических, психологических особенностей школьников.

Каждый элемент информационно-предметной среды должен быть не только источником информации, но и инструментом, что способствует формированию общеобразовательных знаний, умений, навыков, развития личности ученика, является основой его самосовершенствования. Кроме того, средства обучения должны активизировать внимание учащихся, вызвать интерес, восхищение, воздействовать на них эмоционально. Следовательно, педагогические требования занимают важное место в системе требований к информационно-предметной среды учебного пространства.

Группа требований касается обеспечения психологически комфортных отношений между участниками образовательного процесса, достаточных информационных, зрительных и слуховых связей во взаимодействии учащихся с учебным средой.

Источником комфорта в учебной деятельности является уровень отношений и взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Общение между учителем и учениками должно основываться на гуманных и высоконравственных принципах сотрудничества, сотворчества и соподчинения. Только при таких условиях можно воспитать человека, способного мыслить глобально, принимать взвешенные решения, воплощать их в жизнь и нести моральную ответственность за их последствия.

Организационные требования обеспечивают надлежащий порядок работы в информационно-предметном учебном среде. Они охватывают внутренние правила поведения и основываются на особенностях организации учебной деятельности. Каждое средство обучения должен иметь четко определенное место, соответствующее функциональное назначение, быть легкодоступным в любой момент урока, снабженным методическими указаниями по применению.

Разнообразие источников информации вызывает у младших школьников трудности в ориентировании. Содержание информации, что несет определенный элемент информационно-предметной среды, должна сосредотачивать внимание учеников, занимать ведущее место в учебной деятельности, предотвращать отвлечению на другие дидактические средства. Для этого с информационного поля учеников забирают лишнюю информацию, поскольку средства, которые не несут дидактического нагрузки в определенное время, не должны находиться в поле зрения школьников.

Информационно-предметная среда должна соответствовать специфике учебного предмета (естественно-научного или гуманитарного цикла). Учитывают не только особенности учебной дисциплины, но и психологическую позицию школьников по отношению к ней. Например, уместно такое оформление информационно-предметной среды в кабинетах гуманитарного цикла, что способствует спокойствию и уверенности в себе. Изучение точных дисциплин требует сосредоточенности внимания, поэтому дизайн кабинетов делают конкретным, выразительным и четким. Соответственно оформляют учебные помещения, предназначенные для занятий с нескольких смежных или разнородных учебных дисциплин.

информационно-предметную учебную среду адаптируют возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их подготовки. При этом учитываются антропометрические и психофизиологические характеристики школьников. Особенно это касается учеников начальной школы, в которых они с возрастом быстро меняются.

Для комфортности информационно-предметной среды большое значение имеет эстетическое наполнение - художественное оформление (живопись, скульптуры, мозаики, витражи и тому подобное), оптимальное цветовое решение экспозиций, учебного оборудования, мебели и всего интерьера, удобство и надежность в работе со средствами обучения, оптимальное распределение яркости в поле восприятия зрительной информации, использование музыкального сопровождения учебно-трудовых процессов и тому подобное.

Школьный возраст - это период всестороннего духовного развития ребенка, повышенной чувствительности к красоте. Дети ранимы и эмоционально чувствительны. Они воспринимают прежде всего те свойства объектов, которые имеют на них эмоциональное воздействие, вызывают восхищение. Поэтому оформление информационно-предметной среды в начальной школе следует сделать наглядным и ярким. Итак, современное оформление школьных интерьеров должно способствовать эстетическому воспитанию детей, развивать их воображение, индивидуальные вкусы, пробуждать творческую активность.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Петровскозаводская средняя общеобразовательная школа»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на заседании ШМО «Начальная школа»

Современный урок в условиях ФГОС с применением

предметно-развивающей среды

Учитель начальных классов: Шарифьянова А.А.

Март, 2014-2015 учебный год

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира…. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…. Е. И. Тихеева

В начале нового тысячелетия наступила насущная потребность в модернизации одного из важнейших институтов социализации человека – системы образования. Новая школа должна максимально соответствовать требованиям времени.

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения говорят о том, что школа должна разработать образовательную программу таким образом, чтобы создавались условия для раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка, учитывались его склонности, чтобы ребенок мог успешно адаптироваться в сегодняшнем реальном мире: на создание условий для воспитания детей с высокими моральными, эстетическими и духовными качествами; на создание условий для решения проблем ЗОЖ ученика и его здоровья.

Итак, методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю таким образом… (формирование мировоззрения)

Портрет выпускника начальной школы.

Важнейшие черты выпускника школы:

Нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой);

Любознательность, активность в познании мира;

Готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями.

Образ выпускника - доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, готовый обучаться в основной школе.

Важным направлением модернизации российского образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Здоровье – важнейшее условие успешной реализации личности. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественно – научных позиций. Это означает прежде всего учёт психофизиологических особенностей младших школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого – гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени.

Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей.

Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (водоснабжение, канализация, освещение, воздушно-тепловой режим);
  • санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
  • социально-бытовых условий (наличие учительской, оборудованного рабочего места);
  • пожарной и электробезопасности;
  • требований охраны труда;
  • соблюдение сроков и объемов текущего и капитального ремонта.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения

Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы (информационно-образовательная среда).

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением компьютерных технологий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной

образовательной программы

  • Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы включают:
  • параметры комплектности оснащения образовательного процесса, в том числе по каждому учебному предмету;

Параметры качества обеспечения образовательного процесса.

Большую часть времени ребенок проводит в школе. Значит, развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде.

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Предметно- развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте игра.

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста.

Образовательная среда начальной школы - это:

  • современная удобная мебель,
  • магнитные плакаты,
  • деревянные раздаточные дидактические материалы,
  • игровые пособия,
  • программные продукты,
  • конструкторы и многое другое.

Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:

  • Принцип открытости
  • Принцип гибкого зонирования
  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды
  • Принцип полифункциональности.

Ежегодно в образовательное учреждение поступает большое количество первоклассников. Первый год ребенка в школе – это период адаптации в новом коллективе, период психофизической адаптации.

Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением ведущей деятельности, требует определённой психологической готовности ребёнка к школе.

Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой – не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширения его адаптивных возможностей.

Классная комната должна содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Факторы, влияющие на планирование предметно- развивающей среды ОУ:

1. Региональное расположение ОУ

2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.

3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.

4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.

Обучение в начальной школе проходит в одном помещении. Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т. к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя.

В игровую предметно - развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в игровой комнате.

Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребенка, способствуют тренировке подвижных нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.

При конструировании комнаты необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и потребности детей младшего школьного возраста, помещение должно отвечать требованиям многофункциональности, рациональности использования пространства, взаимосвязи цветовой отделки и освещения, целесообразности озеленения интерьера. Пространство игровой комнаты нужно организовать таким образом, чтобы дети могли в нём свободно перемещаться, играть, отдыхать.

Оснащение детской игровой комнаты позволяет педагогам начальной школы интересно организовать досуг детей во время динамической паузы, перемен. Многофункциональность оборудования в игровой комнате дает возможность проведения подвижных игр и развития творчества детей младшего школьного возраста, наряду с этим, гарантирует безопасность, так как, все выполнено из мягких, легких, экологически чистых материалов.

Организация детской игровой комнаты в школе позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

Оснащение игровой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

В предметно - развивающую среду младшего школьника могут входить следующие зоны:

1. Учебная зона.

Учебная зона включает в себя трёхсекционную магнитную доску, комплекты-пары «парта-стул», рабочее место учителя.

2. Спортивно-оздоровительная зона

Идея создания спортивно-оздоровительной зоны обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста очень подвижны, им сложно сидеть на месте 4 урока, они переутомляются, устают от статичного образа. При этом нарушается и осанка, недостаточно развиваются такие физические способности, как гибкость, ловкость.

Спортивно-оздоровительная зона – это в первую очередь, гимнастическая стенка с гимнастической доской. Здесь же на полу находится массажный коврик, на полках размещены массажные мячи, резиновые мячи различной величины, пластмассовые гантели, кегли, а также скакалки, настольный теннис, комплект ракеток, футбольный и баскетбольный мячи, горки, бассейн из мячей и т.д.

Эффективность спортивно-оздоровительной зоны очень высока. Любой ребёнок, почувствовав усталость во время занятий, может пройти в спортивный уголок и самостоятельно сделать массаж стоп на массажном коврике, может повисеть на перекладине гимнастической стенки, может выполнить упражнения в лазании по стенке или доске. На гимнастической стенке дети закрепляют умения, полученные на уроках физкультуры, выполняют простейшие акробатические упражнения.

3. Игровой центр.

Игровая зона предназначена для организации предметных и сюжетно-ролевых игр. Пол игровой зоны застелён ковром, поэтому дети могут играть сидя. В этой зоне есть уголок для мальчиков и уголок для девочек. На полках размещены различные игрушки: машинки, куклы, кукольная мебель, наборы инструментов, конструкторы и т.д. В уголке размещён небольшой раскладной столик и зеркало, прикреплённое к стене на уровне глаз детей. Дети очень любят играть в такие сюжетно-ролевые игры, как «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Школа». В свободное время ребята любят посидеть в игровом уголке с книжкой, играть в лото, домино, шашки и т.д.

4. Коррекционная (социальная) зона.

Одной из задач школы является коррекция нарушений психических процессов учащихся. Коррекционная работа ведётся как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок мебельной стенки. Здесь размещены различные игры на развитие сенсомоторных процессов, дидактические игры, развивающие познавательные процессы, шнуровки, мозаика, пазлы, игры с сыпучими материалами. Дети сами выбирают игру или игру предлагает педагог с учётом индивидуальных потребностей ученика. Игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы. Дети играют, выполняют задания, конструируют сидя за партой или в игровом уголке.

5. Зона отдыха.

Большинство детей находятся в школе до 14.30 и 5 дней в неделю. Чтобы пространство игровой комнаты сделать более домашним, чтобы ученики более легко перенесли период адаптации, возникает проблема создания зоны отдыха. В зоне отдыха находятся телевизор, DVD-проигрыватель, магнитофон. Во время просмотра дети сидят за партами или на мягких стульях. Учащиеся любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе.

На занятиях рисования, прикладного искусства можно включить приятную музыку, выполнить музыкальные физкультминутки. Ребята любят петь караоке, слушать и подпевать детские песни. Это все можно организовать в этой комнате.

6. Зона «Очумелые ручки»

Зона «Очумелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости.

Создание данной зоны помогает ребёнку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку.

Мебель светлая – парты со стульями, трёхсекционная стенка, двустворчатый и трехстворчатый шкафы, полки для цветов.

Дизайн учебных кабинетов способствует активизации художественно-эстетического и познавательного развития ребенка. Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство достигнуто за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому.

Дети лучше всего учатся в процессе деятельности, удовлетворяющей присущую ребенку любознательность - игры, исследования, творческого моделирования и конструирования.

Игровая комната должна иметь хорошую вентиляцию и освещение, регулярно подвергаться влажной уборке.

Огромной популярностью у детей пользуются надувные мячи. Красивый внешний вид и необыкновенная прочность, вариативность способов применения для различных игр и занятий делают мячи одним из любимых видов спортивно-игрового оборудования.

Универсальная детская мебель предназначена для создания комфортных условий в игровой комнате. Особая технология изготовления, яркость, легкость и привлекательность способствуют созданию условий для отдыха на диванчиках.

Батут - это увлекательный и безопасный тренажер. Способствует не только физическому развитию детей, но и развлекает, создает возможность игры цирковой тематики, делает детей более смелыми и уверенными в себе. Батут развивают ориентировку в пространстве и равновесие.

7.Зона «Мир природы»

Здесь необходимо разместить материал, способствующий формированию у школьников представлений о формировании жизни на земле, о приспособлении живых организмов к среде обитания, о росте, развитии и размножении живых существ, о природных сообществах (экосистемы)

Оглядываясь в прошлое, надо с почтением склонить головы, а глядя в будущее – засучить рукава.

Список литературы:

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.(Стандарты второго поколения)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку

Тезисы

Требования к развивающей предметно- пространственной среде в соответствии ФГОС

1.Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей

2.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной

5.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём;

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.


Термин «предметная среда» и связанное с ним понятие появились в результате переноса на мир человека и человеческой деятельности представлений, выработанных при исследовании животных организмов и их поведения. В основе соответствующего биологического понятия -- «природная среда» -- лежало расчленение объекта изучения на «организм» и «среду», причем среда составляла природные, естественные условия жизни организма, к которым, по мысли биолога, организм должен был приспосабливаться. Природная среда в рамках этой абстракции не зависит от жизнедеятельности и поведения животных организмов; если она и менялась, то не в связи с ними. В свою очередь, поведение организма определялось его отношением к природной среде и вместе с тем создавало это отношение: животные могли избегать неблагоприятных условий или, наоборот, находить благоприятные. Даже в тех случаях, когда жизнедеятельность и поведение животных изменяли среду, то это все равно выступало для животных как стихийный, не зависящий от них, естественный процесс изменения самой природы. (Предметная среда -- это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.)

Подобные представления об обособленном животном организме и его отношении к природной среде подразумеваются и тогда, когда речь идет о предметной среде человека. Хотя в этом понятии вместо животного организма фигурирует человек, а вместо природы -- предметность, окружающая человека, характер абстракции остается тот же: человек мыслится приспосабливающимся к предметной среде, а среда -- независимой от человека.

Надо заметить, что подобный перенос понятия оказался возможным лишь на особом историческом этапе развития общества, когда отдельный человек стал настолько независимым от социума и приобрел такую мощь, благодаря экономическому или политическому управлению им, что стал действовать вопреки другим членам общества и против них, когда такое поведение стало своеобразной нормой жизни. Отдельный человек, при этом понимании, рассматривался как независимый организм, а все окружающее его -- как среда его поведения и жизнедеятельности. Здесь налицо пример совершенно неадекватного осознания новых условий жизнедеятельности. Приобретенная свобода осознается как рабская зависимость. Вполне естественно поэтому, что вскоре же такое представление начало с самых разных сторон обнаруживать свою неадекватность реальному положению дел.

Прежде всего, было отмечено различие между природной и социальной средой человека. Стало очевидно также, что сама социальная среда очень неоднородна: отношение человека к другим людям существенно иное, нежели отношение к вещам. Именно эта последняя составляющая социальной среды и была названа предметной средой.

Отмечалось также, что человек не просто приспосабливается к предметной среде, но и непрерывно изменяет ее своим поведением и деятельностью, что эти изменения осуществляются не столько стихийно, как у животных, сколько сознательно и целенаправленно. Последнее, естественно, привело общественную мысль к следующему принципиальному выводу: человек не просто изменяет предметную среду -- он ее производит, творит в соответствии со своими идеями, идеалами и планами. Это обстоятельство существенно отличает предметную среду человека от природной, которая изначала дана людям и не является продуктом их деятельности. Имея это в виду, предметную среду человека стали называть «второй природой».

Фиксация искусственности предметной среды, или второй природы, по сути дела, коренным образом изменила само понимание взаимодействия между организмом и средой. Человек оказывался таким организмом, который по отношению к предметной среде выступал уже не как приспосабливающийся, а как производитель и творец предметности, как ее источник. Предметная среда в силу этого перестала пониматься в качестве среды и была осознана в виде продукта человеческой производящей деятельности, в частности промышленного производства.

Но характеристики искусственного, будучи совершенно верными, не исключали и иных определений: в другом плане предметный мир, созданный и создаваемый людьми, выступал по отношению к ним как среда, к которой они должны таки были приспосабливаться и в соответствии с которой должны были строить свое поведение и свою деятельность. Поэтому определение мира вещей, созданных людьми и окружающих их, как предметной среды, т. е. как естественного, продолжало сохраняться, несмотря на очевидную правильность характеристик искусственного.

В основании этих двух разных характеристик, внешне приводящих к противоречию, лежит исключительно важная и принципиальная двойственность в положении и деятельности самого человека.

Своеобразие существования человека состоит как раз в том, что каждый отдельный человек является не только отдельным и самостоятельным человеком, живущим в природной и социальной среде, но всегда также определенным органом более сложного, социального организма -- человеческого общества, элементом сложной социальной системы. При этом, как выясняется, именно это второе качество -- органа социальной системы -- является главным и определяющим для человека, а существование его в качестве отдельного и независимого организма является вторичным, определяется потребностями более широкой социальной системы и, как показывает история, встречается отнюдь не при всякой организации человеческого общества.

Один и тот же индивид в современном обществе выступает и в той и в другой роли. Но он разный в каждом из этих отношений и по-разному относится к своему предметному миру.

Отдельный человек может производить, создавать элементы предметного мира, и поэтому многие элементы последнего выступают для него не как продукты его сознательной и целенаправленной деятельности, а как нечто естественно данное, независимое от него и противоречащее ему, как то, с чем ему приходится считаться и к чему ему приходится приспосабливаться, т. е. как среда его жизнедеятельности,

Если мы говорим о создании или производстве предметного мира в целом, то можем и должны иметь в виду уже не отдельного человека, а всех людей, объединенных в человечество, или, точнее, Человечество -- как единый социальный организм, создающий и производящий весь предметный мир. Но для организма этого рода, для Человечества, предметный мир выступает уже не как среда, к которой нужно приспосабливаться и которая живет по своим стихийным, естественным законам, а как продукт его деятельности, как его творение и в этом смысле -- как полностью от него зависящий мир.

Подобное творческое отношение к предметному миру доступно и характерно не только для абстрактного социального организма, или Человечества, но и для каждого конкретного человека. Реальное существование -- сознание и поведение отдельного человека -- задано не только его положением в системе Человечества, его функциями в этой социальной системе. Являясь органом всей социальной системы, отдельный человек как бы перенимает всю ее мощь и, благодаря этому, встает на один уровень с природой и предметным миром. Если человек осуществляет в социальной системе функцию управления, то он как бы присваивает себе всю эту социальную систему и начинает относиться к первой и второй природе посредством этой системы. В таком положении отдельный человек может чувствовать и осознавать себя производящим весь предметный мир, ибо его цели и идеалы, реализованные социальной системой, изменяют и преобразуют мир. Осознание этого факта определяет отношение современного человека ко всем окружающим его предметам и позволяет ему рассматривать их не как среду, к которой надо приспособиться, а как мир, который надо изменить.

Очевидно, что практически это отношение возможно только в том случае, если отдельный человек действительно является органом и агентом Человечества, если он сознает себя таковым, если он действительно присваивает себе социальную систему и получает возможность распоряжаться ее мощью в ходе своей собственной индивидуальной деятельности. Очевидно, что это происходит не всегда, и не может происходить всегда. Уже один факт различий и разнообразия целей деятельности отдельных людей ставит этому преграду и заставляет их подчинять свои цели и желания интересам целого. Отсюда знаменитый тезис о свободе человека как осознанной необходимости. Реально предметный мир, как и все остальное в социальных структурах, выступает для всякого отдельного человека с двух, связанных между собой сторон: с одной -- как предметный мир, который он в качестве органа и агента Человечества производит и изменяет в соответствии со своими идеалами, целями и потребностями, с другой -- как предметная среда, к которой он должен и вынужден приспосабливаться, как независимая от него сила, обладающая своими естественными законами жизни, с которыми он должен сообразовать все свои сознательные действия, если действительно хочет быть свободным.

Указанная двойственность в отношении человека к предметам окружающего мира дает возможность различить в жизнедеятельности каждого отдельного человека поведение и собственно деятельность. Отношение приспособления к предметам окружающего мира задает функциональные характеристики поведения, а сами эти предметы превращает в предметную среду. Отношение сознательного и целенаправленного изменения и преобразования предметов окружающего мира, или же использование их в качестве средств и орудий такого преобразования, задает функциональные характеристики деятельности, а сами эти предметы превращает, соответственно, в предметы деятельности, ее продукты и средства. В поведении и в деятельности предметы окружающего нас мира живут, если можно так выразиться, разной жизнью и по разным законам.

Вещи предметного мира могут не удовлетворять людей и человечество и как среда поведения, и как элементы деятельности. Отношение неудовлетворенности предметной средой возникает в тех случаях, когда вещи начинают ограничивать поведение и деятельность людей, создают дискомфорт и напряженность в психическом состоянии. Это может происходить и происходит потому, что поведение и деятельность людей меняются, а предметная среда остается прежней и входит в противоречие с новыми процессами; потому, что предметы, являющиеся условиями и элементами деятельности и поведения разных людей, групп и коллективов, сталкиваются и пересекаются в одном и том же пространственно-временном ареале; потому, что предметный мир изменяется и преобразуется быстрее, нежели реальные связи и механизмы процессов деятельности; наконец, потому, что идеалы и требования человека к наилучшей организации деятельности и среды опережают реальные процессы преобразования предметного мира.

Но какими бы ни были причины, по которым возникает неудовлетворенность состоянием предметного мира, необходимо различать два ее плана: а) отношение предметной среды к человеку и процессам его жизнедеятельности и б) отношение предметной среды к нормативным структурам деятельности, к нормам ее. Оба плана предполагают совершенно разные линии как осознания и изучения социальных разрывов, так и практического социального преодоления их. Предметный мир получает совершенно различные характеристики в зависимости от того, берется ли он в отношении к абстрактным структурам деятельности, в частности производственной, или же в отношении к людям. В первом случае точкой отсчета становится производство, его максимальная продуктивность, а люди выступают как элементы производственного механизма, элементы, без которых, к сожалению, нельзя обойтись, которые должны обеспечить максимум производственной энергии и которых для этого приходится специально воспроизводить. Во втором случае точкой отсчета становятся люди, независимые от производственного механизма, смысл и цель существования которых состоит в непроизводственной деятельности и которым нужно создать предметную среду, наиболее соответствующую непроизводительным установкам.

Таковы две крайние, полярные точки зрения на человека, производство и предметный мир. Обе -- достаточно бессмысленны из-за слишком абстрактного представления человека и производства и отсутствия действительного научного синтеза, дающего конкретное понятие о человеке. Но, к сожалению, многие философские и собственно научные осознания разрывов в отношениях между человеком, человеческой деятельностью и предметным миром до сих пор идут по этим крайним, полярным линиям, изображают их как разрывы либо только между человеком и предметной средой, либо только между деятельностью, чаще всего производственной, и ее вещественными элементами, т. е. нормами деятельности и их вещественными элементами.

Какой бы вид разрывов и противоречий ни осознавался отдельным человеком, его неудовлетворенность должна перерабатываться и преобразовываться в иные отношения, в отношения к иным элементам социальных структур. Какой бы плохой ни была предметная среда и какую бы неудовлетворенность она ни вызывала, из этого ничего не следует и ничего не вытекает, если мы относимся к ней только как к среде: ведь среда -- это то, что живет по своим естественным законам, не зависящим от нашей деятельности, то, к чему мы, следовательно, должны и только можем приспосабливаться. Чтобы могла возникнуть мысль об изменении предметного мира и установка на это изменение, предметный мир нужно представить уже не как среду, а как продукт и творение человеческой деятельности, деятельности человечества в целом и различных коллективов людей. Тогда отношение к предметному миру оборачивается отношением к абстрактному процессу его производства или же отношением к определенным людям, социальным группам и коллективам людей, производящим его. Первое происходит тогда, когда отдельный человек ощущает себя причастным ко всей социальной системе в целом, присвоившим ее себе; второе -- когда социальная система представляется ему расчлененной на классы и присвоенной классами, к которым он принадлежит.

В тех случаях, когда человек ощущает потребность изменить тот предметный мир, который его уже больше не устраивает, он обращает свою деятельность на процесс производства предметного мира и начинает перестраивать его так, чтобы это привело к производству другого предметного мира, другой предметной среды. Ясно, что это возможно не всегда, а только в случае, если этот отдельный человек не только ощущает себя, но и реально является органом социальной системы, имеющим возможность наметить, спроектировать и осуществить необходимое изменение системы производства. Ясно также, что подобный процесс является особым механизмом функционирования социальной системы и может происходить только в тех случаях, когда эта социальная система имеет необходимые для этого органы. Иначе говоря, целенаправленное и сознательное изменение предметного мира, рассчитанное на то, чтобы привести и постоянно приводить его в соответствие с изменяющимися процессами деятельности людей, их ценностями и отношениями к предметному миру, предполагает особые социальные структуры, особые органы, ни в коем случае не сводимые к одному лишь промышленному производству. Таким образом возникает социальный институт дизайнерского проектирования.

Для нас здесь важно только одно обстоятельство, а именно: объектом деятельности дизайнерского проектирования является предметная среда, но среда, понимаемая не биологически, т. е. как естественный объект, а синтетически -- как носитель оппозиции «естественное -- искусственное» Рис.1. Можно было бы заменить термин «предметная среда», и это, может быть, было бы самым удобным, но во-первых, трудно придумать другой, и во-вторых, он достаточно привился в литературе по дизайну.