Тема урока: Местоимение. Понятие о местоимении. Сравнение личных местоимений и имён существительных. Подготовила учитель начальных классов Кузьмичёва Татьяна. Рассказ о местоимениях Рассказ про местоимение в любой форме








3. Актуализация новых знаний. Работа с текстом. Работа с текстом. Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выби- рает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.


4.Физминутка Раз, два, три, четыре, пять. Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз! Раз – два, раз – два! Раз – два! Раз – два! Хватит – хватит, прибежали, Потянулись, подышали!


5.Работа по учебнику. Чтение вывода на стр Прочитайте личные местоимения. - Назовите местоимение, которое говорит о себе. - Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других, включая себя в их число? о себе, но и о других, включая себя в их число? - Какие местоимения употребляем, обращаясь к другому лицу? К нескольким лицам? - Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чём –либо или о ком-либо? о ком-либо?






8.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните местоимения. Знаете ли вы сказку о ковре-самолёте? Знаете ли вы сказку о ковре-самолёте? Издавна людям очень хотелось летать Издавна людям очень хотелось летать по воздуху, быстро ходить по земле. Вот они и мечтали о ковре - самолёт.., о сапогах - ск..роходах. Летят высоко в облаках самолёты. Бегут Летят высоко в облаках самолёты. Бегут по дорогам поезда и автомобили. Человек создал эти машины. Он управляет ими.





Когда-то жило в маленьком домике местоимение Оно. Это местоимение было очень одиноко. Оно не имело друзей, почти никогда не ходило на улицу подышать свежим воздухом и полюбоваться цветами. Ему ни с кем не хотелось дружить.

Как-то раз, когда выдался хороший и солнечный день, местоимение Оно решило отправиться гулять и поискать себе друзей. Местоимение направилось к лесу. Оно думало, что так будет лучше.

Вдруг Оно видит, что на поляне бегает местоимение Мой. Оно очень обрадовалось, что наконец нашло своего товарища, но Мой не захотел с ним дружить.

Тогда местоимение, которое искало себе друзей, подумало, что никто с ним не захочет дружить и отправилось домой. Оно очень замерзло и решило выпить горячего чая. Но вдруг в дверь кто-то постучался. Местоимение не стало открывать дверь, но стук продолжался.

Тогда Оно открыло, и в дом вошло местоимение Ваш. Ему надо было тоже с кем-нибудь подружиться, и два местоимения стали друзьями.

Вскоре к ним стали приходить новые местоимения, и этот дом наполнился друзьями.

(Медведева Ю., 6-а класс)

/необходимо было написать небольшой рассказ о части речи - местоимении, при этом надо выделить все встречающиеся местоимения и определить их разряды; желательно, чтобы в рассказе встретились местоимения всех разрядов/

Форма урока: ролевая игра.

Опережающее задание: Подготовить рассказ о местоимениях с презентацией, а также небольшое задание для одноклассников.

Цель:

  • Повторение разрядов местоимений в форме ролевой игры
  • Научиться применять информационные технологии для выступления
  • Совершенствовать умение выступать перед аудиторией, умение организовать работу коллектива.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К этому уроку каждый из вас готовился индивидуально, подготовил интересный материал для класса.

Итак, сегодня у нас в гостях Местоимения. Слово я передаю Личным местоимениям.

I. Рассказ о личных местоимениях

Добрый день, дорогие друзья, разрешите мне рассказать о нас - личных местоимениях.

1. Почему нас называют личными местоимениями?

Потому что мы указываем на лица, которые участвуют в речи. Например:

Я, МЫ - указываем на говорящего, мы местоимения 1 лица.

ТЫ, ВЫ - указывают на собеседника, это местоимения 2 лица

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - указывают на того, о ком говорят, или на то, о чем говорят. Это местоимения 3 лица.

2. Местоимения 1 и 2 лица: Я, МЫ,ТЫ,ВЫ - отвечают на вопрос КТО?

Местоимения 3 лица: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?

3. Мы бываем единственного и множественного числа:

Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО - единственное число

МЫ, ВЫ, ОНИ - множественное число

4. Мы изменяемся по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и все слово. Например:

Кого? - МЕНЯ

Кому? - МНЕ

Кого? - МЕНЯ

Кем? - МНОЙ

О ком? - Обо МНЕ

5. А теперь обратите внимание на примеры:

Ждать ЕГО - ждать у НЕГО

Послать ЕМУ - послать к НЕМУ

Заниматься ИМ - заниматься с НИМ

Скажите, пожалуйста, какая особенность в нашем склонении имеется в косвенных падежах?

Ответ: После предлогов у местоимений 3 -го лица появляется Н.

Запомнили мой рассказ?

6. Давайте немножко позанимаемся. Я сейчас раздам вам по одному названию местоимений, а вы составите с ними и глаголами, которые будут на доске, словосочетания и запишете на доске

(раздает таблички с названиями местоимений, чтобы хватило каждому ученику - Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ)

На интерактивной доске - глаголы:

Приблизился (к кому?) - ко мне

Беспокоился (о ком?) - о нас

Соревновался (с кем?) - с тобой

Расстилалась (перед кем?) - перед вами

Не смейся (над кем?) - над ним

Приготовить (для кого?) - для неё

Не расстраивай (кого?) - их.

7. Молодцы. И в конце я хочу напомнить ещё об одном: С помощью нас, личных местоимений, можно выразить вежливое отношение.

Когда обращаетесь к взрослым, надо использовать местоимение ВЫ вместо местоимения ТЫ. Например, Надежда Гаврильевна, можете ли Вы нам разрешить поездку в г.Якутск?

Спасибо за работу.

II. На сцену выходит Возвратное местоимение

Добрый день, друзья. Меня зовут "СЕБЯ"

Я - интересное местоимение.

1. Почему? Потому что:

  • Я один
  • У меня нет именительного падежа
  • В предложении являюсь только дополнением
  • Не имею форм рода и числа.
  • Я показываю действие, которое направлено на само действующее лицо, поэтому и называюсь Возвратным.

2. Меня, Возвратное местоимение, часто можно встретить в пословицах, поговорках, поучительных высказываниях. Я хочу предложить вам прочитать пословицы, вставляя пропущенные возвратные местоимения. Указать, в каком падеже употребили возвратные местоимения.

Для:. :.жить - тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить.

Не кричи о::: , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Нет лучше шутки, чем над:::..

Кто только о::.. хлопочет, то о других и знать не хочет.

Спасибо за работу.

III. теперь слово Притяжательным местоимениям.

Добрый день, друзья. Нас, притяжательных местоимений, несколько: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ.

Мы указываем на признак предмета по его принадлежности

Отвечаем на вопрос ЧЕЙ? (ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?)

Мы изменяемся, как прилагательные, по родам, числам, падежам.

Иногда в значении притяжательных местоимений мы используем личные местоимения в форме родительного падежа: ЕГО, ЕЁ, ИХ.

Сразу предупреждаю, что правильное употребление - ИХ, а не ИХНИЙ.

В предложении мы обычно бываем определениями.

Предлагаю вам следующую работу:

Надо в данных предложениях устранить недочеты в употреблении притяжательных местоимений.

На ихних (их) огородах травы много наросло. В ихнем (их) хозяйстве коровы хорошей породы. Лавочник протянул Алеше его (свою) пухлую руку. Будущие олимпийцы занимаются в чудесном Дворце спорта. Недавно его (их) гостями были известные спортсмены.

Спасибо за работу.

IV. Слово Указательным местоимениям.

Добрый день. Наше название говорит о том, что мы на что-то указываем.

  • Местоимения ЭТОТ, ТОТ указывают на предмет или признак, выделяя его среди таких же. Причем местоимение ЭТОТ указывает на более близкий предмет, а ТОТ - на более отдаленный.
  • Местоимения ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ указывают на схожесть признаков или высокую меру оценки. Например: Лена такая же, как и все мы. Он такой человек, что его все уважают.
  • Местоимение СТОЛЬКО указывает на количество, которое было названо раньше.
  • Я прочитала во время каникул 4 книги, моя подруга - столько же книг.
  • Местоимения ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ЭТАКИЙ изменяются по родам, числам и падежам.
  • А местоимение ТАКОВ изменяется по родам и числам: ТАКОВ, ТАКОВА, ТАКОВО - ТАКОВЫ.
  • Местоимение СТОЛЬКО склоняется, но не изменяется по родам и числам: например, столько книг, стольких книг, стольким книгам, столько книг, столькими книгами, о стольких книгах.

2. Я прочитаю вам текст о книге - великане, он будет на доске. Вы внимательно послушайте, затем нужно будет найти указательные местоимения, выйти к доске, подчеркнуть их и указать падеж и число.

Книга - великан

Книга высотой в два этажа. Скажете: таких (р.п., мн.ч.) книг не бывает. И ошибетесь! Такие (им.п., мн.ч.) книги есть! Некоторые из этих (р.п., мн.ч.) книг находятся в Монголии. В одной из таких (предл. п., мн.ч.) книг насчитывается 236 томов. Книги эти (им.п., мн.ч.) созданы в древности. В те (вин.п., мн.ч.) времена мастерам - искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько (им.п.) же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих (сей, р.п., мн.ч. - это можно не брать, если не знают) пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. (Колорит - сочетание красок, цветов в картине, характер окраски).

Спасибо за работу.

IV. На сцену выходят Определительные местоимения.

1. Я думаю, что нас, определительных местоимений, запомнить трудно, но можно. Итак, называю определительные местоимения:

САМ, САМЫЙ,

ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,

ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ,

3. Мы можем иметь такое значение:

  • Все до одного, полностью - ВЕСЬ класс
  • Лучший из всех - САМЫЙ красивый
  • Отдельный из многих - ИНЫХ уж нет.

4. Мы изменяемся по родам, числам, падежам.

5. В предложении можем быть определением, подлежащим, дополнением.

6. А теперь я хочу обратить ваше внимание на местоимения САМ (САМА) и САМЫЙ. Давайте поставить ударения и попробуем просклонять эти местоимения.

(На интерактивной доске дается таблица со словосочетаниями, в которой учащиеся должны вставить окончания местоимений)

Спасибо за работу.

V. Слово дается Вопросительно-относительным местоимениям .

Нам кажется, что мы самые особенные местоимения, потому что мы можем быть вопросительными и относительными местоимениями. Давайте объясню по порядку.

Во-первых, хочу познакомить с вопросительно-относительными местоимениями:

КАКОЙ, КАКОВ,

КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО, ЧЕЙ

Мы можем быть вопросительными в составе вопросительного предложения. Например: Сколько тебе лет?

А когда связываем части сложного предложения, нас называют относительными. Например: Спроси, сколько времени.

Местоимение КТО указывает на одушевленные предметы, ЧТО - на неодушевленные. Они не имеют форм рода и числа.

Местоимение КАКОВ не склоняется, оно изменяется по родам и числам: КАКОВ, КАКОВА, КАКОВО - КАКОВЫ

Местоимения КАКОЙ (КАКОЕ, КАКАЯ, КАКИЕ), СКОЛЬКО в восклицательном предложении выражают сильное чувство. Например: Какая интересная книга!

Предлагаю вам очень интересную работу: надо найти ошибки в употреблении глаголов и вопросительно-относительных местоимений. Сможете? Я думаю, что - да.

Кто из девочек вошла сюда? (вошел, местоимение КТО употребляется с глаголом мужского рода, само местоимение рода и числа не имеет)

Что из коллекции понравилась вам больше всего? (понравилось , местоимение ЧТО употребляется с глаголом среднего рода, само местоимение не имеет рода и числа)

Чего ты читаешь? (от глагола ЧИТАЕШЬ ставится вопрос ЧТО?)

Не знаю, чего мне делать сейчас. (ДЕЛАТЬ ЧТО? А не ЧЕГО?)

Спасибо за работу.

VI. Приглашаем Отрицательные местоимения

1. Мы не зря называемся Отрицательными местоимениями. МЫ указываем на отсутствие предметов, признаков, количества.

2. Запомните нас:

НИКТО, НИЧТО

НЕКОГО, НЕЧЕГО

НИКАКОЙ, НИЧЕЙ

НИГДЕ, НИКОГДА, НИКУДА.

3. Если вы внимательны, то, наверное, заметили, что мы чем-то похожи на вопросительно-отрицательные местоимения. Да, мы являемся их братьями, потому что образованы от них с помощью приставок НЕ -, НИ-.

4. Запомните наше правильное написание:

  • Отрицательные местоимения с приставками НЕ- и НИ- пишутся слитно
  • НЕ- пишется под ударением
  • НИ - без ударения.
  • Если НЕ - и НИ- отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно: НЕ у КОГО, Ни у КОГО, НЕ о ЧЕМ, Ни о ЧЕМ.

5. А теперь попробуйте выбрать правильное написание местоимений. Надо вставить пропущенные буквы, при этом объяснить выбор НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

(на доске даны предложения, вставить там же)

Н:чего тому страшиться, кто н:чего не боится (нечего, ничего)

Хоть в шелк одень неряху, а все глядеть н:(на) что (не на что)

Если за день н:чему не научился, зря прожил день (ничему)

За напрасный труд н:кто спасибо не скажет (никто)

Н:чьими похвалами не возносись (ничьими)

Спасибо за работу.

VII. На сцену приглашаем Неопределенные местоимения

1. Друзья, мы, наверное, самые трудные местоимения, потому что нас много и надо запомнить или хорошо выучить наше правописание.

2. Познакомьтесь с нами:

НЕКТО, НЕЧТО

НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО

КТО-ТО, ЧТО-ТО

КТО-НИБУДЬ, КАКОЙ-ТО

КОГДА-ТО, ГДЕ-ТО

КОЕ-КТО, КОЕ-КОГДА и.т. д.

3. Нас называют неопределенными, потому что мы указываем на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количество предметов. Например: НЕКТО шел по какой - то дороге и нашел НЕЧТО. Из этого предложения непонятно, о ком, о чем идет речь.

4. Так же, как отрицательные местоимения, мы являемся братьями вопросительно-относительных местоимений, образуемся от них с помощью приставок и суффиксов.

5. Запомните наше правописание:

  • В неопределенных местоимениях НЕкто, НЕчто, НЕкоторый, НЕсколько приставка
  • НЕ - всегда находится под ударением и пишется слитно.
  • Неопределенные местоимения с приставкой КОЕ- и суффиксами - ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ пишутся через дефис.
  • Если после приставки КОЕ - есть предлог, то эта форма пишется в три слова: КОЕ с КЕМ, КОЕ о ЧЕМ, КОЕ у КОГО.

6. Ребята, я написал рассказ, но пропустил местоимения. Помогите, пожалуйста, мне вставить местоимения КТО-ТО, КАКОЙ-ТО, ЧТО- ТО в текст. (Эти слова должны быть на доске)

Рано утром я пошел в сарай. Вдруг:.. прошмыгнул мимо моих ног. Я увидел лишь:::. серенький хвостик. Я вошел в сарай. Из того угла, где лежало сено, доносились:::.звуки. Там::. возился. Не успел я::::. предпринять, как из сена выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновенье мышь юркнула в щель под порогом.

Спасибо за работу.

Спасибо вам, Местоимения. Вы помогли нам повторить очень трудный раздел нашего учебника. Сегодня мы вспомнили не только все разряды местоимений, но и выполнили разнообразные задания с использованием мультимедийного оборудования. Скажите, пожалуйста, такая работа вам интересна? А что требуется от вас, чтобы работать так?

Возможные ответы:

Хорошо знать учебный материал

Научиться искать интересные упражнения

Уметь работать на компьютере

Научиться выступать перед ребятами

Научиться объяснять упражнения

Да, оказывается, такая работа требует не только знаний, но и умения работать самостоятельно, искать материал, отбирать нужные упражнения, правильно говорить, объяснять, представлять свой материал.

Думаю, такая работа на уроке поможет вам реализовать ваш классный проект "Виртуальная экскурсия по школе".

Спасибо за работу всем участникам.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам.

Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ.

На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ.

На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.

Самый маленький город в стране — Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ.

Третий город – Притяжательный. В нём живут очень дружные жители – местоимения — МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны.

В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ.

Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название Вопросительный.

А вот в городе Относительный вопросов нет. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”

В городе Определительный живут разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.

Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю».

Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка, которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…” Потому что это уже совсем другая история.