Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 с
2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. - 211 с.
3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу "Художественная культура России" / В. Н. Гагин. - 2-е изд. - Москва: [б. и.], 1997. - 121 с.
4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М. : Владос, 2004. - 156 с.
5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.
6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). / А.Н. Ильин - Омск: «Амфора», 2010. - 211 с.
7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.
8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 234 с.
9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.
10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова - М., 2008. - 182 с.
11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - М., Просвещение. 1986. - 211 с.
12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.
13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК - Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.
14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 211 с.
15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность"] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 96 с.
16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 211 с.
17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.
18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев - Кемерово 1999. - 211 с.
19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 211 с.
20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 253 с.
- В настоящее время понятие « социально - культурная деятельность » (СКД) имеет. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из.
- После публикации учебного пособия Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова « Основы социально - культурной деятельности » новое название уверенно.
- Социально - культурная деятельность. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы.
Социально-культурная деятельность. Социально-культурные технологии в индустрии досуга. Приёмные требования к вступительному экзамену по направлению подготовки 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», профиль «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в ИНДУСТРИИ ДОСУГА» в 2013 г.
Вступительные испытания предусматривают выявление творческих способностей абитуриентов и включают: 1) тестирование, 2) собеседование по вопросам и 3) творческий показ. Для творческого показа абитуриенты должны подготовить следующий репертуар. 1. Отрывок из прозаического произведения.
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность М 2004
Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность Скачать
Социально -информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. В настоящее время История социально-культурной деятельности только. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность.
6. Художественно-прикладное творчество, фотографии, рисунок и др. 7. Музыкальное исполнение (фортепиано, гитара и др. Абитуриент должен ответить на вопросы, поставленные комиссией, выявляющие его заинтересованность будущей профессией, знакомство с историей и отличительными чертами будущей специальности и общую культуру и гражданскую позицию.
Абитуриент может представить на комиссию свои творческие работы в компонентных областях будущей профессии – авторские сценарии, стихи, прозу, публицистику, произведения изобразительного искусства, архитектурные проекты, музыкальные композиции и т. Абитуриент должен приготовить к актерско-режиссерскому исполнению стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Здесь выявляются темперамент и заразительность (эмоциональные качества) будущего студента, точность «видения», логика мышления и неоднородность решения, а также общая эрудиция, вкус, кругозор. Абитуриент может приготовить дополнительно концертный номер в любом жанре, раскрывающий его музыкальность, пластичность или «оригинальность». Приемная экзаменационная комиссия оценивает:. 1.
«Образность» мышления. 2. «Действенность» мышления. 3. Фантазию и воображение. 4.
Эрудицию (объём приёмных теоретических требований и общую культуру). 5. Темперамент и заразительность.
Комиссия имеет право попросить абитуриента изменить репертуар. Критерии оценки на экзамене по направлению подготовки:. 85–100 баллов – выставляется в том случае, если чтение наизусть стихотворения, басни и отрывка из повести, рассказа о непосредственном жизненном наблюдении отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного типа, логически и грамотно выстроена; кроме того, абитуриент обладает творческим потенциалом; за ответ, обнаруживающий осознанность и полноту знаний, умение применять знания в оценке социальных процессов и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи; за аргументированность профессионального выбора. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место несущественные неточности. 69–84 балла – выставляется в том случае, если подготовленная программа выполнена не полностью, но рассказ о непосредственном жизненном наблюдении интересен, абитуриент обладает творческим потенциалом и имеет хорошие данные; ставится за ответ такого же уровня, но при наличии неполноты знаний или одной-двух несущественных ошибок. 53–68 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент неуверенно исполняет программу и обладает слабым творческим потенциалом; ставится за ответ, показывающий знание основных положений темы, но при наличии неполных знаний, одной-двух существенных ошибок, нарушения логики изложения, норм литературной речи. До 52 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент не имеет подготовленной программы, не обладает творческим потенциалом, не может проявить самостоятельность в жизненном наблюдении; ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов, непонимание роли культурных процессов в развитии общества, и считается неудовлетворительным результатом вступительного испытания.
1. Киселёва Т.
Красильников Ю. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М. МГУКИ, 2004.
2. Ерошенков И. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2011.
3. Дуликов В.
Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2010.
4. Стрельцов Ю.
Стрельцова Е. Педагогика досуга: Учебное пособие.
– М. МГУКИ, 2010. 5. Мануйлов Б. Социально-культурные технологии развития ребенка в процессе хореографического творчества. – М.
Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБНИК
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки
«Социально-культурная деятельность» и специальности
«Социально-культурная деятельность»
Москва 2004
Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор
педагогических наук, профессор В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор
Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4)
Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.
В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.
ISBN - 594778 - 058 - 5
© Т.Г. Киселева, 2004
© Ю.Д. Красильников, 2004
© Московский государственный
университет культуры и искусств, 2004
Оглавление
ОГЛ АВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Вводная часть. Становление социально-культурной
деятельности: исторический обзор 17
1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси
в догосударственный период 17
Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19
Просвещение и возникновение социально-культурных
общностей в XVIII века 21
Общественно-просветительное движение и досуг в России
5. Характеристика социально-культурных процессов
советского и постсоветского периодов 27
Раздел I. Теоретические основы социально-культурной
деятельности 43
Социально-культурная деятельность как фундаментальное
научно-образовательное направление в системе знаний 43
Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95
Психолого-педагогические основы социально-культурной
деятельности 109
Содержание социально-культурной деятельности:
проблемное поле и тенденции развития 122
Социально-культурная политика: сущность и
Раздел П. Сферы реализации социально-культурной
деятельности 143
Досуг и досуговая деятельность 145
Образование и карьера 174
Художественная культура и искусство 199
Физическая культура и спорт 216
Социально-культурная реабилитация и поддержка 227
Межкультурное сотрудничество и коммуникация 261
деятельности 281
Система субъектов и межсубъектных отношений 281
Человек как субъект социально-культурной деятельности 284
Социально-культурные институты 291
4. Семья как социокультурный институт 299
5 Средства массовой информации и коммуникации 310
Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315
Социально-культурные общности и формирования 330
Понятие ресурсной базы 368
Нормативно-правовой ресурс 375
Финансовый ресурс 391
Материально-технический ресурс 395
Информационно-методический ресурс 396
Морально-этический ресурс 398
Технологические основы социально-культурной
деятельности 404
Педагогические основы технологий 421
Сущность и классификация социально-культурных
технологий 426
Культуротворческие и культуроохранные технологии 428
Рекреативные технологии 438
Образовательные технологии 446
Социально-защитные и реабилитационные технологии 452
Управленческие технологии (социокультурный
менеджмент) 470
Исследовательские технологии 481
Проектные технологии 487
Альтернативные инновационные технологии 491
Технологии коммуникации и общественных связей 497
Информационно-просветительные и рекламные
технологии 504
Технологии межнационального и межкультурного обмена
Список литературы 533
Предисловие
ПРЕДИСЛОВИЕ
XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической , политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира
В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гуманитарных.
Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных условиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых обществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социальными отношениями в стране,
Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно утверждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинтеграцию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфликты.
Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Активизация этих процессов в российском обществе во многом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действительно открытому и честному культурному плюрализму, формированию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.
Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, технологий социально-культурной деятельности. В каждой из национально-культурных общностей востребован особый, специфический тип специалиста социально-культурной сферы. Именно поэтому освоение зарубежного опыта требует не только избирательности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пытаясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от векового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в мировом сообществе.
Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит богатейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.
Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить , сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существующих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и рекомендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости опыта, накопленного высшими и средними специаль-
Предисловие
ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.
Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную существующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной социально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повышению качества подготовки и коэффициента социшшной востребованности специалистов, владеющих современными технологиями.
Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе данного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность» 1 и создании в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и технологий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворение потребностей современной социально-культурной сферы, новая научно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколения профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.
Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших научных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в начале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за высказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию
Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена приказом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий р Ф от 25.04.1994 года.
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Предмет, задачи и источники курса
Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой закономерностей, принципов и правил. В отличие от других направлений культурологии, социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.
Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культурной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным со- i циокультурным измерениям.
Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве ор ганизаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и прилагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной , экологической, социально-психологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.
Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирование и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в социальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды
для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.
Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоятельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специалистов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складывающимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразумевает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновременно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного художественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культурологической и педагогической подготовки специалистов с преподаванием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями современной культурологии, с идеей национально-культурного возрождения России.
Актуальность решения названных проблем определяется рядом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в формировании новых специализаций, устранения консерватизма, затрудняющего плавность переходов на новые учебные технологии. Другая связана с требованиями расширения границ профессионального обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчивости, духовного развития.
В известном смысле социально-культурная деятельность является социально и педагогически организованным гарантом сохранения, развития и освоения культурных ценностей, создания благоприятной основы для социально-культурных инноваций и инициатив Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность
аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, образования и досуга в России.
Социальное значение данной учебной дисциплины заключается в обеспечении условий для дальнейшего развития современной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.
Предмет «Социально-культурная деятельность (история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и развивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социологии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.
Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реализации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной социально-культурной деятельности, помочь осознать ее роль как важного общественного явления , дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем социально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, умения, навыки, специальные профессиональные качества, сформированные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демографическим характеристикам социальными и культурными общностями и группами.
Основные задачи курса:
знакомство с историческим опытом возникновения и развития со
циально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и
обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, про
свещения, искусства;
знакомство с теоретико-методологическими основаниями соци
ально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятий-
ным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономерностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соответствии с современными условиями;
характеристика важнейших сфер общественной социально-куль
турной практики, в которых находят отражение деятельность многочис
ленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, кон
фессиональных групп населения, а также система характерных для со
временного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отноше
ний;
выявление и изучение реально существующей системы со
циально-культурных институтов (учреждений, объединений, орга
низаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-
культурной политики на федеральном, региональном и местном
(муниципальном) уровнях;
формирование представлений о содержании ресурсной базы
социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее
эффективного использования нормативно-законодательных доку
ментов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового
потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-
демографического контингента, морально-психологического фактора,
раскрытие многообразия и многозначности технологической ба
зы, изучение основных методов и технологий социально-культурной
деятельности, выработка практических навыков использования техноло
гического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-
культурных проектов и программ в области образования, искусства, до
суга, спорта, реабштитации, рекламы и других отраслей.
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.
Источники курса, их краткая характеристика
Качественная определенность курса заключается и в его направленности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общественно полезной социально-культурной деятельности, организацию полноценного духовного и физического развития , досуга и творчества.
Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Социально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федерации «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации ■ о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение: культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Национальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским коллективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фундаментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-методическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового поколения учебных специальностей и специализаций. Учебники, монографии, научная литература в области истории, теории методики и организации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реабилитации, других направлений обеспечивают высокое качество образования.
Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движений и инициатив в России, анализ современной отечественной и зарубежной теории и практики социально-культурной деятельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: педагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накопленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и искусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы.
Предисловие
Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном характере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.
Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержание учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тенденций в изучении исторического опыта, методологических и теоретических основ, ресурсной базы и современных технологий социально-культурной деятельности.
В связи с этим необходимо выделить гуманистическую направленность этого курса, способствующую духовно-нравственному становлению будущего специалиста как личности толерантной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сегодняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благородном деле «воспитания активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концепции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной поддержки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.
Как одна из областей современного педагогического и культурологического знания, социально-культурная деятельность рассматривает в качестве своего основного объекта и предмета социально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.
Применение и развитие гуманитарных те.чнологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной, профессиональной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования
Социально-культурная деятельность как крупный блок родственных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта , теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.
Теоретические основы курса подчинены выявлению социально-культурного содержания различных видов жизнедеятельности человека, между которыми распределяются его жизненно важные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, умений и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.),
Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социальных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возможностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия представителей различных возрастных, социальных, этнических, профессиональных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.
В связи с тем, что предметная область социально-культурной деятельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:
а) адаптированные к специфическим условиям социально-куль-
Предисловие
турной среды и задачам социально-культурной деятельности общенаучные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследовательские, развивающие, стабилизирующие и др.),
б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и другими видами социально-культурной деятельности.
Специальные методы и технологии, с помощью которых формируется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусматривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - экономических, правовых, организационных, педагогических, психологических и других. В более развернутом виде методика (технология) социально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде широкой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обучающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.
В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме деловой игры, клуба альтернативных идей , индивидуальной защиты социально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руководителями учреждений культуры, образования, искусств. дос\ га. спорта. государственных и общественных органов культуры и социальной защиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями
Опираясь на необходимую социологическую информацию и обширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информационно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
мального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотношении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семинарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам социально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учебному плану).
Изложенный в программе материал по своему содержанию и формам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практическим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначения, состава студентов, количества часов и других особенностей образовательного процесса.
Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразовательную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (вузовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; профессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистанционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бакалавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Вводная часть.
Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор
1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки
Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.
Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессионалов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.
Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанасьеву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики.
Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой, как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы останавливаемся на третьем значении этого понятия.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность
Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного , тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.
Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.
Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов.
По поводу словосочетания культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемлемость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обусловлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов современной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта
Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-
"Туев В.В.
Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. -
Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
Раздел 1
мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии.
Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятсльностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.
Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития , самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта.
В значительной мере обогатилось содержание этой деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирова-
ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах.
Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного (подчерк нуто нами Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения 1 .
Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.
Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пойти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоутверждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).
Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях предпринял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массо
вую работу в социально-культурной области»
(выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с
Раздел
I
. Теоретические основы социально-культурной деятельности
религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).
Авторов конференции не устраивало такое искусственное сужение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества , они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее сути, функций, принципов и содержания.
Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)"льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми и в целом народами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребности во внутренней свободе и внешних возможностях творческого самовыражения и самореализации.
В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.
Благодаря разработанной учеными университета концепции о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках.
Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с
1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педагогика».
Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - возможность конструктивного использования в этом опыте синтеза культурологических данных из различных областей современной науки Опираясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культурология и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приоритетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализация», «культура», «общество» для того научно-образовательного пространства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая специальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная работа». -1993.-№2.-С. 40-41).
В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.
Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».
Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культурология досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая
Раздел I . Теоретические основы социально-культурной деятельности
деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятельности, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социально-культурной практики.
Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга , но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-сутана такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.
В программе-конспекте учебного курса ((Социально-культурная деятельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образовательном контексте, определение социально-культурной деятельности как самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»".
Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим характеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значимого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому более оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена обще ства.
Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Про-грамма-коншект учебного курса. - М: МГУКИ, 2001. - С. 40.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоятельных педагогических дисциплин.
Педагогический статус социально-культурной деятельности
Как и любая наука, теория, методика и организация социально-культурной деятельности выстраиваются на новых методологических основаниях и подходах.
Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития самого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-просветительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем существенное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и возможностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные , но поистине революционные изменения.
Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неиссякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Непременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинтересованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.
Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности
Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов , выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и способностей субъектов.
С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универсальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обширную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачиваемого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействованных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культурного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направлений, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, источником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как социально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, социально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.
Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсолютно закономерным и объективно необходимым. В результате педагогическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системообразующим элементом структуры, содержания, самой сущности предмета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.
Интегративность и преемственность предмета исследования
Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интег-