Мгуки учебные пособия по скд. Киселева Т.Г Красильников Ю.Д Социально-Культурная Деятельность. Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 с

2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. - 211 с.

3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу "Художественная культура России" / В. Н. Гагин. - 2-е изд. - Москва: [б. и.], 1997. - 121 с.

4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М. : Владос, 2004. - 156 с.

5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.

6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). / А.Н. Ильин - Омск: «Амфора», 2010. - 211 с.

7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.

8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 234 с.

9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.

10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова - М., 2008. - 182 с.

11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - М., Просвещение. 1986. - 211 с.

12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.

13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК - Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.

14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 211 с.

15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность"] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 96 с.

16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 211 с.

17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.

18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев - Кемерово 1999. - 211 с.

19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 211 с.

20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 253 с.

  1. В настоящее время понятие « социально - культурная деятельность » (СКД) имеет. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают СКД одной из.
  2. После публикации учебного пособия Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова « Основы социально - культурной деятельности » новое название уверенно.
  3. Социально - культурная деятельность. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. В учебнике рассматриваются история, теоретические основы.

Социально-культурная деятельность. Социально-культурные технологии в индустрии досуга. Приёмные требования к вступительному экзамену по направлению подготовки 071800 «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», профиль «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ в ИНДУСТРИИ ДОСУГА» в 2013 г.

Вступительные испытания предусматривают выявление творческих способностей абитуриентов и включают: 1) тестирование, 2) собеседование по вопросам и 3) творческий показ. Для творческого показа абитуриенты должны подготовить следующий репертуар. 1. Отрывок из прозаического произведения.

Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность М 2004

Киселева Т.г Красильников Ю.д Социально-культурная Деятельность Скачать

Социально -информационного (А.В. Соколов) и педагогического (Т. Г. Киселева, А.С. Ковальчук, Ю. Д. Красильников, Н.Ф. Максютин, Н.Н. Ярошенко) и др. В настоящее время История социально-культурной деятельности только. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность.

6. Художественно-прикладное творчество, фотографии, рисунок и др. 7. Музыкальное исполнение (фортепиано, гитара и др. Абитуриент должен ответить на вопросы, поставленные комиссией, выявляющие его заинтересованность будущей профессией, знакомство с историей и отличительными чертами будущей специальности и общую культуру и гражданскую позицию.

Абитуриент может представить на комиссию свои творческие работы в компонентных областях будущей профессии – авторские сценарии, стихи, прозу, публицистику, произведения изобразительного искусства, архитектурные проекты, музыкальные композиции и т. Абитуриент должен приготовить к актерско-режиссерскому исполнению стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Здесь выявляются темперамент и заразительность (эмоциональные качества) будущего студента, точность «видения», логика мышления и неоднородность решения, а также общая эрудиция, вкус, кругозор. Абитуриент может приготовить дополнительно концертный номер в любом жанре, раскрывающий его музыкальность, пластичность или «оригинальность». Приемная экзаменационная комиссия оценивает:. 1.

«Образность» мышления. 2. «Действенность» мышления. 3. Фантазию и воображение. 4.

Эрудицию (объём приёмных теоретических требований и общую культуру). 5. Темперамент и заразительность.

Комиссия имеет право попросить абитуриента изменить репертуар. Критерии оценки на экзамене по направлению подготовки:. 85–100 баллов – выставляется в том случае, если чтение наизусть стихотворения, басни и отрывка из повести, рассказа о непосредственном жизненном наблюдении отвечает всем требованиям, предъявляемым к работам подобного типа, логически и грамотно выстроена; кроме того, абитуриент обладает творческим потенциалом; за ответ, обнаруживающий осознанность и полноту знаний, умение применять знания в оценке социальных процессов и излагать их логично в соответствии с нормами литературной речи; за аргументированность профессионального выбора. Оценка не снижается, если в развёрнутом ответе имеют место несущественные неточности. 69–84 балла – выставляется в том случае, если подготовленная программа выполнена не полностью, но рассказ о непосредственном жизненном наблюдении интересен, абитуриент обладает творческим потенциалом и имеет хорошие данные; ставится за ответ такого же уровня, но при наличии неполноты знаний или одной-двух несущественных ошибок. 53–68 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент неуверенно исполняет программу и обладает слабым творческим потенциалом; ставится за ответ, показывающий знание основных положений темы, но при наличии неполных знаний, одной-двух существенных ошибок, нарушения логики изложения, норм литературной речи. До 52 баллов – выставляется в том случае, если абитуриент не имеет подготовленной программы, не обладает творческим потенциалом, не может проявить самостоятельность в жизненном наблюдении; ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части материала темы или наиболее существенных её вопросов, непонимание роли культурных процессов в развитии общества, и считается неудовлетворительным результатом вступительного испытания.

1. Киселёва Т.

Красильников Ю. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М. МГУКИ, 2004.

2. Ерошенков И. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2011.

3. Дуликов В.

Организационный процесс в социокультурной сфере: Учебное пособие. – М. МГУКИ, 2010.

4. Стрельцов Ю.

Стрельцова Е. Педагогика досуга: Учебное пособие.

– М. МГУКИ, 2010. 5. Мануйлов Б. Социально-культурные технологии развития ребенка в процессе хореографического творчества. – М.

Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕБНИК

Допущено Министерством образования и науки

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки

«Социально-культурная деятельность» и специальности

«Социально-культурная деятельность»
Москва 2004

Рецензенты: М.А. Ариарский, доктор

педагогических наук, профессор В. А. Разумный, доктор философских наук, профессор

Раздел II (1-4, 6), Раздел III (4)

Красильников Ю.Д.: Раздел II (5), Раздел III (1-3, 4-7), Раздел IV, Раздел V

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М: МГУКИ, 2004. - 539 с.

В учебнике рассматриваются история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы и технологии социально-культурной деятельности. Учебник предназначен для преподава­телей, аспирантов, соискателей и студентов гуманитарных вузов, практиков социально-культурной сферы.

ISBN - 594778 - 058 - 5

© Т.Г. Киселева, 2004

© Ю.Д. Красильников, 2004

© Московский государственный

университет культуры и искусств, 2004

Оглавление

ОГЛ АВЛЕНИЕ

Предисловие 5

Вводная часть. Становление социально-культурной

деятельности: исторический обзор 17

1. Зарождение основ воспитания и просвещение на Руси

в догосударственный период 17


  1. Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках 19

  2. Просвещение и возникновение социально-культурных
    общностей в XVIII века 21

  3. Общественно-просветительное движение и досуг в России
в XIX- начале XX веков 24

5. Характеристика социально-культурных процессов

советского и постсоветского периодов 27

Раздел I. Теоретические основы социально-культурной

деятельности 43


  1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное
    научно-образовательное направление в системе знаний 43

  2. Функции и принципы социально-культурной деятельности.... 95

  3. Психолого-педагогические основы социально-культурной
    деятельности 109

  4. Содержание социально-культурной деятельности:
    проблемное поле и тенденции развития 122

  5. Социально-культурная политика: сущность и
концептуальная основа 130

Раздел П. Сферы реализации социально-культурной

деятельности 143


  1. Досуг и досуговая деятельность 145

  2. Образование и карьера 174

  3. Художественная культура и искусство 199

  4. Физическая культура и спорт 216

  5. Социально-культурная реабилитация и поддержка 227

  6. Межкультурное сотрудничество и коммуникация 261
Раздел III. Субъекты социально-культурной

деятельности 281


  1. Система субъектов и межсубъектных отношений 281

  2. Человек как субъект социально-культурной деятельности 284

  3. Социально-культурные институты 291

4. Семья как социокультурный институт 299

5 Средства массовой информации и коммуникации 310


  1. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля... 315

  2. Социально-культурные общности и формирования 330
Раздел IV. Ресурсы социально-культурной деятельности.... 368

  1. Понятие ресурсной базы 368

  2. Нормативно-правовой ресурс 375
3 Кадровый (интеллектуальный) ресурс 379

  1. Финансовый ресурс 391

  2. Материально-технический ресурс 395

  3. Информационно-методический ресурс 396

  4. Морально-этический ресурс 398
Раздел V. Социально-культурные технологии 404

  1. Технологические основы социально-культурной
    деятельности 404

  2. Педагогические основы технологий 421

  3. Сущность и классификация социально-культурных
    технологий 426

  4. Культуротворческие и культуроохранные технологии 428

  5. Рекреативные технологии 438

  6. Образовательные технологии 446

  7. Социально-защитные и реабилитационные технологии 452

  8. Управленческие технологии (социокультурный
    менеджмент) 470

  9. Исследовательские технологии 481

  1. Проектные технологии 487

  2. Альтернативные инновационные технологии 491

  3. Технологии коммуникации и общественных связей 497

  4. Информационно-просветительные и рекламные
    технологии 504

  5. Технологии межнационального и межкультурного обмена
и сотрудничества 519

Список литературы 533

Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в эконо­мической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происхо­дят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и раз­витие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической , политической и культурной жизни.

Сегодня экономические, социальные, культурные программы в Рос­сии должны оцениваться по единому критерию: насколько они способст­вуют или препятствуют ее национальному успеху в XXI веке, ее вхож­дению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира

В начале нового тысячелетия вся российская жизнь должна базироваться на иных, нежели прежде, основаниях общественного бытия, по природе своей глубоко духовно-ценностных, гумани­тарных.

Формирование гуманистической почвы как базы социально-культурной реформации России только начинается в сложных ус­ловиях, когда мы сталкиваемся с последствиями пережитых об­ществом политического, экономического, культурного кризисов, последствиями глубоких конфликтов между культурой и социаль­ными отношениями в стране,

Идеи культурной реформации и гуманизации постепенно ут­верждаются в обществе, в котором движение социальной системы от прежнего ее состояния к новому осуществляется через дезинте­грацию и нарастание социальной дезадаптированности личности. криминализацию обстановки, отдельные национальные конфлик­ты.

Рубеж XX-XXI веков характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, об­разования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодей­ствия и сотрудничества различных возрастных, этнических, про­фессиональных и других социально-культурных групп и общно­стей. Активизация этих процессов в российском обществе во мно­гом обусловлена раскрепощением огромной внутренней созида-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

тельной энергии человека, скованной на протяжении длительного периода идеологическими догмами, запретами и преследованиями, переходом от громких деклараций и лозунгов о «вечной дружбе и братстве», «свободе творчества», «свободе слова» к действи­тельно открытому и честному культурному плюрализму, форми­рованию нового менталитета всех слоев населения путем его участия в различных видах социально-культурной деятельности.

Каждой стране свойственно разнообразие видов, форм, техно­логий социально-культурной деятельности. В каждой из нацио­нально-культурных общностей востребован особый, специфиче­ский тип специалиста социально-культурной сферы. Именно по­этому освоение зарубежного опыта требует не только избиратель­ности, но и строго объективной оценки, поскольку за ним стоят традиции, во многом отличные от российских. Задача состоит в том. чтобы войти в европейскую цивилизацию, не отрываясь от собственных корней, национальных и культурных особенностей. Обращаясь сегодня к историческому прошлому своей страны, пы­таясь в меру своих сил возродить, вернуть часть отвергнутой, но не погибшей российской культуры, мы как бы заново пытаемся осмыслить и проделать долгий путь, пройденный Россией от ве­кового патриархального, домостроевского уклада до утверждения собственного достойного социально-культурного статуса в миро­вом сообществе.

Исторический и современный опыт социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключи­тельную научно-документальную ценность, но и содержит бога­тейший дидактический материал для подготовки специалиста в области культуры, образования, искусства, досуга.

Перед авторами учебника, предлагаемого вниманию читателя, стояла далеко не простая задача обобщить , сформулировать и обосновать наиболее принципиальные закономерности социально-культурной деятельности, осуществляемой на профессиональной и непрофессиональной основе, обозначить векторы направленности научного поиска в этой сфере, выявить суть и смысл существую­щих авторских школ, внедренных в практику методик, идей и ре­комендаций. С полным основанием мы можем сегодня говорить о конструктивности, инновационном характере, общественной зна­чимости опыта, накопленного высшими и средними специаль-

Предисловие

ными учебными заведениями в этой сравнительно новой отрасли педагогического знания.

Этот опыт свидетельствует о ярко выраженном стремлении молодой науки занять прочную методологическую позицию, адекватную сущест­вующей в стране и в отдельных регионах ситуации, внести свой вклад в выработку и реализацию научно обоснованной и взвешенной соци­ально-культурной политики, предпринять энергичные усилия по повы­шению качества подготовки и коэффициента социшшной востребован­ности специалистов, владеющих современными технологиями.

Ряд документальных ссылок, содержащихся во втором разделе дан­ного учебника, подтверждают приоритет Московского государственного университета культуры и искусств во введении в учебно-педагогический оборот специальности «Социально-культурная деятельность» 1 и созда­нии в связи с этим в апреле 1991 года одноименной кафедры. Научная специальность 13.00.05. - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности - включена в номенклатуру специальностей научных работников ВАК РФ Приказом Министерства науки и техноло­гий РФ №17/4 от 25 января 2000 года. Ориентированная на удовлетворе­ние потребностей современной социально-культурной сферы, новая на­учно-образовательная специальность, по существу, заложила основы подготовки на общегосударственном уровне качественно нового поколе­ния профессиональных, в том числе и научно-педагогических, кадров по широкому профилю направлений и специализаций.

Выражаем благодарность коллегам, представителям крупнейших на­учных школ вузов культуры и искусства - А.И.Арнольдову, МААриарскому, Т.ИБаклановой, АДЖаркову, В.А.Максютину, В А.Разумному, В.С.Садовской. Ю.А.Стрельцову. В.ЕТриодину. В.В.Туеву и другим - за активную поддержку разработанных нами в на­чале 90-х годов концепции и программы в качестве базовых документов по специальности «Социально-культурная деятельность», а также за вы­сказанные советы и рекомендации в процессе подготовки настоящего учебника к переизданию

Специальность 05.31.00. Социально-культурная деятельность - утверждена при­казом №337 Комитета по высшей школе при Министерстве науки и технологий р Ф от 25.04.1994 года.
Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Предмет, задачи и источники курса

Как отрасль научного знания и учебный предмет социально-культурная деятельность обладает всеми необходимыми характе­ристиками, присущими любой самостоятельной специальности: объ­ектом, предметом, методами изучения, категориально-понятийным аппаратом, сложившимися в разных регионах страны авторскими школами, эксклюзивной антологией, собственной системой зако­номерностей, принципов и правил. В отличие от других направле­ний культурологии, социально-культурная деятельность представ­ляет собой широкую область современного педагогического зна­ния, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др.

Система социально-культурологического образования сталкивается сегодня с необходимостью резкого повышения требований к его качеству. Подготовка специалистов для социально-культур­ной сферы должна базироваться в существующих условиях не столько на узком индивидуальном практическом опыте, сколько на прочном фундаменте научных знаний. Масштабы, объемы и содержание такой подготовки подлежат научно обоснованным со- i циокультурным измерениям.

Многочисленному отряду менеджеров, педагогов, режиссеров, технологов различного профиля, выступающих в качестве ор ганизаторов социально-культурной деятельности, координаторов отраслевых, федеральных, региональных и местных программ предстоит участвовать в дальнейшем возрождении и развитии культуры и искусства России. От уровня их квалификации и при­лагаемых усилий во многом зависит решение жизненно важных проблем российских семей, детей, подростков, региональных проблем в историко-культурной , экологической, социально-пси­хологической, религиозной и других сферах, являющихся общими для различных социальных групп.

Именно им предстоит внести достойный вклад в блокирова­ние и нейтрализацию возможных источников и очагов социальной и межнациональной напряженности, в социально-культурную реабилитацию слоев и групп населения, остро нуждающихся в со­циальной защите и поддержке, в создание благоприятной среды

для развития и реализации социально-культурной активности и инициативы населения в сфере досуга.

Сложности профессиональной подготовки по специальности «Социально-культурная деятельность» обусловлены рядом обстоя­тельств. К ним относится прежде всего необходимость глубокого осмысления и соответствующей корректировки содержания и технологии социально-культурологического образования специа­листов этой сферы, его адаптации к новым реалиям, складываю­щимся в культурной жизни общества. Этот процесс подразуме­вает не только постоянное совершенствование нетрадиционных специализаций, появившихся в последние годы, но и одновре­менно развитие и углубление социально-культурологического и педагогического компонентов в других традиционных для вузов культуры и искусства специальностях в области народного худо­жественного творчества, библиотечной работы, кинофотодела, режиссуры массовых театрализованных программ и т.д. Наконец, речь идет об обеспечении органической взаимосвязи культуроло­гической и педагогической подготовки специалистов с преподава­нием социально-гуманитарных и психолого-педагогических дис­циплин и, что особенно существенно сегодня, с концепциями со­временной культурологии, с идеей национально-культурного воз­рождения России.

Актуальность решения названных проблем определяется ря­дом причин. Одна из них состоит в необходимости преодоления разрозненности организационно-педагогических усилий в форми­ровании новых специализаций, устранения консерватизма, затруд­няющего плавность переходов на новые учебные технологии. Дру­гая связана с требованиями расширения границ профессиональ­ного обучения будущих специалистов, получения ими знаний, умений, навыков и установок, необходимых для собственного жизнеобеспечения, карьерного роста, психологической устойчиво­сти, духовного развития.

В известном смысле социально-культурная деятельность явля­ется социально и педагогически организованным гарантом сохра­нения, развития и освоения культурных ценностей, создания благо­приятной основы для социально-культурных инноваций и инициа­тив Сохраняя преемственность, социально-культурная деятельность

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

аккумулирует в себе опыт и традиции культуры, просвещения, обра­зования и досуга в России.

Социальное значение данной учебной дисциплины заключа­ется в обеспечении условий для дальнейшего развития современ­ной педагогической и культурологической науки, укрепления взаимосвязи научно-исследовательской и учебно-образовательной работы в вузах культуры и искусства, преемственности учебной и научно-исследовательской деятельности.

Предмет «Социально-культурная деятельность (история, тео­ретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, техно­логии)» является по своей природе педагогической и по своей сущности интегративной учебной дисциплиной. Он возник и раз­вивается на стыке педагогики, культурологии, истории, социоло­гии, психологии, технологии, экономики и управления социально-культурной сферой.

Предмет курса - изучение истории, теоретических основ, сфер реа­лизации, субъектов, ресурсной базы и современных технологий соци­ально-культурной деятельности.

Цель изучения курса - подготовить студентов к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере, вооружить их специаль­ными знаниями, умениями и навыками в области организации педагоги­чески направленной социально-культурной деятельности, помочь осоз­нать ее роль как важного общественного явления , дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем соци­ально-культурной сферы, самостоятельной работы над опорными ис­точниками, документами и публикациями. Перечисленные знания, уме­ния, навыки, специальные профессиональные качества, сформирован­ные на их базе, составляют основу деятельности будущих менеджеров, педагогов, технологов - организаторов работы с различными по демо­графическим характеристикам социальными и культурными общно­стями и группами.

Основные задачи курса:


  1. знакомство с историческим опытом возникновения и развития со­
    циально-культурной деятельности в России, изучение, осмысление и
    обобщение социально-культурных процессов в области воспитания, про­
    свещения, искусства;

  2. знакомство с теоретико-методологическими основаниями соци­
    ально-культурной деятельности, овладение профессиональным понятий-
Предисловие

ным аппаратом специалиста социально-культурной сферы, закономер­ностями использования известных и новых понятий и дефиниций в соот­ветствии с современными условиями;


  1. характеристика важнейших сфер общественной социально-куль­
    турной практики, в которых находят отражение деятельность многочис­
    ленных возрастных, социальных, профессиональных, этнических, кон­
    фессиональных групп населения, а также система характерных для со­
    временного общества духовных ценностей, норм, ориентации и отноше­
    ний;

  2. выявление и изучение реально существующей системы со­
    циально-культурных институтов (учреждений, объединений, орга­
    низаций и др.), выступающих в качестве субъектов социально-
    культурной политики на федеральном, региональном и местном
    (муниципальном) уровнях;

  3. формирование представлений о содержании ресурсной базы
    социально-культурной деятельности, знакомство с практикой наиболее
    эффективного использования нормативно-законодательных доку­
    ментов, информационно-управленческого обеспечения, кадрового
    потенциала, технического и финансового ресурсов, социально-
    демографического контингента, морально-психологического фактора,

  4. раскрытие многообразия и многозначности технологической ба­
    зы, изучение основных методов и технологий социально-культурной
    деятельности, выработка практических навыков использования техноло­
    гического потенциала отрасли в разработке и реализации социально-
    культурных проектов и программ в области образования, искусства, до­
    суга, спорта, реабштитации, рекламы и других отраслей.
В соответствии с перечисленными задачами сгруппированы и темы учебника в вводной части учебника представлен краткий исторический обзор возникновения и развития социально-культурных процессов в России, общественных движений и инициатив в области просвещения, культуры, искусства, массового досуга, охватывающий догосударст-венный, государственный и послереволюционный периоды в жизни страны, включая этапы развития советского и постсоветского общества вплоть до наших дней. Первый раздел посвящен теоретическим осно­вам социально-культурной деятельности, ее закономерностям, второй -Д^ представление об основных сферах ее реализации. В третьем раз-Деле содержится характеристика основных субъектов социально-куль-турной деятельности, четвертый - знакомит с ее ресурсной базой,

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Пятый раздел вводит читателя в систему различных по содержанию и функциям современных социально-культурных технологий.

Источники курса, их краткая характеристика

Качественная определенность курса заключается и в его направлен­ности на расширение культурной компетентности населения, на его включение в стандартную сеть социально-культурной коммуникации, формирование у людей, начиная с детского возраста, навыков общест­венно полезной социально-культурной деятельности, организацию пол­ноценного духовного и физического развития , досуга и творчества.

Источниковедческую и учебно-методическую базу курса «Соци­ально-культурная деятельность» составляют Закон Российской Федера­ции «Об образовании», Основы законодательства Российской Федерации ■ о культуре, федеральная целевая программа «Развитие и сохранение: культуры и искусства в Российской Федерации» (2001-2005 гг.), Нацио­нальная доктрина образования «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». «Стратегия развития Московского государственного университета культуры и искусств на 2003-2007 годы», разработанная профессорско-преподавательским кол­лективом, определяет поступательное развитие вуза, проведение фунда­ментальных исследований в социально-культурной сфере, научно-мето­дическое обеспечение внедренного в течение последних лет нового по­коления учебных специальностей и специализаций. Учебники, моногра­фии, научная литература в области истории, теории методики и органи­зации различных видов социально-культурной деятельности, развития профессионального искусства и самодеятельного народного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, социально-культурной реа­билитации, других направлений обеспечивают высокое качество образо­вания.

Авторы учебника опирались на архивные источники, результаты комплексных исследований истории культуры, просвещения, социально-культурных движений и инициатив в России, анализ современной отече­ственной и зарубежной теории и практики социально-культурной дея­тельности, использовали данные фундаментальных и смежных наук: пе­дагогики, философии, культурологии, психологии, социологии, этики и эстетики. Кроме того, учитывался и научно-педагогический опыт, накоп­ленный за последние годы коллективами ученых вузов культуры и ис­кусства, огромным отрядом специалистов социально-культурной сферы.

Предисловие

Этот опыт позволяет судить о конструктивности, инновационном харак­тере, общественной значимости сегодняшней деятельности социально-культурных институтов в сфере образования, искусства, спорта, в сфере детского, подросткового, семейного досуга и творчества.

Предполагается, что по мере накопления новых научных данных и методического обогащения учебно-образовательного процесса содержа­ние учебника будет корректироваться и дополняться с учетом новых тен­денций в изучении исторического опыта, методологических и теоретиче­ских основ, ресурсной базы и современных технологий социально-куль­турной деятельности.

В связи с этим необходимо выделить гуманистическую на­правленность этого курса, способствующую духовно-нравствен­ному становлению будущего специалиста как личности толерант­ной, умеющей сострадать и социально активно реализовываться в обществе. Формируя собственный гражданский, профессиональ­ный статус, соприкасаясь со многими болевыми точками сего­дняшней действительности, специалист социально-культурной сферы призван взять на себя высокую миссию участия в благо­родном деле «воспитания активного, инициативного, самостоя­тельного гражданина, просвещенного, культурного человека, за­ботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию (Селевко Г.К. Концепция самовоспитания //Современные концеп­ции воспитания. - Ярославль, 2000). Он непосредственно связан с ответственными функциями социальной защиты, социальной под­держки и социально-культурной, психологической реабилитации наиболее нуждающихся в милосердии и заботе групп населения.

Как одна из областей современного педагогического и культу­рологического знания, социально-культурная деятельность рас­сматривает в качестве своего основного объекта и предмета соци­ально-педагогическую и социально-культурную среду обитания человека, возможные пути и формы активного воздействия этой среды на духовное развитие различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

Применение и развитие гуманитарных те.чнологий находит свое отражение не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах социально-культурной деятельности - социально-культурном менеджменте и маркетинге, рекламно-информационном обеспечении

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

и общественных связях, дизайне, художественном и социальном проектировании, имиджмейкерстве и т.д. Обучение этим видам дея­тельности, объединенным общей информационной, профессиональ­ной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание современного социально-культурного образования

Социально-культурная деятельность как крупный блок родст­венных профессий, учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта , теорети­ческих основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.

Теоретические основы курса подчинены выявлению соци­ально-культурного содержания различных видов жизнедеятельно­сти человека, между которыми распределяются его жизненно важ­ные, фундаментальные ресурсы - время и энергия. Предметом рассмотрения в курсе является социально-культурный контекст таких видов деятельности людей, как жизнеобеспечение, социали­зация, коммуникация, анимация и рекреация, причем в каждом из них предполагается освоение определенного объема знаний, уме­ний и навыков, ценностных ориентации и стереотипов поведения, совокупности нормативно-правовых критериев, опирающихся на соответствующее конституционное обеспечение (экономическое, правовое, организационное и т.д.),

Содержание учебника ориентировано на освоение таких аспектов знания, как овладение богатством духовной жизни каждого отдельно взятого народа, его социально-культурного уклада, традиций и социаль­ных норм поведения, духовных целей и ценностей; обеспечение возмож­ностей для равноправного культурного диалога и взаимодействия пред­ставителей различных возрастных, социальных, этнических, профессио­нальных и иных групп населения; создание условий для интерактивного общения людей, их включения в мировое образовательное, информаци­онное, профессиональное, общекультурное пространство.

В связи с тем, что предметная область социально-культурной дея­тельности представляет сочетание оригинальной основы с синтезом сопряженных с нею научных дисциплин, правомерна следующая группировка исходных, базовых методов и технологий:

а) адаптированные к специфическим условиям социально-куль-

Предисловие

турной среды и задачам социально-культурной деятельности общена­учные методы и технологии (оценочные, диагностические, исследова­тельские, развивающие, стабилизирующие и др.),

б) выработанные практическим опытом специальные методы и технологии, подчиненные наиболее рациональному достижению целей, стоящих перед познавательными, творческими, рекреативными и дру­гими видами социально-культурной деятельности.

Специальные методы и технологии, с помощью которых формиру­ется, развивается и осваивается социально-культурная среда, предусмат­ривают использование в наиболее типичных условиях универсальных средств, методов и способов социально-культурной деятельности - эко­номических, правовых, организационных, педагогических, психологиче­ских и других. В более развернутом виде методика (технология) соци­ально-культурной деятельности предстает перед студентами в виде ши­рокой совокупности педагогически осмысленных просветительных, обу­чающих и воспитательных, рекреационных и оздоровительных методов, которые постоянно пополняются и обогащаются за счет привлечения как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере куль­туры, образования, искусства, спорта, быта и досуга.

В процессе преподавания курса предусмотрены: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия; семинар-собеседование, семи­нар-дискуссия, семинар-«круглый стол», семинар-аукцион творческих идей и др. Практические занятия могут проводиться в форме дело­вой игры, клуба альтернативных идей , индивидуальной защиты со­циально-культурного проекта в учебной аудитории, в центре досуга, на предприятии, на депутатской комиссии, в форме учебно-творческой лаборатории, индивидуальных занятий, консультаций, встреч с руково­дителями учреждений культуры, образования, искусств. дос\ га. спорта. государственных и общественных органов культуры и социальной за­щиты, учеными, журналистами, зарубежными гостями

Опираясь на необходимую социологическую информацию и об­ширную базу используемых методов и технологий, студенты занимаются подготовкой рефератов, контрольных и курсовых работ, выполнением практических заданий, участвуют в разработке и реализации различных по своему профилю историко-культурных, образовательных, информа­ционно-развивающих, развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, экологических социально-культурных проектов и программ

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

мального соотношения времени на аудиторные лекционные занятия и на групповые семинарские и практические занятия в примерном соотно­шении объемов 1:2 (лекционные не более 40% учебного времени, семи­нарские и практические занятия до 60%). Для индивидуальной работы студента с преподавателем по темам курсовых проектов, методам соци­ально-культурного проектирования, анализу проведенного этапа работы и результатов проектирования предоставляется 10 часов (согласно учеб­ному плану).

Изложенный в программе материал по своему содержанию и фор­мам учебных занятий (дискуссионным, игровым, проективным, практи­ческим и др.) может варьироваться в зависимости от целевого назначе­ния, состава студентов, количества часов и других особенностей образо­вательного процесса.

Материал необходимо также адаптировать применительно к специфическим особенностям отдельно взятых видов обучения: профессиональной (довузовской) подготовки через общеобразова­тельную школу, колледж, училище и т. д.; профессиональной (ву­зовской) стационарной подготовки; профессиональной (вузовской) подготовки на дневном, заочном, очно-заочном отделениях; про­фессиональной (вузовской) подготовки в региональных филиалах университета культуры, в том числе дистанционного обучения; профессиональной вузовской подготовки - магистратуры и бака­лавриата; послевузовской подготовки в системе дополнительного профессионального образования.

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретиче­ских основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.

Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессиона­лов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.

Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанась­еву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуника­тивные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные ха­рактеристики.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладаю­щий определенной логикой и структурой, как исторически сложив­шаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы оста­навливаемся на третьем значении этого понятия.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

Теория социально-культурной деятельности является одной из со­ставных частей теории педагогики, общепедагогической системы науч­ных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного , тем самым в известной мере раз­вивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информацион­ных технологий и других.

Возникновение и диалектика развития категории «социально-куль­турная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педа­гогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Пред­шествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая ра­бота», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неодно­кратно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечествен­ной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», обще­принятому в советское время для обозначения одного из массовых инст­рументов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана куль­турная революция 20-30-х годов.

По поводу словосочетания культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемле­мость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обу­словлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов со­временной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта

Перемены в содержании и организации современной соци­ально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-

"Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискус­сию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, прак­тика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
Раздел 1

мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответ­ствует качественно иным функциям специалиста современной со­циально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на про­светительство никак не согласуется с существующими ныне реа­лиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребован­ных современной социально-культурной практикой. Жизнь заста­вила искать иные методологические подходы и обоснования соци­ально преобразующей, культуротворческой, социально-педагоги­ческой направленности профессии.

Статус современного специалиста социально-культурной сфе­ры - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рож­дается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реа­лий. Преодоление негативных последствий административно-ко­мандной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятсльностного на­чала, необходимых этому специалисту в современной экономиче­ской ситуации.

Со временем эта специальность подверглась последователь­ной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, ме­неджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим осно­ванием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направлен­ная на создание условий для наиболее полного развития , самоут­верждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, обра­зования, искусства, досуга, спорта.

В значительной мере обогатилось содержание этой деятельно­сти и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общно­стей

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключа­ются в направленности непосредственно на активное функциони­рование личности в конкретной социальной среде, на формирова-

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адек­ватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования эле­ментарных процессов и линию социально-культурного (подчерк­ нуто нами Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрос­лого поведения 1 .

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого позна­ния социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной по­требности общества в постижении и освоении культуры с помощью ин­тегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским со­циологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к куль­туре с помощью интегрального термина «социально-культурная дея­тельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пой­ти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоут­верждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).

Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях пред­принял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массо­ вую работу в социально-культурной области» (выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с
Раздел I . Теоретические основы социально-культурной деятельности

религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандар­тизации статистики государственного финансирования деятельно­сти в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).

Авторов конференции не устраивало такое искусственное су­жение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества , они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее су­ти, функций, принципов и содержания.

Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)"льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движе­нием за права человека, с осознанием многими людьми и в целом наро­дами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребно­сти во внутренней свободе и внешних возможностях творческого само­выражения и самореализации.

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная спе­циальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.

Благодаря разработанной учеными университета концепции о необ­ходимости распространения понятия «социально-культурная деятель­ность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объедине­ния множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подго­товке кадров было положено начало теоретико-методологическому обос­нованию нового направления в педагогической и культурологической науках.

Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего по­явления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терми­нов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятель­ность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с

1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педаго­гика».

Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - воз­можность конструктивного использования в этом опыте синтеза культу­рологических данных из различных областей современной науки Опира­ясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культуро­логия и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приори­тетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализа­ция», «культура», «общество» для того научно-образовательного про­странства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая спе­циальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная ра­бота». -1993.-№2.-С. 40-41).

В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы на­чался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминоло­гии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просвети­тельная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика сво­бодного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный оби­ход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспи­тательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».

Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культуроло­гия досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся лю­бительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая

Раздел I . Теоретические основы социально-культурной деятельности

деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятель­ности, которое является предметом целого ряда сфер традицион­ной и современной общественной социально-культурной практики.

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга , но и, что особенно важно, пред­ставляет собой огромный педагогический в своей основе профессио­нальный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-сутана такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная сис­тема образования и последующая карьера специалистов, профессиональ­ное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и со­циально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профес­сиональный, обмен и сотрудничество.

В программе-конспекте учебного курса ((Социально-культурная дея­тельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образо­вательном контексте, определение социально-культурной деятельности как самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»".

Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим ха­рактеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значи­мого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому бо­лее оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ ства.

Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Про-грамма-коншект учебного курса. - М: МГУКИ, 2001. - С. 40.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологи­ческого опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоя­тельных педагогических дисциплин.

Педагогический статус социально-культурной деятельности

Как и любая наука, теория, методика и организация социально-куль­турной деятельности выстраиваются на новых методологических осно­ваниях и подходах.

Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития са­мого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-про­светительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем сущест­венное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и воз­можностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные , но поистине революционные изменения.

Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неис­сякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Не­пременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинте­ресованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов , выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и спо­собностей субъектов.

С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универ­сальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обшир­ную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачивае­мого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействован­ных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культур­ного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направле­ний, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, ис­точником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как соци­ально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, со­циально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.

Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсо­лютно закономерным и объективно необходимым. В результате педаго­гическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системо­образующим элементом структуры, содержания, самой сущности пред­мета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.

Интегративность и преемственность предмета исследования

Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интег-