Поэзия xix века о родной природе. Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века Родная природа писателей 19 века

Урок-концерт в 6-м классе.

"Русская природа в пейзажной лирике поэтов XIX века"

Цели урока : показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике поэтов XIX века;

помочь понять настроения, чувства поэтов, определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного к природе.

Оборудование урока : портреты поэтов; творческие работы учащихся; музыкальные произведения .

Методические приемы : выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Сегодня не совсем обычный урок литературы. Сегодня у нас урок-концерт. Тема его «Родная природа в лирике поэтов 19 века».

19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму. Стихи о природе - это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким.

Может быть, через описание пейзажа поэт передает настроение, чувства, мысли человека?

Подумаем над этим вопросом в течение урока.

2.Эпиграф к уроку.

Русская природа всегда завораживала человека своей красотой.

В любое время года она прекрасна и неповторима.

3.Повторение изученного.

Ребята, давайте вспомним, кто из поэтов 19 века писал о зиме.

Чтец. Входя в морозный, солнечный день в лес, невольно останавливаешься, завороженный красотой уснувших деревьев. Стоят они, словно покрытые мириадами бриллиантов. Звенящая тишина кругом. Воздух так чист и прозрачен, что, кажется, сквозь него можно рассмотреть самые далекие предметы.

Зима

(Суриков Иван)

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

Устное словесное рисование.

Ребята, а сейчас послушайте музыку композитора Вивальди из цикла «Зима» и передайте словами, какие картины природы вы представляете, слушая музыку.

4.Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Евгения Абрамовича Баратынского и Алексея Константиновича Толстого.

Чтец. Весной все на земле пробуждается к новой жизни. Тает снег, появляется молодая зеленая травка. На деревьях и кустах распускаются листочки. Весной возвращаются к нам перелетные птицы: скворцы, грачи, ласточки. Они начинают вить гнезда, готовить жилье для будущих птенцов. На все голоса прославляют приход весны пернатые музыканты. Воздух наполняется ароматным запахом растений. Весна - это обновление в природе.

5. Рассказ учащегося о жизни и творчестве Е.А.Баратынского.

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800г в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812г его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816г совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер.

С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818г завязывает знакомство с Дельвигом, который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

6.Прослушивание фонохрестоматии.

Чтение и анализ стихотворения «Весна, весна! как воздух чист!».

Беседа по вопросам:

-- Ребята! О чем это стихотворение? (Это стихотворение о весне, о том, как преображается все вокруг.)

Автор встречает весну восторженным гимном. Он с огромной радостью приветствует раннюю весну, которая приходит на смену зиме. Стихотворение отличает восторженная интонация. Автор хочет слиться с природой и раствориться в ней.

- С какими чувствами встречает весну лирический герой стихотворения?

Главные чувства стихотворения - радость, ликование, восторг. Эмоциональное состояние приподнятости, душевного подъёма передаётся обилием восклицательных интонаций.

- Какие слова и выражения создают картину весны?

Поэт создаёт лёгкую, радостную картину весны: ясный небосклон, ветерок, солнечные лучи, облака, ручьи, древа обнажены, жаворонок. Ощущение радости, праздничности приятного весеннего дня создаётся словами чист, ясен, ласкаясь, летают, блестят, взвился, торжествующий, заздравный и др.

Особую торжественность придают стихотворению слова высокого стиля: лазурию (даже устаревшая форма слова звучит возвышенно по сравнению с современным лазурью), очи, древа, обнажены, ветхий, гимн и др.

- Какие краски, звуки, запахи весны мы ощущаем, читая стихотворение?

Краски: ясен небосклон, лазурию, слепит, к солнечным лучам, блестят, солнце, в яркой вышине.

Звуки: шумят ручьи, взревев, река несёт… поднятый ею лёд, лист… шумен, жавронок поёт заздравный гимн, душа… журчит.

Запахи: воздух чист, лист… душист и др.

Задаются задания по группам.

    Найти в тексте эпитеты. («Лазурь живая», «солнечные лучи», «яркая вышина», «заздравный гимн»).

    Найти метафоры (на крыльях ветерка; “река несёт… на хребте”),.

3-Найти олицетворения («взревев, река несет/на торжествующем хребте/ поднятый ею лед!», «древа обнажены»).

- Какой смысл они придают стихотворению?

Они передают мощь и величие весны, восхищение поэта переменами в природе, которые он приветствует; изображают весну живым и сильным существом, которому ни в чём нет преград.

- Каково пространство стихотворения? Определите его “границы”.

Слова и выражения, обозначающие “высоту”: воздух, небосклон, высоко, крылья, летают, на хребте, под солнце… взвился, незримый жавронок - помогают читателю ощутить бескрайность, широту и могущество весны, необъятность весеннего дня, свет которого простирается от ветхих листьев под ногами до самого солнца.

- Давайте обратим внимание на то, как поэт играет звуками.

Ласковые звуки плавных «Л» (небосклон, слепит, на крыльях) сменяются гремящими, рокочущими «р», передающими звучания ледохода (ручьи, взревев, река), а затем шипящими, шуршащими, как листья под ногами (обнажены, в роще ветхий лист, как прежде …и шумен и душист).

Такой прием в литературе называется аллитерацией –это повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний.

- Какой смысл придаёт стихотворению последняя строфа?

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Душа человека стремится к гармонии, к слиянию с природой, стремится к растворению в некой мировой душе.

(Последняя строфа - главная во всём стихотворении. В ней разгадка, объясняющая чувства лирического героя, который восхищён весной. Обновление и возрождение природы весной вызывают у лирического “я” и у читателя стремление слиться с весенним днём, раствориться в нём. Именно поэтому весной душа человека, подобно ручью, радостно журчит и летает в небе, как птица. Такое состояние человека побуждает его к высоким чувствам, зовёт стремиться к идеалу.)

7 . Чтец . Лето. Восход солнца летом ранний. От прикосновения солнечных лучей пробуждается природа: весело щебечут птицы, листва разворачивает к солнцу свои ладони, радостно порхают яркие бабочки, начинают работу муравьи, жучки. Плоды покрываются румянцем от соприкосновения с теплыми и ласковыми лучами. И травы, питаясь земными соками, набирают силу, поднимаются к солнцу.

8 . Рассказ учащегося о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине, там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу, сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

«Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

9. Прослушивание романса «Колокольчики мои…»

10.Давайте обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»

(чтение стихотворения учащимся.)

11. Анализ особенностей стихотворения.

-Какой пейзаж изображен А.Толстым? ( Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?

(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз, заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, мерным, плавным, ласковым ритмом.)

Познакомимся с новой стилистической фигурой анафорой (одинаковым началом строк).Прочитаем, что такое анафора? Найдём в каких строфах есть единоначатие?

12. Давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали к этому стихотворению.

13.Чтец. Осень. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

14. Давайте послушаем стихи, в которых поэты рисовали осенний пейзаж.

Есть в осени первоначальной

Ф.Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Прозрачный воздух, день хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Александр Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Славная осень

Н.А. Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

15.Итоги урока.

С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Почему поэты обращались к теме природы в своих стихотворениях?

Заключительное слово учителя.

Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

16. Чтение учащимися сочинений – миниатюр «Моё любимое время года».

Домашнее задание : выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе.


На уроке литературы наш класс изучал тему ""Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века"". Изучили не много стихотворений, но в них (этих стихотворениях) мы познали красоту русской природы. Все стихотворения хороши, но больше всего мне понравилось произведение А.К. Толстого "Где гнутся над омутом лозы"". Автор описывает нам красивый летний день:

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

Но не все так хорошо и прекрасно. Летящие и пляшущие стрекозы оказались коварны, они хотели заманить ребенка в омут, показать песчаное дно. Стрекозы рассказывают ребенку о красоте летней природы, нахваливая свой внешний вид:

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Так же они манят своим сладостным, мягким голоском:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Стрекозы обещают научить его летать, тем времени привлекают его внимание, ведь все дети мечтали, мечтают летать:

"Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Коварные стрекозы говорят ребенку: ""Мы так тебя любим давно"", также они предлагают ему посмотреть на отлогий берег и песчаное дно:

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!"

ребенку грозит смерть, если он пойдет за стрекозами, автор не рассказал, чем закончилось стихотворение.

Обновлено: 2018-01-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Подвиг народа в Великой Отечественной войне по произведениям русских писателей второй половины 20 века

«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали». «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»












Сейчас говорить мы будем о весне – времени года, приносящем обновление природе. Что связано для вас со словом весна? Можно закрыть глаза, произнести это слово отчётливо, выразительно и попробовать уловить, что слышится в этом слове, что видится. Слово весна записать в левом углу листа, а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с ним. Предлагаю первую фразу: при слове весна я вижу…., представляю…


Весна – это… Оказывается, об одном явлении можно рассказать по- разному: художник передаёт свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека, его восхищение красотой природы звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека!


Алексей Николаевич Плещеев Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди, И унесла зима заботы!..














Птица рада весне, а младенец - матери. Март – с водой, апрель – с травой, а май – с цветами. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай. Много снега – много хлеба, много воды – много травы. Кукушка стала куковать – мороза больше не видать. Дружная весна – жди большой воды. Коли перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет холодное, на теневой – теплое Длинные сосульки – к долгой весне. Снег скоро тает, и вода бежит дружно – к мокрому лету


Творческое задание Весна начинается с неба. Сначала оно светлеет И чистой голубизною Стекает к земле седой. Весна начинается с криков Веселых стай воробьиных, Которые неумолчно, Взахлеб о весне твердят. Весна начинается с взглядов, Оттаявших после стужи. Весна начинается в сердце, Где ясная тишина. А может, ее начало В той первой огромной луже? Не знаю, но всем понятно: Она началась, весна. О. Лебедушкина С чего же, по вашему мнению, начинается весна? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений, и личных наблюдений.








Фёдор Иванович Тютчев Осень приходит незаметно, вкрадчиво. Ей еще не нравится холодное имя, и вначале она зовется ""бабьим летом"", но кусты уже пожелтели, на березках появились желтые прядки. И вот уже лес становится ярким и пестрым, приходит золотая осень. Ф.И. Тютчев не скрывает своего восхищения ""дивной порой"" ""первоначальной осени"".







П. И. Чайковский «Времена года» Осень своей красотой вдохновляет не только поэтов и художников, но и музыкантов. Музыкальное произведение выражает душевное настроение композитора, надеющегося, что найдутся души, которые чутко отзовутся на его музыку. П. И. Чайковский в 1876 году написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы услышите. Мы послушаем пьесу П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»



Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века», 5 класс

Тема урока :

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века

.
Тип урока : интегрированный урок- изучение нового материала.
Цели урока :
1) обучающая : познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XIX века о родной природе, а также включить в сообщение краткие сведения из их биографий;
2) развивающая : развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;
3) воспитательная : воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.
Оборудование урока :
компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин художников-пейзажистов; портреты Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», С. Рахманинов "Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация", литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» , учебник, тетрадь.
Время урока : 45 мин.

План урока:

1.Организационный момент (1мин)
2. Вступительное слово учителя (7 мин)
а. Обращение к эпиграфу .
б. Постановка цели учащимися .
3. Изучение нового материала (25 мин)
а) прослушивание стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» и И.З. Сурикова «Зима» по фонохрестоматии ;

- работа со словарями;

- просмотр репродукций картин о зиме.
б) физкультминутка ;
в) Образ весны в русской поэзии 19 века.
- прослушивание стихотворения «Весенние воды» по фонохрестоматии;
- просмотр репродукций картин русских художников о весне;
- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
г) .
- загадка о лете. чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» подготовленным учеником;
- просмотр репродукций картин русских художников о лете (Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.)
- работа с текстом стихотворения «Утро» (поиск средств художественной выразительности в стихотворении);
д) Образ осени в русской литературе 19 века
- чтение стихотворений «Есть в осени первоначальной..» Ф.И. Тютчева, «Осень» А.С.Пушкина, "Осень" А.Н. Майкова.
- прослушивание стихотворения «Есть в осени первоначальной..» по фонохрестоматии;
- просмотр репродукций картин русских художников об осени; (Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г.)
- выступление заранее подготовленного ученика об истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе;
-работа в группах(найти в стих-ии признаки осени);
4. Рефлексия (7 мин)
5. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)
6. Домашнее задание (2мин)

Ход урока

1.Организационный момент
2.Слово учителя
У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.
Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.
Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.
Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла. С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» - учили древние.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.
Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.
А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.
Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.
а) Обращение к эпиграфу .
-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л Щипахина.
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.
б) Постановка цели учащимися.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать…
Научиться…
Совершенствовать умение…
Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.

3. Изучение нового материала.
А)Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.
Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стихотворение И.З. Сурикова «Зима» в исполнении народного арт. России Габец.
Учитель: - Какие картины изображены в стихотворениях? (зимняя ночь и снегопад).
- Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)
- С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? (изобр.- выразит. средства).
Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.
- работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.
- работа со словарями;
Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях (работа в парах):
Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»; эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».
- выразительное чтение стихотворений учащимися;
Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Б) Физминутка;
Мы пройдемся по дорожке.
Чтобы отдохнуть немножко,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
В)Образ весны в русской поэзии 19 века .
«Весенние воды» Тютчев.
Вопросы:
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое? (Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)
Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.
Обращаю внимание учеников на репродукции картин: Левитан «Цветущие яблони», 1896г; «Март»,1895г; «Весна-большая вода»,1897г. » под аудиозапись (С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18).
Учитель: -Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них (кто первый).
Г)- Образ лета в русской поэзии 19 века
- Загадка о лете. чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником;
Учитель: -Отгадайте загадку и назовите время года:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - …
(Лето)
Чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником.
Учитель: - Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.
Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.
Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.
-Просмотр репродукций картин русских художников о лете под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18. Обращаю внимание на репродукции картин: Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.) Посмотрите еще раз на картины, представьте себе ее и назовите присутствующие там звуки и запахи.
Д) Образ осени в русской поэзии 19 века .
Учитель:- Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины? (Левитан «Золотая осень»)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Это картина известного художника Левитана, написанная в 1985 году. К началу 1890-Х годов талант Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.
Одной из самых известных картин Левитана стала «Золотая осень», в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы.
Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.
Учитель: -Посмотрите внимательно на другие картины и перечислите признаки осени. (Обращаю внимание на репродукции картин: Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г. (По разным оценкам художник написал около ста осенних картин.)
-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях, выразительно прочитать его.
1 группа: стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть непонятны.
(«Лучезарны вечера». Лучезарный – сверкающий, полный сияния, блеска. Серп – длинный изогнутый нож для срезывания хлебных колосьев. «…на праздной борозде». Праздный – здесь: пустой. Борозда – канавка, углубленная черта на поверхности почвы, сделанная сохой или плугом. Лазурь – светло-синий цвет, цвет неба.)
– После того, как мы узнали значения малознакомых слов, прослушаем стихотворении в исполнении ученика (фамилия называется).
Поиск средств художественной выразительности:
Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный...) , олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.
2группа: Пушкин А.С. "Осень"
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «унылая пора», «в багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание», лексика старого стиля «осенний хлад». Звукопись: большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.
3 группа: А.Н. Майков "Осень".
Словарная работа:
Вешний – весенний.
Утеха – удовольствие, забава.
Совлечь – снять.
Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес», многочисленные олицетворения, цветовая гамма стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
6. Рефлексия .
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Урок дал мне для жизни…
14. Мне захотелось…
7. Подведение итогов, выставление оценок. .
Учитель: - Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты?(Поэты - при помощи изобразительно-выразительных средств, художники-цветом, техникой живописи (мазочками, пятном, линией, тоном), музыканты - с помощью нот.
8. Домашнее задание . 1 мин.
1 уровень: выразительное чтение стих. А.М.Жемчужникова «Грачи»;
2 уровень: написать небольшое сочинение (5 пр-ий) «Я в осеннем(зимнем, весеннем, летнем) лесу»
3 уровень: сочинить четверостишие о родной природе.
Резервные методические материалы.
Составить устное высказывание на тему «Какой изображают родную природу русские поэты», используя опорные слова и выражения
Родная природа для русских поэтов – это…
Поэты воспевали красоту…(чего?)
Русская природа… (какая?)
Нам, читателям, близки стихотворения о родной природе, потому что…
Библиография.
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
2. Литература, 5 класс, Фонохрестоматия, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013.
3. «Художественная галерея» №60,2005
4. «Художественная галерея» №65,2005
5. «Художественная галерея» №56,2005
6. Коровина В.Я. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
7. Заир - Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.
9. Тимофеев Леонид Краткий словарь литературоведческих терминов.1963
10. Миронова Н.А. Литература в таблицах:5-11 классы: справ. материалы.- М.:Астрель,2008

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА. Учитель русского языка и литературы Нижнедобринской средней школы Смирнова Ольга Владимировна Класс: 6

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ УРОКА - пробудить интерес к русской поэзии; понять мысли, чувства, настроения поэтов Е.А. Баратынского, А.А.Фета, Я.П. Полонского, Ф.И.Тютчева, А.К. Толстого; способствовать развитию умения анализировать поэтический текст; - прививать любовь к родной природе.

3 слайд

Описание слайда:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. И. Тютчев

4 слайд

Описание слайда:

Каким литературоведческим термином можно назвать изображение природы? Иван Шишкин «Дорога во ржи» Пейза́ж- жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Полонский Яков Петрович (1819-1898) - поэт, прозаик, журналист, родился в Рязани в небольшой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, окончил юридический факультет Московского университета. Он рано лишился матери. Служба отца требовала постоянных разъездов, и его воспитывали бабушка и тетка. Будучи гимназистом, Полонский написал приветственные стихи в честь будущего наследника престола Александра II. За эти стихи он получил от наследника престола золотые часы, которые вручил ему Жуковский. Любимые образы Якова Полонского - «степи», «дали», «простор», которые придают всем его стихотворениям (о родине, о любви) широту, раздолье, «простор»

8 слайд

Описание слайда:

Я.П.Полонский По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Но сошлись – не уступили Той скалы друг другу даром И пустыню огласили Яркой молнии ударом. Грянул гром – по дебрям влажным Эхо резко засмеялось, А скала таким протяжным Стоном жалобным сказалась, Так вздохнула, что не смели Повторить удара тучи И у ног скалы горючей Улеглись и обомлели.

9 слайд

Описание слайда:

Словарная работа: Горючий (разг.) – несчастный. Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками. Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом. Обомлеть – цепенеть, ослабеть от неожиданности.

10 слайд

Описание слайда:

Найдите в стихотворении основные образы. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Назовите средства художественной выразительности в стихотворении Олицетворение (передача свойств живого существа неживому предмету):тучи «блуждали», «сползали», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели»; эхо «засмеялось»; скала «вздохнула».

11 слайд

Описание слайда:

Полонский рисует летний горный пейзаж, знойный вечер переходит в ночь. Пейзаж динамичен – это впечатление создают глаголы движения, действия. «Блуждали», «сползали», «сошлись» - «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «сказалась», «вздохнула», «не смели повторить», «улеглись и обомлели» Аллитерация (повторение согласных звуков – «р») позволяет нам не только увидеть, но и услышать все происходящее. Позже запишем определения понятия аллитерации в тетрадь.

12 слайд

Описание слайда:

Давайте определим размер стихотворения Какую картину рисует поэт? Какие мысли рождаются у поэта при наблюдении за предгрозовым пейзажем? Что вы можете сказать об отношении туч между собой? Как отозвалась скала на ссору двух туч у её подножия? Можно ли перенести описание явления природы на человеческие отношения?

13 слайд

Описание слайда:

По горам две хмурых тучи Знойным вечером блуждали И на грудь скалы горючей К ночи медленно сползали. Двусложный размер стиха, хорей.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз ещё взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся сметенная земля.

16 слайд

Описание слайда:

Поэт рисует картину приближения грозы. Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы. Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает стремительность действию. Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная». Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни.

17 слайд

Описание слайда:

Каким словом вы можете определить основную тему стихотворения? (гроза) Найдите и выпишите слова словосочетания), которые можно объединить в смысловую группу «Настроение лирического героя». Каково же настроение? Смятенный Несмелый Принахмурилось Исподлобья

18 слайд

Описание слайда:

Назовите средства художественной выразительности, которыми пользуется автор. Предполагаемый ответ: Антитеза (противопоставление): несмело - смелей Олицетворение: сердитые капли, земля хмурится Эпитеты: сердитый, смелый Какие звуки создают в стихотворении фонетическую характеристику образа природы?

19 слайд

Описание слайда:

Давайте определим стихотворный размер Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Двусложный размер стиха, хорей.

20 слайд

Описание слайда:

Новое понятие, запишем в тетради: Аллитерация – повторение согласных звуков. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… И раскаты громовые Всё сердитей и смелей.

21 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ 1817-1875 А. К. Толстой родился в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство его прошло на Украине. В имении дяди А. Перовского. Литературным дебютом бала повесть « Упырь». В 1850-х гг. Толстой печатался в «Современнике», входил в круг передовых писателей. Он известен как прозаик (роман «Князь Серебряный»), и как драматург. Лирика поражает глубоким проникновением в мир природы. Он мастер баллады. Романса. На его стихи писали музыку Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Рахманинов.

22 слайд

Описание слайда:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОЛСТОЙ Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печет, Летают и пляшут стрекозы, Веселый ведут хоровод. "Дитя, подойди к нам поближе, Тебя мы научим летать, Дитя, подойди, подойди же, Пока не проснулася мать! Под нами трепещут былинки, Нам так хорошо и тепло, У нас бирюзовые спинки, А крылышки точно стекло! Мы песенок знаем так много, Мы так тебя любим давно - Смотри, какой берег отлогий, Какое песчаное дно!"

23 слайд

Описание слайда:

Главная идея произведения –мысль о том, что в летний знойный полдень, наблюдая за манящими созданиями, такими как стрекозы, важно не потерять реальность и не принять воображаемые образы за действительность.

24 слайд

Описание слайда:

Олицетворение – «летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод» помогает создать абсолютно живой образ насекомых. Сравнение «крылышки точно стекло» помогает красиво и точно «нарисовать» лёгких стрекоз. Встречаются повторы: «Где гнутся над омутом лозы, Где летнее солнце печёт…», «Дитя, подойди к нам поближе,…, Дитя, подойди, подойди же…». Эти приёмы в полной мере передают нам атмосферу стихотворения.

25 слайд

Описание слайда:

Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич, (1820-1892) русский поэт, прозаик, переводчик Родился в селе Новосёлки (Орловская губерния) в семье помещика А.Н. Шеншина от Каролины Фёт, приехавшей из Германии. Вся жизнь поэта прошла в усилиях получить дворянство. Через четырнадцать лет после его рождения обнаружилась какая-то ошибка в метрике и он из дворянина в один миг стал иностранцем. Лишь в 1873 Фет по разрешению царя стал дворянином Шеншиным. К этому времени он уже был широко известен как поэт Фет. В 1838-1844 учился в Московском университете. Во время учёбы вышел его первый сборник – «Лирический пантеон» (1840), а начиная с 1842 его стихи стали регулярно печататься на страницах журналов.

26 слайд

Описание слайда:

Словарная работа: Гудёт (устар.) – гудит. Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом. Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия

27 слайд

Описание слайда:

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых. Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

28 слайд

Описание слайда:

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу? А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила. » - явная метафора. Как вы думаете, что автор этим хотел передать? На какие части делится вторая строфа, и какое слово ее разделяет? К какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется? А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

29 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Какова полная форма слова «сладостен»? А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»? Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду. Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы– «мертвым листам»

30 слайд