Источники знания о прошлом (Что такое исторические источники) план-конспект урока по истории (5 класс) на тему. Что изучает история? небесных тел, и

Министерство образования и науки Российской Федерации

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ерзовская средняя общеобразовательная школа

Городищенского района Волгоградской области»

403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

р.п. Ерзовка, улица Школьная, дом 2

т . 8-84468-4-79-55, факс 8-84468-4-76-06

E-mail:

ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001

Источники знаний о прошлом

Лучший современный урок

Поляничко Лина Владимировна, учитель истории и обществознания,

Ерзовка, 2015

Предмет: История. 5класс.

Учебник: А.Н.Майков. История. Введение в историю. 5класс. М. «Вентана-Граф» 2010.

Тема урока: Источники знаний о прошлом.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: ИКТ, карточки, копьютер, проектор.

Цель урока: с формировать представления о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы .

Задачи урока:

На основе работы с учебником, иллюстративного ряда уметь классифицировать информацию, давать описание исторических источников ;

На основе анализа полученной из разных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи;

Развивать коммуникативные способности при работе в группах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.

Планируемые результаты:

предметные:

Воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: исторический источник, памятник, музей, библиотека, документ.

Извлекать необходимую информацию из различных источников информации.

Применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего поселка, города, страны.

метапредметные:

Определять тему урока, цели, задачи;

Выстраивать алгоритм своей деятельности.

личностные:

Развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

Воспитание уважения к историческому наследию;

Приобретение навыков рефлексии.

Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколения сказания о героях, записывали сведения о войнах и бедствиях, устанавливали памятники, фотографировали своих близких, снимали на кинопленку. А как в ваших семьях хранят историю?
Можно ли сохранить все предметы о прошлом?

Что может уничтожить их? Посмотрите картинки и определите причины гибели предметов (Приложение №2).

А может ли сам человек стать причиной уничтожения свидетельств прошлых лет? Как это происходит? (Приложение №3).
Как видите, сил, которые способны уничтожить прошлое, много! Мы должны бережно сохранить свидетельства прошлого. Всё, что когда – то было создано людьми, называют историческими источниками . Они позволяют ученым изучать историю человечества.
В любой науке ученые стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Рассмотрите изображение на с.11 и определите группы источников (письменные, вещественные).

А к какой группе вы бы отнесли такие источники, как сказания, пословицы, песни, сказы ? (устные)

Определяют и называют предметы, рассказывющие об истории семьи.

Фотографии, письма, вещи, особенно те, которые принадлежали старшим поколениям.

Делают предположения. Скорее всего, нет. Вещи могут испортиться, их можно уничтожить по неосторожности

(р, п, л)

Называют природные явления, которые могут стать причинами гибели исторических свидетельств.

Смерч, извержение вулкана, землетрясение

(п, к, л)

Указывают на разрушающие результаты деятельности человека (составляют мини рассказы).

(п, к, л)

Записывают определение в тетради. (р)

Работают с иллюстрациями на с. 11., делают выводы, запись в тетрадь. Можно разделить все предметы на две группы: письменные, вещественные. (п, р, к)
Дополняют запись в тетради. Эти источники можно сохранить в устной форме, передавая их от старших поколений младшим.

( п, р, к)

Исторические источники также называют памятниками. Памятник - это напоминание о прошлом, его частица.
Обращается к жизненному опыту учащихся: Приведите примеры исторических памятников на территории нашего посёлка и нашего города.

Исторические источники необходимо беречь. А задумывались ли вы когда-нибудь, где хранятся и выставляются для всеобщего обозрения предметы искусства, памятники истории?
Сверим свои предположения с тем, что записано в учебнике ( архив, музей, библиотека).

Приложение №1

Тест

    Какая наука изучает жизнь и деятельность людей в прошлом?
А)природоведение Б) история В)литература

2. Назовите имя одного из первых историков?

А) Геродот

Б) Сократ

В)Гесиод

3. В переводе с латинского слово «факт» переводится… А) сделанное Б) сказанное В) совершённое 4. Определите верное суждение А) События устанавливаются только на основе фактов; Б) События устанавливаются на основе фактов, места, даты.

5.Что объединяет данные иллюстрации?

А) исторические факты Б) написаны одним автором В) отображают одно и тоже историческое событие

Приложение №2

Землетрясение Извержение вулкана Смерч

Приложение №3


Вандализм Война Хозяйственная деятельность людей

Приложение №4

Карточка №1

Карточка №2

Приложение №5

    Как природные явления или деятельность людей приводят к гибели памятников истории? Известны ли вам случаи разрушения памятников старины в нашем крае ? (Гибель памятников в результате землетрясений, оползней, ураганов, наводнений. Деятельность людей наносит вред памятникам истории: создание водохранилищ, строительство подземных коммуникаций, отказ от проведения реставрационных работ, халатность. В нашем посёлке окончательно было разрушено здание школы, построенное после войны, во время проведения ремонтных работ фасадов старых жилых зданий используются современные материалы при этом теряется неповторимая архитектура послевоенного времени). Как люди сохраняют сведения о прошлом? (Люди создают памятники, которые увековечивают исторические события, героев). Назовите группы исторических источников. ( Письменные, вещественные, устные). С какой целью создаются архивы, музеи, библиотеки? (Они создаются для хранения, изучения и использования исторических источников). Какие музеи, расположенные в Г. Волгограде, ты знаешь? (Музей обороны Царицына, Музей-панорама Сталинградская битва, краеведческий музей).

Вводный урок истории в 5 классе « Что изучает история»

Урок открытия новых знаний

Цели: Создание условий для формирования представлений об истории, путях и способах изучения прошлого человечества.

Задача:

1.Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

2. Развивать познавательный интерес к предмету.

3.Сделать открытия в области, что изучает история.

4. Воспитывать интерес к прошлому человека.

Оборудование: доска, ПК, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Оформление доски: тема « Что изучает история»

Метапредметные УУД

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию.

Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Регулятивные - определять цель и задачи урока.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Мотивационно - целевой этап урока

На экране коллаж

Какая наука изображена в коллаже?

Что вам здесь знакомо?

Какие темы из истории вам запомнились из курса «Окружающий мир» в 4 классе?

Чему можно научиться на уроках истории?

Почему важно изучать историю?

Попробуйте сформулировать тему урока?

Тема: «Что изучает история»

Сможете сразу полностью ответить на вопрос «Что изучает история?»

Поэтому мы с вами сегодня на уроке будем открывать новые знания, чтобы ответь на данный вопрос.

А что нужно для этого знать?

План урока

1. Что такое история

2. На какие вопросы отвечает история.

3. Какая история бывает.

4. С помощью чего изучается история.

5. Что помогает подробнее изучать историю.

Это задачи нашего урока, которые мы будем осуществлять с помощью открытий.

III . Работа по теме

1. Первое открытие «Что такое история»

А знает ли из вас, кто создал историю и для чего?

Посмотрите на слайд и попробуйте отгадать, кто это?

Это, ребята, муза истории Клио.

Клио муза истории — одна из 9 муз, муза истории; изображается обыкновенно со свитком в руках. На геркуланской фреске она держит в руках раскрытый папирус; рядом с ней стоит корзина со свитками рукописей. Иногда атрибутом ее являются солнечные часы, так как она наблюдает за порядком во времени.

Время от времени все музы объединялись, чтобы спеть одну грандиозную песню. Славное содружество муз собиралось на горе Парнас или на горе Геликон, где они вели ученые дискуссии о поэзии, науке и музыке.

Клио записывала все великие и героические поступки, а также имена тех, кто совершил их, и потому изображалась с лавровым венком на голове и с книгой и пером в руке, что говорило о ее готовности зафиксировать все важное, что происходило в жизни смертных людей или бессмертных богов.

Как вы думаете, что такое история?

История - это наука о прошлом человечества с момента его зарождения: прошедшие события, жизнь и занятия людей, культура.

Запишите определение в тетрадь.

Какое первое открытие мы сделали?

2. Второе открытие «Дерево предсказаний»

На карточках обучающиеся заполняют схему

Знать историю

Для чего? ?

Главные

вопросы? ? ?

Проверяем, для чего нужно изучать историю?

Какие вопросы ставит история?

Знать историю

Для чего Знать историю своих предков Для развития общества

Главные вопросы Когда? Где? Почему?

Какое второе открытие вы сделали?

3. Третье открытие «Какая история бывает»

Назовите мне прилагательные к существительному «история».

В игре «100 к 1» был задан вопрос "Какая бывает история?".

Ответы были следующими:

Древняя

Отечественная

История России

Интересная

Новая

Грустная

Всеобщая

Страшная

Выберите правильные ответы.

На самом деле история делиться на всеобщую и отечественную, предположите, что они изучают?

Что нового в этом открытии вы узнали?

4. Четвертое открытие «Исторические источники»

Откуда мы узнаем о прошлом человека?

Как они называются?

Посмотрите на слайд, какие источники бывают?

Распределите источники по группам. (задание на слайде)

С помощью чего изучается история?

5. Пятое открытие «Вспомогательные исторические дисциплины»

А можно по источникам сразу описать события древности?

А что помогает изучить некоторые источники?

Источников с каждым годом все больше и больше, поэтому возникли вспомогательные исторические дисциплины, которые помогают изучать прошлое человека.

А это открытие вы сделаете дома.

IV . Домашнее задание

Определить, что изучают данные дисциплины:

Палеография, нумизматика, геральдика, топонимика, хронология, археология, этнография, генеалогия, ономастика, фалеристика, метрология, текстология.

V . Подведение итогов

Придумайте слоган к открытиям, которые были сделаны сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

VI . Рефлексия

Поднимите руки те, кому из вас захотелось изучать историю?

Встаньте те, кто хочет больше узнать о жизни человека в прошлом?

Желаю вам успешного изучения истории и новых открытий.

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу :

  • история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.
  • древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.
  • средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
  • новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.
  • новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории :

  • экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.
  • военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.
  • историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.
  • историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук :

  • археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.
  • этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Исторические источники условно делят на несколько групп

1. по типу фиксации информации:

1.письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

А) официальные , например :

  • законодательные акты – Полное собрание законов Российской империи: «Собрание Первое. 1649 – 1825 гг. (в 45 томах)», «Собрание Второе. 12декабря 1825 – 28 февраля 1881 г.(в 55 томах)».
  • летописи - Лаврентьевская, Повесть временных лет, Воскресенская, Никоновская и др.
  • дипломатические и военные документы – 1323 г. – Ореховский мир (Нотебергский мир), 1582 г. – Ям-Запольский мир, 1792 г. – Ясский мир, 1812 г. – Бухарестский мир.
  • статистико-экономические материалы – Е. Зябловский «Статистическое описание России» (1808), К.Арсеньев «Начертание статистики российского государства» (1818).

Б) неофициальные , например , дневники, воспоминания, мемуары и др.

2. вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

Например :

  • орудия труда – деревянный плуг, ручное рубило, камнерез, рало, соха, борона и др.
  • оружие – доспехи (стеганка, бурка, чешуйчатый панцирь, кольчуга), шлем, копье, алебарда, арбалет и др.
  • ювелирные изделия – браслет, кулон, диадема, амулет, медальон, ожерелье и др.

3. кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

4. изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

Например :

  • иконы – иконы Святой Троицы, богороднические иконы, иконы святых и сил бесплотных, символические и аллегорические композиции.
  • парсýны – «Андрей Бесящий», «Яков Тургенев».

II. с точки зрения изучения какой-либо наукой:

1.этнографические - сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

Например , сведения об обрядах – «святках», масленице, празднике Ивана Купалы, свадебных, похоронных церемониях.

2.фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

Например :

  • былины – «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Садко», «Добрыня и Змей».
  • сказки – русские народные, народов севера, белорусские, украинские, народов Востока и др.
  • песни – русские народные (святочные, семейные обрядовые) и др.
  • предания – Предание о Жанне д" Арк, предание об Иване Грозном, Церковное предание.

3.лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Например :

  • сведения о происхождении географических названий – Украина, Черное море, Новгород, река Ловать, Куликово поле и др.
  • сведения о происхождении личных имен – Иван Калита, Рюрик, Ярослав Мудрый и др.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Классификацией, изучением происхождения, авторства, достоверности, полноты исторических источников занимается наука - источниковедение.

2. Вспомогательные исторические дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

Историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

Историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

Историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

Историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

Историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;

Историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;

Историко-географическое страноведение.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.