Некрасовка: Cело Всехсвятское. Всехсвятское

Село Всехсвятское известно с XIV века, оно находилось по обеим сторонам нынешнего Ленинградского проспекта, сейчас в этой местности располагаются московские районы Аэропорт и Сокол. Название село получило по церкви Всех Святых, впервые построенной в дереве в 1683 году. Дошедшая до наших дней каменная церковь, построенная в 1733 - 1736 годах, стоит за наземным павильоном станции метро «Сокол».

Село помнит заметные исторические российские события.

В 1608 году село заняли войска Лжедмитрия II, здесь самозванец якобы закопал свои сокровища. Желающих их найти было предостаточно, но никто ничего не нашёл, так что можно попытаться.

С 1678 года землями владел Иван Милославский, родственник и боярин царя Фёдора Алексеевича, один из организаторов стрелецкого бунта 1682 года.

В 1688 году его дочь вышла замуж за имеретинского царевича Александра Арчиловича, переехавшего в Москву вместе с отцом в 1681 году. Имеретия - область в Грузии с главным городом Кутаиси. С тех времён имеретинцы составляли часть населения села Всехсвятское. Одна из имеретинских царевен, Дарья Арчиловна, стала инициатором постройки сохранившегося каменного храма Всех Святых.

Александр Арчилович был другом и сподвижником Петра I, он погиб в плену во время Северной войны.

Через село проходила дорога на Петербург, до постройки во времена Екатерины II Петровского путевого дворца, он находится недалеко от метро «Динамо», все государи, начиная с Петра, останавливались во Всехсвятском, приезжая из Северной столицы в Первопрестольную.

Через село протекали две реки: Ходынка и Таракановка. Первая впадает во вторую, а та, в свою очередь, в Москву-реку где-то в районе Пресни. Правда, существует и другое мнение - Таракановка является притоком Ходынки. Уточнить в настоящее время это могут диггеры, совершающие свои рискованные прогулки по подземным коллекторам «подмосковных» рек. Не всегда такие путешествия заканчиваются благополучно - коллекторы узкие и во время дождя поток воды вполне может смыть смельчаков. При постройке Алабяно-Балтийского тоннеля часть коллектора реки Ходынки открывали, её можно было увидеть. Небольшой открытый отрезок можно увидеть и сейчас в районе улицы Викторенко.

В XVIII веке запруженные реки образовывали в селе большой пруд, в котором сельчане разводили стерлядь.

После отмены крепостного права в 1861 году Всехсвятское, как и многие другие подмосковные сёла, стало популярным дачным местом.

Ещё одной особенностью знаменита эта местность - здесь находилось несколько инвалидных домов. Так, после русско-турецкой войны 1877-1878 годов открылось Александровское убежище для ветеранов и их детей, а после русско-японской войны по инициативе Елизаветы Фёдоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители, - Сергиево-Елизаветинское.

В 1915 году в сельском парке было открыто братское кладбище для погибших на полях сражений Первой мировой войны. В наше время на месте кладбища находится мемориальный комплекс героев той всемирной катастрофы.

На территории Всехсвятской церкви разместили небольшой мемориал примирения, перенеся сюда кресты и могильные плиты с братского кладбища.

Этот парк и храм Всех Святых - всё что осталось от некогда большого и богатого села Всехсвятское.

Юрий Трифонов

Район Сокол на севере Москвы появился на месте старинного села Всехсвятское. Изначально Соколом назывался кооперативный поселок художников, построенный здесь в 1923 году, а затем название было присвоено всему району. С советского времени это место обжито творческой интеллигенцией, известными спортсменами и политической номенклатурой.

Сквер на Песчаной площади

ru.wikipedia.org

Село Всехсвятское

По преданию, в 1398 году был основан монастырь с храмом во имя Святых Отцов, давший название образовавшемуся около него поселку — «село Святые Отцы на речке Ходынке». Однако документальных подтверждений этой версии нет. Впервые топоним упоминается в 1498 году в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, согласно которой он завещает это село с другими угодьями своему сыну Ивану.

Когда род Патрикеевых оказывается в опале, территория переходит в государственную казну.

В 1602 году здесь недолго властвует Лжедмитрий II c войсками и, по легенде, перед бегством прячет на месте современного Песчаного переулка сокровища.

Собственно Всехсвятским село становится в XVII веке после того, как по инициативе боярина Ивана Милославского, тогдашнего хозяина вотчины, здесь появляется каменная церковь во имя Всех Святых.

После смерти Милославского, наследованное его дочери, а затем ее мужу имеретинскому царевичу Александру Багратиони, Всехсвятское превращается в центр грузинской диаспоры в Москве.

На современных экскурсиях по Соколу часто можно услышать, что в храме Всех Святых , расположенном сейчас возле метро, вплоть до середины XIX века проводились грузинские песнопения и церковные обряды.

Только после крепостной реформы 1861 года Всехвятское перестало быть вотчиной грузинских князей, став волостным центром. Земли стали распродаваться под дачи, где в основном селились военные. А в 1915 году во Всехвятском открывается Московское городское Братское кладбище для жертв Первой мировой.

В состав Москвы село входит в 1917 году. В 1930-ых здесь пустят первую линию толлейбуса и зеленую ветку метро. В 1940-ых топоним Всехсвятское вытеснят Сокол и Песчаные улицы.

Храм Всех Святых в конце XIX века

ru.wikipedia.org

«Поселок Сокол» (Художников)

Поселок «Сокол» (Художников) , основанный в 1923 году, позднее дал название всему району. Это своеобразная «Новая Москва», какой ее видели архитекторы начала XX века. Идея города-сада, зеленого оазиса на окраине, лишенного отрицательных урбанистических черт, была впервые предложена английским социологом-утопистом Э. Говардом.

Градостроительный эксперимент в России был реализован в 20-ых годах, в податливый на свежие веяния НЭПмановский период. На создание «городов-садов» власти по большей части сподвиг банальный жилищный кризис. Тогда же в стране учреждались кооперативные «Жилтовариществ».

Декрет, согласно которому кооперативные объединения и отдельные граждане получили право застройки городских участков, был подписан Лениным в 1921 году. А в марте 1923 года образовалось товарищество «Сокол».

Его первыми пайщиками стала интеллигентная публика, часть которой была уплотнена или выселена из своих многоквартирных домов. Кооперативу выдали участок земли на окраине села Всехсвятского, и в том же году началось строительство. Возглавил «Сокол» председатель профсоюза «Всекохудожник» Василий Сахаров, расстрелянный в 1937 году.

"Поселок Художников" на Соколе

ru.wikipedia.org

Дома в поселке создавались по индивидуальным проектам, а при планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Так, например, здесь присутствует визуальная иллюзия, из-за которой улицы кажутся гораздо длиннее, чем они есть на самом деле. Такого эффекта добивались разными способами: некоторые улицы в конце делают изгиб, некоторые - ломаются и заметно сужаются к концу. Так, улица Сурикова с одной стороны кажется длинной, а с другой - очень короткой.

Первоначально улицы в поселке носили прозаичные названия: Школьная, Телефонная, Уютная и другие. Инициатива переименования в честь русских живописцев принадлежит жителю поселка художнику Павлу Павлинову. Названия он выбрал на свой вкус, а в апреле 1928 года их одобрил Моссовет. Так, в поселке «Сокол» появились улицы: Алабяна, Брюллова, Венецианова, Верещагина, Врубеля, Кипренского, Крамского, Левитана, Поленова, Саврасова, Серова, Сурикова, Шишкина. А сам «город-сад» стал неофициально именоваться поселком Художников.

После войны землю, выданную поселку, стали забирать под массовое строительство. Поселок неоднократно пытались снести, но жителям и архитекторам удавалось отстаивать Сокол.

В 1979 году поселок «Сокол» получил статус памятника градостроительства и стал третьим в списке памятников первых лет советской власти после Мавзолея Ленина и Северного речного вокзала.

Новопесчаная ул, д.14

ru.wikipedia.org

Песчаные улицы

Новопесчаная, Песчаная, 2-я Песчаная, 3-я Песчаная, Песчаная пл., - все эти названия улицы получили по характеру грунта.

С 1948 года здесь скоростными методами велось строительство многоэтажных жилых домов. Оно сосредоточилось в основном на вновь образованной Новопесчаной улице.

Можно сказать, что район Песчаных улиц на Соколе — одно из первых мест массового жилищного строительства в Москве, олицетворяющее переходный период от помпезной сталинской к «человеческой» застройке.

Сталинка на 2-ой Песчаной улице

ru.wikipedia.org

В послевоенные время, когда жить в коммуналках и бараках было уже невмоготу, вопрос с расселением народа нужно было решать как можно быстрее. Это потом, в конце 50-ых, появятся примитивные хрущевские панельки, но еще до них, здесь, на Новопесчаной, построят дома для людей, не лишенные до конца архитектурных изысков. Конечно, использовалась более простая отделка фасадов, уменьшились масштабы, но основые черты сталинской неоклассики были сохранены.

Дома на Новопесчаной строились в три очереди и имели этажность от 4 до 9 этажей.

Существуют домыслы и легенды, что песчаные почвы, из-за которых улицы и получили свои названия, не пригодны для строительства, и впоследствии массовая застройка может обернуться катастрофой. Но москвоведы, а главное здравый смысл опровергают это предположение: до сих пор ни на одном из домов не появилось ни трещинки.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Храм Всех Святых в селе Всехсвятском

С ним связано много легенд и преданий. Но и много подлинных историй. Сегодня, например, трудно представить, но иконостас именно этой церкви был публично и показательно сожжён в 1939 году, а в 1945 году прихожане добились открытия отсыревшего и умирающего храма. И возродили его.

История храма Всех Святых в селе Всехсвятском началась, когда село носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь около 1398 года был основан мужской монастырь с соборным храмом, а отшельники жили в окрестном лесу в хижинах. Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата великого князя московского Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну.

Одни историки согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь Всех Святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского собора Святых Отцов, отчего и произошло название села. На VII Вселенском соборе, проходившем в Никее, голос иконоборцев был заглушён волей большинства. То есть тот собор утвердил иконопочитание.

Был здесь монастырь или не был, но храм, правда уже приходской, упоминается в XVI веке. В 1608 году село занимал Лжедмитрий II. По преданию, перед бегством он зарыл в селе все свои сокровища.

Храм Всех Святых во Всехсвятском

В конце XVII века село вместе с храмом перешло главе приказа Большой казны, боярину Ивану Михайловичу Милославскому. Иван Михайлович был одним из участников стрелецкого бунта 1682 года и после бунта был лишён управления приказами и удалился в свою вотчину у Святых Отцов. Здесь он скрывался от преследований политических недругов и благоустраивал своё владение. Известно, что в 1683 году по указу Ивана Михайловича церковь была перестроена в камне. И именно по церкви село Святые Отцы было названо Всехсвятским. В 1685 году он умер, к счастью для себя не дожив до нового стрелецкого бунта 1689 года.

Единственная дочь Ивана Михайловича Милославского Федосья Ивановна вышла замуж за грузинского царевича Александра Арчиловича, давнего друга царя Петра, и село Всехсвятское перешло к нему как приданое жены. После смерти Федосьи Ивановны Пётр I именным указом пожаловал село в полную собственность вдовца. Ещё в 1699 году в Москву прибыл сам грузинский царь Арчил II с женой и свитой и поселился во Всехсвятском. Приход грузин в Москву было не началом, а, скорее, результатом дружественных отношений Грузии с Россией, когда Грузия терпела бедствия от своих воинственных иноверных соседей, прежде всего от Османской империи, и просила у православной России защиты и помощи. Так в селе Всехсвятское образовалась колония грузин, а само село попало на страницы истории многовековых взаимоотношений России и Грузии. Позднее началась новая волна грузинских августейших иммигрантов. В Москву приехал царь Вахтанг IV с семьей, духовенством и многочисленной свитой. Грузинский правитель тоже отправился во Всехсвятское. Поскольку численность грузинской колонии в Москве оказалась очень высока – несколько тысяч человек, – ей были отведены и земли на Пресне, в районе нынешних Грузинских улиц и Тишинки. Так в старой Москве образовалось два главных грузинских поселения: древнейшее находилось во Всехсвятском, второе – на Пресне.

Царевич Александр Арчилович, у которого во Всехсвятском не раз гостил Пётр I, попал во время Северной войны в плен и умер в Стокгольме в 1711 году, не оставив потомства. Всехсвятское перешло к его сестре Дарье Арчиловне. Она и построила здесь в 1733–1736 годах новую прекрасную церковь, которая дожила до наших дней.

Главный престол освящён в честь Всех Святых, а два придела – в честь иконы «Всех Скорбящих Радость» и во имя праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Новопостроенная церковь стала центром грузинской колонии в Москве. В самом конце XVIII века очередной владелец Всехсвятского села, князь Георгий Бакарович, обновил храм и устроил на левом клиросе царское место. Это было время расцвета Всехсвятского. Здесь стоял Летний дворец с роскошным садом, оранжереями и прудом, по которому гости совершали водные прогулки в гондолах. А в престольные праздники во Всехсвятском происходили большие народные гулянья. В 1812 году и храм, и село разорили войска Наполеона, но стараниями царевича Георгия всё было восстановлено и храм благолепно украшен.

Храм Всех Святых стал усыпальницей московских грузин. На его погосте был похоронен Иван Александрович Багратион, отец знаменитого генерала Петра Ивановича Багратиона. Сам полководец и поставил памятник на отцовской могиле.

После прокладки шоссе в 30–е годы XIX века во Всехсвятском начались массовые народные гулянья. Если в соседнем Петровском парке предпочитала веселиться знать, то в более отдалённом Всехсвятском – простые москвичи. Здесь же, во Всехсвятской роще, в 1878 году был устроен Александровский приют для увечных и престарелых воинов только что отгремевшей Русско-турецкой войны.

Незадолго до революции, когда шла Первая мировая война, в окрестностях Всехсвятского, близ его церкви, было создано Братское кладбище для павших русских воинов. Кладбище было поистине братское – оно предназначалось для погребения офицеров, солдат, санитаров, сестёр милосердия и всех, кто погиб «во время исполнения своего долга на театре военных действий», павших на поле брани или умерших от ран в госпиталях.

После революции священное Братское кладбище постигла трагическая судьба. Поздней осенью 1917 года там появились новые могилы, в которых по благословению патриарха Тихона похоронили офицеров и юнкеров, павших в революционных ноябрьских боях в Москве. Уже в середине 1920–х годов кладбище было закрыто и затем уничтожено при строительстве метро. Хотя есть легенда, что одна могила с памятником долго сохранялась, потому что отец убитого воина лег на надгробие и сказал: «Уничтожайте меня вместе с ним».

Помимо уничтожения кладбища, революция принесла в район Всехсвятского самые радикальные изменения. Вся окружающая село территория стала полигоном для социалистических экспериментов в строительстве. Начали с нового названия местности. В 1928 году Всехсвятское превратилось в поселок Усиевича, а в 1933 году – в Сокол и одноимённый первый кооперативный посёлок. Название «Сокол» появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок.

В 1923 году храм захватили обновленцы, а в 1939 году он был закрыт, его иконостас публично сожгли во дворе, а в самом храме по обыкновению устроили склад. Однако вскоре после восстановления патриаршества к нему вернулась жизнь. Уже к Пасхе 1946 года он был заново освящен. В нём появились святыни: чтимый Казанский образ Богоматери и икона Всех Святых.

В 1992 году храм получил статус патриаршего подворья и вскоре прилегающая к нему территория стала настоящим православным историческим мемориалом. Были поставлены кресты в память жертв красного террора. В сквере у храма установлены памятники павшим в германской, Гражданской, Великой Отечественной войнах, георгиевским кавалерам, юнкерам, генералам и участникам Белого движения. Здесь впервые в России в 1994 году по благословению патриарха Алексия II у храма воздвигли памятник «Генералам Российской императорской армии и Белого движения». Храм Всех Святых помнит всех, кто отдал жизнь за Отечество.

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора

2.2 Кулишки в Москве и московская церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная Дмитрием Донским в память о павших воинах Куликовской битвы (Славянская площадь, станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

4.12.2. КУЛИШКИ В МОСКВЕ И ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ В ЧЕСТЬ ВОИНОВ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ НА СЛАВЯНСКОЙ ПЛОЩАДИ (СТАНЦИЯ МЕТРО «КИТАЙ-ГОРОД») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Монреаль – город всех святых Самый крупный город Канады – Монреаль – является промышленным центром страны. Он расположился на берегах реки Святого Лаврентия у подножия Королевского холма – Мон-Руаяль, от которого и произошло название города. В месте расположения

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец,

Из книги Какой сейчас век? автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади (станция метро «Китай-город») Начнем с того, что некоторые летописи прямо говорят о том, что Куликово поле находилось в Москве.Например, известный Архангелогородский

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Церковь Всех Святых, что на Кулишках Суета и шум Славянской площади, кажется, совершенно не касаются этого удивительного храма. В храме и даже у его стен царит особая атмосфера. Церковь Всех Святых на Кулишках – первый на Руси храм-памятник боевой славе русского воинства.

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Московские Кулишки - Куликово поле Церковь Всех Святых на Кулишках (станция метро «Китай-город») Начнём с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

Из книги «Долина смерти» [Трагедия 2-й ударной армии] автора Иванова Изольда

И. И. Калабин И муки всех святых… Бывая изредка в Санкт-Петербурге, я всякий раз захожу в Эрмитаж и долго-долго стою перед картиной Боттичелли «Святой Доминик». На ней изображен обессиленный Доминик, истощенный старик.Для меня, далекого от искусства человека, эта картина

Из книги Где ты, поле Куликово? автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. Церковь Всех Святых на Кулишках в Москве, посвященная павшим в Куликовской битве воинам Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИ ЛОСЬ В МОСКВЕ.Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

1 ноября ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ: ПРИКАСАЯСЬ К МИРУ УМЕРШИХ… Этот день в Португалии является нерабочим. Называется он Де Тодуш Ош Сантуш и посвящается всем известным и неизвестным святым и мученикам, у которых нет отдельных праздников в церковных календарях.История праздника

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 31. О том, что этот храм должен быть построен лучше всех других церквей Ойкумены по великолепию стен, колонн и мрамора Поэтому твоя прозорливость должна так распорядиться и обо всем необходимом иметь такое попечение, чтобы не только сам храм был великолепнее всех

Из книги Памятники древнего Киева автора Грицак Елена . . . . . .

Свое название улица получила в 1920-х годах, до этого называлась Песочная, оба названия связаны с характером грунта по которому она пролегает. Образовалась, вероятнее всего, в конце XIX века, как проезд, ведущий от Петербургского шоссе к дачному поселку, а позднее, после постройки Окружной ж.д., вела к переезду через железную дорогу. После прокладки в 1950-х годах новой ул. Алабяна, часть Песчаной улицы отошла к ней. А сохранившуюся часть улицы я помню еще с кое-где уцелевшими деревянными домишками, с садами вокруг них, в которых цвели кусты черемухи и сирени.
Сегодня начало Песчаной улицы прячется за аркой по Ленинградскому проспекту, в мою юность через эту арку проезжал общественный транспорт.

Дом №3 - бывшие Песчаные бани. Здание было постороено в 1933 г. Эти бани упоминаеются в детективе "В последнюю очередь" Степанова А.Я. он пишет: - " Вас не забыть, московские бани военных лет. Гостеприимно принимая в свои жаркие чертоги вечно мерзнувших от постоянной голодухи москвичей, вы вместе с городской пылью и заводской копотью смывали с них усталость и тоску, равнодушие и тревогу...
И вас не забыть, коричнево-зеленые, размером меньше спичечного коробка, кубики мыла, от которых волосы становились легкими, а отмытая кожа чисто поскрипывала под растирающей ее ладонью.
Саша отстоял длинные очереди в Песчаные бани. Очередь за билетами. Очередь за кубиками мыла. Очередь в раздевалку...".


Памятны эти бани и для меня. Родилась я недалеко отсюда, на ул. Врубеля, в доме без ванны, и до переезда на новую квартиру в 1969 г. посещала эти бани. Так уж повелось, что в баню я ходила со своей бабушкой. В детстве я их очень любила, бабушка меня баловала, и после помывки, всегда вела в буфет при банях, где меня ждал стакан томатного сока и вкусные пирожки или чай с пирожными. Позднее, в отрочестве и юности, ситуация изменилась, бабушка всегда брала с собой в баню свой таз, и я очень стеснялась, что мои однокласники, у многих из которых уже были свои ванны, увидят, что я иду в баню, поэтому все время от бабушки отставала.
Вскоре бани закрылись, т.к. со сносом старых домишек, потребность в них отпала, но я еще помню времена, когда народу было так много, что были отдельно мужские и женские банные дни.
Дом №5 - это школьное здание было построено в 1940 году по проекту архитектора Б. Ф. Рогайлова , в нем размещалась школа № 705, а с середины 1970-х годов - районный Дворец пионеров и школьников.
Вид с Новопесчаной улицы на задворки Песчаной улицы. Слева госпиталь, школа №705, за ней бани. Фото 1948 г.


Современный вид здания, сейчас в нем размещается детский досуговый центр, вдали виднеется здание бывших бань.

Дом №7. Годы постройки этого здания в разных источниках разнятся, по одним сведениям (отсюда) - "Здание изначально было построено в конце 1920-х - начале 1930-х гг. для педагогического техникума имени Тимирязева (мастерская К.С.Мельникова ). В 1937 году здание реконструируется и перестраивается для поликлиники Гражданского воздушного флота (арх. И.А.Иванов-Шиц , Н.В.Гофман-Пылаев )".
Фото 1938 г. из журнала "Строительство Москвы" (№17, 1938).


Однако, в старых справочниках за 1930 - 1936 гг. по этому адресу такой техникум и такая поликлиника не упоминается, но братское кладбище, расположенное рядом имеет номер "9", а в справочнике за 1937 г. упоминается Агробиостанция по адресу - Песчаная ул, 5\7. (вероятно, это одноэтажный домик за госпиталем на фото 1948 г. ). Иногда пишут, что в здание размещался дом пионеров и школьников, о чем свидетельствует скульптура на здании (скульптор Бирюков ), но в последней ссылке, на той же стр., указан другой адрес - Ленинградский пр., 38.
Поэтому наиболее вероятной мне представляется информация, что знание построили в 1937- 1938 гг., а в декабре 1938 г. в нем открыли поликлинику и больницу (госпиталь) Гражданского Воздушного флота. Как вспоминает один из старожилов района (отсюда) - "Поликлиника Аэрофлота была построена на месте дач (в т.ч. неск. домов принадлежали семье Михайловых, так и писался адрес - село Всехсвятское, дачи Михайлова)", а информация о том, что здесь когда-то был Дом пионеров, представляется мне сомнительной.


А скульптура над входом символизировала, скорее всего, будущих авиаторов, тем более, что при больнице было и детское отделение.

При описании архитектурнух особенностей здания в Википедии, обратила внимание на интересную деталь - "Здание имеет сложную в плане форму с полукруглым главным фасадом и переменную этажность (3-5 этажей). Плоскость фасада имеет вертикальное членение треугольными в плане лопатками... Над боковыми входами расположены квадратные часы, стрелки которых изготовлены в виде шприца и градусника .(надо проверить ). Лестничные клетки имеют гребенчатое в плане витражное остекление".

За военным госпиталем (я так больще помню это здание ) протекала речка Таракановка, ее я не застала, а вот стоящие на противоположной стороне улицы до автобусно-тролейбусного круга деревянные домики на валу - помню хорошо, причем они сохранялись даже когда построили одноподъездные высотки, и снесли их только когда к одной из них стали присраивать здание сберкассы, в конце 1960-х годов., а вал выровняли.


За речкой, на месте современного дома №10, как я предполагаю, стояла в XIX веке дача князя Мустафина.
Слева д.№10, за церковью д..№75 по Ленинградскому проспекту, между этими домами протекала р. Таракановка.


Остается загадкой кому из князей Мустафиных принадлежали эти участки, так как имя-отчество князя Мустафина нигде не упоминается, обозначу наиболее вероятных из них.
Возможно, эти участки принадлежали кн. Мустафину Федору Васильевичу (1775-1845), он в 1787 г. числился (12 лет от роду) вахмистром лейб-гвардии Конного полка, затем статский советник, прихожанин ц. Николы Явленного в Москве. В 1836 г. разделил с братьями отцовские имения в Симбирской и Казанской губерниях. Женой его была (предположительно ) Дарья Федоровна , ур. Шишкова. А затем участки перешли к его сыну (?) кн. Мустафину Александру Федорович у (?-1853), капитану и кавалеру. Отец и сын, оба похоронены на Ваганьковском кладбище в Москве, кстати, в книге Саитова В. И. "Московский некрополь" они упоминаются как кн. МустОфины .
Причем, начиная с 1852 г . на разных планах и картах ( , , гг.) вплоть до 1900 г. упоминаются то два, то один их участок. К этому времени (кроме карты 1852 г. ) отец и сын скончались и, остается не понятным, к кому перешли из кн. Мустафиных эти дачи. Вероятно, к кому-то из братьев Федора Васильевича, а затем к его детям.
Дом №10. Об этом доме, в котором жили физики-ядерщики уже достаточно много написано статей и постов, поэтому напишу о нем кратко.


Первоначально на этом месте планиловалось построить школу и в 1939 г. нкачалось ее строительство, но помешала война,достраивали здание уже после войны, а в 1946 г. он был заселен. Здесь жили создатели атомной промышленности СССР и ядерного оружия, лауреаты государственных и ленинских премий, в память об этих людях на доме установлена мемориальная доска.

Для меня дом всегда оставался секретной конторой с охраной за колючей проволокой. Заглянуть внутрь и узнать побольше о доме можно и .

Оставшаяся часть современной Песчаной улицы до пересечения ее с ул. Алабяна застроена современными домами и не представляет интереса.
А вот так выглядела панорама Песчаных улиц и переулков в 50-е годы прошлого века (они слева от путепровода). Фото отсюда . Там можно его и увеличить.

О части села Всехсвятского, расположенного справа от путепровода, я продолжу свой рассказ в другой серии постов .
Напоследок, в этой части я хочу рассказать еще об одной занятной личности, об иркутском гражданском губернаторе (1806 - 1819), действительном тайном советнике Трескине Никола́е Ива́новиче (1763 - 184 гг.), доживавшем в селе свои последние годы и похороненном на Всехсвятском кладбище.
Трескин родился в семье священика Смоленской губернии. После окончания семинарии поступил на службу писарем в Московский почтамт, где был замечен почт-директором И. Б. Пестелем (отец декабриста ). По протекции последнего был назначен вице-губернатором Смоленской губернии.
После назначения Пестеля Сибирским генерал-губернатором, Трескин последовал за ним и получил в 1806 г. должность Иркутского губернатора. В 1809 году Пестель уехал в Петербург с докладом и больше не возвращался. С этого времени Трескин стал полным хозяином губернии. Его власть длилась до 1819 г., до назначения новым Сибирским генерал-губернатором М. М. Сперанского, который начал ревизию Сибири. По итогам ревизии, Трескин был обвинен в растрате, уволен со службы и предан суду Сената.
Женат был Николай Иванович с 1795 года на Анисье (Агнессе) Фёдоровне Ключарёвой (1775—1819 гг.), дочери поэта-мистика Ф. П. Ключарёва ; в браке они имели шестерых сыновей и двух дочерей.
О нем и его деяниях написал в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" писатель Пыляев М.И. Приведу фрагменты из этого рассказа - "В первых годах текущего столетия в Сибири служил губернатором Трескин, прозванный у жителей вторым Аракчеевым... Это был величайший оригинал. Он не был зол и жесток, но, как власть, был очень строг. Вся полиция при нем была доведена до совершенства, и во всей Иркутской губернии не было ни грабежей, ни воровства... Дороги и мосты были превосходны, деревни чисты, крестьяне зажиточны, скота и лошадей много. О преступлениях в городе не было слышно... Трескин и законы были синонимы.

По праздникам Трескин дозволял дамам целовать свою руку; из мужчин допускались к руке только старшие чины и купцы первой гильдии. Все дамы целовали ручки у его супруги и у дочерей.
Рассказов о его деспотической власти множество... Трескин был замечательно деятелен, работал он с раннего утра до глубокой ночи, вникал во все мелочи. Город при нем превратился в военное поселение. Не знали, когда спит Трескин: его можно было встретить во всякое время дня и ночи, и встретить, скорее всего, там, где не ожидаете... он заходил в частные дома, замечал все: плохи ли были калачи на базаре, плох ли гороховый кисель...
Наружное безобразие города сильно возмущало Трескина, и он его в три года переломал и переустроил. Это была настоящая архитектурная революция, но он совершил её. Управляя при военном губернаторе Пестеле обширнейшей в мире провинцией, он не имел понятия о том, что такое статистика и вообще терпеть не мог ученых, считая науки занятием пустым и бесполезным... со всеми держался как восточный властитель, заставляя даже вице-губернатора подавать ему шубу... Его большая прихожая всегда была полна служебного люда - казаки, полицейские офицеры, дежурные чиновники. Тишина полная... и ни один чиновник не смел пошевелить ногой или кашлянуть...
Взяток Трескин лично не брал; их брала его супруга, по сибирскому выражению, Трещиха, которая задалась собрать для своих восьмерых детей по пуду ассигнаций на каждого. Жена его имела огромное влияние на дела, она всегда была окружена молодыми, красивыми чиновниками, которых называла своими «детками».
Она раздавала должности и брала взятки по важным делам. Губернатор, говорили, не берет, а Трещихе «надо поклониться».
Прием был следующий: купи у нее мех соболий. Принесут мех, сторгуются тысяч за пять - и мех возьмут назад, и деньги. То же и другому, и третьему. Один этот мех раз пятьдесят продавали. В большие праздники, в именины и т.д., Трещиха запросто угощала у себя купцов, съезжавшихся по этим дням исправников и бурятских тайшей, играла с ними в карты и, понятно, выигрывала, не говоря уже о подносившихся ей подарках и всевозможных припасах, доставлявшихся в этот день в дом губернатора....
При Трескине в Сибири взяточничество доходило до высшей степени. Подарки от разных обществ и частных лиц ему уже некуда было девать, и Трещиха открыла в гостином дворе лавку, где последние и продавались. Он ежегодно отправлял обозы всякого добра на сохранение к своему брату в Москву. Всё, присланное им до 1812 года, сгорело при нашествии французов, но и после этого он продолжал посылать обозы.
Сперанский, сменив Трескина и главных его пособников, насчитал на них взысканий на 2847000 руб. Под суд было отдано более 600 человек. Трескин был лишен чинов.
После своей отставки он, поселившись в Москве, притворился бедняком, водил дочерей в заячьих салопах и «по бедности» просил даже у государя пособия через известного сановника Нарышкина. Но кто тогда не знал о миллионах Трескина… Существует предание, что он вывез из Сибири пуды ассигнаций в замороженных осетрах ; говорили, что после его смерти в одном из диванов нашли в подушке более 500 тысяч рублей депозитками: предполагали, что покойный об них забыл…"
Жена Николай Ивановича умерла в
1819 год у, официально считалось - трагически погибла, будучи выброшена из экипажа на всем скаку во время возвращения с минеральных вод. Ходили слухи, что она покончила жизнь самоубийством, боясь разоблачений, а в коляску положили уже мёртвое тело.
Чуть раньше из Петербурга пришла весть, что один из сыновей губернатора, ещё молодой человек, в азарте и неприличной компании убил бутылкой актрису и находился под судом.
Как пишут в Википедии после увольнения Трескин поселился под Москвой, в селе Всехсвятском, где и умер. Получается в селе он прожил 23 года, жаль что не сохранилось воспоминаний об этих годах его жизни.
Во Всехсвятском вместе с Трескиным была похоронена и Юлиям Николаевна Троицкая, урожденная Трескина (1804 - 1845 гг.), видимо, дочь.

Продолжение рассказа о селе Всехсвятском и о Соколе в серии постов под общим заголовком "Моя малая Родина в треугольнике на Соколе" (