Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС
ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.
Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.
Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:
- организацию учебной работы класса;
- организацию внеучебной жизни класса;
- социальную помощь и защиту учеников;
- взаимодействие с родителями учеников.
Примерная структура должностной инструкции
Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:
Не знаете свои права?
- общим положениям,
- должностным обязанностям,
- правам,
- ответственности.
При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.
Общий раздел инструкции
Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:
- полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
- порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
- порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
- на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
- чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
- квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.
Должностные обязанности классного руководителя
Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:
- вести журнал успеваемости;
- оформлять личные дела учеников;
- организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
- организовывать дежурства;
- организовывать порядок питания учеников;
- формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
- контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
- работать с дневниками учеников;
- создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
- способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
- помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
- проводить классные часы;
- обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
- проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
- проводить классные собрания с родителями.
Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.
Права классного руководителя
В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:
- присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
- изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
- привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
- поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
- активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
- сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
- повышать свою квалификацию.
Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.
Ответственность классного руководителя
Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:
- за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
- за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
- за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.
Должностная инструкция классного руководителя
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений образования, согласованными с постановлением Министерства труда РФ от 17.08.1995 г. № 46 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда РФ от 22.11.1995 г. N 65. При составлении инструкции учтены примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Минобразования РФ, утвержденные приказом Минобразования РФ N 92 от 27.02.1995 г.; методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобразования от 21.06.2001 №480/30-16); методические рекомендации «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (приказ Минобрнауки № 21 от 03.02.2006).
1.2. Классный руководитель назначается приказом директора по школе из числа учителей, работающих в школе с согласия педагогического работника.
1.3. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, решениями Правительства РФ и органами управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты, а также Уставом школы и другими локальными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2. Функции
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Организационно-координирующая:
Установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
Учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
Индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
Ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, журнал классного руководителя).
2. Коммуникативная:
Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
Установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностическая:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
3. Должностные обязанности
Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Планирует работу в классе на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
3.2. Обеспечивает безопасное проведение образовательно-воспитательного процесса, оперативно извещает администрацию школы каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.3. Организует изучение обучающимися правил охраны труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д., проводит инструктаж обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
3.4. Формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов;
3.5. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
3.6. Соблюдает права и свободы обучающихся;
3.7. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства;
3.8. Создает условия для успешного существования ребенка в общеобразовательной школе, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному и нравственному становлению;
3.9. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;
3.10. Обеспечивает единство воспитательного воздействия на ученика семьи и школы, проводит работу с родителями; при необходимости подключает компетентные органы для защиты прав ребенка или оказания финансовой помощи, обеспечивает социальную защиту детей;
3.11. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;
3.12. Способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
3.13. Осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе его склонностей, интересов, направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
3.14. Анализирует состояние и определяет перспективы развития классного коллектива;
3.15. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности по окончании каждой учебной четверти;
3.16. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;
3.17. Участвует в работе педагогического совета школы;
3.18. Систематически посещает совместно с классом общешкольные мероприятия;
3.19. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений;
3.20. Работает по графику, составленному утвержденному директором школы;
3.21. Организует дежурство класса по школе согласно графику, утвержденному директором школы;
3.22. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
4. Права
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
4.2. Контролировать успеваемость каждого ученика;
4.3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
4.5. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса;
4.6. Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
4.7. Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;
4.8. Приглашать для беседы родителей (или лиц, заменяющих);
4.9. По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье школе на предприятиях;
4.10. Определять индивидуальный режим работы, с детьми исходя из конкретной ситуации;
4.11. Вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.
4.12. На надбавку к должностную окладу, премию и другие меры материального и морального стимулирования;
4.13. Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как лично сам, так и его воспитанники;
4.14. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса;
4.15. На поддержку и помощь со стороны администрации;
4.16. На повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах школы и системе дополнительного профессионального образования.
5. Ответственность
В соответствии с законодательством Российской Федерации классный руководитель несет ответственность:
5.1. За жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора школы, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;
5.3. Несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка;
5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательной процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданские законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Взаимодействует с учителями-предметниками, представляет интересы своих воспитанников на педагогическом совете, включает их внеурочную работу по предметам, разнообразные предметные кружки, факультативы, участие в предметных неделях, олимпиадах, тематических вечерах и др. мероприятиях;
6.2. Совместно с педагогом-психологом изучает индивидуальные особенности обучающихся, процесс адаптации и интеграции в микро и макро-социуме; координирует связь психолога и родителей, помогает определиться в выборе профессии на основе психолого-педагогических исследований;
6.3. Сотрудничает с педагогами дополнительного образования, способствует включению школьников в различные творческие объединениям по интересам (кружки, секции, клубы) действующие как в школе, так и учреждениях дополнительного образования;
6.4. Способствует включению детей в деятельность детской общественной организации, сотрудничая со старшими вожатыми, организуя информирование о действующих детских и молодежных общественных организация и объединениях;
6.5. Сотрудничает с библиотекарями школы с целью расширения круг чтения обучающегося;
6.6. Организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность
6.7. Постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников.
Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.
Функции и обязанности классного руководителя
Каково значение классного руководителя? Он - основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.
Сегодня существует несколько видов классного руководства:
- педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
- классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
- куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
- тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.
Функции классного руководителя:
- воспитание
- организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
- координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
- управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.
Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности:
- быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
- осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
- взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
- вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
- содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
- получать помощь от коллектива сотрудников школы
- вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
- не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
- проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
- организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
- помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
- осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.
«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».
Система работы
В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя - ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя - это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.
Классный руководитель ведёт системную работу на основе:
- воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
- анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
- педагогики
- актуальных задач воспитания
- принципа толерантности.
«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».
Система работы классного руководителя состоит из:
- аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
- контроля над повседневной жизнью класса
- использования современных методов воспитательной работы.
Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.
Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:
- родительское собрание
- совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
- родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.
Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы
Каким должен быть классный руководитель
Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:
- духовным образцом человеческой культуры
- защитником от безнравственности
- инициатором сплочения ученического коллектива
- фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
- помощником ребёнка
- консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
- человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
- консультантом по профориентации
- координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
- человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
- Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
- Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
- Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
- Планировать свою деятельность.
- Организовывать воспитательные мероприятия.
- Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
- Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.
Самообразование
«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».
Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы :
- Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
- Самостоятельная образовательная работа.
Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы , который должен включать в себя:
- Выбор тематики.
- Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
- Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
- Разработку последовательного плана деятельности.
- Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
- Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
- Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.
Документы классного руководителя
Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.
Общий список документов классного руководителя:
- Годовой план по воспитательной работе.
- Внесение информации в классный журнал.
- Таблица сведений о родителях.
- Перечень членов родительского комитета.
- Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
- Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
- Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
- Диагностические методики.
- Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
- Паспорт класса.
- Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
- Отчёты по воспитательной работе.
- Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
- Информация о внеурочной деятельности учеников.
- Личные дела школьников.
Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на , формировать их души, вести к свету.
При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Носова М.Л.
"Классный руководитель" 2002, №4
1. Общие положения.
1.1. Классный руководитель - педагог школы, осуществляющий функции организатора детской жизни, корректора межличностных отношений и защитника воспитанников своего класса в трудных деловых и психологических коллизиях школьной жизни.
1.2. Классный руководитель имеет высшее или среднее специальное педагогическое образование.
1.3. Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.4. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед педсоветом, директором и заместителем директора школы по воспитательной работе в установленном порядке.
2. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе.
2.1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:
2.1.1. Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
2.1.2. Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
2.1.3. Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
2.1.4. В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
2.1.5. Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
2.1.6. Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие в отношениях с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
2.1.7. Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка. Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами российского гражданина.
2.2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности.
2.3. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей-предметников.
2.4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.
2.5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.
2.6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.
2.7. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.
2.8. Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.
2.9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
3. Режим работы классного руководителя.
3.1. Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст. 130.
3.2. Рабочее время классного руководителя, которое он обязан посвятить детям в течение недели, 4 часа (20% от ставки учителя).
3.3. Час классного руководителя (часы общения) - один раз в неделю по расписанию, о чем делает запись в классном журнале.
3.4. Количество воспитательных мероприятий - не менее двух дел в месяц, из которых одно может быть общешкольным.
3.5. Количество классных родительских собраний должно составлять не менее одного в четверть.
3.6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании триместров по утвержденному порядку.
3.7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
4. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
4.1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других общественных органов школы.
4.2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
4.3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом "не навреди".
4.4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суда.
5. Классный руководитель не имеет права
5.1. Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.п.
5.2. Использовать оценку (школьный балл) для наказания или расправы над учеником.
5.3. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
5.4. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка.
5.5. Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
6. Классный руководитель должен знать:
6.1. Закон Российской Федерации "Об образовании".
6.2. Конвенцию ООН о правах ребенка.
6.3. Педагогику детскую, возрастную, социальную психологию.
6.4. Школьную гигиену.
6.5. Педагогическую этику.
6.6. Теорию и методику воспитательной работы.
6.7. Основы трудового законодательства.
7. Классный руководитель должен уметь:
7.1. Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности.
7.2. Видеть и формулировать свои воспитательные цели.
7.3. Составить план воспитательной работы в собственном классе.
7.4. Организовать воспитательное мероприятие.
7.5. Организовать и провести родительское собрание.
7.6. Пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками, другими диагностическими методиками и корректно использовать их в воспитательной работе.
8. Документация и отчетность.
Классный руководитель ведет (заполняет) следующую документацию:
8.1. Классный журнал.
8.2. План воспитательной работы с классным коллективом.
8.3. Личные дела учащихся.
8.4. Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся.
8.5. Протоколы родительских собраний.
8.6. Дневник учащихся.
8.7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, результатами классных педагогических и социально-психологических исследований.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:- Содействовать созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого учащегося и условий для развития навыков коммуникативной культуры учащихся.
- В соответствии с возрастными интересами учащихся и требованиями Устава школы способствовать обновлению содержания жизнедеятельности класса. Участвовать в создании органов самоуправления учащихся.
- Участвовать в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования», проектах «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях», «Школьная библиотека-Дом детской книги», «Совместное планирование достижений учащихся», вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
- Использовать разнообразные приемы, методы и средства воспитательной работы, способствуя расширению интересов и форм познания, пробуждению в детях активных исследовательских интересов. Изучать индивидуальные особенности, интересы учащихся и содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности ребенка.
- Общие правила организации работы школы и педагогического коллектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации, излагаемых в ст.130.
- Час классного руководителя (классный час) - один раз в неделю (формы проведения классного часа могут быть самыми разнообразными: тематический классный час, классное собрание, подготовка к общеклассному или общешкольному делу, подготовка к экскурсии, подведение итогов экскурсии и т. п.).
- Количество воспитательных мероприятий – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
- Количество классных родительских собраний – в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы.
- В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.
- С целью организации работы классных руководителей и оказания им методической помощи в работе создаётся методическое объединение.
- Координацию деятельности классных руководителей и контроль за их работой осуществляет заместитель директора школы заведующий учебной частью.
- общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности;
- видеть и формировать свои воспитательные цели;
- составить план воспитательной работы в собственном классе;
- организовывать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т. д.;
- организовать и провести родительское собрание;
- пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами и корректно использовать их в воспитательной работе.
- Классный руководитель:
- ведет журнал успеваемости учащихся (электронная и бумажная версия);
- осуществляет контроль по оформлению классных журналов (электронная и бумажная версия) по всем учебным дисциплинам в соответствии учебно-тематическим планированием;
- ведет личные дела учащихся и следит за их оформлением;
- организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных;
- организует дежурство по классу, школе и другим общественным помещениям;
- заботится о внешнем виде учащихся;
- работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости учащихся;
- создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
- способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
- контролирует учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
- оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
- способствует участию учащихся школы в городских и международных конкурсах, олимпиадах по предметам («Медвежонок», «Кенгуру» и др.)
- заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную, спортивную деятельность;
- проводит тематические классные часы периодичностью 1 раз в неделю, собрания, беседы с учащимися;
- обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям;
- осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-11ых классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
- организует и проводит родительские собрания периодичностью 1-2 раза в триместр. Работает с родителями индивидуально, привлекает родителей к организации внеклассной деятельности;
- несет персональную ответственность за обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время внеклассных мероприятий. Сопровождает учеников во время экскурсий и других внеклассных и внешкольных мероприятий. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Ведет карту индивидуального развития ребенка, с учетом его психофизических возможностей, постоянно повышая уровень вовлеченности ребенка в учебный процесс, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала(1 раз в неделю пополнят ИКР работами учащихся по всем учебным дисциплинам). Систематически стимулирует интеллектуальные усилия ребенка. Создает условия для повышения уверенности ребенка в собственных силах и воспитания определенной независимости взглядов.
- Ежедневно выясняет причину отсутствия учеников, оперативно информируя администрацию школы и родителей об отсутствии ученика. Письменно фиксирует отсутствие ученика с указанием причины отсутствия в соответствующем журнале и классном журнале. Создает условия для усвоения ребенком пропущенного учебного материала.
- До 01 числа начала каждого триместра сдает завучу школы отчет по результатам исследований состояния социально-психологического микроклимата в детской группе.
- Один раз в учебное полугодие (декабрь, апрель - старшая школа, март -начальная школа) организует и проводит презентацию детских достижений, привлекая к обсуждению полученных результатов родителей учащихся школы как внешних экспертов образовательной программы и педагогических партнеров школы.
- До 25 числа окончания каждого триместра/полугодия осуществляет сбор качественных характеристик учащихся класса от учителей-предметников, обобщает и сдает аналитическую справку завучу школы.
- Ежемесячно совместно с учениками формирует портфолио. До 01числа начала каждого триместра представляет завучу на проверку портфолио учащихся. В конце учебного года на итоговом родительском собрании выдает родителям учащихся портфолио (накопленные за год творческие и контрольные работы учащихся).
- Ежегодно до 10 сентября выдает родителям «Табель прогресса учащегося» (по всем учебным дисциплинам) с целью выработки единых механизмов взаимодействия между взрослыми и детьми.
- Создает условия для написания учащимися школы обязательных сочинений: «Какой я вижу школу в новом учебном году», «Мой идеал учителя»-сентябрь; «Детская моих будущих детей», «Мой остров Гдетотам» - октябрь; «Мои достижения и достижения моих одноклассников» - май. До 25.09 и 25.05 сочинения сдает сочинения завучу для проведения анализа состояния учебно-воспитательного процесса школы, определения задач и путей решения выявленных проблем.
- Два раза в год (до 05 декабря и до 05 мая) готовит родителям письма о достижениях детей в образовательной деятельности. Письма сдаются завучу школы с целью уточнений и дополнения в полученной информации об учащихся школы для последующего их отправления родителям.
- Несет ответственность за своевременное оформление всех разделов классного журнала в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению этого рода документов:
- до 05 сентября заполняет страницы классного журнала: «Общие сведения об обучающихся», «Лист здоровья», «Сведения о занятиях во внеурочное время»;
- в первую неделю каждого триместра проводит инструктаж по технике безопасности;
- за день до окончания каждого триместра выставляет итоговые оценки на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся»;
- до 01 числа начала каждого триместра проверяет наличие записи о выполнении учебной программы в триместре за подписью преподавателя-предметника;
- до 28.05 проверяет в журнале по каждому предмету наличие итоговых годовых оценок;
- до 01.06 заполняет Личные дела учащихся и сдает на проверку завучу школы.
- Ежемесячно сдает классные журналы на проверку завучу школы.
- Один раз в неделю проверяет и оценивает ведение дневников учащимися класса.
- Один раз в неделю участвует в оперативных совещаниях, проводимых завучем школы.
- Ежегодно до 28 августа сдает планы воспитательной работы на предстоящий учебный год. Ведет воспитательную работу с учениками по плану, утвержденному администрацией школы.
- До 01 числа каждого месяца сдает отчет (по установленной в школе форме - чек-лист) о проделанной работе за прошедший месяц с одновременным подписанием акта выполненных работ для начисления заработной платы.
- Дежурит в школе по графику, организуя свободное время детей во время школьных перемен в целях безопасности жизни, здоровья детей и разумного их отдыха.
- В случае нетрудоспособности своевременно ставит в известность Администрацию школы.
- Создает условия для прохождения итоговой аттестации за курс основной (9кл.) и средней школы (11кл.): подготовка необходимой документации для сдачи экзаменов, решение организационных вопросов (оперативно информирует учеников и родителей о ходе итоговой аттестации, присутствует во время аттестации с учениками и оказывает им моральную поддержку). Контролирует готовность учеников к сдаче итоговой аттестации.
- В пределах профессиональной компетенции проводит работу с родителями. В случае конфликтной ситуации с учеником или родителями немедленно ставит в известность Администрацию школы для выработки совместного оптимального решения проблемы.
- Должностные обязанности классного руководителя являются неотъемлемой частью договора с НОУ «Частная общеобразовательная школы «Унисон».
- Должностные обязанности могут быть изменены администрацией школы в одностороннем порядке. В этом случае классный руководитель должен быть поставлен в известность за неделю до вступления изменений в силу. Права классного руководителя. Классный руководитель имеет право:
- Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы и других общественных органах школы.
- Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.
- Знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения.
- Получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей.
- Присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение урока).
- Приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение.
- Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, нарушающие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном организационными документами общеобразовательного учреждения.
- Поощрять учащихся в порядке, установленном в школе.
- Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних.
- Определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с учащимися и их родителями.
- Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы.
- Унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т. д..
- Использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика.
- Злоупотреблять доверием ребёнка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение.
- Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребёнка.
- Обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах школы, законных распоряжений директора, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РФ.
- За несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет ответственность, предусмотренную локальными документами школы.
- Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством РФ.
- Классный руководитель может быть освобожден от обязанностей в соответствии с законодательством РФ за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося.
- Конституцию Российской Федерации;
- документы правительства России и органов управления образованием по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену;
- основы доврачебной медицинской помощи;
- основы гражданского законодательства;
- педагогику детскую;
- возрастную и социальную психологию;
- психологию отношений: индивидуальные и возрастные особенности детей;
- возрастную физиологию;
- школьную гигиену;
- педагогическую этику;
- теорию и методику воспитательной работы;
- программы и учебники;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
- техники безопасности и противопожарной защиты.