Винительный падеж. Падежи для существительных в единственном числе. İsmin hâlleri Определительная функция аффикса –i

Винительный падеж обозначает прямой объект, то есть объект, на который переходит действие, выраженное глаголом. Винительный падеж отвечает на вопросы kimi? кого? neyi? ne? что?

Суффиксы винительного падежа: -ı/ -i/ -u/ -ü.

Например:

katalogu каталог, sarayı дворец, mimarı архитектора, albümü альбом, rehberi гида.

Если слово заканчивается на гласную, то между нею и суффиксом винительного падежа возникает прокладочная согласная у: galeriyi галерею, tabloyu картину, manzarayı пейзаж, kopyayı копию.

Если суффикс винительного падежа присоединяется к слову с суффиксом принадлежности 3-го лица, то между ними возникает прокладочная согласная n: sergi salonunu выставочный зал, para koleksiyonunu коллекцию монет, el yazmalarını рукописи.

В турецком языке различают оформленный винительный (когда падежные суффиксы присоединяются) и неоформленный винительный (когда падежные суффиксы не присоединяются) падежи.

Винительный падеж оформляется в следующих основных случаях:

— когда прямой объект выражен собственным именем:

Cengiz"i bekliyorum. Я жду Дженгиза.
İstanbul"u beğendim. Мне понравился Стамбул.

— когда прямой объект обозначается личным, указательным местоимением (bu, şu, о) или вопросительным местоимением kim:

Beni duymuyor musun? Ты не слышишь меня?
Bunu anlamadım. Я не понял это.

— К вопросительному местоимению ne? что? суффикс может присоединяться, а может и не присоединяться:

Ne arıyorsunuz? Что вы ищете?
Neyi arıyorsunuz? Что вы (именно) ищете?

— когда прямой объект выражен существительным, обозначающим единственный в своём роде предмет (солнце, луна и т. п.):

Bulutlar göğü kaplıyor. Тучи обволакивают небо.
Ayı görmüyorum. Я не вижу луну.

— когда перед прямым объектом стоит указательное местоимение или слово hangi? какой? который?:

Bu kiliseyi gezmedik. Мы не осмотрели эту церковь.
Hangi tabloları beğendiniz? Какие картины вам понравились?

— когда к прямому объекту присоединён суффикс принадлежности:

Portremi gördünüz mü? Вы видели мой портрет?
Para koleksiyonunuzu satmışsınız. Говорят, Вы продали свою коллекцию монет.

— когда прямой объект отделён от глагола другими словами и при этом перед ним нет слова bir (в качестве неопределённого артикля):

Gazeteyi her gün okurum. Я каждый день читаю газеты.
Bileti bana da mı almadın? Ты и мне билет не купил?

— когда действие распространяется на весь объект, в полном его объёме:

Bütün suyu içmiş. Кажется, он всю воду выпил.
Sen peyniri yemişsin! Ты сыр съел! (подразумевается, что весь сыр)

—когда определённость, конкретность предмета выявляется контекстом или ситуацией, а также когда о прямом объекте до этого уже шла речь:

Katalogu getirsene. - Принеси-ка каталог.
- Dün bir gravür aldım. - Я вчера купил гравюру.

Винительный падеж не оформляется, когда прямой объект представляет собою:

— неопределенный единичный предмет (пр. «Принеси мне какую-нибудь (любую) книгу»); по-турецки в этих случаях используется неопределенный артикль bir;

— несколько или много неопределенных предметов, каждый из которых не отличается от других («Я съел несколько яблок»; «Купил двадцать тетрадей»);

— какой-либо предмет или род предметов, взятых не в полном объеме («Мальчик ест яблоки»).

Винительный неоформленный падеж (belirsiz yükleme durumu) используется тогда, когда объект, на который переходит действие, является неопределенным, то есть относится к предметам, неотличимым (с точки зрения говорящего или его собеседника) от других предметов того же рода.

Винительный неоформленный падеж употребляется во многих устоявшихся оборотах (типа «порождать трудности», «вызывать возмущение», «проводить время», «принимать меры» и т. п.).

Сравните:

Arkadaşım bir kitap aldı - Мой друг купил (какую-то) книгу. Не важно какую книгу, акцент на действие - купил. Неоформленный в.п.

Arkadaşım kitabı aldı - Мой друг купил (эту) книгу. Акцент на книгу, именно эту книгу, ту, которую мы видим или о которой говорим. Оформленный в.п.

Склонение существительных в турецком языке происходит следующим образом:

ev - дом => ev-den - из дому

Особенности:

1. Если существительное стоит во множественном числе, то АФФ Падежей присваивается после АФФ мн.числа.

k?z-lar - дeвушки => k?z-lar-dan - от девушек

2. Если слово оканчивается на согласные c, k, p, t, то буква конвертируется в c, g, b, d соответственно.

tavuk - курица => tavu-g-u - курицу

3. Слова оканчивающиеся на -ain, -se склоняются как согласные.

4. Аффиксы Падежа и Аффиксы Принадлежности

Ben, Biz + АФФ Принадлежности + АФФ Падежа

Sen, Siz + АФФ Принадлежности + АФФ Падежа

O, Onlar + -?n, -in, -un, -un | -s?n, -sin, -sun, -sun + АФФ Падежа

5. Аффикс -ki изменяется в Аффикс -kin

bende-ki - мой => ben-de-kin-e - у меня

6. Склонение личных местоимений:

7. Указательные местоимения преобразуются: bu => bun su => sun

Флективность падежей турецком языке

Определяющим для русской морфологии является тот факт, что русский язык флективен. Склонение называют флективным, если окончание существительного нельзя «разрезать» на две части так, чтобы получилось, что одна из них выражает число, а другая - падеж. Например, в слове собак-и окончание -и выражает одновременно именительный падеж и множественное число; эти два значения «склеены» в одном показателе. Сравним некоторые формы русского слова собака и турецкого слова kopek с тем же значением.

Как видно из этой таблицы, в турецком языке можно выделить морфему, общую для всех падежных форм множественного числа (ler), и морфему, общую для дательного падежа в единственном и множественном числах (e). Языки такого типа назваются агглютинативными; в них форма существительного получается присоединением к основе вначале показателя числа, а потом показателя падежа (заметим, что языков, которые бы использовали обратный порядок - вначале показатель падежа, а потом показатель числа, по-видимому, не существует). Из таблицы видна и другая особенность агглютинативных языков, состоящая в том, что чаще всего единственное число и именительный падеж в таких языках не имеют специального показателя и поэтому форма именительного падежа единственного числа совпадает с основой существительного (в русском языке такое совпадение тоже имеет место, но только во втором и третьем склонениях). В языках мира агглютинативное склонение встречается гораздо чаще, чем флективное. Строго говоря, флективное склонение существует почти исключительно в индоевропейских языках (к которым относится русский язык, а также, например, латынь, греческий, литовский, древнеиндийский). Но даже и индоевропейские языки не все флективны - многие просто утратили склонение (как французский или английский), а некоторые в ходе своего развития превратились в агглютинативные (например, армянский).

Важной особенностью русского склонения (как и большинства других флективных языков) является то, что окончания одного и того же падежа различаются не только в формах единственного и множественного числа (что следует из определения флективности), но и просто у разных существительных. Так, русский родительный падеж имеет окончание -а в слове муж-а, -ы в слове жен-ы для единственного числа, -ей в слове дет-ей, -ов в слове отц-ов для множественного числа, а в форме родительного падежа множественного числа от слова гора (гор) никакого окончания, собственно, нет. (В последнем случае говорят, впрочем, что окончание нулевое, и используют специальный знак?: гор-?; так же описывают форму именительного падежа во втором и третьем склонениях: друг-?, мышь-?.) Другими словами, русские существительные можно разбить на несколько классов (типов склонения, или, как часто говорят, склонений), в зависимости от того, каким окончанием у них выражается какой падеж. Большинство русских существительных изменяется по одной из следующих моделей:

Различия между подтипами «т» (твердый) и «м» (мягкий) в определенном смысле несущественны. Действительно, буквы а и я в показателях -а ~ -я, -ам ~ -ям, -ами ~ -ями, -ах ~ -ях соответствуют в фонетической транскрипции одному и тому же звуку; ср. [дам-а] и [пул"-а], а распределение показателей -о ~ -е, -ой ~ -ей, -ом ~ -ем носит автоматический характер, определяясь конечным звуком основы (существительные с основой на мягкий или [ж, ш, ц] изменяются по мягкому подтипу, а существительные с основой на другие твердые согласные - по твердому подтипу). Иными словами, зная основу и тип (номер) склонения, человек, не знающий русского языка, может верно выбрать нужный вариант падежного окончания. А вот исходя только из знания основы механически определить, к какому склонению относится слово, иностранец не сможет, т.е. распределение основ по склонениям носит немотивированный характер. Более того, формально одинаковую основу могут иметь два разных существительных, различающихся только типом склонения, например существительное первого склонения рот-а и существительное второго склонения рот.

Для образования некоторых форм, впрочем, необходима дополнительная информация. Например, выбор показателя именительного падежа единственного числа того же склонения зависит от грамматического рода существительного (-?, т.е. нулевое окончание, для слов мужского рода, -о (-е) для слов среднего рода), выбор формы винительного падежа во втором склонении и во множественном числе всех склонений определяется тем, является ли существительное одушевленным или неодушевленным, а выбор между окончаниями -а (-я) и -ы (-и) именительного падежа множественного числа второго склонения, строго говоря, вообще формально не вполне предсказуем (ср. нос - нос-ы, но глаз - глаз-а; ветер - ветр-ы, ветр-а).

Достоин внимания тот факт, что типы склонения сильнее различаются в формах единственного, чем в формах множественного числа. Это вообще характерно для языков с флективным склонением. Из таблицы также видно, что в русском языке одно и то же окончание используется для образования форм разных падежей, а разные падежные формы одного и того же существительного нередко совпадают между собой. Так, с одной стороны, в слове жен-а показатель -а обозначает именительный падеж, а в слове муж-а - родительный, а с другой стороны, у слова тень окончание -и обозначает одновременно родительный, дательный и предложный падежи единственного числа. Почему же мы говорим, что в предложении Петя боится своей тени слово тень стоит в форме родительного падежа, а в предложении Петя поклонился своей тени - в форме дательного падежа? Ведь форма-то одна и та же? Дело в том, что если подставить в это предложение другое слово, например мама, то оно будет стоять в разных формах. И при описании склонения удобнее сказать, что у слова тень формы родительного, дательного и предложного падежа совпадают, чем считать, что у слова мама шесть падежей, а у слова тень - только три.

В турецком языке нет предлогов и приставок. Вместо них используются падежные аффиксы. В турецком языке шесть падежей: именительный, родительный, винительный и три пространственных падежа: местный, направительный (дательный) и исходный.

Сегодня мы рассмотрим местный падеж.

Местный падеж da/de/ta/te

Местный падеж используется для обозначения места нахождения предмета, отвечая на вопросы nerede? – где? kimde – у кого? nede – в чём?

Аффикс местного падежа имеет 4 варианта: -da/-de/-ta/-te в зависимости от того, какая гласная и согласная расположены в последнем слоге основы слова.

Гласная послед. слога слова

Последняя согласная слова

Аффикс

Пример

a, ı, o, u

звонкая

okulda

в школе

e, i, ö, ü

evde

в доме

a, ı, o, u

глухая

sokakta – на улице

e, i, ö, ü

Paris’te – в Париже

Помните выражение F ıst ıı Ş ah ap ? Все согласные буквы в этом словосочетании – глухие. После глухих согласных аффикс местного падежа принимает форму - ta/te

При прибавлении к именам собственным аффикс пишется через апостроф:

Moskova’da – в Москве,Ali ’de – у Али

Kalem masada – Ручка на столе

Araba sokakta – Машина на улице

Слова var (есть) и yok (нет) в предложениях с местным падежом часто выполняют роль глагола и ставятся в конце предложения.

Moskova"da çok araba var . – В Москве есть много машин
Masada kıtap var – На столе есть книга

Ofiste avukatlar yok – В офисе нет адвокатов

Evde duvarlar var – В доме стены есть

Bende para yok – У меня нет денег

Потренеруйтесь-ка теперь сами. Напишите ответы на эти два вопроса, используя все предложенные слова.

Kitap nerede?

oda – комната

masa

dolap

ders – урок

Kitap kimde?

ben

sen

Ahmet

Doktor

Вы, наверное, заметили, что до сих пор мы использовали местный падеж, разговаривая о чем-то в третьем лице. Когда в предложении идет речь не о третьем лице (ну, например, я в комнате, ты в школе, Вы в Москве ) , то к аффиксу местного падежа прибавляются личные аффиксы. Помните их?

Так как аффикс местного падежа заканчивается на гласную, то в первом лице личный аффикс прибавляется с буквой y . Вот, смотрите:

Ben odada y ım – я в комнате

Sen odada sın - ты в комнате

Biz odada y ız - мы в комнате

Siz odada sınız - вы в комнате

Onlar odada – они в комнате (заметьте, к аффиксу ничего не прибавляется)

Вопросительные предложения с местным падежом.

Мы уже увидели, что вопросительные предложения могут строиться с помощью вопросительных слов nerede и kimde . Перевод таких вопросов: Где что-то/кто-то? У кого что-то/кто-то? Еще можно использовать слово var и вопросительные с лова ne и kim

da......ne var?

da......kim var?

Ofiste kim var? – в офисе кто есть? Ofiste müdür (директор)var

Masada ne var? – на столе что есть? Masada kitap var

Çantada neler var? – в сумке что есть? Çantada kitap ve kalem var

Sınıfta kimler var? – в классе кто есть? Sınıfta öğrenciler var

А еще может быть вопрос такого типа:

da.....var mı?

Переводится он как «Есть ли где-то/у кого-то что-либо/кто-либо?»

Ну и ответы на него, положительный и отрицательный.

Evet, .......da .....var

Hayır, ......da.....yok

Для примера давайте сделаем упражнение . Эти слова могут быть непонятны:

cüzdan – кошелек

para – деньги

çekmece – ящ ик

çocuk – ребенок

ВНИМАНИЕ: Отвечая на вопрос, обращайте внимание, есть ли в нем слово var . Если есть, то и в ответе оно должно быть, а если его нет – то и в ответе тоже нет. Это очень распространенная ошибка на вопрос: Kitap nerede ? отвечать kitap masada var . ЭТО НЕПРАВИЛЬНО!

В турецком языке у существительных шесть падежей

Основной падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Местный падеж.

Исходный падеж.

Винительный падеж.

Основной падеж название говорит само за себя в общем соответствует русскому именительному падежу. Еще три названия падежей такие же, как в русском языке. Конечно, название это еще не все, и имеются некоторые отличия между падежами «тезками» в русском и в турецком языках, но в основном они все же друг другу соответствуют и отвечают на одни и те же вопросы. В турецком языке нет предложного падежа, так как нет и предлогов, есть послелоги, которые, в отличие от предлогов, не предшествуют имени существительному, а следуют после него, но они не требуют специального допустим, «послеложного» падежа, сочетаются с существительными в разных падежах. Также нет творительного падежа его значения передаются другими способами. Но зато в турецком языке мы встречаемся с экзотическими названиями «местный падеж» и «исходный падеж». Это так называемые «пространственные падежи», их основные значения соответственно «там», «в» и «оттуда», «из»; эти падежи дополняет дательный падеж, который можно было бы назвать «направительным» (как в некоторых родственных языках, например в татарском), так как основное значение дательного падежа турецкого языка «туда», «к», «по направлению к».

Падежные аффиксы могут присоединяться прямо к корню имени существительного, к аффиксу множественного числа или к аффиксу принадлежности.

При присоединении падежного аффикса возможны описанные выше фонетические изменения выпадение узкого гласного и озвончение конечного согласного (см. Принадлежность).

К именам собственным падежные аффиксы присоединяются через апостроф: Moskova"da моско- вада в Москве; Эstanbul"a истанбула в Стамбул; Eskiєehir"den эскищехирден из Эскишехира.

Основной падеж

Называет предмет речи, он отвечает на вопросы: кто? (kim? ким?) что? (ne? не?). Имя существительное в основном падеже совпадает со своей словарной формой, не имеет аффиксов (точнее, имеет нулевой аффикс). По своим основным функциям и по форме основной падеж эквивалентен русскому именительному падежу.

Примеры:баба- отец; ev- эв- дом; oda - ода - комната- тарла - поле; kemer - кемер - пояс at- ат- конь; baє- баш- голова; зocuk - чоджук - ребенок- оюнджак - игрушкамуайенехане- врачебный кабинет

Родительный падеж

Отвечает на вопросы: чей? чья? чье? чьи? (kimin? кимин? в случае одушевленного «обладателя»; nenin? ненин? в случае неодушев- пенного «обладателя»).

Аффиксы родительного падежа

Примеры на относительный изафет At baюэ ат башы конская голова (любого коня, коня вообще)

Зocuk oyuncaрэ чоджук оюнджаъы детская игрушкаєзi muayenehanesi дищчи муайенеханеси зубоврачебный кабинетцprь kemeri кёпрю кемери мостовой пролет

Неоформленный родительный падеж в конструкции относительного изафета также используется для указания на материал, из которого сделан предмет. словообразование турецкий существительный речь

Например:

altэn алтын золото; tarak тарак гребень altэn taraрэ алтын тараъы золотой гребень sof соф шерсть; gцmlek гёмлекь платье sof gцmleрi соф гемлейи шерстяное платье (Слова altэn и sof стоят не в основном, а в неоформленном родительном падеже.)

Дательный падеж

Обозначает косвенный объект (одушевленный или неодушевленный), на который папр.тлеио действие, либо конечный пункт движения или действия. Он отвечает на вопросы: куда? (nereye? ээe- рейе?) кому? к кому? (kime? киме?) чему? к чему? (neye? нейе? или niye? нийе?).

Аффиксы дательного падежа

Между аффиксом принадлежности 3-го лица и аффиксом дательного (а также местного, исходного и винительного падежей, причем для двух последних берутся варианты аффиксов, начинающиеся на гласный звук) вставляется буква «n».

Примеры: бабая отцу, к отцу ata ата коню, к конюьle поле розе, к розе diєзiye дищчийе дантисту, к дантисту(girmek) одая (гирмекь) (войти) в комнату aрaca (зэkmak) аъаджа (чыкмак) (влезть) на дерево(binmek) трамвая (бинмекь) (сесть) в трамвай kэza кыза девочке, к девочке kэzlara кызлара девочкам, к девочкам kэzэma кызыма моей дочери, к моей дочери kэzlarэma кызларыма моим дочерям, к моим дочерямэве дому, к домуэвинизе вашему дому, к вашему домуэвлеринизе вашим домам, к вашим домам kэzэna кызына твоей дочери, к твоей дочери; его дочери, к его дочери kэzlarэna кызларына твоим дочерям, к твоим дочерям; его дочерям, к его дочерям; их дочери, к их дочери; их дочерям, к их дочерямэвине твоему дому, к твоему дому; его дому, к его домуэвлерине твоим домам, к твоим домам; его домам, к его домам; их дому, к их дому; их домам, к их домам.

Как видно из последних четырех примеров, в турецком языке не различаются формы дательного падежа имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 2-го лица единственного числа, и имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица единственного числа («твоему» = «его одному»), а также формы дательного падежа имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 2-го лица единственного числа, имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица единственного числа, имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица множественного числа, и имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица множественного числа («твоим» = «его многим» = «их одному» = «их многим»).

Местный падеж

Обозначает местонахождение предмета в пространстве или положение события, явления во времени (в таком-то году, месяце). Он отвечает на вопросы: где? (nerede? нереде?) у кого? (kimde? ким- де?) у чего? в чем? (nede? неде?).

Аффиксы местного падежа

Примеры: yэl - йыл - год; ay - ай - месяц; an - ан - мгновениезmiю yэlda- гечьмищь йылда- в прошлом годуayda - бу айда - в этом месяце єu anda - шу анда - в тот же миг odada - одада - в комнате, odalarda - одалар- да- в комнатахэвде- в доме, дома; evimde- эвим- де - в моем доме kэzda- кызда- у девочки; kэzэmda- кызым- да - у моей дочери kэzэnda- кызында- у твоей дочери; у его дочери; kэzlarэnda- кызларында- у твоих дочерей; у его дочерей, у их дочери; у их дочерей- эвинде - в твоем доме; в его доме evlerinde- эвлеринде- в твоих домах; в его домах, в его доме; в их домах.

Как видно из последних примеров, в турецком языке не различаются формы местного падежа имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 2-го лица единственного числа, и имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица единственного числа («у твоего», «в твоем» = «у него одного», «в его одном»), а также формы местного падежа имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 2-го лица единственного числа, имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица единственного числа, имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица множественного числа, и имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица множественного числа («у твоих», «в твоих» = «у его многих», «в его многих» = «у их одного», «в их одном» = «у их многих», «в их многих»).

Исходный падеж

Обозначает исходный пункт движения или действия и отвечает на вопросы: откуда? (nereden? нере- ден?) от кого? (kimden? кимден?) от чего? отчего? (neden? неден?) почему? (niзin? ничин?). Существительное в форме исходного падежа в предложении может быть обстоятельством или дополнением.

Аффиксы исходного падежа

Примеры: cuma- джума- пятница; cumadan- джума- дан - с пятницы, одадан- из комнаты; odalardan - одалардан - из комнат- эвден - из дома; evimden - эвимден - из моего дома kэzdan - кыздан - от девочки; kэzэmdan - кы- зымдан - от моей дочери kэzэndan- кызындан- от твоей дочери; от его дочери kэzlarэndan - кызларындан - от твоих дочерей; от его дочерей; от их дочери; от их дочерей- эвинден - из твоего дома; из его дома evlerinden- эвлеринден- из твоих домов; из его домов; из его дома; из их домов.

Как видно из последних примеров, в турецком языке не различаются формы исходного падежа имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 2-го лица единственного числа, и имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица единственного числа («из твоего», «от твоего» = «из его одного», «от его одного»), а также формы исходного падежа имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 2-го лица единственного числа, имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица единственного числа, имен существительных в единственном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица множественного числа, и имен существительных во множественном числе, снабженных аффиксами принадлежности 3-го лица множественного числа («от твоих», «из твоих» = «от его многих», «из его многих» = «от их одного», «из их одного» = «от их многих», «из их многих»).

Винительный падеж

Обозначает прямой объект действия, выраженного глаголом (как и винительный падеж русского языка). Он отвечает на вопросы: кого? (Kimi? кими?) что? (neyi? ней и? или ne? не?).

Аффиксы винительного падежа

babayэ- бабайы- отца («вижу отца». Не путать с родительным падежом- «нет отца», «дом отца») babamэ - бабамы - моего отца babalarэmэzэ - бабаларымызы - наших отцов dostu - досту - друга dostumu - достуму - моего друга

В турецком языке нет предлогов, но есть пять падежей, которые их заменяют. Падежи образуются при помощи прибавления к существительным специальных окончаний (аффиксов). Аффиксы всех падежей ударные . На этом уроке рассмотрим только 4 падежа.

Местный падеж и аффикс -de (Где?)

Обозначает месторасположение объекта и отвечает на вопрос «Где?» — «Nerede?» . Заменяет такие предлоги русского языка, как «в», «внутри», «на», «у» и другие.

Местный падеж образуется при помощи ударного аффикса -de, который изменяется по правилу чередования гласных типа -e и может также принимать вид -da.

Как всегда, ориентируясь на последнюю гласную слова, выбираем нужный аффикс: -de или -da. Примеры:

Обратите внимание, что аффиксы, прибавляемые к именам собственным, всегда отделяются апострофом: İzmir’de, İstanbul’da.

Местный падеж также употребляется в значении «У кого» (в смысле «Где») — «Kimde» : patronda (у начальника), şoförde (у водителя), Anna’da (у Анны). Часто «bende» означает «у меня с собой», «при мне». Например, «Bende para yok» может означать, что денег нет только с собой, а вообще есть.

Местоимения в местном падеже отвечают на вопрос «У кого?» и представляют собой просто прибавление частички –de (-da), за исключением местоимения O, которое немного видоизменяется:

Им. Местн.
Кто? У кого?
Я Ben Bende У меня
Ты Sen Sende У тебя
Он, она, оно O Onda У него, у нее
Мы Biz Bizde У нас
Вы Siz Sizde У вас
Они Onlar Onlarda У них

Существительные в местном падеже часто употребляются со словами var и yok чтобы сказать что где есть и где чего нет. Например:

Bakkalda ekmek var. – В магазине есть хлеб.
Evde su yok. – Дома нет воды.
Bende yeni film var. – У меня есть новый фильм.
Onda para yok. – У него нет денег.
Arabada benzin yok. – В машине нет бензина.

*Обратите внимание на порядок слов: var и yok ставятся в конце предложения .

Чтобы задать вопрос, нужно просто добавить соответствующую вопросную частицу:

Bakkalda ekmek var mı? — В магазине есть хлеб?
Evde su yok mu? – (Разве) дома нет воды?
Sende yeni film var mı? — У тебя есть новый фильм?
Onda para yok mu? — У него нет денег?
Arabada benzin yok mu? – В машине нет бензина?

Еще несколько примеров с глаголами:

Падеж направления и аффикс -e (Куда? Кому?)

Этот падеж аналогичен русскому дательному падежу, отвечает на вопросы «Куда?» — «Nereye?» и «Кому?» — «Kime?» (реже «Чему?» — «Neye?»), и соответствует существительным с предлогами «в» и «на». В турецком языке падеж направления образуется прибавлением ударного аффикcа -e, который, как вы уже могли догадаться, изменяется по правилу чередования гласных типа -e и может также иметь вид -a.

Например: eve – домой, okula – в школу, İzmir’e – в Измир, İstanbul’a – в Стамбул. Его очень легко запомнить по аналогии с русской формой маме , папе и т.д.

Обратите внимание на апостроф при именах собственных.

Если существительное оканчивается на гласную букву, то перед аффиксом появляется буква-буфер –y-:

Arabaya – в машину, köşeye – в угол, öğrenciye — ученику, Olga’ya – Ольге.

Местоимения в падеже направления образуются по тому же правилу. Исключения составляют местоимения ben и sen, а также, как и в предыдущем случае, O.

Нам
Им. Направл.
Кто? Кому?
Я Ben Bana Мне
Ты Sen Sana Тебе
Он, она, оно o Ona Ему, ей
Мы Biz Bize
Вы Siz Size Вам
Они Onlar Onlara Им

Несколько примеров с глаголами:

Rafa koy – положи на полку
Şu kadına bak – посмотри на ту женщину
Çiçeklere bak – посмотри на цветы (или «ухаживай за цветами», т.к. bakmak имеет также значение «ухаживать», «заботиться»)
Masaya otur – садись за стол (обратите внимание на отличие от «masada otur» – сиди за столом)
Bana çay koy, lütfen – налей мне чай, пожалуйста

Исходный падеж и аффикс -den (Откуда)

Отвечает на вопросы «Откуда?» – «Nereden?» , «От кого?» – «Kimden?» и эквивалентен существительным с русскими предлогами «от», «из» и «с».

Образуется при помощи прибавления ударного аффикса -den, который изменяется по правилу чередования гласных типа -e и может принимать вид -dan.

Одна знакомая рассказывала, что ее младший сын, который учится говорить на двух языках одновременно, говорит «Иди отсюдан ». 🙂

Okuldan – из школы
Bu tren İstanbul’dan mı? – Это поезд из Стамбула?
Para bankadan al – возьми деньги из банка

Местоимения в исходном падеже:

Им. Исходный
Кто? От кого?
Я Ben Benden От меня
Ты Sen Senden От тебя
Он, она, оно O Ondan От него, от нее
Мы Biz Bizden От нас
Вы Siz Sizden От вас
Они Onlar Onlardan От них

Benden sana – тебе от меня (или «от меня тебе»)
Bizden size – вам от нас

Для закрепления:

Винительный или определительный падеж и аффикс –i (Кого? Что?)

Этот падеж несет в турецком языке несколько различных функций. На этом уроке рассмотрим только две из них.

Первая, понятная нам, это изменение существительных для того, чтобы они отвечали на вопрос «Кого?» — «Kimi?» и «Чего?» — «Neyi?» . Для этого к существительным пробавляется аффикс -i, изменяющийся по правилу чередования гласных (угадайте, какому?), конечно же, типа -i.

Скоро мне не нужно будет писать, по какому правилу изменяется аффикс, ведь это понятно по виду самого аффикса, точнее, по гласной, содержащейся в нем.

Примеры:

kızı öp – поцелуй девушку
kalemi Ivan’a ver – дай ручку Ивану
çiçekleri topla – собери цветы

Если существительное оканчивается на гласную букву, то перед аффиксом, как всегда, появляется буква-буфер -y-:

Masayı temizle – протри стол (букв. «очисти стол»)
Ütüyü getir – принеси утюг
Ayşe’yi öp – поцелуй Айше

Местоимения в винительном падеже:

Им. Винит.
Кто? Кого? Что?
я Ben beni меня
ты Sen seni тебя
он, она, оно O onu его, ее
мы Biz bizi нас
вы Siz sizi вас
они Onlar onları их

Примеры с местоимениями:

Beni dinle – слушай меня
Bizi anlayın – поймите нас
Onu açma – не открывай (не включай) его/её

Определительная функция аффикса –i

Наличие или отсутствие аффикса –i у существительного может также обозначать, о конкретном предмете идет речь, или о каком-либо из представителей его класса. Чтобы не путать вас сложными определениями, приведу два примера:

Bana kalemi ver – дай мне ручку (конкретную, ту, которая лежит на столе, или о которой упоминалось раньше)
Bana kalem ver – дай мне ручку (любую, какая есть под рукой)

Masadan kitabı al – возьми со стола книгу («о которой мы говорили», «которую ты просил»)
Masadan kitap al – возьму со стола (какую-нибудь) книгу

Для тех, кто изучал английский язык, будет проще понять эту функцию аффикса -i-, сравнив его с определенным артиклем «the». В свою очередь, в качестве английского неопределенного артикля «a», в турецком языке может использоваться «bir»:

Bana bir kalem ver – дай мне ручку (любую).
Bana bir kitap al – купи мне книгу (какую-нибудь)

Вопрос: когда употреблять винительный падеж, а когда можно оставить слово в именительном падеже?
Ответ: винительный (или определительный) падеж и аффикс –i можно не употреблять, если вы говорите об абстрактном предмете или существительное в предложении фигурирует в качестве собирательного понятия:

üzüm al – купи виноград
elma yıka – вымой яблоки
ekmek ver – дай хлеб

Правила чередования согласных при присоединении аффиксов

С турецким падежами все было бы просто и приятно, если бы не несколько дополнительных правил. Рассмотрим те из них, что относятся к пройденным на уроке темам.

-d -> -t

Когда вы прибавляете аффиксы -de или -den к существительным, иногда они могут превращаться в -te или -ten. Например:

Maçta – на матче
Dolaptan – из шкафа
Sokakta – на улице
Rafta – на полке
Kitaptan – из книги

Вопрос: что общего у слов maç, dolap, sokak и raf, и почему они превращают -de в -te, а -den в -ten?
Ответ: Все они оканчиваются на глухие согласные, и для упрощения произношения звонкая -d- тоже меняется на глухую -t-.

-k -> -ğ

Еще одна особенность склонения в турецком языке: обратите внимание на слова, оканчивающиеся на -k с гласной перед ней. Если вы прибавляете к ним аффикс, начинающийся на гласную букву (или состоящую из нее), то -k меняется на -ğ:

Обратите внимание, что буква k в конце таких слов, как bank (скамейка), park (парк) и aşk (любовь) при склонении не изменяется на ğ:

Banka oturun – садитесь на скамейку
Parka gel – приходи в парк
Aşka inan – верь в любовь

Вопрос: почему?
Ответ: потому что перед k согласная буква.

-p -> -b

Если слова заканчиваются на -p, то при присоединении аффиксов, начинающихся с гласной буквы (или состоящих из нее), -p изменяются на -b:

Это правило в основном относится к словам, состоящим более, чем из одного слога.

Земечение: Как всегда, не стоит отчаиваться, если сразу не будет получаться правильно выбирать нужный аффикс и изменять окончания слов. Вас все равно поймут!

Сводная таблица падежей

Для удобства использования и систематизации полученных знаний о четырех изученных на этом уроке падежах вот вам сводная таблица аффиксов и местоимений:

Им. Местный -de Направления -e Исходный -den Винительный -i
Kim? Ne? Nerede? Kimde? Kime? Neye? Nereye? Nereden? Kimden? Kimi? Neyi?
я ben bende bana benden beni
ты sen sende sana senden seni
он, она, оно o onda ona ondan onu
мы biz bizde bize bizden bizi
вы siz sizde size sizden sizi
они onlar onlarda onlara onlardan onları

*Буква -n-, появляющаяся в местоимениях onda, ona, ondan и onu – тоже буфер, и он нам еще встретится не раз. Она также появляется при склонении «bu» и «şu»: bunda, buna, bundan, bunu и şunda, şuna, şundan, şunu.

Глаголы и «неадекватные» падежи (управление)

Многие глаголы ставят существительные, находящиеся при них, в разные падежи. Придется смириться с тем, что в турецком языке падежи существительных при некоторых глаголах могут не соответствовать падежам русского языка. Например:

  • Marketten ekmek al – купи в маркете хлеб (буквально «купи из маркета хлеб»)
  • Köpekten korkma – не бойся собаки («не пугайся от собаки»)
  • Beni ara – позвони мне (буквально «позвони меня», а точнее, «найди меня», т.к. первоначальное значение глагола aramak — искать)
  • Aşka inan – «верь в любовь» используется по аналогии с «bana inan» («верь мне») с падежом направления, а не с винительным, как по аналогии с русским языком, кажется, должно быть.

В дальнейшем, для таких «неадекватных» глаголов я буду в скобках указывать падеж существительного, в котором оно должно использоваться при нем. Например: korkmak (-den).

Где ты? – Местный падеж и личные аффиксы настоящего времени

Мы уже научились использовать местный падеж для единственного числа третьего лица, то есть, можем сказать, где что находится, например, ekmek masada. Чтобы сказать, где находитесь вы (а по-турецки это будет звучать как «Я есть в школе»), нам нужно вспомнить личные аффиксы настоящего времени :

Для того, чтобы сказать, что кто-то не находится где-то, нужно прибавить değil с соответствующим личным аффиксом :

Ben
Sen
O
Biz
Siz
Onlar
Evde değilim (я не дома)
Evde değilsin (ты не дома)
Evde değil (он / она не дома)
Evde değiliz (мы не дома)
Evde değilsiniz (вы не дома)
Evde değiller (они не дома)

Точно так же и с вопросом: ты дома? — Evde misin?

-de -da
Ben
Sen
O
Biz
Siz
Onlar
Evde miyim?
Evde misin?
Evde mi?
Evde miyiz?
Evde misiniz?
Evdeler mi?
Okulda mıyım?
Okulda mısın?
Okulda mı?
Okulda mıyız?
Okulda mısınız?
Okuldalar mı?

Упражнения

1. Найдите нужную форму аффикса, указанного в скобках, изменив его согласно правилам гармонии гласных и согласных и вставив буферные согласные. Заполните пустые места в предложениях.

  • Bu tren Paris__________ mi? (-den)
  • Ben____ para var. (-de)
  • Cacık______ tuz var mı? (-de)
  • Güneş_____ durmayın! (-de)
  • Restoran_____ erken gitme. (-e)
  • Pansiyon_____ plaja git. (-den)
  • Alanya_____ git. (-e)
  • Masa____ koyma! (-e)
  • Ben_______ ver. (-e)
  • Bu kart siz______ mi? (-den)

Durmak – стоять, находиться
Güneş – солнце
Erken – рано
Kart – открытка, карта
Pansyon – пансион
Tuz — соль

2. Это Мурат и Айше дома. Глядя на рисунок, скажите, что где лежит, стоит или висит и кто где сидит. Например, Kitaplar rafta.

3. Глядя на рисунок, ответьте на вопросы:
— Kaç kişi var?
— Şarap nerede?
— Kedi nerede?
— Rafta ne var?
— Resimde kim var?

Kedi – кошка
Resim – фотография, рисунок
Kişi – человек

4. Найдите подходящие ответы в правой колонке на вопросы из левой колонки:

Nasıl?
Ne kadar?
Ne zaman?
Neredesin?
Nereye?
O kim?
Bu hediye kimden?
Olga’dan
Ali
İstanbul’dayım
Hemen
Çok güzel
Biraz
Alanya’ya

Hediye – подарок

5. В какое место города вы попадете, следуя указаниям?

  • meydan – площадь
  • cami — мечеть
  • lokanta – ресторан, столовая
  • sol – лево
  • sağ – право
  • düz – прямо, ровно
  • dönmek – поворачивать(ся), вернуться

a) Bakkaldan meydana git. Meydanda sola dön. Plajda sağa dön. Sağa bak.
b) Bakkaldan meydana git. Meydanda sağa dön. Camiden sola dön. Sola bak.
c) Pansiyondan sağa git. Sağa dön. Meydanda düz git. Plajda sola dön. Sola bak.
d) Pansiyondan sağa git. Sağa dön. Meydana git. Meydanda sola dön. Sola bak.
e) Lokantadan sola git. Sola dön. Meydana git. Meydanda düz git. Camide sola dön. Sola bak.

6. Используя таблицу, отображающую расстояние между городами, ответьте на вопросы:

Adana
1166 Edirne
683 557 Eskişehir
1037 1662 1318 Kars
356 890 333 1162 Konya
748 961 650 778 676 Samsun

а) Adana’dan Konya’ya kaç kilometre?
b) Edirne, Kars’tan ne kadar uzak?
c) Samsun’dan Adana’ya kaç kilometre?
d) Samsun, Edirne’den ne kadar uzak?
e) Eskişehir’den Kars’a kaç kilometre?

7. Используя нижеследующие слова и различные местоимения, составьте повествовательные предложения. Например, «я в офисе» — «ofisteyim», «вы здесь» — «buradasınız».

8. Переведите. Придумайте свои предложения.

9. Поставьте предложения из задания 8 в отрицательную форму: Они не в Турции. Придумайте свои предложения.

10. Поставьте предложения из задания 8 в вопросительную форму: Они в Турции? Придумайте свои вопросы.

11. Представьте, что Вы говорите по телефону. Спросите Вашего собеседника, где он находится. Скажите, где находитесь Вы. Используя схему из задания 5, объясните, как к вам пройти.