: «Вечные ценности» в лирике поэтов начала XX века. Тема поэзии в русской лирике XX века Вопросы по докладу

  1. Какие строки из стихо-творений вы бы предложили в качестве эпиграфа к теме «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»?
  2. К этой теме часто предлагают в ка-честве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: «Тени прошлого», «Старина», «Прапамять», но также и от-дельные строки, которые взяты из прочи-танных стихов: «Минули годы, годы, го-ды…»; «Пропало славы обветшалой вос-поминанье навсегда…».

    Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестома-тии. Всегда можно расширить выбор, до-бавляя стихотворения.

  3. Каков масштаб осмысления прошлого поэта-ми серебряного века?
  4. Русские поэты начала XX века — поэты серебряного века — часто с грустью обра-щались к прошлому. При этом они отчет-ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет вре-мени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

  5. Какое из стихотворений серебряного века произвело на вас наиболее сильное впечатле-ние? Выучите наизусть это стихотворение и напи-шите письменный отзыв о нем.
  6. Обычно выбирают стихотворения геро-ического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой «Гене-ралам двенадцатого года». Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоци-ональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обыч-но отмечают яркость воспроизведения ге-роев прошлого. Материал с сайта

    Письменный отзыв об этом стихотворе-нии обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голо-са, они «цари на каждом бранном поле и на балу».

    Они — не просто генералы, а «генералы своей судьбы», юноши, способные подчи-нить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотво-рение.

Урок литературы в 8 классе. Мотивы былого в лирике В.Брюсова. Стихотворение В. Брюсова "Три кумира" Цель урока:      познакомить с творчеством В.Я. Брюсова (обзор); привить интерес к творчеству В.Я. Брюсова; дать анализ стихотворений Брюсова «Три кумира» выработать навык выразительного чтения стихотворений; выработать умение давать анализ лирических произведений способствовать формированию таких черт характера как чувство гордости за нашу литературу. Оборудование: портрет В. Я.Брюсова, презентация, аудиозапись стихотворения, распечатки стихотворения «Три кумира». Ход урока: 1. Введение в тему. Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи. Историческая тема ярко проявилась в творчестве В. Брюсова, поэта, прозаика, литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека. История, по Брюсову, ­ своеобразная декорация для передачи драматизма своего времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. «Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение. Вслушаемся в строки стихотворения: В этом мутном городе туманов, В этой, тусклой беспросветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле, - Попирая, в гордости победной,

Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой; А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня; Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит. Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой, - Три кумира в городе туманов, Три владыки в безрассветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. 2.Творческая история стихотворения. Импульсом к созданию стихотворения могла послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300­ летия царствующего Дома Романовых, ведь любой юбилей - всегда время всеобъемлющих и результирующих оценок. Написанное в 1913 году, незадолго перед первой мировой войной, стихотворение Валерия Брюсова “Три кумира” интересно поэтическим видением отечественной истории предшествующих двух столетий. Отталкиваясь от реального факта современной ему петербургской действительности (наличие в городе известных памятников Петру Первому, Николаю Первому и Александру Третьему – история создания монументов в приложении, презентации), поэт придает данным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи символизируют собой разные этапы того большого, сложного и противоречивого исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле Петра Великого Петербург. 3. Аналитическое прочтение стихотворения.  Создавая поэтический образ Петербурга, Брюсов пишет о нем:

В этом мутном городе туманов, В этой, тусклой беспросветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. Мутность и беспросветность города наталкивает поэта на мысль о том, что петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его итоги.  Как же поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых знаменитыми монархами? Достигается это с помощью трех развернутых образов. Проследим по тексту стихотворения. В строфе, посвященной Петру Первому, движение характеризуется словом “скачет”. Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой; Император предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной». Есть и враг - змей («ярость змея»). Вводится поэтому и дополнительное действие - «попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи. Памятник Николаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на Брюсова совершенно иное впечатление. А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня; Энергия неукротимого прапрадеда утрачена. И понятно почему. От предков осталась империя, ее величие, грандиозность, сложившаяся система жизни. Поэтому можно обходиться без монархических реформ. Можно пожинать плоды созданного до тебя. Брюсов пишет о Николае - «А другой, с торжественным обличьем». Акцент делается исключительно на внешнем. Император словно озабочен лишь тем, какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания о той страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника. «Упоенный силой и величьем», Николай Павлович, наверное, никогда не сможет поскакать иступленно! Многозначна строка «Правит скоком сдержанным коня»: государство, олицетворяемое Николаем Первым, - это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по себе, без понукающих и изъязвляющих бока шпор очередного царя ­ реформатора. Лексический ряд, связанный с образом второго «кумира», сам по себе весьма показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”.

В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло Трубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московского вокзала, налицо уже полная остановка движения («упор копыт»). Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит. Как известно, по поводу этого памятника в народе зло шутили: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте - обормот». Всадник «стоит». В стихотворении находим и другие выразительные слова ­ характеристики, соотносимые с данным памятником: «в полусне», «недвижимо», «стынет». Автор выделяет безразличие, инертность как психологическую доминанту первых лиц в государстве Российском в новейшее время. У Александра Третьего в предлагаемой Брюсовым трактовке все в прошлом: отсюда слова - «с мощностью наследной».  К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы трех «кумиров»? Вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» - «едет» - «стынет». Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой История замедляется, почти останавливается. От новых времен тянет холодом (слово «стынет» придает всей строфе и дополнительное значение). Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где­то там - во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущих угроз. Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же - рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию, которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения - 1 декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос. 1. Напишите мини­сочинение «Как Брюсов показывает драматизм своего времени в стихотворении «Три кумира»?

К этому разделу часто предлагают в ка­честве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: “Тени прошлого”, “Старина”, “Прапамять”, но также и от­дельные строки, которые взяты из прочи­танных стихов: “Минули годы, годы, го­ды…”; “Пропало славы обветшалой вос­поминанье навсегда…”.

Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестома­тии. Всегда можно расширить выбор, до­бавляя стихотворения.

Каков масштаб осмысления прошлого поэта­ми серебряного

Русские поэты начала XX века – поэты серебряного века – часто с грустью обра­щались к прошлому. При этом они отчет­ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет вре­мени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

Какое из стихотворений, включенных в раз­дел, произвело на вас наиболее сильное впечатле­ние? Выучите наизусть это стихотворение и напи­шите письменный отзыв о нем.

Обычно выбирают стихотворения геро­ического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой “Гене­ралам двенадцатого года”.

Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоци­ональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обыч­но отмечают яркость воспроизведения ге­роев прошлого.

Письменный отзыв об этом стихотворе­нии обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голо­са, они “цари на каждом бранном поле и на балу”.

Они – не просто генералы, а “генералы своей судьбы”, юноши, способные подчи­нить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотво­рение.


Другие работы по этой теме:

  1. Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме “Мотивы былого в лирике поэтов XX века”? К этой теме часто предлагают в...
  2. Во второй половине XX века о женщине и о любви писало множество поэтов-лириков. Прекрасные стихи на эту тему есть у Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е....
  3. Какого значение за­ключительной строфы из стихотворения “О красоте человече­ских лиц”: Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как...
  4. Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черёд. Это заключительные строки стихотворения “Моим стихам, написанным так рано…”. В них Цветаева использует сравнение и выразительный эпитет...
  5. Некоторые строки стихотворений Есенина прочно впечаты­ваются в память, потому что кратко, в сжатом виде, отражают важные мысли. Из стихотворений, приведённых в учебнике, афористично звучат такие...
  6. “Не с теми я, кто бросил землю \ На растерзание врагам” - первые строки одноимённого стихотворения, написанного в 1922 году. Оно вошло в сборник “Anno...
  7. “Быть знаменитым некрасиво. \ Не это подымает ввысь” - начало одноимённого стихотворения. “Подымает ввысь” - зна­чит делает человека духовно красивым. Соответственно, знаме­нитость не тождественна духовной...
  8. “Дышат грудью запотелой \ Желтогривые овсы” - тут име­ется в виду рабочая, “трудовая” усталость земли, породившей овёс. Автор отождествляет землю с живым существом, которое устаёт...
  9. О свобода, очарование моей жизни, без Тебя работа – это пытка, а жизнь – Долгое умирание. П. Прудон Серебряный век – время великих талантов, великих...

Cлайд 1

Cлайд 2

Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчет ливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

Cлайд 3

Валерий Яковлевич Брюсов 1873 - 1924 Родился 1 (13 н.с.) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Учился в гимназии, которую он окончил в 1893 году. Потом историко-филологический факультет Московского университета. Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала “Весы” (1904 - 1909), лучшего журнала русского символизма. Мастер классического сонета.

Cлайд 4

Историческая тема ярко проявилась в творчестве В. Брюсова, поэта, прозаика, литературного критика, ученого, энциклопедически образованного человека. История, по Брюсову, - своеобразная декорация для передачи драматизма своего времени. Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. «Три кумира»(1913) – яркое тому подтверждение.

Cлайд 5

Три кумира в городе туманов, Три владыки в безрассветной мгле, Где строенья, станом великанов, Разместились тесно по земле. 1 декабря 1913

Cлайд 6

Творческая история стихотворения Импульсом к созданию стихотворения могла послужить общая атмосфера исторических размышлений, связанная с празднованием 300-летия царствующего Дома Романовых. Написанное в 1913 году, незадолго перед первой мировой войной, стихотворение Валерия Брюсова “Три кумира” интересно поэтическим видением отечественной истории предшествующих двух столетий. Отталкиваясь от реального факта современной ему петербургской действительности (наличие в городе известных памятников Петру Первому, Николаю Первому и Александру Третьему),поэт придает данным скульптурам особую знаковую функцию. Названные монархи символизируют собой разные этапы того большого, сложного и противоречивого исторического времени, когда столицей государства Российского был воздвигнутый по воле Петра Великого Петербург. Мутность и беспросветность города наталкивает поэта на мысль о том, что петербургский период истории, возможно, скоро завершится, а потому поэт и подводит его итоги.

Cлайд 7

Как же поэтически выразил Брюсов суть трех эпох, олицетворяемых знаменитыми монархами? Достигается это с помощью трех развернутых образов. Проследим по тексту стихотворения.

Cлайд 8

Попирая, в гордости победной, Ярость змея, сжатого дугой, По граниту скачет Всадник Медный, С царственно протянутой рукой;

Cлайд 9

Ме дный вса дник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года

Cлайд 10

Постамент в виде громадной скалы - символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

Cлайд 11

Император в изображении Брюсова предстает как борец, победитель. Отсюда и слова о «гордости победной». Есть и враг - змей («ярость змея»). Вводится поэтому и дополнительное действие - «попирая»: Петр «скачет», «попирая» ненавистного змея. Фальконетовский медный всадник переполнен азартом великой гонки, он обуреваем жаждой победы, удачи.

Cлайд 12

Памятник Николаю Первому, стоящий на Исаакиевской площади, производит на Брюсова совершенно иное впечатление. А другой, с торжественным обличьем, Строгое спокойствие храня, Упоенный силой и величьем, Правит скоком сдержанным коня;

Cлайд 13

Памятник Николаю I установлен в 1859 году на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. Расположен между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором

Cлайд 14

Четыре барельефа расположенные на постаменте, рассказывают о знаковых событиях правления Николая I: восстание декабристов в 1825 году; холерный бунт 1831 года на Сенной площади; награждение М. М. Сперанского, собравшего и издавшего в 1832 году «Свод законов Российской Империи»; открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

Cлайд 15

Акцент делается исключительно на внешнем. Император словно озабочен лишь тем, какое производит впечатление. В строчке «строгое спокойствие храня» явно нет упоминания о той страсти, что определяя «победную гордость» Медного всадника. «Упоенный силой и величьем», Николай Павлович, по мнению Брюсова, никогда не сможет поскакать иступленно! Многозначна строка «Правит скоком сдержанным коня»: государство, олицетворяемое Николаем Первым, - это мощная империя эпохи стабилизации. Оно может жить само по себе, без понукающих и изъязвляющих бока шпор очередного царя - реформатора. Лексический ряд, связанный с образом второго «кумира», сам по себе весьма показателен:”спокойствие”, “сдержанным”, “непоспешно”.

Cлайд 16

В строфе, отведенной описанию памятника Александру Третьему, выполненного Паоло Трубецким и установленного на Знаменской площади недалеко от Московского вокзала, налицо уже полная остановка движения («упор копыт»). Третий, на коне тяжелоступном, В землю втиснувшем упор копыт, В полусне, волненью недоступном, Недвижимо, сжав узду, стоит.

Cлайд 17

Памятник Александру III (Санкт-Петербург) 23 мая (5 июня) 1909 в Высочайшем присутствии памятник был освящён и торжественно открыт;

Cлайд 18

Памятник императору Александру III первоначально был установлен на Знаменской площади у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Монумент посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», то есть Транссибирской магистрали, начинавшейся от Николаевского вокзала, - строительство магистрали было начато при Александре III. 20 К какому выводу подводит нас Брюсов, предлагая для сопоставления образы трех «кумиров»? Вдумаемся в смысл тех глаголов движения, которые выстраиваются в весьма показательный ряд: « скачет» - «едет» - «стынет». Исступленно скачет Всадник Медный; Непоспешно едет конь другой; И сурово, с мощностью наследной, Третий конник стынет над толпой

Cлайд 21

История замедляется, почти останавливается. От новых времен тянет холодом (слово «стынет» придает всей строфе и дополнительное значение). Что же будет дальше? Каково будущее? Оно, по Брюсову, неопределенно, где-то там - во тумане, «безрассветной мгле».Поэт сводит все памятники вместе и ставит их перед лицом будущих угроз. Заметим: не “беспросветной”, а “безрассветной”. Как это нужно понимать? Что же - рассвета уже не будет? Может быть, Брюсов пророчески уже видел ту Россию, которую семью годами позднее увидит Герберт Уэллс и напишет книгу “Россия во мгле”. Почти символична и дата написания анализируемого нами стихотворения - 1 декабря 1913 года. Шел последний месяц последнего благополучного года империи. Дальше Россию ждали войны, революции, мятежи. Наступал Хаос.

Cлайд 22

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ «Молчановская СОШ № 1» Еремина Ирина Владимировна

Какие строки из стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к Теме "Мотивы былого в лирике поэтов XX века"?

К этой теме часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: "Тени прошлого", "Старина", "Прапамять", но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: "Минули годы, годы, годы…"; "Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…".

Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда можно расширить выбор, добавляя стихотворения.

Каков масштаб осмысления прошлого поэтами серебряного века?

Русские поэты начала XX века - поэты серебряного века - часто с грустью обращались к прошлому. При этом они отчетливо осознавали связь каждого ушедшего мгновенья с сегодняшним днем. Счет времени идет и на века, и на мгновенья, но всегда ощущается неразрывность этой связи.

Какое из стихотворений серебряного века произвело на вас наиболее сильное впечатление? Выучите наизусть это стихотворение и напишите письменный отзыв о нем.

Обычно выбирают стихотворения героического звучания. Так, на первом месте стоит стихотворение М. Цветаевой "Генералам двенадцатого года". Напряженный ритм этого романтического обращения к героям прошлого часто вызывает эмоциональный отклик у восьмиклассников. Создавая письменный отзыв о нем, обычно отмечают яркость воспроизведения героев прошлого.

Письменный отзыв об этом стихотворении обычно включает множество цитат, которые помогают воспринять облик юных генералов, чей век был так короток и так героичен. Звенят их шпоры и голоса, они "цари на каждом бранном поле и на балу".

Они - не просто генералы, а "генералы своей судьбы", юноши, способные подчинить себе победу и забывающие при этом о смерти. Краток и героичен их век! Даже в небытие они умели переходить весело! Именно об этом пишут в своих отзывах ученики, которые избрали это стихотворение.