Речевой материал на тр и др. Учебно-методический материал по логопедии на тему: Речевой материал для автоматизации звука Р в звукосочетаниях -ДР-, -ТР- в слогах, словах, предложениях и стихах. Слова без ударения на слоге

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

Р №1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ С СОЧЕТАНИЕМ ТР И ДР

ТРА – ТРА – ТРА ДРА – ДРА – ДРА

ТРО – ТРО – ТРО ДРО – ДРО – ДРО

ТРУ – ТРУ – ТРУ ДРУ – ДРУ – ДРУ

ТРЫ – ТРЫ – ТРЫ ДРЫ – ДРЫ – ДРЫ

ТРА – ТРО – ТРУ ДРА – ДРО – ДРУ

ТРО – ТРУ – ТРЫ ДРО – ДРУ – ДРЫ

ТРУ – ТРЫ – ТРА ДРО – ДРЫ – ДРА

ТРА – ТРЫ – ТРУ ДРА – ДРЫ – ДРУ

АТР – ОТР – УТР ЮТР – ЕТР – ЯТР

ОТР – ЫТР – ЕТР ЯТР – ЮТР – УТР

УТР – ЯТР – ЕТР ЫТР – ИТР – ЕТР

ЫТР – ОТР – ЮТР ИТР – ОТР – ЕТР

АДР – ОДР – УДР ЮДР – ЕДР – ЯДР

ОДР – ЫДР – ЕДР ЯДР – ЮДР – УДР

УДР – ЯДР – ЕДР ЫДР – ИДР – ЕДР

ЫДР – ОДР – ЮДР ИДР – ОДР – ЕДР

Р №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЯМИ ТР, ДР

Произносить слова с ударением на слоге:

Драма, дратва, дранка, драп, драть, драка, квадрат, дробь, дрожжи, дровни, ведро, бедро, ядро, подрос, дружба, друг, подруга, вдруг, дружит.

Произносить слова без ударения на слоге:

Дракон, драгун, ведра, эскадра, выдра, пудра, дрова, дрожать, дрозды, мудрость, бодрость, дружить, дружина, кедры, кадры, бодрый.

Трап, трасса, травы, травка, трал, травля, тетрадь, матрос, матрас, трос, тройка, тропка, трос, тропинка, трогать, метро, ситро, патрон, трудно, трубка, трус, петрушка, ватрушка, осетры, отрыв.

Трамвай, трава, траншея, трамплин, троллейбус, тропа, утро, хитрость, трофей, труба, трубач, трусы, отруби, смотри, театры, ветры, гетры, метры, отрывать.

Слова со стечением согласных в слоге:

Страус, страны, стража, завтрак, быстрая, страница, строчка, стройка, строгать, втроем, быстро, стружка, струны, струи, пестрый, острый, астры, министры, костры.

Слова с обратными слогами:

Театр, метр, осетр, Петр, педиатр, центр, литр, фильтр, смотр, кинотеатр.

Р №3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Р В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ

АР – ОР – УР УР – ЫР – ЕР ИР – ЕР - ОР

ЯР – ЁР – ЮР ЯР – ЮР – ИР ЮР – ЯР – УР

Слова с ударением на слоге:

Комар, товар, базар, пожар, жар, вар, дар, пар, удар, самовар, парк, карп, марка, парта, бархат, баржа.

Двор, забор, Егор, топор, бор, сор, спорт, морж, торт, орден, горка, корка, форма, норка, мотор, помидор.

Шнур, бур, куртки, бурка, шкурка, Мурка, абажур, сыр, дырка, фыркать.

Яркий, доярка, ёрш, ковер, боксер, актер, шахтер, шофер, костер, терка, пятерка, дергать, черный.

Юрта, Юра, юркий, верх, верба, герб, серп, верно, ферма, шерсть, первый, верный, скверный, термос, персик, офицер, пир, мундир, тир, мир, кефир, пассажир, командир, мирный, ширма, стирка.

Слова без ударения на слоге:

Артист, аркан, аромат, Арбат, арба, арбуз, повар, сахар, карман, картон, гармонь, картошка.

Ураган, урок, Урал, урожай, шнурок, огурец, пурга, буран.

Кирка, кирпич, катер, вечер, ветер, веер, червяк, вернуть, чернила, перчатки, терпеть, вертеть, чердак, сюртук.

Ар – ар – ар – летит комар. Арка – арка – у меня марка.

Ор – ор – ор – у меня топор. Орка – орка – крутая горка.

Ур – ур – ур – не гоняй кур. Ирка – ирка – у меня дырка.

Ир – ир – ир – мы за мир. Урка – урка – кошка Мурка.

Р №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Р В СЛОГАХ И СЛОВАХ

РА – РО – РУ РУ – РА – РЫ

РО – РА – РЫ РЫ – РО – РУ

РЫ – РУ – РА РО – РУ – РЫ

Рак, раз, Рая, рана, радио, радую, радость, раковина, жара, нора, дыра, гора, буран, гараж, жираф, парад, Рома, роза, роща, Родина, род, рожки, розовый, ровный, мороз, народ, паром, ворона, корова, короткий, строка, коробка, пирог, герой, урок, гора, ручка, рубка, русый, руки, русский, беру, орудие, Маруся, дыру, нору, жару, кукуруза, рыжик, рынок, рыба, рыхлый, рыть, рысь, шары, дары, корыто, топоры, комары, дворы.

Вера, Лара, Юра, Ира, работа, ракета, пара, мера, фара, рассказ, муравей, барабан, расческа, карандаш, рука, рукав, ручей, рубить, рубанок, рукавица, ручной, румянец, парус, норы, куры, пары, дыры, заборы, пожары, актеры, боксеры, шахтеры, самовары, рыбаки, шоферы.

Брат, брать, браво, брак, гранит, граница, грамота, грач, графин, край, кран, краска, крабы, крапива, красавица, краса, правда, прачка, правила, правый, направо, Франция, цифра, храпеть, хранит, брови, брошка, бросить, брус, брусника, брынза, брызги, врос, вроде, гроздь, грозы, грохот, громко, грузди, груша, грубый, грудь, грызть, грызун, крошки, крот, кровь, кросс, кружка, круг, крупа, крутой, кругом, крупный, крыса, крыша, Крым, крышка, закрыть, провод, пробка, простыня, просто, пруд, прутик, пружина, срочно, срок, срубить, фрукт.

Р №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ, ФРАЗАХ

Ра – ра – ра – высокая гора. Ры – ры – ры – летят комары.

Ро – ро – ро – новое ведро. Ру – ру - ру – начинаем мы игру.

Серая ворона. Трудная работа. Быстрая ракета. Кружевной узор. Озорной воробей. Кирпичный гараж. Морская рыба. Ровная дорога. Родная природа. Российский сыр. Дровяной сарай. Дорогой подарок. Корабельный трап. Крупная трата. Царский трон. Раннее утро. Северный ветер. Фруктовое ситро. Ружейный патрон. Острый топор. Пестрая рубашка. Рубиновый браслет. Красный гранат. Старший брат. Ровный прибор. Упругая пружина. Открытая фрамуга. Северная граница. Красивый графин. Черный грач. Гром грохочет. Срочный груз. Трусливый кролик. Крутой поворот. Размах крыла. Барабанная дробь. Верный друг. старая дружба. Круглое ядро.

Проспрягать: я кормлю кроликов. Я работаю поваром. Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором.

О б р а з е ц: Я работаю поваром. Мы работаем поварами.

Ты работаешь поваром. Вы работаете поварами.

Он (она) работает поваром. Они работают поварами.

Р №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С ДВУМЯ ЗВУКАМИ Р И

ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Пробор, прорыв, разрыв, прорубь, шаровары, мрамор, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, фарфор, простор, разговор, аэродром, проверка.

У Федора новый барабан. На траве двора лежат дрова. Друзья всегда помогают друг другу. На столе ваза, в вазе красивые астры. Дети в зоопарке видели страуса. Рая на ферме, она ухаживает за коровами. Мама испекла вкусные ватрушки с творогом. Идет Егор через двор. В огороде огурцы и помидоры. На стене географическая карта. Пошла муха на базар и купила самовар. На парте лежат тетради. Грузовик привез дрова. Белые бараны били в барабаны. Вера и Рома собирают рыжики. Зимой рыбаки ловят рыбу в проруби. Всем народам нужен мир. После дождя в небе разноцветная радуга. Ира хорошо играет на рояле. В этом году хороший урожай проса. В Москве красива Красная площадь. Вера и Рома –ровесники. Бульдозеры и тракторы прокладывают дорогу. Дровосек рубит дрова. Вороны, сороки и грачи живут в городских парках. Черные грачи ходят по борозде за трактором. Метро, трамвай, троллейбус – городские виды транспорта. Московское метро украшено мрамором. Ранним утром сверкает на траве роса. Пестрая сорока сидит на крыше. Воробьи таскают зерна из-под носа у кур. Острым топором Рома срубил трухлявую грушу.

Р №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, ТЕКСТЕ

Пестрые астры украшают осенний сад. Рома прыгает с трамплина. Родион на дровнях привез дрова. Родион рубит дрова, а Рая и Вера носят дрова в сарай. Ира оцарапала руку. У Киры на руке шрам. Серый кролик грызет красную морковь. Рома, Вера и Кира собирают рыжики в бору. Рома набрал два ведра. Мастеру поручили срочную работу. В дороге все продрогли от северного ветра. Ира рывком открыла фрамугу. Вера ставит розовые астры в фарфоровой вазе на рояль. Чабан загоняет отару баранов в ворота. На картине изображен матрос с гранатой. Лора рвет ромашки. Валера работает шофером в гараже. Подорожник растет вдоль дорог и тропинок. Егорка кувырком скатился с горки. Прожитое что пролитое: не воротишь.

Проворонила ворона вороненка. На чужой сторонушке рад родной воронушке. Тот герой, кто за Родину стоит горой. Трое трубачей трубили в трубы. На горе Арарат растет крупный виноград.

ПОМОГИ ПТИЦАМ

Трещал сильный мороз. Вера и Ира вышли на улицу. Вера прикрепила к веткам березы кусочек сала. Вот ветка покачнулась. Это прилетели воробьи, синички, красногрудые снегири. Тут в сторону отлетел красный снегирь. Он ест только зернышки и семечки. Ира подбежала к дереву и разбросала горстку семян. Птицы были рады. Всю зиму дети кормили птиц!

Р №8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ВО ФРАЗАХ, В ТЕКСТАХ

Рабочий работает. Рыбак рыбачит. Продавец продает. Сторож сторожит. Фотограф фотографирует. Сварщик сваривает. Рассказчик рассказывает. Нормировщик нормирует. Странник странствует.

У барана рога бараньи. У коровы рога коровьи. У вороны перья вороньи. У барсука нора барсучья.

Черная черника чернеет, На горе, на горке,

Красная брусника краснеет, На крутом пригорке

Розовая роза розовеет, Стройная рябинка,

Пестрый бессмертник пестреет. Будто на картинке.

Все горки да пригорки, Картинка в корзинке,

Пригорочки да горки: Карась на картинке,

А вдруг под каждой горкой Карась с карасенком

Крысиная есть норка? И ершик с ершонком.

Паровоз, паровоз, Пароварка паром варит,

Ты куда нас повез? Скороварка скоро варит.

Хорошо прокати

И назад возврати!

Р №9 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРНОМ ТЕКСТЕ

Вышли мыши как-то раз – Ох, ох, ох, ох! -

Поглядеть, который час. Разворчался горох, -

Раз-два-три-четыре Очень трудно

Мыши дернули за гири. Жить в стручке,

Вдруг раздался страшный звон – Если дверка

Удирают мыши вон. На крючке.

Мыши водят хоровод, Мой подарок я вручила,

У печурки дремлет кот. То есть радость получила,

Тише, мыши, не шумите, То есть радостно и мне,

Кота Ваську не будите. То есть радостно вдвойне.

Как проснется Васька-кот, От подарка моего

Разобьет весь хоровод. Стало два

Вот проснулся Васька-кот – Из одного.

Разбежался хоровод.

Похожи три брата: Петуха я впряг в телегу,

Панкрат на Марата, Три горошины везу.

Марат на Кондрата, Чуть добрался до ночлега -

Кондрат на Панкрата. Нет гороха на возу!

Р №10 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТАХ

В тетради Кондрат Три сороки-тараторки

Начертил квадрат. Тараторили на горке.

ОГОНЕК Землекопы роют ров

Хрустит за окошком Скоро будет он готов.

Морозный денек.

Стоит на окошке Привез Пров Егору

Цветок – огонек. Во двор дров гору.

Малиновым цветом

Цветут лепестки, Петр Петрович Прыгунов

Как будто и вправду Прибыл из Перми в Ростов.

Горят огоньки.

Его поливаю, Поросята были розовые -

Его берегу, От загара стали бронзовые.

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, За окошками забор,

Уж очень хорош, За забором

Уж очень на мамину Старый бор.

Сказку похож! Я забор уберу,

Чтобы дом стоял в бору!

Р №11 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРЕНИЯХ

Шел Егор через бор, Прибыл он из жарких стран.

Видит: Шея, как подъемный кран.

Вырос мухомор. Гордый он, наверняка,

Хоть красив, а не беру, - Если смотрит свысока.

Вслух сказал Егор в бору. Нет, у зверя кроткий нрав.

Верно ты сказал, Егор! – А зовут его …

Так ему ответил Бор. Жираф

Барабанов Коля, Ната и Егорка

Барабанов Толя, Покупали терку.

И меньшой Сережа – Ну и терка, -

Барабанов тоже. Шепчет брат, -

В двери барабанит - Будем брать!

Барабанов Коля, - Не будем брать, -

В ящик барабанит Возражает Ната.

Барабанов Толя, - Терка дыровата!

А меньшой Сережа Мы по городу

Рад стараться тоже – Пойдем,

Барабанит в жбан, Может целую

Будто в барабан. Найдем.

Р №12 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХОТВОРЕНИЯХ И СКОРОГОВОРКАХ

Сорок сорок Птицы дивной красоты

Для своих сорочат Нося веером хвосты.

Сорок сорочек, Плавными узорами

Не ссорясь строчат. Перья разрисованы.

Сорок сорочек Синим, желтым и зеленым,

Прострочены в срок – Хохолки у них короной.

Сразу поссорились Голова на шее длинной,

Сорок сорок. Ходят важные павлины.

Вот серый крот, ВЕРБЛЮД

Вот серый крот. По жаркой пустыне неделю идет,

Вот серый, серый, серый крот. Неделю не пьет и колючку жует.

Он не красавец, не урод, Не жжет ему ноги горячий песок.

Он просто серый, серый крот. Он гордый, горбатый и ростом высок.

Артем трет на терке морковь.

Враги – у рва в овраге.

Прокоп промок.

У Марка на парте контурная карта.

У норки под горкой – норка.

Р №13 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЗАГАДКАХ, СКОРОГОВОРКАХ

Он огромный, добродушный, Удивительные кони.

У него большие уши. Может пони? Нет, не пони.

В мире самый длинноносый. «Кто надел, - спрошу у мамы, -

Нос, как шланг от пылесоса Полосатые пижамы?»

Слон Зебра

От рожденья сумку носит, Прилетит она в село,

Никого помочь не просит. Сядет на амбар,

В сумке прячет детвору Сложит черное крыло

Это мама - … И горланит: «Карр!»

Кенгуру Ворона

В огороде у Егора – В погребе у Прохора

Репа, редька, помидоры. Не горох, а порох.

Георгий – брат Григория, Кобры – в террариуме,

Григорий – брат Георгия. Карпы – в аквариуме.

Морковка – на грядке, На арене – Теодор.

Пятерка – в тетрадке. Теодор – тореадор.

Р №14 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЗАГАДКАХ И СКОРОГОВОРКАХ

Носит длинные иголки, В море чудище на дне

Он колючий, но не ёж. В твёрдом панцире-броне.

Не похож совсем на ёлку Боком заползёт за камень,

И на кактус не похож. Не хватай его руками!

В зоопарке, на картинке Есть у чудища, взгляни,

Видел ты его не раз. Две зубастые клешни.

Иглы стрелами на спинке Нам, ребята, знать пора бы,

Ощитинил…дикобраз. Что кусают больно… крабы.

ТРИ ПИРАТА

Три пирата – Второму не рад.

Горбаты, Третьему не рад

Три пирата – Второй пират.

Бородаты, Третий пират

Три пирата Первому не рад.

Друг другу не рады. Не рады пираты,

Первый пират Пираты не рады.

Рано утром три барана Пирату и брат не брат,

Барабанят в барабаны. На то пират и пират.

Автоматизация звука [р] в изолированном звучании:

Упражнение «Заводим трактор»

ТРР - ТРР - ТРР - ТРР

Упражнение «Работаем дрелью»

ДРР - ДРР - ДРР - ДРР

Автоматизация звука [р] в звуковых сочетаниях ТР и ДР:

Упражнение «Здравствуй, пальчик».

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит сначала одинаковые, затем различные звуковые сочетания:

ТРА - ТРА - ТРА - ТРА

ТРЫ - ТРЫ - ТРЫ - ТРЫ

ТРО - ТРО - ТРО - ТРО

ТРУ - ТРУ - ТРУ - ТРУ

ТРА - ТРО - ТРУ - ТРЫ

ДРА - ДРА - ДРА - ДРА

ДРО - ДРО - ДРО - ДРО

ДРУ - ДРУ - ДРУ - ДРУ

ДРЫ - ДРЫ - ДРЫ - ДРЫ

ДРА - ДРЫ - ДРО - ДРУ

Травы, трап, трасса, травка, трос, трость, тройка, тропка, трогать, труд, трубка, трус, трудный, драп, драка, драчун, дрозд, дрогнуть, друг, дружба,

Трава, трамвай, трамплин, траншея, тропа, тростник, труба, трубач, драчун, дрова, дровосек, дрозды, дрожать, другой, дружина, друзья,

Автоматизация звука [р] в словах с звуковым сочетанием ТР и ДР в начале слова:

Тетрадь, матрос, метро, патрон, ватрушка, петрушка, осётры, квадрат, ядро, ведро, подросток, космодром, вдруг, подруга.

Завтра, утро, хитрость, метры, театры, ветры, пудра, выдра, вёдра, тундра, бодрость, мудрость, кедры, щедрый, театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр.

Автоматизация звука [р] в звуковых сочетаниях ТР и ДР в обратном слоге:

АТР - АТР - АТР - АТР

ОТР - ОТР - ОТР - ОТР

УТР - УТР - УТР - УТР

ИТР - ИТР - ИТР - ИТР

АТР - ОТР - УТР - ИТР

АДР - АДР - АДР - АДР

ОДР - ОДР - ОДР - ОДР

УДР - УДР - УДР - УДР

АДР - ОДР - УДР - ИДР

Автоматизация звука [р] в словах со звуковым сочетанием ТР и ДР в обратном слоге:

Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр, кадр, кедр, скафандр, Александр, цилиндр.

Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных звуков:

ВРА - ВРО - ВРУ - ВРЫ

КРА - КРО - КРУ - КРЫ

ГРА - ГРО - ГРУ - ГРЫ

БРА - БРО - БРУ - БРЫ

ЗРА - ЗРО - ЗРУ - ЗРЫ

МРА - МРО - МРУ - МРЫ

НРА - НРО - НРУ - НРЫ

ПРА - ПРО - ПРУ - ПРЫ

Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных звуков:

Брат, братик, браво, брать, кобра, зебра, собрание, брови, брод, бронза, град, грамм, грач, гранит, грань, грамота, граната, граница, пограничник, графин, награда, край, кран, крабы, краска, красный, крапива, красавица, украинец, крот, кромка, крошка.

Брошка, бросить, доброта, брус, брусок, брусья, брусника, брынза, брызги, брысь, бобры, обрыв, зубры, враг, врач, овраг, вражда, врун, вручать, ковры, виноград, гроздь, гром, грохот, грозы, громко, грозный, сугроб, груз, груша, группа, груда, кровь, кровать, кросс, микрофон, микроб, сокровище, круг, кружка, кружево, кружок, крупа.

Грубый, грудь, грузди, грузовик, грузчик, нагрузка, грызун, игры, тигры, кругом, крутой, крупный, вокруг, крыса, крышка, покрышка, крыша, закрыть, крыжовник, мокрый, укрытие, праздник, прадед, правнук, правильно, практика.

Правда, прачка, направо, справка, пробка, продукты, продавец, просто, провод, проводник, простуда, запрос, напротив, пруд, прутик, пружина, прыгать, прыжок, цифра, фраза, француз, фронт, фрукты, хранить, охрана, сохранить, храм, хром, махровый, хрупкий, хруст.

Автоматизация звука [р] в прямых слогах:

РА - РА - РА - РА

РЫ - РЫ - РЫ - РЫ

РО - РО - РО - РО

РУ - РУ - РУ - РУ

РА - РЫ - РО - РУ

Автоматизация звука [р] в словах с прямым слогом (начало слова):

Радио, радуга, рак, ракета, ракетка, рама, рана, ранец, ромашка, растение, ров, рога, родник, роса, рост, рот, рота, роща, рубаха, рукав, ручей, рубец, рыба, рыбак, рывок, рысь.

Автоматизация звука [р] в интервокальных слогах:

АРА - АРА - АРА - АРА

УРА - УРА - УРА - УРА

ОРА - ОРА - ОРА - ОРА

ИРА - ИРА - ИРА - ИРА

АРА - ОРА - УРА - ИРА

Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции:

Баран, буран, гараж, дыра, парад, жираф, жара, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина, сурок, мороз, народ, паром, пирамида, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны, рожки, комары, корыто, сыры.

Автоматизация звука [р] в обратных слогах:

АР - АР - АР - АР

УР - УР - УР - УР

ИР - ИР - ИР - ИР

ЫР - ЫР - ЫР - ЫР

ОР - ОР - ОР - ОР

ЕР - ЕР - ЕР - ЕР

Автоматизация звука [р] в конце слова:

Бобёр, бор, веер, ветер, вечер, дар, двор, жар, забор, загар, катер, кефир, комар, костёр, мухомор, отвар, офицер, пар, пассажир, пир, повар, самовар, сахар, север, сор, сыр, тир, товар, топор, хор, шар, шофёр.

Автоматизация звука [р] в словосочетаниях:

Серая ворона, быстрая ракета, красивый графин, озорной воробей, гром грохочет, морская рыба, крутой поворот, российский сыр, верный друг, дорогой подарок, трудный урок, царский трон, мокрая трава, северный ветер, черная смородина, пёстрая рубашка, старший брат, сорная трава, горные вершины, быстрая спортсменка, огромный город, быстроногий страус, крупное зерно, грозная стража, морской ветер, гитарная струна, правая рука, громадная стройка, черная ворона, просторная квартира, быстрый разговор, красивый фарфор, красная крышка, открытый кран, трудная работа, северная граница.

Автоматизация звука [р] в предложениях:

Брат рвет руками траву.

Катер перевозил пассажиров через озеро.

Ира рисовала прутиком на земле фрукты.

Красная брусника растёт в траве.

На завтрак Рома ел ватрушку с творогом.

На мокрой крыше сидели вороны.

На огороде растут помидоры.

Повар украшает торт розами.

На рынке продают крупный виноград.

Рома прыгнул в озеро.

Сороки и грачи прыгают по дороге.

Шофер завел мотор.

Юра порвал рукав рубашки.

Мы идём на базар за персиками и арбузами.

Повар кладёт сахар в тесто для торта.

В Крыму растёт крупный виноград.

На чёрной крыше красная труба.

Автоматизация звука [р] в чистоговорках:

РА - РА - РА - начинается игра.

РА - РА - РА - Рае нравится жара.

РА - РА - РА - Кате спать пора.

РА - РА - РА - поливать цветы пора.

РА - РА - РА - у мышки есть нора.

РА - РА - РА - весь мусор уберём с утра.

РО - РО - РО - в городе метро.

РО - РО - РО - у Ромы новое ведро.

РО - РО - РО - у Розы старое перо.

РУ - РУ - РУ - заяц ободрал кору.

РУ - РУ - РУ - коза грызёт кору.

РУ - РУ - РУ - в роще бродит кенгуру.

РУ - РУ - РУ - ягод наберу.

РЫ - РЫ - РЫ - Рома видит рыб.

РЫ - РЫ - РЫ - застучали топоры.

РЫ - РЫ - РЫ - Жора прыгает с горы.

РЫ - РЫ - РЫ - у мальчиков шары.

РЫ - РЫ - РЫ - не заметили жары.

ГРА - ГРА - ГРА - хорошая игра.

ТАРА - ТАРА - ТАРА - грызёт сухарь Тамара.

АР - АР - АР - стоит самовар.

АР - АР - АР - улетел мой шар.

ОР - ОР - ОР - Вова несёт топор.

ОР - ОР - ОР - красный помидор.

УР - УР - УР - щенок гоняет кур.

УР - УР - УР - у нас короткий шнур.

ЫР - ЫР - ЫР - мы едим сыр.

ИР - ИР - ИР - мы пьём кефир.

ЕР - ЕР - ЕР - дядя Федя - офицер.

ЁР - ЁР - ЁР - на стене ковёр.

Автоматизация звука [р] в скороговорках:

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

Труба трубит, труба поёт,

Трубач по городу идёт.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Проворонила ворона воронёнка.

Все бобры добры для своих бобрят.

Автоматизация звука [р] в стихах:

Страусы строят гнёзда в сторонке.

Странными смотрятся эти воронки.

Ямы в песке роют быстро и просто

Стройные птицы высокого роста.

В небе гром, гроза.

Закрывай глаза!

Дождь прошел. Трава блестит,

В небе радуга стоит.

Шёл Егор через бор,

Видит, вырос мухомор.

— Хоть красив, а не беру,—

вслух сказал Егор в бору.

— Верно ты сказал, Егор! —

так ему ответил бор.

Рады, рады, рады светлые берёзы,

и на них от радости вырастают розы.

Рады, рады, рады тёмные осины,

И на них от радости растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака и не град,

то посыпался из облака виноград.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

В тихой речке у причала

рыбка рыбку повстречала:

Здравствуй!

Здравствуй!

Как дела?

На рыбалке я была.

Я удила рыбака,

Дядю Петю - чудака.

Где же твой рыбак? Попался?

Нет, ушел хитрец! Сорвался.

Автоматизация звука [р] в текстах

ВОРОБЕЙ НА КРЫШЕ

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воро-бышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая ста-рушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рас-сердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

ВОТ ТАК ИГРА!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузо-вичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёр-нув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

СТАРЫЕ ИГРУШКИ

У сестёр Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьём мама от-несла к мусорному контейнеру.

Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игруш-ками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты.

Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

БИТВА С КОМАРОМ

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный жур-нал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара.

Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Арка-дий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла очередь телевизора.

Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъярённый Аркадий разбил хрустальную вазу, а затем опрокинул торшер... Обессилев, Аркадий сел в крес-ло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк...

РВАНАЯ РУБАХА

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у но-вой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху под кровать.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

УМНАЯ РЫБКА

Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сперва, Рыбка собралась им по-завтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк при-креплён к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака.

«Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла её створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.

Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах со слогами тра-тро-тру-тры; дра-дро-дру-дры»

Цели:

  • учить детей правильно произносить звук [Р] в стечениях с согласными [Д][Т];
  • развивать навык дифференциации слов по родам;
  • вспомнить падежные окончания имен существительных;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку;
  • развивать связную речь;
  • развивать навык составления предложения;
  • развивать мышление, память, внимание.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит детей выделить второй звук в словах: трактор, врач, крот. (звук [Р])
Логопед знакомит детей с темой занятия.

II. Основной этап

Артикуляционная гимнастика. Логопед проводит с детьми «зарядку для язычка». У каждого ребенка индивидуальное зеркало. Упражнения уже знакомы детям, выполняются по инструкции логопеда с опорой на зрительное восприятие. В качестве подсказки логопед демонстрирует детям схему выполнениях артикуляционной гимнастики.

Перечень упражнений: иголочка, маляр, лошадка, грибочек, гармошка, пулеметик, завести моторчик.

Уточнение артикуляционного уклада при произнесении звука [Р]. Логопедвместе с детьми вспоминает положение органов артикуляции при произнесении звука [Р]. Логопед акцентирует внимание детей, что «рычать» должен кончика язычка, а не горло.

Автоматизация звука [Р] в слогах. Логопед просит детей повторить за ним слоговые ряды. Логопед воспроизводит слоговой ряд и предлагает нескольким детям из группы повторить.

Слоговые ряды:

тра-тра-тра
дра-дра-дра
тры-дры-тры
дру-дру-тру
тро-тро-дро
дол-тро-дро-тро
дру-дру-тру-тру

Если ребёнок искажает отрабатываемый звук, логопед просит его произнести слог еще раз. Стоит отметить, что на этапе автоматизации звук [Р] тянется утрированно долго.

Логопед выставляет на доску предметные картинки и просит детей назвать изображенные на них предметы.



(Подруги, тетрадь, страус, стразы, трубка, кедры, метро, друзья, квадрат, струны, стройка, строители, стружка.)

Игра «Кто? Что?»

Логопед просит детей назвать только те предметы, про которые можно спросить: «Что это?» (Тетрадь, стразы, трубка, кедры, метро, квадрат, струны, стройка, стружка.)

После того, как все предметы названы, логопед предлагает найти изображения, к которым можно поставить вопрос: «Кто это?». (Подруги, страус, друзья, квадрат, струны, строители.)

Игра «Что пропало?»

Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает. При этом логопед просит детей формулировать ответы по образцу: «Нет стружки, нет друзей». Таким образом, помимо коррекции звукопроизношения, отрабатывается форма родительного падежа единственного числа имен существительных.

Сначала логопед прячет по одной картинке. Когда дети безошибочно называют недостающее изображение, логопед увеличивает число «спрятанных» предметов. В конце игры логопед прячет все картинки и просит детей назвать все 12 карточек.

Игра «Найди картинку».

Логопед дает детям инструкцию: «Кто изображен между метро и квадратом?» И просит детей найти необходимую картинку. Для более успешной автоматизации детям предлагается отвечать полным ответом (Между метро и квадратом изображены друзья).
Варианты инструкций:
- Что изображено справа от стройки? (Стружка)
- Что изображено над стружкой? (Квадрат)
- Что изображено между кедрами и стразами? (Трубка)
- Что изображено под страусом? (Кедры)

После выполнения задания логопед предлагает детям самим сформулировать инструкцию и спросить об интересующей картинке у других учащихся.

Игра «Считалочка».

Логопед предлагает детям посчитать каждое изображение от одного до пяти. При этом картинки раздаются учащимся, и каждый ребенок считает свои предметы.
Пример: «Один квадрат, два квадрата, три квадрата, четыре квадрата, пять квадратов.»

Автоматизация [Р] в предложениях.

Логопед просит детей придумать предложение с каждой из картинок. Работа осуществляется по следующему алгоритму:

Про кого будет твое предложение? (Про друзей)
- Что делают друзья? (Гуляют)
- Где гуляют друзья? (В парке)
- Скажи полным ответом. (Друзьягуляютв парке.)

Аналогичным образом логопед помогает детям придумать предложения с каждой из картинок.

III. Итог занятия

Логопед просит вспомнить детей, с какими картинками они сегодня играли на занятии.

Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы малыш научился правильно произносить его во всех словах и предложениях. Потому этот этап так и называется — «автоматизация звука р», что ребенок будет в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически , не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками.

В статье Вы найдете игры, скороговорки, чистоговорки, стихи для автоматизации звука Р из моей игровой копилки.

Для автоматизации звука р используются слова, фразы, предложения, насыщенные этим звуком. Если в них ребенок ошибается и неправильно (привычным старым способом) говорит звук р, то нужно просто его попросить повторить слово уже правильно. И похвалить его — напомнить, что он уже научился выговаривать звук р и подружился с ним. При этом нужно помнить, что ошибки в произнесении трудного звука бывают всегда, и это нормально. Постепенно малыш будет всё меньше и меньше ошибаться. Вспомните, как нам – взрослым – трудно отвыкать от старой привычки. Ребенку это дается тоже не просто, поэтому ему требуется поддержка.

Игры и задания на автоматизацию звука р можно проводить только тогда, когда звук р появился в речи ребенка. Автоматизация звука Р — уже третий этап наших игр-занятий с малышом по звуку Р. О первых двух этапах можно прочитать в статье и

Ну что же, начинаем играть!

Автоматизация звука Р в играх для детей.

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т.д.)

1.Игра в «повторюшки».

Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй: ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро. Можно говорить на разной высоте голоса и разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

2.Автоматизация звука Р в чистоговорках.

В чистоговорках малышу предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Ры-ры-ры. У нас в руках — ? (шары)

Ра-ра-ра. Начинается — ? (игра)

Ру-ру-ру.Бью рукою по — ? (шару)

Ро-ро-ро. Шар упал в — ? (ведро)

Ра-ра-ра, ра-ра-ра. Вот глубокая… (нора)

Ры-ры-ры, ры-ры-ры. Лиса с лисенком у… (норы)

Ру-ру-ру, ру-ру-ру. Лиса юркнула в.. (нору)

Ру-ру-ру,ру-ру-ру. Мы залезли на …(гору)

Ру-ру-ру. А я ягод … (наберу)

Ра-ра-ра. Были мы в гостях вче- … ра!

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, интересная иг.. ра!

Ро-ро-ро, ро-ро-ро. Потерял петух перо!

Ор-ор-ор. Вышли мы гулять во… двор.

Ур-ур-ур. Во дворе кормили кур.

Арь-арь-арь. Во дворе висит фонарь.

Можно использовать и логопедические песенки с чистоговорками:

Видео. Чистоговорки со слогом ра, ры, ро, ру.

В третьем видео Вы услышите песню из известного детского кинофильма. В ней часто повторяются слоги ра, ры, ру

3. Игра в эхо.

Ребенок повторяет за Вами слоги с р. Сначала это слоги, начинающиеся с р. Затем слоги, заканчивающиеся р:

  • Ра-ла-ра-ла-ла
  • Ра-ра-ла-ла
  • Ла-ра-ра-ла
  • Ор-ар-ур
  • Юр-ир-ыр и т.д.

Автоматизация звука р в более сложных слогах.

Используются уже описанные игры, но с другими слогами.

Бра – гра- пра

Бры-тры-дры

Тра-тру-тро

Дро-дро-дро

Дра-дры-дру-дро

Вра-вры-вро-вру

Тра-тро-тры-тру и т.д.

4.Дополнительная игра – «Четвертый лишний».

Вы говорите 4 слога, а ребенок определяет из них лишний. Например, ру-ро-ру-ру или ла-ра-ра-ра. Другие примеры заданий: дру-дру-тру-дру, атр-утр- атр-атр.

После упражнений со слогами, вспомните слова, начинающиеся с тру, дру, тра, дра. В этом видео Вы встретите картинки слов, начинающиеся с сочетания буква тр или с др: трап, трава, трапеза, тройка, тропка, труд, трутень, труба, трубка, драп, драка, дракон, дрожь, дрозд, дрожжи, друг. Не забывайте, что всегда можно выключить звук при просмотре видео и дать задание ребенку отгадать, какое слово, начинающееся с тр или с др на слайде было спрятано? А потом дать возможность прослушать запись со звуком и услышать отгадки.

Автоматизация звука Р в словах и фразах.

Дошкольнику не интересно просто так повторять слова со звуком Р и предложения из текста. Поэтому он учится произносить звук р в увлекательных для него играх и заданиях.

Для разных игр с детьми Вы можете использовать видео со словами со звуком Р и РЬ. Попросите малыша запомнить слова из видео, составить с ними предложения или диалоги.


Слова со звуком РЬ

Также можно дать задание хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук Р. Или повторять за Вами только те слова, в которых есть Р. При этом Вы вперемешку произносите слова, в которых есть звук р и в которых нет звука Р. Звук Р в разных словах должен находиться в разных частях слова: в начале, в середине, в конце. Например, предложите малышу найти цветы, в названиях которых есть звук Р.

Игра 1. Что добавилось?

Материлы для игры: Для игры используют игрушки или предметы, в которых есть звук Р. Например, кефиР (упаковка из-под кефира), сахаР, игрушечный тигР, Ручка, кРаски, каРандаш, гРузовик, ПетРушка, пиРамидка, кРужка, таРелка, игрушечная Ракета, тетРадь, каРтошка, моРковка, Радио, кРот, Рукавички, Ромашка, баРабан, шаРф и т.д. Можно заменить их картинками.

Ход игры: Выложите 5 картинок. И предложите ребенку их назвать. Если он неправильно произнесет звук р, попросите его вспомнить, как говорится звук р и назвать правильно. В любой игре очень важно следить за правильным произношением ребенка, т.е. все игры имеют главную цель – закрепить и автоматизировать правильное произношение звука р. Затем закройте непрозрачным платком или пледом все предметы или картинки. Поменяйте их местами и добавьте еще одну. Сделайте это под платком так, чтобы ребенок не видел. Затем снимите платок. Малышу надо угадать, что добавилось. Если он угадает, то уже он Вам загадывает Вам загадку и выкладывает свои предметы и картинки.

Если малыш легко запоминает 5 предметов или картинок, увеличивайте постепенно их количество. Максимум обычно достигает 7-8 картинок.

Игра 2. Что изчезло?

Играем по аналогии, но малышу надо догадаться не что добавилось к игрушкам, а что исчезло.

Игра 3. Что изменилось?

Играем по аналогии, но изменяем расположение предметов. Например, грузовик был справа самый последний, а стал стоять слева. Или карандаш лежал в грузовике, а теперь лежит под грузовиком. Или кружка стояла около тетради, а теперь стоит около красок.

Игра 4. Запомни порядок.

Положите в ряд предметы и игрушки, в названии которых есть звук р. Начните с 4-5 предметов. Пусть малыш посмотрит на них, а затем отвернется и назовет их по порядку слева направо по памяти. Если он ошибся, то разрешается еще раз посмотреть и попробовать назвать. Если назвал правильно и во всех словах произнес звук р – то он становится ведущим и выкладывает предметы для следующего игрока, т.е. для Вас. В игре нужно менять состав предметов и их расположение.

Игра 5. Кто больше слов со звуком р найдет на картинке?

Рассмотрите с малышом эту картинку и найдите как можно больше слов с р и с рь. Слова можно зарисовывать, чтобы потом подсчитать их количество и удивиться, как много мы слов нашли! Каждое слово – это палочка или кружочек. Сколько кружочков – столько и слов найдено! Условие игры – сначала искать слова с р, а потом уже с рь.

Игра 6. Подбери по форме.

Материал: вырезанные из картона или цветной бумаги круг, прямоугольник и квадрат.

Ход игры:

Вариант 1. Ребенок называет форму: кРуг, квадРат, пРямоугольник, Ромб. После этого выбирает себе одну из них. Вы выбираете другую форму. Задача – придумать как можно больше предметов этой формы. Говорим так, чтобы в речи часто встречался звук р: «На кРуг похожи часы. На кРуг похоже солнышко. Тарелка тоже кРуглая. Еще на кРуг похоже мячик» и т.д. Предложение принимается только тогда, когда р произносится правильно. Кто последний сказал предложение – тот и выиграл.

Вариант 2. Вы выбираете слова, в которых есть звук р и просите малыша сказать, какой формы эти предметы. Например, тетрадь, альбом, рама окна, ковер – прямоугольник. Барабан, сковорода, тарелка, баранка – круг. За ошибку – фант со смешным заданием.

Игра 7. Кто больше слов назовет?

В эту игру можно играть везде – и дома, и в дороге, и на прогулке. Смотрите вокруг и называйте всё, что увидели. Кто найдет больше слов с Р – тот и победил! А это может быть двоР, двоРник, Рама, пРодавец, кРыльцо, кустаРник, Ручка у дверей, доРога, тРава, муРавей и многое другое! Очень важно называеть слова именно с заданным звуком Р, а не со звуком Рь. Дело в том, что умение отличать Р и Рь, т.е. твердый и мягкий звук, в речи – это тоже очень важное речевое умение. На его развитие направлена следующая игра.

Игра 8. Ушки на макушке. Р или Л? Рь или Ль? Р или Рь?

Слова для игр:

Слова с Л – стол, лампа, ландыш, стул, плыл, косил, вокзал, ласточка, луна, лук, лужок, лыжи, угол, мел, орел, футбол, пол, холодильник, тулуп, голубь, слон, плот, плошка, плов, игла, флаг, плач, лавка, алый, галка, соловей, клубника, лошадка, голубика, белка, лук, баклажан.

Слова с Р – радуга, сахар, шары, комары, ракета, раки, вечер, кефир, ручка, прорубь, трон, крошка, крот, игра, бурый, сорока, ворона, брусника, пирамидка, бобр, крыло, ромашка, рысь, морковка, картофель, астра, номер, мир, тигр, ружье, рыбак, ранец, рога, рукавицы, робот, трамвай, распашонка, рукав, рот, рубашка, пирог, гитара, баран, барабан, конура, кукуруза, корона, розетка, ракетка, парашют, макароны, пароход, парус, фары, гора, Буратино, коробка, ведро, марка, горка, дрова, пробка, тропинка, урна, картина, арбуз, фартук, забор, катер, помидор, мухомор, зефир, пар, сыр, светофор, трактор.

Слова с Рь – Боря, рейка, море, трюк, брюква, пузырек, ларек, Сережа, береза, речка, букварь, скворец, черепаха, редис, рябина, ремень, пряжка, пряник, три, корень, матрешка, табурет, погремушка, прищепка, орех, море, аквариум, берет, сирень, стрекоза, гребешок, мандарин, крючок, якорь, пузырь, сухарь, дверь, букварь.

Слова с Ль – Валя, лейка, поле, люк, клюв, колючий, самолет, колечко, линейка, альбом, лилия, павлин, лев, лютик.

Это игра с парой звуков. Вы говорите слова, выделяя – акцентируя в них звук. Например: «Ллллампа, Чебурррррашка, кррррокодил, столлллл и т.д.». Ребенок в игре определяет на слух, какой звук звучит в слове. Важно поиграть в три варианта этой игры:

  • Р или Рь? Твердый серьезный звук р или мягкий ласковый звук рь? Договоритесь с малышом до игры: если услышишь твердый звук Р, то поднимись высоко на носочки. А если услышишь мягкий звук рь – то присядь на корточки. Начинайте говорить слова с этими звуками, перемешивая их друг с другом (Вам в помощь дан список слов). А малыш слушает и показывает действием, какой звук он услышал в слове. Игра доступна детям даже в возрасте до 5 лет – они показывают «большой твердый звук» и «маленький мягкий звук».
  • Р или Л? Дети очень часто путают эти звуки. А в дальнейшем в школе это неумение различать на слух звуки р и л отражается на ошибках ребенка при обучении письму. Поэтому очень важно, чтобы малыш научился на слух различать, какой звук звучит в слове. Если ребенок услышал звук р – он «заводит мотор – ррррр». Если услышал звук л – он вытягивает руки в стороны и «летит на самолете – лллл».
  • Рь или Ль? Эта игра также развивает фонематический слух малыша. Покажите малышу картинку. Это подружки Лена и Римма. С какого звука начинается имя Лллена? С Ль. Поэтому Лена любит слова, в которых есть звук ль. А имя Римма с какого звука начинается? С Р? Тогда была бы Рымма. А она Римма. Значит, со звука рь. Поэтому она любит слова, начинающиеся со звука рь. Я буду говорить слова, а ты будешь их «дарить подружкам». Только не перепутай, кому какое слово надо подарить!» После этого Вы вразброс произносите слова со звуком ль или рь. Можно слова «подбрасывать» вверх и при этом говорить: « Я тебе бросаю слово лимон. Лови. (ребенок «ловит» слово в ладошки). Кому ты его подаришь?» Если малыш путается, то можно голосом подружки сказать: «Это мое слово, я такие слова люблю. РРРРРечка – как красиво звучит рь!»

Игра 9 . Какой звук заблудился?

Интересная развивающая речевая игра, любимая многими детьми за ее юмор.

1. Я очень люблю это смешное стихотворение. Но оно замечательно не только своим юмором, но и возможностью решить важную речевую задачу – развить фонематический слух ребенка (умение определить на слух, какие звуки есть в данном слове, и не путать близкие по звучанию звуки)

Будьте добры, позовите врача!

Куда Вы звоните, какого грача?

Врача позовите, будьте добры!

Чего Вы хотите, какие бобры?

Будьте бобры, позовите грача!

Если бодры, так зачем же врача?

(В. Баширов)

Сначала прочитайте стихотворение полностью. А потом прочитайте первые две строчки и попросите малыша определить, какой звук заменили в слове – врача/грача. Так же найдите, какие звуки заблудились во втором двустишии (добры/бобры) и в третьем двустишии (бобры/бодры).

2. Стихотворение А. Шибаева «Буква заблудилась». Очень любимое детьми стихотворение. Попросите ребенка, отгадать, какой звук перепутался, и какое слово должно было получиться. Это не так просто, как кажется на первый взгляд! Пусть он произнесет правильный вариант двустишия.

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда зашла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Посмотрите–ка, ребятки,

Р аки выросли на грядке.

(не Раки, а Маки)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.

(не Врачей, а Грачей)

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

(не крыСу, а крыШу)

Игра 9. Придумай предложение.

Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов с Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова с Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором. Самые интересные предложения получаются от сотворчества взрослого и ребенка, когда каждый из них вносит свой вклад и свои идеи.

В аналогичную игру можно поиграть со звуком рь. Или сразу с обоими звуками – и р, и рь. Например: На берегу реки растет кудрявая рябина.

10. Запрещенное слово.

Очень люблю эту игру. И она очень полезна для подготовки ребенка к школе. В ней развивается произвольность, т.е. умение ребенка управлять своим поведением.

Правило игры – нельзя повторять запрещенное слово.

Вы говорите слова с р (обязательно должны быть три группы слов

  • Слова, в которых звук р стоит в начале слова
  • Слова, в которых звук р стоит в середине слова
  • Слова, в которых звук р стоит в конце слова.

Список таких слов дан в начале статьи. Ребенок повторяет слова за Вами, но он не должен повторять запрещенное слово. Например, запрещенное слово «ракета». Малыш повторяет за Вами: «Рысь, рыбалка, ковер». Дальше Вы говорите слово «ракета», но он его повторять не должен. Он должен например, закрыть свой рот ладошкой или показать Вам нос Буратино как знак того, что он не нарушает правило и повторять за Вами не будет. Ребенка можно путать, чередуя слова, меняя интонацию, громкость, темп и т.д.

Автоматизация звука Р в стихах.

Стихи заучиваются с ребенком наизусть. При этом надо следить, чтобы он правильно произносил в тексте стихотворения звук Р. Если ребенок ошибается, то следует попросить повторить эту строчку правильно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка и повторять за ним его ошибки. Взрослый дает только правильный образец речи для малыша!!! Заучивая с ребенком стихи, насыщенные звуком Р, мы закрепляем правильное произношение звука Р в словах и фразах.

Здесь я даю небольшую коллекцию стихов. Все стихи заучивать не надо – выберите те из них, которые понравятся Вашему ребенку.

Стихи со звуком Р для заучивания наизусть.

Сорока однажды на груше сидела,

Сорока однажды на груше сидела,

Решала сорочьи дела.

И спрыгнула раз – и обратно взлетела,

И спрыгнула два – и обратно взлетела,

И спрыгнула три – и обратно взлетела,

Но всё же решить не смогла

Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

На день рождения кактусу

Подарок подарили.

И поздравленья кактусу

Любезно говорили:

Примите, милый кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный… … … Бах!

(И. Шевчук)

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано

Умывался (умывалась) из-под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

(А. Кузнецов)

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит крокодил.

(Е. Серова)

Веселые, проворные

Из теплых стран в апреле

Грачи, от солнца черные,

К нам в город прилетели

(Т. Золотухина)

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

Барабанщик сильно занят.

Барабанщик барабанит.

Тарара, тарара,

На прогулку нам пора!

Автоматизация звука Р в скороговорках.

Скороговорки со звуком Р для игр.

Ворона проворонила воронят (Проворонила ворона вороненка)

Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.

Бобр добр до бобрят.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

На дворе трава, на траве дрова.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

На травке тропка, травка на тропке.

Заяц Егорка свалился в озёрко. Бегите под горку! Спасайте Егорку!

Взал Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес.

Расскажите про покупки. – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Как играть со скороговорками?

Выучите с ребенком скороговорку. А затем поиграйте с ней. Вот игры из моей игровой копилки.

Игра 1. Кто так говорит?

Попробуйте сначала говорить скороговорку очень и очень медленно. Для этого представьте, что эту скороговорку говорит черепаха – ооооочень медленно, отчетливо выговаривая все звуки. А теперь скороговорку говорит Мальвина – побыстрее, но очень отчетливо и назидательным тоном (Помните, как она учила Буратино?) А теперь эту скороговорку скажет Буратино – быстро, торопливо. А теперь представим, что мы едем на машине и говорим быстро, ведь машина быстро едет. Летим на вертолете – еще быстрее. Летим на самолете – очень быстро. А на ракете сможем? Если не получится, возвращаемся к более медленному темпу. Очень-очень быстро, но при этом правильно произнося звук Р. А потом чередуем разные темпы: как черепаха – как самолет — как Мальвина и т.д.. Можно загадать друг другу загадки и отгадывать, кого Вы изображали, когда говорили скороговорку. А потом меняться ролями.

По моим наблюдениям, простое заучивание и произнесение скороговорок не всем детям интересно. А вот такие многократные произнесения скороговорки «от черепахи до ракеты» интересны всем. Обычно дети играют азартно. Причем чем быстрее скорость, тем больше азарта и увлечения игрой. А те, кто добираются до «ракеты» счастливы еще на целую неделю вперед от своего успеха!

Игру можно повторять даже с одной скороговоркой много раз. И это очень полезно. Можно менять персонажей на другие, которые больше нравятся малышу – например, от неторопливого неуклюжего медвежонка до быстрокрылой птички. Главное, чтобы это было интересно. И чтобы всегда выполнялось правило – звук Р должен быть произнесен правильно, чтобы «перейти» на следующую ступень.

Игра 2. Радио.

Покажите ребенку, как регулируется громкость на примере колонок компьютера, магнитофона или плейера (радио уже у многих дома нет, поэтому можно использовать другое название игры) Если мы крутим в одну сторону регулятор, то звук становится всё громче и громче, а потом совсем громкий. А если покрутить регулятор в другую сторону, то он становится все тише и тише, а потом совсем стихает.

А теперь начинаем в спокойном темпе произносить скороговорку, повторяя ее подряд много раз. Вы при этом показываете жестом, как «регулируете громкость радио» и говорите: «Совсем тихо – сделаю погромче – еще громче – совсем громко — ой, потише – еще тише – совсем тихо – ничего не слышно (ребенок шевелит губами, но звука нет) – громче – очень громко». Сначала сделаем задание вместе с малышом. А потом кто-то один будет радио, а другой будет «крутить регулятор» и задавать громкость радио. Потом поменяйтесь ролями.

Из моего опыта.

  • Такая игра должна проводиться быстро за 1-2 минуты.
  • Эта игра мной применяется еще в одном случае – если надо успокоить плачущего ребенка. Тогда мы начинаем говорить вместе с ним стишок и «регулировать громкость». Малыш очень быстро переключается на игру и забывает о плаче. Можно «регулировать» и громкость его плача от дикого звука «АААА», который кричит малыш до самого тихого и нежного «а», а потом и вовсе умолкнуть. Причем сначала малыш с восторгом будет и то замолкать, то кричать со всех сил это своё «а» (ему наконец «легально» разрешили это сделать! ура!) А потом начнет прислушиваться к своему голосу и регулировать его громкость плавно. Срабатывает отлично, если не применять слишком часто!

Игра 3. Отгадай интонацию.

Скороговорка произносится с разной интонацией: весело, грустно, удивленно, огорченно, сердито, возмущенно, назидательно, строго, сонно. Ведущий произносит скороговорку, остальные отгадывают его настроение.

Автоматизация звука р — творческий процесс, в котором можно и нужно придумывать свои игры, прислушиваясь к интересам ребенка. Желаю Вам успешного сотворчества с Вашим малышом! И дружбы со звуком Р!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки