«Довольный человек», анализ стихотворения в прозе Тургенева. «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева Тургенев довольный человек краткое содержание

Стихотворение в прозе «Довольный человек» записано на полях рядом со стихотворением «Услышишь суд глупца» и на одном листе со стихотворением «Враг и друг». А. Луканина сообщает, что Тургеневу приходилось быть «мишенью гнуснейших сплетен», и она удивлялась «грязной изобретательности лиц, пускавших их в ход».

Реальный повод создания данного стихотворения неизвестен, неясным остается также лицо, которое он имел в виду, создавая эту сатирическую характеристику.

В том и заключается гениальность Тургенева — мыслителя, Тургенева — художника, который в... нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.

— Как вы думаете, актуально ли это произведение для нашего времени? IX. Рефлексия.

— Что вы узнали сегодня на уроке?

— Помог он вам что-то понять?

— Интересно ли вам было на уроке?

Пусть ваш жизненный путь освещает солнышко только с красными лучами, указывая правильную дорогу, и пусть на ней встречаются только добрые люди, готовые прийти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, вселить веру.

Тургенев осознал, что бытовая повесть - это форма, малоподходящая для выражения отвлеченных, философских идей. С 1878 г., исходя из жанровых тенденций, уже намеченных в «Поездке в Полесье», в «Довольно», он стал разрабатывать лирический фрагмент в прозе как самостоятельную жанровую форму. Так возникли «Стихотворения в прозе», завершившие творческий путь Тургенева.

Некоторые из них, около 20, имеют всецело личный характер, но большинство, около 60 фрагментов, йаписанона философские или социально-политические темы. По содержанию они являются дальнейшим развитием того, что было в основном уже высказано Тургеневым в «Призраках» и «Довольно». Писатель снова полон скептицизма по отношению к русской общественности. Он видит дурные стороны в нравственном состоянии образованных слоев общества, но осмысляет их в широком общечеловеческом плане. Он осуждает самодовольство клеветников («Довольный человек»), склонность обвинять идейных противников в собственных грехах («Житейское правило»), стремление к покровительству сильных («Восточная легенда»), легковерие и глупость толпы («Два четверостишия»), невольное предательство друзей («Враг и друг»), малодушие перед глупой наглостью («Дурак») и т. п. Вместе с тем писатель не верит в способность революционеров повести за собой народ («Чернорабочий и белоручка»). В жизни «освобожденной» русской деревни он видит только «довольство» и «покой» («Деревня»), а в характере крестьянства подчеркивает лишь простоту, смирение, доброту («Щи», «Два богача», «Повесить его!»).

Социальный скептицизм снова заставляет Тургенева придавать важнейшее значение вопросам отношений человека и природы, жизни и смерти. Он видит в природе лишь могучую стихию, неизменно поглощающую все личное («Дрозд»), лишь слепую силу воспроизведения, не знающую различия между человеком и блохой («Природа»), между жизнью человечества и жизнью «козявок» («Разговор»). Он со страхом думает о гибели земли («Конец света») и еще более - о личной гибели («Старуха», «Собака»), о неизбежности смерти («Черепья», «Насекомое»). Единственной ценностью в жизни, могущей преодолеть страх смерти, он считает способность к самоотвержению («Воробей», «Памяти Ю. П. Вревской»), радость благотворительности («Милостыня», «Щи», «Два богача» и др.) и чувство братства всех живых существ, осужденных на смерть («Нищий», «Морское плавание»), а единственной, но мимолетной радостью жизни - красоту и любовь («Как хороши, как свежи были розы...», «Стой!», «Посещение»). И лишь в одном фрагменте («Порог») он отдал дань нравственного при-(знания героической борьбе передовой русской молодежи.

Но при всей односторонности идейного содержания лирические фрагменты Тургенева отличаются полной искренностью. Они раскрывают внутренний мир человека, обладавшего глубиной мысли, высоким душевным благородством, нравственной честностью и неподкупностью в решении трагических вопросов человеческого существования. Они обладают значительным художественным. совершенством и новаторством формы. Они представляют собой лирические медитации в прозе, естественно, очень небольшие по объему, но отличающиеся большой насыщенностью и гибкостью образности, почти всегда иносказательной, утонченностью интонационно-ритмического построения. Поэтому «Стихотворения в прозе» заняли особенное место среди тех произведений аллего-рическо-символического характера, которыми так богата была русская литература в 1880-1890 гг. («Сказок» Щедрина, рассказов для народа Л. Толстого, аллегорических рассказов Гаршина, легенд и «песен» молодого Горького и т. п.), Но несмотря на преобладание мотивов социального скептицизма и философского пессимизма в произведениях Тургенева 60-70-х годов, все же был в его творчестве этого периода такой момент, когда писатель вновь возвысился до активного и в основном оптимистического интереса к перспективам развития русского общества и вопросам политической борьбы. Это было время, когда русская революционно-демократическая молодежь, вдохновленная народническими теориями и лозунгами П. Лаврова, М. Бакунина, П. Ткачева, смело совершала «хождение в народ» и, претерпевая тяжелые поражения, становилась жертвой жестоких правительственных репрессий. События эти пробудили у Тургенева общественные интересы, способствовали формированию его новых общественных взглядов, которые он выразил в романе «Новь», а отчасти и в некоторых примыкавших к нему произведениях.

По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмыляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь — довольство и радость. Что с ним случилось? Досталось ли ему наследство? Повысили ли его чином? Спешит ли он на любовное свиданье? Или просто он хорошо позавтракал — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой красивый осьмиугольный крест, о польский король Станислав! Нет. Он сочинил клевету на знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого — и сам ей поверил. О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек! Февраль, 1878

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Тургенев поставил под стихотворением в прозе «Довольный человек» ту же дату, что и под соседним стихотворением «Услышишь суд глупца» (февраль 1878 г). По времени это соответствует критическим отзывам о романе «Новь», в которых было много разочарования и враждебности. Неизвестно, по какому конкретному поводу написана миниатюра и кого Тургенев имел в виду, описывая довольного человека. Стихотворение напечатано в «Вестнике Европы» в 1882 г.

Литературное направление и жанр

Реалистическое направление Тургенев обогатил новым жанром стихотворений в прозе, но каждое может приближаться к уже существующему жанру лирического или даже эпического рода. Данная миниатюра напоминает памфлет, но лишена конкретики.

Тема, основная мысль и композиция

Две трети миниатюры составляет описание внешности довольного молодого человека и рассуждение лирического героя о том, почему человек может быть довольным. Читатель за это время должен проникнуться симпатией к такому милому, довольному и радостному человеку. В третьем абзаце, состоящем из короткого слова «нет» и только одного предложения, объясняется истинная причина радости. Последнее предложение-абзац - формальное восхищение этим человеком, которое контрастирует с отношением к нему читателя, узнавшего правду.

Тема стихотворения в прозе – клевета на знакомого как причина радости.

Основная мысль: ничто так не радует человека мелочного и подлого, как неприятности, случившиеся с ближним, особенно если сам желал ему зла.

Тропы и образы

Стихотворение в прозе строится на иронии или даже сарказме. Все эпитеты в последнем абзаце нужно понимать в противоположном смысле: добрый, милый и многообещающий человек. Способность верить в собственную клевету говорит, с одной стороны, о том, что молодой человек недалёкий, с другой – о том, что он способен плести интриги, что немаловажно для карьерного роста. Так что молодой человек действительно многообещающий, то есть далеко пойдёт, продвинется по службе и многого добьётся.

Лирический герой осуждает довольного человека, внушает и читателю презрение к нему. Начинается стихотворение в прозе с портрета молодого человека. Он весь – счастливый порыв: не идёт, а «мчится вприпрыжку», его движения весёлые и бойкие. Портрет описан с помощью глаголов: сияют глаза, приятно алеет лицо. Единственное слово, которое выбивается из лексического ряда «довольства и радости» – ухмыляются (губы). Такая улыбка бывает, когда человек злорадствует. Так Тургенев готовит читателя к дальнейшему восприятию молодого человека.

Среди возможных причин радости Тургенев называет меркантильные: получение наследства, повышение в чине, чувство здоровья и сытости, награждение орденом св. Станислава (с этой награды начиналась карьера молодого чиновника). В этот же ряд Тургенев ставит любовное свидание, на которое может спешить молодой человек, превращая его из выражения чувства в приятное времяпрепровождение. Все версии лирический герой перебирает в виде риторических вопросов.

Следующая часть начинается с одного короткого слова «нет», которым лирический герой прерывает перечисление причин довольства молодого человека. Он прямо и без прикрас, совершенно хладнокровно рассказывает, что человек распространил клевету на знакомого и сам же ей поверил. Эту фразу Тургенев выделяет курсивом, чтобы читатель остановился на ней взглядом, обратил на неё внимание. Именно вера в собственную клевету (не правду, не факты) и явилась причиной довольства. Поэтому настолько ядовита похвала молодого человека в финале, полная сарказма.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева