Критерии и способы оценки уровня развития скоростно-силовых способностей. "тестирование для определения двигательных способностей учащихся" Тесты ляха на скоростно силовые качества

В практике физического воспитания количественно-силовые воз­можности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измери­тельных устройств - динамометров (рис. 12, 4), динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять силу практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгиба­ние и разгибание сегментов тела), а также в статических и динами­ческих усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении).

В массовой практике для оценки уровня развития силовых ка­честв наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специ­ального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для опреде­ления максимальной силы используют простые по технике вы­полнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максималь­ная сила определяется по наибольшему весу, который может под­нять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых спо­собностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку (рис. 12, 3), подтягивания (рис. 12, 7, 8), отжимания на параллельных брусь­ях, от пола или от скамейки (рис. 12, 9, 10), поднимание туло­вища из положения лежа с согнутыми коленями (рис. 12, 6), висы на согнутых и полусогнутых руках (рис. 12, 14), подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с ме­ста с двух ног (рис. 12, 2), тройной прыжок с ноги на ногу (вариант - только на правой и только на левой ноге), подни­мание и опускание прямых ног до ограничителя (рис. 12, 5), прыжок вверх со взмахом (рис. 12, 1) и без взмаха рук (опре­деляется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1 - 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой (рис. 12, 11, 12, 13) и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыж­ков и т.п.

По большинству из этих контрольных испытаний проведены исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (вы­сокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые воз­можности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учеб­никах и пособиях .

7.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания

Под скоростными способностями понимают возможности че­ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз­личают элементарные и комплексные формы проявления скоро­стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви­жений.


Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви­жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плава­нии, прекращение нападающего или защитного действия в еди- " ноборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в раз­личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка­чествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним отно­сятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми ка­чествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную ско­рость определяют по фазе стартового разгона или стартовой ско­рости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называ-


Ют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявле­ние скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и на­чать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це­лого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особен­ностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быст­рых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло­та - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных при­родных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения воз­буждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной инфор­мации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферен­тного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от централь­ной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появ­ления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со­стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действи­ях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость пе­рехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чере­дования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорос­ти ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресин-тез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолити-ческого механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспе­чении разной скоростной деятельности составляет 0-10%.

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные на­блюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности су-


щественно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с И до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока­зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви­жений. Целенаправленные воздействия или занятия разными ви­дами спорта оказывают положительное влияние на развитие ско­ростных способностей: специально тренирующиеся имеют пре­имущество на 5-20% и более, а рост результатов может продол­жаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способнос­тей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начи­нают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состо­ит в необходимости разностороннего развития скоростных спо­собностей (быстрота реакции, частота движений, скорость оди­ночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваи­вают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить млад­ший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно бла­гоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способ­ностей при специализации детей, подростков, юношей и деву­шек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота дей­ствия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача - совершенствование скоростных способнос­тей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных цикличес­ких актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздей­ствием на собственно скоростные способности, но и иным пу-


Тем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способ­ностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех фак­торов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназ­ванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (напри­мер, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь не­высокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гаранти­рует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой по­ложительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особен­ности скоростных способностей поэтому требуют применения соот­ветствующих тренировочных средств и методов по каждой их раз­новидности.

Для оценки собственно-силовых способностей используются кисте­вая и становая динамометрия.

Кистевая динамометрия — эго метод определения силы сгибателей кисти. Рука с динамометром отводится в сторону на уровень плеча и про­изводится максимальное его сжатие. На каждой руке выполняется по два измерения и фиксируется лучший результат. Сила правой кнсти (если че­ловек правша) составляет у мужчин в среднем 35-50 кг, у женщин — 25- 33 кг. Сила левой кисти обычно на 5-10 кг меньше. Относительная сила правой кисти (соотнесенная с массой тела) составляет у мужчин в среднем

0,6-0,7, у женщин — 0,45-0,50.

Становая динамометрия — это метод определения силы разгибателей туловища. Измерение производится на площадке, оборудованной специ­альной тягой. Обследуемый из положения стоя ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед, кисти рук на уровне колен медленно разгиба­ется, держась за тягу и оставляя ноги и руки выпрямленными. Становая сила у мужчин в среднем равна 130-150 кг, у женщин - 80-90 кг. Величина относительной становой силы более 2,6 считается высокой, 2,4-2,6 — выше средней, 2,1-2,3 — средней, 1,7-2,0 — ниже средней, менее 1,7 — низкой.

Оценка собственно-силовых способностей может также осуществ­ляться по результатам разнообразных, координационно несложных упраж­нений, например, максимальному весу поднятой штанги в жиме лежа на спине.

Силовые способности студентов (в том числе собственно-силовые и скоростно-силовые) оцениваются в очках по результатам контрольных упражнений, приведенных в табл. 9.

Таблица 9 Оценка силовых способностей студентов по результатам контрольных

упражнений

Упражнения Оценка, очки
5 4 3 2 1
Мужчины
Подтягивание на перекладине, число раз 15 12 9 7 5
Сгибание и разгибание рук в упоре на
брусьях, число раз 15 12 9 7 5
Поднимание йог в висе до касания перекла­
дины, число раз 10 7 5 3 2
Прыжок в длину с места, см 250 240 230 223 215
Женщины
Поднимание туловища из положения лежа
на спине, руки за головой, ноги закреплены,
число раз 60 50 40 30 20
Подтягивание в висе лежа на перекладине
высотой 90 см, число раз 20 16 10 6 4
Приседание иа одной ноге с опорой рукой о
стенку, число раз 12 10 8 6 4
Прыжок в длину с места, см 190 180 168 160 150

Оценка в 5 очков соответствует высокому уровню развития силовых способностей, ниже 1 очка — неудовлетворительному.

Одним из простых и информативных методов оценки скоростно­силовых способностей является измерение высоты прыжка вверх с мес­та. Для этого применяется способ Абалакова или нанесение мелом отме­
ток на вертикальной поверхности сначала в положении стоя на носках с вытянутой вверх рукой, а затем в максимально высокой точке прыжка. В первом случае высота прыжка определяется по длине вытянутой из кольца на полу сантиметровой ленты, которая прикрепляется к поясу обследуемо­го, а во втором — по расстоянию между нанесенными мелом отметками. Для мужчин высота прыжка 50 см соответствует отличной оценке, 45 — хо­рошей, 40 — удовлетворительной; для женщин 38 см соответствует отлич­ной оценке, 33 — хорошей, 28 — удовлетворительной.

  • Методы оценки быстроты

Существуют методы оценки элементарных и комплексных форм бы­строты.

Быстрота двигательной реакции и одиночного движения оценивают­ся посредством «эстафетного» теста. В положении стоя сильнейшая рука с разогнутыми пальцами, ребром ладони вниз, вытянута вперед. На расстоянии 1-2 см от ладони обследуемого удерживается 40-сантиметровая линейка. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ла­дони. В течение 5 с после предварительной команды линейка отпускается. Испытуемый сжимает пальцы и задерживает линейку. Измеряется рас­стояние от нулевой отметки до ладони. Для мужчин результат 9 см счита­ется отличным, 12 — хорошим, 15 — удовлетворительным; для женщин ре­зультат 14 см считается отличным, 16 — хорошим, 18 — удовлетворитель­ным.

Для оценки дистанционной скорости студентов обычно используется бег на 100 м. О стартовом ускорении и дистанционной скорости также да­ют представление бег на 30м с низкого старта и сходу (табл. 10).

Таблица 10 Оценка быстроты студентов по результатам контрольных упражнений
Упражнения Оценка, очки
5 4 з 2 1
Мужчины
Бег 100 м, с 13,2 13.6 14,0 14,3 14,6
Бег 30 м с низкого старта, с 4,4 4,7 5,0
Бег 30м с ходу, с 3,7 3,9 4,1
Женщины
Бег 100 м, с 15,7 16,0 17,0 17,9 18,7
Бег 30 м с низкого старта, с 5,1 5,5 5,9
Бег 30м с ходу, с 4,1 4,7 5,3

Оценка в 5 очков соответствует высокому уровню развития быстро­ты, ниже 1 очка — неудовлетворительному.

Поскольку проявление комплексных форм быстроты зависит от уровня развития скоростно-силовых способностей, бег на 100 и 30 м по­зволяет оценить оба этих качества.

  • Методы оценки гибкости

Подвижность позвоночного столба определяется следующим об­разом. Из положения стоя на гимнастической скамейке или подставке вы­сотой 30-40 см, ноги вместе, выпрямлены в коленях выполняется наклон вперед до касания сантиметровой шкалы как можно ниже нулевой отметки (уровня стоп). Поза должна удерживаться не менее 2 с. Для мужчин каса­ние ниже нулевой отметки на 7 см соответствует отличной оценке, 5 — хо­рошей, 3 - удовлетворительной; для женщин 11 см соответствует отличной оценке, 8 — хорошей, 3 — удовлетворительной.

Подвижность тазобедренных суставов определяется при выполнении продольного шпагата, туловище прямо. Оценка производится по расстоя­нию между стопами. Кроме того, подвижность тазобедренных суставов характеризуется амплитудой движения ног вперед, назад, в сторону.

Подвижность плечевых суставов определяется посредством упраж­нения с гимнастической палкой. В положении стоя палка берется впере­ди-внизу хватом сверху и переносится через голову назад до касания спи­ны и обратно. Измеряется наименьшее расстояние между кистями рук, при котором возможно выполнение упражнения. Полученная величина делится на ширину плеч и по этому показателю производится оценка.

Силовые способности – это совокупность индивидуальных особенностей человека, являющихся субъективным условием успешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности.

Формы : собственно – силовые способности (статическая сила, медленная динамическая сила); скоростно – силовые способности («взрывная сила», динамическая сила в быстрых движениях); силовая выносливость (динамическая и статическая силовая выносливость).

Режимы: 1.динамический режим работы – а) преодолевающий при уменьшении длины мышц, б) уступающий при увеличении длины мышц, в) смешанный – при изменении и длины и напряжения мышц; 2. статический режим работы – а) смешанный – при изменении и длины и напряжения мышц, б) изометрический (статический) – без изменения длины мышц.

Средства: 1. упражнения с внешним сопротивлением - с тяжестями; - с сопротивлением партнера, - с сопротивлением упругих предметов, - с преодолением сопротивления внешней среды. 2. упражнения с преодолением веса собственного тела – гимнастические силовые упражнения (отжимания, висы, подтягивания и т.д.), - легкоатлетические прыжковые упражнения, - полоса препятствий. 3. изометрические упражнения – упражнения в пассивном напряжении мышц, - упражнения в активном напряжении мышц.

Методы: 1. изометрический – основой метода является напряжение мышц без изменения их длины, при неподвижном положении сустава; 2. концентрический – основан на выполнении двигательных действий с акцентом на преодолевающий характер работы, т.е. с одновременным напряжением и сокращением мышц. Упражнения выполняются с постоянной невысокой скоростью; 3. эксцентрический – выполнение двигательных действий уступающего характера, с сопротивлением нагрузке, торможением и одновременным растягиванием мышц. Величина отягощения обычно на 10-30% превышает доступные при работе преодолевающего характера; 4. плиометрический – метод основан на использовании для стимуляции сокращений мышц кинетической энергии снаряда или спортсмена, запасенной при его падении с определенной высоты; 5. изокенетический – в основе метода лежит режим двигательных действий, при котором при постоянной скорости движения мышцы преодолевают сопротивление, работая с околопредельным напряжением, несмотря на изменения в различных суставных углах соотношения рычагов и моментов вращения. Предполагает использование специальных тренажерных устройств; 6. метод переменных сопротивлений – связан с применением сложных тренажеров, конструктивные особенности которых позволяют изменить величину сопротивления в разных суставных углах по всей амплитуде движений.

Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей. В практике ФВ количественно-силовые воз­можности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измери­тельных устройств - динамометров:динамографов, тензометрических силоизмерительных устройств; 2) с помощью специальных контрольных упражнений, тестов на силу.Наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Максималь­ная сила определяется по наибольшему весу, который может под­нять занимающийся (испытуемый). Для определения уровня развития скоростно-силовых спо­собностей и силовой выносливости используются следующие контрольные упражнения: прыжки через скакалку, подтягивания отжимания на параллельных брусь­ях, от пола или от скамейки поднимание туло­вища из положения лежа с согнутыми коленями висы на согнутых и полусогнутых руках, подъем переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с ме­ста с двух ног, тройной прыжок с ноги на ногу, метание набивного мяча (1 - 3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой и т.д. Критериями оценки скоростно-силовых способностей и силовой выносливости служат число подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного положения туловища, дальность метаний (бросков), прыж­ков и т.п.

Для оценки общих скоростно-силовых способностей и мощности в спорте рекомендуется использовать силовые упражнения из олимпийской программы по тяжёлой атлетике, вбегание вверх по ступенькам, прыжки в длину и высоту, а также броски медицинбола .

Тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности с использованием штанги

Подрыв штанги на грудь

Рисунок 1. Подрыв штанги на грудь

Данный тест направлен на оценку мощности.

Для проведения испытания необходимо наличие стандартного 20-килограммового грифа, двух замков, рамы для штанги и достаточного количества блинов для выполнения предельных усилий с возможностью варьирования отягощений в диапазоне 2,5 кг.

Отягощение подбирается согласно протоколу тестирования 1 .

Выполнение:

Испытуемый подходит к расположенной на полу штанге, ноги на ширине плеч. Приседает и берёт штангу прямым хватом чуть шире плеч, лопатки сведены (рисунок 1, а). Разгибая ноги, спортсмен поднимает штангу на бёдра (рисунок 1, б). Затем, совершая мощное движение всем телом вверх, испытуемый подрывает штангу (рисунок 1, в) и, подседая, ловит её на грудь (рисунок 1, г). В завершение упражнения спортсмен выпрямляет ноги, удерживая штангу на груди.

Жим штанги лёжа с использованием устройств Myotest или Keiser

Тест направлен на оценку мощности, силы, и скорости, развиваемых большими грудными мышцами, передними пучками дельтовидных мышц и трицепсами . В практике спорта применяется два подхода при тестировании. Различия касаются используемой массы отягощений.

И первый, и второй вариант может выполняться с использованием как устройств Myotest, так и Keiser, которые крепятся к штанге (различными способами - см. рисунки 2 и 3). Различие между технологиями заключается в том, что Myotest требует выполнения движений по сигналу устройства, a Keiser - нет. Для удобства, первый подход к тестированию описан с использованием аппаратуры Myotest, а второй - с Keiser:

1) Для проведения теста необходимо наличие прибора Myotest, скамьи и штанги массой 40 кг.

Рисунок 2. Жим штанги лёжа с использованием технологии Myotest

Спортсмен ложится на скамью и берёт штангу примерно на ширине плеч. Во время выполнения теста ягодицы должны быть плотно прижаты к скамье, а ступни к полу. По первому сигналу устройства Myotest испытуемый сгибает руки, касаясь штангой груди примерно на подмышечной линии. По второму сигналу спортсмен резко разгибает руки. Задача испытуемого продемонстрировать максимальную мощность. Даётся 3 попытки. Технология Myotest регистрирует следующие показатели: мощность, силу, и скорость.

Кроме того, технология Myotest позволяет оценивать ёмкость мощности - для этого на устройстве можно установить количество выполняемых повторений до 15 подряд.

Недостатком методики служит использование стандартной массы отягощения вне зависимости от массы тела испытуемого. Для нивелирования данного аспекта в НХЛ применяется протокол, согласно которому масса отягощения составляет 70-80% от массы тела испытуемого (таблица 1) .

2) Для проведения теста необходимо наличие аппаратуры Keiser, скамьи и штанги с достаточным количеством «блинов» для формирования заданной массы отягощения.

Рисунок 3. Жим штанги лёжа с использованием устройства Keiser

Спортсмен ложится на скамью и берёт штангу (определенной массы согласно таблице 1) примерно на ширине плеч. Во время выполнения теста ягодицы должны быть плотно прижаты к скамье, а ступни к полу. При движении штанги вниз, испытуемый должен коснуться штангой груди примерно на подмышечной линии, при движении вверх - резким движением полностью выпрямить руки. Задача испытуемого продемонстрировать максимальную мощность. Даётся 3 попытки. Фиксируются два показателя: мощность (Вт) и мощность (Вт/кг).

Таблица 1. Шкала определения массы отягощения

Таблица 2. Шкала оценок для хоккеистов НХЛ

Тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности с использованием иного оборудования

Тест Маргариа (Margaria)

Для оценки максимальной анаэробно-алактатной мощности в полевых условиях используют тест Маргариа . Для его выполнения необходимо наличие тайминговой системы, а также лестницы, состоящей как минимум из 9 ступенек, перед которой имеется ровная 6-метровая зона (рисунок 4). Первые датчики тайминговой системы устанавливаются на 3 ступеньке, а вторые - на 9.

Выполнение:

Рисунок 4. Схематическое отображение теста Маргариа

Испытуемый стоит на расстоянии 6 метров перед лестницей. Задача вбежать вверх по ней как можно быстрее. Когда спортсмен вбегает на 3 ступеньку - включается секундомер, на 9 - выключается. Таким образом регистрируется время преодоления расстояния между данными ступеньками (рисунок 4).

Для получения конечного результата, полученные данные подставляют в формулу:

Р = (m х 9,807 * h)/t, (11.5)

где: Р - анаэробно-алактатная мощность, Вт; m - масса тела испытуемого, кг; h - вертикальная высота между первым и вторым датчиками тайминговой системы, м; t - время бега от 1 до 2 датчика тайминговой системы, сек.

Таблица 3. Отобранные литературные данные по результатам теста Маргариа

К основным недостаткам и сложностям данной методики относятся :

1) субъективное отношение испытуемых к тестированию - чаще всего страх получить травму, особенно на максимальной скорости);

2) различные способности испытуемых проявлять максимальную скорость именно в специфичных условиях бега по лестнице;

3) малое количество получаемой информации о динамике скорости в процессе тестирования;

4) трудности в подборе лестницы, стандартизированной по углу наклона, числу и высоте ступенек.

Повороты корпуса в сторону с использованием изокинетического тренажёра

Рисунок 5. Поворот корпуса в сторону с использованием изокинетического тренажёра

Тест направлен на оценку мощности, проявляемой в движении схожем по своей внешней структуре с броском шайбы. Для проведения теста необходимо наличие изокинетического тренажёра, что (ввиду высокой стоимости) несколько затрудняет использование данного подхода.

Выполнение:

Испытуемый становится на расстоянии около 1 метра правым боком к рукоятке тренажёра, ноги чуть шире плеч, согнуты в коленях, корпус повёрнут к рукоятке, которую испытуемый берёт двумя немного согнутыми в локтях руками на уровне груди - это исходное положение (рисунок 5). По готовности спортсмен резко с максимальным усилием поворачивает корпус и руки примерно на 180° влево, после чего спокойно возвращается в исходное положение. Испытуемый совершает несколько попыток, после чего следует отдых до полного восстановления. Затем тест повторяется в другую сторону.

Особенностью изокинетических тренажёров является то, что все движения, вне зависимости от приложенных усилий, выполняются на строго фиксированной скорости. Таким образом, встроенная компьютеризированная система автоматически определяет мощность приложенных усилий. Полученный результат фиксируется.

Таблица 5. Шкала оценок для хоккеистов НХЛ

Прыжковые тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности

Прыжок в длину с места

Рисунок 6. Прыжок в длину с места

Выполнение:

Спортсмен подходит к линии старта, стопы ставятся на ширину плеч или чуть шире. Затем атлет поднимает руки вверх, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-назад; одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперёд так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренные суставы находились над носками.

Далее производится разгибание в коленных и голеностопных суставах. После отталкивания прыгун распрямляет своё тело. Затем сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах и подтягивает их к груди. Руки при этом отводятся назад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперёд к месту приземления.

В момент касания ногами места приземления испытуемый активно выводит руки вперёд, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления - заканчивается фаза полёта. Расстояние прыжка фиксируется по ближней

к линии старта части тела в момент приземления. После остановки прыгун выпрямляется, делает два шага вперёд и выходит с места приземления.

По результатам обследований более чем 100 хоккеистов различных клубов КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) для данного теста создана оценочная шкала:

Таблица 6. Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

В литературе, посвящённой хоккею, можно встретить шкалу для хоккеистов до 21 года, созданную Ю.В. Никоновым:

Таблица 7. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19, 20 лет)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Выше среднего

нападающие

защитники

Тройной прыжок

Рисунок 7. Тройной прыжок

Тройной прыжок является дисциплиной лёгкой атлетики и позаимствован из программы Олимпийских игр, где он используется с 1986 года . Для выполнения теста необходимо наличие сантиметровой измерительной ленты.

Технически тройной прыжок состоит из трёх элементов:

1) «скачок»;

3) «прыжок».

Выполнение:

Испытуемый совершает разгон по дорожке до бруска для отталкивания. От бруска начинается выполнение прыжка и от этой же точки замеряется длина прыжка.

Начальный элемент - скачок, первое касание за бруском производится той же ногой, с которой спортсмен оттолкнулся.

После этого выполняется второй элемент прыжка - шаг (касание земли выполняется другой ногой).

Заключительный элемент - это собственно прыжок, и испытуемый совершает приземление как при прыжке в длину с места.

Прыжок выполняется одним из двух способов: с правой ноги - «правая, правая, левая» или с левой ноги - «левая, левая, правая».

Измеряют расстояние от исходной линии до пятки, ближайшей к линии. Засчитывается лучший результат.

Пятикратный прыжок

Для выполнения теста необходимо наличие измерительной ленты.

Выполнение:

Прыжок совершается из исходного положения ноги на ширине плеч, полусогнуты в коленях, руки отведены назад, тело подано вперёд.

Испытуемый совершает взмах руками и, отталкиваясь двумя ногами, совершает прыжок от линии старта на максимально возможное расстояние с последующим приземлением на две ноги, как при прыжке в длину.

Второй, третий, четвертый и пятый прыжки выполняются толчками одной ноги - поочередно правой-левой-правой-левой (или наоборот), при этом после последнего прыжка испытуемый приземляется на две ноги. Расстояние прыжка фиксируется по ближней к линии старта части тела в момент приземления.

Существует и другая разновидность данного теста, в ходе которой испытуемый выполняет все пять прыжков двумя ногами. Другими словами, пять прыжков в длину подряд.

Таблица 8. Показатели уровня подготовленности хоккеистов высокой квалификации, рекомендованные Федерацией хоккея России

Таблица 9. Оценка хоккеистов высокой квалификации по Савину В.П.

Таблица 10. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ, вратари (19,20 лет)

Десятикратный прыжок

Для выполнения теста необходимо наличие измерительной ленты.

Выполнение:

В ходе выполнения данного теста испытуемый принимает исходное положение как при прыжке в длину с места. Затем испытуемый совершает десять прыжков с ноги на ногу, выполняя приземление после последнего на две ноги. Расстояние прыжка фиксируется по ближней к линии старта части тела в момент приземления.

Как и в предыдущем тесте, существует и другая разновидность данного контрольного упражнения, в ходе которой испытуемый выполняет все десять прыжков подряд с приземлением на две ноги после каждого.

Таблица 11. Нормативные оценки по физической подготовленности для учащихся групп высшего спортивного мастерства ВСМ (19,20 лет)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Средний .

Для выполнения теста необходимо наличие сантиметровой измерительной ленты.

Выполнение:

Спортсмен подходит к линии старта и становится на правую ногу, вторую держит в воздухе согнутой в тазобедренном и коленном суставах. Затем атлет поднимает руки вверх, одновременно прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носок, стоящей на полу ноги. После этого плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-назад; одновременно опускается на всю стопу, сгибает правую ногу в коленном и тазобедренном суставе, наклоняясь вперёд так, чтобы плечи были впереди правой стопы, а тазобедренный сустав находился над носком.

Далее производится разгибание в коленном и голеностопном суставах правой ноги. После отталкивания испытуемый распрямляет своё тело, при этом его левая нога остаётся в согнутом положении. Затем сгибает правую ногу в коленном и тазобедренном суставах и подтягивает обе ноги к груди. Руки при этом отводятся назад-вниз, после чего спортсмен выпрямляет ноги в коленных суставах, выводя стопы вперёд к месту приземления.

В момент касания двумя ногами места приземления испытуемый активно выводит руки вперёд, одновременно сгибает ноги в коленных суставах и подтягивает таз к месту приземления - заканчивается фаза полёта. Расстояние прыжка фиксируется по ближней к линии старта части тела в момент приземления. После остановки спортсмен выпрямляется, делает два шага вперёд и выходит с места приземления.

Испытуемому даётся три попытки. Фиксируется лучший результат.

Затем тест повторяется для левой ноги.

Таблица 12. Шкала оценок для хоккеистов НХЛ

Латеральный прыжок в длину с места одной ногой

Рисунок 9. Латеральный прыжок в длину с места одной ногой

Ещё одна модификация стандартного прыжка в длину с места. Отличительной чертой данной методики, кроме использования только одной ноги, является выполнение прыжка боком. Очевидно, что данное, не совсем привычное, направление прыжка в длину обусловлено спецификой катания на коньках - хоккеистам приходится выполнять много движений под различными углами относительно центра тела. Так, к примеру, боковые передвижения являются неотъемлемой частью технического арсенала как полевых игроков, так и вратарей. Кроме того, как и прыжок в длину с места одной ногой, данный тест способен выявить дисбаланс между конечностями в способности развивать мощность в данном конкретном движении.

Негативным аспектом данной методики является повышенный уровень травматизма - тест предъявляет высокую нагрузку на паховую область при отталкивании и на коленные суставы при приземлении.

Для выполнения теста необходимо наличие измерительной ленты.

Выполнение:

Испытуемый становится правой ногой внутренней (адаксиальной) стороной стопы к линии старта, вторую держит в воздухе. Затем поднимает руки вверх, после чего плавно, но достаточно быстро опускает руки вниз-вправо, сгибает правую ногу в коленном и тазобедренном суставе, наклоняясь вперёд-влево так, чтобы плечи были впереди правой стопы, а тазобедренный сустав находился над носком.

Максимальную силу обычно определяют при работе как в динамическом, так и в статистическом режимах. С точки зрения диагностики силовых возможностей спортсменов, специализирующихся в подавляющем большинстве видов спорта, статический режим малоприемлем для этого по двум причинам: во-первых, силовые возможности, проявляемые при статической и динамической работе, слабо связаны между собой и высокий уровень силы, зарегистрированный в изометрическом режиме работы мышц, еще вовсе не означает, что спортсмен может проявить такую же силу в динамическом режиме; во-вторых, статический режим позволяет оценить силу лишь в определенной точке движения и эти данные не могут быть перенесены на все движение.

Существенным недостатком страдает и оценка максимальной силы при выполнении движения в динамическом режиме с максимально доступным отягощением. Сопротивление при изотоническом режиме работы постоянно, так как используется стандартное отягощение в течение всего диапазона движения, хотя сила мышц вследствие биомеханических особенностей различных его фаз значительно колеблется и, как правило, графически имеет вид восходящей и нисходящей кривых. Сила, проявляемая в наименее целесообразной с биомеханической точки зрения фазе движения, часто составляет не более 50-60% силы в наиболее целесообразной фазе.

В значительной степени повышает качество исследования оценка максимальной силы мышц при работе в изокинетическом режиме. В процессе такого движения сопротивление диагностического прибора непостоянно, что требует максимального напряжения в течение всего диапазона движения и, таким образом, позволяет проявить максимальную силу в любой его точке.

Кроме общего силового потенциала мышц, несущих основную нагрузку при выполнении упражнений, свойственных конкретному виду спорта, часто бывает необходимо установить уровень комплексного проявления силовых возможностей в процессе выполнения специфических упражнений. Например, в гребле и плавании специальные силовые возможности могут быть оценены по величинам максимальной силы тяги. Для регистрации этого показателя используются различные методы. Наиболее простым является следующий. Один конец стандартного резинового жгута крепится к лодке или поясу пловца и соединяется с датчиком (обычно тензометрическим), который в свою очередь связан с осциллографом, другой – к плоту или бортику бассейна. По команде спортсмен начинает работу с максимально доступной интенсивностью. Продолжительность работы – 10-12 с. За максимальную силу тяги принимается уровень, зарегистрированный с 3-й по 5-ю секунду.



При оценке взрывной силы целесообразно пользоваться скоростно-силовым индексом, представляющим собой отношение максимальной величины силы ко времени ее проявления. С ростом квалификации спортсмена регистрируются большие величины силы за меньший промежуток времени. Указанная методика может быть применена при выполнении основных фаз рабочих движений в любом виде спорта. Взрывную силу можно косвенно оценивать по времени выполнения спортсменом того или иного движения с заданным сопротивлением. Например, в гребле и плавании – по времени выполнения имитационного движения с строго заданным отягощением (обычно 75% от максимально доступного).

Силовую выносливость следует оценивать при выполнении движений, близких по форме и особенностям функционирования нервно-мышечного аппарата к соревновательным. Например, для велосипедистов это работа на велоэргометре с различной величиной дополнительного сопротивления вращению педалей, для гребцов – имитация рабочих движений на специальных силовых тренажерах, гребля в гребном бассейне лил на привязи, для пловцов – имитация гребковых движений на силовых тренажерах, плавание на привязи, для бегунов – бег с дополнительными отягощениями в лабораторных условиях или на стадионе, бег по стандартной трассе в гору и т.д. Различные тренажерно-диагностические комплексы позволяют регулировать темп движений, величину отягощения, учитывать качество и количество выполняемых движений.



Силовую выносливость оценивают различными способами: по продолжительности заданной стандартной работы; по работоспособности, зарегистрированной при выполнении программы теста; по отношению работоспособности в конце работы, предусмотренной соответствующим тестом, к е максимальному уровню. В плавании, например, применяется тест с тренажером Хюттеля: спортсмен ложится на специальную наклонную скамью и выполняет максимальное число движений, имитирующих гребки; сопротивление и продолжительность работы зависят от длины избранной дистанции. По результатам теста определяют индекс силовой выносливости (в усл. ед.), который равен произведению величины сопротивления, установленной на тренажере (в кг), на число движений.

Для оценки силовой выносливости пловцов, специализирующихся на дистанциях 100 и 200 м, применяется тест, предполагающий работу в изокинетическом режиме лежа на наклонной скамейке, пловец выполняет имитационные движения в заданном темпе (соответствующем оптимальному темпу при прохождении соревновательной дистанции) и с максимально доступными усилиями; продолжительность работы – 1 или 2 мин.; темп движений задается световым или звуковым лидером, динамика усилий при выполнении движений регистрируется на осциллографе. Силовая выносливость оценивается по отношению величины силы при имитации последних движений к величине, зарегистрированной в первых движениях. С помощью этого теста можно проследить также динамику работоспособности пловца во время работы, что дает дополнительную информацию о развитии процесса утомления и факторах, ограничивающих уровень силовой выносливости.

Подобные тесты могут найти применение в любых видах спорта, особенно в тех, для которых характерны разнообразные упражнения силового характера (скоростно-силовые и сложнокоординационные виды спорта, единоборства). Проблема здесь сводится к двум моментам:

1. Выбору рационального построения теста на основе одного из указанных способов оценки силовой выносливости;

2. Определению хорошо освоенного упражнения, отличающегося соответствующими специфике данного вида спорта координационной структурой и силовыми характеристиками.