Михаил Сперанский: человек, который хотел «перезагрузить» Россию. Реформаторская деятельность Сперанского М.: замыслы и результаты Кодификационная работа М.М. Сперанского

Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании образования в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) он был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А. Б. Куракина. С помощью Куракина Сперанский попал на службу в канцелярию сената и вышел из духовного ведомства. Талантливый и образованный, он обращал на себя общее внимание необыкновенными способностями и трудолюбием. При образовании министерств (1802) Сперанского пригласили в министерство внутренних дел, где он стал одним из виднейших сотрудников министра графа Кочубея. Вскоре (1806) он стал лично известен императору Александру, который постепенно приблизил его к себе и сделал как бы первым своим министром. Сперанский получил от государя поручение выработать общий план государственного преобразования, не удавшийся интимному кабинету. Сперанский должен был, кроме того, руководить работой комиссии законов, трудившейся над составлением нового кодекса. Наконец, Сперанский являлся докладчиком и советником государя по всем текущим делам управления, чрезвычайно разнообразным. С необыкновенным усердием работал Сперанский несколько лет (1808–1812), проявляя тонкий и гибкий ум, большие политические знания, выдающееся красноречие. Знакомый с языками (французским и английским) и с западной политической литературой, он больше всякого иного чиновника был подготовлен к делу управления, так как соединял в себе прекрасное практическое знакомство с делами и широкую теоретическую подготовку. В этом состояла главная сила Сперанского.

План государственного преобразования, составленный Сперанским, предполагал изменение общественного устройства и перемену государственного порядка. Вместо прежних сословий предполагалось новое разделение граждан по правам на «дворянство», «людей среднего состояния» и «народ рабочий». Все население государства представлялось граждански свободным, а крепостное право упраздненным. За дворянами сохранялось право владения населенными землями и свобода от обязательной службы. Среднее состояние составлялось из купцов, мещан, поселян, имеющих у себя не населенные крестьянами земли. Народ рабочий состоял из крестьян, мастеровых людей и слуг. Предполагалось разделить государство заново на губернии, округа и волости и создать новый порядок управления. Во главе государства должна была стоять «державная власть» монарха, окруженная «государственным советом». Под их общим руководством должны действовать учреждения: законодательные, исполнительные и судные . Общую цель, или «разум» (смысл), преобразования Сперанский полагал «в том, чтобы правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на непременяемом законе». Император Александр сочувствовал общему направлению проекта Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 г. С 1 января этого года были открыты действия нового государственного совета, устроенного согласно с предположениями Сперанского, и сам Сперанский был назначен государственным секретарем при новом совете. Но далее дело не пошло: император изменил свое настроение и как бы устрашился предположенной общей реформы. Знаменитый проект Сперанского остался только проектом.

Одновременно со своими трудами над планом общего преобразования Сперанский руководил действиями «комиссии законов», которая приготовила проект нового гражданского уложения (законы об отношениях семейных, о наследстве, о собственности, о договорных отношениях и т.п.). Этот проект был внесен в государственный совет и там рассмотрен, но остался необнародованным . Несмотря, однако, на такую неудачу первых законодательных работ Сперанского, они имели для него огромное значение и дали ему юридическую опытность, которой он и воспользовался впоследствии.

Мало-помалу, находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. Между прочим, Сперанский заново пересмотрел все подробности произведенной в начале царствования императора Александра реформы центрального управления и во многом изменил и улучшил устройство министерств. Перемены, произведенные в распределении дел по министерствам и в порядке управления ими, были изложены в новом законе о министерствах (изданном в 1811 г. под названием «общего учреждения министерств»). Самое число министерств было увеличено до 11 (прибавлены, между прочим: министерство полиции, путей сообщения, государственный контроль).

Деятельность Сперанского и его быстрое возвышение возбуждали во многих неудовольствие. Одни завидовали личным успехам Сперанского и готовы были на интригу против него. Другие видели в Сперанском слепого поклонника французских идей и порядков и сторонника союза с императором Наполеоном. Считая влияние Франции разрушительным, а союз с Наполеоном постыдным, эти люди из патриотического чувства вооружались против направления Сперанского и считали нужным ему противодействовать. Один из самых талантливых и известных литераторов того времени, европейски образованный Н. М. Карамзин составил для государя записку «о древней и новой России» и в ней доказывал вред и опасность мер Сперанского. Эти меры, по мнению Карамзина, легко и необдуманно уничтожали старые порядки и столь же легко и необдуманно вводили в русскую жизнь французские формы. Хотя Сперанский и отрицал свою приверженность к Франции и Наполеону, однако в глазах всего общества его близость к французским влияниям была неоспорима. Когда отношения России и Франции обострились и русские ожидали нашествия Наполеона на Россию, император Александр дал ход обвинениям против Сперанского и не счел возможным оставить его вблизи себя. Сперанский был уволен от должности государственного секретаря; мало того, по каким-то темным обвинениям и интригам, государь отправил его в ссылку (в Нижний-Новгород, а потом в Пермь), откуда Сперанский был возвращен лишь в конце царствования Александра.

Таким образом, император Александр и со Сперанским не осуществил своего стремления к государственному преобразованию. Если интимный комитет в первые годы власти Александра обнаружил свою практическую неумелость и потому не мог удовлетворить желаниям государя, то Сперанский, напротив, был очень опытным и умелым бюрократом и мог бы осуществить задуманную реформу. На нее недостало решимости у самого государя, и потому все начинания Сперанского были остановлены на полдороге. Сперанскому удалось только придать центральным учреждениям России такой законченный и отделанный вид, что они надолго восстановили утраченную при Екатерине II централизацию управления и укрепили бюрократический порядок в государстве.


В порядке законодательном предполагалось, что все землевладельцы каждой волости в каждое трехлетие составят «волостную думу»; депутаты от волостных дум округа составят «окружную думу»; депутаты окружных дум губернии составят «губернскую думу». Из депутатов же от всех губернских дум составится законодательное учреждение под именем «государственной думы». Она собирается ежегодно в сентябре для обсуждения законов. В порядке исполнительном предполагалось, что государством будут управлять министерства и подчиненные им «губернские правительства» с губернаторами во главе. В порядке же судном предполагалось, что сенат будет «верховным судилищем» для всей империи, а под его руководством будут действовать суды волостные, окружные и губернские. – Прим. авт.

Комиссия имела своим назначением составить законодательный свод из действующих законов, дополняя и совершенствуя их из общих начал законоведения. Под влиянием Сперанского комиссией совершены были большие заимствования из французских законов (Наполеонова кодекса). По-видимому, проект комиссии не был утвержден по той причине, что казался слишком скороспелым и ненациональным. – Прим. авт.

М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований.
Рубрика (тематическая категория) Политика

Александр I планировал и более глубокое реформирование государственного управления. С 1808 ᴦ. разработкой проекта преобразований занимался М.М. Сперанский. В проекте Сперанского ("Введение к уложению государственных законов", 1809 ᴦ.) речь шла о том, чтобы, не покушаясь на полноту самодержавной власти, создать в России выборную Государственную думу и ввести выборные судебные инстанции.

Проект предусматривал создание Государственного совета как связующего звена между царем и органами центрального и местного управления.

Все эти органы Сперанский предлагал наделить лишь совещательными функциями, предоставив избирательные права дворянам, купечеству и государственным крестьянам.

Александр принципиально поддержал проект, но против этих предложений выступила консервативно настроенная часть дворянства. Александр в канун войны с Францией нуждался в поддержке широких слоев дворянства, в связи с этим проект реализован не был.

Единственным предложением Сперанского, воплощенным в жизнь, стало учреждение Государственного совета (1810 ᴦ.).

· политика в сфере просвещения.

При организации министерств в 1802 ᴦ. среди первых было создано и министерство народного просвещения. Оно имело в своем ведении высшие, средние и низшие учебные заведения, Академию наук, Академию художеств, типографию и цензуру, Публичную библиотеку в Петербурге.

Наибольшее значение имело открытие новых университетов: Казанского (1804 ᴦ.), Харьковского (1805 ᴦ.), Петербургского (1819 ᴦ.).

В 1804 ᴦ. принят университетский устав, гарантировавший университетам автономию.

В 1804 ᴦ. принимается либеральный цензурный устав.

При этом не всœе заявленные реформы были осуществлены.

Исследователи называют различные причины свертывания реформ.

Причины свертывания реформ:

Мощная дворянская оппозиция либеральному курсу (ситуация со Сперанским), боязнь императором дворцового переворота;

Ожидание войны с Францией, крайне важно сть консолидации общества; война - не лучшее время для либеральных реформ.

Политика Александра I в 1814 – 1825 гᴦ.

После победоносного завершения Отечественной войны либеральный курс Александра не был реанимирован.

Большое влияние на содержание внутренней политики в России в послевоенное время оказывал А.А. Аракчеев . По его имени 1810–1820-е гᴦ. часто именуют аракчеевщиной.

Аракчеевщина – внутриполитический курс в последнее десятилетие (1815–1825 гᴦ.) правления Александра I, характеризующийся стремлением навести бюрократические порядки во всœех сферах жизни российского общества, насаждением военных посœелœений, ужесточением дисциплины в армии, усилением гонений на просвещение и печать.

Новый курс нашел свое проявление в следующих мерах:

1816 ᴦ. – самое яркое проявление аракчеевщины – организация военных посœелœений ;

Еще до войны в России стали вводиться военные посœелœения (с 1810 ᴦ.). Это особая организация вооруженных сил в России, при которой строевая служба совмещается с ведением хозяйства.

Военные посœелœения создавались на казенных землях ряда западных губерний. При создании военных посœелœений правительство преследовало цели:

сокращение военных расходов;

ликвидация рекрутских наборов;

ограничение распространения крепостничества путем скупки крестьян у разоренных войной помещиков.

При этом негативных последствий организации военных посœелœений оказалось больше. Быт крестьян в военных посœелœениях был жестко регламентирован, сохранялись тяжелые условия жизни, что вызвало ряд вооруженных выступлений.

Военные посœелœения неоднократно реорганизовывались, но были отменены только в 1857 ᴦ.

1818–1819 гᴦ.– гонения на профессоров Казанского и Петербургского университетов; усиление цензуры;

1822 ᴦ. – запрет тайных организаций;

1822 ᴦ. – разрешение помещикам вновь (после 1809 ᴦ.) ссылать крестьян в Сибирь.

При этом и на втором этапе правления Александра I проходили вполне либеральные реформы:

по поручению императора велась выработка проекта освобождения крестьян;

завершилась реформа крестьян в Прибалтике (начата еще в 1804 ᴦ.): здесь крестьяне получили личную свободу, но без земли;

в 1815 ᴦ. Польше была предоставлена конституция, провозгласившая ее внутреннее самоуправление;

в 1818 ᴦ. министром юстиции Н. Новосильцевым началась выработка Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции, но и данный проект не был реализован.

С 1822 ᴦ. Александр I отходит от государственных дел, становится более религиозным (мистицизм). По официальной версии 19 ноября (1 декабря по н.ст.) 1825 ᴦ. он умирает в Таганроге, куда уехал сопровождать больную туберкулезом супругу.

Неофициальная версия – легенда о Федоре Кузьмиче Томском .

Согласно легенде Александр I в 1825 ᴦ. по благословлению Серафима Саровского принял решение отказаться от престола и инкогнито уйти из мирской жизни, приняв вид странника. В 1840-х гᴦ. возникла легенда, что старец Федор Кузьмич (?-1864), сосланный за бродяжничество в Томскую губернию, и является тайно покинувшим престол Александром I.

Итоги царствования Александра I противоречивы. С одной стороны – масса либеральных инициатив, с другой стороны – чересчур мало из задуманного реализовано. При этом среди заслуг Александра I можно назвать первые шаги по ограничению крепостничества.

М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "М. М. Сперанский и его проект государственных преобразований." 2017, 2018.

Отправляясь на встречу с Наполеоном в
Эрфурте осенью 1808 года,
Александр I взял с собой Сперанского.
После одной из бесед с Михаилом Михайловичем
французский император сказал Александру:
«Не угодно ли вам, государь, променять этого человека
на какое-нибудь королевство?».
«Единственная светлая голова в России»,
- так отзывался о Сперанском
Бонапарт.

Проект М.М.Сперанского(Проект государственных преобразований по «Введению к уложению государственных законов») – это выдающийся план в области государственных преобразований. Это точная схема, последовательное руководство по улучшению и укреплению государственного строя. Помимо самих действий, в этом документе описаны проблемы тогдашнего государственного аппарата и пути их решения. Дана характеристика всех положительных моментов и всех недостатков. Реализация всего этого плана сильно укрепила бы Россию: был бы создан мощный государственный аппарат, узаконены все права и обязанности, конкретно были бы сформулированы задачи государственных чиновников, появилось бы чёткое разделение власти. Но, к сожалению, проект встретил упорное сопротивление в высших кругах, и Александру I пришлось отклонить его. Из плана Сперанского были реализованы те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы, то есть была укреплена лишь верхушка власти, а низший бюрократический аппарат так и остался неизменным.
«Введение к уложению государственных законов» проект достаточно сложный, поэтому вызывает сомнения то, что Сперанский планировал его осуществление за один год (1810-1811гг.). Россия тогда “обладала” достаточно сложным и запутанным государственным аппаратом, в котором не было чёткого разделения властей, и чиновники зачастую занимались совершенно не своими делами, что не могло положительно влиять на внутреннюю структуру Российской империи. А данный план подразумевает практически полное переустройство всех уровней власти, начиная с создания Государственного совета и заканчивая губернскими судами. Но обо всём по порядку.
Создание Государственного совета, безусловно, укрепило и централизовало верхушку власти, но для тогдашней России этого было недостаточно. Необходимо было выполнить преобразования в сторону крестьян (преобразования в области судов и законов (гражданских и государственных)), ибо тогда они находились в угнетённом положении, несмотря на такие “поблажки”, как например “Указ о вольных хлебопашцах” (20 февраля 1803г.).
Отделение третье. О правах подданных.
I. Определение отличительных свойств российского подданного.
II. Разделение состояний.
III. Основания прав гражданских, всем подданным общих.
IV. Права политические, присвояемые разным состояниям:

1) в составлении закона;
2) в исполнении его.
Приведённое выше положение из «Введения к уложению государственных законов» укрепило бы положения крестьян, дало бы им определённую свободу действий и расширило бы их возможности. Но это не входило в планы высших кругов власти, они и так были вполне довольны своим положением. А прогрессивные взгляды Сперанского лишь приводили к заговорам против него и доносам, и очередной донос привёл к опале на русского реформатора, после чего он был сослан в Нижний Новгород (1812г.). Впоследствии царь говорил, что был вынужден принести его в жертву, чтобы погасить растущее недовольство дворянства, вызванное преобразовательными мерами. М.М.Сперанский высказывал идеи гражданской свободы крестьян: ” Гражданская свобода имеет два главных вида: свобода личная и свобода вещественная.
Существо первой состоит в следующих двух положениях:
1) Без суда никто не может быть наказан;
2) Никто не обязан отправлять личную службу иначе, как по закону, а не по произволу другого”
В этом замечании скрывается отрицательное отношение законотворца к Крепостному праву, которое как раз таки и препятствует данным двум положениям. Осуществление этих пунктов, а так же ряда других позиций вполне могло бы избавить Россию от Крепостного права. И Александр I понимал это, он осознавал все минусы и недостатки государственного устройства своего времени, ведь не даром Сперанский ежедневно встречался с императором и обсуждал каждый параграф плана. Но зависимость от дворянства отрицательно сказалась на Александре I, что не дало реализовать весь проект.
Нет никаких сомнений, что реализация данного проекта положительно бы сказалось на внутренней организации Российской империи, ибо многие пункты уже были применены в Европе, и сам Сперанский не скрывал этого, часто делая сноски, что какой-либо из пунктов успешно себя реализует во Франции или Англии. Но у нас нельзя было реализовывать данный план за один-два года, каждый пункт нужно было вводить постепенно, то есть по одному пункту на каждом уровне власти, что бы согласовать их действия, а иначе всё смешалось бы в одну кучу и ситуация повторилась бы. «Введение к уложению государственных законов» очень обширный проект, охватывающий всё государство. Его воплощение в жизнь – это как маленькая революция. Поэтому здесь нельзя было торопиться, а нужно было учесть, что данный план очень сильно затрагивает интересы дворянства, которое на тот момент представляло собой очень грозную силу, то есть необходимо было помимо самого императора согласовать проект и с верхушкой власти. Наиболее удачный момент для этого был после создания государственного совета. Это был своеобразный толчок к действию. Дворяне укрепили и скорректировали свою власть, и далее необходимо было начинать реформы уже в дальнейших ступенях власти, на уровне губерний, областей и так далее. Впоследствии уровни власти согласовывались бы друг с другом, и можно было бы начинать реформу в крестьянской среде. Тогда бы весь план был успешно реализован, и Россия получила бы крепкую систему государственного устройства.
В конце хотелось бы поговорить о так пункте, как…
“О разуме государственного уложения”
…где Сперанский говорит о разделении систем управления государством: ”Три великие системы издревле разделяли политический мир: система республик, система феодальная и система деспотическая.

Первая под разными именованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали.
Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением.
Третья ни меры, ни границ не допускала”. Этот взгляд на системы Сперанский преломляет и к России. Все его мысли сводятся к тому, что на данном этапе Российская империя находится в стадии феодализма. И тут он подводит своеобразный итог своего плана, говоря о том, что России необходимо выбрать дальнейший путь: либо деспотическая система, что приведёт к деградации общества и самого государства, либо же к некой другой, четвертой системе (здесь подразумевается демократическое направление).
Итак, заканчивая раскрытие данной темы, хочется сказать о том, что хоть и прошло уже достаточно много времени, но, по моему мнению, данный проект не утратил своей актуальности. Несмотря на то, что Россия всё-таки “достигла” не деспотической формы правления, а вышла на демократический путь (хоть и пройдя перед этим этап развития коммунистического), наш государственный аппарат оставляет желать лучшего, а современному правительству стоило бы ещё раз изучить “Введение к уложению государственных законов” и сделать из этого определённые выводы по улучшению нашего демократического строя и укреплению внутреннего состояния государства.

Он создал Свод законов Российской империи, судил декабристов, спорил с Карамзиным. По легенде, после встрече с ним Наполеон предложил Александру I обменять его «на какое-нибудь королевство».

Говорящая фамилия

Михаил Михайлович Сперанский родился в семье священнослужителя, поэтому он не получил фамилии от своего отца. Сперанским его нарек дядя при зачислении во Владимирскую духовную семинарию. Уже тогда 8-летний Михаил показывал выдающиеся способности, и фамилия, происходящая от латинского spero (т. е. «надеюсь»), говорила о тех надеждах, которые подавал юный семинарист.
В семинарии Сперанский проявил себя одним из лучших учеников. Там он начал изучение языков (в том числе латинского и древнегреческого), философии, богословия, риторики, математики и естественных наук. За свои успехи Сперанский был удостоен чести стать келейником префекта, что открыло ему доступ к его библиотеке.

Невыбранная дорога

В 1790 году Сперанский стал слушателем Александро-Невской Главной семинарии, куда направлялись лучшие ученики семинарий со всей России. Это заведение готовило элиту духовного сословия. Среди изучаемых предметов было немало светских дисциплин: высшая математика, физика, даже новая французская философия. Сперанский в совершенстве освоил французский язык и всерьез увлекся творчеством западных просветителей. Впрочем, будущий реформатор показывал отличные успехи по всем предметам.

В 1792 году Сперанский блестяще окончил Главную семинарию, он был оставлен при ней учителем математики. Позднее он также стал преподавать физику, красноречие и философию, а в 1795 году стал префектом семинарии. В том же году Сперанского рекомендовали в качестве домашнего секретаря князю Куракину. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавания и перейти на гражданскую службу. В ответ на это митрополит, желая удержать Сперанского на духовном поприще, предложил ему постричься в монахи, что открывало путь к высокому архиерейскому сану. Однако Сперанский предпочел отказаться от этой возможности, и в 1797 году был зачислен в канцелярию генерал-прокурора.

На вершину

Чиновничья карьера Сперанского развивалась стремительно. В 1797 году он – титулярный советник, спустя 3 месяца – коллежский асессор, с 1798 года – надворный советник, а в 1799 году – статский советник. К 1801 году, когда на престол вступил Александр I, Сперанский стал действительным статским советским. Этот гражданский чин соответствовал званию генерал-майора в армии, а его носитель мог занимать даже губернаторскую должность.

После свержения Павла Сперанский стал статс-секретарем тайного советника Д.П. Трощинского – государственного секретаря Александра I. С 1802 года Сперанский осуществлял работу по подготовке проектов государственных реформ в Министерстве внутренних дел.
В эти годы он составил для царя несколько важных политических проектов, главный из которых – «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Также Сперанский участвовал в разработке указа о вольных хлебопашцах, который стал первым шагом к отмене крепостного права.

Великий реформатор

Во «Введении к уложению государственных законов» (1809 г.) Сперанский выступил одним из первых идеологов правового государства в России. Он ратовал за конституционную монархию, отстаивал принцип разделения властей и необходимость предоставления политических прав гражданам. Предлагалось создание Государственной Думы, выборность судей и введение судов присяжных, создание Государственного Совета – органа, которые осуществляет связь монарха со всеми органами власти. Эти политические преобразования неизбежно вели и к отмене крепостного права.

По мысли реформатора переход к конституционному строю должен был происходить эволюционным путем, поэтому его проект прямо не ограничивал самодержавия, однако создавал инструменты для такого ограничения в будущем.
Но начинания Сперанского практически не были реализованы, реформаторский пыл царя быстро иссяк, а Россия в очередной раз упустила возможность перемен, скатившись в реакцию.

Карамзин против Сперанского

В 1810 году по инициативе Сперанского был создан Государственный совет, что задумывалось первым шагом к масштабным политическим реформам. В том же 1810 году должен был появиться манифест о выборах в Государственную Думу. Однако преобразования натолкнулись на неприятие аристократических кругов, хотя план Сперанского первоначально был одобрен царем.

Дворянство невзлюбило Сперанского за его покушение на привычный порядок получения гражданских чинов и занятия государственных должностей. Теперь знать не могла записывать своих отпрысков с колыбели на службу, и для получения чина необходимо было окончить университет.

Война с Францией, идеями которой вдохновлялся Сперанский в своих реформах, дала козыри в руки консерваторов и недовольных чиновников. Были распущены клеветнические слухи о предательстве Сперанского, после чего государь отправил его в ссылку.

Идеологическим лидером противников Сперанского был знаменитый писатель Карамзин. Он составил для государя «Записку о древней и новой России», в которой убедительно доказывал незыблемость самодержавия, отрицая необходимость реформ.

Судья декабристов

На 4 года Сперанский был удален от государственной службы, но в 1816 он был назначен пензенским губернатором. В 1819 году Сперанский стал генерал-губернатором Сибири. И только в 1821 году царь разрешил ему вернуться в столицу.
После смерти Александра Сперанский написал манифест о вступлении Николая I на престол. А после восстания декабристов становится членом Верховного уголовного суда. Причиной последнего назначения стали подозрения в связи Сперанского с восставшими. Тем более что декабристы планировали сделать Сперанского членом Временного революционного правительства. Сперанскому, который симпатизировал республиканским идеям, суд над мятежниками дался очень тяжело.

Свод Законов

В очередной раз таланты Сперанского потребовались, когда император Николай I решил кодифицировать законы Российской империи. Этим занялся Сперанский. Он обобщил все законы, принятые после Соборного уложения 1649 года, и в 1830 году было опубликовано «Полное собрание законов Российской империи», включающее 45 томов. В 1832 году был издан «Свод законов» (15 томов), который отражал действующие в стране законы. За эту работу Сперанский был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного – высшей награды Российской империи.

Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Краткая биография

Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря - Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

Политическая реформа

Работа в подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России - то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране - в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Кратко о главном

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

В целом одобрил «Записку…». Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

План реформ

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за - окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия - дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы - сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

План действий

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

Свертывание реформ

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Итоги

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

Значимость реформ

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.