Касса букв. Касса букв и слогов для обучения чтению онлайн Касса букв и слогов распечатать и вырезать

Маругина Ирина Владимировна

Блок-сигнал как альтернатива кассе букв и цифр.

Обучение ребёнка чтению требует довольно много усилий и некоторых материальных затрат. Хорошим помощником в обучении всегда был набор букв и слогов, из которых можно было складывать различные слова. Называется он "Касса букв и слогов".

Кассы букв и цифр в легкой игровой форме знакомят ребенка с основными элементами языка и счета – буквами, слогами и цифрами, которые он может составлять в более сложные конструкции, сочетать в разных вариантах, переставлять и играть, постепенно понимая основные закономерности и создавая правильные сочетания.

Конечно, сейчас продается огромное количество таких касс от пластмассовых с магнитами до деревянных. Дети с удовольствием с ними занимаются, но есть в них один недостаток. Они все сделаны по старому образцу: стандарно - неглубокие, широкие карманчики, из который все вечно вываливается, стоит ребенку сделать одно неверное движение, либо положить кассу не под тем углом.

К тому же в этих наборах нет карточек для составления схемы слова.

А в 1 классе работа над звуковым составом слова ведётся на каждом уроке обучения грамоте (чтения и письма).

Поэтому более 15 лет назад я озадачилась проблемой создания удобного и эффективного пособия для первоклассников. Назвала его "Блок-сигнал".

Сначала это была общая тетрадь на "пружинке", которую родители будущих первоклашек летом разрезали определённым образом в виде алфавитной книжки, рисовали схемы слов, писали буквы и цифры. Труд каторжный!!! Зато дети работали с удовольствием. К сожалению, первый блок-сигнал не сохранился.

Со временем для изготовления блок-сигнала родители стали использовать компьютер. Распечатывали листы с буквами и цифрами, разрезали их и скрепляли. Но схемы всё равно приходилось рисовать. Вот как это выглядело.

В этом учебном году, обучая очередных первоклассников, стала использовать современные блок-сигналы, изготовленные в типографии.

Естественно, внесла некоторые конструктивные изменения.

1. Разделила пособия на два блок-сигнала (русский язык и математика).

2. Последние годы в 1 класс поступают дети, которые уже знают буквы и умеют читать, поэтому нет необходимости в составлении слогов и слов из отдельных букв, поэтому в блок-сигнале "Русский язык" оставила только схемы, увеличив количество элементов (до 7).

Например, схема слова "ШКОЛЬНИКИ" выглядит вот так. Как видите, можно составлять схемы и более длинных слов.

3. В пособии "Математика" можно выполнять вычисления не только с однозначными, но и с двузначными числами, т.к количество составных элементов стало тоже 7.

Учебное пособие "Блок-сигнал" использую на любом этапе урока: проверке домашнего задания, первичном усвоении новых знаний, первичной проверке понимания, применении знаний и умений в новой ситуации, обобщении и систематизации знаний, проверке уровня сформи-рованности у учащихся общеучебных умений, контроле усвоения.

Основная цель данного пособия развитие фонематического слуха, вычислительных навыков, логического мышления, интенсивное развитие тонко-координирующих движений рук (мелкой моторики), совершенство-вание зрительного восприятия и зрительной памяти.

Использование "Блок-сигнала" также решает целый ряд важных общепедагогических и психологических задач, позволяющих создать первокласснику комфортную образовательную среду, положительную мотивацию к учению. Дети не боятся допустить ошибку, так как могут быстро исправить её, и уже в тетради выполнить задание правильно.

В школе ребёнок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от атмосферы, царящей в школе, и принятых методов воспитания у ребёнка развивается вкус к работе или же, наоборот, чувство неполноценности как относительно использования средств и возможностей, так и относительно собственного статуса среди товарищей.

Использование на уроках "Блок-сигнала" экономит "драгоценное" рабочее время, предоставляет учащимся возможность самостоятельно или с помощью учителя или других учащихся сравнивать полученный ими результат со стандартом, исправлять допущенные ошибки и осмысливать их причины.

Я очень рада, что учителя начальных классов нашей школы используют учебное пособие "Блок-сигнал" при работе в 1-2 классах.

Ваш малыш подрос, и уже давно не считает себя малышом, и более того – собирается в 1 класс? Поздравляем! Тогда у вас наверняка много вопросов о том, что нужно закупить для школы. Что понадобится, а что – нет. Чтобы ребенку было удобнее занимать педагогами была придумана удобная касса букв и слогов. Ребенок из предложенных ему фигур изучает буквы, собирает из них слоги, слова. С помощью таких касс ребенок развивает внимание и усидчивость. Впоследствии подобные игры помогут ребенку не только обучиться читать но и впоследствии грамотно писать.

Прежде всего, нужно разобраться, какие кассы бывают. А бывают следующие разновидности: веер-кассы букв, веер-кассы слогов, веер-кассы цифр. Кроме того, бывают еще и книжечки с кармашками, которые тоже называются кассами.

Веер-кассы хороши тем, что своим внешним видом вызывают интерес ребятишек – фактически с таким учебным пособием можно не только заниматься, но и играть. Но игра эта тоже будет обучающая, ведь в процессе ребенок будет запоминать буквы (или цифры, или слоги), а заодно тренировать моторику, перебирая частицы веера.

Веер хорош еще и тем, что сделан из пластика, а это значит, что он не помнется, и в отличие от картонных карточек, его легко помыть, если он загрязнится. Ну и места в портфеле он много не займет.

Книжечка представляет собой плотную обложку из ПВХ, внутри которой имеется множество кармашков. В кармашки-то, в процессе работы с кассой, дети и будут вставлять буквы и цифры на маленьких картонных карточках. Таким образом очень удобно составлять слова или решать арифметические примеры.

Кроме того, такая книжечка хороша тем, что она, в отличие от веер-касс, универсальна: обычно в комплекте имеются как буквы и слоги, так и цифры. А даже если чего-то не хватает, это что-то всегда можно распечатать или нарисовать самостоятельно.

Обучение буквам дошкольников

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.

К началу учебного года обычно все родители готовятся заранее, особенно это касается тех мам и пап, у которых малыш отправляется в первый класс.

Для того, чтобы будущему первокласснику было легче осваивать школьную программу была придумана и создана «Касса букв слогов и счета». Такое наглядное пособие заинтересует любого малыша, ведь в нем предусмотрено обучение чтению и математике в форме игры.

Касса состоит из слогов, букв, математических знаков и цифр, которые ребенок, получив определенное задание, должен разложить в специальные кармашки. Так, например, заданное слово ребенок может составить из слогов либо отдельных букв.

В процессе обучения происходит также знакомство с правильным написанием слов русского языка. Этот становится еще одним огромным плюсом в образовании и помогает изучать ребенку грамматику уже с первого класса.

При покупке родители обычно замечают, что касса букв слогов и счета выполнена на 12 картонных листах, на которых расположены необходимые элементы. Конечно, некоторые мамы и папы начинают считать свое время, необходимое на вырезание каждой буквы либо цифры, но это совершенно напрасно, потому что малыш с большим удовольствием сделает все сам. Подготовка данного учебного пособия к использованию пройдет очень весело и интересно, а также научит ребенка быть аккуратнее и терпеливее.

Мастер-класс с пошаговыми фото «Касса для букв своими руками»

Березкина Татьяна Александровна, учитель математики, ГКОУ «Никольская школа-интернат» для детей с ограниченными возможностями здоровья Костромской области.

Мастер – класс рассчитан на учителей и воспитателей.
Назначение: представленная вашему вниманию работа – наглядное пособие для воспитателей, учителей начального образования, коррекционных школ, учителям-логопедам, учителям-дефектологам.
Цели: оснащение кабинета наглядными пособиями.
Задачи:
- научить приемам изготовления наглядного пособия своими руками;
- развитие творческих способностей, фантазии;
- воспитание эстетического вкуса.
Для работы нам понадобятся следующие материалы и инструменты:


- полиэтиленовая пленка;
-остатки мебельной ткани;
-косая бейка;
- нитки для шитья
- сантиметровая лента;
- линейка, карандаш, ластик;
- ножницы;
- швейное электрооборудование;
Ход работы:
1. Соединить остатки ткани в лоскут размером не менее 62Х67 см. Разрезать полиэтиленовую пленку на полосы шириной 10 см длиной 6 раз по 62 см


2. Окантовываем один срез полиэтиленовой пленки окантовочной косой бейкой. Делаем разметку на ткани: через 10 см проводим 6 горизонтальных линий. Если на ткани есть стачные швы, лучше чтобы разметка проходила на 0,3 см от шва, по припуску на шов.


3. Одну полосу полиэтилена длиной 62 см отложить в сторону, остальные окантовать с другой стороны.


4. Наложить и настрочить 5 обработанных с двух сторон полос на основу по разметке, начиная с верхней линии разметки. Строчку прокладываем в строчку окантовочного шва.


5. Необработанный срез шестой полиэтиленовой полосы совмещаем с нижним срезом основы. Верхний срез основы подрезать на 5 см от верхнего кармана.


6. Отступив от правого нижнего угла 10 см, 5 см от начала косой бейки, начинаем окантовывать кассу.


7. Окантовываем по кругу, заканчиваем через 3 см после четвертого угла. На углах делаем складки.


8. Отрезаем концы бейки под углом 450 с на хлёстом в 1 см.


9. Стачиваем косою бейку на 0,5 см от среза


10. Проложить строчку на недостающем участке. Закончили окантовку.


11. На изнаночной стороне кассы сделать разметку вертикальных полос. Чтобы определить точное расстояние между полосами надо ширину основы (мерку снять между окантовочными строчками) разделить на 6. Проложить машинные строчки.


12. Касса готова. Продумать как крепить кассу к стене.
Делюсь своим решением. Остаток ткани 15*62 обработать зигзагообразной строчкой.


13. Наложить кассу изнаночной стороной на лицевую сторону обработанного лоскута и настрочить в строчку окантовочного шва.


14. Крепим кассу к стене строительным стиплером: намечаем верхнюю линию на стене, кассу направляем «вниз головой», совмещаем верхний окантованный край с разметкой на стене и прокладываем ряд скрепок или гвоздей чуть ниже стачного шва. Затем отгибаем кассу вниз. На лицевой стороне кассы не видно скрепок и гвоздей – просто и эстетично.
15. Вставить буквы в кармашки и все готово.


Всем успехов в воспитании и обучении нашего подрастающего поколения.

«Касса букв» используется на занятиях вместе с рабочей тетрадью дошкольника «Первые шаги по ступенькам грамоты» (автор — Н.В. Дурова) в средней, старшей и подготовительной группах детского сада при обучении детей грамоте с ориентацией на их орфографическую грамотность. На демонстрационном материале таблиц «Ступеньки грамоты» учебно-методического комплекта «Обучение дошкольников грамоте» воспитатель показывает конкретное задание: выкладывает цветными фишками звуковую модель слова, заменяет, по мере обучения грамоте, фишку на определенную букву алфавита, демонстрируя таким образом буквенный состав слова.

Ребенок повторяет задание в рабочей тетради «Первые шаги по ступенькам грамоты» или непосредственно на рабочем поле внизу папки с «Кассой букв», затем самостоятельно выполняет аналогичные упражнения по указанию воспитателя. В процессе занятий ребенок постепенно осознает и усваивает правила обозначения звучащего слова с помощью букв, учит все буквы русского алфавита, учится грамотно читать и писать.

Занятия с использованием «Кассы букв» помогут дошкольнику овладеть умением выкладывать звуковую модель слова, проводить его звуковой анализ, выделять гласные, твердые и мягкие согласные звуки, ударный слог и ударную гласную, делить слова на слоги, называть слова по заданной звуковой модели, составлять и читать слоги, слова, простые предложения.

Как устроена «Касса букв»

«Касса букв» представляет собой папку из прозрачного, экологически чистого и безопасного для детей материала (ПВХ) с карманами для хранения букв и цветных фишек, для выкладывания звуковой модели слова, составления слогов и слов. На каждой половине папки расположены сверху вниз 5 рядов по 4 квадратных кармана, 6 ряд внизу — собственно рабочее поле в виде длинного кармана. Таким образом, папка содержит 40 квадратных карманов для хранения букв разрезной азбуки и цветных фишек и 2 длинных кармана — рабочее поле для выкладывания звуковой модели слова, составления и чтения слогов, слов и т.д.

К папке прилагается полоска с самоклеющимися наклейками 33 букв русского алфавита (прописных и строчных) и 7 цветных фишек — для наклейки на карманы папки — всего 4 ряда по 10 наклеек в каждом.

Как подготовить папку «Касса букв» к работе

1. Отделите от полоски с самоклеющимися наклейками поочерёдно буквы и наклейте каждую на внешнюю сторону карманов, строго следуя порядку расположения букв в русском алфавите:

1 ряд — буквы Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее, Ёё, Жж

2 ряд — буквы Зз, Ии, Йй, Кк, Лл, Мм, Нн, Оо

3 ряд — буквы Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Фф, Хх, Цц

4 ряд — буквы Чч, Шш, Щщ, ъ, ы, ь, Ээ, Юю

5 ряд — буква Яя

Обратите внимание: гласные буквы на наклейках — красного цвета, согласные буквы, ъ, ь — черного цвета, как и в разрезной азбуке.

2. Определите от полоски с самоклеющимися наклейками 7 цветных фишек и наклейте каждую на внешнюю сторону карманов в 5 ряду после буквы Яя. Их можно наклеить произвольно, но лучше следовать порядку работы с цветными фишками по учебно-методическому комплекту: желтая, красная, синяя, зеленая, черная, синяя с колокольчиком, белая.

Напоминаем:

желтая фишка — условно обозначает любой звук,

красная фишка — обозначает гласный звук,

синяя фишка — обозначает твердый согласный звук,

зеленая фишка — обозначает мягкий согласный звук,

черная фишка — обозначает ударный гласный звук,

синяя фишка с колокольчиком — обозначает твердый звонкий согласный звук,

белая фишка — заменяет согласный звук, который ребенок должен охарактеризовать: твердый он или мягкий, в звуковой модели заданного слова с гласной буквой на этапе чтения и словоизменения (подготовительная группа).

3. Аккуратно отогните скрепки в середине рабочей тетради «Первые шаги по ступенькам грамоты», извлеките листы с разрезным материалом, вырежьте последовательно квадратные карточки с набором прописных и строчных букв русского алфавита, цветных фишек. Разложите вырезанные карточки с буквами и цветными фишками по карманам папки строго в соответствии с их местом в папке, обозначенном наклейками.

4. Осторожно закройте папку по линии сгиба. Она подготовлена для работы.

Как работать с папкой «Касса букв»

1. Для выкладывания заданной звуковой модели слова сначала используются цветные фишки и длинный карман внизу папки.

2. Для выкладывания звуковой модели слова и выкладывания этого же слова из букв используются цветные фишки, карточки с буквами и всё рабочее поле папки — оба длинных кармана: слева внизу — выкладывается звуковая модель слова из цветных фишек, справа внизу — слово из букв разрезной азбуки.

3. Рабочее поле — длинные карманы можно использовать также для выкладывания, составления и прочтения слога, слова, небольшого предложения.

4. По окончании работы проследите, чтобы ребенок сложил карточки с буквами разрезной азбуки и цветные фишки в соответствующие карманы папки. Во-первых, это приучает ребенка к аккуратности. Во-вторых, папка с «Кассой букв» будет готова к использованию на следующем занятии без каких-либо трудностей. В-третьих, и это самое главное, раскладывая буквы в карманы папки в заданной последовательности, ребенок запоминает общепринятый в русском алфавите порядок букв, выучивает алфавит наизусть.

Папку «Касса букв» и самоклеющиеся наклейки для нее можно приобрести в издательстве «Школьная Пресса» или заказать по системе «Книга — почтой».

Адрес издательства: 127254, г. Москва, ул. Руставели, д. 10, корп. 3