Человек и человечность план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему. Открытый урок "человек и человечность " план-конспект урока по обществознанию на тему Любовь к людям

Эпиграф к уроку: Чем хуже нравы, тем лучше нравоучение (В. Воронцов, российский литератор)

Тип урока: комбинированный

Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

Ход урока.

I .Опрос.

Ответьте «да» или «нет».

1. Способности — врожденные свойства человека, проявляющиеся в определённой деятельности (нет)

2. Способности — высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определённой деятельности (да)

3. Воля — специфическое человеческое свойство (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5. Человек определяется только врожденными качествами (нет)

II . Изучение нового материала.

План.

1. Мораль и гуманизм.

2. Моральные нормы и поступки людей.

1. Обыгрывание ситуации:

1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2) друзья обозвали друг друга;

3) сказали маме не правду

2. Лекция с элементами беседы.

Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненны опыт передавался из поколения в поколения и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы — правила поведения в обществе.

— Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе

— Докажите, что социальные нормы возникали с появлением с появлением человеческого сообщества

— Социальные нормы заменяли инстинкты. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

— Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были простые и категоричны. Это Табу — запрет. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определило действие, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, роды, племени.

— Приведите примеры табу.

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

Обычай — это совокупность правел поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той лил иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с/х трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, действует по образцу.

Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев?

Новым шагом явилось возникновение этических норм, или моральных норм.

Этика (греч. etnos)- устойчивая природа какого — либо явления, позднее — устойчивый порядок

Этика — философское учение о морали, ее развитии, роли в обществе.

Этика — совокупность норм поведения (С. И. Ожегов).Его синоним — нравственность.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла».

— Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро» и «зло»?

Общество защищает себя, свою целостность, порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

Человек, совершив какой — либо проступок, испытывает угрызение совести или нет.

Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III . Закрепление.

Групповая работа.

1-я группа. Объясните смысл высказываний

«Суть всякой морали — рассматривать человеческую жизнь как партию, которую модно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры» (Симон де Бовуар)

2-я группа. Проанализируйте

«4 главных добродетели: мудрость, мужество, сообладание, нравственность» (Платон)

3-я группа. Как вы понимаете высказывания

«Нравственный закон — это инстинкт самосохранения социума» (А. Круглов — писатель)

Завершить обсуждения высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой»

Д/З: п.4, задание 1- 4.

  • Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. ФГОС. УМК Начальная школа 21 века
  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Технологическая карта

    ФИО педагога: Софронова Ирина Александровна

    Предмет: обществознание

    Класс: 6

    Тип урока: открытие нового знания

    Тема: «Человек и человечность»

    Тема

    «Человек и человечность»

    Цель

    Создать условия для формирования представлений о человеке с позиций нравственности, о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми, окружающим миром в целом

    Задачи

    Личностные:

    Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

    Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    Метапредметные:

    Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности;

    Познавательные : развитие критического мышления, навыков систематизации и анализа информации, составления кластеров;

    Коммуникативные : развитие умения работать в группах, парах, коллективно обсуждать информацию, осуществлять обмен мнениями, понимать/принимать позицию другого;

    Предметные: расширение представлений о человеке, о гуманизме, знакомство с понятием гуманное общество

    Технология

    ИКТ-технологии, технология развития критического мышления

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Задания для учащихся

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Организационный момент

    Вводное слово учителя. Приветствие учеников, организация рабочей атмосферы.

    Подготовка к уроку

    Организовать рабочее пространство

    Создание рабочей атмосферы

    2. Мотивация

    1. задает вопросы по изученной теме: Что такое добро? Что значит быть добрым? Как можно объяснить фразу «человек славен добрыми делами»?

    2. Мотивирует учеников на изучение новой темы

    Задает вопросы ученикам, просит высказать свое мнение по прочитанному

    Фиксирует идеи учеников, подводит итоги обсуждения, корректирует (при необходимости) тему урока

    Озвучивает тему урока

    Корректировка проблемного вопроса «всегда ли человек должен оставаться человеком»?

    Актуализация полученных ранее знаний

    Работа с текстом (из биографии Януша Корчака)

    Работа с эпиграфом к уроку

    Выдвигают идеи о теме урока

    Запись темы урока в тетрадь

    Постановка проблемного вопроса урока

    Ответить на вопросы учителя

    Задать вопросы к прочитанному, ответить на вопросы учителя:

    Какую проблему вы увидели, прочитав этот текст?

    Как вы думаете, почему Януш Корчак так поступил?

    Ответы на вопросы: -как можно объяснить фразу «образец человечности по отношению к людям»

    Как может звучать тема нашего урока

    Какой проблемный вопрос к уроку можно составить?

    Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

    Метапредметные:

    регулятивные -умение формулировать тему урока,

    коммуникативные: оценивание ответов одноклассников, умение слушать и вступать в диалог,

    познавательные: обобщение информации;

    личностные: личная оценка жизненных ситуаций

    3. Изучение нового материала

    1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

    2. организует работу учеников с текстом

    Регулирует учебный процесс, корректирует деятельность учеников при поиске информации, ее обобщении, графическом представлении

    Работа с презентацией, знакомство с новой информацией,

    Работа с текстом, с новыми понятиями

    Ответы на вопросы.

    Работа в парах

    Обобщают полученные ранее знания, обсуждают возможность решения задания,

    составляют кластер

    Просмотр слайдов презентации,

    ответить на вопросы учителя:

    Что такое «гуманизм»?

    Как вы понимаете слова «человечность», «человечный», «гуманный»?

    Что значит «гуманное отношение»?

    Составление кластера «что значит гуманное отношение»

    Личностные: оценивают жизненные ситуации

    Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

    Коммуникативные:

    Проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения поставленных задач

    4. Первичное закрепление изученного

    1.Организует работу по поиску вариантов гуманного отношения

    2. организует работу учеников по чтению притчи В.Вересаева «Легенда» (учебник с.101)

    Подводит к пониманию главной проблемы.

    Организация работы с кластером

    Работа в парах, осуществляют поиск возможных вариантов решения предложенного задания

    Работа с текстом, ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения

    Фронтальная работа по составлению кластера «гуманное общество»

    Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях (задания на листочках):

    На пешеходном переходе вы видите пожилого человека. Каковы ваши действия?

    В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия?

    На улице вы встречаете плачущего ребенка. Какими будут ваши действия? Т т.д.

    Ответить на вопросы: -какую мыслб в своем произведении хотел донести до нас автор?

    В каком обществе возможно такое человеческое отношение ко всему живому?

    Составление кластера

    Каким вы представляете себе гуманное общество?

    Охарактеризуйте его при помощи существительных.

    Познавательные:

    Умение работать с информацией,

    Осуществлять поиск необходимой информации

    Коммуникативные:

    Умение вступать в диалог,

    Умение выслушивать чужое мнение

    Личностные:

    Оценка ситуации с позиции нравственности

    Итоги.

    Рефлексия.

    Подводит к решению проблемного вопроса урока: «всегда ли человек должен оставаться человеком?»

    Создает условия для выполнения задания

    Ответы на вопросы

    Актуализация субъективного опыта

    Отвечают на вопросы:

    Что такое гуманизм?

    Что значит быть гуманным человеком7

    Какое общество можно назвать гуманным?

    А можно назвать гуманным общество 6 класса? Почему?

    Был ли Януш Корчак гуманистом? Почему?

    Всегда ли человек должен оставаться человеком?

    Кратко напишите самое важное, что вам понравилось, запомнилось с урока с пожеланиями своему соседу по парте и обменяйтесь тетрадями

    Коммуникативные:

    Умение высказывать свое мнение,

    Терпимо относится к мнению других

    Регулятивные:

    Выделение и осознание учениками того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

    Личностные:

    Нравственно-эстетическая оценка жизненных ситуаций

    Познавательные:

    Умение обобщать информацию и делать выводы

    Эпиграф к уроку: Чем хуже нравы, тем лучше нравоучение (В.Воронцов, российский литератор)

    Тип урока: комбинированный

    Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

    Ход урока.

    I .Опрос.

    Ответьте «да» или «нет».

    1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определённой деятельности (нет)

    2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определённой деятельности (да)

    3. Воля- специфическое человеческое свойство (да)

    4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

    5. Человек определяется только врожденными качествами (нет)

    II . Изучение нового материала.

    План.

    1. Мораль и гуманизм.

    2. Моральные нормы и поступки людей.

    1. Обыгрывание ситуации:

    1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

    2) друзья обозвали друг друга;

    3) сказали маме не правду

    2. Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

    На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненны опыт передавался из поколения в поколения и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы- правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением с появлением человеческого сообщества

    Социальные нормы заменяли инстинкты. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

    Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были простые и категоричны. Это табу - запрет. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определило действие, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, роды, племени.

    Приведите примеры табу.

    По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

    -Обычай - это совокупность правел поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той лил иной сфере жизни.

    Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с/х трудом и т.д.

    Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, действует по образцу.

    Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев?

    Новым шагом явилось возникновение этических норм, или моральных норм.

    Этика (греч.etnos)- устойчивая природа какого- либо явления, позднее- устойчивый порядок

    Этика - философское учение о морали, ее развитии, роли в обществе.

    Этика - совокупность норм поведения (С.И. Ожегов).Его синоним- нравственность.

    Стержнем этики является определение «добра» и «зла».

    Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро» и «зло»?

    Общество защищает себя, свою целостность, порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

    Человек, совершив какой- либо проступок, испытывает угрызение совести или нет.

    Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

    III . Закрепление.

    Групповая работа.

    1-я группа. Объясните смысл высказываний

    «Суть всякой морали- рассматривать человеческую жизнь как партию, которую модно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры» (Симон де Бовуар)

    2-я группа. Проанализируйте

    «4 главных добродетели: мудрость, мужество, сообладание, нравственность» (Платон)

    3-я группа. Как вы понимаете высказывания

    «Нравственный закон- это инстинкт самосохранения социума» (А. Круглов- писатель)

    Завершить обсуждения высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтобы оставаться шайкой»

    Д/З: п.4, задание 1- 4.

    Скачать Чтобы скачать материал или !

    МБОУ- гимназии №2

    г. Асино

    Томскоя обл.
    Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии

    среднего образования

    Конспект урока обществознания в 6 классе

    по теме: «Человек и человечность»

    Разработан

    АНИСИМОВОЙ Мариной Ивановной

    2013 год
    План урока
    Предмет: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

    Тема программы : ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА
    Тема урока : ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
    Тип урока: УРОК УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
    Форма урока: ТРАДИЦИОННЫЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МЕТОДА НАПРАВЛЯЮЩЕГО ТЕКСТА
    Цель урока:


    1. К концу урока обучаемые будут:

    2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:

    * ЧУСТВА СОСТРАДАНИЯ;

    * ЧЕЛОВЕЧНОСТИ;
    3. В ходе урока способствовать развитию образовательных компетенций:

    * ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ;

    * УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ;

    * КОММУНИКАТИВНОЙ;

    * ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
    Материально-дидактическое оснащение урока
    1.Дидактические материалы: *КОМПЛЕКТЫ 2.Оборудование:

    ДЛЯ ПОДГРУПП, СОСТОЯЩИЕ ИЗ ЛИСТОВ: * КОМПЬЮТЕР

    Л1,Л2,Л3,Л4, Л4,Л5 * ПРОЕКТОР

    *ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА «ЧУЧЕЛО»

    *КАРТОЧКИ НА СТОЛЫ С УКАЗАНИЕМ

    СОСТАВОВ МИКРО ГРУПП; * ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ТЕСТОВЫМИ

    *КОНВЕРТЫ С НАБОРОМ ТРАФАРЕТОВ ЗАДАНИЯМИ;

    ЦВЕТНЫХ ТЮЛЬПАНОВ ДЛЯ *ИЗНАНКА ОДНОЙ ИЗ СТВОРОК ДОСКИ

    КАЖДОЙ МИКРО ГРУППЫ ОФОРМЛЕНА В ВИДЕ БУКЕТА В ВАЗЕ

    Ход урока.


    этапа урока


    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Ожидаемый результат

    1.

    8.00-8.02

    -Сегодня я хочу с вами поговорить об очень важной вещи в нашей жизни. Мы все страдает, если она отсутствует в нашей жизни, мы все в ней нуждаемся. Чтобы нам было легче разобраться в этом важном вопросе я предлагаю посмотреть отрывок из одного фильма.

    Обучающие рассаживаются в группы в соответствии с указанными на карточках списков.

    Воспринимают информацию о предстоящей работе.


    Формируется установка на полноценное восприятие видеоинформации

    8.03-8.05

    Просмотр отрывка из фильма «Чучело» (С 19.33 по 22.02 минуту 1 серии фильма)

    Просматривают отрывок из фильма «Чучело»

    Обучающие эмоционально настраиваются на работу по теме урока.

    8.05-8.20

    - Кто из вас узнал, из какого фильма данный отрывок? Это экранизация произведение Владимира Железнякова «Чучело», которое вы изучали на уроках литературы.

    А сейчас познакомьтесь с вопросом на информационном листе Л1, на который к концу урока мы должны найти ответит.

    Для этого вы должны будите ознакомиться с информацией на листе Л2, коллективно обсудить её содержание и на листе Л4 дать ответ на вопросы, которые даны на листе Л3.


    Обучающие знакомятся с информационными листами Л1, Л2, Л3, Л4. Прочитав информацию, коллективно обсуждают вопросы и заполняют пустой лист Л4.

    После знакомства и обсуждения информационного материала,

    обучающие составляют коллективную работу.


    8.20-8.25

    -Сейчас вы получите листы с правильными ответами. Вы должны сравнить их с содержанием своих листов и выставить баллы по каждому вопросу как это указано в эталоне.

    Обучающие сравнивают свою работу с эталоном и выставляют баллы.

    Обучающие должны правильно соотнести свою работу с эталоном – суметь понять содержание образца и сравнить со своей работой.

    5.

    8.25 – 8.28

    -Постарайтесь объективно оценить работу каждого из вас в микро группах и, учитывая полученные баллы с работой по тексту, выставить в оценочный лист.

    Обучающие заполняют оценочные листы.

    Работа каждого в микро группах будет оценена с максимальной объективностью.

    8.28 – 8.33

    - А теперь давайте вернёмся к вопросу, который был задан в начале урока. Что такое «гуманизм» и как фильм Р. Быкова «Чучело» учит гуманизму?

    Обучающие отвечают на поставленный вопрос. Предоставляется возможность высказать каждому.

    Должен быть верно сформулирован ответ на вопрос урока.

    8.33-8.36

    -Мы с вами на прошлом уроке говорили о морали и нравственности. Считаете ли вы, что тема сегодняшнего урока и предыдущего близки?

    Для закрепления обеих тем решим ряд тестов.


    Отвечают на поставленный вопрос и решают тесты, представленные на экране.

    Найти правильные ответы. При затруднении порассуждать над утверждениями тестов.

    8.36-8.38

    -Сегодня мы начали разговор об очень важной теме – теме гуманизма. Конечно, мы к ней ещё не раз вернёмся. А сейчас предлагаю высказаться, на сколько вам понравилась наша с вами работа. У вас есть конверты с набором «тюльпанов», а на доске – букет с нераспустившимися цветами. Если вы считает, что урок был интересным, познавательным вы помещаете свой цветок в букет.

    Обучающие помещают свои трафареты на доску в импровизированный букет.

    Создание визуального образа коллективной рефлексии урока.

    8.38-8.40

    -Запишите домашнее задание: стр. 100-105 (Учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова «Обществознание. 6 класс»)и напишите эссе по теме: «Как фильмы могут воспитывать человечность?»

    Записывают домашнее задание.

    Знакомство с текстом параграфа и написание эссе.

    Как один из вариантов выявления эффективности данного урок можно предложить учащимся на следующий урок по листу с вопросами Л3 составить конспект этого урока.


    После выхода фильма «Чучело» в 1983 году в одной из критических статей было написано: «Этот фильм воспитывает чувство гуманизм».

    Каково значение слова «гуманизм»? Что значит воспитывать чувство гуманизма?

    Гуманизм - это слово происходит от латинского «гуманус» - человеческий, человечный, отличающийся любовью к людям. Это понятие появилось около 600 лет назад, когда были высказаны мысли о том, что главное внимание в науках, искусстве, литературе должно уделяться человеку, его развитию, что нет ничего на земле совершеннее человека. Мыслителей, которые первыми высказали эту мысль, стали называть гуманистами. Великие писатели, ученые, художники эпохи Возрождения: Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла и многие, многие другие, о которых вы узнаете на уроках истории и литературы, - выступали в своих произведениях против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей.

    В 17-18-м вв. великие мыслители-просветители Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций и другие проповедовали идеи Свободы, Равенства и Братства. Они подготовили тем самым Великую французскую революцию 1789 г., 200-летие которой отмечал весь мир.

    Но является ли каждый из нас настоящим гуманистом? Оказывается, что кому-то только еще предстоит им стать, и для этого нужно сделать очень и очень много, в первую очередь побороть в себе плохие качества. Например, бывает, что одноклассники жалуются на какого-нибудь своего товарища учителю только для того, чтобы посмотреть, как его накажут. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили и, казалось бы, должны пожалеть своего товарища. А вот не жалеют. Почему? Они не научились сочувствию. Гуманно ли они поступают? Конечно, нет, ведь гуманизм - это и есть сочувствие другим людям, желание им добра, борьба со злом во имя счастья всех людей.

    А гуманно ли поступают взрослые дети, забывая про свою состарившуюся мать, не ухаживая за ней или даже отправляя ее в дом престарелых? Ответ очевиден. Сочувствовать - значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Способность к сочувствию - одно из свойств гуманного человека. Оно ограничивает эгоизм, позволяет каждому поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного. Гуманный человек всегда добр, он заботится о всех, кто нуждается в его помощи, в защите, кто слабее его. Он никогда не обидит своих товарищей, родных, других людей, никогда не мучает животных, всегда говорит правду и не любит тех, кто может солгать во имя сиюминутных личных выгод…

    Лист №3


    1. Подберите синоним к латинскому слову «гуманизм».

    2. Назовите основные идеи гуманизма, которые развивали мыслители-гуманисты эпохи Возрождения.

    3. Назовите 3-4 мыслителей-гуманистов 15-18 веков.

    4. Перечислите качества, которым должен обладать гуманный человек.
    Лист №4

    (Даётся чистый лист для заполнения для каждой микро группы).

    ЭТАЛОН Лист №5


    1. Гуманизм – это человечность. (10 баллов)

    2. Они выступали против неравенства людей, оправдывали стремление человека к разностороннему развитию, к радостям жизни, к удовлетворению общественных потребностей. (10 баллов)

    3. Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Кампанелла, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бэкон, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций. (10 баллов)

    4. Сострадание, сочувствие, доброта, борьба со злом, забота о других людях и животных, помощь слабым, честность, бескорыстность. (10-20 баллов)

    Гуманизм Лист №6

    Оценочный лист.


    Список

    микрогруппы.


    Сумма баллов за

    выполненное задание.


    Перевод баллов в

    отметку.


    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    Для перевода суммы баллов в отметку применяется следующая шкала.

    50 баллов – «отлично»;

    40 баллов – «хорошо»;

    30 баллов – «удовлетворительно»;

    20 – менее баллов – задание не выполнено и оценивается - « не удовлетворительно».

    Тест

    к уроку обществознания в 6 классе

    Урок 5 ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

    28.10.2013 6775 0

    Эпиграф к уроку:

    Чем хуже нравы, тем лучше нравоучения.

    Валерий Воронцов - российский литератор

    Тип урока: комбинированный.

    Цель: показать, что моральные нормы создают образец пове­дения человека по отношению к другим людям.

    Учащиеся должны знать, что:

    1)человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

    2)мораль - общепринятое представление о том, что такое хо­рошо и что такое плохо;

    3)нравственные качества делают человека человеком;

    4)главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

    Учащиеся должны понимать, что такое:

    1)человек;

    2)мораль;

    3)нравственность;

    4)гуманизм;

    5)нормы морали.

    Учащиеся должны уметь:

    1)объяснять основные понятия;

    2)высказывать собственную точку зрения;

    3)анализировать высказывания;

    4)обосновывать свое мнение.

    Ход урока

    I. Опрос.

    -Ответьте «да» или «нет».

    1.Способности - врожденные свойства человека, проявляю­щиеся в определенной деятельности. (Нет.)

    2.Способности - высокая степень одаренности человека, про­являющаяся в определенной деятельности. (Да.)

    3.Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)

    4.Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

    5.Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

    II.Изучение нового материала.

    ПЛАН

    1.Мораль и гуманизм.

    2.Моральные нормы и поступки людей.

    1.Обыгрывание ситуации:

    1)в транспорте не уступили пожилому человеку место;

    2)друзья обозвали друг друга;

    3)сказали маме неправду.

    Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных си­туациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

    2.Лекция с элементами беседы.

    -Как вы думаете, почему люди с разными интересами, харак­терами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

    На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт пе­редавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачи­вать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    -Приведите примеры известных вам правил поведения в обще­стве.

    -Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

    Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социаль­ные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

    Первые социальные нормы, возникшие в первобытном общест­ве, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, соверше­ние которых запрещалось, так как они несли угрозу существова­нию общины, рода, племени.

    -Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близ­кими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

    По мере накопления опыта трудовой деятельности и организа­ции быта складывались обычаи.

    Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение кото­рых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

    Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, фор­мы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ре­бенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сель­скохозяйственным трудом и т. д.

    Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

    -Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

    Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

    Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.

    Этика - философское учение о морали, ее развитии, принци­пах, нормах и роли в обществе.

    Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

    Аналог в лат. языке - mores - «мораль».

    В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).

    Термин «мораль» чаще употребляется для обозначения сущест­вующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивиду­альных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

    Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соот­ветствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех по­ступков и действий человека.

    Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

    Задание 1 ./Любой человек всегда стоит перед необходимо­стью морального выбора. В его действиях довольно часто сталки­ваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминут­ными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой нор­ме, но противоречащим его непосредственным интересам^

    Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

    Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 нас. 33:

    Таким образом, нормы морали - это поведения людей, осно­ванные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориен­тирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к дру­гим людям и в целом к сообществу.

    -Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

    Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жиз­ненных ценностей, значимость которых проверялась опытом мно­гих поколений.

    Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызе­ния совести, но не всегда.

    -Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

    III.Закрепление.

    Проводится в форме групповой работы.

    1- я группа. Объясните смысл высказываний.

    1)«Суть всякой морали - рассматривать человеческую жизнь как партию, которую можно выиграть или проиграть, и научить человека средствам игры». (Симона де Бовуар - французская писа­тельница.)

    2)«Мораль - это упрощение человека, позволяющее с помо­щью схемы подняться над интеллектуальной путаницей и хаосом внутреннего мира». (Фридрих Ницше.)

    2- я группа. Проанализируйте высказывания.

    1)«Есть две морали: одна пассивная, запрещающая зло, другая активная, которая повелевает делать добро». (Пьер Буаст - фран­цузский лексикограф.)

    2)«Четыре главных добродетели: мудрость, мужество, самооб­ладание и нравственность». (Платон.)

    3- я группа. Как вы понимаете следующие высказывания.

    1)«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принци­пах разума и вытекает из естественной склонности человека к доб­ру». (Пьер Бейль - французский фшософ.)

    2)«Нравственный закон - это инстинкт самосохранения со­циума. (Александр Круглов -российский писатель.)

    Завершить обсуждение можно высказыванием Робиндраната Тагора: «Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то тре­бования морали, чтобы оставаться шайкой».

    Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.