Демонстрационные варианты ОГЭ по химии (9 класс). Онлайн тесты гиа по химии Сборник огэ по химии фипи

Вот и приближается ответственная пора – время сдавать экзамены, от которых во многом зависит будущее школьника. Что же нового внесено в ОГЭ по химии, каково содержание экзаменационной работы и мыслимо ли вообще обычному школьнику написать на сто баллов? Мыслимо, если подготовиться. Сейчас разберемся в структуре самой работы и увидите, что ничего страшного, сверхъестественного там не спрашивается.

В ОГЭ 2017 года по сравнению с прошлыми годами изменения не планируются. Предлагается две экзаменационные модели. Выбор реализовывает орган исполнительной власти РФ, осуществляющий управление в сфере образования.

При выборе экзаменационной модели 1 на экзамене не могут присутствовать учителя химии. Такой запрет, естественно, обоснован: экзамен должен быть честным для всех участников, возможность помощи со стороны компетентных в сдаваемом предмете людей должна быть полностью исключена.

А вот при выборе модели 2, одним из заданий которой будет выполнение практической работы, подготовку и выдачу лабораторных комплектов осуществляют специалисты по химии. Как же оценивать эту работу в таком случае? Эксперты, оценивающие выполнение, приглашаются в комнату, специально отведенную для проведения практической работы.

Экзаменационная работа имеет задания трех уровней: базового (68% от всех заданий), повышенного (18%), сложного (14%). Следовательно, если ребенок учил, разбирался в материалах параграфов, он выполнит все задания. Если же ему данная наука не очень дается или от стресса он сильно растерялся на экзамене, то хотя бы задания базового уровня все равно выполнит – а их, как видим, больше половины.

Многим родителям и детям кажется, что цель ОГЭ – «завалить» несчастного ученика, доказать, что он ничего не знает, не понимает. Поэтому придумываются каверзные вопросы, сверхсложные задачи. Ничего подобного. Проверяются знания, умения, навыки, полученные при изучении курса данного предмета за два года (!) – в 8 и 9-м классах. И заметим, что химия не является обязательным для сдачи предметом. Зачем его сдавать, если совершенно ничего не понимаешь? Родители заставляют, потому что видят любимого дитятку медицинским работником? Тогда мамам и папам нужно было ответственно отнестись к выполнению своих прихотей: в течение учебного года дополнительно объяснять ребенку изучаемые темы, записать его на надежные курсы, нанять репетиторов. Ребенок должен понимать предмет, который сам (!) или с помощью заботливых родителей выбрал экзаменационным. Мамам и папам хорошо бы вспомнить, что они хотят, настаивают и добиваются своего, а ребенку придется реально сдавать экзамен по предмету, который он, возможно, просто ненавидит.

Для сдачи разумно выбрать этот предмет тем, кто увлечен химией, планирует продолжать учебу в соответствующем профильном 10-м классе или учебном учреждении, где эти баллы являются одними из проходных. В этом случае экзамен будет отличной проверкой имеющегося уровня знаний, лакмусовой бумажкой, дающей возможность объективно выявить сильные и слабые стороны подготовки учащегося. А три месяца летних каникул позволят подтянуть обнаружившиеся пробелы в знаниях.

Экзаменационная работа состоит из двух частей. Как и в предыдущие годы каждое следующее задание сложнее предыдущего, то есть сложность от задания к заданию нарастает.

Всего заданий 22 (в модели 2 – 23), из них с кратким ответом в виде одной цифры или их последовательности (две-три цифры без пробелов) – 19, с развернутым – 3 (4). По уровню сложности задания распределяются следующим образом: 15-ть заданий проверяют наличие базовых знаний, четыре являются заданиями повышенной сложности, а три (четыре в модели 2) — высокой сложности.

Часть 2 наиболее сложная и состоит из трех (экзаменационная модель 1) или четырех (экзаменационная модель 2) заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом. Способы их выполнения в зависимости от экзаменационной модели тоже разные: в первой задание 22 требует мысленного эксперимента и проверяется умение планировать проведение эксперимента исходя из свойств предложенных веществ, написать признаки протекания химических реакций, составить молекулярное уравнение реакций и сокращенное ионное уравнение, а во второй модели задания 22 и 23 предлагают проведение реальной лабораторной работы, продемонстрировать умение безопасно обращаться с лабораторным оборудованием и предложенными химическими веществами, правильно провести эксперимент и записать выводы.

Задания проверяют не только знание теории, но и демонстрацию практических навыков, умений. Поэтому подготовке экспериментальной, практической части нужно уделить самое пристальное внимание: досконально разобраться в последовательности проведения лабораторной работы, понять логику эксперимента, внимательно изучить инструкцию о безопасном его проведении. Действия должны быть логически оправданы, разумны, показывать понимание цели проведения эксперимента.

Экзамен продолжается 120 минут (экзаменационная модель 1) или 140 (модель 2). Практическим путем определено оптимальное распределение отведенного времени: каждое задание части 1 выполнять примерно от 3 до 8 минут, задания части 2 – от 12 до 17 минут на каждое. На лабораторную работу оптимально выделить примерно 20 минут. Времени, как видим, не так и много, поэтому если ребенок забыл, как выполняется задание, нужно переходить к следующему. Потом уже можно вернуться к ставшими проблемными и спокойно обдумать их.

Проверку части 1 осуществляют эксперты или компьютеры, а заданий 20-23, то есть часть 2, — предметная комиссия.

Максимальный первичный балл — 34 или 38 в зависимости от того, какую экзаменационную модель выполнял выпускник — первую или вторую.

На какие подсказки (то есть дополнительные материалы и оборудование) можно рассчитывать на самом экзамене? Предоставляются периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов. При умелом использовании эти материалы помогут сдать на высокий балл. Каким образом? Просто необходимо взять за правило каждый параграф учить, опираясь на них. Тогда для выпускника там будут не пустые значки и буковки, а реальные подсказки.

Также разрешен непрограммируемый калькулятор, что существенно сократит время выполняемых расчетов и позволит исключить в них ошибки или хотя бы минимизировать их количество.

Чтобы справиться с экзаменом на «отлично», нужно приложить немало усилий. Можно, конечно, заниматься самостоятельно или с репетиторами, но в этом случае подготовка проходит без оптимального плана, охватывающего все разделы данного предмета. Лучше довериться положительно зарекомендовавшему себя учебному учреждению дополнительного образования, где подобная подготовка успешно осуществляется уже много лет. Тогда весь материал будет повторен, отработан на демоверсии и экзаменационных вариантах прошлых лет под руководством опытных преподавателей-экспертов ОГЭ и ЕГЭ.

Выбор учебной дисциплины для сдачи экзамена – серьезнейший, ответственный момент, требующий всестороннего обдумывания. Должен быть обоснованный ответ на вопрос: «Зачем я его буду сдавать? С какой целью? Для чего?» Если таковой отсутствует, лучше, наверное, выбрать более понятный предмет.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2017 году
основного государственного экзамена
по ХИМИИ

1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по химии выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Документы, определяющие содержание КИМ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Разработка КИМ для ОГЭ по химии осуществлялась с учетом следующих общих положений.

  • КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по химии эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников.
  • КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии в VIII-IX классах осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
  • Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают свое развитие в курсе химии X-XI классов.

4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ

Важнейшим принципом, учитываемым при разработке КИМ для ОГЭ, является их преемственность с КИМ ЕГЭ, которая обусловлена едиными подходами к оценке учебных достижений учащихся по химии в основной и средней школе.

Реализация данного принципа обеспечивается: единством требований, предъявляемых к отбору содержания, проверяемого заданиями ОГЭ; сход-свом структур экзаменационных вариантов КИМ для ОГЭ и ЕГЭ; использованием аналогичных моделей заданий, а также идентичностью систем оценивания заданий аналогичных типов, используемых как в ОГЭ, так и в ЕГЭ.

5. Характеристика структуры и содержания КИМ 1

В 2017 г. на выбор органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, предлагается две модели экзаменационной работы, по своей структуре и содержанию включаемых в нее заданий аналогичных моделям экзаменационной работы 2014 г.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, ... 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.

Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:

  • экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
  • экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение реального химического эксперимента.

Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14% соответственно.
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаменационной работы моделей 1 и 2 дает таблица 1.

..............................

1 Модели 1 (M1) соответствует демонстрационный вариант № 1; модели 2 (М2) – демонстрационный вариант № 2.

Вариант

контрольных измерительных материалов для

проведения в 2017 году основного государственного

экзамена по ХИМИИ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 2 часа (120 минут).

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Ответы к заданиям 16–19 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

К заданиям 20–22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и расчёты. Задания выполняются на бланке ответов № 2.

При выполнении работы Вы можете пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1–15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

    Хи­ми­че­ско­му эле­мен­ту 3-го пе­ри­о­да VA-груп­пы со­от­вет­ству­ет схема рас­пре­де­ле­ния элек­тро­нов по слоям:

Ответ:

    Ион­ная свя­зь ха­рак­тер­на для каж­до­го из двух ве­ществ:

1) хло­рид калия и хло­ро­во­до­род

2) хло­рид бария и оксид на­трия

3) хло­рид на­трия и оксид уг­ле­ро­да(IV)

4) оксид лития и хлор

Ответ:

    Слож­ным яв­ля­ет­ся каж­дое из двух ве­ществ

1) вода и хлор

2) вода и во­до­род

3) во­до­род и кварц

4) бен­зол и вода

Ответ:

    Наи­боль­шее ко­ли­че­ство по­ло­жи­тель­ных ионов об­ра­зу­ет­ся при дис­со­ци­а­ции 1 моль

1) сер­ной кис­ло­ты

2) фос­фа­та на­трия

3) нит­ра­та же­ле­за(III)

4) суль­фи­да калия

Ответ:

    В ре­ак­цию с водой при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре всту­па­ют оба ве­ще­ства пары

1) кис­ло­род и уг­ле­род

2) маг­ний и сера

3) алю­ми­ний и фос­фор

4) на­трий и каль­ций

Ответ:

    Среди ве­ществ: Zn, Al 2 O 3 , Cu(OH) 2 , BaCl 2 - в ре­ак­цию с рас­тво­ром сер­ной кис­ло­ты всту­па­ет(-ют)

4) че­ты­ре

Ответ:

    Верны ли суж­де­ния о спо­со­бах раз­де­ле­ния сме­сей?

А. Вы­па­ри­ва­ние от­но­сят к фи­зи­че­ским спо­со­бам раз­де­ле­ния сме­сей.

Б. Раз­де­ле­ние смеси воды и эта­но­ла воз­мож­но спо­со­бом филь­тро­ва­ния.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответ:

    Элемент углерод является окислителем в реакции

2СО + O 2 = 2CO 2

CO 2 + 2Mg = 2MgO + C

CH 4 + 2O 2 = CO 2 + 2H 2 O

C + 2H 2 SO 4 = CO 2 + 2H 2 O + 2SO 2

Ответ:

Ответом к заданиям 16–19 является последовательность цифр, которые следует записать в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

При выполнении заданий 16, 17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

16. Общим для маг­ния и крем­ния яв­ля­ет­ся

1) на­ли­чие трёх элек­трон­ных слоёв в их ато­мах

2) су­ще­ство­ва­ние со­от­вет­ству­ю­щих им про­стых ве­ществ в виде двух­атом­ных мо­ле­кул

3) то, что они от­но­сят­ся к ме­тал­лам

4) то, что зна­че­ние их элек­тро­от­ри­ца­тель­но­сти мень­ше, чем у фос­фо­ра

5) об­ра­зо­ва­ние ими выс­ших ок­си­дов с общей фор­му­лой ЭО 2

Ответ:

При выполнении заданий 18, 19 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться.

ВЕЩЕСТВА

РЕАКТИВ

H 2 SO 4 и HNO 3

MgBr 2 и MgCl 2

AgNO 3 и Zn(NO 3) 2

Ответ:

    Установите соответствие между названием вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для ответов на задания 20–22 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

Запишите сначала номер задания (20, 21 или 22), а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

20. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

KMnO 4 + KOH → K 2 MnO 4 + O 2 + H 2 O

Определите окислитель и восстановитель.

21. К 376 г раствора с массовой долей нитрата меди (II) 7,5% добавили избыток раствора гидроксида калия. Определите массу выпавшего осадка.

22. Даны вещества: Zn, HCl (р-р), H 3 PO 4 , AgNO 3 , NH 4 Cl, Ba(NO 3) 2 . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

ОГЭ 2017 Химия Типовые тестовые задания Корощенко

М.: 2017. - 96 с.

Пособие содержит 10 вариантов типовых тестовых заданий Основного государственного экзамена 2017 года. Назначение пособия - отработка практических навыков учащихся по подготовке к экзамену в 9 классе по химии в 2017 году. В сборнике даны ответы на все варианты тестов и приведен подробный разбор всех заданий одного из вариантов. Пособие предназначено учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену 2017 года, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 1,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Информация о двух экзаменационных моделях проведения ОГЭ по химии 8
Инструкция по выполнению работы (модель 1) 9
Система оценивания экзаменационной работы по химии
Часть 1 10
Часть 2 10
Варианты экзаменационной работы
Вариант 1
Часть 1 18
Часть 2 22
Вариант 2
Часть 1 23
Часть 2 27
Вариант 3
Часть 1 ; 28
Часть 2 32
Вариант 4
Часть 1 33
Часть 2 37
Вариант 5
Часть 1 38
Часть 2 42
Инструкция по выполнению работы (модель 2) 43
Инструкция по выполнению задания 23 44
Вариант 6
Часть 1 46
Часть 2 50
Вариант 7
Часть 1 51
Часть 2 55
Вариант 8
Часть 1 56
Часть 2 60
Вариант 9
Часть 1 62
Часть 2 66
Вариант 10
Часть 1 67
Часть 2 71
Решение заданий варианта 3
Часть 1 72
Часть 2 83
Ответы и решения
Часть 1 85
Часть 2 86
Ответы к заданиям части 2 88

Основное общее образование завершается Основным государственным экзаменом выпускников, в ходе которого проверяется соответствие их знаний требованиям государственного образовательного стандарта.
Экзамен выпускников 9 класса общеобразовательных организаций проводится в виде тестирования.
Требования к уровню подготовки выпускников по химии, указанные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, являются основой разработки контрольных измерительных материалов для ОГЭ.
Согласно этим требованиям, обязательной для усвоения является определенная система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, свойствах и применении. Эта система знаний, в основе которой лежат Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, составляет инвариантное ядро всех общеобразовательных программ по химии. В предлагаемой экзаменационной работе именно это содержание явилось основой для разработки контрольных измерительных материалов.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы познакомить учителей и учащихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, дать возможность выпускнику самостоятельно проверить свою готовность к новой форме экзамена по химии - в виде тестирования.

Для ответов на задания 20-22 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (20, 21, 22), а затем развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

HI + H 2 SO 4 → I 2 + H 2 S + H 2 O

Определите окислитель и восстановитель.

Показать ответ

1) Составлен электронный баланс:

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

8HI + H 2 SO 4 = 4I 2 + H 2 S + 4H 2 O

3) Указано, что сера в степени окисления +6 является окислителем, а иод в степени окисления –1 – восстановителем

170 г раствора нитрата серебра смешали с избытком раствора хлорида натрия. Выпал осадок массой 8,61 г. Вычислите массовую долю соли в растворе нитрата серебра.

Показать ответ

1) Составлено уравнение реакции:

AgNO 3 + NaCl = AgCl + NaNO 3

2) Рассчитаны количество вещества и масса нитрата серебра, содержащегося в исходном растворе:

по уравнению реакции n(AgNO 3) = n(AgCl) = m(AgCl) / M(AgCl) = 8,61 / 143,5 = 0,06 моль

m(AgNO 3) = n(AgNO 3) · M(AgNO 3) = 0,06 · 170 = 10,2 г

3) Вычислена массовая доля нитрата серебра в исходном растворе:

ω(AgNO 3) = m(AgNO 3) / m(р-ра) = 10,2 / 170 = 0,06, или 6%

Даны вещества: FeCl 3 , H 2 SO 4 (конц.), Fe, Cu, NaOH, CuSO 4 . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Показать ответ

Составлены два уравнения реакции:

1) Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu

2) FeSO 4 + 2NaOH = Fe(OH) 2 + Na 2 SO 4

Описаны признаки протекания реакций:

3) для первой реакции: выделение красного осадка металлической меди;

4) для второй реакции: выпадение серо-зелёного осадка.

Составлено сокращённое ионное уравнение второй реакции.