Японские духи природы. Японская мифология и ее особенности. Источники изучения мифологии Японии

В сказках и преданиях Японии фигурирует много злобных демонических сущностей. Образ Они, японского демона, непривычен для понимания европейцев. Внешний облик и магические способности беса сочетаются с большой хитростью и жестокостью.

О демонических сущностях

Если вы впервые посетите Страну восходящего солнца, вас удивит разнообразие призраков, оборотней и бесов. Одно и то же существо в различных ситуациях проявляет себя по-разному. Демон, подстраивающий людям ловушки, может помочь смертному человеку забавы ради.

Лиса-оборотень Кицунэ является одним из самых загадочных персонажей в японском фольклоре. Она показывается путникам в образе соблазнительной девушки. Магическое существо насылает на людей транс, дурачит их. Обиженная лиса может сжечь жилище человека. Иногда они защищают смертных людей от бед и опасностей.

Японские бесы Они (ударение на «о») имеют несколько общих признаков со славянскими чертями. Это наличие рогов, клыков и когтей, злобный нрав, но функции японских демонов отличаются большим разнообразием, чем «обязанности» их славянских собратьев.

Внешность и способности

Своим телосложением Они напоминают мускулистых мужчин. Бесы имеют красный, угольно-черный или синий цвет кожи, длинные рога. В японском фольклоре можно найти упоминания о трехглазых Они. 3-й глаз расположен на лбу демонического создания.

Другие характерные черты внешнего облика демонов:

  • высокий рост;
  • наличие трех пальцев на руках и ногах;
  • уродливое лицо: каждый демон имеет наросты на лбу и щеках;
  • подбородок черта сильно искривлен;
  • кровожадный оскал;
  • клыки, выпирающие изо рта;
  • острые когти;
  • набедренная повязка из шкуры тигра.

На некоторых изображениях бесы показаны с шерстью на ногах, несоразмерно большими бровями, заостренными ушами и красно-желтыми глазами навыкате. Неизменный атрибут демона Они - канабо (железная дубина, унизанная шипами).

Способности бесовских существ:

  • сильны и выносливы в бою;
  • быстро бегают;
  • носители темной магии читают мысли людей;
  • раненные Они самоисцеляются - отрубленная рука или нога быстро прирастает к телу;
  • черт может превратиться в человека и длительное время жить среди людей, не выдавая своей истинной природы: цель такого превращения - шпионаж;
  • если нужно, бес превращается в неодушевленный предмет;
  • злые сущности умеют напускать иллюзии на путников.

Местом обитания Они является Дзигоку (аналог христианского ада). Бесы обитают на Острове чертей (он называется «Они-га дзима»). Если верить японской фольклорной традиции, Они часто враждуют с другими бесовскими созданиями. Чтобы досадить своим собратьям, краснокожие черти изредка заступаются за людей, но длительная дружба с человеком нетипична для демона. Черти преследуют свою выгоду, заступаясь за вас. По мнению японцев, люди привлекают к себе интерес бесов, давая волю разрушительным эмоциям: злости, ревности, жадности. Сами черти являются орудием наказания высших божеств.

Предназначение и отношение к человеку

В мифологии японцев одно и то же существо может выступать в роли кровожадного садиста и справедливого мстителя.

Что делают бесы:

  • насылают на людей болезни и несчастья;
  • подстерегают грешников, чтобы утащить их в преисподнюю;
  • нападают на путников и пожирают их;
  • в редких случаях Они помогают отважным героям.

В древних японских легендах упоминаются невидимые бесовские сущности. Вы можете догадаться о присутствии «чужака» по его свисту или песням. Иногда черт выглядит, как облако тумана. Он может принять вид дерева, камня или цветка. Если вы прикоснетесь к злому духу, то заболеете или потеряете рассудок.

Изначально черти-невидимки представляли собой духов хаоса и болезней. В близкий контакт и споры с людьми эти создания не вступали. В позднем фольклоре Они имеют облик устрашающих клыкастых великанов.

Обычно бесы собираются в маленькие группы, чтобы охотиться за людьми. Случается и так, что Они выходят на ночной промысел большой компанией. В Японии бродячую свору чертей называют «хякки-яко». Если прохожий наткнется на такую группу - его растерзают.

Вступая в споры с людьми, демонические сущности хотят добиться 2 целей.

  1. Продемонстрировать свою смекалку и могущество.
  2. Уничтожить свою жертву.

Эти существа, как и христианские черти, не против украсть ребенка. В формировании образа японского беса отразились принципы синтоизма и буддизма. Выполняя поручения божества, Они выглядят устрашающе, но в некоторых ситуациях грозный бес превращается в беспомощное создание.

Черт может остаться в проигрыше, встретив умного и находчивого человека. Есть легенда о том, что демона победил простой крестьянин. Все, что ему нужно было для подчинения Они - угадать настоящее (тайное) имя врага. В одной из сказок маленьким детям (брату и сестре) удалось обхитрить черта. Одураченный Они выглядит комично.

Напрашивается вывод: даже коварного демона можно оставить «с носом». В легендах Страны восходящего солнца демонические сущности нередко фигурируют, как помощники справедливых божеств. Так, вылавливая грешников и утаскивая их в преисподнюю, клыкастые создания помогают богу Эмме (у японцев это божество является царем ада и справедливым судьей мертвых). Некоторые демоны Они «отвечают» за своевременное выпадение осадков, урожай и процветание.

Происхождение

В фольклоре нет сведений о любовных похождениях японских бесов. Продолжение рода происходит неординарным способом: ряды Они пополняют несдержанные и гневливые люди.

Жестокий человек превращается в демона после смерти. Темными сущностями становятся женщины, не способные контролировать свою ревность. Мужчина, обладающий злобным характером, также имеет шансы превратиться в адское создание.

В японской фольклорной традиции можно найти и такой сюжет: человек призвал демона, чтобы отомстить своим врагам, и сам стал чертом при жизни. Не только злобная душа может переродиться в Они. В некоторых легендах упоминается, что в бесов превращались благочестивые монахи. Причина - после своей смерти люди хотели защитить храм от осквернения.

Удивляет и такое предание: демон превратился в подставку для лампы в храме. Злой черт помогает освещать алтарь. Причудливое соединение злых и добрых черт присуще многим японским мифологическим созданиям.

Наиболее популярные бесы

Они пришли в демонологию японцев вместе с китайским буддизмом. Краснокожие и зеленокожие черти в сказках и легендах олицетворяют собой несдержанность, накал негативных эмоций, но иногда демонов считают последователями Будды.

У них есть своя иерархия. Среди общей массы бесов встречаются неординарные «личности».

  1. Райдзин (божество грома). Демон с острыми клыками и темно-синей кожей - таким он изображается в легендах. Райдзин рвет зубами свиток с надписями. Этот бес имеет больше положительных черт, чем отрицательных. Грозное создание в легендах выступает защитником буддизма.
  2. Они-дайко. Его название переводится так: «демон, танцующий под звуки барабана». На рисунках бес изображается с барабаном и палицами. Танцующий демон символизирует плодородие, силу, магические знания. Один из атрибутов этого существа - знак, изображающий равенство инь и ян.
  3. Якша. Это создание пришло в японский фольклор из индуистской мифологии. В Индии словом «якша» называли полубожественных сущностей, появившихся из стопы бога Брахмы. Якши служили божествам, а для человека были опасны. В японских легендах демон Якша предстает жестоким людоедом. Человек, оскорбивший своим поведением богов, может превратиться в одного из бесов-якш. Любимое занятие демона - убивать людей и выпивать их кровь. Иногда якши изображаются мирными хранителями леса.
  4. Ханнья. Краснокожий свирепый демон с острыми рогами. В это существо превратилась ревнивая и мстительная женщина. Образ беса наделен 2-мя противоположными значениями. На Тибете демон Ханнья почитался, как сторож буддизма. В фольклоре японцев грозная сущность выступает символом порока и разрушительной энергии.

К демоническим созданиям относятся некоторые лисы-оборотни. Самой злой и кровожадной разновидностью рыжих колдуний является Ногицунэ. Эта лиса ищет встречи с человеком, чтобы погубить его. Она никому не подчиняется.

Женщины-демоницы

Если верить легендам, в чертей чаще превращаются женщины, чем мужчины. Существуют «родственницы» Они - японские демонические существа женского пола. Их называют Киджо.

Согласно легендам, женщина может при жизни превратиться в демоницу. Что способствует перерождению человека в Киджо:

  • мстительность;
  • колдовство с корыстной целью;
  • неуважение к традициям рода;
  • кощунственное отношение к божествам;
  • безалаберность;
  • любовь к сплетням;
  • ревность.

Термин «Киджо» появился в Японии намного позже, чем возникло понятие «Они». С бесами мужского пола демониц объединяет 3 обстоятельства.

  1. Верность темным силам.
  2. Отталкивающая внешность. Демонесса имеет длинные рога, желтые глаза, красную кожу. Она одета в лохмотья. У Киджо растрепанные и засаленные волосы.
  3. Ненависть к людям.

Женщины-демоницы не живут в преисподней. Эти создания селятся в безлюдных уголках нашего мира (в лесах, горных пещерах). Если верить легендам, озлобленная Киджо преследует тех, кто обижал ее при жизни. В японских легендах Они и Киджо очень редко фигурируют вместе.

Способы защиты от бесов

Победить демона в бою практически невозможно. Обхитрить Они также непросто. Лучший способ избежать гибели - отпугнуть злых духов.

Вид и запах соевых бобов вгоняет Они в панику. Увидев сою, черти спешат вернуться в ад. Легенда, относящаяся к IX веку, гласит, что во времена императора Уды с горы спустился свирепый демон. Он грозился принести беды и разрушения. Семеро мудрых монахов изобрели своеобразное оружие против Они. Свыше 700 дней старцы возносили молитвы. Затем они принесли много бобов к пещере, где обитал демон. С того дня Они исчез и не беспокоил императорскую семью.

Каждый год в начале февраля японцы отмечают праздник Сэцубун. Неизменная часть торжества - изгнание Они в преисподнюю. Соевые бобы разбрасываются в синтоистских и буддистских храмах, в домах. Разбросать жареные бобы в доме или квартире может глава семьи либо его сыновья. Женщины не занимаются выполнением этого ритуала. Иногда функцию разбрасывания бобов берут на себя приглашенные борцы сумо.

В последние годы во время ритуальных действий японцы иногда применяют арахисовые бобы вместо сои.

Что еще может напугать демона:

  • зубья чеснока: идя в горы или в другую безлюдную местность, путники берут с собой чеснок;
  • запах рыбы: жареные сардины - проверенное средство против демонических существ;
  • статуя обезьяны;
  • растения с резким запахом - при создании защитных талисманов японцы используют сушеную полынь, тимьян и иные травы;
  • дерево падуб;
  • изображение демона - жители Страны Восходящего солнца верят: Они, изображенный на здании, убережет дом от катастроф и болезней, у входа в храм часто можно увидеть статуи бесов, Они не сможет обидеть вас, если ваш дом украшен «портретами» его сородичей.

Отражение в культуре

Образы демонических сущностей нашли свое отражение в японской культуре. Бесы являются персонажами театральных постановок. В японских представлениях Они выполняют разные функции. Во многих пьесах бесы сражаются с отважным героем. В итоге смельчак побеждает злых сущностей. Второй сюжет - Они ловят грешников и уносят их в Дзигоку.

Праздничные гулянья не обходятся без парней и мужчин, одетых в костюмы чертей. Японцы надевают устрашающие маски бесов и танцуют в толпе.

Они занимают важное место в литературе и живописи Страны восходящего солнца. Бесы часто изображаются на татуировках. Японские юноши и мужчины убеждены: лучший способ получить защиту и неуязвимость - вытатуировать на теле одного из Они.

Философский смысл образа

В японских преданиях бесы не всегда выступают носителями абсолютного зла. Они могут быть «карающим мечом» для грешников или предостережением для тех, кто собирается грешить.

Идея посмертного превращения человека в демона означает, что грешная душа потеряла право на покой. Вы убережетесь от контакта со злыми духами, контролируя свои негативные эмоции.

Огромная физическая сила, жестокий нрав, способность быстро самовосстанавливаться после полученных ран - такими качествами обладают демоны в японских сказках и легендах. В демона Они может превратиться человек, раздираемый злостью или ревностью. Бесы, как и любые другие магические создания, имеют свои слабости.

Современные молодые японцы, видимо, под влиянием западноевропейской традиции, часто отдают предпочтение татуировкам несколько негативного и вызывающего характера. Но если в субкультурах западной молодежи присутствует элемент сатанизма и некромантии в его христианском значении, то японцы придерживаются своих традиционных верований в демонические существа, которые широко представлены в буддизме, синто и в народных сказках и поверьях.

Они - в японской мифологии так называют злобных человекообразных чудовищ, похожих на христианских чертей и бесов. Они имеют красную, синюю, зеленую или черную кожу, увенчаны рогами, а из их пасти торчат огромные клыки. Они питаются человеческим мясом, и в бою их трудно убить, так как отрубленные части тела вновь прирастают на место.
Существует поверье, что плохой человек может превратиться в демона – Они . Особенно часто в сказках в подобных чудовищ превращаются ревнивые и сварливые жены, у которых на голове отрастают рога.
В Японии, 3 февраля, проводится церемония по изгнанию бесов – Они в Дзигоку (в Ад). В праздник Сэцубун японцы бросают сою за порог своих домов (считается, что Они ненавидят сою) и кричат: «Они уходят! Благословения приходят!». Они символизируют болезни и неудачи, от которых следует избавляться. В праздничных гуляниях принимают участие актеры в страшных масках демонов – Они . В театрализованных постановках Они побеждаются героями, либо утаскивают, как служители бога смерти, грешников в ад.
Если говорить о , то здесь Они несут охранительную функцию. В некоторых легендах эти демоны служат защитниками достойных людей, и наказывают плохих. Так, например, если касаться якудза, подобные татуировки делают те, кто осуществляют убийства неугодных якудза людей, или занимаются выбиванием долгов.

Радзин – бог грома

В японском фольклоре существует множество разновидностей с изображением демонов и, иногда, довольно сложно сказать, какого именно демона изображает та или иная татуировка. Тем не менее, некоторые поддаются идентификации.
Радзин – бог грома. Очень часто упоминается с богом ветра Фудзином. Изображается в виде свирепого рогатого демона, часто рвущего зубами свиток. Тем не менее, это положительное божество, защитник буддийской веры.

Ондэко-мэн


Ондэко-мэн. Его также называют Они-дайко («демон, танцующий под барабан»). Он изображается танцующим демонический танец, аккомпанируя себе на барабанах. Узнать этого демона можно по круглым монам (знакам) с изображением трёх запятых, символизирующих «небо – землю – человека» или сохранение равенства инь и ян. Танцоры – барабанщики в костюме и в масках, изображающих этого демона, часто выступают на различных японских праздниках. Ритуальный танец призван способствовать плодородию земли, урожаю и процветанию. По – видимому, существует связь между этим демоном и Радзином, и Ондэко – мэн может быть одной из форм этого божества грома.

Значение татуировки Маска Ханья

Ханья или Ханнья – в японском фольклоре безобразный рогатый и клыкастый демон, в которого превратилась мстительная и ревнивая женщина. Этот персонаж используется в некоторых пьесах японского театра Но. Маска Ханья также применяется в празднествах и синтоистских обрядах, символизируя порок. Очень часто изображается на татуировках, но явно не в отрицательном значении. Существует версия, что образ этого демона позаимствован из тибетской культуры, откуда идут истоки многих японских мифологических существ. На Тибете это был страж – охранитель буддизма, а «ханнья» обозначает тоже самое, что и «прана» — «мудрость». Часто вместе с маской Ханья изображают цветы сакуры, змею и колокол.

Японский демон Якша


На этих татуировках Якша показаны в виде кровожадных духов, несущих отрубленные головы.

Якша – этот демон был позаимствован японцами из индуистской мифологии. Там они были прекрасными полубожественными существами, родившиеся из стопы Брахмы вместе с демонами – рикшасами, но, в отличие от первых, были слугами богов. Тем не менее, для людей они часто были опасными. Якшини, женские разновидности якша, пили кровь детей и ели человеческое мясо. У японцев якша стал вампиром – людоедом, в которого превращаются люди, заслужившие кару богов. С другой стороны якша может быть безобидным «лешим» — «Хозяином леса».

Рокурокуби


Татуировка с изображением демона Рокурокуби

Японские демоны лисы — Кицунэ

Кицунэ. Образ лисицы – оборотня проник в японский фольклор из Китая, где сложился в глубокой древности. В Китае этих существ называют хули–цзин, а в Корее – кумихо. В японском фольклоре кицунэ - это разновидность ёкая (демонического существа). Кицунэ обладают умом и знаниями, и могут жить очень долго. Хвост у этого оборотня является необходимым атрибутом для создания иллюзий, и чем старше и сильнее лиса, тем больше она имеет хвостов. Их число может доходить до девяти.
Согласно сказаниям, эти животные обладают магическими способностями и способны превращаться в человека – обычно они принимают облик обольстительных красавиц, но могут принимать облик стариков. Эти способности они чаще всего используют для обмана людей, и подобно вампирам, питаются человеческой жизненной и духовной силой. Они также способны вселяться в чужие тела и создавать иллюзии, неотличимые от действительности. Тем не менее, кицунэ часто совершают добрые поступки, и, в отличии от китайской и корейской традиции, не являются злыми демонами – людоедами.
В религии синто кицунэ являются посланниками бога рисовых полей и предпринимательства Инари, который и сам изображается в виде лисы. При смешении мифологии синто с буддизмом, лиса получила, в соответствии с китайскими представлениями, демонические функции, но в целом, в буддийской традиции, лиса – оборотень имеет положительную функцию, как атрибут бога Дакини.
В может обозначать ловкость, остроту ума, возможность находить выход в, казалось бы, безвыходных положениях. Кроме того, татуировка дает возможность очаровывать людей и внушать любовь, как это делает кицунэ в сказках.
На фотографии кицунэ показан в облике злого демона — людоеда, что больше соответствует корейской традиции. Тем не менее, здесь он выступает в качестве буддийского стража — охранителя, и держит в зубах четки с черепами богоотступников, так что не следует рассматривать как указание на агрессивность её владельца — это больше указание на крепость религиозных убеждений и просьба оградить от бед и врагов.

Бакэнэко — «кошка-монстр»

Японская татуировка Бакэнэко

Бакэнэко (яп. «кошка-монстр»).
Кроме кицунэ (лисы – оборотни) и тануки (оборотни в виде енотовидных собак), в японском фольклоре имеется еще одна разновидность оборотней – кошки, которые могут превращаться в людей. Обычной кошке, чтобы превратиться в оборотня требовалось достигнуть определенного возраста или размера. Самые сильные бэкэнэко имеют раздвоенный хвост и называются нэкомата. Как и к другим представителям нечистой силы, к кошкам – оборотням в Японии двойственное отношение. С одной стороны, они могли помогать людям своим волшебством, о чем говорится во многих японских сказках и легендах, но с другой существуют примеры, когда этот образ ассоциировался с местью и смертью. По японским народным поверьям, кошка может убить своего хозяина, чтобы принять его облик, либо вселиться в тело умершего (до сих пор японцы стараются не допускать кошек к умершим). Они могут оживлять мертвых, перепрыгнув через него, или поднимать скелеты и манипулировать ими как марионетками. Кошки могут мстить своим обидчикам. В театре Кабуки имеется ряд пьес, в которых участвуют оборотни – кошки, превратившиеся в людей, обычно в женщин. Они либо мстят тем кто их обидел, либо в оборотней вселяются души убитых мужьями жен. Но в целом, отношение к кошкам в Японии положительное, и их любят изображать в сценках, где они копируют поведение людей, и даже в виде монахов.

Тэнгу. Карасу – тэнгу и Ямабуси – тэнгу.


Карасу-тэнгу похожи на птиц-воронов. Это злые существа, которые похищают детей и взрослых, устраивают пожары в домах, и убивают тех, кто намеренно причиняет вред лесу.

В традиционной японской религии синто существует множество божеств – ками, среди которых шесть удостоены названия «Оками» («Великие ками»), поэтому пользовались спросом. Пять из них Идзанаги, Идзанами, Митикаэси, Сасикуни и богиня солнца Аматэрасу – «амацуками» (небесные ками), а Сарутахико – хранитель дорог, дух перекрестков и устранитель препятствий – «куницуками» (земное божество). Он изображается в виде старика с красным лицом и очень длинным носом. Считается, что образ Сарутахико-но-Оками послужил прообразом демонических существ – тэнгу (по японски буквально «Небесная собака»).
Японцы верили в существование двух разновидностей тэнгу: карасу-тэнгу (тэнгу–ворон) и ямабуси-тэнгу.


Ямабуси – тэнгу – это существо, больше похожее на человека.

Ямабуси-тэнгу – это существо, больше похожее на человека. Он имеет красное лицо и очень длинный нос, и иногда носит за спиной крылья. Его прозвали ямабуси (так назывались монахи – отшельники, которые выбирали для своего уединения горы), потому что этот тэнгу любит превращаться в подобных монахов. Подобно лешим, они могут подшутить над человеком, с ними встретившимся, и могут даже убить того, кто причиняет вред лесу. Однако в сказках они чаще помогают хорошим людям.

Маски тэнгу

Тэнгу изображаются в странных маленьких шапочках – «токин» и имеют веер из перьев или листьев, которым могут вызвать сильный ветер.
В Японии очень популярны маски тэнгу, использующиеся в различных празднествах и в спектаклях театра Кабуки.
В татуировках японские театральные маски являются дополнительными элементами, указывающими на характер человека, либо служат заменой полного изображения существа, покровительство которого ожидают получить.

Кама-итати

Японская татуировка с изображением Кама-итати

Кама-итати относится к демонам – ёкай из японского фольклора. В древности у японцев существовало поверье о зловредных вихрях – камаэтати («нападение»). Торияма Сэкиэн, художник, изучавший японскую демонологию, оставивший изображения и описания демонов – ёкай, придал этому сверхъестественному явлению облик трёх ласок с когтями – бритвами, которые кружась в вихре, режут кожу на ногах у встречающихся им на пути людей. А вы знаете к чему снится демон ? Он изменил первоначальное звучание слова на «кама – итати» («серп ласки») – создав каламбур, очень для него типичный. Этих существ изображают в виде крутящейся ласки, лапы которой заканчиваются серповидными лезвиями.

Нурэ-онна — «Водяная женщина»

Японская татуировка с изображением Нурэ–онна

Нурэ-онна («Водяная или мокрая женщина») – один из наиболее древних демонов – ёкай японского фольклора. Это демон с женской головой (часто очень красивой) и телом гигантской змеи, который живет или около реки, или в самой реке. В некоторых легендах она имеет руки с острыми когтями. У нее красивые длинные волосы, которые она любит мыть в реке, круглые блестящие, как у змеи, глаза, острые клыки и длинный, сильный язык – жало, которым она высасывает кровь или жизненную энергию из неосторожных путников. Чтобы не дать предполагаемой жертве уйти, нурэ–онна пускается на хитрость. Она предлагает встреченному человеку подержать своего ребенка, пока она моет волосы, но стоит тому взять его в руки, ребенок прилипает к ним и пригибает человека к земле своей огромной тяжестью. Трудно сказать, что символизируют татуировки с изображением этого демона, возможно, разочарование в любви и сравнение женщин с этим коварным созданием.

Каппа


и тату с изображением Каппы

Если тэнгу можно счесть своего рода лешими, то японская разновидность водяного называется «каппа» («речное дитя»). Она представляет собой нечто среднее между лягушкой и черепахой, и имеет клюв вместо носа. На макушке у каппы имеется блюдце, заполненное водой, которое дает ей огромную силу. Однако она не причиняет вред человеку, хотя и любит шалости. Иногда она даже помогает положительным героям в сказках и легендах.

Джанкуй — «Истребитель демонов»


Старинная гравюра и татировка с истребителем демонов — Джанкуем

Джанкуй или Соки — «Истребитель демонов». Призрак, по легендам, защитник китайского императора Хуань-сон. Джанкуй покончил жизнь самоубийством, и поэтому сам стал демоном Гуи. Однако он поклялся помогать людям в борьбе со своими злобными собратьями. В Японии этот дух – защитник стал очень популярен, так как он борется с Они . Этого духа всегда изображают в китайской одежде и с мечом, которым он поражает злые силы.

Юки-онна — снежная женщина

Японская татуировка с изображением Юки-онна

Юки-онна (яп.«снежная женщина»). Так в японском фольклоре называют одну из разновидностей ёкай - то есть духов. Её так же могут называть Юки–мусумэ («снежная девушка»), Юкидзёро («снежная блудница»), Юки–омба («снежная бабушка или няня») и многими другими именами. Юки–онна очень популярная фигура в японской литературе, манга и анимэ.
Юки-онна является снежными ночами в облике высокой, красивой женщины с длинными черными волосами и синими губами. Ее нечеловечески бледная или даже прозрачная как лед кожа делает ее частью заснеженного пейзажа. Она иногда носит белое кимоно, но в других легендах её описывают обнаженной. Несмотря на ее удивительную красоту и изящество, её глаза способны вселять ужас. Она словно бы плывет над снегом, не оставляя за собой следов, и в любой момент может превратиться в облако тумана или рассыпаться снежинками. В некоторых легендах говорится, что в Юки–онна превращаются души тех, кто замерз на снегу. Долгое время этого духа считали несомненным злом, убивающих неосторожных путников, но со временем Юки–онна стали придавать более человечные черты. В некоторых произведениях она даже становится женой полюбившегося её человека, и только случайное открытие её сути заставляет Юки–онно навсегда покинуть любимого и своих детей, уйдя в Загробный мир.
Тем не менее, существуют и другие представления об этом призраке. Он может выглядеть как безобразная старуха – ведьма, замораживающая путешественников, или выпивающая из них кровь или жизненную силу.


Эскиз и с изображением Юки-онна и татуировка где Юки-онна показана как безобразная старуха – ведьма.

Хацухана – благочестивый призрак

Японская татуировка с призраком Хацухана

Хацухана или Хацуна – благочестивый призрак. Персонаж пьесы театра Кабуки «Явление чуда в горах Хаконэ, или Месть безногого» («Хаконэ рэйгэн Идзари-но Адаути»). Показана сцена из спектакля, где дух злодейски убитой женщины Хацухана, находясь под ледяными струями водопада, молится будде Амиду, чтобы он излечил её немощного мужа, и тот смог отомстить её убийце. Молитва под водопадом – это был древний японский обычай, не изменившийся и после принятия буддизма. Считалось, что такая молитва имеет особенную силу – человек доказывает свою решимость, самопожертвование и великую веру, и без страха входит в леденящие, хлещущие струи водопада. Образ Хацуханы для тех, кто желает счастья и благополучия для своих близких и родных, и готов идти ради этого на любые жертвы.


Гравюра Утагава Куниёси и с призраком Хацухана

4.5 / 5 ( 2 голоса )


В японской мифологии встречаются потрясающе страшные и нелепые монстры, аналогов которых в других культурах найти просто невозможно. В нашем обзоре 10 самых смертельно опасных монстров из фольклора Страны восходящего солнца.

1. Уси-Оно


Всегда нужно внимательно глядеть по сторонам, ведь всегда можно наступить на стекло или выброшенную на берег медузу. А в Японии также стоит опасаться учи-оно - печально известного «бычьего демона», который любит терроризировать рыбаков. Уси-оно является легендарным монстром, который зачастую работал в паре с демоном нуре-онна (монстром с головой женщины и телом змеи).

Любимое же времяпровождение уси-оно – нападение на рыбаков. В разных местах Японии это существо описывали по разному. Некоторые рассказывали, что у него тело краба и голова быка, другие – что тело монстра более паукообразное. Третьи же говорят, что это быкообразное существо с лапами, как у паука.

2. Сютэн-додзи


Согласно легенд, как-то Киото очень страдал от демона сютэн-додзи, который спускался с гор и похищал женщин в городе, чтобы сожрать их. В итоге император послал самурая по имени Минаомото «Райко» Еримицу и пятерых слуг, чтобы убить демона. В итоге после ряда приключений и божественного вмешательства им удалось это сделать.

3. Отороси

Если зверь набрасывается на людей и пожирает их живыми, вовсе не обязательно, что он злой. К примеру, отороси (также известный как одоро-одоро или одоро-гами) любил селиться в японских святынях. Эти длинноволосые создания с огроподобными лицами поджидали людей на вершине ворот, ведущих в святилище, а затем набрасывались на них и пожирали. Казалось бы, что может быть хорошего в таком монстре? Оказывается, он нападал только на плохих людей.

4. Икучи


Икучи – особая разновидность демона вида аякаши. Это монстр, который появляется над поверхностью моря. Почему это важно? Потому что японские демоны, как принято считать, появляются на границах материи, где она переходит из одного состояния в другое. Икучи выглядит как угорь длиной в несколько километров. Он так велик, что ученый 18-го века Торияма Сейкен, который пытался каталогизировать различные виды йокай (сверхъестественных чудовищ в фольклоре Японии), писал об Икучи: «Когда лодки встречаются с этим зверем в морях Западной Японии, то у них занимает 2-3 дня, чтобы оплыть его». У икучи с тела стекает жир, который прилипает к лодкам. Если моряки не счистят жир с лодки, то она утонет.

5. Микоси-нюдо


Не все монстры выглядят как звери. Некоторые из них первоначально кажутся людьми… до тех пор, пока не становится слишком поздно. Микоси-нюдо переводится как «ожидающий монах», поскольку этот демон принимает форму странствующего монаха, который путешествует в основном в ночное время. Он часто посещает тихие районы, где может украсть человеческую еду без особых проблем. Если кто-то заметит микоси-нюдо, то он смотрит человеку в глаза. Если долго смотреть на этого монстра, то он становится все выше и выше. А если человек запрокинет голову, смотря на возвышающегося над ним монстра, то микоси-нюдо вопьется ему в горло.

6. Гасадокуро


Этот монстр выглядит как гигантский 27-метровый скелет. В основном гасадокуро (также известный как одокуро) состоит из костей людей, умерших от голода либо во время войны, поэтому монстр всегда пребывает в скверном расположении духа. Основным занятием монстра, который рождается из незахороненных останков, является охота на бездомных людей. Гигантский скелет ловит их, пожирает их кожу и внутренности, выпивает кровь и прикрепляет их кости к себе, чтобы стать еще больше.

7. Аккорокамуи


Подобно тому, как в других культурах верят в йети или лох-несское чудовище, в Японии верят в Аккорокамуи - гигантского 110-метрового осьминога. В начале 1900-х представители айнов, коренной группы японцев, утверждали, что зверь напал на трех рыбаков. После этого айны всегда берут с собой в лодки оружие. Даже сегодня некоторые люди утверждают, что огромный осьминог до сих жив и здоров. К счастью, учитывая его ярко-красный цвет и огромные размеры, он заметен издалека.

8. Ямата-но-Ороти


В традиционной сказке Ямата-но-Ороти был 8-главым драконом с восемью хвостами. Его тело было таким огромным, что могло покрыть восемь горных пиков и долин. Он разорял окрестные деревни и требовал дань в виде людей на съедение. Победить его смог при помощи хитрости только мифический герой Сусаноо.

9. Катакираува


Некоторые монстры не обязательно должны быть огромными и страшными. Катакираува – монстр в виде свиньи или поросенка. Его метод нападения довольно простой – он проскакивает у человека между ногами, после чего тот умирает от истощения. При этом он выпивает человеческую душу, а в теле человека оставляет свое подобие. Есть несколько явных признаков, по которым можно определить демоническую свинью – у нее не хватает одного уха, а также она не отбрасывает тени.

10. Юки Онна


В зависимости от региона Японии о юкки-онна рассказывают различные истории. В одних местах она считается хорошей. Красивая девушка с белой кожей зачастую появляется во время снегопада или снежной бури. Она иногда женится на обычных мужчинах и воспитывает с ним детей. Но если муж узнает, кем на самом деле является его жена, то она просто покинет дом навсегда. В других районах рассказывают о 3-метровой женщине, которая промораживает незадачливых путников насквозь, после чего выпивает их душу.

В продолжение темы . Среднестатистического европейца они могут шокировать, а японские дети от них просто в восторге.

В этой подборке мы собрали фото сорока японских мифических существ с подробных их описанием. Здесь же представлены популярные мистические животные Японии, о некоторых из которых у нас никто и не слышал. Надеемся, вам будет узнать о них так же интересно, как и редакторам, которые готовили этот «реферат с фотографиями».

Япония — удивительная страна контрастов, где достижения высоких технологий прекрасно уживаются с вековыми традициями, а волшебные сады и храмы — с небоскрёбами, от сайт одного взгляда на которые захватывает дух. Говорят, чтобы познать Японию, не хватит и целой жизни. Непредсказуемость стихии, географическое положение и национальный характер сформировали своеобразную мифологию со своими, порой настолько несуразными, существами, чей образ и назначение парадоксальны для понимания европейцев. Давайте вместе посмотрим на то, какие чудища обитают в японской мифологии!

1) Юки-онна

Некоторые легенды утверждают, что юки-онна, ассоциируемая с зимой и невыносимыми холодами, дух девушки, навеки сгинувшей в снегах. Её имя значит на японском «снежная женщина». Юки-онна появляется в снежные ночи как высокая статная дева в белом кимоно с длинными чёрными волосами. Её с трудом можно заметить на фоне снега благодаря нечеловечески бледной, почти прозрачной коже. Несмотря на эфемерную красоту, глаза юки-онна вселяют ужас в смертных. Она плывёт по снегу, не оставляя следов, и может превращаться в облако тумана или сайт снега. Согласно некоторым поверьям, у неё нет ног, и это особенность многих японских призраков.

Природа юки-онна варьируется от сказки к сказке. Иногда она просто довольствуется видеть жертву умирающей. Чаще же она , жестоко убивающий мужчин ради их крови и жизненной энергии, иногда она выступает в роли суккуба. Во многих историях юки-онна появляется, когда путешественники блуждают в метели. После её ледяного, как сама смерть, дыхания или поцелуя путники остаются лежать безжизненными окоченевшими трупами. Другие легенды наделяют юки-онна ещё более кровожадным и жестоким характером. Она порой вторгается в дома, дуя на дверь с силой бури, чтобы убить всех обитателей дома во сне, однако некоторые легенды гласят, что она сможет войти в дом и нанести вред людям, только будучи приглашённой внутрь в качестве гостьи.

2) Каппа

Разновидность водяных, воплощение божества Воды. Их внешний сайт вид весьма специфичен - нечто среднее между лягушкой и черепахой: лягушачья кожа, вместо носа - клюв, пальцы на руках и ногах соединены плавательными перепонками, на голове короткая шерсть. Тело источает рыбий запах. На макушке у каппы имеется блюдце, которое даёт ему сверхъестественную силу. Оно всегда должно быть заполнено водой, иначе каппа утеряет свою силу или даже умрёт. Две руки каппы соединены друг с другом в районе лопаток; если потянуть за одну, то другая сожмётся или вообще может выпасть.

Примерно треть всех изображений составляют каппы, похожие на обезьян: всё тело покрыто шерстью, во рту имеются клыки, носа практически не заметно, на руках есть большой палец, на ногах — пяточная кость. В отличие от обычного каппы, вместо блюдца на голове - углубление в форме овального блюдца; черепашьего панциря может не быть. Каппа является почитателем сайт борьбы сумо и любит огурцы, рыбу и фрукты. Считается, что если поймать каппу, то он выполнит любое желание. считался в Японии очень опасным существом, которое промышляло тем, что заманивало хитростью или затаскивало силой людей и животных в воду.

3) Йорогумо

Призрак-паук, принимающий облик соблазнительной женщины. В соответствии с легендами, йорогумо играет на лютне в заброшенной в лесу хижине, чтобы привлечь внимание проходящей мимо потенциальной жертвы. Пока человек заворожённо слушает чарующую музыку, йорогумо обматывает его своей паутиной, чтобы обеспечить питание себе и своему потомству. По некоторым поверьям, после того как паучиха прожила на свете 400 лет, она приобретает магическую силу. Во многих историях йорогумо в виде красавицы просит самурая жениться на ней или, чтобы вызвать доверие и сочувствие, принимает форму молодой женщины с ребёнком на руках, который на самом деле является сайт паучьей кладкой. Древние японские рисунки и гравюры изображают йорогумо как наполовину женщину, наполовину в окружении её детей.

4) Кицунэ — мистическая кошка из японских мифов

Образ лисы-оборотня, лисы-духа довольно широко распространен в Азии. Но за пределами Японских островов они почти всегда выступают резко отрицательными и малосимпатичными персонажами. В Китае и Корее лиса обычно оказывается заинтересованной лишь в человеческой крови. В Стране Восходящего Солнца образ лисицы-оборотня куда более многогранен. Неотъемлемые персонажи японского фольклора и литературы, японские кицунэ обладают чертами эльфа, вампира и оборотня. Они могут выступать как носителями незамутненного зла, так и быть посланниками божественных сил. Их покровительницей является богиня Инари, в храмах которой непременно присутствуют изваяния лисиц. Некоторые источники указывают, что Инари — высшая кицунэ. Её обычно сопровождают две белоснежные лисы о девяти хвостах. Японцы относятся к кицунэ с сайт уважением со смесью опаски и симпатии.

Вопрос о происхождении кицунэ сложен и мало определён. Большинство источников сходятся на том, что кицунэ становятся после смерти некоторые люди, ведшие не самый праведный, скрытный и малопонятный окружающим образ жизни. Постепенно кицунэ растёт и набирает силу, достигая совершеннолетия с 50-100 лет, тогда же он обретает умение менять форму. Уровень сил лиса-оборотня зависит от возраста и ранга, который определяется по количеству хвостов и цвету шкуры. С возрастом лисы приобретают новые ранги – с тремя, пятью, семью и девятью хвостами. Девятихвостые – элита кицунэ, не моложе 1000 лет, и у них серебристая, белая или золотистая шкурка.

Будучи оборотнями, кицунэ способны менять формы человека и животного. Однако они не привязаны к лунным фазам и способны на куда более глубокие трансформации, нежели . По некоторым легендам, кицунэ способны при сайт необходимости менять пол и возраст, представая то юной девушкой, то седым старцем. Как вампиры, кицунэ порой пьют человеческую кровь и убивают людей, нередко, впрочем, заводя с ними романтические отношения. Причём дети от браков лис и людей наследуют волшебные способности и многие таланты.

5) Тануки

Традиционные японские звери-оборотни, символизирующие счастье и благополучие, обычно выглядящие как енотовидные собаки. Второй по популярности зверь-оборотень после кицунэ. В отличие от кицунэ, образ тануки практически лишен негативной окраски. Считается, что тануки - большие любители саке. Поэтому без его присутствия нельзя сделать хорошего сакэ. По этой же причине фигурки тануки, порой весьма большие, являются украшением многих питейных заведений. Они изображают тануки толстяком-добряком с заметным брюшком.

Бытует поверие, что если в шкуру тануки завернуть кусочек золота и поколотить, он увеличится в размерах. Благодаря этому тануки почитается не только как сайт покровитель питейных заведений, но и как покровитель торговли. Особенно большое количество историй о тануки можно найти на острове Сикоку, что связано с отсутствием на этом острове лис. Народная легенда объясняет это тем, что в прошлом все лисы были изгнаны с острова.

6) Бакэнэко — кошка в японской мифологии

Волшебная кошка, третий по популярности японский оборотень после кицунэ и тануки. Для кошки существует несколько способов стать бакэнэко: достигнуть определённого возраста, вырасти до определённого размера или же иметь длинный хвост, впоследствии раздваивающийся. может стать бакэнэко, если она или живёт более тринадцати лет, или весит 1 кан (3,75 кг), или же обладает длинным хвостом, который потом раздвоится.

Бакэнэко может создавать призрачные огненные шары, ходить на задних лапах; она может съесть своего хозяина и принять его облик. Также считалось, что если такая сайт кошка перепрыгнет через свежий труп, то она оживит его. Как и кицунэ, бакэнэко в основном принимает женский облик. Однако чаще всего бакэнэко оказывается дух погибшей женщины, пускающей в ход кошачью магию, дабы отомстить мужу, по вине которого она погибла, или иному обидчику.

7) Нуэ

Химера с головой обезьяны, туловищем тануки, лапами тигра и змеёй вместо хвоста. Нуэ может превращаться в чёрное облако и летать. Они приносят неудачу и болезни. Одна из легенд рассказывает о том, что император Японии заболел после того, как нуэ расположился на крыше его дворца в 1153 году. После того как самурай убил нуэ, император выздоровел.

8) Нуре-онна

Чудовище-амфибия с головой женщины и телом змеи. Хотя описания её внешности слегка варьируются от рассказа к рассказу, она описывается длиной до 300 м, со змеиными глазами, длинными когтями сайт и клыками. Её обычно видят на берегу расчёсывающей свои красивые длинные волосы. Точный характер поведения и намерения нуре-онна неизвестны. Согласно некоторым легендам, это жестокий монстр, питающийся людьми и настолько сильный, что её хвост сокрушает деревья.

Она носит с собой маленький, напоминающий младенца, свёрток, который использует для привлечения потенциальных жертв. Если кто-то предложит нуре-онна свою помощь, чтобы подержать ребёнка, она охотно позволит им это сделать, однако кулёк становится всё тяжелее и препятствует бегству человека. Нуре-онна использует свой длинный, как у змеи, раздвоенный язык, чтобы высосать всю кровь из человеческого тела. По другим историям, нуре-онна просто ищет уединения и недовольна, когда её покой прерывается.

Одержимая, чьё имя означает «женщина с двумя ртами», один — обычный, а второй скрывается на затылке сайт под волосами. Там череп раскалывается на части, образуя губы, зубы и язык совершенно полноценного второго рта. В легендах футакучи-онна скрывает свою сверхъестественную природу до последней минуты.

Происхождение второго рта часто связано с тем, как часто и много питается будущая футакучи-онна. В большинстве историй она замужем за скупцом и ест скудно и редко. Для противодействия этому и появляется сам собой волшебным образом второй рот на затылке, который ведёт себя враждебно по отношению к своей владелице: он ругается, угрожает и требует еды, в случае отказа причиняя ей сильную боль. Волосы женщины начинают двигаться, как пара змей, доставляя еду ко второму рту, который настолько прожорлив, что потребляет вдвое больше пищи, чем женщина ест через первый.

В некоторых историях лишний рот образуется, когда муж случайно попадает своей скаредной жене в голову топором во время рубки дров, сайт и эта рана никогда не заживает, трансформируясь со временем в рот. Согласно другой версии, одержимой становится мачеха, которая морит голодом своего пасынка или падчерицу, при этом её родной ребёнок ест вдоволь. Дух умершего от голода ребёнка вселяется в мачеху, или же страдающая от голода падчерица становится футакучи-онна.

10) Рокурокуби

Демон-оборотень со змеиной шеей. Днём рокурокуби выглядят как нормальные люди, но ночью получают способность вытягивать свои шеи на огромную длину, а также могут менять свои лица, чтобы лучше пугать смертных. По своей роли в японских легендах рокурокуби близки к персонажам-плутам, которые пугают людей, шпионят за ними и устраивают всяческие жестокие шутки, для чего порой прикидываются дураками, пьяными, слепыми и так далее.

Иногда же они изображаются весьма злобными: стремятся напугать до смерти или даже нападают на людей с целью убить и выпить их сайт кровь. Согласно японским преданиям, некоторые рокурокуби в обычной жизни часто живут неприметно, могут иметь супругов-людей. Некоторые из них предпринимают отчаянные усилия, чтобы не превращаться в демонов по ночам, кому-то, наоборот, это нравится, а некоторые вовсе не знают про своё второе естество. В некоторых историях описывается, что рокурокуби рождаются обычными людьми, но превращаются в демонов путём изменения их кармы из-за серьёзного нарушения каких-либо заповедей или доктрин буддизма.

Страна восходящего солнца - Япония - в культурном отношении стоит особняком от всего остального мира. Будучи сравнительно небольшой по территории, Япония сумела создать собственный уникальный стиль, свою традицию, мало похожие не только на запад, но и на близлежащие восточные государства. До сих пор для огромного числа людей тайной за семью печатями остается религиозная традиция японцев и японские боги.

Религиозный мир Японии

Религиозная картина Японии складывается главным образом из двух слагаемых - буддизма и синтоизма. Если о первом из них русскоязычному читателю что-то еще может быть известно, то традиционный японский синтоизм представляет чаще всего полную загадку. А ведь именно из этой традиции происходят практически все традиционно почитаемые японские боги и демоны.

Стоит сказать, что формально с буддизмом и синтоизмом себя ассоциирует подавляющее большинство населения Японии - вплоть до девяноста с лишним процентов, если верить данным некоторых исследований. Причем почти все из них исповедуют сразу обе религии. Это характерная особенность японской религиозности - она тяготеет к синкретическому синтезу разных традиций, сочетая в себе различные элементы как практики, так и доктрины. Так, например, японские боги, происходящие из синтоизма, были восприняты буддийской метафизикой, почитание их продолжилось в буддийском религиозном контексте.

Синтоизм - путь богов

Необходимо кратко сказать о традициях, которые дали жизнь пантеону японских богов. Первым из них, конечно же, является синтоизм, что означает «путь богов». Его история уходит вглубь истории так далеко, что на сегодняшний день невозможно однозначно установить ни время, ни характер его возникновения. Единственное, что можно утверждать с абсолютной точностью, - это то, что синтоизм зародился и развивался на территории Японии, оставаясь неприкосновенной и самобытной традицией, вплоть до буддийской экспансии, не испытавшей на себе никакого влияния. Мифология синтоизма очень своеобразна, культ уникален, а миросозерцание довольно трудно для глубокого понимания.

В целом синтоизм сосредоточен на почитании ками - души или некой духовной сущности различных существ, явлений природы, мест и неживых (в европейском понимании) вещей. Ками могут быть злобные и благожелательные, более или менее сильные. Духи-покровители рода или города тоже ками. Этим, а также почитанием духов предков синтоизм схож с традиционным анимизмом и шаманизмом, присущим почти всем культурам и языческим религиям на определенной стадии становления. Ками - это японские боги. Имена их часто довольно сложны, а порой и чрезвычайно пространны - вплоть до нескольких строчек текста.

Японский буддизм

Учение индийского царевича в Японии нашло благоприятную почву и глубоко пустило корни. С VI века, как только буддизм проник в Японию, он нашел множество покровителей в лице могущественных и влиятельных аристократов японского общества. А уже через три сотни лет сумел добиться положения государственной религии.

По своему характеру японский буддизм неоднороден, не представляет собой единой системы или школы, но разделен на множество разнообразных сект. Но при этом все-таки можно постулировать причастность большинства из них к направлению дзэн-буддизма.

Исторически для буддизма характерна религиозная интеграция. Другими словами, если, например, христианская или исламская миссия предлагает верующим одной религии перейти в другую, то буддизм не вступает в такого рода конфронтацию. Чаще всего буддийские практики и учения вливаются внутрь наличного культа, восполняя, буддизируя его. Так происходило с индуизмом в Бон в Тибете и многими другими религиозными школами, в том числе с синтоизмом в Японии. Поэтому сегодня трудно однозначно ответить, что представляют собой японские боги и демоны - то ли буддийских Бодхисаттв, то ли языческих духов природы.

Влияние буддизма на синтоизм

С середины первого тысячелетия, а особенно с IX века, синтоизм стал испытывать сильнейшее влияние буддизма. Это привело к тому, что ками сначала превратились в духов-защитников буддизма. Некоторые из них слились с буддийскими святыми, а позже было провозглашено учение, что ками даже нуждаются в спасении через путь буддийской практики. Для синтоизма это нетрадиционные идеи - в нем искони не было понятия о спасении, о грехе. Не было даже объективного представления добра и зла. Служение ками, богам приводило мир к гармонии, к красоте, к сознательности и развитию человека, который сам, одухотворенный связью с божествами, решал, что хорошо, а что плохо в каждой конкретной ситуации. Внутренняя несогласованность двух традиций привела к тому, что довольно рано появились движения за очищение синтоизма от буддийских заимствований. Попытки реконструкции изначальной традиции закончились так называемой реставрацией императора Мэйдзи в XIX веке, который разделил буддизм и синтоизм.

Верховные японские боги

Мифология Японии включает множество рассказов о деяниях богов. Первыми из них возникла группа из трех ками, называемая Такамагахара. Это синтоисткая троица включала в себя верховного бога Амэ-но Минакануси но Ками, бога власти Такамимусухи-но ками и бога рождения Камимусухи-но ками. С рождением неба и земли к ним добавилось еще два ками - Умаси Асикаби Хикойи-но ками и Амэ но Токотати-но ками. Эта пятерица божеств получила название Кото Амацуками и почитается в синтоизме как род верховных ками. Ниже их по иерерахии располагаются японские боги, список которых фактически бесконечен. На эту тему в японском фольклоре существует даже пословица, что «Япония - это страна восьми миллионов богов».

Идзанаги и Идзанами

Сразу вслед за Кото Амацуками следуют семь поколений ками, из которых особенно почитаются последние два - супружеская пара Идзанаги и Идзанами, которым принадлежит заслуга создания Оясима - Они же были первыми из ками, кто имел способность рождать новых богов и породил их множество.

Идзанами - богиня жизни и смерти

Все явления этого мира подчинены ками. И материальные вещи, и нематериальные явления - всем управляют влиятельные японские боги. Смерти также уделяется внимание рядом японских божественных персонажей. Например, интересна легенда, которая повествует о появлении в мире смерти. Согласно ей, Идзанами умерла во время родов своего последнего сына - бога огня Кагуцути - и переселилась в подземное царство. Идзанаги спускается за ней, находит и даже уговаривает вернуться. Супруга просит только о возможности отдохнуть перед путешествием и удаляется в спальню, прося мужа не беспокоить ее. Идзанаги нарушает просьбу и застает в постели уродливый разложившийся труп своей былой возлюбленной. В ужасе он убегает наверх, завалив вход камнями. Идзанами, разгневанная таким поступком мужа, клянется, что будет мстить ему, забирая по тысяче человеческих душ в свое царство ежедневно. Таким образом, по иронии судьбы, японские начинают свою династию с богини матери, великой ками, давшей всему жизнь. Сам же Идзанаги возвратился на свое место и прошел ритуальное очищение после посещения мира мертвых.

Японские боги войны

Когда Идзанами умерла, рождая своего последнего отпрыска, Идзанаги пришел в ярость и убил его. Синтоистский миф сообщает, что в результате этого на свет появилось еще несколько ками. Одним из них был Такэмикадзути - бог меча. Вероятно, он первый, с кого берут начало японские боги войны. Такэмикадзути, однако, не воспринимался как просто воин. Он был тесно связан именно с мечом и воплощал в себе его сакральный смысл, представляя собой, если так можно выразиться, душу меча, его идею. И уже как следствие этого, Такэмикадзути связывался с войнами. Вслед за Такэмикадзути ками, связанным с битвами и сражениями, является бог Хатиман. Этот персонаж искони покровительствовал воинам. Когда-то, в эпоху средних веков, он также почитался в качестве патрона самурайского клана Минамото. Затем его популярность возросла, он стал покровительствовать самурайскому сословию в целом, заодно заняв видное мест в синтоистском пантеоне. Кроме того, Хатиман исполнял функции хранителя императорской крепости и самого императора вместе с его семейством.

Покровители счастья и удачи

Японские боги счастья составляют группу из семи ками, называемую Ситифукудзин. Происхождения они довольно позднего и представляют собой образы, переработанные одним из монахов на материале буддийских и даосских божеств в смеси с традиционными японскими преданиями. Собственно, японские боги удачи - только Дайкоку и Эбису. Остальные пять привнесены или импортированы извне, хотя и отлично прижились в японской культуре. Сегодня каждый из этой семерки имеет собственную сферу ответственности и влияния.

Богиня солнца

Нельзя не сказать и об одной из важнейших представительниц японской мифологии - богине солнца Аматэрасу. Солнце всегда занимало важное положение в религиозности человечества, потому что органически связано с жизнью, светом, теплом, урожаем. В Японии к этому добавилась вера в то, что император является в буквальном смысле прямым потомком этой богини.

Возникла Аматэрасу из левого глаза Идзанаги в то время, когда он совершал свое очистительное омовение. Вместе с нею на свет вышли еще несколько ками. Но двое из них заняли особые места. Во-первых, это Цукуёми - бог луны, рожденный из другого глаза. Во-вторых, Сусаноо - бог ветра и моря. Таким образом, каждый из этой троицы получил свой удел. Дальнейшие мифы повествуют об изгнании Сусаноо. Японские боги прогнали его за ряд тяжелых проступков в отношении своей сестры и отца.

Аматэрасу почиталась также как покровительница земледелия и шелкового производства. А в более поздние времена ее стали отождествлять с почитаемым Вайрочана. Фактически Аматэрасу встала во главе японского пантеона.