Умберто Нобиле. Красная палатка. Кто нам Умберто Нобиле

Недавно на свою стоянку на набережной им. Лейтенанта Шмидта в Петербурге, после капитального ремонта, вернулся легендарный ледокол “Красин”. Это событие заставило вспомнить одну из славных страниц в Ведь более 80 лет назад была спасена экспедиция Умберто Нобиле, выживших членов которой из полярного плена вывез именно “Красин”, которым на тот момент командовали капитан Карл Эгги и известный Р. Самойлович.

Умберто Нобиле: начало карьеры

Будущий знаменитый инженер-дирижаблестроитель родился в городке Лауро в Италии. Окончив Неополитанский университет по специальности "электротехника и инженерное дело", он стал работать в сфере железнодорожного транспорта, а в 1911 году поступил в Училище воздухоплавания. Спустя 7 лет Нобиле вместе с коллегами Бенедетто Кроче и Джузеппе Валле основал собственную компанию по изготовлению дирижаблей. Первый же проект нового предприятия оказался очень успешным, и воздухоплавательный аппарат T-34 был приобретен итальянской армией.

Первая полярная экспедиция

В 1923 году было начато строительство нового летательного аппарата N-1, который после испытаний получил название "Норвегия" и был передан в распоряжение полярной экспедиции Амундсена и Эллсворта. Причем командовать судном вызвался сам Умберто Нобиле, который давно мечтал о покорении Северного Полюса.

Старт экспедиции был дан в Риме, а дальнейший маршрут следования прошел с остановками в городах Пулхэм, Осло, Ленинград, Вадсе и Шпицберген. Утром 11 мая 1926 года дирижабль вылетел в направлении Северного Полюса и достиг его ночью 12 мая. Провисев над ним 2,5 часа, судно отправилось в направлении Аляски, где его подобрал итальянский корабль. Весть о покорении полюса вызвала ликование в Италии, а Муссолини произвел Умберто Нобиле в генералы. При этом фашистская пропаганда всячески принижала роль Амундсена.

Нобиле Умберто: вторая полярная экспедиция

В 1928 году был построен дирижабль “Италия”, на котором из Милана на Шпицберген вылетел экипаж из 18 человек, преимущественно итальянцев. Кроме того, в бухту Конгсфьорд направили корабль “Читта ди Милано”, который должен был выполнять роль плавучей базы для покорителей полюса. Эта новая, масштабная экспедиция задумывалась Умберто Нобиле как некий реванш. Дело в том, что он хотел доказать, что решающая роль в успехе прошлого путешествия принадлежала именно ему — конструктору и капитану судна, а не Амундсену, который был начальником группы. Подробности путешествия впоследствии были подробно изложены в книге Нобиле Умберто “Крылья над полюсом”, ставшей бестселлером. Однако некоторые специалисты утверждают, что не все приведенные там факты соответствуют действительности. В любом случае, несмотря на сложные метеоусловия, дирижабль с 16 членами экипажа достиг цели своего путешествия в ночь с 23 на 24 мая 1928 года и сбросил крест и

Катастрофа над Арктикой

Уже много десятилетий личность Умберто Нобиле и гибель “Италии” вызывают интерес, так как до сих пор не ясна судьба некоторых членов экипажа. Кроме того, не стихают споры по поводу поведения начальника экспедиции во время эвакуации.

Так какие же события происходили в Арктике в период с конца мая по середину июля 1928 года? Чтобы ответить на данный вопрос, следует ознакомиться с фактами, представленными самими участниками этого путешествия.

Итак, покорив полюс, дирижабль “Италия” двинулся в обратный путь при шквальном ветре, который дул им навстречу. Спустя несколько часов обледенело и упало на льды. При этом разбилась моторная гондола, погиб моторист, 9 членов команды, в том числе и командир, были выброшены на льды, а шестерых человек, оставшихся в дирижабле, ветер унес в неизвестном направлении.

Полярная одиссея команды “Италии”

Оказавшиеся среди ледяной пустыни, 10 членов экипажа начали борьбу за выживание в экстремальных условиях Арктики. К счастью, им удалось спасти часть продовольствия и снаряжения, а самое главное — у них оказался радиопередатчик и палатка. Однако вскоре между выжившими возникли разногласия. В их результате шведский метеоролог Финн Мальмгрен, а также итальянцы А. Мариано и Ф. Цаппи покинули лагерь.

Судьба группы Мальмгрена

Отправившись в путь 30 мая, трое членов команды надеялись дойти до станции на берегу бухты Конгсфьорд на Шпицбергене. Там они собирались сообщить о катастрофе “Италии” и вернуться вместе со спасателями за своими товарищами. Однако через две недели пути Мальмгрен, у которого после падения дирижабля оказалась сломанной рука, был истощен настолько, что попросил товарищей продолжить путь без него. Они так и поступили, а почти через месяц, 12 июля, их обнаружил советский летчик Чухновский, который был среди тех, кого отправили на спасение экспедиции Нобиле.

Жизнь в аварийном лагере спасенных с “Италии”

Как уже было сказано, по счастливой случайности во время падения из дирижабля выпало несколько мешков, поэтому у терпящих бедствие оказались 4-местная палатка, один спальный мешок, довольно много еды, включая 71 кг пеммикана и 41 кг шоколада, а также секстант, пистолет с патронами, 3 хронометра и коротковолновая резервная радиостанция. Кроме того, за несколько дней до своего ухода Мальмгрену удалось застрелить медведя, и у людей в лагере оказались некоторые запасы медвежатины.

В то же время радисту Бьяджи сначала не удавалось наладить связь с “Читта ди Милано”, а позже переданные им сигналы не были опознаны и их просто проигнорировали. Однако этот корабль все же вышел на спасение экспедиции Нобиле Умберто, но так как точные координаты местонахождения лагеря “Красной палатки”, как его назвали впоследствии, не были известны, все поиски были тщетны.

Обнаружение терпящих бедствие

3 июня Николай Шмидт, радиолюбитель из Северо-Двинской губернии, поймал на приемник сигнал радиостанции Бьяджи и сообщил об этом телеграммой в Москву. Сразу же был создан Комитет помощи экипажу “Италии”, который возглавил Иосиф Уншлихт, а 4 июня информацию о том, что Умберто Нобиле и часть его команды живы, передали итальянскому правительству. Таким образом, 8 июня была налажена радиосвязь между "Читта ди Милано" и радистом “Италии”, который передал точные координаты лагеря.

Неудачные попытки

Сегодня на вопрос о том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, большинство людей, интересующихся историей российского флота, ответят, что это был ледокол “Красин”. Однако на самом деле на помощь экипажу “Италии” был направлен также советский ледокол “Малыгин”, а с первых же дней после катастрофы поисками терпящих бедствие занимались норвежские китобойные корабли “Браганца” и “Хобби”, зафрахтованные правительством Италии.

Кроме того, Руаль Амундсен, у которого уже несколько лет были более чем натянутые отношения с Нобиле, забыв обо всех обидах, с первых же дней после катастрофы стал заниматься изысканием средств на организацию спасательной экспедиции. Наконец, 18 июня он вылетел на самолете “Латам-47” с французским военным экипажем на борту на Шпицберген, однако так и не прибыл к месту назначения. Что произошло — не известно и по сей день, так как отправившиеся на поиски группы Амундсена норвежские военные нашли только поплавок и пустой бензобак.

Миссия Эйнара Лундборга

Главное, чем прославился в период между двумя мировыми войнами ледокол “Красин” (экспедиция 1928 года), — спасение экспедиции Нобиле. Однако самого генерала в тот момент на борту не было. Дело в том, что 23 июня шведский военный летчик Эйнар Лундборг перевез его вместе с собакой Тиной на шведскую авиабазу. Этот поступок командира, бросившего подчиненных, впоследствии часто ставили в упрек Нобиле, но, по свидетельству членов экспедиции, у Лундборга был приказ вывезти только генерала.

Спасение экипажа “Италии”

Как бы то ни было, 23 июня “Красин” отправился из Бергена к лагерю терпящих бедствие. На борту ледокола находился самолет, которым управлял Борис Чухновский. Именно он и обнаружил Мариано и Цаппи, о чем по радио сообщил командованию “Красина”. Однако во время вынужденной посадки на льды самолет повредил шасси и не смог принимать дальнейшее участие в экспедиции по спасению “Италии”.

12 июля ледокол забрал Мариано и Цаппи, а вечером того же дня и пятерых других членов второй полярной экспедиции Умберто Нобиле. Затем все они пересели на “Читта ди Милано” и, добравшись до порта Нарвик, вернулись в Италию на поезде.

Умберто Нобиле и гибель “Италии”: история и легенда

Таким образом, из второй полярной экспедиции на дирижабле живыми вернулось только 8 человек. Кроме того, погибло и несколько человек, которые занимались поиском и спасением его членов, включая итальянский экипаж и французских военных под руководством Амундсена. Поэтому неудивительно, что со временем одиссея экипажа “Италии” обросла многочисленными легендами, однако никто и никогда не пытался усомниться в том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле.

В частности, высказывалось мнение, что Цаппи мог питаться останками Мальмгрена, так как на момент спасения на нем была одежда шведа, а сам он выглядел более бодрым и полным сил, чем его товарищ по несчастью — Мариано. Еще одна легенда была связана с тем, что примерно через 20 минут после падения дирижабля спасшиеся члены экипажа “Италии” видели на востоке столб дыма. По одной из версий таким способом шестеро оставшихся на воздушном судне могли просить о помощи. В ее подтверждение приводились следующие доводы: дым не мог быть от пожара на дирижабле, так как там находилось довольно много бензина и водорода, и пламя должно было полыхать гораздо сильнее.

“Красная палатка”

Теперь вы знаете, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле и некоторые подробности о событиях, которые этому предшествовали. Впоследствии большинство из них легли в основу сценария кинокартины “Красная палатка”. Этот фильм, снятый в 1969 году, уникален, по своему звездному интернациональному актерскому составу. Достаточно сказать, что режиссер М. Калатозов пригласили Питера Финча, Шона Коннери, Клаудию Кардинале, Никиту Михалкова, Юрия Визбора и Бориса Хмельницкого. Поверьте, фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

Сегодня “Красин” вернулся к выполнению своих обязанностей корабля-музея, и те, кого интересует, как и какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, могут посетить его и узнать массу интересных фактов о прошлом этого заслуженного ветерана Российского флота.

5 октября 2018 года Филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - ледокол «Красин» отметил юбилей спасения экспедиции Умберто Нобиле. Именно в этот день 90 лет назад ледокол вернулся в Ленинград после триумфального спасения экипажа дирижабля «Италия».

В Красной газете (№233 (3178) Суббота, 6 октября 1928г.) писали: «Вчера в Ленинград возвратился ледокол «Красин». У Шепелевского маяка экспедицию в 12 час. дня встретил ледокол «Пурга», на котором находились представители рабочих организаций и печати, 4 эскадренных миноносца краснознаменного Балтфлота и гидросамолеты. Встреча состоялась под салюты орудий миноносцев и звуки «Интернационала».

В сопровождении встретивших судов «Красин» пошел в Кронштадт. На Большом рейде он остановился у расцвеченных флагами кораблей флота. Представители организаций и печати перешли на «Красин». При дальнейшем следовании «Красина» в Ленинград его встретили флотилии парусников, пароходы с рабочими, катера, спортивные гички и др.

По обеим сторонам Невы на набережных шпалерами стояли встречающие «Красин» трудящиеся Ленинграда. Всего встречало «Красин» вчера около 200 000 человек…».

Поход 1928 г. имел большой международный резонанс. Именно после успеха «красинцев» в арктических льдах стало меняться отношение международного сообщества к СССР.

Спустя 90 лет назад на «Красине» вновь вспоминали участников тех событий. В кают-компании ледокола на встречу с прессой собрались родственники и потомки участников команды «Красина», спасавших экспедицию Умберто Нобиле. Ведущим встречи выступил директор информационного агентства «ТАСС Северо-Запад» Александр Владиславович Потехин. Среди гостей - потомки капитана Карла Эгги, Эмилия Миндлина, старпома П.А. Пономарева, летчика Б.Г. Чухновского, летчика Г.А. Страубе и многие другие.

На пресс-конференции были подписаны соглашения о сотрудничестве между Музеем Мирового океана и Музеем Арктики и Антарктики, договор о создании «Школы юного полярника» был заключен с РГПУ им. А.И. Герцена.

После встречи с прессой состоялось торжественное открытие четырех выставок, посвященных юбилею спасения итальянских аэронавтов. На выставке «С «Красиным» в страну холодного солнца» представлены экспонаты из фондов Филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге - ледокол «Красин» и Российского музея Арктики и Антарктики. В выставке рассказывается об участии СССР в лице ледокола «Красин» в международной спасательной экспедиции 1928 года и других европейских странах-участницах экспедиции, об их взаимодействии итогом, которого стало спасение 7 членов экипажа дирижабля «Италия».

На выставке «Красная палатка» представлены материалы о художественном фильме «Красная палатка» («Мосфильм», М. Калатозов, 1969 г.). Кинофильм был снят при участии кинематографистов разных стран. Материалы для выставки предоставил киноконцерн «Мосфильм».

Выставка «С именем «Красин» познакомит гостей музея с предметами (карандаши, спички, сигареты, предметы быта, значки), которые расскажут о популярности ледокола и его имени после спасательной экспедиции 1928 года.

Брошюры и книги, посвящённые спасательной экспедиции в Арктике, выпущенные после 1928 года представлены на выставке «Ледовый поход 1928 года».

В церемонии открытия выставки приняли участие лауреат государственной премии Российской Федерации 2017 года за выдающиеся достижения в области литературы и искусства, генеральный директор Музея Мирового океана Светлана Геннадьевна Сивкова, председатель Комитета по делам Арктики Герман Германович Широков, директор Музея Арктики и Антарктики Мария Васильевна Дукальская, генеральный консул королевства Норвегии Даг Малмер Халворсен, генеральный консул Италии Алессандро Монти и многие другие.

\\ «МД»-пешком

История спасения экспедиции Умберто Нобиле, оказывается, имела отголоски и в нашем Хабаровском крае

К островам св. Марии

Музей Арктики и Антарктики находится в Питере на улице Марата, в здании бывшей единоверческой Никольской церкви. Побывать в этом музее мы решили сразу, а вот добрались в последний день, перед самым отъездом. Причем так уже вышло, что на этот же день у нас «угодила» и Кунсткамера, которая произвела на меня довольно жуткое впечатление. Особенно зал Петра Первого, где полно банок с заспиртованными младенцами, гигантскими зубами, вырванными самим царем, и вскрытыми детскими черепами. Эти залы я проходила практически с закрытыми глазами, громко сообщив всем, что некоторые вещи видеть вовсе необязательно.
А вот музей Арктики и Антарктики захватил воображение. Это ведь не просто ряд исследований неких пространств Земли, но музей человеческого духа, силы воли, противостояния человека неизвестности. Не случайно мы так восхищаемся Магелланом, который назло всем, и даже собственной команде, почти год искал пролив у берегов Южной Америки. Но такие же герои были среди исследователей Арктики и Антарктики. К примеру, отыскался здесь белый адмирал Колчак (его называли Колчак-Полярный), который так и не нашел экспедицию барона Толля. Точнее, нашел, но не смог спасти людей. В честь Колчака даже назван остров, но потом его, конечно, переименовали.
Или как не вспомнить Георгия Седова, который отправился к Северному полюсу, но так и не дошел, умерев от цинги около острова Рудольфа? Мне кажется, именно Седов был прообразом для капитана Татаринова в знаменитой книге «Два капитана». Вторым капитаном был Саня Григорьев, который все же добрался до земли Марии во имя любви к новым неизведанным землям и девушке по имени Катя.
А вот дневники, документы, стенгазеты с «Челюскина», и это тоже целая история подвигов, которые гремели на весь мир.
Здесь же, в музее, во второй раз я услышала слово «Красин». В первый раз оно прозвучало, когда мы проходили по набережной Лейтенанта Шмидта. Тогда мой спутник и сказал, что ледокол «Красин» стоит где-то подальше и отсюда не видно.
- Пойдем посмотрим, - он не был уверен, потому что идти было далековато, а мы и так устали. Я промолчала, о чем потом, узнав все про «Красную палатку», сильно пожалела.
Так что я так и не увидела «Красин», знаменитый ледокол, сыгравший главную роль в спасении экспедиции Нобиле.
Это ведь целая страница в истории XX века. Потом уже мы добыли фильм Михаила Калатозова «Красная палатка», а чуть позже в магазинчике «Букинист» на той же улице Марата я купила книгу воспоминаний Эдуарда Миндлина, который плыл корреспондентом на «Красине» и видел спасение экспедиции Нобиле своими глазами.
И еще чуть-чуть позже оказалось, что некоторое отношение эти события имели и для нашего Дальнего Востока.

Нобиле и его экспедиция

23 мая 1923 года ранним утром итальянский дирижабль под руководством генерала Умберто Нобиле вылетел покорять Северный полюс. На его борту помимо военных и ученых был наш коллега - журналист Уго Лаго. Второй журналист - Франческо Томазелли - в тот день в вылете не участвовал и тем, наверное, спас свою жизнь.
В полночь «Италия» благополучно добралась до Северного полюса и сбросила там флаг своей страны и крест, освященный самим Папой Римским. А через два дня испортилась погода, начался сильный ветер, что-то случилось с мотором - и дирижабль начал опасно снижаться. Случилось ужасное: гондола ударилась об лед, часть людей выпали из дирижабля, а потом «Италия» вновь поднялась в воздух, унося с собой еще шестерых человек. Их больше никто не видел - ни живыми, ни мертвыми.
На льдине остались 10 человек, один - погибший. Среди выживших - ученые-физики Мальгрем и Бегоунек и сам Нобиле, которому удалось спасти своего фокстерьера Титину.
Люди оказались одни посреди бескрайнего ледяного поля. Они еще не знали, что проведут здесь месяц. Не знали, что не все дождутся спасения. Не знали даже, будет ли это спасение. Но радист Бьяджи настойчиво посылал призыв SOS. А группа выживших устанавливает на льдине палатку красного цвета - ту самую, которую потом разорвут на кусочки на сувениры, и они разойдутся по всему земному шару.

«Спасите «Италию»!»

И вот здесь впервые появляется радиолюбитель Николай Шмидт. Ему был всего 21 год, когда он навсегда вошел в легенду спасения «Италии».
Николай Рейнгольдович Шмидт родился в Киеве в педагогической семье: отец преподавал математику, мать - языки. Отец умер рано, Николаю пришлось выживать своими силами. Он был чернорабочим, библиотекарем, киномехаником. Это уже - в деревне Вознесенье-Вохма под Архангельском. Все свое свободное время он посвящал любимому увлечению - занятию радиотехникой, конструировал радиоприемники.
Вечером 3 июня между 21 и 22 часами Николай по самодельному одноламповому приемнику-сверхрегенератору (неуклюжему на вид, - скорее, похожему на хаотично разбросанные по столу детали и куски проводов) среди шума и треска услышал и записал в свой журнал обрывки фраз радиограммы на эсперанто: «ITALI... NOBILI... FRAN... SOS SOS SOS... TERRI TENO EHH».
Про экспедицию Нобиле Шмидт знал, но газеты приходили в село с опозданием и Николай не читал о крушении дирижабля. Думая, что о случившемся уже известно всему миру, он на всякий случай поспешил на почту, чтобы срочно вызвать своего друга Михаила Смирнова, который в то время учился в Вохме, но уехал к родителям на несколько дней в Заветлужье, и дал ему телеграмму.
Все это вспоминал много лет спустя сам Михаил Сильвестрович Смирнов, который уже жил в Комсомольске.
«Получив телеграмму, я бросился в Вохму. 35 километров почти пробежал. Hа следующий день мы с Hиколаем снова принимали сигналы экспедиции. Они прослушивались хорошо и регулярно. Мы оба на слух принимали плохо. Бьяджи, передавая радиограммы, видимо, не рассчитывал на таких специалистов, как мы. Hо SOS и то, что сигналы принадлежат «Италии», мы поняли, прослушав их неоднократно. Тогда решили дать телеграмму в Москву в Общество друзей радио».
Эту телеграмму долго отказывался принять местный телеграфист, считая все это шуткой. Но несколько загадочных слов: «МОСКВА. ОДР. МУКОМЛЮ. ИТАЛИЯ. HОБИЛЕ. ШМИДТ. 3.VI.28» - сделали Николая знаменитым. Он нашел затерянную экспедицию Нобиле.
А ведь в те дни Нобиле искал весь мир. На его поиски отправлялись одна за другой спасательные экспедиции. Погиб Амундсен, в то время ушедший на покой, безумно уставший от Севера, считавшийся в Норвегии национальным героем. Его гибель норвежцы так и не простили Нобиле. Самолет Амундсена, улетевшего искать экспедицию, тоже пропал навеки, нашли только одно крыло.
Но теперь, когда сигнал из красной палатки был пойман, Россия снарядила два ледокола - «Малыгин» и «Красин». Однако «Малыгин» оказался зажат льдами в Баренцевом море и выбыл из операции. Потом затерло льдами и «Красин», и на поиски экспедиции вылетел с места остановки ледокола самолет знаменитого летчика Чухновского.
А в красной палатке происходили страшные события. Трое человек уходят во льды, считая, что нужно двигаться вперед и искать помощи. То, что произошло во время этих блужданий, до сих пор не знает никто. Эдуард Миндлин, бывший на «Красине», говорит о том, в каком виде подобрали двоих из того маленького отряда: лейтенант Цаппи был одет в три комплекта одежды и три пары обуви, здоровье его было хорошим. Мариано был страшно истощен, ноги босы, одежда изорвана (потом Мариано отняли одну ногу из-за отморожения). А куда делся третий - физик Мальгрем? По словам итальянцев, он отказался идти дальше, лег в ледяную яму и отдал всю одежду. Долгие годы ходили слухи, что Цаппи просто «съел» Мальгрема, заставив его отдать теплую одежду и запас еды. Так же он «надавил» на Мариано. Известно, что у Мальгрема была сломана рука, но он был смелый и мужественный человек, к тому же хорошо знал Арктику. И еще: когда группа покидала лагерь, Бегоунек отдал Мальгрему, своему другу, письма родным - на случай, если группа спасется первой. Но почему же тогда умирающий швед не отдал эти письма Цаппи и Мариано?
Никто и никогда не узнает правды. Фильм «Красная палатка» обойдет эту страшную загадку стороной. Возможно, потому, что сценарий писал итальянец. Кто знает, были ли повинны в гибели молодого ученого итальянцы. Известно только, что Мариано назвал своего сына в честь Мальгрема - Финном.
Только один персонаж в фильме Калатозова «Красная палатка» выдуман. Это невеста Мальгрема, которую играет Клаудиа Кардинале. Это про нее говорил Юрий Визбор (он сыграл в фильме Бегоунека): «У нас ее звали в группе по-простому, по-домашнему, просто Клашка».
Так вот, Кардинале была невестой продюсера фильма, и специально для нее была написана роль медсестры.
Экспедиция Нобиле была спасена. Некоторые герои тех событий дожили даже до премьеры «Красной палатки» в 1969 году, причем Нобиле фильм не понравился.
А вот Николай Шмидт, скромный радиолюбитель, которого в фильме сыграл Николай Иванов, был давно мертв. Еще в 1941 году его арестовали и обвинили в антисоветской агитации. А также за то, что... хранил у себя дома радиоприемник.
Через три недели после ареста Шмидт вскрыл себе вены. Его спасли, и еще полгода Николай провел в камере и дождался официального приговора: расстрел. Место захоронения не указано.
Ему было всего 36 лет. На три года больше, чем Мальгрему. На 20 лет меньше, чем Амундсену. Один из героев Арктики, который в числе многих и многих оказался слишком хорош для нашей страны.
Но годы проходят, а люди, покорявшие Северный полюс, становятся легендами. Время стирает их плюсы и минусы, верования, национальности, взгляды на жизнь.
Главное, они хотели знать больше и сохраняли верность девизу Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Марина Литвинова
Санкт-Петербург - Хабаровск

Использованы материалы с сервера радиолюбителей России www.qrz.ru

Появление дирижаблей и аэропланов дало полярным исследователям новые возможности. Исследование Арктики пешим путём или на кораблях связано с очевидными трудностями и опасностями, воздушный транспорт же покрывает за час расстояние, которое пешему не одолеть и за сутки.

Среди исследователей, заинтересовавшихся новыми возможностями, был итальянец Умберто Нобиле. Он был одним из пионеров местного воздухоплавания. Однако Первую мировую войну он пропустил из-за проблем со здоровьем, хотя на фронт искренне рвался. Вместо полётов он занимался конструированием самолётов и дирижаблей. В 1924 году Нобиле заинтересовался полярными экспедициями, в частности, идеей покорить до сих пор не сдавшийся Северный полюс. Тогда этой же идеей болел знаменитый Руаль Амундсен.

Не сказать чтобы Нобиле был первым, кому пришла идея использовать дирижабли для покорения Арктики. Такую экспедицию задумывал ещё граф Цеппелин, пионер жёстких дирижаблей. Однако немецкий изобретатель не воплотил задумку в жизнь из-за Первой мировой войны. В 1925 году Амундсен и его небольшая команда на двух гидропланах совершили полёт к полюсу. Эта экспедиция потерпела неудачу: один из самолётов из-за технической неисправности сел на воду Ледовитого океана, и вся экспедиция с трудом выжила. Именно тогда решили попробовать для следующего полёта дирижабль, казавшийся более надёжным в арктических широтах.

План Амундсена состоял в том, чтобы найти крупный массив суши вокруг Северного полюса или же доказать его отсутствие. Для этого он собирался перелететь от Шпицбергена до полюса и оттуда добраться до Берингова пролива. Для этого норвежский первооткрыватель привлёк Нобиле, который сконструировал дирижабль.

Та экспедиция прошла успешно: сконструированный Нобиле дирижабль "Норвегия" пролетел над полюсом, на лёд Северного полюса спустили флаги Норвегии и Италии, однако по возвращении между полярниками начались дрязги из-за вопроса о славе. Нобиле был конструктором дирижабля, он управлял им, но командовал экспедицией Амундсен. Масла в огонь подлил Бенито Муссолини: итальянский диктатор всячески выпячивал роль своего соотечественника. Впоследствии Нобиле огорчённо писал, что пути его и Амундсена больше не пересеклись. Как бы то ни было, итальянский исследователь, получивший по случаю успеха генеральский чин, готовился к новой экспедиции.

Успех "Норвегии" оказался, в сущности, спортивным достижением. Главные усилия затрачены на то, чтобы сам полёт как таковой прошёл успешно. Почти никаких собственно научных целей перед "Норвегией" не ставилось. Теперь Нобиле собирался исправить это упущение.

Новая экспедиция, назначенная на 1928 год, имела сразу несколько задач. Во-первых, Нобиле надеялся всё же обнаружить какой-нибудь крупный остров среди льдов. Во-вторых, новая экспедиция везла с собой всяческое оборудование для океанографических наблюдений, изучения атмосферного электричества, магнетизма и т.д., причём предполагалась посадка на лёд для детальных исследований. На борт взяли нескольких учёных из разных стран мира. Так, вопросами атмосферного электричества занимался чех Франтишек Бегоунек, океанографией - Финн Мальмгрен из Уппсальского университета. Для полёта Нобиле намеревался использовать дирижабль под названием "Италия".

Нобиле и другие члены команды не были новичками, тот же Бегоунек работал на Шпицбергене во время экспедиции Амундсена. Консультантом выступил Фритьоф Нансен, щедро делившийся опытом.

Всего в полёт отправилось 18 человек: 13 членов экипажа во главе с Нобиле, трое учёных и два журналиста. Из состава экипажа семеро ранее летали с Амундсеном на "Норвегии". В финальном же полёте, стартовавшем со Шпицбергена, участвовало 16 человек.

С самого начала над экспедицией сгущались тучи. Муссолини выжал все политические дивиденды из Нобиле и потерял интерес к нему в качестве учёного. К тому же, возникли вопросы по персоналиям: не питая симпатий к Чехословакии, итальянские лидеры выступили против присутствия чеха Бегоунека в экспедиции.

15 апреля, когда экипаж отправился из Милана, пришло сообщение от ленинградских метеорологов: прогноз неблагоприятный. Тем не менее "Италия" прибыла на Шпицберген и начала работу. Первый полёт не состоялся, зато второй был удачен: итальянцы картографировали одно из последних белых пятен на карте мира, серьёзно улучшили представления о начертании островов Ледовитого океана. Нобиле и команда уже не зря отправились в путь, но теперь им предстояло самое сложное: вылет к полюсу.

В ночь с 23 на 24 мая "Италия" прошла над полюсом. Дирижабль не мог снизиться из-за сильного ветра, он скользил на километровой высоте со скоростью около 50 км/ч. Пока всё шло в целом неплохо, и "Италия" легла на обратный курс. Однако тут-то и начались настоящие неприятности. Для начала дирижабль попал в полосу густого тумана. Пришлось снизиться и идти на высоте всего в 150 метров. "Италия" начала покрываться ледяной корой и продиралась навстречу сильному южному ветру.

Вдобавок пропеллеры моторов отшвыривали куски льда на оболочку дирижабля, и те на огромной скорости проделывали в ней дыры. Их непрерывно заклеивали механики. Дирижабль качало, как на волнах. Из-за оледенения в какой-то момент заклинило руль высоты. "Италия" чуть не врезалась в лёд. Двигатели остановили, дирижабль смог сам подняться, а руль вскоре починили, но, разумеется, ситуация не добавляла оптимизма на борту.

Около половины одиннадцатого утра 25 мая 1928 года вконец оледеневшая "Италия" начала неуправляемо снижаться. Роковую роль сыграли, вероятнее всего, два фактора: масса намёрзшего льда и утечка водорода сквозь пробоины в обшивке. Нобиле приказывает сбросить балласт, но уже поздно. Навстречу "Италии" неслась холодная масса арктического льда. С жутким треском дирижабль врезался в паковые глыбы.

Мотогондола оторвалась, моторист в ней погиб на месте. Мало того, после обрыва части гондол полегчавший дирижабль ушёл в небо, унеся шестерых человек, которые уже не могли им управлять. Больше их никто никогда не видел.

Два путешественника, сам Нобиле и один механик, переломали ноги (Нобиле сломал ещё и запястье и получил кровавую рану головы), метеоролог Мальмгрен сломал руку. Остальные отделались менее тяжёлыми травмами, но теперь девять человек, из них трое с тяжёлыми травмами, и собака капитана остались на льду. Значительная часть снаряжения улетела на злосчастной "Италии".

Глубоко ошибается тот, кто считает, что арктические льды - это ровная поверхность. Повсюду в беспорядке возвышались торосы, попытки перемещаться ограничивались трещинами и даже полноценными рвами во льду. Мальмгрен, несмотря на тяжёлую травму, первым задумался о перспективах. Взобравшись на небольшое возвышение, он принялся оглядывать окрестности в бинокль. Вскоре на востоке обнаружился столб дыма. Минутная надежда быстро угасла: вероятно, это горели вдалеке обломки "Италии", а возможно, вторая партия путешественников, улетевшая на неуправляемом дирижабле, приземлилась и теперь пыталась дать знать о себе. Что горело - так и не удалось выяснить никогда.

Между тем на обломках всё же удалось сыскать кое-что ценное. Во время крушения с "Италии" выпало довольно много вещей: пистолет, унты, банки с мясным концентратом, спички, шоколад. В общей сложности удалось отыскать 125 кг провианта, включая даже сыр. Правда, для девяти человек это не так много, и Мальмгрен потребовал сразу же урезать пайки до 300 грамм в день, благо после устройства лагеря заниматься на льду всё равно нечем.

Нашёлся и бензин для сооружённой из обломков дирижабля кустарной печки. Одной из самых ценных находок оказалась палатка, куда снесли раненых. Тем временем итальянцы-радисты и учёный-электрик Бегоунек колдовали над рацией. Чтобы привести её в работоспособное состояние, им пришлось поползать по льду, собирая детали. Огромная удача: находятся аккумуляторы, а радист Биаджи сообщает, что возможностей передатчика хватит на целых 60 часов.

Радисты соорудили мачту из обломков поручней, и Биаджи смог отправить в эфир первое сообщение: "SOS, "Италия", Нобиле". Этих сигналов никто не услышал, но полярники надеялись, что их перехватят хотя бы на другой день.

Найденные секстаны и хронометры позволили определить координаты. Теперь оставалось ждать, придёт ли помощь.

Утро следующего дня не принесло облегчения. Мальмгрен сумел отыскать пресную льдину (от времени соль осела в нижнюю часть), но нерешенной оставалась главная проблема: связь. Радист, перемежая молитвы ругательствами, каждые два часа отправлял сигнал в пустоту. Между тем удалось произвести расчёты и выяснить, что ближайшая земля - в полусотне миль.

Тем временем на судне "Читта-ди-Милано", с которым "Италия" держала связь, забеспокоились. Дирижабль пропал, связи не было. Капитан Романья пытается выступить на помощь туда, где, по его мнению, может находиться "Италия", но судно не может продраться через льды. К розыскам подключаются другие корабли и самолёты, но пока они ничего не дают.

Неожиданно полярники обнаруживают, что льды преподнесли им сюрприз. Новые измерения показывают, что массив льда под ними движется, и за два дня лагерь отдрейфовал на 29 миль. Причём их тащит мимо земли.

В один прекрасный момент к лагерю выходит полярный медведь. Не потерявший хладнокровия Мальмгрен застрелил его из единственного сохранившегося у полярников пистолета. Один из путешественников ранее был охотником и сумел разделать тушу. Свежее мясо и суп здорово подняли настроение.

Между тем Мальмгрену и ещё двоим полярникам пришла в голову мысль добраться до края льдов самостоятельно. Смысл плана состоял в том, чтобы дойти до места, откуда их увидит какое-нибудь судно. Благо медведь теперь надолго обеспечил всех продовольствием, необходимым для длительного марша. Нобиле этот план не понравился, но члены команды убедили его разрешить разведку. Вышли трое, включая энергичного Мальмгрена.

Оставшиеся шестеро находились в очень тяжёлых условиях. Сутками сидеть в палатке, недоедая, - это серьёзное испытание, хотя смерть от голода им не грозила. Хуже всего была неизвестность: Биаджи посылал и посылал в эфир сигналы, которые никто не принимал.

Спасение пришло с неожиданной стороны. В СССР отреагировали на пропажу "Италии" едва ли не острее, чем в самой Италии. Русские имели большой опыт работ всякого рода в Арктике, поэтому быстро поняли, к чему идёт дело. Из Москвы скомандовали использовать ледоколы. Сформировали специальный комитет Осоавиахима для спасения экипажа "Италии".

А 3 июня двадцатидвухлетний радиолюбитель Николай Шмидт из деревеньки Вохма уловил сигнал, посланный радистом "Италии". Шмидт тут же дал телеграмму в Москву, а оттуда сообщение стремительно ушло в Рим. Вскоре удалось связаться и с "Читта-ди-Милано". С льдины отстучали координаты. Завеса над местом крушения "Италии" лопнула, теперь речь шла о спасательной операции.

Вдоль границы льдов перемещались зафрахтованные для спасения "Италии" китобои, однако севернее они проникнуть, конечно, не могли. Велись поиски одновременно трёх групп: основной во главе с Нобиле, троих ушедших пешком и шестерых утащенных с дирижаблем.

По льду пытались пустить собачьи упряжки, в воздух поднялись самолёты. 17 июня в палатке на месте крушения увидели первые аэропланы. Среди спасателей оказался и соперник Нобиле, Руаль Амундсен. Перед лицом смертельной опасности для коллег и товарищей по экспедициям все прежние свары были забыты. Увы! Для одного из величайших полярников в мировой истории спасательная операция стала последним делом в жизни. 18 июня во время поиска на гидроплане Амундсен пропал без вести со всем экипажем.

Между тем поиски продолжались. Из гаваней вышли по-настоящему серьёзные участники спасательной операции: ледоколы "Малыгин" и "Красин".

20 июня над красной палаткой появились итальянские гидропланы. Один из них снизился до бреющего полёта, и на льду даже услышали крик пилота "До скорого!", когда они легли на обратный курс. С гидропланов сбросили кое-какой необходимый груз. Теперь стало окончательно понятно, где находятся потерпевшие бедствие.

Первым отправился к месту аварии "Малыгин". Этот ледокол был построен в 1912 году в Британии по заказу России и постоянно ходил по северным маршрутам. К поискам подключили также многоопытных полярных лётчиков - Михаила Бабушкина и Бориса Чухновского. Они действовали каждый со своего ледокола: первый с "Малыгина", второй с "Красина".

Пока советские моряки и лётчики двигались на место, к полярникам прорвался шведский самолёт. Эйнар Лундборг оказался не только квалифицированным лётчиком, но и храбрым пилотом. Он ухитрился совершить посадку прямо на льдину. Самолёт, оснащённый лыжами вместо шасси, прошёл по льдине - и замер напротив лагеря.

Нобиле велел отправить самого измученного из участников экспедиции. Лундборг собирался вывезти по очереди всех, однако начал он именно с Нобиле, который сильнее всех пострадал. Впоследствии Нобиле много упрекали за то, что тот согласился лететь первым. Однако в реальности он, хотя и был руководителем экспедиции, как раз представлял собой наибольшую обузу для товарищей из-за своих переломов и ран. С этической точки зрения, правда, его поступок можно рассматривать и как проявление малодушия. Как бы то ни было, командующий экспедицией улетел первым.

Лундборг намеревался сдержать обещание. Однако, вернувшись для второго рейса, он допустил ошибку при посадке. Лундборг остался жив, но самолёт теперь, очевидно, никуда не мог лететь. Вдобавок вскоре испортилась погода. На некоторое время пришлось забыть об эвакуации, однако самолёты прилетали, сбрасывая грузы, среди прочего шведскую газету, откуда Лундборг узнал о собственном повышении в чине. Наконец, прилетел ещё один биплан, взявший шведского лётчика… и улетевший окончательно.

В это время "Красин" под командой капитана Карла Эгги деловито пробивался на север. Пройден Шпицберген, и осталось, казалось бы, совсем немного. Однако вскоре ледокол наткнулся на могучий массив многолетних льдов, которые приходилось ломать лишь очень медленно. В прочных льдах ломается один из винтов - снова остановка. Лётчик Чухновский, которому порядком надоели эти мучения, решил повторить опыт Лундборга.

Красин отыскивает подходящую для взлёта льдину. На неё спускают самолёт. Грузноватая машина Чухновского взлетает. Льды по-прежнему дрейфуют, так что Чухновскому не удается найти красную палатку на том месте, где она была. Зато он неожиданно находит группу Мальмгрена! Чухновский несколько раз пропадал из эфира, но в конце концов сообщил, что сел, сломав при этом шасси, и передал координаты - свои и полярников.

Ледокол поворачивает. На палубе толпы моряков, свободных от вахты, с биноклями в руках. В 6:40 12 июля со льда снимают двоих человек. Сам Мальмгрен погиб. Окончательно истощённый переходом, отморозивший ноги, несколькими днями ранее он попросил товарищей идти дальше без него. Во всяком случае, такова версия Цаппи, одного из уцелевших. Его показания были путаными и внушали мало доверия, возникли даже слухи о людоедстве. Истину установить уже, видимо, не удастся. Как бы то ни было, двое полярников подняты на борт. Сам Чухновский и его команда были спасены только через пять суток. Авиатор отказался от помощи, пока не будет выручена экспедиция "Италии".

"Красин" упорно подбирался к цели. Вскоре на льдине услышали сирену, а затем увидели дым.

"Красин" шёл, казалось, по высоким волнам: он то набегал на лёд, то опускался, ломая льдины своим весом. Биаджи передаёт приветственную радиограмму. Вечером 12 июля "Красин" пробился к остаткам экипажа "Италии" и снял их с льдины.

Дальнейшее - дело техники. Отряд Чухновского снимают с острова, на котором он застрял. Там авиаторы подстрелили двоих оленей и чувствовали себя пока недурно. Одновременно с "Красиным" к ним добралась норвежская оленья упряжка. 11 августа спасителей и спасённых торжественно встречают в Ставангере. Эпопея спасения "Италии" завершилась.

Из 16 человек, отправившихся в последний полёт "Италии", погибли и пропали без вести восемь. Ещё шесть человек, в том числе Амундсен, погибли во время спасательной операции.

Умберто Нобиле вернулся на родину в статусе народного героя. Однако пресса бранила его за то, что он первым покинул льдину, а руководство страны было в ярости из-за провала экспедиции. В 1931 году он уехал работать в СССР - пять лет жил в Долгопрудном.

В Италию он окончательно вернулся только после падения фашистов. Шведский лётчик Эйнар Лундборг погиб всего три года спустя во время испытательного полёта. Радиолюбитель Шмидт, первым поймавший сигнал бедствия, был арестован по обвинению в антисоветской агитации и расстрелян в 1942 году. Командир "Красина" Эгги прожил довольно благополучную жизнь и умер в 50-е.

Одиссея "Италии" вошла в историю, хотя и не так, как планировал её создатель, генерал Нобиле. Эта экспедиция осталась не столько научным или первооткрывательским достижением, сколько памятником самоотверженным усилиям людей, с великим риском для жизни спасавших потерпевшую бедствие команду.

План
Введение
1 Планирование
2 Дирижабль «Италия»
3 Экипаж
4 Экспедиция
5 Спасательные экспедиции
5.1 Обнаружение места катастрофы
5.2 Неудачные попытки
5.3 Завершение экспедиции
5.4 Поиски группы Алессандрини

6 Последствия и оценка экспедиции
7 «Италия» в культуре
8 Память
Список литературы

Введение

Арктическая экспедиция на дирижабле «Италия» (итал. Italia) состоялась в 1928 году под руководством итальянского исследователя Умберто Нобиле. Дирижабль с экипажем из 16 человек вылетел из Ню-Олесунда на Шпицбергене 23 мая, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу. Часть экипажа погибла, оставшиеся около месяца провели на льду в лагере, который получил известность под названием «красная палатка». Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций. Последних членов экспедиции Нобиле 12 июля забрал советский ледокол «Красин».

1. Планирование

Дирижабль «Норвегия»

В 1926 году Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» под командованием Руаля Амундсена участвовал в успешной экспедиции на Северный полюс. Нобиле был конструктором дирижабля, поэтому наряду с Амундсеном он заслуженно считался одним из героев всей экспедиции. После возвращения в Италию он был окружён почестями, Муссолини произвёл Нобиле в чин генерала. В то же время почти сразу Амундсен и Нобиле начали обмениваться взаимными обвинениями, приписывая основные достижения себе и выставляя оппонента в нелицеприятном свете.

Почти сразу после окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага, окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера, которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири, а также наблюдения в области атмосферного электричества, океанографии и земного магнетизма. Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном, но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан, жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой своего фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

2. Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота. Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей. «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами. Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль, а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет. В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена водородом (хотя уже в 1923 году в США был сконструирован дирижабль «Шенандоа», наполненный гелием).

Должность

Статус

Умберто Нобиле

Руководитель

Выжил, ранен.

Финн Мальмгрен

Метеоролог

Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы

Франтишек Бегоунек

Альдо Понтремолли

Пропал без вести

Журналист

Пропал без вести

Франческо Томазелли

Журналист

Не участвовал в последнем вылете

Адальберто Мариано

Выжил, потерял ногу.

Филиппо Цаппи

Альфредо Вильери

Натале Чечоне

Выжил, ранен.

Джузеппе Бьяджи

Этторе Педретти

Находился на «Читта ди Милано»

Феличе Трояни

Калисто Чокка

Пропал без вести

Аттилио Чаратти

Пропал без вести

Винченцо Помелла

Погиб при падении дирижабля

Этторе Ардуино

Старший механик

Пропал без вести

Ренато Алессандрини

Пропал без вести

Собака Нобиле

4. Экспедиция

19 марта 1928 года из города Специя вышло судно «Читта ди Милано» (итал. Citta di Milano, Город Милан), задачей которого было обеспечивать радиосвязь с «Италией». Пунктом назначения корабля была бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунд на Шпицбергене, которая часто использовалась как база для полярных экспедиций. Она же должна была быть базой для «Италии».

Умберто Нобиле и Финн Мальмгрен на борту дирижабля «Италия» над Баренцевым морем, 5 мая 1928 года

31 марта, за несколько дней до отлёта из Италии, экипаж «Италии» получил аудиенцию папы римского Пия XI, который передал Нобиле большой деревянный крест, освящённый им лично, чтобы установить его на полюсе. 15 апреля дирижабль вылетел из Милана. Как во время перелёта, так и в дальнейшем «Италию» сопровождали очень плохие метеорологические условия; Нобиле получил соответствующую информацию от советских метеорологов, когда дирижабль уже покинул Италию, и поэтому переносить сроки было уже поздно. Из-за шторма дирижабль был сильно потрёпан, поэтому 16 апреля Нобиле совершил промежуточную остановку в Штольпе в Германии. После 10 дней ремонтных работ дирижабль был снова готов к полёту, но из-за задержки «Читта ди Милано» он вылетел только 3 мая. Когда «Италия» пролетала над Стокгольмом, её подвели к дому Мальмгрена, чтобы сбросить письмо для его матери. Ещё один шторм обрушился на дирижабль во время ночёвки в Финляндии, но тем не менее 8 мая он прибыл в Конгсфьорд.

Во время вылетов на дирижабле находилось шестнадцать человек: радист Педретти оставался на «Читта ди Милано», а двое журналистов сопровождали дирижабль по очереди. Первый полёт к северо-востоку от Земли Франца-Иосифа был сорван из-за непогоды (дирижабль был вынужден вернуться через семь часов). Второй вылет продолжался шестьдесят девять часов и был гораздо удачнее, но достичь запада Северной Земли, как планировалось, не вышло. В третий раз «Италия» вылетела ранним утром 23 мая в направлении Северного полюса, которого дирижабль достиг примерно в полночь. С дирижабля были сброшены крест и флаг Италии, после чего «Италия» повернула обратно.

Обратный путь проходил в условиях сильного встречного ветра и сильного обледенения. Ветер мешал движению к Конгсфьорду, поэтому Нобиле предлагал двигаться в сторону Канады, но Мальмгрен был уверен, что ветер вскоре изменится. В результате было принято решение сохранить курс на Конгсфьорд. Дирижабль должен был двигаться строго по меридиану, но из-за сильного юго-западного ветра он отклонился от курса, о чём экипаж не знал. Нобиле был вынужден запустить третий мотор; это ненамного увеличило скорость дирижабля, одновременно сильно увеличив расход бензина. В третьем часу ночи 25 мая заклинило руль высоты, дирижабль получил дифферент на нос и начал опасно снижаться. Чтобы избежать падения, остановили все двигатели и стравили часть газа из кормового отсека. Поломку удалось устранить, и полёт продолжился то на трёх, то на двух двигателях с манёврами по высоте. Утром 25 мая экипажу удалось наладить радиосвязь с «Читта ди Милано» и приблизительно определить местонахождение «Италии». Последний сеанс радиосвязи произошел в 10:27.

25 мая примерно в 10:30 утра дирижабль, летевший на высоте 200-300 метров, резко отяжелел и начал снижаться со скоростью приблизительно полметра в секунду и дифферентом на корму около 8 градусов. Для получения дополнительной динамической подъёмной силы увеличили обороты двух работавших двигателей и запустили третий, но скорость снижения даже возросла. Воздухоплаватели попытались сбросить балласт, но сделать это не удалось. Когда столкновение с землёй стало неизбежным, все три двигателя для сведения к минимуму риска возникновения водородного пожара были остановлены. Приблизительно в 10:33 дирижабль ударился о лёд кормовой моторной гондолой, а затем, когда мотогондола оторвалась и корма дирижабля взмыла вверх, - гондолой управления. Около 50 метров её тащило по снегу, после чего она была оторвана от воздушного корабля. Неуправляемый дирижабль, в котором находились шесть человек (Алессандрини, Понтремолли, Ардуино, Чокка, Чаратти, Лаго - так называемая «группа Алессандрини») и большая часть снаряжения, продовольствия и оборудования, ветром унесло на восток. Остальные члены экипажа остались на льду. При катастрофе погиб находившийся в кормовой мотогондоле моторист Помелла, у Нобиле было рассечено лицо, сломаны голень и запястье, у механика Чечони - нога, у Мальмгрена - левая рука. Минут через двадцать на востоке показался небольшой столб дыма. Впоследствии Нобиле высказывал предположение, что он мог быть вызван бензином, сброшенным в канистрах в качестве балласта с летящего дирижабля и воспламенившимся от удара о лёд. По другой версии «Италия» совершила посадку, и вторая группа людей таким способом подавала сигналы. Возможность того, что струя дыма происходила, как позднее заявлял Цаппи, от пожара на дирижабле, считали гораздо менее вероятной: дым от горения значительного количества бензина, остававшегося на борту, и нескольких тысяч квадратных метров прорезиненной оболочки воздушного корабля был бы значительно сильнее, а световой эффект от вспыхнувших 15-16 тысяч кубических метров водорода вряд ли бы остался незамеченным с расстояния 8-10 километров (скорость ветра составляла около 25 километров в час). Шестерых человек, унесённых на «Италии», так никогда и не нашли.

Основной причиной катастрофы считаются неблагоприятные погодные условия. «Италия» двигалась в условиях тумана и сильного встречного ветра, к моменту катастрофы оболочка дирижабля сильно обледенела. Нобиле в качестве одной из версий называл утечку водорода через разрыв в оболочке.

5. Спасательные экспедиции

5.1. Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333, 25.41666781°14′ с. ш. 25°25′ в. д. / 81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограмм пеммикана и 41 килограмм шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция, которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя, мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успешное завершение поисков. 29 мая Бьяджи смог передать в эфир позывной и радист «Читта ди Милано» его услышал, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

30 мая Мальмгрен и штурманы Цаппи и Мариано втроём вышли из лагеря, чтобы добраться до Конгсфьорда пешком. По мнению Бегоунека, инициатором этого рискованного предприятия был Цаппи. Нобиле первоначально был против разделения на две группы, но в итоге позволил Мальмгрену, Мариано и Цаппи покинуть лагерь. Обсуждалась возможность того, что к ним присоединится штурман Вильери и/или Бьяджи с радиостанцией, но в итоге их кандидатуры были отклонены. Цаппи, Мариано и Мальмгрен взяли с собой большой запас пеммикана и шоколада.

3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма (Северо-Двинской губернии), поймал сигнал радиостанции Бьяджи на самодельный приёмник. В тот же день он отправил телеграмму в Общество друзей радио в Москве. При ОСОАВИАХИМе был создан Комитет помощи «Италии», который возглавил заместитель наркома по военным и морским делам СССР Иосиф Уншлихт. 4 июня информация была передана итальянскому правительству, 7 июня сообщение об этом было опубликовано в газетах. 8 июня позывные Бьяджи были приняты на «Читта ди Милано» и Бьяджи смог передать уточнённые координаты лагеря 80°30" с. ш. и 28°4" в. д. (изменение координат связано с дрейфом льдины). С этого момента связь с внешним миром поддерживалась постоянно.

В СССР было подготовлено два ледокола, которые должны были дойти до лагеря и принять на борт всех находившихся там. 12 июня из Архангельска в сторону Шпицбергена направился ледокол «Малыгин». Его капитаном был исследователь Владимир Визе. 16 июня из Ленинграда вышел ледокол «Красин» под командованием капитана Карла Эгги и знаменитого полярного исследователя Рудольфа Самойловича с одним самолётом «Юнкерс» ЮГ-1 на борту (экипаж самолёта: пилот Борис Чухновский, второй пилот Георгий Страубе, летнаб Анатолий Алексеев, бортмеханики Александр Шелагин и Владимир Федотов). Однако 20 июня «Малыгин» оказался зажат льдами в Баренцевом море и выбыл из операции.

5.2. Неудачные попытки

Эйнар Лундборг

Ледокол «Красин»

17 июня над лагерем пролетели два самолёта, которые размещались на «Браганце». Из-за плохой видимости лётчики не заметили палатку и костёр, хотя обитатели лагеря их видели. На следующий день они повторили попытку, но снова не нашли лагерь.

Руаль Амундсен, который после полёта на «Норвегии» находился в конфликте с Нобиле, с первых дней после сообщения о катастрофе изыскивал средства на организацию экспедиции. Наконец 14 июня министр французского морского флота предоставил в его распоряжение гидросамолёт «Латам-47» (Latham) с экипажем из пяти человек - служащих французского флота. 18 июня он вылетел из Тромсё на Шпицберген, но к месту назначения не прибыл. Последний раз Амундсен вышел на связь через два часа сорок пять минут после вылета, точное время и место гибели Амундсена неизвестны. 31 августа в море был найден поплавок от его самолёта, 7 октября был найден пустой бензобак.

20 июня гидросамолёт Savoia-Marchetti S.55 под управлением майора Умберто Маддалены доставил на льдину продовольствие и медикаменты. Через два дня прилетели уже два самолёта с грузами. 23 июня шведский лётчик лейтенант Эйнар Лундборг на одномоторном биплане «Фоккер» C.V вывез со льдины Нобиле вместе с Титиной на шведскую авиабазу, а на следующий день Нобиле был доставлен на «Читта ди Милано». Предполагалось, что Нобиле, как руководитель экспедиции, сможет координировать усилия по спасению остальных, в том числе отколовшейся группы из трёх человек. Затем Лундборг рассчитывал в течение двух дней эвакуировать весь лагерь. Но при второй посадке на льдину самолёт Лундборга потерпел аварию, перевернулся и стал непригоден для полётов; Лундборг сам присоединился к обитателям красной палатки. 6 июля его эвакуировали шведские лётчики, которые больше не пытались вывезти кого-либо из лагеря. В отсутствие Нобиле руководителем лагеря был назначен Вильери; сначала такое решение принял Нобиле, затем его телеграммой подтвердил чиновник из министерства военно-морского флота Италии.

5.3. Завершение экспедиции

Борис Чухновский

21 июня «Красин» прибыл в Берген, провёл там два дня, после чего отправился в сторону Шпицбергена. 10 июля экипаж Чухновского долетел до лагеря и сбросил вниз еду и одежду. 11 июля Чухновский обнаружил группу Мальмгрена. По его словам, он видел трёх человек, один из которых лежал на льду. Из-за тумана Чухновский совершил вынужденную посадку на лёд, при этом самолёт повредил шасси и экипажу самому потребовалась помощь. Он был снят со льдины через пять дней, уже после того, как были спасены аэронавты.

Утром 12 июля «Красин» добрался до места, указанного Чухновским, и забрал на борт Мариано и Цаппи. По словам выживших итальянцев, примерно за месяц до того как их обнаружили, Мальмгрен не смог идти от истощения и попросил, чтобы те оставили его умирать и шли дальше. Таким образом, Чухновский не мог видеть Мальмгрена 11 июля. Предположительно, он принял за человека лохмотья, из которых были сложены слова «Help, food. Mariano, Zappi» (англ. Помогите, еда. Мариано, Цаппи ). По сообщению корреспондента ТАСС, который был единственным журналистом на «Красине», Цаппи имел на себе три меховых куртки и две пары меховых ботинок, в том числе куртку и ботинки Мальмгрена, в то время как на Мариано вообще не было ботинок. Через несколько дней Мариано ампутировали обмороженную ногу. Всё это стало причиной появления версий о каннибализме Цаппи: якобы его хорошее физическое состояние, особенно по сравнению с Мариано, объяснялось тем, что он питался мясом с тела Мальмгрена.

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик, откуда итальянцы поездом отправились на родину.

5.4. Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

6. Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом (англ.)». Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение «Крест и шампанское», в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего врага, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей.

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё, посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

7. «Италия» в культуре

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка» (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым. Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра, который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена, неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

· В 1995 году, Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле» достоинством 100 руб.

Список литературы:

1. John Toland, . Стр. 166-167.

2. Нобиле, Умберто Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем. = Ali sul polo. Storia della conquista aerea dell’Artide. - М.: Мысль, 1984. - 222 с. - ISBN 5-09-002630-0

3. Муромов, И.А. Крушение дирижабля «Италия» // 100 великих авиакатастроф. - М.: Вече, 2003. - С. 35-43. - 528 с. - ISBN 5-9533-0029-8

4. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 168.

5. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 169.

6. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 69.

7. Обухович В. А., Кульбака С. П. Дирижабли на войне. - М.: АСТ, 2000. - С. 361. - ISBN 5-17-001637-9

8. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 215.

9. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters. Стр. 172.

10. Бегоунек, Франтишек Трагедия в полярном море = Trosečníci polárního moře. - М.: Иностранная литература, 1962.

11. Арие, М. Я. Дирижабли. - К.: Наук, думка, 1986. - С. 217. - 262 с.

12. Георгий Члиянц Николай Шмидт - пионер ARES. Сервер радиолюбителей России (26 марта 2004 года).

14. Уголок неба. Fokker C.V

16. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 222.

18. Steinar Aas «One Man"s Foolishness Led to the Death of 14 Men». Norwegian Reactions to Umberto Nobile and the «Italia» Disaster // Acta Borealia . - 2003. - Т. 20. - № 2. - С. 169-184.