Справочник по русскому языку. Слова на правило безударная гласная в корне слова проверяемая ударением Проверка безударной гласной в корне слова благоухает

Умение правильно и грамотно излагать мысли на бумаге крайне необходимо. Развитию этого навыка уделяют внимание ещё в начальной школе. Одними из самых часто встречаемых орфограмм являются проверяемые безударные гласные в корне слова. Примеры привести несложно: дверной - двери , зеркальный - зеркало , писать - пишет . Во всех перечисленных словах гласные, написание которых находится под сомнением, проверяются однокоренными лексическими единицами, где звук находится в сильной позиции и чётко слышен.

Виды безударных гласных

Чтобы не ошибиться и написать слово с орфограммой правильно, необходимо сначала определить, к какому именно виду она относится. В русском языке принято выделять 3 типа безударных гласных :

  • непроверяемая гласная (словарное слово);
  • чередующаяся гласная;
  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Слово является непроверяемым в том случае, если к нему невозможно подобрать проверочное. В такой ситуации его написание следует уточнить в орфографическом словаре и запомнить.

Примеры - арбуз , человек , чеснок , поролон , календарь , пакет и многие другие.

К группе с непроверяемой гласной в корне относится большое число лексических единиц, заимствованных из иностранных языков: симпатия , информация , филармония , церемония , экономика , математика и т. д.

Корни с чередованием тоже часто вызывают трудности. В этом случае правописание может зависеть от различных факторов :

  • от ударения: сгорает - гарь , заря - зори ;
  • от наличия суффикса «а» после корня: выдирать - выдернул , застилает - застелет ;
  • от согласного в конце корня: растительность - заросли - отращивать ;
  • от смысла: обмакнул - промок .

Чтобы не совершить ошибку, необходимо запомнить, в каких именно корнях появляются чередующиеся гласные и каким правилам они подчиняются.

Чтобы определить, является ли орфограмма безударной проверяемой гласной корня, нужно убедиться, что отсутствует явление чередования. После этого следует подобрать слово, где гласная, вызвавшая затруднение, будет стоять под ударением: коробка - короб , прямой - прямо , цветок - цвет .

Для верного определения проверочного слова необходимо помнить о некоторых важных правилах и исключениях русского языка.

Как найти проверочное слово

Основная сложность при написании заключается в том, как правильно проверить безударную гласную в корне. Правило звучит достаточно просто: нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква будет стоять в сильной позиции, т. е. под ударением :

  • щека - щёки ;
  • колбаса - колбасный ;
  • пекарня - пекарь ;
  • грибной - гриб ;
  • цепочка - цепь .

Однако есть ряд исключений из основного правила. Чтобы не допустить ошибку при проверке, необходимо их учитывать :

Все перечисленные правила, а также исключения из них, проще всего запомнить на практике. Для этого можно выполнить несколько упражнений на закрепление навыка.

Примеры упражнений

Задания на правописание безударных гласных в корне встречаются как в учебниках для начальных классов, так и в сборниках ЕГЭ. Ниже будут разобраны некоторые типы упражнений.

Задание 1. Записать 10 слов, в корне которых присутствует проверяемая безударная гласная.

Чтобы выполнить это упражнение, можно посмотреть вокруг и определить, какие из окружающих предметов или признаков имеют в корне гласные в слабой позиции и какие из них проверяются. При этом лучше избегать глаголов, имён существительных и прилагательных иностранного происхождения. А также необходимо проверять, не является ли гласная в корне чередующейся.

Вот лишь некоторые слова, которые подходят под условие упражнения :

  • стекло - стёкла ;
  • окно - окна ;
  • часы - час ;
  • столы - стол ;
  • зелёный - зелень ;
  • на полу - пол;
  • зеркало - зеркальный ;
  • деревянный - дерево , деревья ;
  • стена - стены ;
  • тепло - тёплый .

Под условие задания могут подойти и другие примеры слов.

Упражнение 2. Где пропущена проверяемая безударная гласная?

Аб…немент, ш… лестеть, г… реть, изб… жать, зам… рать, охр… нять, ш… колад, пон… мание, в… лнистый, д… ректор, р… жим, мол… ко.

Сначала следует найти лексические единицы, в которых есть чередование гласных: гореть , замирать , понимание .

Теперь нужно написать проверочные слова к оставшимся в списке. Те из них, которые не удалось проверить, являются непроверяемыми. Эти лексические единицы можно проверить :

  • шелестеть - шелест ;
  • избежать - бег ;
  • охранять - охрана ;
  • волнистый - волны ;
  • молоко - молочный .

Слова абонемент , шоколад , директор и режим являются словарными.

Упражнение 3. Вставить пропущенные буквы.

Наступило раннее утро. Д… вчонка проснулась, вск… чила с кровати и выгл… нула в… кно. Небо поразило её своей с… невой. Уд… вительно осв… жающий воздух ворвался в комнату. Однако всё с… мейство прод… лжало крепко спать. Она взд… хнула, закрыла форточку и начала л… ниво собираться в школу.

Нужно подобрать проверочные слова :

Ко всем словам с пропущенной буквой были подобраны проверочные слова.

Формулировки упражнений по русскому языку могут отличаться. В некоторых из них может потребоваться определить, какая одна и та же буква пропущена в каждой строке задания. Иногда вопрос формулируется так, что нужно понять, какая именно орфограмма присутствует в каждой из нескольких лексических единиц. Но если к слову можно подобрать проверочное, то, без сомнения, речь идёт именно о гласной в корне без ударения.

Вконтакте

Наверное, самые частые ошибки школьников - это ошибки в безударных гласных в корне слова. Ведь они встречаются очень часто, а проверяются не всегда легко!

Как писать безударные гласные в корне?

Правило очень просто и опирается на основной принцип русской орфографии, который ученые называют фонематическим. Он гласит, что в слабой позиции надо писать ту же букву, что и в сильной. Для гласной слабая позиция - безударная. В ней гласная и короче, и звучит неясно. Сильная позиция для гласного - под ударением. Поэтому надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы в нем сомнительная гласная стояла под ударением: для обозначения безударной в корне используется та же буква, что и для ударной в том же корне на том же месте.

Как подобрать проверочное слово?

Можно попробовать поставить слово в единственное число (если оно во множественном) или наоборот: леса - лес; лиса - лисы.

Если перед нами существительное, образовать прилагательное, или наоборот: вода - водный; смешной - смех.

Во всяком случае, надо начинать с того, что найти корень слова и осознать его значение. Это сделать необходимо, так как существует немало омофоничных (одинаково звучащих) корней, которые имеют разное значение и по-разному пишутся. Такие случаи мы рассмотрим ниже. Ошибки возможны и в том случае, если корень не найден или найден ошибочно. Например, первую гласную в слове «растеряться» ученик пишет неправильно («ростеряться»), так как проверил словом «рост», ошибочно предположив, что это корень.

Иногда трудно подобрать проверочное слово. Тогда правописание лучше запомнить.

Проблемы, возникающие с подбором проверочных слов

Правописание безударных гласных в корне слова иногда вызывает затруднения и у тех, кто хорошо знает правила.

Основные проблемы:

  • Омофоничные (одинаково звучащие) корни;
  • Чередования;
  • Проверка глаголом.

Разберем их по порядку.

Явление омонимии - омофония. Омофонами называют слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. Это иногда сбивает пишущего с толку, так как требует рассуждения, так как надо решить, какое проверочное слово использовать.

Например , слово «сп…ши». Вне контекста мы не можем определить, какую букву надо вставить на месте пропуска. А вот в контексте все становится ясно: «спиши слова (список)» и «спеши на вокзал (спешка)».

На явлении омонимии писатели и публицисты часто основывают свои шутки, которые называются каламбурами.

Чередующиеся корни также могут создавать проблемы, так как проверять гласные в таких корнях обычным способом нельзя. Например, слово «предполагать» нельзя проверить словом «предположим», так как правописание гласной в таких корнях зависит от правила. Подробнее в главе «Чередование».

Наконец, из общего правила существует исключение : нельзя проверять глагол совершенного вида глаголом несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива) (выкопать - выкапывать); необходимо подобрать проверочное слово другой части речи (раскопки).

Непроверяемые безударные гласные в корне

Иногда бывает и так, что подобрать проверочное слово невозможно: просто нет однокоренных слов, в которых нужная гласная была бы под ударением. Часто это относится к заимствованным словам, но возможны такие примеры и среди исконно русских. Примеры : пенал, картина, традиция и т.п. Правописание таких слов надо запоминать или проверять по словарю.

Корни с чередованием

На протяжении веков язык претерпевал различные изменения. Поэтому в современном своем состоянии он содержит ряд корней, имеющих варианты написания.

Самое знаменитое чередование (-оро- – -ра- и -оло- – -ла-) основано на том, что в древности наряду с устным русским языком использовался письменный церковнославянский; первому свойственны полногласные сочетания (-оро-, -оло-), а второму - неполногласные (-ра-, -ла-).

Корни с чередованием можно спутать, но лучше этого не делать, так как тогда возникнет ошибка. Например, слово «ворота» нельзя проверять словом «привратник».

Надо запомнить и правописание чередующихся корней из таблицы ниже.

Правописание зависит от согласных корня

Правописание зависит от ударения

Правописание зависит от суффикса -а-

рАст (рАщ) - рОс - А пишется, если в корне есть СТ или Щ; искл.росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль

лАг - лОж - А пишется, если на конце корня Г

скАк - скОч - А пишется, если на конце корня К; искл. скАчок, скАчу

клАн - клОн

твАр - твОр - во всех трех корнях под ударением пишется то, что слышится, без ударения - О

зАр - зОр - наоборот: под ударением пишется то, что слышится, а без ударения – А

Есть суффикс А

(в значении «становиться неподвижным, мертвым)

Нет суффикса А

Растение, предлагать, подскочить

Загорелый, поклонись, творец, заря

Касательная, соберу, отпирать, придираться, натирать, замереть, расстелить, блистательный, зажигать

Кроме перечисленных, стоит запомнить также корни -равн- (равный)/-ровн-(ровный), -мак- (макать в жидкость)/-мок- (мокнуть, пропитываться водой) и -плав-/-плов-/-плыв- (пишется А, кроме слов «пловец», «пловчиха», «плывуны»).

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что проблемы с написанием безударной гласной в корне слова могут быть омофоничными (когда корни звучат одинаково), могут возникнуть, если не знать о чередовании гласных в корне и при проверке слова глаголом. Также мы узнали, что правописание гласной в корне в большинстве слов проверяется однокоренным словом, в котором безударный звук становится ударным.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 258.

В словах часто встречается безударный гласный. Всегда ли удается проверить эту букву, поставив ее под ударение? В одних случаях это удается сделать, но бывает и так, что от проверочных слов толку нет, и «работает» иное правило. В таких случаях правописание безударных гласных в корне слова окажется серьезной проблемой для начинающих школьников.

Сначала поговорим о тех случаях, когда проверочные слова пригодятся. Как выбрать правильную гласную? Это делается несколькими способами:

  • изменение формы, если слово – глагол;
  • изменение числа, если слово – имя существительное;
  • изменение части речи;
  • «упрощение».

Например, в слове терпеть безударная е, и может закрасться мысль, что писать, терпеть или «тирпеть»? Однако этой ошибки легко избежать, если изменить форму глагола: в слове терпят е под ударением, и больше нет никаких сомнений.

Есть и другие случаи, когда проверяемые безударные гласные в корне слова не проблема. Например, может возникнуть вопрос, как писать стволы, с буквой о или через а? Изменим множественное число на единственное, получится ствол. Все, сомнений нет.

Изменение части речи тоже может пригодиться. Например, появились сомнения, как писать: зима или зема? Один из вариантов проверки – подобрать подходящее прилагательное, получится зимний. Значит, надо писать и.

Помня о способах словообразования, нетрудно проверить сомнительный е в слове лесник. Отбросим -ник, получится лес.

Правда, подчас случаются курьезные случаи, вроде тех, что описаны в книге «Секреты орфографии». Казалось бы, дураку понятно, как проверить сомнительную е в слове залепил, однако один горе-грамотей нашел такую проверку, как липкий, и написал и вместо е (получилось «залипил»). Как избежать таких промахов? Запомнить правило: проверочное слово должно быть родственным.

Непроверяемые гласные

Нередки случаи, когда безударные гласные проверяемые ударением, требуют двойной проверки. Наглядный пример – слова, где есть полногласные сочетания оро, оло, ере:

  • борода.
  • золоченый,
  • берега.

Во всех этих случаях нужна двойная проверка. Вот как проверяются сомнительные гласные:

  • бороды, бородка,
  • золото, позолота,
  • берег, побережье,

Однако зачастую невозможно проверить безударную гласную. Это слова с безударной гласной в корне типа экватор, единичный, картошка, морковка. Есть лишь один способ избежать ошибки – запомнить такие проблемные слова.

Интересно! Среди гласных есть безопасная – у. Почему же безопасная? Все просто: у неё нет пары, тогда как а, о, я, е, и, э образуют пары типа а – о, я – е, я – и, э – и, е – и. Благодаря непарности у всегда в сильной позиции – хоть под ударением, хоть без него. А потому, например, для слова уголок подходящая проверка – треугольник.

Когда проверка бесполезна

Кроме корней, подчиняющихся так называемому «главному правилу», связанному с ударением, есть «коллеги», «играющие по другим правилам».

Эти правила нужно хорошенько запомнить, чтобы узнавать их «в лицо» и избежать ошибки.

В этих правилах правописание безударных гласных в корне слова связано с сочетаниями букв или чередованием звуков:

  • полногласные и неполногласные сочетания (оро – ра, оло – ла, ере – ре, оло – ле);
  • корни гор, клон, твор, зар, плав;
  • чередование раст (ращ) – рос, скак – скоч;
  • чередование е – и, о – а, связанные с отсутствием или присутствием суффикса а.

Если в случае с полногласными и неполногласными сочетаниями проверка зачастую возможна, то во втором случае проверка лишь «добавляет тумана».

Достаточно вспомнить такой пример, как озарился. Неопытный школьник, только передшедший во 2 класс, невольно задумается о том, что писать, о или а. Проверка вместо ответа на вопрос лишь усилит сомнения – то ли писать о, как в зорька, то ли а, как в зарево. Тут и до ошибки недалеко.

Чтобы избежать ошибки, нужно помнить правило: гор-, клон-, твор- пишутся через о, а зар-, плав- – через а, а также исключения из этого правила.

Полногласие/неполногласие

Хотя в этих случаях возможна проверка безударных, намного важнее помнить отличительную особенность пар с полногласием и неполногласием. Примеры таких пар:

  • город – град, ворота – привратник;
  • золото – злато, молодой – младший;
  • дерево – древо, берег – брег;
  • молоко – млекопитающее, молочный – млечный.

Запомнить принцип подобного правописания несложно. Помня об этой тонкости, школьник вряд ли попытается проверить сомнительную гласную, изменив молодость на младость (а ведь такая ошибка типична для тех, кто незнаком с правописанием полногласных/неполногласных слов).

Важно запомнить! О полногласии или неполногласии говорят только тогда, когда у слова есть пара. Если это городской, то здесь можно уверенно сказать о полногласии, потому что есть «родственник» – градостроительство. Наглядный пример неполногласия – небрежный, потому что у него есть «родственник» – бережный.

А как же страховка? Здесь нельзя говорить о неполногласии, так как нет пары вроде «стороховка». Пример, когда невозможно говорить о полногласии – полоса, потому что нет «родственника» вроде «пласа».

Слова с чередованием е и и

В этом случае правописание безударных гласных в корне слова связано со своеобразной орфограммой. Где же своеобразие? Оказывается, здесь командует парадом суффикс -а-. Правило звучит так: если за корнем стоит суффикс -а-, то в корне пишется и, а если суффикса нет, пишется е .

Знакомство с этим правилом лучше всего начинать с наиболее простого примера – орфограммы с женским именем. Часть корня, а именно -ир-, соединяется с суффиксом -а-, вот и получается женское имя. Примеры: обтирать – обтереть, замирать – замереть.

Чуть сложнее примеры, где чередование е–и сохраняется. Например, в словах с суффиксом -а- – расстилать, зажигать, блистать, рассчитать стоит и, а если суффикса нет, то е (расстелить, зажечь, блестеть, расчет).

Однако у суффикса -а- характер поистине генеральский: мало «командования парадом» в корнях с чередованием е–и, так еще нужно активно участвовать в чередовании одной буквы с двумя. Как это получается? А вот как: если нанять пишется через я, то в слове нанимать при появлении суффикса получается буквосочетание има. Похожий пример – начать – начинать: как только появился суффикс, а сменяется буквосочетанием ина. Такие вот интересные орфограммы с безударными гласными.

Слова с чередованием о и а

Это безударных встречается в нескольких разных правилах:

  • чередование типа раст (ращ) – рос;
  • чередование скак – скоч;
  • корни, где «командует парадом» суффикс -а-.

В первых двух случаях получается наглядный пример чередования и согласных, и безударных гласных. Это значит, что буква а в близкой дружбе с буквами ст, щ, а о «подружилось» с буквой с. Однако важно помнить как само правило, так и исключения из него (росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, отрасль). В другом случае а «дружит» с к, а о «в дружбе» с ч (но есть исключения – скачок, скачет, скачки).

Теперь пора поговорить о третьем случае, связанном с чередованием о и а. Получилась интересная ситуация: неуемный суффикс-«командир» решил, что «командовать» чередованием е с и, а также ин и им с а и я хорошо, но недостаточно. Он заполучил власть над двумя корнями и «диктует» правило, связанное с написанием а или о. Правило звучит так: если суффикс а за корнем, то пишется а, а если суффикса нет, пишется о. Примеры: предложить – предлагать, прикасаться – прикоснуться.

Полезное видео

Подведем итоги

Как быть с безударной гласной в корне слова? Все зависит от нескольких нюансов: подчиняется ли корень главному правилу или нет. Если «главное правило» работает, то нужно попытаться поставить сомнительную гласную под ударение (если попытка неудачна, нужно посмотреть в орфографический словарь и запомнить проблемное слово). Если работают иные правила, нужно запомнить их нюансы.

Вконтакте

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ, НЕ ПРОВЕРЯЕМЫЕ УДАРЕНИЕМ

Бросилась на постель, но не могла уснуть. 4. Весь этот инц-.дент продолжался несколько минут. 5. Этою сырою снедью помещичьи дети объедались даже и тогда, когда в окрестных деревнях св.-репствовала д..з..нтерия-j 6. Няня... подбежав к окну из п.-л.-садника, начинала) выкрикивать: «Мамашенька идёт...» 7. Мелкопоместные дворяне круглый год жили в тесных к..морках.
8. К одной из стен был придвинут музыкальный инструмент — не то старинное ф..рт..пьяно, не то кл..в..син. 9. Ей более всего импонировали люди с образованием. (По Е. Н. Водовозовой.)

44. Распределите данные слова на две группы: 1) слова с проверяемым ударением гласным в корне; 2) слова с не проверяемым ударением гласным в корне.

Б..к. .лея, б..ндероль, безмятежный, с..рень, вып.-чка, проев..щение, ф..л..телист, м.-л.-орапия, растр, .сти, пр..тендент, зап..стреть, к..в..лерия, пок.-яние, ел..ток, неув..даемый, сн-.гирь, „ранж.,рея, п.-скарь.

45. Прочитайте. Выпишите слова с непроверяемым безударным гласным в корне.

1. Мазурку соединили с котильояом (Боб.). 2. Над душным городом как бы сгущалась предгрозовая атмосфера последних предвоенных месяцев (Овч.). 3. Он яе был филантропом и смотрел на крестьян прямо как на «рабочую силу» (Леек.). 4. К этим сказкам я в веряулся, когда стал записывать фольклор на севере (Пришв.). S. Мне стало интересно сравнивать их с приказами других администраторов (Леек.). 6. Давно уж нет композитора на свете (Аст.). 7. Отворил камердинер, небольшого роста, брюнет, франтовато и пестро одетый (Боб.}.

46. Прочитайте. Проанализируйте написание выделенных слов. Запишите их вместе с родственными им словами в современном русском языке в виде цепочек или рядов. (В случае необходимости обращайтесь к толковым словарям русского языка.)

1. Капитану как раз дорого было в ней удивительное сочетание интеллигентности светской дамы с непритязательностью спортсмена и охотника (Конч.). 2. Сютаев рассыпался мелким бесом, запричитал речитативом (Пик.). 3. Попов явно поджидал его, стоя среди своих сокровищ — огромной коллекции гравюр У. офортов, упрятанных в роскошные фолианты зелёного сафьяна (Пик.). 4. ...Сами мясо жарили, сами салаты компоновали (Кар.). 5. «Он омарами занюхивается, когда рядом благоухает белый гриб!
У него обоняние сбито!» — «Зато обаяние есть», — сказала Аня (Кар.). Q. Жюльетта ограждала его от тривиальности буржуазных семей (Конч.). 7. Два поколения Кравцовых перед ним, подвизаясь на поприще внешней торговли, учились со вкусом носить вещи (Сл.). 8. Вульф придвинул к нему палисандровый ящик с сигарами, похвастал... (Пик.) 9. Рад видеть вас, князь. Давненько в наших палестинах? (Пик.)

47. (Изложение.) Прочитайте, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова" проанализируйте с точки зрения словообразования, укажите производящие слова или основы. Каков фонетический состав слова семьёю? Отметьте в тексте слова с безударным гласным в корне, не проверяемым ударением. Напишите сжатое изложение.
В Васильково дедушка ссылал всех чем-нибудь пров.-нившихся перед ним кр-.стьян, которые д..лжны были, см.-тря по времени года, заниматься рубкою дров или выкорчёвыванием к..рней д.-ревьев, а также косьбою лугов, л..жащих за б. .лотами, непосредственно примыкавшими к этому жалкому посёлку. Над опальными крестьянами, которые в наказание пос..лены были здесь без своих с..мейств, надзирал особый староста, тоже простой крестьянин, единственный неопальный человек среди васильковского люда, а поэтому и живший здесь с своею с..мьёю. Этот посёлок состоял из с. .иных сараев а построек для л..ш..дей, нескольких изб, в которых жили опальные кр.-стьяне, и из к..нторы — тоже пр..стой хаты, только несколько побольше ост-.льных, — которая служила ж..лищем старосты и его с..мьи. Б..лота, бесконечные б..лота и топкие лужайки т.-нулись вокруг.

Дедушка прик-.зал пое..лить свою м..л..дую ж..ну в конторе этого посёлка.

Итак, ж. .на зажиточного помещика, жившая до тех пор в довольстве и холе, должна была пос..литься в болотистой местности и жить без всяких средств, так как муж ни при её отъезде, ни впоследствии не д. .вал ей ни денег, ни пр..визии, ни ск..та, ни прислуги.

На своё изгнание она стада см..треть как на перст пров.-дения, указывавший ей быть матерью, ут..пштельницею и помощницею ссыльных крестьян, с которыми судьба её ст-.лкнула. (По Е. Н. Водовозовой.)

48. (Предварительный диктант.) Повторите правила написания имев собственных. Обратите внимание на слова иноязычного происхождения (анархист, балкон и т. п.), писать которые требуется по изученному правилу. Основной пунктограммой диктанта является запятая при однородных членах предложения. Напишите текст под диктовку.

Пуйи — это летняя р..з..денция французского пр..з..лента Сади Карно, когда-то убитого в Лионе итальянцем-авархистом Казерио.

Небольшой двухэтажный каменный дворец, типичный для загородных домов французской буржуазии восемнадцатого века. Узкие переплётчатые окна, балконы, т..ррасы, высокие к..минные трубы на крыше. Открытая лужайка перед домом, когда-то украшенная цветниками, дорожки, ..ллейки. Сейчас густые липы, ели и старые дубы.

Когда-то у пр..з..дента были на землях стада, огороды, ..р..нжереи, конюшни и выезды — богатое поместье. Сейчас всё это в запустении — некому вести хозяйство, содержать дом в порядке, разводить цветники. Входим в дом. Внизу — гостиные, столовая, к.-бинет пр..з..дента. Он был страстным охотником, и потому к..бинет с п.-нелями тёмного дуба украшен побитыми молью шкурами зверей, ..леньими рогами, к-.нжалами, п..столетами, ружьями. По стенам висят п.-ртреты пр..з..дента и его предков.

Большая столовая говорит о своей заброшенности уже только запахом не согретых хозяйским теплом спинок массивных дубовых кресел и потускневшими стёклами в створках старинного буфета. Из столовой мы попадаем в большой холл, откуда ведёт, плавно и кругло извиваясь, широкая лестница с прекрасно выточенными п-.рилами на второй..таж, в спальни и детские. (По Н. Кончаловской.)

49. Используя толковые словари, словари трудностей русского языка, составьте с данными словами словосочетания, позволяющие дифференцировать написание п а р оi н и м о в (от греч. para — около, опута — имя). Явление паронимии основано на частичном звуковом сходстве слов при полном или частичном различии их значения.

Антологический — онтологический, антимоний — антимония — антиномия, геенна — гиена, дискант — дисконт, комплемент — комплимент, марена — морена.

50. (Контрольный диктант.) Внимательно прочитайте текст и составьте его план. Приготовьтесь писать диктант по одной из частей текста.

Более всего я любила посещать усадьбу моего крёстного отца, Сергея Петровича Т., который жил от нас в верстах семи.

Раз в году открывали комнаты, проветривали их и снимали с мебели чехлы, — это было перед пятым тоня, в день именин крёстного отца, когда к нему наезжало множество помещиков с своими семьями, детьми, гувернантками, горничными, кучерами и лошадьми. К старости, начав похварывать, крёстный очень тяготился этими шумными съездами, но ежегодное паломничество в его усадьбу вошло в обычай.

Как только мы открывали двери его дома, нас охватывали чудные ароматы духов, которыми пропитаны были мебель и каждый уголок его комнат. У него была непобедимая страсть к духам. Зная её, каждая из его дочерей присылала ему из столицы к именинам и к Новому году какой-нибудь душистый подарок: то роскошный ящик с флаконами духов, то с гранёными бутылочками одеколона, изящную коробку с разнообразными мылами, свёрточки с душистыми свечками.

Крёстный уже по внешнему виду резко выделялся между всеми нашими помещиками, которые у себя дома сидели в простых рубашках, в широких халатах, с длинным чубуком в руках, покуривая трубку. Но в эта нестеснительная одежда не отличалась аккуратностью. Он был высокого роста и уже немного суту-к ловат; его длинная седая борода и длинные седые, несколько волнистые волосы, красивое доброе старческое лицо с удивительно ласкающими глазами внушали каждому симпатию и напоминали что-то библейское, вызывавшее искреннее почтение.

Как только мы входили в его дом, я бросалась к аему с радостным криком, затем бежала ревизовать его комнаты. Меня особенно интересовала его спальня, и я прежде всего осматривала стол, приставленный к одной стороне умывальника, покрытый широким русским вышитым полотенцем: на нём стояло несколько хрустальных ящичков с разнообразными щётками и пилками для ногтей, а в хрустальных мыльницах лежали мыла разного цвета и аромата.

Недолго посидим с ним, бывало, как уже в столовой накроют два круглых стола. Один из них заставлен закусками. На другом столе сервирован обед на три прибора.

Обед кончался десертом, состоявшим из разнообразных варений, домашнего мармелада, из сушёных и свежих плодов, орехов, варенных в меду. (По Е. Н. Водовозовой.)

ТЕСТЫ

А. Однозначно ли можно ответить на вопрос, какую букву — а или о — следует писать в словах эст..када, барх-тка, к-мпания?

Б. Что общего в написании лингвистических терминов..бзац, ..ллофон, ..налогия, „нтонимы, „построф, ..реал, ..рхаизм и о каком их происхождении это свидетельствует?

В. Помогает ли морфемный анализ в написании слов пр-амбула, пр-вилегия, пал-садник?

Г. Помогает ли этимологическая справка в написании слов обл..ко (ср. обволакивать), об..яние (ср. байки, баять), б..гровый (ср. багр "название цвета")?

Д. Правильно ли подобраны проверочные слова:
прерогативы — рог, привилегия — вить"


ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

а II о, е//и, а(я)//ин, им В КОРНЯХ

Исторический комментарий. Чередования "а//им, "а/ /ин возникли в праславянском языке в эпоху действия закона открытого слога, согласно которому все слоги должны были оканчиваться на слогообразующие звуки, поэтому, если сочетания им, ин оказывались перед гласным, они сохранялись (сжимать, сминать); перед согласным и в конце слова они изменились в звук [э «носовое»], который передавался в старославянском языке буквой А (юсом малым), превратившимся в древнерусском языке в ["а] (ст.-ел. MATH, рус. мять).
51. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Прикасаться, к.-снуться; предпол-.жить, нал..гать, пол..г; наг.-реть, заг.-релый, изг-.рь, г..рящий, выг..рки, уг.-рный; наклониться, покл..н, кл-.няться, скл.-нный; з.-рька, з..ря, з..рево, з.-рница, з.-ревать, оз-.рять; выр-.стить, выр..щенный, Р.-остов-на-Дону, р..сток, Р..СТОВЩИК, нар-.стание, Р..стислав, отр..сль;
ск..кать, ск.-чок, проск..чить, на ск..ку; пл..вать, пл.-вец, плавательный, пл..вун; промокательная бумага, обм..кнуть, непром..каемый; р..внина, р..вномерный, ур.-внение, пор-.вняться, подр..внять, ур..вень.

52. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Б..рёт, выбирает, наб-.рает, наб..ру; ст..рать, ст-.реть, ст-.ральная доска, выт.-ртый; зад..рать, зад.-ру, выд.-рни; нап-.рать, нап-.равший, подп.-реть; ум..рать, вым-.реть, зам..рший.

53. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Повторите правила написания корней с чередующимися е//и.

1. Плохо, если у человека нет ничего такого, за что он готов ум..реть (Л. Т.). 2. Я зам..раю в восторге (Леек.). 3. Пост-.лите мне степь, занавесьте мне окна туманом (Смел.). 4. Там гаснет огонь машины и зажигается другой, огонь очага или камина (Гонч.). 5. Зам..рли далече поздние слова (Бл.). 6. Иглы сосен густо и колко уст..лают низкие пни (Ахм.). 7. О мой брат! Поэт и царь — сж-.гший Рим! Мы еж..гаем, как и ты, — и горим! (Балъм.) 8. Стекло балконной двери забл.-стало (Бун.). 9. Я плакал на заре, когда померкли дали, когда ст..лила ночь росистую постель (Ее.). 10. Нить какая-то развязана, сочетавшая года (Бл.). 54. Прочитайте. Объясните, какое лексическое значение
имеют слова с корнями роен; равн-. Укажите исключения. В выделенных словах обозначьте морфемы.

Вровень, выравнивать, выровненный (асфальт), выровнитель, заровнять (поверхность), несравненный, несравнимый (ни с чем), обровнять (края), подровнять (листы), подравняться (в отрою), поравняться, приравнять (величины), равнина, равнобедренный, равноденствие, разровнять (грядку), ровесник, сравнение, уравнение, уравновешенный.

55. Перепишите, подчеркивая корни. Запомните, какую гласную следует писать в них. Произведите фонетический анализ выделенных слов. Через 10—15 минут проверьте себя: воспроизведите по памяти перечень слов с корнями плав- /плов- /плыв:

Вплавь, выплывать, на плаву, плавание, плавательный, плавунчик ("птица"), плавучесть, плавучий, плывуны, плывучий ("жидкий"), плывущий, поплавок, проплавать, сплав, сплавщик.

56. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите фонетический анализ выделенных слов.

I. Усмиряет юная пл..вчиха нравную иртышскую волну (Тат.). 2. Река под склоняющимся солнцем сверкает и искрится (Н. К.). 3. Выставлялась для общего обозрения посуда и утв..рь (Литв.). 4. Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щётка (Щип.). 5. И правда, на голос зорьки-з..рянки ответило сразу несколько голосов (Аст.). 6. Уметь пл..вать в тихой воде, в речках, да ещё в купальнях, и пл..вать по морским, расходившимся волнам — это неизмеримая, как я убедился после, разница. В последнем случае редкий матрос, привычный пл..вец, выплывает (Гонч.). 7. В росистой траве заг.-рались от солнца красные огоньки земляники (Аст.). 8. Что за конь! Ск..чи хоть на пятьдесят верст! (Л.) 9. Завязался добрый спор, сразились нар..вне: он гармонист, а я танцор (Те.). 10. Молодая берёза в лесу поднялась и р..вна и бела (Те.).

57. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте правила написания корней мок-, мак-.

1. Мухов просушил промокательной бумагой подписи (Сер.). 2. Скоро я почувствовал, что одежда моя стала нам-.кать (Аре.). 3. Чай впитывает запах, как пром..кашка чернила (Пауст.). 4. Бумага насквозь пром..кала от клейстера (Пауст.). 5. Нужно вареник сперва обм..кнуть в сметану (Г.). 6. Я скажу, что пакет развязался и вым..к (Паст.). 7. Придётся поискать соли на берегу моря! Нужно.. хоть обм..кнуть мясо в морскую воду (Обр.).

58. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и обозначая корни. Отметьте необходимые для проверки написания суффиксы. Поставьте ударение или подберите однокоренные слова. Распределите слова с пропущенными гласными на три группы: 1) проверяемые ударением; 2) не проверяемые ударением; 3) чередующиеся гласные в корне,

1. Для них к..пили пчелы мёд, р..стила птиц тр..ва густая, в глубинах м. .скворецких вод икру м..тала рыбья стая (Конч.). 2. Ум..р веч..р. Ночь ч.-рнеет. Ропщет море. Мрак р..стёт (Бальм.). 3. В..сна. В самом разг.-ре (Сл.). 4. Это было особенно важно для людей его типа мышления, он знал. Не логическим, а по типу внезапного оз.-рения (Сл.). 5. Ск..чи на то место, где дорогу выж-.гают (Бахр.). 6. Но когда я прекращала чтение, он быстро подн.-мал гол-.ву и с удивлением спрашивал, почему я не продолжаю (Вод.). 7. М-11 Сент-Илер была вполне осведомлена относительно того, что у нас тв.-рилось (Вод.). 8. Ой ты, з..ренька-3-.ря, з..ря в.-черняя, а кто з..реньку найдёт, тот и вон пойдёт (счит.). 9. Для меня же бл..стало дн.-вное св-.тило, ..гневое св..тило дог.-рало вд..ли (Бальм.). 10. И только заг..релое л..цо её с блестящими гл-.зами, л..цо, не знавшее к.-сметики и потому покрытое сетью мелких м..рщин, с..яет при^ ветливой улыбкой, полной женственности и д..бр..ты (Конч.). 11. Л..ца моего к.-снулись цепкие, всегда студёные листья хмеля (Аст.). 12. Душа этой молоденькой девушки преисполнилась к нему безграничною благодарностью, благоговением, дох-.дившим до покл..нения (Вод.). 13. Это же из боярского дома утв..рь (Кар.). 14. Цветы наклонились к з..мле (Бальм.). 15. И она ск..нчалась в тот час, когда во всех ц..рквах пели «Христос воскресе!», в тот час, когда, по поверью православного народа, ум.-рают только св..тые, в тот час, в который она, вероятно, тоже мечтала ум..реть, но по своему великому см. .рению не сч..тала себя достойною (Вод.).
59. (Изложение.) Прочитайте. Укажите слова с проверяемыми ударением, не проверяемыми ударением и чередующимися гласными в корне. Обратите внимание на слова или формы слов, не входящие в круг лексики литературного А языка —диалектные (от греч. dialektos — наречие, говор), характерные для территориальных говоров. Уточните их значение (например, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля). Напишите изложение.
В разлив осина и без листьев тряслась точно в лихорадке тонкими вершинными ветвями, жалобно постанывала; пакленик резко и низко нагибался, а затем со свистом принимал прежнее положение и тотчас же умолкал; вяз, ежели он был молод, чуть пригибался влево ли, вправо ли, уступая льдине дорогу, лениво помахивая тонкими и гибкими ветками, как бы желая страннице доброго пути; карагач лишь нeдoвольно шуршал своею шершавой, плохо выдубленной шубой; по дубу же и вовсе нельзя было определить, касаются ли его плывущие там и сям льдины. Гордые, величаво-спокойные и независимые, стояли дубы посреди моря воды, будто знали, что оно, море это, временное и что роптать, собственно, нечего, а надо набраться терпения недельку-другую — всего-то и делов. Вода уйдёт, куда ей полагается уйти, а они останутся на своих местах, не будут торопиться и с листвою — пускай это сделают ветла, осина, тополь, а дубу-то зачем спешить, когда в запасе у него вечность.

На сухих осиновых стволах вовсю трудились дятлы, — рассыпчатый треск слышался по всему лесу, сливаясь с криком сорок, торопившихся со строительством своих мудрёных гнездовий; пёстрое, перевёрнутое отображение дятла виделось где-то глубоко в тихой прозрачной воде. И мнилось, что дерево о двух вершинах и растёт одновременно вверх и вниз, а плоскость воды — место, откуда начинается этот рост. (По М. Алексееву.)

60. (Свободный диктант.) Воспроизводя под диктовку текст, подчеркивайте слова с чередующимися гласными в корнях. По желанию изменяйте текст, сокращая или упро. щая предложения. Используйте синонимы (от греч. sinonymos — одноименный), т. е. слова (или фразеологизмы) одной и той же части- речи, лексическое значение которых в большей своей части или полностью совпадает, способные заменять друг друга в тексте.

Жар спадал, в городе смутно трезвонили чуть слышные колокола, тени вытягивались и темнели. Золотые колонны света дрожали меж ярких сосен. Синие и зелёные стрекозы сновали над камышами, желтели кувшинки. Отражая тёмную зелень берегов, блестела вода. Плавные круги ширились и умирали в зелёных отблесках воды: рыба или лягушка.
Пруд был так спокоен и чист, что казалось, будто плывут два лебедя: один под водой, а другой — сверху, крепко прильнув белой грудью к нижнему своему двойнику. Но двойник был бледнее и призрачнее, а верхний отчётливо белел плавной округлостью снежных контуров на фоне бархатной зелени. Шея его лежала на спине, а голова протянулась параллельно воде, маленькая, гордая голова птицы.
— Я слышала, — сказала девушка, — что лебеди
умирают очень поэтически. Летят кверху насколько хватает сил, поют свою последнюю песнь, потом складывают крылья, падают и разбиваются.
— Да, — сказал её спутник, — птицы не люди. Птицы вообще любят умирать красиво... Например, зимородок: чувствуя близкую смерть, он садится на ветку над водой, и вода принимает его труп...
Сидор Иванович почувствовал раздражение: птица плавает, и больше ничего. Что они там особенного увидели? Почему им это приятно, а ему всё равно? Было тихо. Звенели невидимые ложечки, вечерняя прелесть стлала над водой кроткие тени. Реял сизый дымок самовара, звучал смех. И плыл лебедь. (По А, Грину.)

61. (Контрольный диктант.) Повторите вопросы, связанные с правописанием безударных и чередующихся гласных в корнях. Напишите текст под диктовку, затем проверьте себя по тексту и проанализируйте допущенные ошибки.

Все гостьи были молоды, и не знали они лучшего времяпрепровождения, чем показывать да глядеть наряды, а потом судить да рядить, но, щадя самолюбие небогатой жены полковника Любаши, Федосья платьями не похвалялась, показывала безделушки.

Сначала она выставила на обозрение эмалевую шкатулку северных усольских мастеров. На белоснежном фоне среди зелёных трав солнышками полыхали подсолнухи, оранжево-жёлтые, с прожилками чёрной эмали, а среди подсолнухов, как синие прорастающие звёзды, — васильки. Душа ласково замирала от этого синего цвета, и боярыни улыбались, беря шкатулку.
И уж только потом, наглядевшись на цветы, обращали внимание на крышку, где сокольничий в ярком жёлтом кафтане с голубым воротником пускал с рукавицы в синее небо белого сокола.

Показала подружкам Федосья Прокопьевна и чашу, сработанную царьградскими мастерами. Снаружи на золотом поле четыре царя в изумрудных одеяниях под четырьмя яблонями, на яблонях вместо яблок — рубины. Внутри чаша представляла собой свод небесный: по тёмно-синему — золотые звёзды, месяц — крупный, с хорошую вишню, изумруд и янтарное солнце. (По В. Бахревскому.)

ТЕСТЫ

А. Являются ли слова загоревал, загорел, загоревший, горемычный, загарный, выгарки однокоренными? Отметьте «лишние» слова.
Б. Сколько правил надо знать, чтобы правильно написать слова к.-соглазие, прик.-сновение, к.-сательнал, ласточка-к-сатка, к-сноязычие, закоснелый (взгляд)?
Назовите эти правила.
В. В каких словах имеется корень с чередующимися гласными м,ир-/мер-: ум-.ротворение, зам..рать, ум-рающий, вым.-рший, вым.-ренный, прим-рённый, прим..ряем ы и?
Г. Как объяснить правописание гласных в словах раств..римый, притворить (дверь), претв.-рить (в жизнь), сотв-рить (чудо), сотв..рчество, утв..рь, затв..рник


  1. Слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением.
  2. Слова с безударными гласными, которые не проверяются ударением.
  3. Слова с чередующимися гласными.

Проверяемые безударные гласные

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова проверяется ударением.

Безударные гласные могут вызывать затруднения в правописании потому, что произносятся нечётко и неясно. Безударные гласные можно проверить с помощью ударения, так как в безударном слоге пишется та же гласная буква, что и в соответствующем ударном.

Рассмотрим способы проверки безударных гласных в корне слов:

  1. Изменение формы слова, например:

    о кно́ - о́ кна, ле са́ - ле с

    Изменить форму слова можно несколькими способами:

    • Изменение числа у существительных:

      о кно́ - о́ кна, ли са́ - ли́ сы

    • Изменение падежа:

      до жде́й - до ждь, во да́ - во́ ду

    • Изменение рода у глаголов прошедшего времени:

      тря сла́ - тря с, рва ла́ - рва л

    • Изменение времени глаголов:

      по лзёт - по лз, бо ро́лся - бо́ рется

    • Образование краткой формы прилагательного:

      кри во́й - кри в, ко со́й - ко с

  2. Подбор однокоренного слова, например:

    сле за́ть - зале́ зть, ко ню́шня - ко нь

В некоторых словах безударный гласный, который обозначается буквой е , проверяется словом с буквой ё :

те мно́ - тё мный, ле те́ть - полё т

Следовательно, если в корне под ударением пишется буква ё , то без ударения в корне будет е .

Примечание: при подборе проверочного слова следите за значением корня. Будьте внимательны с неродственными словами, имеющими сходное звучание, но разное значение. Например:

уви дать (ви́ деть) - увя дать (вя́ нуть)

ста рожил (ста́ рый) - сто рожил (сто́ рож)

приме рять (ме́ рить) - прими рять (ми́ рить)

ле са (ле с) - ли са (ли́ сы)

Обратите внимание что нельзя проверять безударную гласную ударением если:

  1. Корень содержит чередующиеся гласные:

    заго ра́ть - зага́ р, зо́ ри - за ря́

  2. Глагол несовершенного вида содержит суффикс -ыва- (-ива-) , а проверить нужно безударную гласную в глаголе совершенного вида:
  3. опо зда́ть (по́ здно) - опа́ здыва ть

Непроверяемые безударные гласные

Безударные гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми . Существует много слов с непроверяемыми безударными гласными, например:

со бака, ша блон , ябло ко, ле гальный

Правописание таких слов следует запомнить. Если у вас возникнут сомнения, какую букву надо написать, то следует смотреть правописание в словаре.