«Но более всего любовь к родному краю…. Сергей Есенин Но более всего любовь к родному краю

«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…» ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА (1895 -1925)

Самой главной темой в творчестве С. Есенина была тема Родины. В ранних стихах поэт постигает душой и воплощает в живые зримые образы свою «малую» родину – село Константиново и его окрестности. Родина, Россия предстает в ранней лирике Голубой Русью, чудесной страной в черемуховом снегу. Любовь к Родине находит выражение в любви к родной природе. Поэт ощущает свою слитность с родным краем: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных…»

Стихи С. Есенина о природе пронизаны легкой грустью, какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину, Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит восходы и закаты («Там, где капустные грядки…» , «Выткался на озере алый свет зари…» , «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь к родной земле выливалась в проникновенные поэтические строки: О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Постепенно пределы «страны березового ситца» расширяются. Понятие Родины становится более емким, наполненным. Поэт видит не только ширь степных раздолий, синь озер, как в ранних стихах («Край любимый! Сердцу снятся…» , «Гой ты, Русь, моя родная…» , «Спит ковыль. Равнина дорогая…»), но «черную, потом пропахшую выть» , «деревню, потонувшую в ухабинах» .

Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю. Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и не всходят овсы» , старого деда, который, согнувши спину, «чистит вытоптанный ток» , деревенских парней-рекрутов. От идеализации природной, патриархальной Руси («Преображение» , «Сельский часослов») Есенин переходит к постижению России начала ХХ века.

После Октябрьской революции творчество Есенина характеризуется поворотом. Поэт принимал революцию, по его же выражению, «с крестьянским уклоном» , ждал идиллического земного рая. В стихотворениях «Иорданская голубица» , «Небесный барабанщик» , в поэме «Иония» он говорит о том новом, что несет Родине революция. Есенин надеется на преображение России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей земли русской: Небо – как колокол, Месяц – язык, Мать моя – родина, Я – большевик.

Но надежды поэта не оправдались. Он переживает духовный кризис, не принимая путей развития советской России: В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий.

В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне Противоречивое отношение к индустриализации, к вторжению «железного гостя» , представление о будущем как о царстве железных машин, убивающих красоту природы, обусловили появление пессимистических, пронизанных тревогой стихов.

Поэт с грустью называет себя «последним поэтом деревни» . Он стремится преодолеть отъединенность от революционных преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину» , «Русь уходящая» , «Русь советская»). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода» , обостряется от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой. Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории не возможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси, противоречивые, мучительные: Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальную Видеть бедную, нищую Русь.

Вся поэзия Есенина, по его словам, «жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» . Все годы Есенин оставался верен чувству, пропетому им в юношестве: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» .

Врача на помощь не зови – он не излечит от любви. Легко разбрасывает роза дары багряные свои. Я другу сердце открываю – оно горит, оно – в крови. Взойди, любимая, как солнце, все озари и обнови. Твоя любовь – ларец закрытый. Где спрятаны ключи твои? Отдай их мне без сожаленья, будь щедрой, бога не гневи. Не будь скупой, спаси Хафиза, смягчи страдания мои. (Хафиз. Газели)

Сергея Есенина до глубины души трогали стихи поэтов Востока. В газелях Хафиза земная любовь – это бесценный дар, величайшая ценность бытия. Он утверждает, что торжество любви – приговор силам зла, лжи и насилию. Его произведения отличает вера в лучшие качества человека – жажду добра и правды. Классическая поэзия средневековой Персии была очень популярна на рубеже XIX – XX столетий. Сергею Есенину хотелось своими глазами увидеть Шираз, пройти узкими улочками к могилам великих лириков Персии. Но он сумел осуществить только путешествие на Кавказ, куда отправился в 1920 году. Поэт доехал только до Тифлиса и возвратился в Москву.

Большими событиями в жизни Есенина были его поездки в закавказские республики. За последние два года жизни он бывал там трижды, каждый раз набираясь новых впечатлений и с радостью отдавая себя творческому труду. Первая поездка растянулась на целое полугодие. Выехав из Москвы в начале сентября 1924 года, Есенин до конца февраля 1925 года пробыл в Баку, Тифлисе, Батуми. Он много печатался в закавказских газетах «Заря Востока» и «Бакинский рабочий» , выпустил две книги стихов («Русь Советскую « - в Баку и «Страну Советскую» - в Тифлисе) и с необыкновенной продуктивностью работал. Это был период подъема, вдохновения, радостей и плодотворной работы.

В письмах из Батума в Москву поэт сообщал: «Работается и пишется мне дьявольски хорошо. До весны я могу и не приехать. Меня тянут в Сухум, Эривань, Трапезунд и Тегеран, потом опять в Баку» . И в другом письме: «Только одно во мне сейчас живет. Я чувствую себя просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы, не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе. Говорят, я очень похорошел. Вероятно, оттого, что я что-то увидел и успокоился»

В Закавказье Есениным за шесть месяцев были написаны «Баллада о двадцати шести» , стихотворения «Памяти Брюсова» , «Письмо к женщине» , «Капитан земли» , «Русь уходящая» , «Русь бесприютная» , «Цветы» , «Воспоминание» , «Мой путь» и др. , начата работа над поэмой «анна Снегина» и циклом «Персидские мотивы» . Период с конца марта до конца мая 1925 года Есенин провел в Баку и Мардакьянах, он интенсивно сотрудничал в «Бакинском рабочем» , написал стихотворения «Заря окликает другую…» , «Письмо к сестре» , «Неуютная жидкая лунность…» , «Прощай, Баку!» . В тех же местах он провел последние дни июля и весь август, создал четыре новых стихотворения, написал памфлет «Дама с лорнетом» и закончил «Персидские мотивы» .

В «Персидских мотивах» значительно усилен метафорический и экзотический элемент. Объясняется это тем. Что Есенин здесь не стремился ни к полноте, ни к точности пейзажной картины: в Персии, в Багдаде, на Босфоре он не бывал и, работая над циклом своих стихотворений, во многом «примыслил» эти места. «Никогда я не был на Босфоре…»

Известная доля экзотической условности проглядывает и в синих цветах Тегерана, и в «свете вечернем шафранового края» , и в садах и в стенах Хороссана. Но все это, как бы увиденное самим поэтом, воссоздано с силой живого, непосредственного чувства. Воображение художника дает нам возможность погрузиться в романтический мир сказочной природы – мир осязаемый, видимый, ощутимый. Его отличие от всех «восточных миров» , встречавшихся в живописи, в поэзии, тот преломленный луч, который из волшебного Шираза, из босфорской дали проливает свет на неброскую, но и неповторимую красоту рязанских полей. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому, что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ. Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий. Потому, что я с севера, что ли. Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи - Я нисколько не чувствую боли. Я готов рассказать тебе поле. Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся. Дорогая, шути, улыбайся, Не буди только память во мне Про волнистую рожь при луне. Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Видя в чужой стране то, что радует его душу, поэт готов это взять с собой, воспеть на своей отчизне: В Хороссане есть такие двери, Где обсыпан розами порог. Там живет задумчивая пери. В Хороссане есть такие двери, Но открыть те двери я не мог. У меня в руках довольно силы, В волосах есть золото и медь. Голос пери нежный и красивый. У меня в руках довольно силы, Но дверей не смог я отпереть. Ни к чему в любви моей отвага. И зачем? Кому мне песни петь? - Если стала неревнивой Шага, Коль дверей не смог я отпереть, Ни к чему в любви моей отвага. Мне пора обратно ехать в Русь. Персия! Тебя ли покидаю? Навсегда ль с тобою расстаюсь Из любви к родимому мне краю? Мне пора обратно ехать в Русь. До свиданья, пери, до свиданья, Пусть не смог я двери отпереть, Ты дала красивое страданье, Про тебя на родине мне петь. До свиданья, пери, до свиданья.

Встречаясь с тем, с чем не может смириться душа – чадрой на лице персиянки, - он возвращается мыслью к родной стране и готов петь такое, что на Востоке не пел еще никто: «Свет вечерний шафранного края…»

Своеобразие цикла усиливают некоторые традиционные формы восточной поэзии, рефрены, повторы, а также обрамляющие строки в строфе: «Голубая родина Фирдуси…»

В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной, сказочной страны. Но цикл этот нельзя прочесть – а тем более понять, - если не слышать в нем биения сердца русского поэта, в экстазе своего мистифицированного путешествия восклицающего: «В Хороссане есть такие двери…»

Нельзя не ощутить всей прелести и своеобразия этого цикла, если не заметить и того, с какой тонкостью, душевностью и поэтичностью художник ввел в созданную им композицию мотивы русской природы.

«Девять раз от моего рождения, Небо Света возвращалось почти к той же самой точке своего круговращения, когда явилась мне впервые... облеченная в одежду сиренного и благородного цвета, как бы крови, опоясанная и венчанная так...

В Древней Греции мир познавался скорее чувственно, чем рационально. В VII - VI веках зарождается греческая лирика, отвечающая запросам современности: происходит переход от родового сознания к индивидуальному...

Концепт "любовь" в рассказе А.П. Чехова "Дама с собачкой"

Любовная тема -- вечный хлеб литературы. В данном случае Чехов не стремится быть оригинальным: «Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое: он и она...» Причем он пишет, как и положено современному Нестору...

Лирика Лермонтова

Большое место ранней поэзии Лермонтова занимает любовная лирика. Однако и она предоставлена не в жанрах любовных элегий, посланий, признаний, а в стихотворениях более емкого жанрово-тематического наполнения - даже в циклах стихотворений...

Лицейские годы и их отражение в творчестве А.С. Пушкина

Вообще последние строчки стихотворений Пушкин уже теперь приобретают особую полноту мысли, рельефность и звучность. Крупный факт внутренней жизни поэта за это время -- юношеская, поэтическая любовь к сестре товарища, К. П. Бакуниной...

Любовная тематика в прозе А.П. Чехова

Юная героиня рассказа «После театра» полна еще не любовью, а предчувствием любви, светлой радостью, вызванной взволновавшей ее музыкой П. И. Чайковского, поэтичным письмом Татьяны. Иная, трагическая нота окрашивает рассказ «Володя»...

Оскар Уайльд "Портрет Дориана Грея"

История падения молодого аристократа Дориана Грея, развращенного великосветским циником лордом Генри, развертывается в изысканной обстановке богатых комнат, затянутых старинными гобеленами, оранжереей с цветущими орхидеями...

Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова

«Люблю, люблю» - постоянный рефрен лермонтовской лирики. «Никто не мог тебя любить, как я, так пламенно и так чистосердечно» , - скажет он в элегии «Смерть», чтобы вновь и вновь повторять: «Я не могу другой любить» ...

Оценка книги В. Балязина "Петр Великий и его наследники"

О событиях и лицах, которым посвящена эта книга, повествование ведется в хронологическом порядке, материал логически связан, последователен и построен так...

Тема любви в лирике Анны Ахматовой

Тема любви в лирике Анны Ахматовой

«Великая земная любовь» - вот движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по - иному увидеть мир. В одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». Из этого - то необычного, пятого...

Тема любви в лирике Анны Ахматовой

Стихи Ахматовой - не фрагментарные зарисовки, не разрозненные этюды: острота взгляда сопровождена остротой мысли. Велика их обобщающая сила. Стихотворение может начаться как песенка: «Я на солнечном восходе Про любовь пою...

Тема любви в произведениях Чехова

Шекспиру принадлежит образная модель мира в виде театральных подмостков с идеей-концептом о том, что человеческая жизнь представляет собой неисчерпаемую возможность творить собственную судьбу по своему усмотрению, играя многочисленные роли...

Художній світ кіноповістей О. Довженка

Як захоплений живописець малює О. Довженко у кіноповісті неповторну красу української природи, пейзажі промовляють до читача своїми барвами, створюють ілюзію безпосереднього споглядання...

Сочинение

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей в реку, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвешивает лес.

Есенину сродни необозримые просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках.

Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны.

Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота.

Зеленый и голубой традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину возвышенной и прекрасной. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый месяц Гуляет в голубой траве.

Позже появится серый, вместо золотистого лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями скелетами, улицами каменными пещерами. Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: визжат дроги, стонет коровий рев теней…

Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багровокрасные и золотисто-оранжевые тона.

Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны России.

- Борис Карпов был первым, это потом появились мы, его последователи, - сказал Николай Бурляев . - И именно ему, первому из русских режиссеров-документалистов, на «Золотом витязе» вручили Золотую медаль им С.Ф. Бондарчука. Он первым снял фильм о Русской православной церкви, еще до «Андрея Рублева» Тарковского , когда было не принято говорить о православии, первым заговорил о тайных силах, которые уничтожают жизнь планеты, и первым, вместе с женой Татьяной , провел в 1990 году в Радонеже православный фестиваль. Я помню потрясающий приз Клыкова - позолоченная скульптура Сергия Радонежского, который вручили на этом фестивале Борису Леонидовичу за фильм «Под благодатным Покровом».

Татьяна Михайловна поведала, что эпиграфом к жизни и творчеству ее мужа была есенинская строка, которая звучит в фильме «Сергей Есенин»:«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». И этим действительно объясняется вся жизнь художника-патриота, сердце которого было полно боли за русский народ; подобно Мусоргскому, он разумел народ «как великую личность, одушевленную единой идеей», и постоянно вел борьбу с ненавистниками народа и самой России. Татьяна Карпова рассказала о фильме «Слово об одной русской матери», посвященном Епистимии Федоровне Степановой, 90-летней кубанской казачке, потерявшей на разных войнах девять сыновей.

Упомянула другие фильмы - об академике Курчатове , авиаконструкторе Илюшине , художнике Шилове , режиссере Сергее Бондарчуке , о хранителе пушкинских мест Семене Степановиче Гейченко Карпов был завсегдатаем букинистических магазинов, искал книги по истории России и Русской православной церкви. «Тяга к церкви, - говорит Т. Карпова , - всегда была в его сознании. В фильме о русской матери был кадр, когда Епистимия Федоровна выходит из храма и крестится на него. От Бориса требовали - «выбросьте», он отказался. Все так и осталось, и фильм получил «Золотую нимфу» в Монте-Карло. В 1968 году по заказу Святейшего Патриарха Алексия I Борис Карпов снимает для заграницы фильм «Русская православная церковь сегодня».

«Это была веха на его пути, фильм стал зерном, из которого проросло многое, - рассказывает Татьяна Михайловна . - Для меня он как художественная энциклопедия, неудивительно, что фильм стал так популярен. 5 сеансов в день в кинотеатре, очереди на улице. Люди открывали для себя мир Церкви и русской истории, и это было так радостно». На вечере выступили соратники Бориса Карпова - бывший директор студии «Отечество» Дмитрий Зотов , режиссеры Ирина Ульянова , Виктор Шкурко , Валерий Демин . Зотов , работавший вместе с Карповым на студии ЦСДФ, рассказал, как они создавали студию «Отечество».

Вокруг Бориса Карпова сразу же образовался коллектив единомышленников, на студию пришел режиссер Николай Ряполов - с темой человека на Земле. В портфеле Карпова появилось несколько негосударственных заказов. И если в течение первого года удалось сделать лишь 4 фильма, то в следующем году случился прорыв - 44 фильма. «Студия успешно работала все годы, - говорит Дмитрий Зотов , - и, несмотря на то что сейчас второй год наши заявки не проходят в Минкультуры, творческий костяк студии - Борис Лизнев , Борис Криницын , Виктор Шкурко , Антон Васильев , Татьяна Карпова , Ирина Ульянова , Надежда Феденистова - действующий. И мы с чистым сердцем можем сказать, что «дело» Бориса Леонидовича живет, мы не сдаемся». Завершился вечер показом фильма «Сергей Есенин», построенного на крупных планах фотографий Есенина, соединении его стихов, проникновенно прочитанных Алексеем Консовским , с тревожной музыкой Александра Холминова . У зрителей возникает ощущение общения с живым поэтом. Незабываемы первые кадры, где в хронике появляется живой Есенин. Он смотрит в зал, прямо на нас, мимо нас, в вечность. И образ Бориса Карпова остается в нашем воображении навсегда связанным с мятежным поэтом.

___________________________________

1. В начале 1988 года на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) прошла реорганизация — образованы пять творческо-производственных объединений (ТПО): "Юность" (худ. руководитель ), "Риск" (худ. руководители: , ), "Человек и время" (худ. руководитель: ), "Современник" (худ. руководитель А. Павлов), "Память" — переименовано в "Нерв" в 1989 году (худ. руководитель ) и "Патриот" — переименовано в "Отечество" в 1990 году (худ. руководитель: ). Целью очередной реструктуризации являлась оптимизация творческо-производственных процесов, повышение идейно-художественного уровня создаваемой кинопродукции после так называемых лет "застоя".

В 1991 году пять творческо-производственных объединений ЦСДФ — "Юность", "Риск", "Человек и время", "Современник" и "Отечество" получили статус государственных предприятий.
С сентября 1991 года Борис Карпов — художественный руководитель киностудии «Отечество» (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Отечество" ; Киновидеостудия была ликвидирована 13 сентября 2006 года; Правопреемник: ФГУП "Фильмофонд Киностудии им. М. Горького").
В июле 2003 года Зотовым Дмитрием Константиновичем и Зотовым Андреем Дмитриевичем было организовано некоммерческое партнерство "Киновидеостудия "Отечество" , которое продолжило традиции киностудии, созданной в 1991 году Борисом Карповым.

Материалы по теме

  1. Каталог киностудии Отечество (Архив ООО "НЭТ-ФИЛЬМ")

Поэтический час, посвященный жизни и творчеству Сергея Есенина, собрал в Воровской библиотеке октябрьским днем юных читателей. Старшеклассники пришли в этот день в библиотеку подготовленными: читали стихи, рассказывали интересные факты из жизни поэта, дискутировали о его судьбе, о его отношении к революции, России, женщине и матери. Лирика Есенина мелодична и проникновенна. Стихи легко ложатся на музыку. Молодому поколению были представлены песни на стихи Сергея Есенина в необычной обработке и аранжировке. Такое прочтение поэзии приблизило поэта к читателям XXI века, открыло «нового» Есенина – понятного и современного, чувственного и до боли родного. Вниманию ценителей творчества «поэта страны березового ситца» были представлены одноименная выставка-рекомендация и фотовыставка, а по окончании поэтического часа вручены буклеты со стихами, яркими высказываниями и рекомендательным списком книг, которые можно прочитать в нашей библиотеке.

«Я о своем таланте знаю, много знаю.

Стихи – не очень трудные дела,

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла…»