Правописание приложений и пунктуация при них. Приложение не пишется дефис

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

Информационный блок содержит систематизированные и обобщённо-теоретические сведения по русскому языку за курс 8 класса , создает возможность успешно подготовиться к зачетам, контрольным диктантам, словарным диктантам, получить дополнительную оценку, выполнив задания по карточке или тесты. Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку.

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2003г.

В 8 классе по русскому языку изучаются следующие разделы:

1.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ

3.ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

4.ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

5.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

6.НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

7.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

8.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, МЕЖДОМЕТИЯМИ

9.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

10.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

11.СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ:

контрольных диктантов-5

контрольных словарных диктантов - 4

изложений-4

сочинений-4

зачетных работ - 8

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ТЕМАМ:

1."Словосочетание"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении словосочетания? Зависит ли строение от значения?

б) Бывают ли синонимичные словосочетания?

2."Предложение"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении предложения?

б) Что называется грамматической основой предложения?

в) Как делятся предложения по цели высказывания? Что называется восклицательным предложением? Как объяснить, что в предложении ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СКАЗАЛ

ВСЕЙ ПРАВДЫ?! стоят два знака препинания?

г) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

д) Как делятся простые предложения по количеству главных членов в грамматической основе? Как делятся предложения по наличию - отсутствию второстепенных

е) Могут ли быть односоставные предложения распространенными, а двусоставные -нераспространенными?

3."Двусоставные предложения"

а) Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличаются

распространенные предложения от нераспространенных?

б) Чем выражается подлежащее? Приведите примеры.

в) Какие виды сказуемого вы знаете? Как выражается в каждом грамматическое и лексическое значение? Приведите примеры.

г) Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры.

д) На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

е) Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.

ж) Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

з) Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.

4."Односоставные предложения"

а) Какие односоставные предложения вы знаете?

б) Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

в) Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.

г) Где чаще употребляются назывные предложения?

д) Чем отличаются неполные предложения от односоставных? Могут ли быть односоставные предложения неполными? Приведите примеры.

5."Предложения с однородными членами"

а) Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?

б) Назовите группы сочинительных союзов. Приведите примеры.

в) Как можно различить однородные и неоднородные определения? Приведите примеры.

г) Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.

д) При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

е) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

6."Предложения с обособленными членами"

а) Какие члены предложения называются обособленными?

б) В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

2. Указать окончание и основу.

3. Выделить суффиксы и приставки (если они есть), а в сложных

словах и соединительные гласные.

4. Указать корень (или корни в сложных словах).

Порядок словообразовательного разбора.

1. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное

(с учётом лексического значения).

2. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т. д.

образовано данное слово.

2) Это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит её далеко-далеко.

3) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая.

1. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос:

2. Определение правильно указано в предложении:

1) Поездки верхом очень занимали меня.

2) Его охватила волна воспоминаний.

3) Каждое слово раздавалось где-то внутри его, как удар в большой барабан.

3. Определение, выраженное прилагательным, есть в предложении:

1) Бывало, внучке в приданое доставался бабушкин сарафан.

2) А между тем Петино сердце тосковало.

3) Обезумевшие лошади бешено рванули и понеслись по шоссе.

4. Определение, выраженное причастием, есть в предложении:

1) Вчерашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились.

2) Главное очарование моря заключалось в какой-то тайне.

3) В поредевшем лесу далеко видна дорога.

5. Согласованное определение есть в предложении:

1) Обычай ездить к соседям не нами выдуман.

2) Одинокий тюлень остался дремать на месте.

3) Как сладостно журчат в густом вишеннике кроткие горлинки!

6. Несогласованное определение есть в предложении:

1) В рёве ветра слышатся тяжёлые стоны.

2) Среди нас не было человека деятельнее Михаила.

3) Мне понравились прогулки на велосипедах .

Продолжите предложение .

1. Приложение – это определение, выраженное …

Обведите номера правильных ответов.

2. Приложение есть в предложении:

1) Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна.

2) Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен.

3) Царь Салтан сидит в палате.

3. Выделенное слово является приложением в предложении:

1) Люди с бакенбардами стояли и курили трубки.

2) Деревня Горки стояла на высоком берегу реки.

3) Чижа захлопнула злодейка- западня.

4. Несогласованное приложение есть в предложении:

1) Я узнал об этом из газеты «Известия».

2) Камердинер подал ему башмаки с красными каблуками.

3) Старик сторож поднялся на колокольню.

5. Имя собственное является приложением в предложении:

1) Первое моё серьёзное знакомство с озером Байкал состоялось в пешем походе.

2) Мы добирались почти сутки на древнем пароходе «Комсомолец».

3) Поэт своё детство провёл на берегу Волги.

6. Дефис пропущен в предложении:

1) Дорога шла по крутому берегу реки Урал.

2) Сестрички кунички по ёлкам бегают.

3) В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

Продолжите предложение.

1. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который …

Обведите номера правильных ответов.

2. Обстоятельство есть в предложении:

1) В рёве ветра слышались стоны, визг и тихий смех.

2) Метель к вечеру расходилась всё сильнее.

3. Выделенное слово является обстоятельством в предложении:

1) Говорить с ним было бесполезно.

2) Первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё.

3) Сознаюсь, не очень люблю городских сизяков-голубей.

4. Обстоятельство образа действия есть в предложении:

1) Я проснулся поутру довольно поздно.

2) Впереди роты, прихрамывая, шёл командир.

3) Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

5. Обстоятельство времени есть в предложении:

1) Я хотел засветло попасть в село Святое.

2) Я сидел неподвижно и глядел с изумлением и усилием.

3) Несмотря на слово, данное Ипатову, Владимир Сергеевич решил обедать дома.

1) Ветер за стенами дома бесился как старый озябший голый дьявол.

2) Около получаса шёл я так с трудом переставляя ноги.

3) Знания опекают, как мать, учат добру, как отец.

Продолжите предложение.

1. Второстепенные члены предложения – это …

Обведите номера правильных ответов.

2. Выделенное слово является подлежащим в предложении:

1) Бедность не порок.

2) С деревьев что-то тихо сыпалось.

3) Однажды в будний день поутру я с дедом разгребал на дворе снег.

3. Сказуемое является составным глагольным в предложении:

1) Я мог бродить по городу часами.

2) Все просили её спеть что-нибудь.

3) Мы пришли поговорить о предстоящей поездке.

4. Именная часть сказуемого выражена причастием в предложении:

1) Он был свидетель умилённый её младенческих забав.

2) Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.

3) Здесь будет город заложен назло надменному соседу.

5. Выделенное слово является дополнением в предложении:

1) Я очень люблю названия маленьких рек и речушек.

2) Весной и летом, осенью и зимой интересно наблюдать природу.

3) Друзья попросили меня позаботиться об их собаке.

6. Прямое дополнение есть в предложении:

1) Я по глупости моей счастья своего удержать не умела.

2) Облачко обратилось в белую тучу.

3) Всю ночь скиталась рысь по лесу.

7. Выделенное слово является определением в предложении:

1) Все мои надежды разрушились.

2) На столе горела лампа без стекла.

3) Впереди шли семеро ребят.

8. Несогласованное определение есть в предложении:

1) Сейчас происходило что-то необычное.

2) Одинокая капля дождя отвесно упала в воду.

3) Желание наказать дерзкого злоязычника сделалось во мне ещё сильнее.

9. Приложение есть в предложении:

1) Старик горец возвращался в аул поздним вечером.

2) Рассветы на Байкале – это что-то удивительное.

3) Мы пошли на вал – возвышение, образованное природой и укреплённое частоколом.

10. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Корень учения горек, а плоды его сладки.

2) Ум – одежда, которая никогда не износится.

3) Дело писателя противостоять страданию всеми силами.

1) Едва заметно, как капли серебряной воды блестели первые звёзды.

2) Зелёный луг как чудесный сад пахуч и свеж в часы рассвета.

3) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, как кудри, завила.

Обведите номера правильных ответов.

1. Двусоставным является предложение:

1) На утреннем рассвете старый маленький пароход тихо плыл по Ладожскому каналу.

2) Рассказывая об этом, не могу не вспомнить об удивительном случае, произошедшем со мной.

3) Смотришь на летящую над травой птицу и удивляешься ловкому её полёту.

1) Бездонную бочку водой не наполнишь.

2) Кругом было тихо.

3) Заря уж давно румянилась на небе.

3. Правильно выделен главный член предложения:

1) Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата.

2) Озвереешь от такой жизни.

3) На дворе ещё чуть брезжило.

4. Правильно определена грамматическая основа предложения:

1) Уже совсем потемнело.

2) Ей страшно захотелось пить.

3) У стены стояло восемь человек.

5. Сказуемое является главным членом односоставного предложения:

1) Начало холодать.

2) Вот мой дом.

3) Нам надо работать.

6. Распространённым является предложение:

1) Не спится.

2) Нам пора ехать.

3) Никто не будет ждать.

Продолжите предложение.

1. Определённо-личные предложения – это односоставные предложения …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) На этот раз мальчик был с нами.

2) Стану сказывать я сказки, песенку спою.

3) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день.

1) Граждане, своевременно оплачивайте проезд.

2) Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?

3) Коля, принеси, пожалуйста, мне книгу.

4. Определённо-личным является предложение:

1) Что же вы все смеётесь?

2) Об этом нельзя было и думать.

3) Не позволяй душе лениться.

5. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) Люблю (изъявит. накл., наст. вр., 1-е л., ед. ч.) тебя, Петра творенье.

2) Возьмёмся (изъявит. накл., наст. вр., 1-е л., мн. ч.) за руки, друзья!

3) Принеси (повел. накл., 2-е л., ед. ч.) мне поскорее зонт.

6. Главный член выражен глаголом во 2-м лице единственного числа изъявительного наклонения в предложении:

1) Ну, дружок, пойдём со мной!

2) Не говори мне о плохом.

3) Скоро пойдёшь домой?

Продолжите предложение.

1. Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения …

2. Односоставным является предложение:

1) Вам бы здесь до осени пожить.

2) Плыть ночью по реке хорошо.

3) Что пишут в газетах?

3. Правильно указана грамматическая основа предложения:

1) Что слушаешь.

2) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3) Вам передали билет на поезд?

4. Неопределённо-личным является предложение:

1) Вам кто-то передал газету.

2) Газеты приносят два раза в день.

3) Проверьте, пожалуйста, диктант.

5. Правильно определена форма члена предложения:

1) На улице шумят (изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.).

2) Книги уже принесли (изъявит. накл., прош. вр., мн. ч.).

3) Вам позвонят (изъявит. накл., будущ. вр., 3-е л., мн. ч.) завтра.

6. Главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени:

1) Вас просят к телефону.

2) Нас позвали к столу.

3) Вас скоро пригласят.

Продолжите предложение.

1. Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) Завтра похолодает.

2) Замолкает город.

3) Вам не видать таких сражений.

1) Бойца ранили.

2) Боец ранен.

3) Бойца ранило.

4. Безличным является предложение:

1) Не говори мне о плохом.

2) Меня знобит.

3) О прогулках нельзя было и думать.

5. Правильно указан главный член безличного предложения:

1) Следует позаботиться о пациентах.

3) Надо чаще повторять пройденное.

6. Главный член является составным глагольным в предложении:

1) Мне нужно позвонить домой.

2) Дорогу размыло водой.

3) Его уже не было во дворе.

Продолжите предложение.

1. Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые …

Обведите номера правильных ответов.

2. Односоставным является предложение:

1) Сильно морозит.

2) Сильный мороз.

3) Стоит сильный мороз.

3. Правильно выделена грамматическая основа предложения:

1) Дело словом не заменишь.

2) Какой дом!

3) Вот бы было лето!

4. Назывным является предложение:

1) Ну и погода!

2) Здесь жарко.

3) Какая ночь!

5. Правильно выделен главный член назывного предложения:

1) За окнами душное лето .

2) Да, вот наш дом.

3) Какой туман!

6. Допущена пунктуационная ошибка в предложении:

1) Утром холодно ветер и солнце.

2) Вот и солнце, а до обеда было пасмурно.

3) Над горами бледно-зелёное светлое немое небо.

Обведите номера правильных ответов.

1.Двусоставным является предложение:

1) Вернусь через час.

2) Вернитесь через час.

3) Все вернулись через час.

2. Односоставным является предложение:

1) Необходимо платить за квартиру вовремя.

2) Пришлось пойти в магазин за хлебом.

3) Кто-то постучал в окно.

3. Правильно указаны главные члены предложения:

1) Прощайте, братцы!

2) Сегодня, добрые друзья, повеселю вас новой сказкой.

3) Какая ужасная погода!

4. Главным членом является сказуемое в односоставном предложении:

1) Идти было трудно.

2) Рассказывая об этом, не могу не вспомнить об удивительном случае, произошедшем со мной недавно.

3) Какой сегодня хороший день!

5. Определённо - личным является предложение:

1) Пришли мне, пожалуйста, новые книги.

2) Недавно мне прислали новые книги.

3) Надо послать ему новые книги.

6. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) Поскорее надень (повел. накл., 2-е л., ед. ч.) пальто.

2) Эту книгу перечитываешь (изъявит. накл., наст. вр., 2-е л., мн. ч.) с наслаждением.

3) Читайте (повел. накл., 2-е л., мн. ч.) больше книг.

7. Неопределённо-личным является предложение:

1) Вас просят к телефону.

2) Вам передали приглашение на вечер?

3) Из окна сильно дуло.

8. Правильно определена форма главного члена предложения:

1) В окно тихо стукнули (изъявит. накл., прош. вр., 3-е л., мн. ч.) .

2) В нашем районе скоро откроют (изъявит. накл., буд. вр., 3-е л., мн. ч.) новую школу.

3) За дверью бойко говорили (изъявит. накл, прош. вр., мн. ч.) по-русски.

9. Безличным является предложение:

1) У него ломит ноги.

2) Мне хочется повидаться с вами.

3) Полезно купаться в море.

10. Правильно выделен главный член безличного предложения:

1) Мне надо встретиться с друзьями.

2) Об этом нельзя и думать.

3) Можно было бы пригласить его к нам.

11. Главный член является составным глагольным в предложении:

1) Надо поехать на дачу полить цветы.

2) Нам было отказано.

3) Мне необходимо написать статью к концу месяца.

12. Назывным является предложение:

1) Какая тишина!

2) Сегодня можно пойти в лес.

3) Жаль возвращаться домой.

13. Неполным является выделенное предложение:

1) Он смотрел с любопытством, она – с торжеством.

2) Движение – это жизнь, а жизнь без движения пуста.

3) Илюша – к воротам, но из окна послышался голос матери.

Продолжите предложение.

1. Однородные члены выражаются …

Обведите номера правильных ответов.

2. Однородные члены есть в предложении:

1) Мал золотник, да дорог.

2) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред.

3) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

3. Однородные члены правильно выделены в предложении :

1)Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Встречались женщины с корзинами на головах, солдаты на повозках, скрипящие арбы на буйволах.

3) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

4. Однородные дополнения есть в предложении:

1) В детстве видел я в окнах своего дома небо, птиц, аллеи.

2) С гордостью, с любовью, с восторгом говорили о победителях соревнований.

3) Я лежу и улыбаюсь редким облакам, солнцу, морю.

5. Однородные определения есть в предложении:

1) Глаза у нас то синие, то карие, то чёрные.

2) Короткие сумерки быстро сменились чудною, ласковою тропической ночью.

3) Откуда-то издалека доносился странный, прерывистый, протяжный звук.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Яркий майский день заиграл всеми своими, голубыми, сиреневыми и зелёными красками.

2) Сильный, порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.

3) За окном золотом сиял осенний, погожий, холодный день.

Обведите номера правильных ответов.

1. Союз и соединяет однородные члены в предложении(ях):

1) Светлые полосы от огня и чёрные тени ночи плясали вокруг костра.

2) Непрекращающийся дождь и постоянная прибыль воды в реке очень беспокоили наших проводников.

3) Сумерки приближались, и надо было торопиться.

2. Между однородными членами противительный союз в предложении:

1) Лист в лесу сочен, густ и зелен.

2) Нам нужно сажать лес не только для восстановления природных сил земли, но и для нашего хозяйства.

3) Звёзды высоко, но неярко блестели на небе.

3. Между однородными членами соединительный союз в предложении(ях):

1) На мельнице и стук и гром.

2) Ни одна травка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева не шевелится.

3) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

4. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении(ях):

1) В походе надо сообразовываться не столько с силами людей, сколько с силами вьючных животных.

2) Многие птицы уничтожают не только насекомых, но и грызунов.

3) Дуб, берёза, ясень и ива росли то группами, то в одиночку.

5. Однородные члены разделяются запятыми в предложении(ях):

1) Мокрый лист с осины и дорожных ивок так и хлещет в спину и загривок.

2) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую.

3) Я не мог открыть в нём страсти ни к еде ни к охоте.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении(ях):

1) Вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась, и засверкала росой.

2) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом, да жужжанием насекомых.

3) Глубоко-глубоко отражались в пруду берег и вечернее небо, и белые полоски облаков.

Обведите номера правильных ответов.

1.Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:

1) Среди птиц насекомых в сухой траве в воздухе везде чувствовалось приближение осени.

2) Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

3) Ни вершины ни снега ни даже облака ничто не отражалось в гладкой поверхности озера.

2. Правильно подчёркнуто обобщающее слово в предложении:

1) Повсюду : в кустах, в траве – запели, зачирикали птицы.

2) Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно.

3) Восход полыхал и озарял всё : сосны, утёс, реку и облака.

3. Пропущено двоеточие в предложении:

1) Проносившиеся мимо поля, рощи, деревни всё было окутано сиреневатою дымкой.

2) От зноя всё стало жёлтым и небо, и поля, и воздух.

3) Улыбку, смех, и радость, и печаль я всё забыл.

4. Пропущено тире в предложении:

1) Ничего здесь нет для ума ни гимназии ни библиотеки ни театра.

2) Всё это: и ночь, и даль, и горы, и звёзды казалось мне исполненным невиданной прелести.

3) Ни дерево, ни вода ничто не шелохнётся.

1) Милым казалось всё: и лес и речушки.

2) Охота с острогою требует трёх условий: тёмной ночи, светлой воды и совершенно ясной погоды.

3) Все породы деревьев смолистых как-то: сосна, ель, пихта и прочие – называются «красным лесом».

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Всё кругом ещё спало утренним мёртвым сном.

2) Девичье личико и солнце тени и быстрая речка – всё было прелестно в это милое утро.

3) И горы, и долины, и луга, и леса – всё залито солнечным светом.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленный член есть в предложении:

1) Савельич от меня не отставал не прерывая жалобных своих молений.

2) Вдруг я увидел в сумраке прямо перед собой человек пять мужиков вооружённых дубинами.

3) Не зная пароля я хотел молча проехать мимо них.

2. Обособленное определение есть в предложении:

1) Войдя в комнату человек изо всех сил стукнул посохом по полу.

2) Белые, причудливых форм тучки с утра показались на горизонте.

3) Над нивами вился лёгкий парок наполнявший воздух запахом оттаявшей земли.

3. Обособленное определение выражено причастным оборотом в предложении:

1) Это была прежняя Катя с косами вокруг головы, с завитками на лбу.

3) Бледный свет похожий на чуть разбавленную синькой воду заливал часть горизонта.

4. Обособленное определение выражено прилагательным с зависимым словом в предложении:

1) Тихая ночь вся золотистая от полумесяца мешалась с тонким светом зари.

2) Прохваченный ночной свежестью холодный воздух заставлял вздрагивать.

3) В стороне обращённой в поле на правом углу стояла башня построенная очень давно.

5. Обособленное определение выражено прилагательными в предложении:

1) Это была прямо русская душа правдивая честная простая.

2) Одарённый необычайной силой Герасим работал за двоих.

3) Подошёл маленький поезд из пустых товарных вагонов.

6. Распространённое определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Вдали я видел сквозь туман в снегах горящих как алмаз седой незыблемый Кавказ.

2) Усталый и зноем томимый он в роще дубовой прилёг.

3) Бежит он дикий и суровый и звуков и смятенья полн на берега пустынных волн.

Обведите номера правильных ответов.

1.Обособленное определение относится к личному местоимению в предложении:

1) В седьмом часу вечера пыльные и усталые мы вступили в широкие укреплённые ворота крепости.

2) Утомлённый новыми впечатлениями я заснул ранее обыкновенного.

3) Полный раздумья шёл я однажды по большой дороге.

2. Обособленное определение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Лес зелёный кругом молодой и росистый.

2) В длинном своём платье со шляпой на голове вышла она в переднюю.

3) Погружённый в свои мысли Чечевицын ничего не ответил.

3. Причастный оборот не обособляется в предложении:

1) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты.

2) Солнце блистало на только что распустившейся листве.

3) По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы наложенные чёрным виноградом .

4. Определение, стоящее перед определяемым словом, обособляется в предложении:

1) Бледный он лежал на полу держа в правой руке пистолет.

2) Голодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу.

3) Дувший со всех сторон ветер иногда усиливался.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвращалась с прогулки.

2) Словно раненая птица, увлекаемая сильным ветром помчалась наша лодка вдоль берега.

3) На горизонте серебряном от тонкой далёкой пыли дрожали прозрачные струйки воздуха.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Стоял солнечный день, морозный и ясный.

2) По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые как весенний запоздалый снег.

3) Ноги беспрестанно путались в пресыщенной горячим солнцем траве.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленное приложение есть в предложении:

1) Аксинье на руки отдали хохлатого дымчатого селезня единственную «господскую» птицу.

2) На дороге стоял сам Алёхин мужчина лет сорока.

3) На телеге стоит высокий мужик в белой рубахе и в чёрной шапке.

2. Распространённое приложение есть в предложении:

1) Студент этот по имени Михалевич энтузиаст и стихотворец искренно полюбил Лаврецкого.

2) Чаще всего я встречался с дедом корзинщиком.

3) Хозяин родом яицкий казак казался мужик лет шестидесяти.

3. Приложение относится к местоимению в предложении:

1) К нам подошёл Ваня мальчик лет шести.

2) Искатель новых впечатлений я вас бежал, отечески края.

3) Все мы пассажиры сидели или лежали на палубе буксирного парохода.

4. Приложение стоит после определяемого слова в предложении:

1) Там в стары годы сатиры смелый властелин блистал Фонвизин…

2) Вдали показалась пристань маленький красный домик.

3) Он близок, близок день свиданья тебя мой друг увижу я.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Вот от лесу, как передовой вестник, понесся свежий ветерок.

2) В воде трепещут красные факелы отражения огней берега и судов.

3) Перед нами вдоль тропы лежал пень, полусгнивший остаток когда-то могучего дуба.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Илюше иногда, как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать всё самому.

2) Низко плыли первые предшественники непогоды – рваные клочья облаков.

3) Добряк, он не мог никому отказать в просьбе.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обособленное обстоятельство есть в предложении:

1) Ключ этот бьёт из расселины берега превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг.

2) Испуганные кони скакали прижав уши, храпя, косясь на раскаты грома.

3) Благодаря массе новых впечатлений день прошёл для Каштанки незаметно.

2. Распространённое обстоятельство есть в предложении:

1) Звёзды нетленно сияли за окном, умножая красоту ночи.

2) Я читал в саду сидя в бабушкином плетёном кресле.

3) В голых окраинных садах сидели на покосившихся скворечниках и сипло посвистывали отогреваясь скворцы.

3. Слово, к которому относится распространённое обстоятельство, правильно указано в предложении:

1) В уголке, приютившись в крошечном деревянном балаганчике, старуха вязала чулок.

2) Воротясь домой, она тотчас ушла в свою комнату.

3) Тяжёлый парус поднимая, рыбак идёт на дальний лов.

4. Распространённое обстоятельство стоит после слова, к которому оно относится, в предложении:

1) День был жаркий светлый лучезарный несмотря на перепадавшие дождики.

2) Проглянет солнце ярко озаряя и лес и степь и старую усадьбу.

3) Носясь меж дымных облаков он любит бури роковые, и пену рек, и шум дубров.

1) Около получаса шёл я так, с трудом переставляя ноги.

2) Погнавшись за проезжающими, Серёжа споткнулся и на всём бегу ударился коленом о дерево.

3) В морской дали, приглядевшись можно различить очертания островов.

1) Она сидела на стуле возле окна, отвернувшись и почти спрятав голову.

2) Холодный ветер дул не переставая.

3) Весеннее солнце, обогнув положенный путь садилось в юную степь за длинными холмами.

Обведите номера правильных ответов.

1. Уточняющий член есть в предложении:

1) Потом надев сапоги накинув на плечи поддевку и не застёгивая ворота рубахи он выходит на крыльцо.

2) Вправо от дома на берегу пруда раскинулся огромный парк.

3) Она вошла с мороза бодрая зарумянившаяся …

2. Уточняющее обстоятельство есть в предложении:

1) Я вставал рано, с рассветом, и тотчас принимался за работу.

2) В воздухе изредка появлялись «белые комары», то есть снежинки.

3) Внизу, у самой реки, горел огонь.

3. Уточняющее дополнение есть в предложении:

1) Ехали только днём, во избежание всяких дорожных случайностей.

2) Ничего не было видно, кроме волн, летевших из мрака.

3) Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме горело несколько ярко-красных огней.

4. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков широко расстилались перед ними.

2) После двухдневного ненастья или, вернее сказать, сырой погоды, наступило ясное осеннее время.

3) Сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В конце августа по большой ущелистой дороге, между Дуванской и Бахчисараем, шагом, еле двигаясь ехала офицерская тележка.

2) В повозке, спереди, на корточках, сидел денщик в нанковом сюртуке и сделавшейся совершенно мягкой бывшей офицерской фуражке.

3) На повозке, впереди всех сидел боком бородач в шляпе и, локтем придерживая кнутовище, связывал кнут.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Он заставил её ходить на задних лапах, изображал из неё колокол, то есть сильно дёргал её за хвост.

2) Сын Хаджи-Мурата восемнадцатилетний юноша Юсуф сидел в темнице, то есть в глубокой яме.

3) Туча осталась теперь справа, а впереди, в жёлтом море хлеба был виден маленький островок леса.

Обведите номера правильных ответов.

1. Однородные члены есть в предложении:

1) Обильно перемешанная с избитой измолоченной соломой обнажившаяся и размокшая лежала земля.

2) Лошади загнанные тяжело хрипели шли шагом и только вздрагивали от кнута.

3) После ужина в местном незатейливом ресторане мы трое друзей решили прогуляться по тихим вечерним улицам.

2. Однородные дополнения есть в предложении:

1) Я люблю просёлочные дороги тихо плетущуюся лошадёнку наивный разговор ямщика.

2) Каждый день вижу Веру у колодца и на гулянье.

3) Иван Дмитриевич рисует себе осень с дождями с холодными ветрами и с бабьим летом.

3. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Чёрные, как уголь, скворцы давно поселились на высокой раскидистой берёзе.

2) На восточной стороне неба всплыла длинная, туманная полоса.

3) С востока неслись не то низкие, чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара.

4. Союз и соединяет однородные члены в предложении:

1) Над мостом уже пролетели два неприятельских ядра и на мосту была давка.

2) Было тихо и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля.

3) В одном месте крутой бок возвышений воздымался выше прочих и весь убирался в зелень столпившихся густо деревьев.

5. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении:

1) Река то верная своим высоким берегам давала вместе с ними углы по всему пространству то иногда уходила от них прочь.

2) Отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглой.

3) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.

3) Звуки и запахи, тучи и люди были странно красивы.

7. Обобщающее слово выделено в предложении:

1) Кругом повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.

2) Гости говорили о многих приятных и интересных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице …

8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Тут было всё вместе – и клён, и груша, и низкорослый ракитник, и берёзка, и ель …

2) Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот происходили шумные разговоры.

3) И утёсы и море, и горы и берег – всё это приняло одну общую окраску.

9. Обособленный член есть в предложении:

1) Я сидел в берёзовой роще осенью около половины сентября.

2) С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием.

3) Внутренность рощи влажной от дождя беспрестанно изменялась.

10. Обособленное определение является несогласованным в предложении:

1) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу.

2) У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой.

3) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.

11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Этот одноэтажный дом вытянулся во двор, заросший дёрном чистый и пустынный, с колодцем среди него, под крышей на двух деревянных столбиках.

2) Три окна дома, узкие и прорезанные арками были высоко над землёй.

3) На парне были штаны, закатанные выше колен и выпущенная поверх штанов рубаха.

12. Обособленное приложение есть в предложении:

1) На месте отъехавшего грузовика стоял Петр Филиппович наш бургомистр.

2) Два молодых человека студент и офицер были одних лет и оба красивы.

3) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки.

13. Уточняющий член есть в предложении:

1) Запах палого листа и дыма висел над садами то усиливаясь то ослабевая.

2) Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и не останавливаясь направился к реке.

3) Внизу у подножия сосен уже темно и глухо.

14. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

2) Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна.

3) Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и пестрея в светлом воздухе голуби быстро кружатся над ней.

Продолжите предложение.

1. Обращение в устной речи служит для …

Обведите номера правильных ответов.

2. Обращение есть в предложении:

1) Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.

2) Здравствуй город родной и любимый!

3) Этот город родной и любимый.

3. Выделенное слово является обращением в предложении:

1) Полно степь моя спать беспробудно.

2) Учи меня соловушка искусству своему.

3) Прекрасны вы поля земли родной …

4. Обращение является распространённым в предложении:

1) Колокольчик среброзвонный ты поёшь?

2) Отвори мне страж заоблачный голубые двери дня.

3) Старик я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.

5. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.

2) Отколе, умная, бредёшь ты голова?

3) Не прав твой, о, небо, святой приговор.

6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:

1) Что ты, поникла, зелёная ивушка?

2) Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.

3) Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман.

Продолжите предложение.

1. Вводные слова имеют значения: …

Обведите номера правильных ответов .

2. Вводное слово есть в предложении:

1) Тут делать нечего друзья поцеловались.

2) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай следовательно не жаловалась на его присутствие

3) Признаться я не очень обрадовался его предложению.

3. Выделенное слово является вводным в предложении:

1) Он может вернётся домой.

2) Он может остаться дома.

3) Видно ты давно не был здесь.

4. Вводные слова выражают чувства в предложении:

1) Букет был собран должно быть недавно.

2) Я к сожалению должен ещё встретиться с другом.

3) Она вероятно никак не ожидала нас встретить.

5. Вводные слова указывают на источник сообщения:

1) Очевидно он не считает важными ни свои поступки, ни свои доводы.

2) К счастью все мои служебные обязанности в Петербурге были уже окончены.

3) По его словам мы все должны были поучаствовать в этих соревнованиях.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Она, видно только что проснулась.

2) Весна, считай, уже наступила.

3) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.

Обведите номера правильных ответов.

1. Вставная конструкция есть в предложении:

1) Малолетний сынок то смотрел как ловят рыбу сёстры ему самому ещё не позволяли то играл около матери.

2) Лошадёнка его к истинному моему удивлению бежала недурно.

3) Когда я стану умирать и, верь, тебе недолго ждать ты перенесть меня вели в наш сад.

2. Выделенные слова являются вставной конструкцией в предложении:

1) По утреннему холодку бодрым, спорым шагом мы отмахали километров восемнадцать

2) Крупные, красивые птицы их всего было тринадцать летели треугольником.

3) Пожарная команда по условиям местности подъехать близко к пожару не могла.

3. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) Снизу от реки, её шум ещё не был слышен, выползал туман.

2) Однажды – это было в 1900 году – я бродил по тайге.

3) Ястреб (я теперь мог его хорошо рассмотреть) подтянул зверька к ольховнику.

4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.

2) Очевидно, эти камни когда-то отвалились от каменного гребня на вершине горы.

3) Лучший подсказчик в гимназии – к тому же француз – Регаме учился в нашем классе.

5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В самом деле, пора уже успокоиться.

2) Весна (считай) уже наступила.

3) Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку (так называлась деревня его соседа), разорить её дотла.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) В воздухе было тепло и так тихо, что, казалось, ни одна травка, ни одно облачко не шевелились.

2) Во-первых, больная действительно находилась в отчаянии, во-вторых я сам чувствовал сильное к ней расположение.

3) Куль муки продавался (и то самым тайным образом) за двадцать пять рублей.

Обведите номера правильных ответов.

1. Обращение есть в предложении:

1) Послушайте, отчего вы его не прогоните?

2) Николай Степаныч позвольте мне поговорить с вами о театре!

3) Опять я ваш о юные друзья.

2. Вводные слова есть в предложении:

1) Детям по причине малолетства не определили никаких должностей.

2) Судя по запаху где-то поблизости находилась ферма.

3) Володя к великой радости бабушки выказывает необыкновенные познания.

3. Выделенные слова являются обращениями в предложении:

1) Знаете ли вы например, какое наслаждение слушать его голос?

2) Ты матушка чай тоже не бедна.

3) Наташа представьте себе давно уже приехала.

4. Выделенные слова являются вводными в предложении:

1) Лицо и всё сложение Лукашки несмотря на угловатость молодости выражали большую физическую и нравственную силу.

2) Красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.

3) Кажется кто-то идёт за мной.

1) Идёт такой зверёк, положим, по лесу, увидал птичку, поймал и съел.

2) Каковы бы ни были тайные намерения Дубровского (мы их узнаём после), но в его поведении не оказалось ничего предосудительного.

3) Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.

2) На мой взгляд внешность этого человека удивительно соответствует его специальности.

3) Но – к великой моей досаде – Швабрин, обычно снисходительный, решительно заявил, что песня моя нехороша.

1. Продолжите предложение:

Прямая речь – это речь …

Обведите номера правильных ответов.

2. Предложением с прямой речью является предложение:

1) Ах! Нет, надеждами я мало избалован.

3) Сёстры решили сказать Михаилу что после завтрака идут гулять одни.

3. Предложением с косвенной речью является предложение:

1) Папа говорил что мы будем жить у бабушки.

2) Тогда профессор в очках равнодушно обратился ко мне приглашая отвечать на вопрос.

3) Всё в порядке можно выходить сказал Гаврик.

4. Схема «П», - а. соответствует предложению:

1) Одна из слушательниц задала вопрос а не могли бы вы объяснить что хотели сказать этим произведением.

2) Василиса Егоровна – прехрабрая дама заметил важно может это засвидетельствовать

3) Мы ещё об этом подумаем и потолкуем отвечал генерал.

5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:

1) «Уехала ль Марья Ивановна», - спросил я с сердечным трепетом.

2) «Куда вы?» - сказал Иван Игнатьич, догоняя меня.

3) «Не успела, - ответил Иван Игнатьич,- дорога в Оренбург отрезана.

6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

1) Цветы-то надо полить, - сказала мать, пощупав землю в горшках с цветами на окнах.

2) «Пора идти, - сказал, вставая, Коля.- Тут кругом болота. Будет туман».

3) «Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть!»

Обособление приложений, как и определений, зависит от нескольких факторов:

а) от части речи определяемого (главного) слова;
б) от положения приложения по отношению к определяемому (главному) слову - перед главным словом, после главного слова;
в) от наличия дополнительных оттенков значений у приложения (обстоятельственных, пояснительных);
г) от степени распространения и способа выражения приложения.

Условия обособления приложений

А) Определяемое слово - местоимение

Любое приложение при личном местоимении обособляется:

Ему ли, карлику , тягаться с исполином? (Пушкин); Вот оно, объяснение (Л. Толстой).

Б) Определяемое слово - имя существительное

1. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого слова:

Сергей Никанорыч, буфетчик , налил пять стаканов чаю (Чехов).

Перед именем собственным приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Такое приложение можно заменить придаточным предложением с союзами так как, хотя и др.

Например:

1. Упрямец во всём , Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (Кочетов). - Так как Илья Матвеевич был упрямцем во всём , он оставался упрямцем и в учении.

2. Прославленный разведчик , Травкин остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече (Казакевич). - Хотя Травкин был прославленным разведчиком , он остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече .

2. Приложение - имя собственное (имя лица или кличка животного) при определяемом слове - имени нарицательном обособляется, если такое приложение стоит после определяемого слова и имеет пояснительное значение (перед ним можно поставить слова а именно, то есть, а зовут его ):

тётка, Ксения Фроловна Горина (Песков). - В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, а зовут её Ксения Фроловна Горина .

Примечание. Во многих случаях возможна двоякая пунктуация, в зависимости от наличия или отсутствия пояснительного оттенка значения и соответствующей интонации при чтении.

Ср.: Один мой друг, Серёжа , решил поступать в университет (поясняется, какой именно из друзей решил поступать в университет). - Мой друг Серёжа решил поступать в университет (такого пояснения в данном контексте нет, причем именно имя собственное является в данном случае определяемым словом, а нарицательное - приложением).

3. Распространённое приложение, выраженное именем нарицательным с зависимыми словами, или несколько однородных приложений при определяемом слове - имени нарицательном обычно обособляется независимо от положения - до или после определяемого слова. Однако чаще всего такое приложение стоит после существительного.

Например:

1. Старуха, Гришкина мать , умерла, но старики, отец и тесть , были ещё живы (Салтыков-Щедрин).

2. Несчастью верная сестра , надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (Пушкин).

4. Одиночное приложение - имя нарицательное при определяемом слове - имени нарицательном обособляется только тогда, когда:

  • приложение стоит после определяемого слова;
  • определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова.

Обособление одиночного приложения - имени нарицательного при одиночном определяемом слове - имени нарицательном возможно только в том случае, если автор хочет усилить смысловую роль приложения, не дать ему слиться интонационно с определяемым словом:

Отца, пьяницу , кормила с малых лет, и сама себя (М. Горький).

5. Приложение с союзом как обычно имеет дополнительное значение причинности (можно заменить придаточным причины с союзами так как, потому что, поскольку или оборотом со словом будучи ) и обособляется:

Как старый артиллерист , я презираю этот вид холодного оружия (Шолохов). - Будучи старым артиллеристом , я презираю этот вид холодного оружия; Я презираю этот вид холодного оружия, потому что я старый артиллерист .

Если оборот с союзом как имеет значение «в качестве», то присоединяемый оборот не обособляется:

Полученный ответ рассматривается как согласие . - Полученный ответ рассматривается в качестве согласия .

6. Приложения со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. обособляются, если произносятся с интонацией обособления.

Ср.: Была у Ермолая легавая собака, по прозванию Валетка (Тургенев). - Классную руководительницу по прозвищу Труба никто не любил (Трифонов).

Обратите внимание!

Вместо запятой при обособлении приложений может использоваться тире в следующих случаях:

1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить а именно (особенно если приложение стоит в конце предложения, имеет зависимые слова и внутри него уже есть знаки препинания).

В дальнем углу светилось желтое пятно - огонь в окне квартиры Серафимы , пристроенной к стене конюшни (М. Горький);

2) если одиночное или распространённое приложение стоит в конце предложения и при этом подчеркивается его самостоятельность или даётся разъяснение такого приложения.

Я не слишком люблю это дерево - осину (Тургенев); В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренелепых четырёх ногах - совершенный медведь (Гоголь);

3) если приложение стоит в середине предложения и имеет пояснительный характер (тире ставится с двух сторон).

Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы (Гоголь).

Примечание. Второе тире опускается:

а) если после обособленного приложения ставится запятая, например: Используя специальное устройство - шагометр , я рассчитал оптимальную нагрузку для своего организма (Васильев);

б) если приложение выражает более конкретное значение, а предшествующее определяемое слово - более общее значение, например: На совещании министров иностранных дел - членов «большой восьмёрки» выступил министр иностранных дел России ;

в) если приложение предшествует определяемому слову, например: Один из аутсайдеров чемпионата России по футболу - команда Саратова неожиданно выиграла две игры подряд.

Тема урока : «Второстепенные члены предложения».

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ.

Цели:

  1. повторить, систематизировать, активизировать и проверить полученные ранее учащимися знания о второстепенных членах предложения, их видах;
  2. развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету;
  3. воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, материалы для терминологического лото, листы с предложениями для работы в парах, рабочие тетради, учебник « Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. - М.: Просвещение, 2010.

Ход урока.

  1. Организационное начало урока.
  2. Контроль домашнего задания.

А) Опрос пяти по вопросам учебника (суть данной педагогической технологии в том, что к доске вызываются пять учеников, вопросы задаются одноклассниками, сидящими на своих местах, первому, если он не отвечает, с этим же вопросом обращаются ко второму и т.д., а если отвечает сразу, то второму и последующим ребятам задаётся следующий вопрос).

1. Какой член предложения называется подлежащим? Какой член предложения называется сказуемым?

2. Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

3. Какие виды сказуемых вы знаете? Как в каждом из них выражается грамматическое и лексическое значения? Приведите примеры. Какие формы имеет глагол-связка быть в настоящем, прошедшем и будущем времени?

4. Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым.

5. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

6. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

7. Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

Б) Терминологическое лото (вопросов для Лото должно быть столько, сколько детей в классе, карточки учитель раздаёт до начала урока - пусть ребята ознакомятся с содержанием, первым ход делает ученик с №1, а продолжает тот, у кого на карточке находится ответ на заданный вопрос и т.д.).

Приложение 1.

  1. Работа в парах.

На каждой парте задания для работы в парах. Выполнить неполный синтаксический разбор двух предложений.

Приложение 2.

В течение 5-7 мин. Ученики работают с предложениями, затем вкладывают карточки в тетрадь - при проверке можно будет поставить дополнительную оценку за урок; данный вид работы хорош тем, что ребята могут получить высокие оценки, т.к. работают вместе.

  1. Работа с учебником.

№195 - устно

Беседа:

Определите тип речи, к которому принадлежит текст (рассуждение).

Как вы объясните членение текста на абзацы? (в каждом новом абзаце выражается новая мысль).

К какому стилю речи относится данный текст? (стиль - публицистический, т.к.призывает читателя изучать историю, быть патриотом; в тексте-статье есть торжественные, эмоционально окрашенные слова, повторы).

Словарная работа (значения слов приведены по Толковому Словарю Русского Языка http://www.vedu.ru ):

ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов.

ПАТРИОТ - человек, проникнутый патриотизмом. Истинный патриот.

- Объясните постановку ТИРЕ в 1 и 2 предложении второго абзаца текста (тире между подлежащим и сказуемым перед словом «это»).

«Синтаксическая дуэль».

Выполните неполный синтаксический разбор последнего предложения (у доски работают два ученика, соревнуясь, кто быстрее и верно выполнит задание).

Задание + (для сильных уч-ся ): полный разбор (дать характеристику предложению)

  1. Тест-презентация .

Приложение 3.

Подготовленная презентация позволяет рационально использовать рабочее время и обеспечивает быструю проверку правильности выполнения заданий.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него), например: Говорила больше мать, дама с седыми волосами (Тургенев); Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его (Л. Толстой); Шахтеры, выходцы из центральных российских губерний и с Украины, селились по хуторам у казаков, роднились с ними (Фадеев).

Обособляются также конструкции в предложениях типа: О планах издательства рассказал главный редактор, он же заместитель директора издательства.

2. Одиночное нераспространенное приложение, стоящее после нарицательного существительного, обособляется, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Он оставил коня, поднял голову и увидал своего корреспондента, дьякона (Тургенев); Ухаживала за мной одна девушка, полька (Горький).

Реже нераспространенное приложение обособляется при одиночном определяемом существительном с целью усилить смысловую роль приложения, не дать ему интонационно слиться с определяемым словом, например: Отца, пьяницу, кормила с малых лет и сама себя (Горький); А враги, дурни, думают, что мы смерти боимся (Фадеев).

Примечание 1. Одиночное приложение обычно присоединяется к определяемому нарицательному существительному посредством дефиса, например: город-герой, геологи-нефтяники, девочки-подростки, зима-волшебница, злодей-тоска, инженер-исследователь, каноэ-одиночка, кормилица-нива, летчик-космонавт, мороз-воевода, оператор-программист, отец-покойник (но: отец протоирей), паны-шляхтичи (но: пан гетман), птица-песня, рабочий-рационализатор, самолет-бомбардировщик, слалом-гигант, сосед-музыкант, сторож-старик, студент-отличник (но: студенты отличники учебы... – неоднородные приложения, см. § 85, п. 2), ученый-физиолог, учитель-француз, химик-органик, художник-баталист.

Примечание 2. В некоторых случаях возможно дефисное написание и при наличии пояснительного слова (определения), которое по смыслу может относиться или ко всему сочетанию (известный экспериментатор-изобретатель, ловкий акробат-жонглер), или только к определяемому слову (демобилизованный воин-сверхсрочник, оригинальный художник-самоучка, моя соседка-педагог), или только к приложению (женщина-врач с большим стажем). Однако в этих случаях возможна двоякая пунктуация; ср.: Лекцию прочитает известный профессор-химик. – Лекцию прочитает известный профессор, химик; Поручение дано одному студенту-филологу. – Поручение дано одному студенту, филологу.

Дефис пишется также после собственного имени (чаще всего географического названия, выступающего в роли приложения при родовом наименовании), например: Москва-река, Байкал-озеро, Казбек-гора, Астрахань-город (но без дефиса при обратном порядке слов: река Москва, озеро Байкал, гора Казбек, город Астрахань; выражения типа матушка-Русь, матушка-Земля имеют характер устойчивых сочетаний). После собственного имени лица дефис ставится только в случае слияния определяемого существительного и приложения в одно сложное интонационно-смысловое целое, например: Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший.

Дефис не пишется:
а) если предшествующее однословное приложение может быть приравнено по значению к определению прилагательному, например: красавец мужчина (ср.: красивый мужчина), старик отец, гигант завод (но при перестановке слов: завод-гигант), бедняк портной, богатырь всадник, крошка сиротка, хищник волк, искусник повар;
б) если в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое, например: цветок магнолия, дерево баобаб, гриб подосиновик, птица зяблик, попугай какаду, обезьяна макака, сталь серебрянка, газ углерод, нитки мулине, застежка «молния», ткань твид, сыр рокфор, суп харчо. Но если такое сочетание представляет собой составной научный термин (в котором вторая часть не служит самостоятельным видовым обозначением), название специальности и т.п., то дефис пишется, например: заяц-русак, ястреб-тетеревятник, жук-олень, рак-отшельник, мышь-полевка, бабочка-капустница, врач-терапевт, слесарь-инструментальщик;
в) если определяемое существительное или приложение само пишется через дефис, например: женщины-врачи хирурги, инженер-строитель проектировщик, техник-механик конструктор, Волга-матушка река; но (в отдельных терминах): контр-адмирал-инженер, капитан-лейтенант-инженер;
г) если при определяемом существительном имеются два нераспространенных приложения, соединенные союзом и , например: студенты филологи и журналисты, депутаты консерваторы и либералы; то же, если при двух определяемых существительных имеется общее приложение, например: студенты и аспиранты филологи;
д) если первым элементом сочетания являются слова гражданин, господин, товарищ, наш брат, ваш брат (в значении «я и мне подобные», «вы и вам подобный»), например: гражданин судья, господин посланник, товарищ секретарь, наш брат студент.

3. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного, например: Мой брат Петя, учитель, чудесно поет (Чехов); Сергей Иванович, глава семьи, высокий, сутулый, бреющийся наголо мужчина, был хороший столяр (Солоухин).

Перед собственным именем приложение обособляется только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение, например: Прославленный разведчик, Травкин остался тем же тихим и скромным юношей, каким был при их первой встрече (Казакевич) (ср.: «хотя он был прославленным разведчиком» – с уступительным значением). Но: Поручик царской армии Василий Данилович Дибич пробирался из немецкого плена на родину... (Федин) (без добавочного обстоятельственного значения).

4. Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова «а зовут его», «а именно», «то есть», см. § 97), например: Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться (Тургенев); У дверей, на солнышке, зажмурившись, лежала любимая борзая собака отца – Милка (Л.Толстой); А братья Ани, Петя и Андрюша, гимназисты, дергали его [отца] сзади за фрак и шептали сконфуженно... (Чехов).

Примечание. Во многих случаях возможна двоякая пунктуация, в зависимости от наличия или отсутствия пояснительного оттенка значения и соответствующей интонации при чтении. Ср.:

а) Один только казак, Максим Голодуха, вырвался дорогою из татарских рук (Гоголь); Елизавета Алексеевна поехала погостить к брату, Аркадию Алексеевичу (у нее только один брат; если бы было несколько, то при выражении той же мысли собственное имя не следовало бы обособлять); Он сына моего, Борьку, напомнил (то же основание);
б) Вошла его сестра Мария; Сегодня я и друг мой Валентин уезжаем в Москву; Сообщил староста курса Дима Шилов; В коридоре показался учитель математики Белов Иван Петрович.

5. Приложение, присоединяемое союзом как (с дополнительным значением причинности), а также словами и др., обычно обособляется, если стоит в начале или середине предложения, например: Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров); Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на коне... (Чехов); Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного украшения (Шолохов) (независимо от того, какой частью речи выражено определяемое слово); ...Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам той улицы... (Симонов) (следует обратить внимание на интонацию обособления).

Примечание. Приложение, присоединяемое союзом как со значением «в качестве», а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др., не обособляется, если стоит в конце предложения, например: Полученный ответ рассматривается как согласие (Ажаев); Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин); Завел он себе медвежонка по имени Яша (Паустовский); Мы познакомились с немецким врачом по фамилии Шульц (без интонации обособления).

6. Всегда обособляется приложение при личном местоимении, например: Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин); Доктринер и несколько педант, он любил поучительно наставлять (Герцен); Слезы унижения, они были едки (Федин); Вот оно, объяснение (Л. Толстой).

В предложениях, подобных последнему примеру, возможна двоякая пунктуация, в зависимости от характера интонации, наличия или отсутствия паузы после местоимения 3-го лица (в указательной функции) с предшествующей частицей вот (вон) ; ср.:

а) Вот они, заячьи-то мечты! (Салтыков-Щедрин); Вот они, работнички! (Троепольский);
б) Вот она действительность-то (Сухово-Кобылин); Вот она гордость-то (Горбунов); Вот оно торжество добродетели и правды (Чехов).

Не ставится в подобных предложениях при следовании указательной частицы с местоимением за именем существительным, например: Весна-то вон она, на дворе (Б. Полевой).

7. Обособленное приложение может относиться к отсутствующему в данном предложении слову, если последнее подсказывается контекстом, например: А что касается до обеда – у меня, брат, есть на примете придворный официант: так, собака, накормит, что просто не встанешь (Гоголь); Все умнеет, бес... (Горький. Дело Артамоновых: Петр об Алексее).

Отсутствующее местоимение может подсказываться личной формой глагола-сказуемого, например: Никогда, грешница, не пью, а через такой случай выпью (Чехов).

8. Вместо запятой при обособлении приложений употребляется тире:

а) если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова «а именно», например: Утвержден новый государственный флаг Российской Федерации – трехцветное полотнище с белой, синей и красной продольными полосами;
б) перед распространенным или одиночным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение такого приложения, например: Я не слишком люблю это дерево – осину (Тургенев); Объехали какую-то старую плотину, потонувшую в крапиве, и давно высохший пруд – глубокую яругу, заросшую бурьяном выше человеческого роста (Бунин); Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов (Гранин); Стоял чудесный апрельский день – лучшее время в Арктике... (Горбатов). Ср. одиночное приложение после распространенного имени собственного: Добро пожаловать в столицу Украины – Киев!
в) для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер (обычно в художественной речи), например: Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы... (Гоголь); Легкие судороги – признак сильного чувства – пробежали по его широким губам... (Тургенев); Смотритель ночлежки – отставной солдат скобелевских времен – шел следом за хозяином (Федин).

Второе тире опускается:
1) если по условиям контекста после обособленного приложения ставится запятая, например: Используя специальное устройство для дыхания человека под водой – акваланг, можно погружаться на глубину в десятки метров;
2) если приложением выражается более конкретное значение, а предшествующее определяемое слово имеет более общее значение, например: На встрече лидеров стран – участниц Содружества Независимых Государств рассматривались актуальные проблемы экономического развития;
3) если в подобной конструкции приложение предшествует определяемому слову, например: Самый лживый, лицемерный и самый влиятельный из всех «учителей жизни» – церковь, проповедуя «любовь к ближнему как к самому себе», в прошлом жгла десятки тысяч людей на кострах, благословляла «религиозные» войны (Горький); Один из аутсайдеров чемпионата страны – спортсмены клуба «Фили» одержали третью победу подряд (Из газет);
- 3.а для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов предложения, например: За столом сидели хозяйка дома, ее сестра – подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я. Второе тире в этих случаях не ставится; ср.: Я начал говорить об условиях, о неравенстве, о людях – жертвах жизни и о людях – владыках ее (Горький);
- 3.б для отделения препозитивных (стоящих впереди) однородных приложений от определяемого слова, например: Автор замечательных произведений для детей, блестящий переводчик, поэт и драматург – Маршак занял видное место в отечественной литературе;
- 3.в в конструкциях типа: Мефистофель – Шаляпин был неподражаем. Ср.: Эрнани – Горев плох, как сапожник (из письма А.П. Чехова).

1. Приложение как вид определения

Приложение это определение, которое выражено существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию и т. д. Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Хозяин (и. п.), суровый мужик (и. п.) , не рад был ни гостям, ни наживе (Н. Лесков).

Эта повесть принадлежит известному писателю-фантасту (д. п.).

Обратите внимание: если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится дефис. Например:

Бабочки-капустницы порхали над клумбами.

Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Сравните два приложения в следующей фразе:

Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку (А. Н.Толстой).

Словосочетание речонка Яуза написано без дефиса, так как здесь имя собственное стоит после имени нарицательного, а словосочетание Москву-реку написано через дефис, потому что в нем имя собственное находится перед именем нарицательным.

2. Обособление приложений

Прошлая тема была посвящена постановке знаков препинания в предложениях с определениями. Вы узнали, что определение, относящееся к имени существительному, обособляется только в том случае, если стоит после него, а определение, относящееся к личному местоимению, обособляется всегда, вне зависимости от места в предложении. Сравните пары предложений:

2) Они, промокшие под дождем , решили отправиться в гостиницу и Промокшие под дождем , они решили отправиться в гостиницу.

Как видите, правило обособления определений состоит из двух основных частей. Теперь обратимся к правилу обособления приложений, которое немного сложнее: в нем будет три пункта, которые нужно запомнить. Пожалуйста, обратите внимание, что во всех пунктах речь идет о распространенных приложениях (то есть о приложениях, состоящих из нескольких слов).

1) Если приложение относится к нарицательному существительному, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Мой отец, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , мой отец служил на Дальнем Востоке.

2) Если приложение относится к собственному существительному, оно обособляется только в том случае, когда стоит после него. Например:

Иванов, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск Иванов служил на Дальнем Востоке .

3) Если приложение относится к личному местоимению, то оно обособляется в любом случае, вне зависимости от места в предложении. Например:

Он, капитан пограничных войск , служил на Дальнем Востоке и Капитан пограничных войск , он служил на Дальнем Востоке .

У этого правила есть несколько примечаний:

1. Иногда приложение, которому придается большое значение в высказывании и которое стоит в конце предложения, может обособляться при помощи тире, а не запятой, например: Подходил к концу август – последний месяц лета .

2. Иногда приложение может начинаться с союза КАК. В таких случаях нужно попробовать заменить этот союз на сочетание В КАЧЕСТВЕ. Если такая замена возможна, то запятые ставить не нужно. Например: Газ как топливо сейчас применяется очень широко . Более подробно правила постановки запятых перед союзом КАК будут рассматриваться в отдельной части нашего курса.


Упражнение

    Наконец он не выдержал и сообщил о своих подозрениях письмоводителю дворянской опеки_ Половинкину (М. Салтыков-Щедрин).

    Ты, который еще несколько минут назад трясся за свою паршивую жизнь, явил нам всем образец отчаянной отваги и беспрецедентной глупости. Среди нас нет равных Тебе. Нашим большим коллективным разумом мы не смогли постичь, зачем Тебе_ герою_ понадобилось видеть Муравья_разбойника , когда при появлении его достаточно оттрепетать и стихнуть (Е. Клюев).

    Кстати, семья хозяина состояла из жены, тещи и двух детей_подростков - мальчика и девочки (Ф. Искандер).

    В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи_ Понтий Пилат (М. Булгаков).

    Сенатор_ новый владелец его_ нисколько их не теснил, он даже любил молодого Толочанова, но ссора его с женой продолжалась; она не могла ему простить обмана и бежала от него с другим (А. Герцен).

    В гостиной_приемной_ совершенно темно (М. Булгаков).

    Настя и тут ей помогла: она сняла мерку с лизиной ноги, сбегала к Трофиму_ пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке (А. Пушкин).

    Между прочим говорили о том, что жена старосты_ Мавра_ женщина здоровая и не глупая_ во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села… (А. Чехов).

    Да вот, недалеко искать, вот месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов_ учитель греческого языка_ мой товарищ (А. Чехов).

    Но на лице Елены в три часа дня стрелки показывали самый низкий и угнетенный час жизни_ половину шестого (М. Булгаков).

    Моя свекровь_ Авдотья Васильевна Аксенова_ родившаяся еще при крепостном праве, простая неграмотная «баба рязанская»_ отличалась глубоким философским складом ума… (Е. Гинзбург).

    …Узнали, что сумасшедший дед наш_ Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой_ другом отца нашего и двоюродным братом Натальи…(И. Бунин).

    Кругом же творился некий вялый бедлам _ пауза такая после бурного шабаша (В. Шукшин).

    Известный Шиллер_ жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман,- не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы_ большой приятель Шиллера (Н. Гоголь).

    Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот _бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую (M. Булгаков).

    … В городе Москве он_ этот человек_ вдруг получил право на существование, приобрел смысл и даже значение (М. Булгаков).

    Наступили лучшие дни в году _ первые дни июня (И. Тургенев).

    Только она_ эта богатырева рукавица_ людям невподъем. (П. Бажов).

    Катя_ Данилова-то невеста_ незамужницей осталась (П. Бажов).

    Обломки Данилушковой дурман_чаши остались, да Катя берегла их (П. Бажов).

    Поплакала, глядит - у самой ноги малахит_камень обозначился, только весь в земле сидит (П. Бажов).

    Гатчина и Павловск _ резиденции великокняжеской четы _ остались до наших дней, несмотря на новые планировки и перестройки, памятниками эпохи Павла (Г. Чулков).

    А только родитель_покойничек_ не дурак был, чтоб эдакое место, с которого весь сплав по реке зачинается, из своих рук выпустить (П. Бажов).

    Я подозреваю, что мужу ее_ мирному абхазскому князю_ приходилось терпеть более грубые формы проявления ее деспотического темперамента (Ф. Искандер).

    Нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого _ помещика_охотника_ , вроде моего покойного шурина Арсения Семеныча (И. Бунин).

    – Князь_ Лев Николаевич Мышкин, – отвечал тот с полною и немедленною готовностью (Ф. Достоевский).

    Тем более, что лицом была похожа на мать, а мать_ родом какая-то княжна с восточной кровью_ страдала чем-то вроде черной меланхолии (И. Бунин).

    Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец_профессор_ , все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем (М. Булгаков).