Почему сбылась мечта Ассоль? Грэй и Ассоль ("Алые паруса" А. Грина): мечта, которая сбылась Советы для «Ассоль»

Сочинение

Сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. В это искренне верил автор замечательной повести «Алые паруса» - Александр Грин. Писатель знал эту силу, для которой не существует никаких преград, не существует ничего невозможного. Нужно только твердо верить в свою мечту и ждать чуда. Мечта самого Грина и помогла ему создать прекрасный мир», в котором живут отважные, чистосердечные мужчины и прекрасные женщины, где у моря стоят города с чудесными названиями - Лисе, Зурбаган.

В повести мы встречаем маленькую Ассоль, воспитанную добрым и любящим отцом. Она живет уединенной жизнью: сверстники отталкивают ее, взрослые недолюбливают девочку, перенося на нее нелюбовь к отцу. Однажды, идя по лесу, Ассоль встретила странного человека, который рассказал ей сказку о корабле с алыми парусами. И девочка поверила в эту сказку, сделала ее частью своей жизни, частью своей души - своей мечтой. И, не обращая внимания на насмешки, стала ждать своего принца. Она знала, что наступит день, когда он приплывет за ней и скажет: «Здравствуй, Ассоль! Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство».

Замысловатыми путями идут к встрече два человека, созданные друг для друга. Мир Артура Грэя совсем не похож на жизнь в приморской деревушке, в которой живут Ассоль и ее отец. Ему доступны богатство и роскошь, но Артур не склонен продолжать образ жизни, предписанный ему по рождению. Он наделен живой душой, мечтает о море и парусах. Эта мечта приводит к тому, что Грэй становится моряком. «Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». Однажды по воле случая его корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, а совсем иначе: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.

«Как будто две струны зазвучали вместе...» Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.

Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он - тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила». И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», бросилась к нему прямо по воде.

Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Вот она - волшебная, всепобеждающая сила мечты. Девочка ждала чуда, была готова к нему, верила в него - и оно произошло. Мечта, если в нее поверить всеми силами души, становится могучей творящей силой. И в этом наилучшим образом убеждает нас прекрасная и добрая повесть Александра Грина.

Другие сочинения по этому произведению

Каким я представляю себе собирателя сказок Эгля (по книге А. Грина «Алые паруса») и исполнителя роли Алексея Колгану Мечта — могучая творящая сила (По повести-феерии А. Грина «Алые паруса») Мир мечтателей и мир обывателей в повести А. Грина «Алые паруса» Сочинение по прочитанной книге (по повести А.Грина "Алые паруса") Черты романтизма в одном из произве-дений русской литературы XX века Образ и характеристика Ассоль в феерии «Алые паруса» Рецензия на повесть А.С.Грина «Алые паруса» Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса») (1) Сочинение по повести Грина «Алые паруса» Сочинение размышление по повести Грина «Алые паруса» История написания произведения «Алые паруса»

Произведения А. Грина наполнены искренностью, мудростью и наблюдательностью. С раннего детства в памяти каждого человека живут рассказы, которые обогатили в свое время душу каждого из нас, вселили чувство надежды и веры в мечту.

«Алые паруса» - это удивительное произведение, которое формирует внутреннее сознание людей, делая его более гуманным, открытым новым впечатлениям и эмоциям. Оно насыщено поразительными контрастами между мироощущением общества и отдельно взятого человека, который смог сохранить в своей душе то, что было давно уже потеряно другими.

О чем повесть «Алые паруса»

Черствым, духовно бедным жителям маленького приморского городка противостоит девочка Ассоль, которая в силу жизненных обстоятельств стала изгоем этого общества. У Асоль не было подруг, только с отцом она могла делиться своими переживаниями, мечтами и мыслями.

Именно отец открывал для девочки все таинственные загадки природы, рассказывал о морских путешествиях, о тонкостях человеческих взаимоотношений. Ассоль впитала то, чему научил ее отец, и обрела собственное мировоззрение, которое еще дальше отделило ее от социума.

Но негатив общества не задевал девочку, так как она четко понимала, что собственное мнение для нее более важно, чем необъективное отношение «слепой» толпы. Ассоль верила, что однажды к ней придет тот человек, который полностью ее поймет, и с ним она обретет настоящее счастье.

Однажды во время прогулки Ассоль встретился Эгль, известный сказочник и собиратель легенд. Он поведал девочке, что однажды утром в гавань зайдет величественный корабль с алыми парусами. С него выйдет красивый храбрый принц, который уже сейчас ищет Ассоль и заберет ее с собой в свое королевство, где они долго будут жить любя друг друга.

Ассоль искренне поверила Эглю и начала ждать своего принца. Это стало еще одним поводом для подтрунивания над девочкой со стороны людей. Ее дразнили мечтательницей, не воспринимали ее слов и злорадствовали, что идут года, а Ассоль так и остается в ожидание своего фантастического принца.

Но девушка, несмотря ни на что верила, что однажды это произойдет. И однажды судьба вознаградила ее за это: пророчество Эгля сбылось, и она встретила своего принца.

Она познакомилась с молодым человеком, который узнав о ее мечте и о том, как эту мечту воспринимают в обществе, купил для своего корабля самые дорогие алые паруса. Он вышел с корабля навстречу девушке, таким образом, воплотив ее мечты в реальность.

Вера в прекрасное и мечта о счастье

Героиня Ассоль учит нас верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.

Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. «Алые паруса» ни в коем случае не следует воспринимать как сказку, ведь в жизни каждого человека может произойти чудо, если он открыт ему.

Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия. Но также следует помнить о своих близких людях, ведь каждый из нас может исполнить их заветные мечты, главное просто постараться узнать о них.

Повесть об Ассоль «Алые паруса» сам писатель Александр Грин назвал феерией. Самое поэтическое произведение, пропитанное солнечным светом и любовью к людям, было написано им в сложный период жизни. Мог ли он предположить, что оно станет его визитной карточкой и почти каждый мальчишка будет грезить дальними морскими путешествиями, а каждая девочка - мечтать о юном капитане, который приплывет однажды и за ней?

История создания

Сидя в холодной комнате, изредка поглядывая в окно на унылый, холодный и полуголодный Петроград 1920 года, Александр Грин создавал солнечную феерию «Алые паруса» об Ассоль, которая станет для многих символом мечты. Изначально писатель планировал назвать свое произведение «Красными парусами», но не стал, дабы суровые цензоры не сочли неподобающим применение этого «революционного» цвета. Сам Грин любил красный цвет и ничего политического в нем не видел: «Цвет вина, рубина и зари, маленьких мандаринов, пахнущих острым маслом. Цвет этот всегда весел и точен».

«Алые паруса» хорошо встретили и читатели, и критики. Даже «Красная газета» писала, что это «милая и лазурная, как море, сказка создана для отдыха души». Но подлинным гимном этому произведению стали открывающиеся по всей стране клубы молодежи, кафе и рестораны, детские центры и танцевальные студии под названием «Алые паруса». Именно тогда имя замечательного писателя стало известно каждому советскому человеку. Миллионы читателей сопереживали девочке с необычным именем Ассоль и восхищались капитаном Грэем, увозящим ее на своем корабле.

Кратко о сюжете

В основе феерии два образа - Артур Грэй и юная Ассоль. Девочка не помнит своей мамы и живет с отцом, который мастерит игрушечные кораблики и продает. Как-то девушка пошла в город с отцовскими игрушками. Среди них была и маленькая яхта с шелковыми алыми парусами. И сказочник Эгль, которого она встретила по пути, сказал, что однажды в порт придет корабль под алыми парусами, и Ассоль уплывет с прекрасным принцем. Об этом разговоре вскоре узнали в городе и над несчастной Ассоль стали все смеяться, называя ее чуть ли полоумной. Но девушка мечтала, верила и ждала. «Счастье сидело в ней пушистым котенком» - если нужно охарактеризовать Ассоль цитатой из «Алых парусов», эта фраза подойдет как нельзя лучше.

Артур Грэй вырос в богатстве и роскоши, но мечтал стать капитаном - в пятнадцать лет убежал из дома навстречу своей мечте. Несколько лет плавал простым моряком, постигал морские науки, а потом стал капитаном. Однажды случайно увидел Ассоль, и ему рассказали, что эта странная девушка грезит о корабле с алыми парусами. Артур зашел в порт на таком корабле. Все жители города сбежались смотреть на чудо. Услышала об этом и Ассоль. Девушка прибежала в порт, и капитан Грэй увез ее, как и предсказывал старый сказочник.

Ассоль

Имя главной героини стало нарицательным - так называют романтичных и открытых девушек. Вера в любовь и Ассоль стали синонимичными понятиями. Образ и характеристика Ассоль из «Алых парусов» помогут разобраться, так ли это на самом деле.

Впервые читатель знакомится с восьмимесячной малышкой Ассоль. Когда она осталсь без мамы, три месяца за ней ухаживал старый и добрый сосед, ожидая, пока ее отец-моряк вернется домой. Ради нее он оставит море и займется воспитанием дочери, доброе личико которой у него вызывало улыбку. Загоревшая и худенькая, с кроткой улыбкой и темными глазами, она напоминала ласточку в полете. Жили они небогато, девушка одевалась всегда скромно и бедно. Но дешевая одежда не стала помехой для восхищенных взглядов - редкий прохожий не удивлялся красоте Ассоль.

Жили они недалеко от моря, в небольшом домишке, в котором Лонгрен, отец девушки, и мастерил свои кораблики. Ассоль подросла и стала ему помощницей - носила на продажу отцовские поделки. Жили они бедно, но Лонгрен души не чаял в своей доченьке. Образ Ассоль в «Алых парусах» приятен: скромная девушка, которая даже роскошные локоны прятала под косынкой. Жители Каверны ее сторонились, их отпугивала ее необщительность и проницательность, скрытая в глубине очаровательных глаз.

Наедине с природой

После случая с Меннерсом, когда отца Ассоль обвинили чуть ли не в его гибели, к их семье стали относится настороженно и сторонились. Близким окружением для девушки стала природа. Она разговаривает с деревьями, как с друзьями. В отличие от людей, они всегда рады ей и встречают ее шелестом листьев. Одиночество сделало свое дело: Ассоль стала робкой и редко улыбалась. У нее чувствительная душа, она готова помочь первому встречному и тяжело переживала обиды, нанесенные ей.

Девушка научилась всему сама - шить, готовить, убирать, экономить весьма скудный бюджет. Отец научил дочку читать и писать, и книги стали спутниками ее жизни. С ними она стала мечтать. Сказка об алых парусах, которую она услышала от доброго Эгля, прочно поселилась в душе девушки. Над ней все смеялись, но она, верная мечте, ждала корабль. И он пришел. Как в песне Ассоль («Алые паруса»): «Надо лишь только поверить, сильно поверить в мечту».

Артур Грэй

Юный капитан Артур Грэй - романтик, сумевший воплотить мечту девушки в реальность. Маленький юнга, обдуваемый свежим морским ветерком, возмужал и стал красавцем-мужчиной с крепкими мускулами. Аристократическую бледность сменил красивый загар, прошла юношеская беспечность, стали ловкими и сильными работящие руки. Единственное, что осталось от беззаботного детства - это внешность и осанка графа. Он немногословен, но умен и прекрасный рассказчик: его речь «как морская струя» с переливающимися серебряными рыбками.

В убогом домике выросла Ассоль, в «Алых парусах» Грэй - полная ей противоположность. Вырос он в замке и с детства был необычайно пытлив. Отец - важный чиновник, а Лилиан, мать Артура, занималась воспитанием сына, любила его и баловала, поощряя все его причуды. Он бегал босиком, где вздумается, приводил в дом бродячих собак, мог отдать последнее первому попавшемуся человеку. Заступался за прислугу и жалел бедных, стараясь ничем не выделяться. Рос щедрым и благородным, без сожаления расставаясь с накопленными монетами.

Юный капитан

Роскошь и богатство не испортили этого живого юношу с трепетной душой. Он много читал, верил в чудеса и искал возможности для подвига. Пытливый ум и проницательность помогли ему стать хорошим моряком, он выбирал неожиданные маршруты и давал команде на отдых много времени. Спокойный и выдержанный внешне, он скрывал от всех свое сердце, в котором, словно птица, жила мечта. В море он влюбился еще в раннем детстве, когда в книжке увидел корабль. С того момента поставил цель - стать капитаном, и уверенно шел к ней.

Родители думали, что мальчишеское увлечение растает словно мираж. Но Артур, стиснув зубы, постигал морскую науку. В 20 лет он стал капитаном собственного корабля «Секрет». Воспитанный в благородном семействе, капитан Грэй не шел на сделки с совестью. Члены его корабля не занимались контрабандой, и отношения в их команде были, как в большой и дружной семье. Капитана уважали, он требовал от всех порядка и аккуратности, но и сам соблюдал дисциплину, делал все неторопливо и обдуманно. Мечтатель и романтик, услышав о мечте девушки, приплыл за Ассоль с алыми парусами на мачтах.

Добрая сказка

Смысл этой повести в том, что человек сам может стать источником собственного счастья. Это, наверно, известно многим. Но чтобы достичь цели и упиваться солнечным океаном, иногда приходится быть не как все, не следовать за большинством. Задача, посильная для всех слабых. Но чтобы достичь истинного счастья, нужно стать источником счастья для других. Уйдя в открытое море, герои повести не открыли читателю секрет счастья, - автор оставил его за бескрайним горизонтом океана, куда отправились Ассоль и Грей. «Алые паруса» - это путь к счастью; мечта, которая сбылась.

Ответ оставил Гость

Недавно, я прочитал романтическую повесть Александра Грина «Алые паруса» . А. Грин прожил очень тяжелую жизнь. Бывал он и в тюрьме, и отправлялся в ссылку, но оттуда сбежал. Именно, тогда А. Грин начал писать повесть «Алые паруса» , а в 1920 году он её окончил. Это самое знаменитое произведение А. Грина. Писатель определил жанр своего произведения как «феерия» . Повесть начинается, как и многие литературные произведения, с характеристики главных героев, но, прочитав совсем чуть-чуть, я понял, что эта книга особенная.
В повести «Алые паруса» Грин рассказывает историю девочки Ассоль, которая рано лишилась матери и росла с отцом, жили они на то, что он делал детские игрушки-корабли. Лонгрен, отец Ассоль, брал всю работу по хозяйству на себя, дочь и отец очень любили друг друга. Но все же Ассоль была несчастна, так как с ней никто из деревенских детей не общался. И жила она одной единственной мечтой, которую ей подарил Эгль – известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Он сказал ей, что когда-нибудь за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами и с тех пор Ассоль с надеждой смотрела на горизонт моря, в ожидании корабля с алыми парусами.
Вторым главным героем в повести представлен Артур Грэй, который наоборот родился в богатой семье, и у него то же была своя мечта – стать капитаном и он стал им. В 15 лет он пошел на судно простым матросом и в течение времени плавания капитан корабля обучал Артура разным морским наукам. После четырёх лет плаваний, вернувшись домой, Артур взял у родителей крупную сумму денег для приобретения собственного корабля. И с этого момента он плавал по морям и океанам капитаном. И однажды во время своего очередного путешествия Артур встретил Ассоль, которая ему очень понравилась. И узнав о её мечте, он решил и исполнил её.
Я считаю, что главная идея автора повести заключается в том, что человеку в своей жизни нужно иметь самую заветную мечту, верить и стремиться к ней, и только тогда она обязательно исполнится. Ведь Александр Грин писал это произведение не в лучшие времена своей жизни, и, наверное, по моему мнению, он хотел создать пример мечты, веры, надежды.
Ассоль – главная героиня романтической повести, замкнутая и красивая девушка, которая очень любила своего отца, доверяла только ему и жила мечтой, которую ей подарил сказочник. Артур Грей – свободолюбивый человек, лидер по характеру, уважающий мнение других, образованный и понимающий, и целеустремленно идущий к своим целям. Все эти качества делали из него знаменитого человека. Лонгрен – отец Ассоль, её наставник по жизни, любящий отец. В нем автор пытался показать образец, каким должен быть отец. В повести «алые паруса» Александр Грин для выражения настроения, чувств и духовного настроения героев часто использует природу.
Я считаю, что Грин прежде всего хотел сказать читателю, что в любое время своей жизни нужно жить в мире реальности и мечты.

Задачи урока : обучение работе с литературным текстом в электронном виде; работе с позитивной познавательной информацией, размещённой в сети Интернет; развитие творческого, изобретательского мышления; воспитание веры в свои силы, возможности, в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственныхценностей.

Технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, ТРИЗ-технология.

Оборудование:

Ноутбуки,

- «электронные книжки» для учащихся с отрывками изфеерии А.Грина «Алые паруса», собранными в тематические папки: «Ассоль», «Грэй», «Мир людей», «Мир вещей», «Вера в чудо», «Имя героя»; иллюстрации Нонны Алёшиной к произведению А.Грина «Алые паруса, репродукция картины Виктора Васнецова «Иисус распятый» – эти материалы даны во вложенных файлах;

видеофрагмент из художественного фильма «Алые паруса» режиссёра А.Птушко; видеосюжет «Про кораблик» (Театр Песка, художник Сергей Нестеров),любительский анимационный фильм (корабль с алыми парусами на сером фоне) Е. Ефимова.

Ход урока.

I . Учитель: Каждое произведение Грина читается с наслаждением. Но самое любимое - «Алые паруса». Грин определил жанр своего повествования как феерия. Что такое феерия?

Определение из словаря.

«Алые паруса» стали брендом многих мероприятий. В Санкт-Петербургекаждый год в честь выпускников устраивают праздник, название которому – «Алые паруса».

Просмотрвидеосюжета «Водная феерия», часть 3 (праздник выпускников «Алые паруса», г. Санкт-Петербург, 2009 год: http://www.youtube.com/watch?v=fYoELdgvPWc).

В Ялте кинофестиваль детских фильмов также назвали «Алые паруса». Открывал в 2009 годуфестиваль Василий Лановой (исполнитель роли Грэя), приплывший на корабле с алыми парусами.

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя.

Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось илихарактеры, душевные переживания.

Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах.

Ответ учеников.

Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом в электронных папках, названных «Ассоль» и «Грэй».

Чтобы составить мнение о характеречеловека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».

II. Работа с текстом.

Учитель : Откроемв папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.

Текст сконцентрирован для того, чтобы учащиеся могли быстро выстраивать цепь событий, обращать внимание на главное. Беседа по главам.

Глава 1.

Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?

Глава 2.

Почему Ассоль росла без подруг?

Почему её сверстники «вычеркнули раз навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?

Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

Глава 3.

Какой была жизнь Ассоль?

Глава 4.

Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?

Теперь перейдём к папке «Мир людей» в электронной книжке «Грэй».

Глава 1.

Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

Глава 2.

Каким рос Грэй в огромном,мрачном и величественном доме?

Глава 3.

Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе.

Глава 4.

Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с15 до 20 лет.

Учитель : Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя?

Ответы детей.

Затем учитель обращает внимание на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям.Какая судьба была предначертана Грэю?

Ответы детей.

Учитель: Человека характеризует не только егоотношение клюдям, но и отношение к предметам.

Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».

1, 2 главы.

Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?

Как это её характеризует?

Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?

Прочитайте, какие сравнения подбирает писатель, описывая цвет парусов («он пылал, как вино, как роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь»)? Чего добивается автор, ставя в ряд столько сравнений?

Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй».

1 глава.

Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

Почему отец не наложил взыскания на сына?

2 глава.

Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

3 глава.

Что возил на своём «Секрете» Грэй? Почему?

Как вы понимаете выражения: «аристократическое воображение», «живописнаяатмосфера»?

Вывод : как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких событий.Почему именно такие картины?

III .Работа над развитием воображения .

Учитель : Как вы думаете, воображение даётся человекус рождения или его можно развивать? Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живёмне только в мире людей, но ив мире предметов.Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут.А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в образ того или иного предмета.

Задание (используется приём РАФТ технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Предметы разыгрываютсяв лотерею. На билетиках написано:

Ассоль: «Корзинка угольщика»,«Растения»,«Игрушечнаяяхта с алыми парусами».

Грэй: «Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

IV. Почемусбылась мечта Ассоль?

Учитель : Для того, чтобы мечта сбылась, произошло чудо, достаточно в неготолькоповерить? Или для этого ещё что-то нужно?

Чтобы ответить на этотвопрос, поработаем спапкой «Вера в чудо». Откроем еёв папке«Ассоль».

Как отреагировал отец Ассоль на добрую шутку Эгля? Почему он не стал разуверять свою дочь?

Как вы думаете, случайна ли в книге сцена с нищим, поднявшим на смехпредсказаниесобирателя сказок?

Теперь проанализируем содержимое папки «Вера в чудо» в папке «Грэй».

Как восприняли окружающие Грэя люди его желание заменить паруса на алые? Почему?

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).

Учитель : Итак, вы услышали из монолога Грэя, что нужно делать, чтобы чудо сбывалось. А теперь мы ещё раз внимательно перечитаем его слова изаполним таблицу (используется приём «инсерт» технологии развития критического мышления).

Монолог Грэя .

…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем. Что до меня, то наше начало - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня?

" V "
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

" + "
поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" - "
поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

" ? "
поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

V. Наблюдение над именами героев.

Учитель: Часто писатели, чтобылучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают именагероев.Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героевфеерии «Алые паруса»?

Учитель зачитывает отрывок из текста:

«- Как зовут тебя, крошка?

Ассоль, - сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Хорошо, - продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. - Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?»

Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности.

А Артур Грэй? Случайно лиавтор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув имягероя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя только по фамилии – Грэй.Мы не можемточно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологиислова«грэй». Вам поможет видеосюжет (в видеофрагменте любительского анимационного фильма кораблик с алыми парусами движется к берегу насером фоне; http://www.youtube.com/watch?v=EK0xloxJUZg).

VI. Заключение.

Сейчас мы просмотрим видеосюжет «Про кораблик» (http://www.youtube.com/watch?v=nIjWiOPvyzg). Создал его художник«Театра Песка» Сергей Назаров. В комментарияхк своему рисунку на песке он пишет: «…услышал песню. Песня зацепила и несколько дней крутилась в голове. И в одну из бессонных ночей включил «Про кораблик», подошёлк своему рабочему столу – и вот результат…». Песню, которая произвела такоевпечатление на художника, написала солистка группы «Аномалия» Юлия Сёмина. Вот как она рассказывает об источнике своего вдохновения: «Эта песня родилась случайно. Будучи с концертом в городе Усть-Каменогорск, мы ужинали в ресторане, владельцем которого был наш друг неординарный человек Александр Тюменцев (автор идеи и режиссер клипа на песню "Жёлтая"), где на стене была нарисована картина: посреди бушующего моря корабль с алыми парусами, на борту которого одинокая фигура человека, смотрящего куда-то в даль. Под впечатлениями от картины и от этого неординарного человека я написала несколько строчек. Показала их нашим музыкантам, которые единогласно настояли на продолжении. Аранжировка появилась моментально и уже через неделю песня звучала в эфире казахстанских радиостанций. И теперь, судя по отзывам слушателей, я поняла, что всё сделала правильно! Всем тем, кто смотрит куда-то в даль, и тем, кто ждёт свои алые паруса, посвящается эта песня».

Беседа после просмотра видеосюжета.

Учитель : Скажите, по-вашему, какая главная строчка в песне?

VI . Домашнее задание.

1) (Заданиес элементами ТРИЗ-технологии, т.е. задание построено как ТРИЗ-задача, в основе которой лежит противоречие, которое можно разрешить только с помощью изобретения). Как бы вы хотели напомнить миру о том, что алые паруса несут надежду на счастье?

2) Какую сказку о том, что чудеса есть и сбываются, предложили бы миру вы? Допускаются как полные, так и краткие версии.

Татьяна Разводова , учитель русского языка и литературы гимназии №2 города Гурьевска Калининградской области, победитель XIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»