Какую роль в поэме играет ангел. Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел. Жанр и направление

Образ-символ Демона в произведении «Демон»

Еще один не менее примечательный романтический образ-символ, занимающий особое место в творчестве и даже в самой духовной жизни М.Ю. Лермонтова, - образ Демона. «Во всех стихотворениях Лермонтова, -- заметил В.В. Розанов, -- есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный. То слышим вздох его, то видим черту его лика». По признанию самого поэта, он не мог «отделаться» от него на протяжении многих лет. Этот образ «преследовал» его, как некая живая сила, существовавшая объективно, вне сознания, но одновременно как нечто субъективное, определявшее его душевный склад и поведение.

Свою самую известную поэму, в которой присутствует символ «нечистой силы», М.Ю. Лермонтов редактировал 8 раз. Демон -- один из лермонтовских героев-изгнанников. Его образ очень многогранен. Демон изгнан всего лишь из рая и никогда не сможет вернуться в него, но в остальном он полностью свободен. Дух зла бессмертен, он ведет счет жизни не на дни, а на века. поэма мцыри лермонтов символ

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Образ Демона - самый загадочный символ поэта. У Демона целых три лика: это Демон страдающий, Демон искушающий и Демон обреченный. Поэт совместил в нем взаимоисключающие, несовместимые начала. Символический смысл образа чрезвычайно широк. Очень ярко выражены в Демоне черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Весь этот комплекс качеств принято называть демонизмом. Главная цель Демона - разрушение существующих духовных и материальных ценностей, но, как и любой романтический герой, он также способен любить.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы.

И видишь, я у ног твоих.

Открытием Лермонтова стал образ Демона, которому наскучило зло. Любовь Демона к княжне Тамаре дает ему надежду на возрождение, усиливает тоску по утраченной гармонии. Обращение к Тамаре -- исповедь Демона,

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное-

Люби меня.

Отражение православных идей в творчестве Лермонтова следует искать и в сюжетных, и в мировоззренческих компонентах. В основе поэмы “Демон” -- изображение борьбы падшего ангела против Господа. Лермонтов близок к трактовке данного конфликта к библейским текстам. Жизнь и деяния Демона - это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая. Однако не следует полагать, что поэт на стороне Демона. Такое толкование поэмы противоречит её объективному смыслу, ведь то, что характерно для персонажа, не обязательно свойственно авторскому сознанию.

В “Демоне” замечается «сатанинская улыбка на жизнь, искривляющая младенческие ещё уста, это “с небом гордая вражда”, это -- презрение рока и предчувствие его неизбежности» говорил Белинский. Эти строки взяты из описания Тамары, умерщвлённой Демоном. Лермонтов задерживает внимание на “странной” улыбке, теплившейся на устах усопшей:

Печальный смысл улыбки той:

Что в ней? Насмешка ль над судьбой,

Непобедимое ль сомненье?

Иль к жизни хладное презренье?

Иль с небом гордая вражда?

Как знать? Для света навсегда

Утрачено её значенье?

Но описание “улыбки” персонажа с разнонаправленными признаками, что свойственно гению Лермонтова, нельзя отнести к самому автору, делать вывод о его “гордой” вражде с “небом”, то есть с Господом. Поэтому распространённое суждение о том, что борьба Демона с Богом есть своеобразное воплощение теологического бунтарства или атеизма Лермонтова, не находит подтверждения. А напротив, совокупность художественных перипетий в “Демоне” воспринимается, как решительное стремление поэта показать всю бессмыслицу любви, вышедшей из отрицания, невозможность приобщения к любви и гармонии без признания силы и первенства Господа:

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру, --

говорит Демон Тамаре. И это не притворство: Демон действительно тяготится своим одиночеством (такова версия Лермонтова), равно как и властью над “ничтожною” землёй. Встретив Тамару, он ощущает прелесть добра и красоты. Ему кажется, что “жизни новой” теперь “пришла желанная пора”.

Тамара погибает, и между Демоном и Ангелом начинается борьба за её душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая. Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире. Здесь чувствуется связь данной поэмы с произведением 18 в. - «Фаустом» В.И. Гёте. Ведь Гретхен, оказавшаяся вовлеченной в круговорот страшных событий, доведших до убийства ребенка, по вине той же «нечистой силы» в лице Мефистофеля и Фауста, отдавшего душу «падшему ангелу», спасена и попадает в рай за свою чистую, честную душу, искреннюю любовь и величайшее раскаяние.

В поэме «Демон» отчетливо появляется и образ-символ пути, изгнания, ведь автор называет своего героя «духом изгнания».

Следует заметить, что в своих произведениях Лермонтов часто говорит об ангелах. Ангелы немолчно славят Бога; Азраил произносит такие слова:

«Я часто ангелов видал

И громким песням их внимал,

Когда в багряных облаках

Они, качаясь на крылах,

Все вместе славили Творца,

И не было хвалам конца».

Особенностью Лермонтова является то, что идеальный мир, приметы которого есть в земной жизни, не предстает отвлеченным, а становится земным. В этом юный поэт видит залог успешного претворения своей мечты о совершенной жизни. Рай и небо у Лермонтова всюду обретают земные черты, освобожденные, однако, от земного несовершенства. Это -- та же действительность, только очищенная от пороков, в ней вечно царствуют покой и гармония, добро и справедливость. Может быть, наиболее полное ощущение блаженства, освобожденное от других мотивов, дано в замечательном стихотворении «Ангел» (1831):

«По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Над кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез;

И звук его песни в душе молодой

Остался - без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли».

Эти стихи напоминают древний Псалом («Хвалите господа с небес; Хвалите Его, все ангелы Его; Хвалите Его, все воинства Его; Хвалите Его, солнце и луна; Хвалите Его все звезды света...» (Псалом 148,1-4)).

Для уяснения художественного смысла стихотворения «Ангел» не последнюю роль играет трагедийная ситуация: ангел несет душу из «того» света в «этот». «Душа младая» переступает некую грань. Посланница небес отдана на заклание. Высокий гуманистический смысл этой жертвы придает стихотворению глубокий трагизм, потому что «переступание» границы между разными мирами уже в ранней лирике Лермонтова чревато гибелью и разрушением. В стихотворении «Ангел», таким образом, связь между раем и землей, устанавливаемая «младой душой», не устраняет трагической разобщенности между двумя мирами. Полнота блаженства оказывается для «души младой» недоступной. Душа обречена на страдание, но память о блаженстве жива («И звук его песни в душе молодой/ Остался без слов, но живой»). В стихотворении «Ангел» жертвенный подвиг не отрицается, но он изначально трагедиен.

Немного иначе развита эта тема в поэме «Ангел смерти». Здесь представлен ангел, который последним поцелуем должен был утешать погибшего и сопровождать его душу в Рай:

«Но прежде людям эти встречи

Казались -- сладостный удел.

Он знал таинственные речи,

Он взором утешать умел,

И бурные смирял он страсти,

И было у него во власти

Больную душу как-нибудь

На миг надеждой обмануть!»

Но пожалев смертного, ангел вселяется в тело смертной и проживая земную жизнь понимает, как сильно мудрость земная отличается от мудрости небесной:

«Но ангел смерти молодой

Простился с прежней добротой;

Людей узнал он: «Состраданья

Они не могут заслужить;

Не награжденье -- наказанье

Последний миг их должен быть.

Они коварны и жестоки,

Их добродетели -- пороки,

И жизнь им в тягость с юных лет...»

Миг смерти отныне - есть миг справедливого наказания за грехи.

Ангел у Лермонтова, прежде всего слуга Бога, он непрерывно восхваляет Его. В нем нет сомнений в чистоте божьего мира. Так ангел не даёт демону забрать Тамару, несмотря на то, что она грешница. И при этом он не позволяет демону попытаться очиститься через любовь к девушке, возбуждая в нем первоначальную ненависть. Роль ангела, как и судьба демона трагична: он провожает чистые души в земной жестокий мир, зная, что им предстоит через жестокое предназначение, уготованное Богом. Но вера ангела крепка и в нём нет сомнений.

Вывод: у Лермонтова рок и закон отнюдь не выступают вечными и неизменными. Человечество само виновато в своей двойственности и противоречивости, потому что оно изменило своей изначальной светлой чистой природе, идее вечности и бесконечности жизни. Вот почему «райское блаженство» возможно -- к будущим поколениям «станут... слетаться ангелы». Следовательно, причина заключена не в извечной двойственности человека, не в его природе, какова бы сейчас она ни была, а в самом обществе, и человек наказан жестокой пыткой «За целые века злодейств, кипевших под луной».

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Темы

    • Любовь . Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
    • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
    • Одиночество . «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
    • Вера . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
    • Идея

      Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

      Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

      Проблематика

      Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

      Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

      Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

      Критика

      В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
      Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

      Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Презентация проекта по литературе на тему: «Значение встречи ангела с демоном в стихотворении А.С.Пушкина «Ангел» и в поэмеМ.Ю. Лермонтова «Демон»

Образы нечистой силы всегда
тревожили сердца поэтов и
писателей. Сила добра,
воплощенная в Боге, не имела
другого обличья. А вот
посланец ада каких только
имен не носил: и дьявол, и
сатана, и Люцифер.

Известно, что М. Ю.
Лермонтов на
протяжении всей
своей недолгой
творческой жизни
разрабатывал
демоническую тему.
Пушкин не был столь
последователен, но и
он изображал
разнообразных
представителей
«бесплотных сил» в
стихах разных лет
(например, в таких,
как «Демон», «В
начале жизни школу
помню я...», «Бесы»
и др.), что
свидетельствует об
особом отношении
поэта к этой теме.

В 1823 году Пушкин пишет стихотворение "Демон", где впервые у
него возникает тема переоценки самого значительного в жизни.
Стихотворение построено по принципу контраста.

Образ демона –
это попытка
художественной
конкретизации и
олицетворения
отвлеченной
идеи отрицания
всех тех надежд,
которые человек
испытывает в
юности, когда
жизнь предстает
в светлых красках,
но с годами и
ростом
жизненного
опыта происходит
"утрата иллюзий".

Своеобразным ответом на эти
«демонические» стихи, появившиеся в
1823 году, стало стихотворение
«Ангел», написанное в 1827 году и
являющееся одним из самых
таинственных и мало изученных
исследователями.

Стихотворение «Ангел» поэт написал после возвращения из ссылки. В его
мироощущении произошел переход от гнетущих и мятежных настроений к
миру и гармонии. Позади остались пылкая юность, расправа над друзьямидекабристами, семейные конфликты. В душе поэта воскресла надежда на
спокойную и счастливую жизнь.

Исследователь В. В. Акимов вполне обоснованно высказывает
предположение, что дьявол не раз тревожил и искушал Пушкина.

О возможности
появления в
демоне «нового
духовного
качества» мечтал
М. Ю. Лермонтов.
Правда, в его
поэме «Демон»
возможность
духовного
перерождения
героя связаны
прежде всего с
любовью к
земной
красавице
Тамаре.

Таким образом, сопоставление стихотворения А. С. Пушкина «Ангел» с
отдельными эпизодами поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»
свидетельствует о том, что у каждого из поэтов - свое понимание
ситуации встречи ангела и демона

Каких только обликов не принимал Дьявол в умах людей. Образ и характеристика Демона в поэме «Демон» Лермонтова с цитатами – еще один вариант представления нечистой силы, исчадия Ада. Удивительно то, что в поэме злой дух нравится читателю, привлекает и вызывает новые эмоции. Создается впечатление, что он проникает в сердце.

Демон гениального поэта

Образ Лермонтовского Демона пришел из библейских сюжетов. Он изгнан из Рая, должен блуждать по миру и искать приюта, которого нет. Много веков он

«…отверженный блуждал В пустыне мира…».

Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия.

«Блистал он, чистый херувим…».

Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он

«…Когда-то верил и любил…».

«…Божие проклятье исполнилось…»,

Душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать

«…Природы жаркие объятья».

Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего.

«…Я людьми недолго правил, Греху недолго их учил, Все благородное бесславил И все прекрасное хулил».

Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.

Ангельское начало

Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным. Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями. Характеристика духа не пугает, а привлекает:

«похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа».

Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь

«то жжет и плещет, будто пламень, То давит мысль …, как камень…».

Характер представителя черных сил

У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:

«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…».

Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе:

«…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…».

Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.

Сила любви

Злобный дух почувствовал «неизъяснимое волненье» при виде женской красоты. Он вновь погружается в

«святыню Любви, добра и красоты!».

Тамара становится признаком возрожденья. Дух ласкает слух девушки, покоряет ее волшебным звуком,

Образ Демона меняется, он становится пришельцем,

«туманный и немой, красой блистая неземной»

Он пытается захватить сердце и душу чистой невинной княжны. Грустный взгляд, взор с любовью делают свое подлое дело. Автор отвлекает читателя от сути Демона, иногда кажется, что это настоящая любовь, очищая и облагораживающая. Только одно слово дает точную характеристику происходящего:

«И Ангел грустными очами На жертву бедную взглянул…».

Демон мечется между положительным и отрицательным в своем сердце.

«Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!».

Духа не украшает

«венец из радужных лучей»,

Ужасное очарование преследует жертву. Сила Демона способна проникнуть даже в обитель Святых, для него нет стен и преград сильнее его желаний. Демон борется только с собой.

«…Была минута, когда казалось он готов Оставить умысел жестокой…».

Но тогда Демон стал бы просто небожителем, потерял свою индивидуальность. Злой дух доводит начатое до конца. Тамара оказывается в его власти и гибнет. Раб любви на словах на деле оказывается смертельным ядом. Добро оказывается все же сильнее. Ангел сохраняет душу девушки, зло терпит проигрыш, остается снова влачить свое ничтожное существование, жить как прежде.

«Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!».