Полевая практика науки о земле для экологов. Полевая практика по экологии. Оценка лесных сообществ

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня на пороге третьего тысячелетия, обострившиеся проблемы взаимодействия общества и природы поставили человека перед проблемой выживания: цивилизация подошла к “рифовому барьеру”, роковой черте, у которой “ человечество на перепутье”, оно стоит перед выбором, являющийся безальтернативным: смерть или жизнь природы и самого человека в ней... Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения.

Под словосочетанием “полевая экология” понимают такие формы и методы экологического образования, которые помогают учащимся непосредственно изучать окружающий мир на примере реальных природных объектов – животных, растений, целых природных комплексов (экосистем), - в их естественных условиях существования.

Этот подход предоставляет, что основной формой образования детей является внеклассные занятия – экскурсии, “полевые” практикумы, занятия в походах, экспедициях. Можно до бесконечности говорить о необходимости сохранения природы, “природных богатств” и ресурсов, бережном к ним отношении и т.п, но это так никогда и не дойдет до глубин разума человека, если он не поймет, что Природа это не просто наше “окружение”, как стены дома, в котором мы живем, а нечто большее – живое, “разумное”, дышащее существо, вернее –миллиарды живых существ, тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга.

Школьник, усвоивший разнообразные сведения по ряду предметов, но не способный самостоятельно приобретать новые знания, не может рассчитывать на успех в обществе, поэтому одной из важнейших задач современного образования является развитие у детей способности учиться. Заучивание учебников и лекций должно смениться на познавательную самостоятельность. Важную роль развитие познавательной самостоятельности играет внеурочная деятельность школьников, в том числе полевая практика как одна из её форм. Во время практик учащиеся получают первые навыки исследовательской работы. Это - серьёзная подготовка к большим экспедициям.

Полевые практики в средней школе проводятся по биологии и экологии.Тематика непосредственно связана с изученным в течение учебного года материалом. Учащиеся проводят исследования, результаты которых они защищают на итоговой конференции. Полевые практики проводятся в окрестностях населённого пункта в течение десяти дней. В проведении полевых практик выделяются три этапа:

1. Подготовка практики.

Получение учащимися тематических заданий, подготовка оборудования.

2. Выход учащихся к изучаемым объектам и их изучение согласно полученным тематическим заданиям.

Полевая практика для каждого учащегося состоит из двух видов работ: 1- каждые маршруты с изучением различных биоценозов и объектов неживой природы; 2 - самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным учащимся вместе с учителем.

3. Обработка материалов практики и подведение итогов.

Из опыта работы

Экологический полевой практикум “Изучаем родную природу”

В летом на базе Буйской средней школы проходил экологический полевой практикум “Изучаем родную природу”. В полевом практикуме участвовали три школы района: Буйская средняя школа, Мало-Куналейская школа и Шибертуйская средняя школа.

Работой полевого практикума руководили старший преподаватель БИПКРО кандидат педагогических наук Замбалова Татьяна Дабаевна (руководитель секции этноэкология), преподаватель Малой Академии Наук Щепина Наталья Алексеевна(руководитель секции Зоология) и учителя школ Дульянинова В.В. и Банзанова С. Б. (руководители секции ботаника). В работе практикума участвовало 30 учащихся и 10 учителей. Нашу школу представляли 10 учащихся из 9-11 классов. На открытии практики каждая секция подготовила выступление, в защиту своей секции приготовили плакаты, песни, стихи. Все преподнесли очень интересно.

В секциях ботаники и зоологии работа началась с совместных экскурсий в окрестностях села Буй. Мы посетили опушку леса и луг, собирали материал для итоговой конференции, собирали растения для определения и для гербариев. А после обеда обрабатывали собранный материал, при помощи определителя определили видовой состав растений окрестностей, собрали лекарственные растения.

Экологического практикума на пришкольном участке

Экологический практикум – составная часть летней трудовой практики школьников. Такой практикум проводится в школе каждое лето в рамках профильного экологического лагеря “ Ровесник”

Цель экологического практикума – формировать любовь к природе, стремление познать природные законы и понимание того, что природа – дом человека, который необходимо беречь.

Задачи практикума состоят в том, чтобы выработать у ученика практические умения:

  • проводить оценку состояния окружающей среды ближайшего природного окружения;
  • защищать окружающую среду от загрязнения (соблюдать культуру личного поведения, предотвращать негативные последствия в природном окружении в результате поступков других людей, выполнять посильные операции по ликвидации возникшего нежелательного явления);
  • использовать различные источники информации при выполнении заданий практикума;
  • проводить разъяснение современных проблем экологии и охраны природы.

Важное место в воспитании экологической культуры школьников принадлежит исследовательской деятельности учащихся, которая осуществляется в природном окружении школы через экологический практикум. Экологический практикум, включая в себя разнообразные исследовательские задания, способствует развитию наблюдательности, повышению познавательных интересов, развивает мышление и практические умения.

Тема 1. Изучение состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы

Цель работы : изучить состояние деревьев и кустарников в окрестностях школы.

Оборудование: планшет, лист бумаги, карандаш, рулетка.

Ход выполнения

Нарисуйте план участка. Покажите с помощью значков размещение деревьев и кустарников на территории школы.

Путем тщательного осмотра выясните, в каком состоянии находятся растения. Осмотрите и отметьте на плане деревья с дуплами, с обнаженной корневой системой, с ободранной корой, с засохшими ветвями, суховершинные деревья, обломанными и отмершие кустарники.

Установите причины повреждения: антропогенные факторы, заболевания растений, повреждения их насекомыми- вредителями.

На основе проведенного исследования составьте характеристику состояния древесно-кустарниковой растительности в окрестностях школы. Предложите конкретные меры по охране деревьев и кустарников школьной территории.

Тема 2. Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы

Цель работы: изучить видовой состав деревьев и кустарников территории школы.

Оборудование: блокнот, карандаш, секатор, гербарный пресс.

Ход выполнения

1 Проведите описание и учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы.

2 Заложите в гербарный пресс по 2-3 экземпляра хорошо сформированных небольших (10-15 см) веточек каждого вида деревьев и кустарников.

3. Произведите паспортизацию ценных видов деревьев (липа сердцелистная, клен остролистный, лиственница европейская, ель сибирская и др.)

4 Оформите гербарий древесно-кустарниковой растительности школьного двора.

На основании проведенной работы по наблюдению и исследованию видового состава деревьев и кустарников составьте характеристику древесно-кустарниковой растительности окрестностей школы.

Отчет:

а) описание каждого вида деревьев и кустарников;

б) описание состояния растений;

в) оформленный гербарий.

Тема 3. Изучение видового состава антропогенной растительности в окрестностях школы

Цель работы: выявить и изучить видовой состав антропогенной растительности в биотопе школы.

Оборудование: блокнот.карандаш, гербарный пресс, папка.

Ход работы

  1. Обследуйте травянистую растительность в биотопе школы. Выделите растения, которые являются антропогенными (распространяются посредством человека, другое название – сорные растения)
  2. Определите распространенность антропогенных растений на пришкольном участке.
  3. Заложите в гербарный пресс по 2-3 экземпляра каждого вида антропогенных растений.
  4. Определите видовое название растений с помощью определителей.
  5. Оформите гербарий антропогенной растительности биотопа школы.
  6. На основе проведенной работы составьте характеристику видового состава антропогенной растительности биотопа школы.
1

Учебное пособие для проведения полевой практики по курсу «Экология организмов» разработано с учётом последних изменений в системе высшего профессионального образования Российской Федерации и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения для бакалавриата по направлению подготовки 022000.62 - «Экология и природопользование, профиль природопользование».

В настоящее время большое значение имеет экологическое воспитание и образование молодежи. Сферой профессиональной деятельности выпускника по специальности экология, являются проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы и другие организации занимающиеся охраной природы, государственные органы управления природопользованием (федеральные и региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Госкомэкологии РФ, местных административных органов и других природоохранных ведомств и учреждений), общеобразовательные и специальные учебные заведения и др.

Объектами профессиональной деятельности эколога являются: организмы, популяции, сообщества, экосистемы, человек и взаимоотношения со средой: экологический мониторинг, экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Курс экология организмов, как и общая экология, является определяющей изначальной научно-практической дисциплиной, призванной быть основой оптимизации взаимоотношений человека с биосферой. В курсе экология организмов изучается взаимосвязь живых организмов и различных сред их обитания. Особое внимание уделяется участию живых организмов в круговороте веществ в биосфере: углерода, азота, серы. Экология организмов является продолжением ряда естественнонаучных (биология) и общепрофессиональных (общая экология, биогеография, учение о биосфере) биологических дисциплин, читается после них и служит для обобщения и углубления знаний студентов об экологических закономерностях жизни различных групп организмов и их взаимодействия друг с другом.

Система экологического образования и воспитания предусматривает организацию разнообразных видов деятельности студентов непосредственно в природных условиях. Одним из важнейших видов такой деятельности является организация и проведение полевых практик, в т. ч. и по экологии организмов.

Полевые практики по экологии организмов введены в учебные планы биологических факультетов с целью более глубокого изучения взаимоотношений и взаимовлияний живых организмов, их влияния на абиотическую среду и влияние абиотической среды на живые организмы. Полевые практики позволяют значительно активизировать процесс обучения, усилить в нем поисковые, исследовательские элементы, приобщить студентов к логике научного решения вопросов, прививают навыки по экспериментальным исследованиям, анализу полученных результатов. Вместе с тем, по организации и проведению полевой практики по экологии организмов встречается мало методической литературы. В настоящем учебном пособии обобщены материалы по этому вопросу и на основании их анализа, а также научного и научно-педагогического опыта авторами составлена программа и методика проведения полевой практики, которые могут быть использованы студентами для реализации конкретных заданий по вопросам экологии организмов.

Структура учебного пособия представлена введением, программой учебной полевой практики по «экологии организмов», шестью разделами, списком литературы и приложением.

Полевая практика по экологии организмов проводится в летнее время и является одним из важнейших элементов учебного процесса, который позволяет углубить, расширить и закрепить полученные теоретические знания студентов, профессиональные умения и навыки анализа состояния природных и антропогенных экосистем.

Цель практики - усиление практической направленности теоретического курса «Экология организмов».

Задачи практики:

Познакомить студентов с разнообразием растений и животных в природной среде;

Познакомить с формами адаптации организмов к различным средам обитания и отдельным факторам среды;

Изучить основные типы взаимоотношений между организмами;

Изучить влияние экологических факторов на устойчивость биоты;

Рассмотреть видовой состав антропогенных сообществ;

Обучить навыкам полевого определения растений, животных и грибов, полевого изучения биологии видов;

Привить студентам профессиональные навыки анализа и оценки состояния природных экосистем;

Содействовать сбору материала для выполнения курсовых и дипломных работ.

Практика проводится в форме экскурсий в природные экосистемы (на примере Брянской области). Брянская область находится на стыке трех географических зон (хвойные биореальные леса, леса умеренной зоны, степь, а точнее лесостепь), что делает ее уникальным объектом для изучения различных экосистем и их биоразнообразия. В ходе экскурсии проводится сбор и анализ биологических материалов, и выполнение ряда индивидуальных заданий. Студенты самостоятельно выполняют практические задания, применяя усвоенные знания, умения и навыки. Для выполнения задания группа делится на подгруппы (по 3...5 человек). Каждая подгруппа выполняет свое задание, которое отличается от других. Средство управления учебной деятельностью студентов при проведении практики - алгоритм выполнения заданий, который составляется учащимися под руководством преподавателя на первом этапе занятия. Алгоритмическое выполнение заданий не лишает преподавателя возможности организации практикума на творческом уровне. Напротив, выбранный алгоритм деятельности всегда ориентирован на различные уровни сложности учебной деятельности.

Для эффективного проведения полевой практики осуществляются исследования для разработки учебной экологической тропы, позволяющей охватить важнейшие темы предмета «экология организмов»: экология микроорганизмов, экология животных, экология растений, изучения среды их обитаний (лесные, водные и степные экосистемы). Экологическая тропа - это изученная и подготовленная в образовательных целях территория, включающая разные экосистемы региона, отражающие природу родного края, включая растительный и животный мир лесных, степных, водных и искусственных экосистем. Экологическая тропа включает биоценозы городских парков и природные экосистемы реки Десны, лиственного и хвойного леса, лесной поляны, остепненной экосистемы. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, что он пролегал по различным биогеоценозам, в той или иной степени затронутым антропогенным воздействием и был основан на уже сложившейся дорожной сети. Протяженность тропы около 5 км. Во время полевой практики студенты собирают материал по экологии организмов, их адаптациям к абиотическим факторам, ответным реакциям на воздействие факторов среды, изучают биологический спектр фитоценоза лесной, степной и приречной экосистемы. На маршруте экологической тропы возможна организация исследований по изучению структуры биогеоценозов, пространственной, половой, возрастной и это - логической структуре популяций. Собранный материал позволяет определить тип популяции, например, по возрастному спектру (нормальная полночленная, нормальная не полночленная, инвазионная, регрессивная), динамики популяции, гомеостаза популяции, а также работать по определению жизненных форм у растений и животных, населяющих тот или иной экотоп, изучать межвидовые и внутривидовые взаимоотношения в ценозах. Большое внимание при проведении полевой практики по экологии организмов отводится изучению экологических законов, закономерностей, правил и явлений, их практической значимости. Особое внимание уделяется изучению экологической сукцессии и учет ее при создании искусственных экосистем (лесных культур, защитных насаждений, садов и парков). Самостоятельная работа студентов предполагает следующее: закладка и проведение экологических опытов, сбор, обработка и анализ, полученных результатов с использованием математической статистики и компьютерных программ. В процессе полевой практики студентами рассматриваются вопросы антропогенного воздействия на природу. Определяются причины ухудшения состояния организмов, популяций, природных систем и разрабатываются эффективные программы для устранения отрицательных последствий хозяйственной деятельности человека, восстановления окружающей среды. На экологической тропе заложены постоянные учетные площадки для мониторинга окружающей среды. В процессе проведения учебной полевой практике учитывается направление научной деятельности студента и его интерес к той или иной экологической проблеме. Студенты готовят отчеты с описанием экологии живых организмов в разных экосистемах. На основе наблюдений выявляют доминанты, ассектаторы, эдификаторы, входящие в биоценозы экосистемы, определяют их состояние, выявляют редкие и исчезающие виды среди растительного и животного мира, классифицируют растения по их отношению к гидротермическому режиму, свету. На основании собранного полевого материала и накопленных практических знаний студенты в отчете предлагают, разработанные ими программы по сохранению биоразнообразия (конкретных популяций), восстановлению природы родного края.

Учебное пособие представляет интерес для преподавателей, студентов, бакалавров и магистров, обучающихся по биологическим и экологическим специальностям.

Рецензенты: Александр Петрович Стаценко - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности ФГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»; Владимир Петрович Бессчетнов - доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой лесных культур Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии; Елена Владимировна Зайцева - доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой зоологии и анатомии Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского.

Печатается по разрешению кафедры экологии и рационального природопользования ФГБОУ ВПО «Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского» от 3 февраля 2012 года, протокол № 9.

Библиографическая ссылка

Авраменко М.В., Анищенко JI.H., Борздыко Е.В., Любимов В.Б., Мельников И.В. ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЯ ОРГАНИЗМОВ» (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-2. – С. 187-189;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8603 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

ПРОВЕДЕНИЯ

ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ

(на правах рукописи)

- - - - - - -- - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ульяновск 2002

Одобрено методической комиссией факультета ветеринарной медицины

Рецензент: проф. Бабичева Р.М.

доц. Золотухин С.Н.

Ульяновская сельскохозяйственная академия 2002

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

При любых биологических наблюдениях исследователи встречаются с огромным многообразием живой природы. Совершенно очевидно, что при биологических наблюдениях любого характера всегда нужно знать, какие виды и в каком количестве входят в состав данного природного сообщества. Необходимость знания видового состава наиболее очевидна при детальных исследованиях, благодаря которым многие годы спустя можно будет обнаружить долговременные изменения под влиянием природных или антропогенных факторов. Это составляет одну из главных задач службы экологического мониторинга (слежения) за состоянием биосферы.

Цель летней учебной практики: закрепить пройденный теоретический материал по общей биологии и экологии.

Задачи практики:

1. Научиться проводить эколого-биологические наблюдения в природной обстановке.

2. Ознакомиться с основными методами изучения биологических объектов в природных условиях, методами сбора и камеральной обработки собранного материала.

3. Привлечь внимание к фактам, подтверждающим поступательное эволюционное развитие животных, к проявлению ароморфозов и идиоадаптаций.

Проведение практики

Летняя полевая практика по биологии и экологии начинается с ознакомления студентов с задачами практики, правилами наблюдений, сбора материала, ведения дневника, техники безопасности. Для выполнения заданий практики создаются бригады из 5 человек. Каждая бригада должна иметь сачок, стеклянные банки - 3 шт., чашки Петри 1 - 2 шт., пинцет, пакет полиэтиленовый, вату, марлю, бумагу, простые карандаши, микрокалькулятор.

Полученные в процессе работы, данные ежедневно заносятся в дневник, там же делаются необходимые зарисовки. В конце практики каждый студент представляет дневник и отчитывается по результатам проведенных исследований.

Практика в полном объеме включает два раздела: общебиологический и экологический.

Ведение дневника и оформление наблюдений

Прежде чем начать любое экспериментальное исследование, необходимо ясно представить себе цель эксперимента. Цель может состоять в проверке гипотезы или в проведении более широкого исследования, например: "Как влияет свет на поведение жужелицы?".

План эксперимента или наблюдения необходимо составить таким образом, чтобы он был выполнимым, а полученные данные были достоверными и могли успешно использоваться для того, чтобы прийти к тем или иным выводам.

Сообщение об эксперименте или его описание должно проводиться в строгой логической последовательности

1 Название , В названии должна быть ясно сформулирована суть исследуемой проблемы. Например: " влияние света на поведенческие реакции жужелицы"". В названии необходимо развернуто сформулировать замысел, который конкретизируется при изложении гипотезы или цели.

2.Гипотеза или цель. Это изложение проблемы или постановка вопроса. Оно может включать перечисление исследуемых переменных и предсказание возможных результатов исследования. Например: "Изучить влияние световых режимов различной интенсивности на скорость перемещения жужелицы в лабиринте".

3.Методика или процедура . Это перечень действий, производимых во время выполнения эксперимента. Он должен быть кратким, точным и приводиться в том же порядке, в котором установлены приборы и производятся действия во время эксперимента. Метод нужно описывать в прошедшем времени и не от первого лица. Пользуясь этим описанием, другие исследователи должны быть в состоянии повторить эксперимент.

4.Результаты и наблюдения. Они могут быть качественными или количественными и должны быть представлены как можно яснее в соответствующей форме или формах. Например, в виде словесного описания, таблиц с данными, графиков, гистограмм, карт, диаграмм распределения и т.д. Если при повторных измерениях одной переменной получено несколько числовых значений, то необходимо подсчитать и записать среднее значение этой переменной.

5.Обсуждение. Оно должно быть кратким и проводиться в форме ответов на возможные сформулированные в гипотезе вопросы или же в форме подтверждения цели. Обсуждение не должно быть

словесным повторением результатов. В нем нужно попытаться связать теоретические знания об исследуемых переменных с полученными результатами.

Заключение . Можно делать в том случае, если было получено убедительное подтверждение исходной идеи. Например, в качестве заключения можно привести следующее утверждение: "между скоростью передвижения жужелицы в лабиринте и интенсивностью светового воздействия существует обратная зависимость".

Обсуждение результатов эксперимента должно включать теоретические вопросы.

Представление данных.

После проведения качественных и количественных исследований получают определенные результаты в виде описательных и численных данных. Чтобы получить максимальное количество информации, необходимо тщательно спланировать исследование, а полученные данные всесторонне обработать и внимательно проанализировать.

Летняя полевая практика школьников

как средство повышения экологической компетентности учащихся

О.В. Болдарева, учитель географии МБОУ «Гимназия №11», г. Бийск

В условиях совершенствования работы общеобразова­тельной школы возникает необходимость нового подхода к организаций естественнонаучного образования: оно должно быть доступным, комплексным, ориентированном на профессиональную деятельность и. гражданскую активность в региональном пространстве.

Кардинальные изменения в жизни современного общества потребовали изменений в организации всего учебно-воспитательного процесса. Школа должна готовить выпускников, обладающих экологическим мышлением, умеющих принимать правильные решения с учетом принципов рационального природопользования, то есть экологически компетентного. Усиление интереса к экологической компетентности связано с пониманием того, что существующие в современном мире экологические проблемы в ближайшем будущем лягут тяжким бременем на плечи сегодняшних школьников и их решение невозможно без качественного изменения экологической культуры и экологической компетентности.

Экологическая компетентность включает в себя умение понимать и видеть прямые и обратные связи развития и взаимодействия любых экологических систем, прогнозировать и планировать возникающие при этом противоречия и проблемы, эффективно осуществлять на практике свои решения и оценивать взаимодействия в системе «Человек-природа», предупреждать их негативные последствия. Сформированная экологическая компетентность школьников становится главным результатом экологического образования и должна трактоваться как образовательная ценность. Она представляет интегративное сочетание способностей, установок и опыта творческой деятельности и является основополагающим элементом в успехе экологической деятельности. При этом понятие экологическая компетентность носит универсальный, междисциплинарный, интегральный и социокультурный характер .

Груздева Н.В. предлагает следующее определение: «Экологическая компетентность – целостное личностное образование, обусловленное ценностными ориентациями человека и появляющееся в результате его деятельности в окружающей среде в соответствии с природными закономерностями и социально ответственного поведения, способствующее самореализации человека во всех сферах бытия без нарушения равновесия в системе «природа – общество»» .

По мнению ряда исследователей введение экологической компетентности в требования к результатам общего образования позволило бы эффективнее решать общеучебные и общекультурные задачи экологичеcкого образования и формирования экологической культуры школьников.

Необходимость включения экологической компетенции в перечень ключевых рассматривается в работах C.B. Алексеева, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного и др. Современное экологическое образование базируется на комплексном подходе к изучению экологических проблем, в первую очередь, в рамках изучаемых предметов естественнонаучного цикла, что отмечается в исследованиях Н.Ф. Винокуровой, С.Н. Глазачева, А.В: Миронова, JI.B. Моисеевой, И.Т. Суравегиной и др..

Однако ограниченность времени урока, плотность расписания, местонахождение учебного заведения не позволяют отработать практические умения и навыки простейших исследований в условиях естественных экосистем, отработать применение полученных знаний и умений в новой, естественной обстановке и превращают изучение естественно научных дисциплин в большей степени в академический процесс с частичной привязкой к своему месту жительства. Кроме того, предметный подход к изучению окружающей среды, затрудняет системное восприятие природы, установление взаимосвязей между химическими, биологическими, географическими и экологическими процессами, что затрудняет формирование экологической компетентности у учащихся.

В качестве инструмента формирования экологической компетентности учащихся в условиях модернизации российского образования предложены: технология обучения школьников решению экологических проблем (Д.С. Ермаков), экологические практикумы по решению экологических проблем окружающей действительности (C.B. Алексеев, А.Н. Захлебный, E.H. Дзятковская), конструирование экологического содержания на основе учебных задач и критериальной оценки результатов (E.H. Дзятковская). Практико-ориентированные подходы к экологическому образованию обсуждаются в работах A.B. Гагарина, Д.Н. Кавтарадзе, А.Н. Камнева и др.

Одним из путей формирования экологической компетентности гимназистов в нашем образовательном учреждении является проведение летней полевой экологической практики. Данный проект реализуется в нашей гимназии с июня 2009 года. В практике участвуют учащиеся 8 класса химико-биологического направления, и желающие учащиеся из других классов данной параллели.

Проект ставит своей целью сохранить универсальность школьного образования и обогатить его элементами исследовательской научной работы, через краеведческие исследования. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и стимулировать самостоятельные занятия с природными объектами. Разработана учебная программа курса (автор Болдарева О.В.) и утверждена на педагогическом совете. Она учитывает взаимосвязь с изучаемыми предметами, возраст и интересы детей, предполагает краеведческий подход к изучаемому материалу, помогает обосновать необходимость и целесообразность определенных норм и правил поведения при общении с природой.

Программа позволяет конкретизировать цель обучения экологии - становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью, создавая тем самым условия для развития экологической компетентности учащихся.

В процессе организации полевой практики решаются следующие задачи:

Педагогически правильно обострить у учащихся интерес к бережному, ответственному отношению к окружающей природной среде, активному участию в природоохранной деятельности;

В полевых условиях научить школьников проводить наблюдения и исследования по планам и научным методикам;

Развить у учащихся навыки самостоятельно обрабатывать результаты полевых исследований, правильно делать выводы, излагать результаты исследований на конференциях.

Реализация программы осуществляется в летний период в виде экологического практикума. Программа предусматривает возможность организации учебного процесса с использованием компетентностного подхода. В комплексе сфер компетенций основной, системообразующей является сфера выработки умений и навыков работы с информацией, оборудованием и проведение простейших полевых исследований экологического характера.

В процессе реализации программы учащиеся должны научиться пользоваться определителями, микроскопами и другими необходимыми приборами и оборудованием, проводить наблюдения и исследования с отдельными биологическими объектами в экосистемах, самостоятельно работать с литературой.

Программа рассчитана на 10 часов теоретической подготовки, изучения экспедиционного оборудования, приборов, и полевой комплексный экологический практикум продолжительностью 10 дней включает 30 часов экспедиционной работы по разделам программы по три часа в день и 1 час на обработку и обсуждение полученных результатов.

Таблица 1

Тематическое планирование летней экологической практики

Тема занятия

Кол-во часов

Вид занятия

Теоретическое

Практическое

Экскурсия

Введение

Общая экология

4

Ландшафтная экология

Атмосфера

Гидросфера

Литосфера

Экология растений

Экология животных

Всего часов

Реализация задач образования для устойчивого развития предполагает использование коллективных, деятельностных форм обучения. Основой педагогической технологией реализации программы является научно-исследовательская и практическая работа самих учащихся. Урок и лекция занимают здесь незначительный объем. Главное - освоение методов работы в поле с растениями, животными, почвенными и гидрологическими объектами, приборами, полевыми журналами

Результаты и методы их оценки

Реализация программы позволила учащимся:

Приобрести навыки проведения натурных наблюдений, измерений, сборов и описаний растений и животных;

Провести доступные экологические работы по очистке территории от загрязняющих предметов;

Получить статистические и иные материалы по состоянию окружающей среды в районе по отраслям природопользования, оценки результатов вмешательства человека в природу.

Создала условия для формирования нравственного отношения и ответственности по отношению к окружающей среде.

Методы оценки педагогических и научно-методических результатов были использованы традиционные и основаны на проверке знаний и умений учащихся после выполнения отдельных частей программы. Анкетирование и тестирование также позволили установить уровень знаний, а непосредственное наблюдение за поступками участников практики позволило руководителю судить о тенденциях нравственного характера, ответственности за состояние окружающей среды и т.д.

В течение 10 дней гимназисты учились:

работать с метеорологическими приборами в полевых условиях;

брать пробы воды из реки Бия, воздуха и почвы с пришкольного участка;

проводить анализ взятых образцов с помощью экспресс-лаборатории «Пчелка»;

    анализировать продукты питания на содержание в них отдельных веществ;

    проводить простейшие гидрологические измерения и наблюдения;

    проводить биоиндикационные исследования.

Это позволило не только повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла, отработать практические навыки, полученные на уроках биологии, химии, географии, но и заострить внимание детей на состоянии окружающей среды места проживания.

В ходе летней полевой экологической практики не только изучали особенности реки в пределах городского пляжа в соответствии с программой, но и организовывали экскурсии и экологические праздники под девизом «Удивительное рядом» для отдыхающих в пришкольном лагере детей.

Практика реализации данной программы показывает, что практико-ориентированная деятельность в области экологического образования способствует ценностному ориентированию школьников, их социализации, профессиональному самоопределению, то есть позволяет реально формировать экологическую компетентность учащихся

Определенные трудности вызывает решение финансового вопроса, сложность сочетания методов исследования химического, биологического, географического и экологического характера. Однако все это решаемо и удовлетворенность от полученного результата нивелирует затруднения. Ведь известный французский политик и историк Ф.Гизо утверждал, что мир принадлежит оптимистам, пессимисты – лишь зрители.

Библиографический список

    Груздева Н.В. Экологическая компетентность как цель и результат современного образования.

    Моисеева Л.В. Экологические компетенции младших школьников: формирование и диагностика

    Овсянникова Н.П. Формирование экологической компетентности старших школьников на основе исследовательской деятельности в естественнонаучном образовании. На правах рукописи.

    Рекомендательный материал к августовскому совещанию работников образования РС (Я), 2010 г. Тема: «Взгляд современного учителя на формирование экологической компетентности школьников»

© Болдарева О.В., 2014