Экономика предложения. Анализ и оценка современных концепций сущности финансов Экономическая теория предложения и ее особенности статьи

Особенность экономики предложения состоит в том, что это не целостная концепция, не завершенная и взаимосвязная система взглядов, положений, методов теоретического анализа, а главным образом совокупность практических предложений и рекомендаций. Экономика предложения охватывает ряд практических вопросов, направленных на стимулирование производства, инвестиций и занятости. Среди них можно выделить:

· политику приватизации государственных предприятий;

· оздоровление бюджета;

· сокращение расходов на социальные нужды.

Экономическая теория предложения разрабатывалась в основном американскими экономистами: А. Лаффером, М. Фелдстайном, Р. Риганом. По мнению представителей этой теории, рынок является единственно нормальным способом организации хозяйства. Они выступают против регулирования экономики со стороны государства, считая, что регулирование – зло, ведущее к снижению эффективности, инициатив, энергии участников хозяйственной деятельности.

Основная идея экономики предложения состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переводе усилий на поддержку факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен – реакция производителей на нежелательные последствия экономической политики.

1) сокращение налогов с целью стимулирования инвестиций. Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения; в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на заработную плату увеличит привлекательность дополнительной работы, получения дополнительных заработков.


В результате возрастет предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производственной деятельности. Отсюда и название рассматриваемой концепции – теория предложения;

2) приватизация государственных предприятий. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга;

3) бюджетное оздоровление. Теоретики предложения выступают против бюджетного дефицита. Они считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики;

Рис. 8.1. Кривая Лаффера

1) «замораживание» социальных программ. Существующая на Западе система социального обеспечения имеет два отрицательных момента:

· вызывает неоправданный рост государственных доходов, обостряет бюджетный дефицит;

· сдерживает трудовую активность населения.

Налоговая политика должна опираться на эффект Лаффера. Такое название эффект получил по имени американского экономиста, обосновавшего указанный феномен и построившего кривую, иллюстрирующую существо предложения (рис. 8.1).

Кривая показывает, что при повышении ставки налога доходы государства за счет налоговых поступлений сначала будут увеличиваться, но, если налоговая ставка превышает некую границу (точка А), доходы от налогообложения начнут уменьшаться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально и, следовательно, тем меньше будет доход государственной казны. Если ставка налога будет постоянно повышаться, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и, следовательно, прекратятся налоговые поступления.

Снижение налогов было составным элементом программы Р. Рейгана.


Брянская государственная инженерно – технологическая академия

Доклад
на тему

Введение

В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция "экономики предложения". Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма.
Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции - стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.
Данное направление нельзя назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой методологической позиции и во многом сливается с монетаризмом. Появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 1970-80-е гг., в частности с программой американского губернатора, а затем президента Р. Рейгана (1911-2004). Основателями теории экономики предложения явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель, М. Фелдстайн, Дж. Гилдер, М. Эванс и другие. Основными представителями этой школы можно назвать Мартина Фелдстайна (род. 1939) и Артура Лаффера (род. 1941).

Теория «экономики предложения»

Теория «экономики предложения» - это фундаментальная теория, которая принадлежит наиболее активному крылу консервативных экономистов. Она выросла из смеси американского экономического романтизма, прагматизма и политической демагогии. Она играет важную роль в определении экономической политики администрации США.
Суть концепции сторонников « экономики предложения» - перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости.
По содержанию теория предложения представляет собой довольно аморфное образование. У нее нет собственных, ясно сформулированных методологической и идейной платформ, четкой характеристики предмета, признанных лидеров. Сами сторонники теории предложения ограничивают ее концепциями, авторы которых стоят на позиции перехода к долгосрочному государственному регулированию предложения факторов производства, считают необходимым снижение налогов и проведение ограничительной денежной политики, поддерживают положения, связанные с эффектом Лаффера.
Как и монетаристы, сторонники «экономики предложения» выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства. И если все же приходится прибегать к регулированию, то это рассматривается как неизбежное зло, снижающее эффективность и связывающее инициативу и энергию производителей. Взгляды представителей этой школы на роль государства весьма схожи с позицией австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899-1992), настойчиво проповедовавшего свободное рыночное ценообразование.
Но теоретики не стремятся полностью устранить государство из экономики. Они ведут речь о его преобразовании, создании «государства социального страхования», целью которого является улучшение положения всех американцев, создание справедливой социально-экономической организации, которая открывает простор для реализации индивидуальных устремлений и основана на принципе «равных возможностей», позволяющем обеспечить условия для эффективного функционирования экономики.
При этом идеологи "экономики предложения" считают, что условием, необходимым для процветания общества, является обеспечение богатства, права неограниченного владения собственностью, предпринимательской активности. Поэтому, признавая, что масса людей живет в нищете, они выступают за увеличение совокупного богатства общества посредством накопления капитала, за содействие богатым людям в реализации их устремлений, за сохранение рыночной системы хозяйствования, свободной системы цен, которая является механизмом, передающим информацию, необходимую для координации экономической деятельности; создающим стимулы для ее реализации, для распределения труда и капитала; обеспечивающим всеобщее изобилие, распространяющееся и на низшие классы.
В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению теоретиков "экономики предложения", является устранение внешних для рыночной системы хозяйствования препятствий свободному движению цен, связанных главным образом с системой налогообложения. По их мнению, оно вызывает нежелательное вмешательство в рыночный механизм.
В теоретическом плане концепция характеризуется применением принципов микроэкономического подхода к анализу таких макроэкономических проблем, как накопление капитала и государственные финансы. При этом основное внимание уделяется воздействию налогов и налоговой политики на экономическую активность, корректировке системы регулирования, смещению целей и приоритетов экономической политики и модификации методов достижения этих целей. Представители экономики предложения требуют ликвидации «вредных» форм регулирования, уменьшения регламентирующей и регулирующей деятельности государства, а также укрепления рыночных основ предпринимательства.
Система налогообложения
"Экономика предложения" выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от системы прогрессивного налогообложения (получатели высоких доходов являются лидерами в обновлении производства и повышении производительности), снизить налоговые ставки на предпринимательство, заработную плату и дивиденды.
Снижение налогов увеличит доходы и сбережения предпринимателей, понизит уровень процентной ставки, в результате будут расти накопления и инвестиции. Для получателей заработной платы снижение налогов увеличит привлекательность дополнительной работы и дополнительных заработков, возрастут стимулы к работе, увеличится предложение рабочей силы.
Социально-экономическими предпосылками для пересмотра в 80-е годы системы налогообложения явились сильные негативные последствия высокого уровня налоговых ставок.
Во-первых, высокие налоги обусловили эффект ускорения инфляции издержек. Это связано с тем, что большая часть налогов со временем трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Рост цен, в свою очередь, вызывает сокращение объемов производства, смещая кривую совокупного предложения влево.
Во-вторых, высокие налоги, обусловив рост производственных издержек и инфляцию, привели к снижению эффективности производства, сокращению вознаграждений, получаемых рабочими и предпринимателями после выплаты налогов. Это, в свою очередь, отразилось на внедрении нововведений и размерах инвестирования.
В-третьих, рост налогов вызвал в середине 70-х - начале 80-х годов инфляционную «эрозию доходов». Следствием инфляции стало увеличение налогового бремени. В начале 60-х годов доходы около 90 % налогоплательщиков находились в пределах двух-трех низших ставок, а высокая степень прогрессии применялась к 5 % богатейшего населения. Инфляция и рост доходов в течение 60-70-х годов привели к тому, что растущие предельные ставки подоходного налога, нацеленные на получателей высоких доходов, к концу 70-х годов стали применяться в отношении широких слоев населения со средними доходами. Кроме того, обесценивались налоговые льготы: налогооблагаемый минимум, стандартизированные скидки и пр.
Теоретики "экономики предложения" осуществляют пересмотр модели налогового регулирования, строя свои рассуждения на положении о необходимости обеспечения изменений в совокупном предложении факторов производства.
Главной предпосылкой изменений в совокупном предложении являются сбережения, увеличение которых вызывает сокращение потребительского спроса, расширение размеров накопления и инвестиций. Стимулирование сбережений теоретики связывают с воздействием на соответствующую относительную «цену», которая отражает привлекательность потребления по сравнению со сбережением. В результате центральным моментом становится воздействие на размер реально получаемых инвесторами доходов, на сбережения через изменения ставок налогов. Так определяется основной способ влияния на распределение потребления во времени, а также дохода на сберегаемую и расходуемую части.
Таким образом, представители "экономики предложения", так же, как и кейнсианцы, считают фискальную политику мощным средством воздействия на экономику. Но, если для кейнсианцев она - способ непосредственного воздействия на совокупный спрос и объемы производства с вторичным эффектом на структуру цен, то для представителей "экономики предложения" бюджетно-налоговая политика - это средство изменять «относительные цены» и через них воздействовать на поведение субъектов, в результате чего изменяется объем производства и совокупный доход.
Данные положения позволили теоретикам "экономики предложения" обосновать вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов.
Для теоретического доказательства стимулирующего воздействия низких налоговых ставок они использовали бюджетную концепцию А.Лаффера. По его мнению, движущей силой экономического роста выступает заинтересованность хозяйственных агентов экономической деятельности, ориентированной на рынок. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами. Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать.
Главной переменной величиной у Лаффера являются предельные ставки. Он считает, что если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок, напротив, вы высвобождает частную инициативу, обеспечивает рост производства, приток дополнительных поступлений в бюджет, возможность его сбалансирования.
Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе «кривой Лаффера», которая раскрывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

Рисунок 1 – Кривая Лаффера

Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.
Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%. Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100%-ный подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.
Повышение ставки налога, например, до n, ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном счете уменьшает поступления в бюджет.
Наоборот, переход к более низкой ставке в диапазоне n-m обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет.
Если экономика находится в точке N, снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки N к точке L, т. е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых решений. В результате возникают предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.
По мнению сторонников теории, ориентированной на предложение, сокращение дефицита будет обеспечиваться также двумя другими обстоятельствами.
Во-первых. Сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций; укрывательство доходов от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях.
Во-вторых. Стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.
Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.

Заключение

Главная причина довольно высокого авторитета теории предложения заключается в том, что ее сторонники сумели дать достаточно убедительные ответы на вопрос, поставленные хозяйственной практикой, выработать конструктивные варианты решения многих проблем экономики Запада 70-х гг.
и т.д.................

Еще одной составляющей современного экономического консерватизма стала так называемая теория предложения, которая сформировалась в 1970-х гг. Наиболее известными представителями теории предложения стали американские экономисты Артур Лаффер и Мартин Фелдстайн.

Само название этой теории говорит о том, что она непосредственно противостоит кейнсианству как концепции, рассматривающей недостаточность совокупного спроса в качестве основной макроэкономической проблемы . Центр тяжести экономической политики сторонники теории предложения переносят с управления эффективным спросом на долгосрочное стимулирование предложения факторов производства.

В основе логических рассуждений теоретиков предложения лежит тезис о том, что неполная занятость и вообще наличие в экономике неиспользуемых ресурсов являются следствием неправильной экономической политики государства. В качестве движущей силы развития экономики, главного стимула для вовлечения ресурсов в производство сторонники теории предложения выдвигают норму чистого (т.е. за вычетом налогов) факторного дохода. Эту центральную идею теории предложения А. Лаффер выразил следующим образом: «<...> Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Работая, они думают о том, что останется после уплаты налогов» .

Высокий уровень государственных расходов, вытекающий из сути кейнсианской модели, требовал высокого уровня налогообложения. Однако большие налоги в свою очередь снижают предельную эффективность факторов производства до такой степени, что владельцы капитала теряют заинтересованность в новых инвестициях. По мнению сторонников теории предложения, для индивидуума ценой потребления является будущий доход, который стал бы возможен при отказе от потребления в пользу сбережения. Чем выше налогообложение, тем меньше возможные будущие чистые доходы. Поэтому если ставки налогов слишком высоки, то выгоднее становится тратить деньги на личное потребление, чем их сберегать и инвестировать.

По этой причине отвергается основанная на кейнсианских рекомендациях налоговая политика, в результате которой у экономических агентов изымается столь значительная часть их доходов, что искажаются деловые стимулы, неправильно распределяются силы и ресурсы между сбережением и потреблением, трудом и досугом.

Кейнсианцы оправдывали высокий уровень налогообложения необходимостью финансирования расходов государства на социальные нужды. Однако, как считают сторонники теории предложения, значительные социальные расходы государства смещают предпочтения рабочих в сторону праздности, а высокие ставки подоходных налогов убивают стимулы к производительному труду. Высокие пособия по безработице приводят к деформации рынка труда и искусственно увеличивают фрикционную безработицу, поскольку человек, оказавшийся без работы, не торопится с поисками нового рабочего места, безбедно существуя на получаемое пособие.

Сторонники теории предложения отмечают также, что в результате активной государственной социальной политики изменяется нормальное соотношение между потреблением и сбережениями. Рассчитывая на помощь государства, люди смело тратят свой текущий доход, а склонность к сбережениям сокращается. В результате нарушается равновесие на финансовых рынках: недостаток сбережений приводит к росту процентных ставок, сокращению инвестиций, что наносит удар по возможностям долгосрочного экономического роста.

В этих условиях главную задачу сторонники концепции предложения видят в том, чтобы вовлечь имеющиеся ресурсы в экономику путем активизации той системы стимулов, которую создает рыночная система. В качестве основного направления экономической политики государства предлагается широкомасштабное и целенаправленное снижение налогов, что активизирует свободные рыночные силы, увеличит предельную эффективность капиталовложений, вызовет рост частных сбережений и кредитных ресурсов и, в конечном итоге, обеспечит устойчивые темпы экономического роста. Кроме того, снижение подоходного налога изменит предпочтения рабочих в пользу занятости, на рынке увеличится предложение труда.

Значительное снижение налоговых ставок должно теоретически вызвать сокращение объема государственных доходов, а значит, приведет к дефициту государственного бюджета. Чтобы не допустить этого, сторонники теории предложения считают необходимым одновременно резко сократить уровень государственных расходов прежде всего на социальные нужды. В долгосрочном плане они рассчитывают, что результатом сокращения налоговых ставок явится не уменьшение, а увеличение общих налоговых поступлений.

Для объяснения такого эффекта используется так называемая кривая Лаффера. Согласно концепции Лаффера, между величиной предельной налоговой ставки и поступлениями от налогообложения в государственный бюджет существует сложная нелинейная зависимость. Первоначально при увеличении ставки налога доход государства увеличивается. При некотором оптимальном размере налоговых ставок обеспечиваются максимальные поступления в государственный бюджет. Однако в случае дальнейшего повышения налоговых ставок стимулы к труду и предпринимательству падают, а при 100%-ном налогообложении доход государства будет равен нулю, потому что никто не захочет работать бесплатно. В реальной действительности при высоких налогах люди, конечно, не перестают работать и зарабатывать себе на жизнь, но начинают скрывать от государства свои доходы, и таким образом начинает разрастаться теневая экономика.

Другими словами, согласно концепции Лаффера, в долгосрочной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит, с одной стороны, рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. С другой стороны, будет сокращаться теневой сектор в экономике, поскольку люди будут предпочитать платить разумные налоги, а не вступать в конфликт с законом. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит бюджета, произойдет ослабление инфляции. Понятно, что эффект Лаффера, по мнению его автора, проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов.

Экономическая теория предложения стала основанием для разработки альтернативной кейнсианству экономической политики. Ключевыми ее элементами стали: снижение налогов, уменьшение государственных расходов, сокращение государственной регламентации экономической деятельности. В 1980-е годы эти направления консервативной экономической политики приобрели большую популярность и активно использовались во многих развитых капиталистических странах.

«...Истоки экономики предложения лежат в классической доктрине, и... мероприятия, предлагаемые ее сторонниками, будут наиболее эффективны в тех случаях, когда поведение экономики отвечает классическим предпосылкам.

Насколько велик может быть этот эффект на самом деле? <...> Если учесть, насколько трудно ускорить темпы роста потенциального выпуска, то не следует удивляться, какое слабое воздействие оказали методы экономики предложения на потенциальный выпуск в 1980-х гг. „Колеса" политики стимулирования сферы предложения оборачиваются слишком медленно».

Самуэльсон П„ Нордхаус В. Экономика. М.: 1997. С. 655-656.

  • Эта концепция получила название supply-side economics, что можно перевести примерно так: теория, рассматривающая экономику со стороны предложения.
  • Цит. по: Осадчая ИМ. Консерватизм против реформизма. М.: Мысль, 1984. С. 187.
  • В частности, экономическая программа президента США Р. Рейгана (так называемаярейганомика) формировалась под сильным влиянием сторонников теории предложения. В 1982-1984 годах М. Фелдстайн был председателем Совета экономических консультантов при президенте. В ходе реализации программы рейганомики была проведенав том числе радикальная реформа системы налогообложения, которая предусматриваласущественное снижение ставок подоходного налога, уменьшение прогрессивности шкалы налогообложения и предоставление налоговых льгот промышленности.

Другой составляющей неоконсерватизма на рубеже 1980-х г. наряду с монетаризмом явилась еще одна разновидность неоклассической концепции, получившая название «экономика предложения» (от англ. supplyside economics). Ее представители (А. Лаффер, Р. Мандел, М. Фелдстайн, Дж. Гильдер, М. Эванс и др.) оказали определяющее влияние на формирование экономической политики администрации Р. Рейгана в США и правительства М. Тэтчер в Англии.

Экономическая теория предложения сформировалась как непосредственная реакция на кризис 1970-х гг., и носит вследствие этого не явно выраженный теоретический характер, как монетаризм и теория рациональных ожиданий, она представляет собой скорее набор практических рекомендаций по оздоровлению рыночной экономики. Теоретические положения экономики предложения призваны обосновать предложенные реформы. Эти реформы можно сгруппировать по следующим направлениям:

Широкие программы приватизации и дерегулирования экономики;

Налоговые;

Реформы

Реформы социальной политики.

Программы приватизации и дерегулирования, по замыслу сторонников теории предложения призваны избавить экономику от разрушающего государственного регулирования. Они имели в виду кейнсианскую политику стимулирования эффективного спроса. Причем, опасение у них вызывали не только такие ее видимые последствия, как рост государственных расходов, огромные бюджетные дефициты, высокие налоги на корпорации, расстройство кредитно-денежной системы, стагфляция, катастрофическое снижение темпов роста, но и более глубокие – ослабление главного стимула хозяйственной деятельности – частной инициативы, без которой невозможно нормальное функционирование рыночной экономики. По мнению теоретиков предложения, активная государственная политика оказывает на воспроизводственный процесс разрушающее действие. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, недостаточное их предложение, низкая эффективность производства. Они убеждены в том, что экономика может успешно развиваться только на основе свободного рынка, обеспечивающего экономическим агентами свободный выбор видов деятельности и принятие оптимальных хозяйственных решений, реализацию предпочтений в потреблении. Только вернувшись к свободному рынку можно остановить стагнацию и обеспечить экономический рост.

Поэтому регулирующая деятельность государства должна строго ограничиваться задачами оживления рыночного механизма, любая регламентация деятельности частного бизнеса недопустима. Как отметил А. Лаффер, «теория предложения – это, по сути дела, та отрасль экономической теории, которая концентрирует внимание на самых личностных и самых частных стимулах и мотивах». Отсюда вытекают предложения всемерного сокращения не только государственной собственности и государственного предпринимательства, но и других экономических мероприятий государства.

Широкие программы приватизации, реализованные неоконсервативными правительствами, имели еще одно позитивное последствие. Они избавляли государственный бюджет от необходимости дотировать убыточные отрасли, находившиеся ранее на «попечении» государства, и приносили ощутимые доходы в государственный бюджет за счет продажи государственных предприятий в частные руки. Этим в некоторой мере решалась еще одна острейшая проблема 1970-х гг. – дефицит бюджета, огромные размеры которого усиливали инфляцию.

Другое важнейшее направление реформ, реализованных неоконсерваторами – это налоговые реформы. Их необходимость обосновывалась стремлением создать условия для роста сбережений, нехватку которых теоретики предложения рассматривали как главную причину замедления темпов экономического роста. В отличие от кейнсианцев, сторонники теории предложения убеждены, что рост сбережений оказывает не отрицательное, а положительное влияние на экономический процесс как источник наращивания инвестиций и повышения темпа экономического роста. Главным препятствием роста сбережений и активизации деятельности хозяйствующих субъектов, по их мнению, являются высокие налоговые ставки. Увеличение налогов по своим последствиям аналогично росту издержек. Политика высоких налоговых ставок приводит к снижению предельной эффективности затрат капитала, сокращению сбережений, и как следствие, – сокращение инвестиций. Поэтому государство должно снизить налоговые ставки до оптимального уровня. Теоретическим обоснованием налоговых реформ неоконсерваторов стала так называемая «кривая Лаффера». Эта модель отражает зависимость между доходами государственного бюджета и величиной налоговых ставок.

Согласно кривой Л. Лаффера, с ростом налоговых ставок рост государственных доходов происходит лишь до определенного момента. В некой критической точке государственные доходы достигают максимума, и при дальнейшем росте налоговых ставок доходы в бюджет начинают сокращаться и достигают нулевой отметки при 100 % ставке налога. Лаффер объясняет это тем, что с ростом налогов снижаются стимулы к хозяйственной деятельности, сокращаются темпы роста производства, а при критических значениях налоговых ставок рост производства вообще прекращается. Из кривой Лаффера вытекает, что один и тот же объем поступлений в бюджет может быть получен при двух различных значениях налоговой ставки – более низком и более высоком. Согласно мнению сторонников теории предложения, однозначно предпочтительной будет ситуация с более низкими ставками налога, поскольку она будет стимулировать хозяйствующих субъектов к увеличению сбережений и инвестиций. Поэтому они рекомендовали провести масштабное снижение налоговых ставок, особенно на прибыли корпораций, уменьшение прогрессивности налогообложения, подчеркивая, что последующее за этим положительная динамика сбережений, усиление инвестиционного процесса, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции увеличит так называемую налоговую базу и в долгосрочном плане обеспечит рост доходов бюджета.

Представители теории предложения отдавали отчет в том, что сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном периоде приведет к сокращению доходов в бюджет, а значит, будет оставаться острой проблема бюджетного дефицита и инфляции. Поэтому эти краткосрочные негативные последствия снижения налоговых ставок они предложили нейтрализовать с помощью широкомасштабного сокращения государственных расходов.

Прежде всего, по мнению представителей теории предложения, это сокращение должно касаться расходов на социальную сферу. Они объясняют это тем, что такие расходы не только имеют огромный удельный вес в общих расходах бюджета, но и разрушают стимулы хозяйственной деятельности. Другими словами, социальная политика государства инициирует рост незанятого населения. Неоконсервативными правительствами было осуществлено широкомасштабное сокращение государственных социальных программ и предприняты шаги по ограничению деятельности профсоюзов.

Практическая реализация рекомендаций представителей теории предложения правительствами Рейгана в США и Тэтчер в Великобритании принесла позитивные результаты: резко снизился уровень инфляции, сократилась безработица, возросли темпы экономического роста. Стимулирование частной инициативы и рыночной конкуренции способствовали оживлению хозяйственной конъюнктуры. Однако не все мероприятия имели ожидаемый эффект: динамика нормы сбережений оказалась не столь позитивной как ожидали авторы теории предложения, не удалось полностью справиться с дефицитом бюджета (впоследствии это побудило правительство США к постепенному росту налогообложения с целью сокращения бюджетного дефицита), в валютной области также довольно быстро пришлось отказаться от системы неограниченных валютных курсов и частично вернуться к антициклическим мероприятиям.

В целом надо признать, что в теории предложения было обращено внимание на важные макроэкономические зависимости, предложены четкие программы борьбы с негативными явлениями. Она обогатила не только хозяйственную практику, но и способствовала дальнейшему развитию теории.