Племя гереро. История намибии, древние племена, история южной африки. О чем может рассказать платье

Картины геноцида трудно вместить человеческому сознанию: обугленные скелеты в печах крематориев, вспоротые животы беременных женщин, размозженные черепа детей…

Вытеснение этих картин из памяти, из сознания -- естественная защитная реакция психики. Однако забвение истории создает возможность ее повторения.

Термин «геноцид» вошел в политический обиход вскоре после второй мировой войны в связи с расследованием преступлений фашизма и широко использовался в документах ООН. Но сама практика геноцида, вероятно, существовала во все известные периоды истории. Она, в частности, нашла отражение в библейских текстах (например, уничтожение древними евреями племен ханаанцев и т. п).

Геноцид племён гереро и нама в 1904--1907 годах

Одним из первых проявлений акта геноцида в истории человечества является геноцид племен гереро и нама, произошедший в 1904- 1907 годах, когда войсками Германии было уничтожено 65000 тысяч представителей африканского племени гереро и 10000 тысяч человек из племени нама, это происходило на фоне разгоревшегося на территории Западной Африки народного восстания. Германия объявила Намибию страной-протекторатом сразу же после того, как поняла, что не заинтересована в ее территориях, после этого стал активно использоваться рабский труд жителей Намибии, а также произошел захват их земель с целью использования природных ресурсов. На начальном этапе было убито около 60 немецких поселенцев, под предводительством С. Магареро и Х. Виттбоя племена гереро и нама убили 120 немцев, в число которых входили женщины и дети. Под командованием Лотара фон Трота немецкие войска приступили к подавлению восстания, численность немецкой армии составляла 14000 человек. Экспедиция была профинансирована Deutsche Bank и снаряжена фирмой «Вурманн». В октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум ««Все гереро должны покинуть эту землю… Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружён или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них»». В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили 3-5 тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставляя работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племён были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощённых беженцев. Однако этот факт был отнесен к геноциду лишь в 1985 году, когда о нем было упомянуто в очередном докладе ООН, в котором данное деяние сравнивалось с геноцидом евреев и только в 2004 году совершение геноцида на территории Намибии было признано самой Германией. в октябре 1904 фон Тротом был выдвинут ультиматум, основной идеей которого являлась цель заставить все племя гереро покинуть немецкую землю, а любой представитель этого племени при невыполнении приказа попросту подвергался расстрелу. Немецким войскам удалось разбить силы восставших, при этом потери составили свыше пяти тысяч человек.

Это история путешествия Евгения Рафаловского в племя гереро. Он много путешествовал по Африке и однажды оказался в глухих краях, у масаев. Эти люди его настолько поразили, что он решил: все, в следующий раз нужно отправиться жить в другие племена Африки, для чего он выбрал удивительную страну Намибию. О ней вы можете прочитать в предыдущей экспедиции «Познавая Намибию».

Я искал в ней не цивилизацию, а исчезающие племена, отголоски старой Африки, и я их нашел. А это, поверьте, не так легко. Чтобы попасть к ним, нужно быть готовым по нескольку дней ждать машину, долго ходить пешком, экономить еду и воду, голодать. А главное - искать, ведь их селений не существует на карте. Меня спрашивают: И как, там тебя не съели? - Да не едят они нас, мы для них генномодифицированый продукт, а они - за здоровое питание!)

Мой путь в племена всегда начинается с самого бедного района столицы Намибии Виндхука, из африканских трущоб - Катутура. Название зловещее и переводится как: «место, где мы не хотим жить». Там стоит побывать, чтобы понять, что есть еще и другая Африка, где нет ни света, ни воды, ни канализации. Зато в округе - идеальнейшая чистота. Поверьте, у нас такую редко найдешь даже в центре Киева

В племя едешь не просто так, мол, привет братцы, я у вас поживу! Могут ведь раздеть, разуть и выпустить на природу - хочешь, - живи! Заранее оформляю в министерствах бумаги, разрешение на съемку и письма на языке тех племен, в которых решил пожить. Очень важно «взять языка» или первым делом найти, так сказать, «Пятницу», чтоб он смог рассказать, кто ты такой и что ты пришел вовсе не нефть искать и не алмазы! Но если на совете тебя приняли, то ты полноправный член племени.

Первыми, к кому я отправился, были гереро. Занесло меня в глухой поселок Ошияра, находящийся на западе страны, недалеко от ботсванской границы. Здесь чувствуется близость Калахари и хотя это бушменские земли, хозяевами здесь давно стали гереро. Сюда их вытеснили немцы в период кровопролитной войны 1904-1907 годов. Тогда племя гереро немцы истребили на 80%, в живых осталось всего 15-16 тысяч. Но как говорят гереро: «Дайте нам две коровы и через пару лет у нас их будет сотня.»

Это племя скотоводов осело здесь лишь в 17 столетии, а пришли они сюда из Восточной Африки, района Великих озер. Часть гереро поселились на северо-западе страны, они не поменяли традиций и сейчас их называют химба. А часть отправилась аж за Оранжевую реку (ЮАР), где они столкнулись с бурами и миссионерами. Так гереро переняли европейскую одежду XIX век а . Сейчас она смотрится очень экзотично, тем более в Африке. Правда, они внесли некоторые изменения, убрав корсет и добавив более яркие цвета, зато гереро изменили головной убор - из треуголки сделали двухуголку: эти два угла напоминают рога коровы. Женщины гереро рогоносицы, чем длиннее и больше эти головные уборы в виде рогов, тем богаче муж. Кстати, мужчины гереро носят вполне нормальную европейскую одежду.

Но вернемся в Ошияра, где меня принял самый богатый род в деревне - Купангва. Его глава, Монди Агим, разбогател на стройке в Лондоне. У многих это вызовет изумление, как он туда попал? Да, Монди не знает английского, но он весьма влиятелен в роду Купангва, который насчитывает по всей Намибии, а теперь уже и Британии, 170 человек! В Ошияра теперь живет лишь 30 человек, хотя это их колыбель. Агим купил себе трактор, пробил скважину, открыл единственный в деревне магазин и теперь может наслаждаться жизнью кулака-магната. Он очень большой, наверное, таким и должен быть глава рода, а лицо у него очень доброе, даже несмотря на то, что у него выбит один глаз, такой себе африканский гангстер - «Ганнибал».

Я поставил палатку у него на просторном дворе, вечером нас посетил деревенский староста, на нем красовалась военная форма времен первой мировой войны. Эта форма - наследие войны с немцами, и гереро ее надевают только в торжественных случаях. Разговор свелся к цели визита, хорошо, что какой-никакой переводчик нашелся - Шанана, племянник Агима. Так началось мое изучение деревни. С виду Ошияра незаметна, хотя здесь проживает около 600 человек, 4 - 6 тысяч коров и около 5-6 тысяч коз. Для такого обилия скота нужно пространство для пастбища. Вот деревня и разделена на хутора по 10-15 километров, хотя это всего 47 дворов, зато животным не тесно. Здесь самый распространенный вид транспорта - осел. Хотя есть и лошади, мне показали одного молодого гереро, который прискакал в Ошияра на лошади, проехав больше 1500 километров.

Так как здесь очень чувствуется близость Калахари, то главная проблема - это вода. На все село 4 скважины, из них три частные, причем две в распоряжении у Агима и одна у председателя. Так что правильней сказать, что скважина всего одна, в центре села, общая. Оттуда и таскают воду, кто на осликах, а кто на горбу. Хотя Агим в воде никому не отказывает, несмотря на то, что из его скважин она подается за счет дизеля. Коровы и козы имеют бесперебойный доступ к воде, сначала за счет пересыхающих речек после сезона дождей, а потом благодаря озеру, где эта вода накапливается. Если вдруг пересохнет озеро, то задействуют скважины. Но это бывает теперь редко, так как после пары серьезных засух, жители деревни собрались и углубили озеро.

Любое утро для гереро начинается на улице, у костра. Здесь встречают рассвет за чашкой чая с молоком, после чего женщины принимаются готовить еду. Затем в течение дня они трясут калебасы, делая из молока масло, выпускают на пастбище коз и коров, ухаживают за детьми, убирают, стирают, шьют и, в перерывах, готовят еду. Но это не значит, что они вкалывают как «кузины белошвейки» или как «золушки». Много работы за них выполняют бушмены. У тех ведь вообще ничего нет - дичь давно всю на своих землях выбили. А остальные земли частные, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены теперь вынуждены, чтобы с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Что касается ухода за коровами и козами, то тут нет разделения обязанностей по половому признаку, ими занимаются все. Даже мне довелось поучаствовать в выпасе и дойке коров, лечении коз и отбору козлят. За своим и даже чужим скотом гереро следят очень бережно. И цель тут не мясо и молоко, так заведено: коровы - это богатство, которое нужно приумножать, - живой капитал, с которого капают проценты в виде молока и телят. А еще - это деньги, на базаре корова стоит не меньше тысячи баксов!

В Ошияре царит преимущественно натуральный обмен. Так гереро своим соседям бушменам меняют молоко на орехи и разнообразные плоды. Если проходит хороший сезон дождей, то высаживают маис и кукурузу, хотя это бывает редко. Правда у Агима, благодаря собственной воде, есть приличное кукурузное поле. Кукуруза на окраинах Калахари - настоящий деликатес. При мне сварили всего 2 початка кукурузы, одну поднесли мне, другую съел Монди. А еще староста села показал мне настоящую достопримечательность - гордость Ошияры. Это был его поливаемый огород, находящийся за исполинским забором. Там было всего пару грядок моркови, пару - буряка, несколько кустов помидоров и чахлое дерево манго. Но здесь, в Ошияра, это настоящие сады Семирамиды.

Очень интересно посещать отдаленные роды гереро, которые живут на расстоянии 10-15 километров от односельчан. У них у всех под боком бушменские поселения, такие себе «спутники». В таких поселках всегда ярко выраженны традиции и даже свои таинства. Так, употреблять в пищу кислое молоко женщины не могут. Это напиток мужчин, символизирующий мужское семя. Во всех герерских мазанках стоят разные деревянные фетиши, которые отгоняют злых духов. Внутри находится и очаг, он обогревает, служит освещением и плитой, а его дым защищает от насекомых. Оригинален способ выпекания хлеба. Для этого используют железную бочку. В ней сбоку выпиливают дверку, а внутри размещают металлические полочки. На них и пекут хлеб. Причем, подкладывая угли под дно бочки и сверху, чтобы хлеб пропекался равномерно со всех сторон. У здешних гереро коровы пасутся в буше по нескольку дней, и даже не возвращаются. Я спросил, кто их выпасает? - Они у нас умные, прекрасно ориентируются на местности, поэтому пасутся сами. - А как же хищники? - Единственные для коров хищники у нас - бушмены. Только они могут охотиться на них, поэтому мы стараемся контролировать бушменов. Я заметил, что здесь слово бушмен и голод давно стали синонимами. Ведь у здешних бушменов вообще ничего нет - крупную дичь выбили, земли стали частными, пойдешь охотиться на чьих-то коров или коз, то если поймают - до конца жизни не расплатишься. Вот поэтому бушмены вынуждены, чтоб с голоду не умереть, работать на гереро за миску еды.

Гереро говорят, что если бы не они, то бушмены уже давно бы умерли с голоду. Может, это и так, поскольку им действительно есть нечего. Но и гереро немного лукавят, потому что они опасаются за своих коров и коз. Часто бывали случаи, что бушмены из-за голода просто идут в буш и убивают чью-то корову, терять им, кроме жизни, уже нечего. Съедят ее, а ты потом пойди найди, кто ее сел. Так что эти своего рода подкармливания - хоть какая-никакая гарантия, что коровы целы будут, а в доме чисто и убрано. Таким образом, получается, что «и волки сыты, и овцы целы».

Я видел, как бушменские дети целыми днями коровий навоз месили, а гереро из него дом строили. В этом строительстве я тоже принял участие и даже руку приложил, учился производить отделочно-навозные работы под чутким руководством гереро. Гереро дом строят сами, бушменам не доверяют, опыта строительства у тех нет. А начинается все с вкапывания четырех небольших стволов деревьев - это стены, на них крепится переплетенный деревянный каркас из веток поменьше. Сверху крепится соломенная или жестяная крыша, после чего строятся стены. Процесс трудоемкий, стройка продолжается ровно столько, на сколько хватает навоза. Навозно-земляные стены тщательно наносятся на деревянный каркас, снаружи, посередине и изнутри. Итого три слоя. Это надо видеть: работают профессионалы, без мастерка, одними руками, но получается так, словно дом штукатурили. Молодцы!

Кстати, в Ошияра появилось и очень модное строительное ноу-хау - дома из самодельного кирпича песчаника.

Я себя тоже успел испытать в этом процессе. А добывается он так: несколько людей, объединившись в коллектив, начали работать. Сняли слой дерна, оголили породу, потом тяжелым, заточенным ломом в виде долота, они начинают рубить камень. После чего, этим же ломом разбивают его на куски. Это предварительные заготовки кирпичей. Дальше натачивают мачете, и с его помощью обтесывают и выравнивают углы. Правда, стандарта нет - один кирпич больше, другой меньше. Три человека за день таким образом делают 120-160 кирпичей. И продают их по 1 намибийскому доллару. В день на человека это состовляет 5-8 долларов США. или 25-35 гр. При этом, для села это достаточно неплохие деньги. Теперь представьте, что таким бизнесом в селе занимаются всего 3 человека! Хотя в деревне 80% безработных. Я спрашивал у мужиков и здоровых парней: Что вы целыми днями делаете? - Спим, работы ведь нет! Понятно, откуда она возьмется? Лучше спать у печи, чем добывать кирпичи.

По воскресеньям много семей гереро собираются на службу. Служба проходит в центре деревни, под дереовм, а не в храме - его просто нет. Дерево и выложенный под ним круг из камней и есть церковь. Гереро говорят: Главное не стены, пусть лучше их не будет, зато сердце будет открытым. Даже некоторые бушмены приходят, ведь дерево и камни для них символ природы и поэтому вполне понятны, а что там читают Евангелие, так им до этого дела нет. Специально для нарядного председателя и «уважаемых» гереро, таких как Агим, приносятся стулья. Остальные в перерывах между молитвами располагаются на земле. Гереро знали, что через пару дней я их покину, поэтому устроили мне незабываемый концерт народных песен и танцев. Песни, как у нас в деревне, как затянут! Только на языке ошигереро. Очень интересные танцы, они не быстрые - попробуй в 5-10 огромных юбках потанцевать. Зато ритмом служат не инструменты и не барабаны, а обыкновенные доски, которые матроны гереро привязывают к одной ноге и стучат ими об землю, получается что-то вроде громких ритмичных хлопков.

Мне довелось пожить среди удивительного и гордого племени гереро, но впереди меня ждали химба и бушмены. Больше фотографий о жизни и экспедиции в племени гереро вы можете увидеть в подразделе «Фото Африка». Кроме того, вы можете принять участие в моих экспедициях!

Восстание началось 12 января 1904 года выступлением племен гереро под предводительством Самуэля Магареро. Гереро начали восстание, убив около 120 немцев, включая женщин и детей. Восставшие осадили административный центр Германской Юго-Западной Африки город Виндхук. Однако, получив подкрепление из Германии, колонизаторы нанесли 9 апреля поражение повстанцам у горы Оньяти, а 11 августа окружили их в районе Ватерберга. В битве при Ватерберге немецкие войска разбили основные силы восставших, потери которых составили от трёх до пяти тысяч человек. Британия предложила восставшим убежище в Бечуаналенде на территории современной Ботсваны, и несколько тысяч человек начали переход через пустыню Калахари. Оставшихся заключили в концлагеря, заставив работать на немецких предпринимателей. Многие погибли от непосильного труда и истощения. Как отмечало в 2004 году немецкое радио Deutsche Welle, «именно в Намибии немцы впервые в истории применили метод содержания заключенных мужчин, женщин и детей в концлагерях. В ходе колониальной войны племя гереро было почти полностью истреблено и составляет сегодня в Намибии лишь небольшую долю населения». Есть также сведения, что оставшиеся женщины племен были изнасилованы и принуждены к занятию проституцией. Согласно докладу ООН от 1985 года, немецкие войска уничтожили три четверти племени гереро, в результате чего его численность сократилась с 80 тысяч до 15 тысяч истощенных беженцев. Часть гереро была уничтожена в бою, остальные отступили в пустыню, где большинство их погибло от жажды и голода. В октябре фон Трот предъявил ультиматум: «Все гереро должны покинуть эту землю. Любой гереро, обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них». Даже германский канцлер Бюлов возмутился и сказал императору, что это не соответствует законам ведения войны. Вильгельм невозмутимо ответил: «Законам войны в Африке это соответствует»
Те самые взятые в плен 30 тысяч негров были помещены в концентрационные лагеря. Они строили железные дороги, а с прибытием доктора Ойгена Фишера стали также служить материалом для его медицинских опытов. Он, а также доктор Теодор Моллисон упражнялись на узниках концлагеря в методах стерилизации и ампутации здоровых частей тела. Вводили неграм яды в различной концентрации, наблюдая, какая доза станет смертельной. Позднее Фишер стал канцлером Берлинского университета, где создал кафедру евгеники и вел преподавание на ней. Лучшим его учеником считался Йозеф Менгеле, печально известный позднее как врач-изувер.
Уже после разгрома гереро восстали племена нама (готтентоты). 3 октября 1904 года в южной части страны началось восстание готтентотов во главе с Хендриком Витбоем и Якобом Моренгой. Целый год Витбой умело руководил боями. После гибели Витбоя 29 октября 1905 года повстанцы, разделившись на мелкие группы, продолжали партизанскую войну вплоть до 1907 года. К концу этого же года большая часть восставших вернулась к мирной жизни, так как они были вынуждены обеспечивать пропитанием свои семьи, а оставшиеся партизанские отряды были вскоре вытеснены за границу современной Намибии - в Капскую колонию, принадлежавшую англичанам.
Гереро возле своих хижин

Коренные народности немецкой Юго-Западной Африки со своим традиционным оружием и в национальной одежде

Солдаты колониальных войск с пулеметом во время учений

Губернатор Германской Юго-Западной Африки Теодор фон Лойтвайн и лидер гереро Сэмюэлем Магареро

Хендрик Витбой и Теодор фон Лойтвайн в 1896 году

Губернатор Теодор фон Лойтвайн с Хендриком Витбоем (слева) и лидер гереро Сэмюэлем Магареро (справа)

Лейтенант Techow сообщает командованию о возможном восстания гереро и мобилизация войск в северной немецкой Юго-Западной Африки
"200 вооруженных всадников гереро были замечены в ночь на 11 январь 1904..."

Войска выступают на подавление восстания

Генерал Лотар фон Трот (спереди справа) и губернатор Теодор фон Лойтвайн (спереди слева) с сотрудниками в Виндхуке (немецкая Юго-Западная Африка), 1904

Военный лагерь, около 1904

В лагере

Лейтенант Пауль Лойтвайн в военной форме колониальных войск Юго-Западной Африки, около 1904-1905

Лагерь для пленных гереро рядом с Альте Фесте в Виндхуке, около 1904-1908

Пленные гереро

Выжившие гереро прошедшие через пустыню.

Хендрик Витбой

Хендрик Витбой (сидит на стуле) с бойцами племени Нама, около 1904-1905

Карен Вртанесян, Арам Палян

5. Уничтожение коренных народов Намибии

Время осуществления: 1904 – 1907 гг.
Жертвы: племена хереро и нама
Место: Намибия
Характер: расово-этнический
Организаторы и исполнители: правительство кайзеровской Германии, немецкая армия

В 1884 г. Намибия стала колонией Германии. На тот момент население страны состояло из племен хереро, овамбо и нама. Постоянно усиливающееся давление со стороны колонизаторов привело к тому, что в 1904 г. хереро и нама подняли восстание против немецких колонизаторов. На помощь колониальным властям были посланы части регулярной армии под командованием генерала фон Тротта. 2 октября 1904 г. генерал предъявил следующий ультиматум восставшим хереро: “… Все хереро должны покинуть эту землю… Любой хереро обнаруженный в пределах немецких владений, будь он вооружен или безоружен, с домашними животными или без, будет застрелен. Я не буду принимать больше ни детей, ни женщин. Я буду отправлять их обратно к своим соплеменникам. Я буду стрелять в них. Таково мое решение…”.

Генерал сдержал свое слово: восстание было потоплено в крови. Мирных жителей расстреливали из пулеметов, изгоняли в пустыни на востоке страны, отравляли используемые ими колодцы. Большинство депортированных погибли от голода и недостатка воды. Война продолжалась вплоть до 1907 г. В результате действий немцев были уничтожены 65 000 хереро (около 80% племени) и 10 000 нама (50% племени).

В 1985 г. ООН признала попытку уничтожения коренных жителей Намибии первым актом геноцида в XX веке. В 2004 г. власти Германии официально признались в совершении геноцида в Намибии и публично принесли извинения. Сегодня представители хереро безуспешно требуют от немецких властей компенсации. На данный момент в США поданы иски против правительства Германии и некоторых немецких компаний, однако предугадать исход судебных процессов пока не представляется возможным.

Спустя более столетия после драматических событий, развернувшихся в начале ХХ века в Юго-Западной Африке, власти Германии изъявили готовность принести свои извинения народу Намибии и признать действия колониальной администрации Германской Юго-Западной Африки геноцидом местных народов гереро и нама. Напомним, в 1904-1908 гг. в Юго-Западной Африке германскими войсками были уничтожены более 75 тысяч человек - представители народов гереро и нама. Действия колониальных войск носили характер геноцида, но вплоть до недавнего времени Германия все же отказывалась признавать подавление восставших африканских племен геноцидом. Сейчас германское руководство ведет переговоры с властями Намибии, по итогам которых планируется совместное заявление правительств и парламентов двух стран, характеризующее события начала ХХ века как геноцид гереро и нама.

Тема геноцида гереро и нама всплыла после того, как бундестаг одобрил резолюцию, признающую геноцид армян в Османской империи. Тогда Метин Кюлюнк, представляющий в турецком парламенте Партию справедливости и развития (правящая партия Турции) заявил, что собирается представить на рассмотрение коллег - депутатов законопроект о признании геноцида Германией коренных народов Намибии в начале ХХ века. Судя по всему, идею турецкого депутата поддержало внушительное турецкое лобби в самой Германии. Теперь германскому правительству не остается иного выхода, как признать события в Намибии геноцидом. Правда, представитель германского министерства иностранных дел Савсан Шебли заявила, что признание уничтожения гереро и нама геноцидом не означает, что ФРГ будет осуществлять какие-либо выплаты пострадавшей стране, то есть намибийскому народу.

Как известно, Германия, вместе с Италией и Японией, вступила в борьбу за колониальный раздел мира сравнительно поздно. Тем не менее, уже в 1880-е - 1890-е гг. ей удалось обзавестись рядом колониальных владений в Африке и Океании. Одним из наиболее важных приобретений Германии стала Юго-Западная Африка. В 1883 г. немецкий предприниматель - авантюрист Адольф Людериц приобрел участки земли на побережье современной Намибии у вождей местных племен, а в 1884 г. право Германии на владение данными территориями было признано Великобританией. Юго-Западная Африка с пустынными и полупустынными территориями была слабо заселена, а германские власти, решив действовать по образцу буров в Южной Африке, стали поощрять миграцию немецких колонистов в Юго-Западную Африку.

Колонисты, пользуясь преимуществами в вооружении и организации, стали отбирать наиболее пригодные для сельского хозяйства земли у местных племен гереро и нама. Гереро и нама - это основные коренные народы Юго-Западной Африки. Гереро говорят на языке очигереро, относящемся к языкам банту. В настоящее время гереро проживают в Намибии, а также в Ботсване, Анголе и ЮАР. Численность гереро составляет около 240 тысяч человек. Не исключено, что если бы не немецкая колонизация Юго-Западной Африки, то их было бы намного больше - германские войска уничтожили 80% народа гереро. Нама - это одна из групп готтентотов, относящихся к так называемым койсанским народам - аборигенам Южной Африки, принадлежащим к особой капоидной расе. Нама проживают в южной и северной части Намибии, на территории Северо-Капской провинции в Южно-Африканской Республике, а также в Ботсване. В настоящее время численность нама достигает 324 тысяч человек, 246 тысяч из них живут в Намибии.

Гереро и нама занимались скотоводством, а пришедшие в Юго-Западную Африку немецкие колонисты с позволения колониальной администрации отбирали у них лучшие пастбищные земли. С 1890 года пост верховного вождя народа гереро занимал Самуэль Магареро (1856-1923). В 1890 году, когда немецкая экспансия в Юго-Западной Африке только начиналась, Магареро подписал с германскими властями договор «об охране и дружбе». Однако затем вождь понял, чем чревата для его народа колонизация Юго-Западной Африки. Естественно, что германские власти находились для вождя гереро вне зоны досягаемости, поэтому гнев вождя был направлен на немецких колонистов - фермеров, которые захватывали лучшие пастбищные земли. 12 января 1903 г. Самуэль Магареро поднял гереро на восстание. Повстанцы убили 123 человека, включая женщин и детей, и осадили Виндхук - административный центр Германской Юго-Западной Африки.

Первоначально действия германских колониальных властей по противостоянию повстанцам не были успешными. Командовал германскими войсками губернатор колонии Т.Лейтвейн, в подчинении которого находились весьма немногочисленные войска. Немецкие войска несли большие потери и от действий повстанцев, и от эпидемии тифа. В конце концов, Берлин отстранил Лейтвейна от командования колониальными войсками. Также было принято решение о разделении должностей губернатора и главнокомандующего войсками, поскольку хороший управленец - это не всегда хороший военачальник (как, впрочем, и наоборот).

Для подавления восстания гереро в Юго-Западную Африку был направлен экспедиционный корпус германской армии под командованием генерал-лейтенанта Лотара фон Троты. Адриан Дитрих Лотар фон Трота (1848-1920) был одним из опытнейших германских генералов того времени, его опыт службы на 1904 год составлял почти сорок лет - в прусскую армию он вступил в 1865 году. Во время франко-прусской войны за проявленную доблесть он получил «Железный крест». Генерал фон Трота считался «спецом» по колониальным войнам - в 1894 г. он участвовал в подавлении восстания Маджи-Маджи в Германской Восточной Африке, в 1900 г. командовал 1-й Восточноазиатской пехотной бригадой во время подавления восстания ихэтуаней в Китае.

3 мая 1904 г. фон Троту назначили главнокомандующим германскими войсками в Юго-Западной Африке, а 11 июня 1904 г. он, во главе приданных войсковых частей, прибыл в колонию. В распоряжении фон Троты находились 8 кавалерийских батальонов, 3 пулемётных роты и 8 артиллерийских батарей. На колониальные войска фон Трота не сильно рассчитывал, хотя укомплектованные туземцами части и использовались в качестве вспомогательных сил. В середине июля 1904 г. войска фон Троты начали продвижение в сторону земель гереро. Навстречу немцам выдвинулись превосходящие их силы африканцев - около 25-30 тысяч человек. Правда, надо понимать, что гереро выступили в поход вместе с семьями, то есть количество воинов было значительно меньшим. Следует отметить, что почти все воины гереро к тому времени уже имели огнестрельное , но кавалерия и артиллерия у повстанцев отсутствовали.

На границе пустыни Омахеке силы противников встретились. Сражение развернулось 11 августа на склонах горного массива Ватерберг. Несмотря на превосходство немцев в вооружении, гереро успешно атаковали германские войска. Ситуация дошла до штыкового боя, на защиту артиллерийских орудий фон Трота был вынужден бросить все силы. В итоге, хотя гереро явно превосходили немцев в численности, организованность, дисциплина и боевая выучка германских солдат сделали свое дело. Атаки повстанцев были отбиты, после чего по позициям гереро был открыт артиллерийский огонь. Вождь Самуэль Магереро принял решение отступить в пустынные районы. Потери германской стороны в битве у Ватерберга составили 26 человек убитыми (включая 5 офицеров) и 60 ранеными (включая 7 офицеров). У гереро же основные потери пришлись даже не столько на битву, сколько на мучительный переход по пустыне. Немецкие войска преследовали отступающих гереро, расстреливая их из пулеметов. Действия командования даже вызвали негативную оценку со стороны канцлера Германии Бенхарда фон Бюлова, который возмутился и заявил кайзеру, что поведение немецких войск не соответствует законам ведения войны. На это кайзер Вильгельм II ответил, что законам войны в Африке такие действия соответствуют. Во время перехода по пустыне погибло 2/3 от общей численности гереро. Гереро спаслись на территории соседнего Бечуаналенда - британской колонии. Ныне это независимая страна Ботсвана. За голову Магереро была обещана награда в пять тысяч марок, но он скрылся в Бечуаналенде с остатками своего племени и благополучно дожил до старости.

Генерал-лейтенант фон Трота, в свою очередь, издал печально известный приказ «о ликвидации», который фактически предусматривал геноцид народа гереро. Предписывалось всем гереро покинуть Германскую Юго-Западную Африку под страхом физического уничтожения. Любого гереро, застигнутого в пределах колонии, приказывалось расстреливать. Все пастбищные земли гереро доставались немецким колонистам.

Однако концепцию тотального уничтожения гереро, выдвинутую генералом фон Трота, активно оспаривал губернатор Лейтвейн. Он считал, что куда выгоднее для Германии превратить гереро в рабов, заключив их в концлагеря, чем просто уничтожить. В конце концов, начальник генерального штаба германской армии генерал граф Альфред фон Шлиффен согласился с точкой зрения Лейтвейна. Те из гереро, которые не покинули колонию, были отправлены в концлагеря, где фактически использовались как рабы. Многие гереро погибли на строительстве медных рудников и железной дороги. В результате действий германских войск народ гереро был почти полностью уничтожен и сейчас гереро составляют лишь небольшую часть жителей Намибии.

Однако, вслед за гереро, в октябре 1904 г. в южной части Германской Юго-Западной Африки восстали племена готтентотов нама. Восстание нама возглавил Хендрик Витбой (1840-1905). Третий сын вождя племени Мозеса Кидо Витбооя, еще в 1892-1893 гг. Хендрик воевал против германских колонизаторов, однако затем, как и Самуэль Магереро, в 1894 г. заключил с немцами договор «об охране и дружбе». Но, в конце концов, Витбой также удостоверился - германская колонизация не несет для готтентотов ничего хорошего. Надо отметить, что Витбою удалось разработать достаточно эффективную тактику противодействия германским войскам. Готтентотские повстанцы использовали классический метод партизанской войны «бей и убегай», избегая прямых столкновений с немецкими войсковыми частями. Благодаря этой тактике, которая была более выгодной для африканских повстанцев, чем действия Самуэля Магереро, предпринявшего лобовое столкновение с германскими войсками, восстание готтентотов продолжалось почти три года. В 1905 году погиб сам Хендрик Витбой. После его смерти руководство отрядами нама осуществлял Якоб Моренга (1875-1907). Он происходил из смешанной семьи нама и гереро, работал на медной шахте, а в 1903 г. создал повстанческий отряд. Партизаны Моренги успешно атаковали немцев и даже заставили германское подразделение отступить в бою при Хартебестмюнде. В конце концов, против готтентотов выступили британские войска из соседней Капской провинции, в бою с которыми 20 сентября 1907 года партизанский отряд был уничтожен, а сам Якоб Моренга убит. В настоящее время Хендрик Витбой и Якоб Моренга(на фото) считаются национальными героями Намибии.

Как и гереро, народ нама очень сильно пострадал от действий германских властей. По оценкам исследователей, погибла треть народа нама. Историки оценивают потери нама во время войны с германскими войсками не менее, чем в 40 тысяч человек. Многие из готтентотов также были заключены в концентрационные лагеря и использовались в качестве рабов. Следует отметить, что именно Юго-Западная Африка стала первым полигоном, на котором германские власти опробовали методы геноцида неугодных народов. В Юго-Западной Африке впервые были созданы и концентрационные лагеря, в которые заключались все мужчины, женщины и дети гереро.

В годы Первой мировой войны территория Германской Юго-Западной Африки была оккупирована войсками Южно-Африканского Союза - британского доминиона. Теперь в лагерях близ Претории и Питермарицбурга оказались немецкие поселенцы и солдаты, правда власти ЮАР обошлись с ними очень мягко, даже не отобрав у военнопленных оружия. В 1920 г. Юго-Западная Африка в качестве подмандатной территории была передана под управление Южно-Африканскому Союзу. Южноафриканские власти оказались не менее жестокими в отношении местного населения, чем германцы. В 1946 г. ООН отказалась удовлетворить ходатайство ЮАС о включении Юго-Западной Африки в состав союза, после чего ЮАС отказался передавать эту территорию под управление ООН. В 1966 г. в Юго-Западной Африке развернулась вооруженная борьба за независимость, ведущую роль в которой сыграла СВАПО - Народная организация Юго-Западной Африки, пользовавшаяся поддержкой Советского Союза и ряда других социалистических государств. В конце концов, 21 марта 1990 г. была провозглашена независимость Намибии от ЮАР.

Именно после достижения независимости и стал активно прорабатываться вопрос о признании действий Германии в Юго-Западной Африке в 1904-1908 гг. геноцидом народов гереро и нама. Еще в 1985 г. был опубликован доклад ООН, в котором подчеркивалось, что в результате действий германских войск народ гереро потерял три четверти своей численности, сократившись с 80 тысяч до 15 тысяч человек. После провозглашения независимости Намибии, вождь племени гереро Рируако Куаима (1935-2014) обратился в Международный суд в Гааге. Вождь обвинил Германию в геноциде гереро и потребовал выплатить народу гереро компенсацию по примеру выплаты евреям. Хотя в 2014 году Рируако Куаима скончался, его действия оказались ненапрасными - в конечном итоге, спустя два года после смерти вождя гереро, известного своей бескомпромиссной позицией по вопросу о геноциде, Германия все же согласилась признать колониальную политику в Юго-Западной Африке геноцидом гереро, но пока без выплаты компенсаций.