Майков А.Н. (Краткая биография). Майков, Аполлон Николаевич – краткая биография Произведения а н майкова что он писал

Аполлон Майков (1821—1897)

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 г. в Москве. Детские годы поэта прошли в подмосковном селе Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры. Отец, Николай Аполлонович Майков — художник, академик живописи, мать, Евгения Петровна — писательница. В доме Майковых час-тыми гостями были художники, литераторы, музыканты. Од-ним из домашних учителей Майкова был И. А. Гончаров. В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, охотно и много занимался ис-торией Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов. Писать стихи начал в пятнадцатилетнем возрасте. Молодой Майков мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэти-ческих опытах и слабое зрение побудили его посвятить себя литературе. В 1842 г. Майков отправился в заграничное пу-тешествие. Около года он провел в Италии, затем жил в Па-риже, где вместе с братом Валерианом слушал лекции в Сор-бонне и College de France. Результатом этой поездки стали опубликованные в 1847 г. «Очерки Рима» и кандидатская диссертация о древнеславянском праве. По возвращении в Петербург Майков служил в Министерстве финансов, затем библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву, позже — председателем Комитета иностранной цен-зуры. Умер Аполлон Николаевич Майков в 1897 г.

Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, она пластична и гармонически закончена. В ней ясно и точно, без полуте-ней и намеков проступают линии, формы и краски. Стих Майкова в лучших его произведениях отличается силой, вы-разительностью и сравнительно слабым лиризмом, эмоции автора как бы скрыты, стихи лишены психологической на-пряженности; последнее объясняется прежде всего тем, что поэт слишком тщательно отделывал свои произведения, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Печататься Майков начал в 1840 г. Навеянные античными образами, произведениями греческой и римской скульптуры, миром идеально прекрасных богов и богинь, его стихи несли свет-лое и оптимистическое начало с явно преобладающим эпи-курейским характером. Другая тема творчества поэта — рус-ско-византийские исторические предания. В начале его ли-тературной деятельности явственно звучат мотивы русской природы, часто навеянные любимым занятием Майкова — рыбалкой. В отличие от Тютчева или Фета Майков не ищет в природе многозначности символов, он создает конкрет-ные образы и картины, проявляя при этом недюжинную живописную зоркость и глубину чувств.

«Антологические» стихотворения Майкова сразу принес-ли ему известность. Ясностью и законченностью образов выделяются прежде всего «Сон», «Воспоминание», «Эхо и молчание», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «По-эзия», «Барельеф». Одну из своих «эпикурейских песен» Майков начинает редким для него лирическим порывом:

Мирта Киприды мне дай!

Что мне гирлянды цветные?

Однако во второй строфе он изящно переходит на свой обычный тон:

Мирта зеленой лозой

Старцу, венчавшись, отрадно

Пить под беседкой густой,

Крытой лозой виноградной.

Характерным для поэзии Майкова можно назвать сти-хотворение «После посещения Ватиканского музея». Впе-чатления, произведенные на него скульптурами этого музея, напоминают поэту сходные впечатления из раннего детства, заметно повлиявшие на характер его творчества:

Еще в младенчестве любил блуждать мой взгляд

По пыльным мраморам потемкинских палат.

Антики пыльные живыми мне казались;

И властвуя моим младенческим умом,

Они роднились с ним, как сказки умной няни,

В пластической красе мифических преданий...

Теперь, теперь я здесь, в отчизне светлой их,

Где боги меж людей, прияв их образ жили

И взору их свой лик бессмертный обнажили.

Как дальний пилигрим, среди святынь своих,

Средь статуй я стоял...

Мгновенное впечатление способно перенести поэта из со-временного бального зала в античный мир:

... Ах, вы всему виною

О розы Пестума, классические розы!..

(Розы. «Фаюпазии»)

В другом стихотворении — «Импровизация» — пластичес-кая поэзия Майкова удачно соприкасается с чуждой в об-щем-то ей областью музыкальных ощущений:

Но замиравшие опять яснеют звуки...

И в песни страстные вторгается струей

Один тоскливый звук, молящий, полный муки...

Растет он, все растет, и льется уж рекой...

Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье

Далеко трелится... но каменной стопой

Неумолимое идет, идет страданье

И каждый шаг его грохочет надо мной...

Один какой-то вопль в пустыне беспредельной

Звучит, зовет к себе... увы! надежды нет!..

Он ноет... и среди громов ему в ответ

Лишь жалобный напев пробился колыбельный.

Характерным выражением добродушного и невинного эпикурейства поэта стало стихотворение «Юношам»:

И напиться не сумели!

Чуть за стол — и охмелели!

Чем и как — вам все равно!

Мудрый пьет с самосознаньем,

И на свет, и обоняньем

Оценяет он вино.

Он, теряя тихо трезвость,

Мысли блеск дает и резвость,

Умиляется душой,

И владея страстью, гневом,

Старцам мил, приятен девам,

И — доволен сам собой.

Стоит отметить и два «Послания» Майкова. Первое — к Я. П. Полонскому — очень метко характеризует этого по-эта, второе — к П. А. Плетневу — отличается красотой мыс-ли и формы. Исторические стихотворения Майкова, про-никнутые истинно гуманистическим духом, снискали огром-ную популярность у современников («Клермонский собор», «Сованаролла», «На соборе на Констанцском», «Исповедь королевы», «Ешман»). Главным поэтическим трудом Май-кова стала философско-лирическая драма «Два мира» (1881). Впервые ее тема прозвучала в окончании стихотворения «Древний Рим» (1848).

В 1852 г. на эту же тему был написан драматический очерк «Три смерти», дополненный позднее «Смертью Люция» (1863). Наконец, через шесть лет после первого наброска появилась в окончательном виде драма «Два мира». Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:

Рим все собой объединил,

Как в человеке разум; миру

Законы дал и мир скрепил,

и в другом месте:

... От него пошли

Лучи во все концы земли,

И где прошли, там появилась

Торговля, тога, цирк и суд,

И вековечные бегут

В пустынях римские дороги.

Герой трагедии Майкова живет верою в Рим и с нею уми-рает, отстаивая и защищая ее от надвигающегося христи-анства. То, во что он верит, переживет все исторические катастрофы:

О, Рим гетер, шута и мима, —

Он мерзок, он падет!.. Но нет,

Ведь в том, что носит имя Рима,

Есть нечто высшее!.. Завет

Всего, что прожито веками!

В нем мысль вознесшая меня

И над людьми, и над богами!

В нем Прометеева огня

Неугасающее пламя!

Рим словно небо, крепко сводом

Облегший землю и народам,

Всем этим тысячам племен

Или отжившим, иль привычным

К разбоям лишь, разноязычным

Язык свой давший и закон!

Императорский Рим вдвойне понятен и дорог поэту как примыкающий к обоим мирам его поэзии — к миру прекрас-ной классической древности, с одной стороны, и к миру ви-зантийской государственности — с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский чиновник-патриот Майков нахо-дит здесь родные для себя элементы. Однако идея нового Рима — Византии — не осознана поэтом с такой глубиной и ясностью, как идея первого Рима. Он любит византийско-русский строй жизни в его исторической действитель-ности и принимает на веру его идеальное достоинство, не замечая подчас его внутренних противоречий. Эта вера так сильна, что доводит Майкова до апофеоза Ивана Грозного, величие которого будто бы еще не понято и которого «день еще придет». Нельзя, конечно, заподозрить гуманного поэта в сочувствии злодеяниям Ивана IV, но они вовсе не препятствуют его прославлению, Майков готов даже считать их только за «шип подземной боярской клеветы и злобы ино-земной». В финале «Сованароллы», утверждая, что у фло-рентийского пророка всегда на устах был Христос, Майков не без основания спрашивает: «Христос! не понял ли Тебя?» С несравненно большим правом можно утверждать, что благочестивый учредитель опричнины «не понял Хри-ста»; но поэт на этот раз совершенно забывает, какого ве-роисповедания был его герой — иначе он согласился бы, что представитель христианского царства, не понимающий Христа, чуждый и враждебный Его духу, — явление во всяком случае аномальное, не заслуживающее апофеоза. Отсюда в «Двух мирах» более слабое изображение мира христианс-кого, чем мира языческого. Даже столь незаурядная личность, как апостол Павел, представлена недостаточно ярко и точ-но. Переданная в конце трагедии проповедь Павла цели-ком состоит из апокалипсических образов и «апологов», что мало соответствует действительному методу и стилю биб-лейского Павла. Кроме «Двух миров» из крупных произ-ведений Майкова заслуживают интереса также «Странник» (превосходно воспроизводящий понятия и язык некоторых русских сектантских течений), «Княжна», «Брингильда», а также стихотворное переложение «Слова о полку Игореве » (остающееся и доныне одним из лучших литературных его переводов).

Майков Аполлон Николаевич - известный русский поэт. Он жил в 19 веке (1821-1897). Творческое наследие этого поэта вызывает интерес и в наше время, что говорит о его несомненном таланте.

Происхождение А. Н. Майкова

Следует сказать, что Аполлон Майков был не единственным даровитым представителем своей фамилии. Древний род поэта был богат талантливыми людьми. В 15 веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков.

Отцом нашего героя был академик живописи. Остальные члены его семьи также принадлежали к творческой интеллигенции. Мать - переводчица и поэтесса, брат Валериан - публицист и литературный критик, а Леонид, другой брат Аполлона, - издатель и историк литературы.

Детство и годы юности, первая книга стихов

Детство Аполлон Николаевич провел в имении, принадлежавшем его отцу. Оно находилось около Троице-Сергиевой лавры. Семья Майковых в 1834 году переехала в Петербург. Аполлон в детстве увлекался одновременно и литературой, и живописью. Однако близорукость помешала ему пойти по стопам своего отца. В первых прозаических опытах Майкова видно влияние Гоголя. Затем увлекся поэзией Аполлон Майков. Биография его этого периода отмечена также обучением в Петербургском университете, на юридическом факультете. По окончании университета Аполлон Николаевич опубликовал первую книгу своих стихов. Это важное событие произошло в 1842 году.

Поездка за границу, новые стихи

В этом же году Аполлон Майков отправился за границу. Здесь он пробыл около двух лет. Майков слушал в Париже лекции известных ученых. Находясь в Риме, он принимал участие в кутежах русских художников, писал стихи, делал эскизы, отправлялся в конные прогулки по римской долине. Итогом полученных впечатлений стал стихотворный цикл Майкова "Очерки Рима" (опубликован в 1847 году). Именно во время жизни в Италии в творчестве поэта обозначился первый слом. Аполлон Майков порвал с антологической поэзией и начал стремиться к так называемой поэзии мысли и чувства. Майкова перестала интересовать старина. Он решил обратиться к современности. В результате появились портреты жителей Рима (Lorenzo, "Капуцин", "Нищий").

Возвращение на родину

Возвратившись на родину, поэт стал работать в Румянцевском музее в должности помощника библиотекаря. Во второй половине 1840 годов в круг его общения входили Некрасов, Григорович, Тургенев, Белинский. Аполлон Майков испытывал в то время влияние натуральной школы. Поэт много публиковался в "Отечественных записках". В "Петербургском сборнике" Некрасова в 1846 году появилась его поэма "Машенька". Немного раньше была создана еще одна поэма, "Две судьбы", где рассказывается история "лишнего" человека.

Связь с петрашевцами и редакцией "Москвитянина"

Аполлон Николаевич в те годы был идеологически близок западничеству. Он вовлекся в движение петрашевцев через своего брата Валериана. Однако вскоре его начала угнетать их постоянная критика правительства. Майков увидел утопизм в движении петрашевцев, "много эгоизма", "много вздору" и "мало любви".

Переживавший кризис Аполлон Николаевич попал в редакцию "Москвитянина". Здесь он неожиданно нашел не только участие, но и поддержку своих взглядов. Майков отрицал принципы цивилизации Западной Европы. Эта мысль прошла через весь его сборник "1854 год", который точно отразил мировоззрение Майкова в то время. Еще одной сквозной темой книги стала историческая миссия Российского государства, которое преградило путь на Запад полчищам Батыя и тем самым предотвратило гибель цивилизации Европы ("Клермонтский собор" и др.). Тогда же Майков стал убежденным монархистом. Он уверовал в величие Николая I.

Творчество 1850 годов

Как бывает у каждого настоящего поэта, творчество Майкова 1850 годов намного шире идейных установок. Он создал произведения на социальную тему (идиллия "Дурочка", цикл "Житейские думы"), стихи иделогизированного и политического характера. Одновременно Майков писал стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как "Камеи" и "Фантазии". В конце 1850 гг. появились циклы "Дома", "На воле", "Под дождем", "Весна", "Сенокос". В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако теперь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России.

"Осень"

В 1856 году создал одно из самых известных стихотворений Аполлон Майков. "Осень" - так назвал он его. Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев… Однако лес осенью лишается таинственности и загадочности, поскольку "свянул последний цветок", "сорван последний орех". И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства...

Морская экспедиция

Итальянская тема вновь появилась в творчестве Аполлона Николаевича в 1859 г. Это было связано с тем, что он вместе с другими исследователями совершил морскую экспедицию, посетив острова греческого архипелага. Корабль, на котором осуществлялось плавание, не попал в Грецию. Ему пришлось задержаться в Неаполе. Поэтому вместо одного цикла, как задумывал Майков Аполлон Николаевич, получилось два. "Неаполитанский альбом" был создан по итальянским впечатлениям. Это своего рода повесть в стихах, тема которой - жизнь народа в Неаполе. В результате изучения культуры и истории Греции появились "Новогреческие песни" ("Ласточка примчалась", "Колыбельная песня" и др.).

Одним из самых известных его стихов является "Колыбельная…". Аполлон Майков создал это произведение в 1860 году. Более 20 композиторов в свое время написали музыку к нему. Среди них А. Чесноков, А. Аренский, В. Ребиков, П. Чайковский.

Последние годы жизни

В последние 25 лет жизни Майкова интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций. Важное место в раздумьях Майкова в это время занимали и судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль в истории. В 1880 годы Аполлон Николаевич также создал ряд стихотворений, отличающихся глубокой религиозностью и идеей того, что религиозное смирение - отличительная особенность русского человека ("Близится вечная ночь….", "Оставь, оставь!.." и др.).

В заключение

Мережковский в своей книге "Вечные спутники" писал о том, что Майков Аполлон - поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным. Ни гонений, ни врагов, ни страстей, ни борьбы не было в нем. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Действительно, его биография была малопоэтична: он не умер на эшафоте или на дуэли, не был преследуем, его не мучили страсти. У Аполлона Майкова все внешнее ушло внутрь. Его настоящей биографией, истинной судьбой стал его путь от римлян и греков к российской действительности, истории народов, поэзии Библии и вечным вопросам бытия.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ (1821-1897)

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня по новому стилю) 1821 года в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Родоначальником Майковых был дьяк великого князя Василия Васильевича и царя Ивана Грозного Андрей Майк. Как предполагают многие исследователи и были уверены все Майковы, к их роду принадлежал русский святой и церковный писатель Нил Сорский (в миру Нил или Николай Майков). Однако документального подтверждения этого пока не найдено.

Отец будущего поэта, Николай Аполлонович (1796-1873), был человеком необычайно интересной судьбы. Юнцом Майков-отец «был отдан во второй кадетский корпус в то время, когда для дворянина считались приличными только две карьеры: или в военной, или в статской службе. Прямо со школьной скамьи, не успев кончить курса, он был, как многие тогда, выпущен в офицеры, лет 18 от роду, в действующую армию, в корпус Багратиона». В битве при Бородине Николай Аполлонович был ранен в ногу и отправлен на излечение в поместье в Ярославскую губернию. Там же от скуки юноша занялся рисованием, скопировав для начала картинку, висевшую над его кроватью. Копия удалась, и уже вернувшись на службу в гусарский полк, Майков продолжал предаваться новому увлечению. После окончания войны Майков, награжденный орденом Владимира, вышел в отставку в чине майора, женился и, с облегчением переложив все житейские заботы на плечи жены, занялся живописью. Братья Майковы были уже в подростковом возрасте, когда отец их стал известным художником, любимцем императора Николая I. По поручению государя Майков написал ряд образов для церквей Святой Троицы в Измайловском полку (доставивших ему в 1835 году звание академика), образа для малых иконостасов Исаакиевского собора, над исполнением которых художник трудился около 10 лет.

Мать братьев Майковых, Евгения Петровна, урожденная Гусятникова (1803-1880), происходила из старого купеческого рода. Женщина высокообразованная, она сотрудничала в литературных журналах, выступала как поэтесса и беллетристка.


У Майковых было четыре сына. Старшие, Валериан и Аполлон, и младшие, Владимир и Леонид.

Раннее детство Аполлона Николаевича прошло в имении отца сельце Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры и отчасти в имении бабушки сельце Чепчихе Клинского уезда Московской губернии.

Его постоянными товарищами были крестьянские дети. Здесь он на всю жизнь пристрастился к рыбной ловле, что в дальнейшем отразилось в его поэме «Рыбная ловля».


В 1834 году Майковы переселились в Петербург, и дальнейшая судьба поэта была связана со столицей.

Евгения Петровна была доброй и общительной дамой, всегда привечала молодых писателей, подкармливала малообеспеченных, каждый мог найти у нее поддержку и доброе слово. Впоследствии Майкову очень любил и уважал как добрейшего друга Федор Михайлович Достоевский.

В приветливом московском особнячке Майковых всегда собирались многочисленные гости - художники и писатели. В конце концов, сложился салон Майковых, но был он не великосветским, и в него не привлекали знаменитых литераторов. Здесь бывали преимущественно молодые, начинающие писатели, литераторы-полупрофессионалы, талантливые дилетанты, студенты, поклонявшиеся поэзии и искусству. Частым гостем салона стал в то время еще никому не известный Иван Александрович Гончаров (1812-1891).

Первоначальным образованием сыновей Майкова - Валериана и Аполлона - занимался на дому друга Николая Аполлоновича литератор Владимир Андреевич Солоницын. Историю словесности братьям преподавал И. А. Гончаров.

Образовавшийся в итоге «домашний кружок», в который входили также друзья дома В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров и другие, «выпускал» рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», куда включались первые поэтические пробы юного Майкова.

Когда Аполлону исполнилось шестнадцать лет, он и Валериан поступили в Петербургский университет. Аполлон занимался на юридическом факультете.

В университете молодой поэт активно занимался творчеством. На дар Майкова обратили внимание, в особенности профессор Петр Александрович Плетнев, многие годы затем опекавший поэта и знакомивший крупнейших литераторов, в частности В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя, с его произведениями.

После окончания университета Аполлона Николаевича определили служить в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, он уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, а затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал Майков и в Дрездене, и в Праге. Особенно его заинтересовала Прага, поскольку к тому времени поэт уже проникся идеями славянофильства и панславизма. В частности, он встретился и много общался с Шафариком.

В 1844 году Майков возвратился в Россию, где восемь лет проработал помощником библиотекаря при Румянцевском музее.

Первый поэтический сборник Аполлона Николаевича «Стихотворения» вышел в 1842 году и получил высокую оценку В. Г. Белинского.

В эти годы Майков сблизился с Белинским и его окружением - И. С. Тургеневым и Н. А. Некрасовым. Особой страницей в его жизни стало кратковременное участие поэта в деятельности кружка Петрашевского. На этой почве Майков особенно подружился с Ф. М. Достоевским.

3 августа 1849 года, через три с половиной месяца после ареста всех активистов кружка петрашевцев, был арестован и Майков. Его допросили, пришли к выводу, что он в этом деле человек случайный, и в тот же вечер отпустили.

В 1852 году Майков женился на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне Штеммер (1830-1911). Со временем у них родились четверо детей, но до совершеннолетия дожили только трое сыновей.

А в октябре 1852 года поэт вступил на службу в Петербургский комитет иностранной цензуры, где исполнял обязанности младшего цензора. При том что служба была сложной и трудной, поэт полюбил ее, особенно тогда, когда по его совету председателем комитета назначили его друга и великого русского поэта Ф. И. Тютчева, а в 1860 году секретарем там стал Я. П. Полонский. С 1875 года Майков сам возглавил комитет.

Мне ничего более не надо: я и умереть хочу, как и Тютчев, в дорогом моему сердцу комитете, - однажды признался Аполлон Николаевич. В этом ведомстве Майков проработал сорок пять лет, до самой смерти.

Как глава ученого комитета иностранной цензуры Майков состоял также членом ученого комитета Министерства народного просвещения. В 1853 году Академия наук избрала его членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет - почетным членом.

Крымская война 1853-1856 годов всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В самом начале 1855 года вышла его небольшая книжка стихов «1854-й год».

После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с молодой редакцией «Москвитянина», поздними славянофилами и «государственниками». На почве славянофилов, но с твердой идеей государства, с признанием послепетровской истории Майков стал сторонником идей М. П. Погодина и М. Н. Каткова. При этом он создал ряд стихотворений о русской природе, которые заучивались наизусть «чуть ли не с первыми молитвами», ставшими хрестоматийными и цитатными: «Весна! Выставляется первая рама…», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточки» и другие.

Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал лучший в истории мировой литературы перевод на современный русский язык эпоса «Слово о полку Игореве» (работа шла в период 1866-1870 годов).

По мотивам истории Древнего Рима поэт написал философско-лирическую драму «Два мира», удостоенную в 1882 году Академией наук Пушкинской премии.

В быту Майкову были присущи тонкий беззаботный юмор и доброта сердца. Он всю жизнь оставался искренним бессребренником.

27 февраля 1897 года Аполлон Николаевич Майков вышел на улицу слишком легко одетым, вскоре заболел и через полтора месяца 8 марта (20 по новому стилю) 1897 года умер.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня – по новому стилю) 1821 года в Москве. Отец – живописец Николай Аполлонович Майков. Мать – писательница Евгения Петровна Майкова. В 1834 году семья переехала в Санкт-Петербург. Аполлону и его брату Валериану в качестве преподавателя латинского языка и русской словесности наняли Ивана Александровича Гончарова, который позже прославился благодаря романам «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». По словам Гончарова, «дом Майкова кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства».

С 1837 по 1841 год Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. Стихи он начал писать в подростковом возрасте, но мечтал о карьере живописца. В итоге Аполлон Григорьевич отказался от нее. В первую очередь на то повлияли два фактора: развивающаяся близорукость, из-за которой Майков не мог уделять живописи достаточно времени, и высокая оценка его юношеских стихотворений, полученная от поэта Петра Александровича Плетнева и историка литературы Александра Васильевича Никитенко.

В 1842 году Майков отправился в заграничное путешествие. Около года он жил в Италии, затем перебрался в Париж, где посещал лекции в Сорбонне и Коллеж де Франс. В Россию Аполлон Николаевич вернулся в 1844 году. Результатами поездки стали поэтический сборник «Очерки Рима» и кандидатская диссертация, посвященная древнеславянскому праву. После возвращения Майков поступил на службу в министерство финансов, затем стал библиотекарем в Румянцевском музее. В середине 1840-х годов Аполлон Николаевич сблизился с петрашевцами и Белинским. Впоследствии об этом периоде он высказывался следующим образом: «Много вздору, много эгоизма и мало любви. <…> Это была моя глупость, но не подлость».

В 1850-х годах Майков стал ближе к патриотическому лагерю. В частности, он общался с редакцией журнала «Москвитянин». В 1852 году Аполлон Николаевич получил должность цензора в Комитете цензуры иностранной (с 1894 года – Центральный комитет цензуры иностранной), где прослужил более сорока лет. В 1850-70-е годы Майков писал стихи, активно занимался переводами. Особенно высоко ценится его перевод в поэтической форме «Слова о полку Игореве (1870). Над ним он работал около четырех лет. Кроме того, Аполлон Николаевич переводил Гете, Гейне, Мицкевича.

Майков скончался 8 (20 – по новому стилю) марта 1897 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Краткий анализ творчества

Дебютный поэтический сборник Майкова увидел свет в 1842 году. Книга удостоилась положительной оценки Белинского. По мнению критика, многие стихотворения «обличают дарование неподдельное, замечательное и нечто обещающее в будущем». В сборнике отразился интерес Майкова к Древней Греции и Древнему Риму. Фактически Аполлон Николаевич выступил в качестве продолжателя традиций антологической поэзии Гнедича и Батюшкова.

Важную роль в творчестве Майкова играет сборник «Очерки Рима», вдохновленный путешествием по Европе в 1842-1844 годах и опубликованный в 1847 году. По сравнению с дебютной книгой здесь существенно расширен круг тем. Среди них: тема сравнения «двух Римов» - древнего и современного. Кроме того, в «Очерках Рима» стала разнообразнее лексика. Изменения коснулись и интонационной системы. Уравновешенный элегический стих соседствует с лирическими эмоциональными, а также приподнятыми ораторскими интонациями. Порой они сменяют друг друга в одном стихотворении.

В некоторых произведениях середины 1840-х годов ощущается влияние петрашевцев. В частности, речь идет о поэме «Машенька». Она создана в духе натуральной школы и характеризуется наличием гражданских мотивов. В 1850-х годах взгляды Майкова меняются. Патриотические чувства поэта перед Крымской войной нашли отражение в поэме «Клермонтский собор», сборнике «1854». В 1858 году Аполлон Николаевич посетил Грецию. Итогом поездки стали циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Отмену крепостного права в 1861 году Майков встретил восторженными стихотворениями. В их числе – «Нива», «Поля», «Картинка». Поэт стал противопоставлять себя нигилистам и либералам, встав на сторону «чистого искусства».

В творчестве Майкова часто встречается историческая тема. Например, русской истории посвящены стихотворения «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», «В Городце в 1263 году», «У гроба Грозного». Древнеримской – драматические поэмы «Три смерти», «Смерть Люция», «Два мира». Кстати, последняя получила Пушкинскую премию в 1882 году.

Рожден Аполлон Николаевич Майков в городе Москва, в семье потомственных дворян в 1821 году. Несколько предыдущих поколений этого рода плотно связанны с искусством, этот факт в конечном итоге повлиял на его мировоззрение и поспособствовал развитию творческих талантов. В 1834 году родители будущего поэта перебираются вместе с детьми в Санкт-Петербург. Именно там Аполлоном Майковым будет получено юридическое образование, которое поможет состояться ему в качестве государственного служащего.

Становление Майкова, как литератора, начинается в 1842 году. Тогда он выпускает свою первую книгу, на пособие от которой отправляется в путешествие по миру. Посетив несколько стран, возвращается в Петербург в 1844 году и принимается за написание кандидатской диссертации. Выбранная тема (древнеславянское право) в дальнейшем будет явственно прослеживаться в некоторых произведениях автора.

Послужной список

На протяжении жизни, Аполлон Николаевич активно строит карьеру. Хорошо зарекомендовав себя во время службы в министерстве финансов, в 1867 году назначается статским советником. Через девять лет его назначают на почетную должность старшего цензора. В 1897 году утверждается на место действующего председателя Центрального комитета иностранной цензуры.

Параллельно основной занятости является членом литературных сообществ, активно пишет для газет и журналов, и состоит в комиссии, занимающейся устройством народных чтений в Санкт-Петербурге.

Творчество

Ранним дебютом тринадцатилетнего Аполлона Николаевича было стихотворение «Орёл», которое опубликовали в 1835 году в «Библиотеке для чтения». Однако, первыми серьезными публикациями считаются «Картина» и «Сон», появившиеся через пять лет в «Одесском альманахе».

На протяжении творческого пути явственно прослеживается изменение политических настроений поэта. Либеральные взгляды в раннем творчестве позже сменяются на консервативные и панславистские. По этой причине, в 1860-х годах творчество автора подверглось серьезной критике. Революционным демократам пришлось не по душе такое изменение взглядов.

Основной темой творчества являются деревенские и природные мотивы, эпизоды из истории родной земли. Эти стихотворения включены в школьные учебники и хрестоматии. Некоторые из них позже были положены на музыку такими известными композиторами, как П.И.Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков.

Помимо написания стихотворений и поэм, был известен литературными переводами. Переводил ставшие известными произведения Гёте, Гейне, Мицкевич. Знал несколько языков, поэтому мог переводить с Греческого, Испанского, Сербского и так далее. В 1870 окончил перевод «Слова о полку Игореве», на эту работу у него ушло четыре года.

Женой Аполлона Николаевича стала Анна Ивановна Штеммер, родившая супругу троих сыновей и одну дочь. Умер поэт 20 марта 1897, после тяжелейшей простуды длиною в месяц. Похоронили его на кладбище Воскресенского новодевичьего монастыря.