Разработка урока по мировой художественной культуре "искусство барокко". Презентация на тему барокко Проект на тему барокко

Слайд 1

Слайд 2

Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.

Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

Слайд 3

Коронование девы Марии, 1595-1598

У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

Слайд 4

Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре

Слайд 5

Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Слайд 6

Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья - 18 августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.

Слайд 7

Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Слайд 8

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Слайд 9

Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.

Слайд 10

Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

Слайд 11

Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.

«Сусанна и старцы» 1647

Слайд 12

В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера.

Слайд 13

Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Слайд 14

Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Слайд 15

"Ослепление Самсона" 1636

Слайд 16

"Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам

Слайд 17

"Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Слайд 19

"Торжество Валтасара" 1635

Слайд 21

Мария Магдалена Ок. 1600

Слайд 22

Св. Иероним и ангел 1635

Слайд 23

Похищение Европы 1630-1640

Слайд 24

Архитектура в стиле Барокко

Слайд 25

Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

Слайд 26

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

Слайд 27

Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.

Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко

Собор св. Андрея Первозванного

Слайд 28

Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко

Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней

Слайд 29

Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко

Дворец И. И. Шувалова

Слайд 30

Собор св. равноапостольного князя Владимира - Князь-Владимирский собор

Архитекторы: Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е. Год постройки:1789 Стиль: Барокко

Слайд 31

Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко

Здание Первого Кадетского корпуса

Слайд 32

Летний дворец Петра I в Летнем саду

Решетка Летнего сада. Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).

Барокко

Слайдов: 28 Слов: 1457 Звуков: 0 Эффектов: 2

Барокко. Барокко- искусство, стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Западное барокко. «Площадь святого Петра». Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской каталической церкви. Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. В собор ведут пять дверей. Святая дверь замурована бетоном. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет. В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Собор Святого Петра на протяжении веков украшали выдающиеся мастера искусств. - Барокко.ppt

Барокко МХК

Слайдов: 8 Слов: 772 Звуков: 0 Эффектов: 0

Творческий проект по мхк на тему: Барокко. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Эпоха барокко. Человек эпохи барокко. Барокко в живописи. Барокко в архитектуре. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон. Барокко в скульптуре. Трир. Барочный сфинкс у дворца курфюрста. Барочная мода. При дворе царили строгий этикет сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Николя де Ларжийер. - Барокко МХК.ppsx

Стиль барокко

Слайдов: 16 Слов: 96 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Бракованная жемчужина». Барокко. Стиль возник в италии в самом начале 17века. Микеланджело. Вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции. Собор святого Петра в Риме. Микеланджело руководил постройкой. Джакомо делла Порта. Возвел купол собора святого Петра в Риме. Карло Мадерна. Оформил фасад собора святого Петра. Лоренцо Бернини. Охватил колоннадой огромную площадь. Интерьер собора. Балдахин, покрывающий предполагаемую гробницу святого. Давид. Аполлон и Дафна. Экстаз святой Терезы. - Стиль барокко.ppt

Эпоха Барокко

Слайдов: 16 Слов: 621 Звуков: 1 Эффектов: 146

Сокровища эпохи Барокко. Творческий проект. Автор: Ведягина Ольга Преподаватель: Муравьева Елена Александровна. ДМШ № 3 г. Дзержинск 2008 г. Содержание проекта. Художественный стиль эпохи барокко. Музыка эпохи барокко. Скульптура, литература, театр. Барокко в России. Театрально-пышный, торжественный и патетический стиль. Стремление к величию и пышности, совмещение реальности и иллюзии, слияние искусств. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация. Исторический фон. Расцвет абсолютных монархий в Европе. Стиль репрезентировал сильную королевскую и императорскую власть в Европе. - Эпоха барокко.pps

Черты барокко

Слайдов: 16 Слов: 281 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко. Архитектура. Характерные черты архитектуры барокко. Обилие пышных, декоративных украшений. Подчёркнутая театральность. Преобладание сложных криволинейных форм. На смену согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия. Для барокко характерна сложность пространственных построений. Для архитектуры барокко характерны неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Лоренцо Бернини – «гений барокко». 1598 – 1680. Главное архитектурное творение – оформление площади Святого Петра в Риме. Фасад храма Святого Петра в Риме. Русское барокко. Выдающиеся творения Растрелли. - Черты барокко.ppt

Культура барокко

Слайдов: 55 Слов: 1065 Звуков: 0 Эффектов: 88

Барокко. По-испански barocco - странный. Общая характеристика. Человек в искусстве. Архитектура и скульптура. Франческо Бартоломео Растрелли. Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна. Капелла Корнаро. Экстаз Св.Терезы. Скала Раджа. Кафедра Св.Петра. Киворий. Площадь Св.Петра. Зимний дворец. Вид с Дворцовой площади. Б.Ф.Растрелли. Екатерининский дворец. Андреевская церковь. Мариинский дворец. Собор Петра и Павла. Интерьер барокко. Овальные спирали. Орнамент барокко. Подражание архитектурным деталям. Праздничный облик. Живопись барокко. П.П.Рубенс. Персей и Андромеда. Вакханалия. Союз Земли и Воды. - Культура барокко.ppt

Барокко в искусстве

Слайдов: 47 Слов: 5403 Звуков: 0 Эффектов: 17

Барокко. Барокко искусство, стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин “барокко” вкладывалось разное содержание. Живопись барокко. Монументальная живопись Барокко. Традиции монументальной живописи Барокко сложились к 30-м гг. Во второй половине XVII в. плафонная живопись Барокко достигла расцвета. XVII в.). На нем изображены не только возносящиеся в рай праведники, но и низвергающиеся в ад грешники. Искусство, творчество, картины живописцев барокко. Диего Веласкес. (Испанский живописец). Трое мужчин за столом, 1618 Эрмитаж, Санкт-Петербург. - Барокко в искусстве.ppt

Голландское барокко

Слайдов: 53 Слов: 1425 Звуков: 0 Эффектов: 0

Малые голландцы. Голландское барроко. Бытовой жанр. Расцвет. Станковая картина. Явление голландской школы. Франс Халс. Начальное развитие. Гуляки на масленице. Адриан ван Остаде. Нидерландский живописец. Светотеневые эффекты. Комната в крестьянском доме. Мать с ребенком. Палитра. Скрипач. Бюргерский жанр. Геррит Доу. Детали картин. Живопись. Учёный, делающий записи. Старуха, читающая библию. Композиционный прием. Магазин бакалейщика. Повествовательное начало. Ян Стен. Голландский живописец. Типичный сюжет. Жизненность сцен. Гуляки. Пейзажи. Картины Стена. Веселое семейство. Больная и врач. - Голландское барокко.pptx

Итальянское барокко

Слайдов: 20 Слов: 1106 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характерные черты для барокко: Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.). Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим. Барокко в архитектуре и живописи Италии. Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века. Был наиболее чистым представителем итальянского барокко. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Начал заниматься ваянием еще в детстве. Галерея Джованни (Джан) Лоренцо Бернини. Экстаз святой Терезы. Похищение Прозерпины. Святой Андрей и Святой Томас. Франческо Борромини - итальянский архитектор, наиболее радикальный представитель раннего барокко. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане. - Итальянское барокко.ppt

Стиль барокко в искусстве

Слайдов: 41 Слов: 2389 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительное искусство барокко. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Ранние скульптуры Бернини. Лоренцо Бернини. Экстаз Святой Терезы. Бернини изобразил Святую Терезу. Фонтан четырех рек на площади Навона. Аллегорические фигуры. Покрывало на голове Нила. Кафедра собора Святого Петра. Надгробие папы Александра. Мастер скульптурного портрета. Король Людовик XIV. Живопись барокко. Интерьер Версальского дворца. Характерные черты барокко. Рубенс – король живописи. Автопортрет с Изабеллой Брант. Питер Пауэл Рубенс. Рубенс никогда не замыкался в рамках какого-то одного жанра. - Стиль барокко в искусстве.ppt

Изобразительное искусство барокко

Слайдов: 17 Слов: 1255 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изобразительное искусство барокко. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Автопортрет. 1598-1680. Экстаз Святой Терезы (итал. Экстаз Святой Терезы 1645-1652 гг. Фонтан Четырёх рек (итал. Fontana dei Quattro Fiumi) - один из самых знаменитых фонтанов Рима. Находится на пьяцца Навона. Сооружён в 1648-1651 гг. по проекту Бернини. Фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго. Фонтан Тритона - фонтан в Риме, созданный Джованни Лоренцо Бернини. Тритон выдувает из раковины струю воды, которая наполняет чашу фонтана. - Изобразительное искусство барокко.ppt

Барокко и классицизм

Слайдов: 18 Слов: 518 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко и классицизм. Тест. Какому стилю принадлежат характерные черты архитектуры? Обилие пышных, декоративных украшений. Подчёркнутая театральность. Преобладание сложных криволинейных форм. На смену согласованности и пропорциональности приходит диссонанс и асимметрия. 1.Барокко. 2.Классицизм. О каком архитекторе следующая информация? 1738 – 1812 гг., получил образование в Петербургской Академии художеств. В своём творчестве ориентировался на русские архитектурные традиции. 1. В.И. Баженов. 2. М.Ф. Казаков. 3. А.Д. Захаров. 4. А.Н. Воронихин. 5. В.В. Растрелли. 6. О.Р. де Монферан. - Барокко и классицизм.ppt

Живопись барокко

Слайдов: 18 Слов: 441 Звуков: 2 Эффектов: 33

Живопись. Барокко. Рубенс «Суд Париса». Стиль барокко. Стиль барокко – культурная система позднего средневекового общества. Рубенс: «персей и андромеда». Рубенс Питер Пауль. «Охота на лесу и волка». Эпоха барокко. Василий Усатюк –призыв х.м. Жанры живописи. Пейзаж. Портрет - интимный. Портрет. Термин «барокко». Василий Усатюк- пожар страстей. Картины Василия Усатюка. Дама треф. Дафна. Изобразительное искусство барокко. Рубенс «Союз Земли и Воды». Живопись барокко. Рубенс: «портрет Елены Фаурмент с детьми». Главные темы. Рубенс «Венера и Адонис». Рубенс «Меркурий, Аргус и Ио». Рубенс «Персей и Андромеда». - Живопись барокко.pptx

Здания барокко

Слайдов: 32 Слов: 1082 Звуков: 0 Эффектов: 1

Барокко. ХVIIIв.). Название происходит от итальянского bаrоcco - причудливый, странный. Долгов время олово "барокко" несло отрицательную оценку. Комнаты нередко теряли привычную для глаза прямоугольную форму. Европейское барокко. «Площадь Навона». Римская площадь в форме вытянутого с юга на север прямоугольника. С XV века по 1869г. место нахождения городского рынка. Церкви Сант-Аньезе- ин –Агоне. Внутри церкви - пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко. Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре титулярная церковь напротив палаццо Памфили. Сант-Аньезе-ин –Агоне. - Здания барокко.ppt

Архитектура барокко

Слайдов: 35 Слов: 128 Звуков: 1 Эффектов: 1

Барокко в архитектуре. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон. Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века). - Архитектура барокко.ppsx

Барокко в архитектуре

Слайдов: 10 Слов: 156 Звуков: 0 Эффектов: 0

Архитектура барокко. …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. …В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды, амуры, вензеля, вплетенные тайком, и головы ягнят, увитые шнурком, и статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей. Не пилястры, а колонны и полуколонны. Огромные окна и порталы. Волнистая стена. Скульптура. Богатые украшения в виде завитков. Излюбленная форма - овал. - Барокко в архитектуре.ppt

Эпоха барокко в архитектуре

Слайдов: 17 Слов: 846 Звуков: 0 Эффектов: 29

Архитектура барокко. Характерные черты. Барокко. Шедевры итальянского барокко. Пьяцца Сан-Пьетро. Фонтан Четырёх рек. Купол храма в Кастель-Гандольфо. Аполлон и Дафна. Фонтан Тритона. Бюст Людовика XIV в Версале. Франческо Бромонни. Дивное узорочье. Церковь Троицы в Никитниках. Архитектурные творения. Андреевская церковь. Собор Смольного монастыря. Зимний дворец. - Эпоха барокко в архитектуре.ppt

Стиль барокко в архитектуре

Слайдов: 20 Слов: 401 Звуков: 0 Эффектов: 8

Стиль барокко. Что такое барокко. Характерные черты барокко. Карло Мадерна. Ультрабарокко. Рококо. Барокко в России. Самые крупные ансамбли барокко в мире. Версаль (Франция). Петергоф(Россия). Аранхуэс(Испания). Цвингер(Германия). Шёнбрунн(Австрия). Сармантское и виленское барокко. - Стиль барокко в архитектуре.ppt

Архитектурный стиль барокко

Слайдов: 19 Слов: 485 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко в архитектуре. Итак, barocco - пожалуй, самый эмоциональный среди стилей. Церковь святой Сусанны. Рим. Замок Шарлоттенсбург. Берлин. Германия. Дрезден. Фрауэнкирхе (женская церковь). Парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале. С XVII века являлся образцом европейского барокко. Дворцовый ансамбль ЦВИНГЕР. Собор Сан Николас. Испания. Оперный театр Одесса. Интерьер Барокко. Величие и размах, пышность порой переходящая в напыщенность. Барочные украшения. Барокко России Санкт-Петербург. Зимний Дворец. Бартоломео Растрелли. Вершина творчества зодчего и всего отечественного барокко - Смольный монастырь. - Архитектурный стиль барокко.ppt

Музыкальная культура эпохи барокко

Слайдов: 16 Слов: 362 Звуков: 0 Эффектов: 4

Музыкальная культура барокко. Барокко в итальянской опере. Вступление. Музыка барокко носит светский характер. Опера – главное достижение музыкального искусства барокко. Первая опера Монтеверди – «Эвридика». Монтеверди. Антонио Вивальди. Вивальди. Творчество Баха. Бах – непревзойденный мастер органной музыки. Русская музыка барокко. Признанный мастер духовной хоровой музыки. Композитор Бортнянский. - Музыкальная культура эпохи барокко.ppt

Театр барокко

Слайдов: 32 Слов: 1466 Звуков: 0 Эффектов: 0

Театральное искусство XVII-XVIII веков. Западноевропейский театр. Барокко. Сергея Ступакова г. Удомли Тверской области. Испанский драматург XVII века Альваро де Арагон. Все виды искусства в эпоху барокко стремились к зрелищности. Самый зрелищный вид искусства – театр. Мир в искусстве барокко приравнивался к театру, человек - к актеру. Поразить воображение, удивить, ошеломить зрителей. Мир, враждебный человеку, представлен в пьесах как скопище насилия и зла. В жестокой игре страстей и амбиций всё решает случай. Цели и задачи театра барокко. Театр - синтез различных искусств - живописи, музыки, литературы. - Театр барокко.ppt

Барокко в Италии

Слайдов: 33 Слов: 2403 Звуков: 0 Эффектов: 30

Стиль барокко в Италии. Кризис гуманизма. Барокко. Главные темы искусства барокко. Италия. Просмотрите видеофрагмент и выпишите в тетрадь особенности. Архитектура барокко. Первым образцом стиля барокко считается церковь Иль-Джезу. Характерные черты итальянского барокко. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра в Ватикане. Воображение Балдахин. Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре и в скульптуре. Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал. Характерные черты скульптора Бернини. Франческо Борромини (1599-1667). Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Чистый белый цвет. - Барокко в Италии.ppt

Барокко в Риме

Слайдов: 43 Слов: 226 Звуков: 0 Эффектов: 6

Проявление индивидуального подхода архитектора Франческо Борромини Фонтан Треви – главный римский фонтан. Стихия воды и барокко: фонтан как объект барочной архитектуры. Особенности скульптурных изваяний Сравнение скульптуры Давида в исполнении Микеланджело и барочного скульптора Лоренцо Бернини. Новое в скульптуре барокко по сравнению с эпохой Возрождения. Римъ. Архитектура и скульптура барокко. Церковь санта-марія-новелла (флоренція). Церковь сантъ андреа делла валле. 1590-1663; Карло Мадерно, Карло Райнальди. Церковь санъ карло алле кватро фонтан?. 1635-1667; Франческо Борромини. - Барокко в Риме.ppt

Бернини

Слайдов: 12 Слов: 665 Звуков: 0 Эффектов: 0

Барокко. Лоренцо Бернини. Давид. Ренессансная скульптура. Скульптор. Главная тема в творчестве Бернини. Выражение лица. Образ возлюбленной. Экстаз Святой Терезы. Скульптурная группа. Сюжет из произведения древнеримского поэта. Фасад церкви Сант Аньезе. - Бернини.ppt

Лоренцо Бернини

Слайдов: 28 Слов: 148 Звуков: 0 Эффектов: 3

Скульптура барокко. Лоренцо бернини. Лестница Палаццо Барберини (Рим, 1633). ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ. ЭКСТАЗ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ (1652; 350 см; Рим, Санта Мария делла Виттория). ПЬЕТА (1499; 174 см; Ватикан, Собор Святого Петра). ВАКХАНАЛИЯ (1617; Нью-Йорк, музей Метрополитен). Вакханка. середина IV века до нашей эры скульптор Скопас. ИСТИНА (1652; Рим, галерея Боргезе). ПЛОЩАДЬ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА (1663; Рим). ФОНТАН ЧЕТЫРЕХ РЕК (1651; Рим, пьяцца Навона). АПОЛЛОН И ДАФНА (1625; 243 см; Рим, галерея Боргезе). -

Слайд 2

Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.

Слайд 3

Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов - Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По проекту Джакомоделла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.

Слайд 4

Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,

Слайд 5

И Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь Сант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.

Слайд 6

В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.

Слайд 7

Во Франции, создан один из самых замечательных Барочных дворцовых ансамблей - Версаль (1668- 1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.

Слайд 8

Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и АрдуэнаМансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.

Слайд 9

В XVIIIв барокко приживается и в России. Новые манеры царского двора и нового русского дворянства, которые со времен Петра I настойчиво вводили в обиход на Руси, требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к Протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь, Елизавета Петровна, склонялась к формам пышного итальянского барокко. В годы ее правления (1741-1761) были созданы лучшие образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого или австрийского - подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.

Слайд 10

Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Только он смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.

Слайд 11

Главный зал дворца - Большая галерея (17 м шириной, 47 м длиной, 7 м высотой, общей площадью 800 кв. м) без единой внутренней опоры. Помимо настоящих окон, здесь еще есть фальшивые - зеркала, искусственно расширяющие огромное внутреннее пространство. Узоры наборного паркета, деревянная позолоченная резьба, роспись плафона - все в этом зале поражает изысканностью, выдающейруку гениального мастера. Все комнаты во дворце разные, есть и китайская, и малиновая, и знаменитая

Слайд 12

и знаменитая Янтарная комната - чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.

Слайд 13

Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон - зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.

Слайд 14

В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.

Слайд 15

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех. Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко

  • Слайд 16

    Барокко в живописи

    Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо.

    • Рубенс.Венера и Адонис.
    • Караваджо. Святой Иероним
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Барокко

    Слайд 2

    Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Был призван прославлять могущество церкви и светской аристократии, тяготел к парадной торжественности и пышности.
    Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители барокко во Фландрии – П.П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йорданс, А. ван Дейк), в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль.

    Слайд 3

    Коронование девы Марии, 1595-1598
    У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

    Слайд 4

    Один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца 16-середины 18 вв., барокко утвердилось в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре

    Слайд 5

    Караваджо Микеланджело (1573-1610), итальянский живописец. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” - оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

    Слайд 6

    Рени Гвидо (4 ноября 1575, Болонья - 18 августа 1642, там же), итальянский живописец, мастер барокко. Рени был выпускником Болонской академии художеств, проводником и наследником ее живописной традиции и педагогической системы. Непосредственно он учился у Аннибале Карраччи, был, как и он, поклонником античности и Рафаэля.

    Слайд 7

    Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

    Слайд 8

    Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

    Слайд 9

    Искусству Барокко характерны: обилие внешних эффектов и элементов. Фигуры рисунка и их группы изображены торжественно, выражения лиц чувственны. В 17 веке исключительное место в искусстве занимает живопись. Эпоха Барокко расширила круг изображаемых предметов, обогатила эту область искусства новыми жанрами. Художники любили тёплые тона и нежные переходы цвета, их притягивала игра света и тени, контрасты света и тьмы, большое внимание уделяли материалистическому изображению.

    Слайд 10

    Самые характерные черты Барокко - броская цветистость и динамичность - соответствовали самоуверенности и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным.

    Слайд 11

    Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др.
    «Сусанна и старцы» 1647

    Слайд 12

    В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера.

    Слайд 13

    Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

    Слайд 14

    Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

    Слайд 15

    "Ослепление Самсона" 1636

    Слайд 16

    "Ночной дозор" 1642 Рейкс музеум, Амстердам

    Слайд 17

    "Даная" 1636 Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Слайд 18

    Слайд 19

    "Торжество Валтасара" 1635

    Слайд 20

    Слайд 21

    Мария Магдалена Ок. 1600

    Слайд 22

    Св. Иероним и ангел 1635

    Слайд 23

    Похищение Европы 1630-1640

    Слайд 24

    Архитектура в стиле Барокко

    Слайд 25

    Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим
    Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
    Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652 гг.).

    Слайд 26

    В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой. В 1-й пол. 18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. повсеместно вытесняется классицизмом.

    Слайд 27

    Городской ансамбль, улица, площадь, парк, усадьба - стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались в окружающее пространство. Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов.
    Архитектор: Вист А. Ф. Год постройки:1764-1768 Стиль: Барокко
    Собор св. Андрея Первозванного

    Слайд 28

    Архитектор: Кваренги Д. Год постройки:1761-1769, 1783 Стиль: Барокко
    Собор Владимирской иконы Божией Матери с колокольней

    Слайд 29

    Архитекторы: Чевакинский С. И. Год постройки:1753-1755 Стиль: Барокко
    Дворец И. И. Шувалова

    Слайд 30

    Собор св. равноапостольного князя Владимира - Князь-Владимирский собор
    Архитекторы: Земцов М. Г. Ринальди А. Старов И. Е. Год постройки:1789 Стиль: Барокко

    Слайд 31

    Архитекторы: Трезини Дж. Год постройки:1730-1740 Стиль: Барокко
    Здание Первого Кадетского корпуса

    Слайд 32

    Летний дворец Петра I в Летнем саду
    Решетка Летнего сада. Арх. Юрий Матвеевич Фельтен (1770-1784 гг).

    Презентация к уроку Подготовила учитель МХК и ОПК МБОУ «Степуринская СОШ» Инжеватова Светлана Борисовна

    Тема: «Барокко. Новое мировосприятие в эпоху барокко

    Повторение. Введение в тему урока. Работа с таблицей Задание: Проанализируйте и приведите в соответствие стили искусства европейской культуры

    Стиль искусства

    Особенности

    Возрождение

    Проверка

    Стиль искусства

    Особенности

    Проторенессанс – время, когда ломались старые вековые устои и зарождались новые социальные и художественные идеи, где целиком сохранялась традиционная религиозная подоснова и связь с поздней готикой.

    Возрождение

    Ренессанс – особый комплекс культуры, основанный на соединении идеальной античной формы с чистотой христианской души, телесной красоты с духовностью.

    Постренессанс - отразило представления о сложности и многообразии мира, что отвечало новой картине мироздания – изменчивой и конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил

    Барокко

    Тема урока: «Новое мировоззрение в эпоху Барокко и его отражение в искусстве»

    Цели урока:

    • выявление особенностей основных направлений искусства эпохи барокко формирование навыков оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений
    • формирование умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов
    Задачи урока:
    • Выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
    • Систематизировать знания по теме, дополнив их новыми сведениями;
    • Формировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
    • Способствовать развитию творческих навыков;
    • Стимулировать развитие способностей к самообразованию.
    • Запустить индивидуальный проект
    Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд и в области планет, На атомы Вселенная крошится, Все связи рвутся, все в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Все стало относительным для нас. {Перевод О. Румера) Возьми в свою святую длань Поводья, мой Господь, У нашего кормила стань, Чтоб волны побороть. Прямее паруса поставь И в этот грозный час Нас на надежный путь направь И якорь брось за нас. (Перевод О. Румера)
    • Лоренцо Бернини
    • Собор Св. Петра
    • Филиппо Брунеллески Собор Санта-Мария дель Фьоре
    Возрождение Возрождение Барокко

    Екатерининский дворец

    ЦАРСКОЕ СЕЛО

    Церковь Сантиссимо Аннунциата.

    Сравните стили. Возрождение Барокко

    Рубенс Питер Пауль

    Марс и Рея Сильвия

    Рафаэль Санти «Святое семейство под дубом» Ответьте на поставленные вопросы

    • пояснить термин «Барокко»
    • объяснить когда и почему он возник
    • В чем заключается особенность стиля?
    Понятие и происхождение
    • Барокко (От итал. barocco - причудливый, странный) - один из больших стилей. Главенствовал в архитектуре и искусстве европейских стран конца XVI - середины XVIII в. Родина барокко - Италия, где утверждение нового стиля означало конец Ренессанса с его гармоническим мировосприятием, верой в безграничные возможности человеческого разума и упорядоченность вселенского бытия.
    Особенности стиля Барокко
    • Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам в организации пространства интерьера - увеличение размеров помещений с помощью зеркал; высоты залов благодаря живописным плафонам, имеющим сложное решение перспективы.
    • Все это отвечало новой картине мироздания - изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве, а человек с его страстями, запутанным, сложным внутренним миром часто оказывается во власти иррациональных сил.

    …Но перед красотой и зданья и фасада

    Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.

    …В орнаменте витом увидишь тут и там

    Победоносный шлем и вазы фимиам,

    Колонны, капитель, пилястры и аркады

    Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды,

    Амуры, вензеля, вплетенные тайком,

    И головы ягнят, увитые шнурком,

    И статую найдешь в великолепной нише,

    В узорах и резьбе карниз под самой крышей

    ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

    • Грандиозность
    • Пышность и динамика
    • Интенсивность чувств
    • Пристрастие к эффектным зрелищам
    • Обилие декора
    • Совмещению иллюзорного и реального,
    • Сильные контрасты масштабов и ритмов материалов и фактур, света и тени.
    1. Живопись

    4. Архитектура и скульптура

    3. Наука и литература

    2. Музыка и театр

    Темы проектов:

    • Архитектура и скульптура эпохи барокко.
    • Живопись эпохи барокко.
      • Наука и литература эпохи барокко
    • Музыка и театр эпохи барокко.
    • Русское барокко
    План работы над проектом 1) Определить тему проекта 2) Поставить цель 3) Определить задачи 4) Собрать нужную информацию для проекта 5) Оформление проекта 6) Представление проекта Рефлексия
    • Что изучали сегодня на уроке?
    • Чему вы научились?
    • Что понравилось на уроке?
    • Что получилось?
    • В чём были проблемы?
    • - Сохранило ли барокко черты Возрождения?
    • - Появилось ли что-то действительно новое?
    Список источников 1. Арган Дж.К. История итальянского искусства. Пер. с ит. В 2 т. Москва, «Радуга», 1990 2. Вёльфин Г. Ренессанс и барокко. Пер. с нем. Е.Г. Лундберга. СПб, «Азбука-классика», 2004 3.Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов – Обн., 1996. 4.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999. 5.Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005 6.Герман Вейс . История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005 7.Афонькин С.Ю. Всё о чудесах архитектуры. СПб, ООО СЗКЭО «Кристалл», 2009. 8.Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Москва, «Астрель», 2002. 9. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Москва, «Просвещение», 1982 10. Локтев. В.Л. Барокко от Микеланджело до Гварини. Москва, «Архитектура-С», 2004.

    Интернет-ресурсы:

    1. www.rusedu.ru

    2. mou41.togliatty.rosshkola.ru

    3. imc.rkc-74.ru

    4. www.rusedu.ru

    5. www.openclass.ru

    6. www.arhitekto.ru

    8. slovari.yandex.ru

    10. www.citywalls.ru

    11. ru.wikipedia.org

    12. arx.novosibdom.ru

    13. zodchestwo.info

    14. www.facade-project.ru

    15. viimiracula.ru