Понятие силы. Равнодействующая системы сходящихся сил Как найти равнодействующую силу

Законы Ньютона - математическая абстракция. В реальности причиной движения или покоя тел, а также их деформации, выступают сразу несколько сил. Поэтому важным дополнениям к законам механики будет введение понятия равнодействующей силы и его применение.

О причинах изменений

Классическая механика разделена на два раздела - кинематику, при помощи уравнений описывающую траекторию движения тел, и динамику, которая разбирается с причинами изменения положения объектов или самих объектов.

Причиной изменений выступает некоторая сила, которая есть мера действия на тело других тел или силовых полей (например, электромагнитное поле или гравитация). К примеру, сила упругости вызывает деформацию тела, сила тяжести - падение тел на Землю.

Сила - это векторная величина, то есть, ее действие - направленное. Модуль силы в общем случае пропорционален некоему коэффициенту (для деформации пружины - это ее жесткость), а также параметрам действия (масса, заряд).

Например, в случае кулоновской силы - это величина обоих зарядов, взятых по модулю, квадрат расстояние между зарядами и коэффициент k, в системе СИ определяемый выражением: $k = {1 \over 4 \pi \epsilon}$, где $\epsilon$ – диэлектрическая постоянная.

Сложение сил

В случае, когда на тело действует n сил, говорят о равнодействующей силе, а формула второго закона Ньютона принимает вид:

$m\vec a = \sum\limits_{i=1}^n \vec F_i$.

Рис. 1. Равнодействующая сил.

Поскольку F - векторная величина, сумма сил называется геометрической (или векторной). Такое сложение выполняется по правилу треугольника или параллелограмма, либо по компонентам. Поясним каждый метод на примере. Для этого запишем формулу равнодействующей силы в общем виде:

$F = \sum\limits_{i=1}^n \vec F_i$

А силу $F_i$ представим в виде:

$F = (F_{xi}, F_{yi}, F_{zi})$

Тогда суммой двух сил будет новый вектор $F_{ab} = (F_{xb} + F_{xa}, F_{yb} + F_{ya}, F_{zb} + F_{za})$.

Рис. 2. Покомпонентное сложение векторов.

Абсолютное значение равнодействующей можно рассчитать так:

$F = \sqrt{(F_{xb} + F_{xa})^2 + (F_{yb} + F_{ya})^2 + (F_{zb} + F_{za})^2}$

Теперь дадим строгое определение: равнодействующая сила есть векторная сумма всех сил, оказывающих влияние на тело.

Разберем правила треугольника и параллелограмма. Графически это выглядит так:

Рис. 3. Правило треугольника и параллелограмма.

Внешне они кажутся различными, но когда доходит до вычислений, сводятся к нахождению третьей стороны треугольника (или, что тоже самое, диагонали параллелограмма) по теореме косинусов.

Если сил больше двух, иногда удобней пользоваться правилом многоугольника. По своей сути - это всё тот же треугольник, только повторенный на одном рисунке некоторое количество раз. В случае, если по итогу контур получился замкнутым, общее действие сил равно нулю и тело покоится.

Задачи

  • На ящик, размещенный в центре декартовой прямоугольной системы координат, действуют две силы: $F_1 = (5, 0)$ и $F_2 = (3, 3)$. Рассчитать равнодействующую двумя методами: по правилу треугольника и при помощи покомпонентного сложения векторов.

Решение

Равнодействующей силой будет векторная сумма $F_1$ и $F_2$.

Поэтому запишем:

$\vec F = \vec F_1 + \vec F_2 = (5+3, 0+3) = (8, 3)$
Абсолютное значение равнодействующей силы:

$F = \sqrt{8^2 + 3^2} = \sqrt{64 + 9} = 8,5 Н$

Теперь получим тоже значение при помощи правила треугольника. Для этого сначала найдем абсолютные значения $F_1$ и $F_2$, а также угол между ними.

$F_1 = \sqrt{5^2 + 0^2} = 5 Н$

$F_2 = \sqrt{3^2 + 3^2} = 4,2 Н$

Угол между ними – 45˚, так как первая сила параллельна оси Оx, а вторая делит первую координатную плоскость пополам, то есть является биссектрисой прямоугольного угла.

Теперь, разместив вектора по правилу треугольника, рассчитаем по теореме косинусов равнодействующую:

$F = \sqrt{F_1^2 + F_2^2 - 2F_1F_2 cos135} = \sqrt{F_1^2 + F_2^2 + 2F_1F_2 sin45} = \sqrt{25 + 18 + 2 \cdot 5 \cdot 4,2 \cdot sin45} = 8,5 Н$

  • На машину действуют три силы: $F_1 = (-5, 0)$, $F_2 = (-2, 0)$, $F_1 = (7,0)$. Какова их равнодействующая?

Решение

Достаточно сложить иксовые компоненты векторов:

$F = -5 – 2 + 7 = 0$

Что мы узнали?

В ходе урока было введено понятие равнодействующей сил и рассмотрены различные методы ее расчета, а также введена запись второго закона Ньютона для общего случая, когда количество сил неограниченно.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 175.

>> Равнодействующая сила

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Систематизация знаний о равнодействующей всех сил, приложенных к телу; о сложении векторов.

  • Интерпретация первого закона Ньютона относительно понятия равнодействующая сил.
  • Восприятие данной формулировки закона.
  • Применение полученных знаний к знакомой и новой ситуации при решении физических задач.
  • Задачи урока (для учителя):

    Образовательные:

    • Уточнить и расширить знания о равнодействующей силе и способах ее нахождения.
    • Сформировать умения применять понятие равнодействующей силы к обоснованию законов движения (законов Ньютона)
    • Выявить уровень усвоения темы;
    • Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля.

    Воспитательные:

    • Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
    • Подчеркнуть значение модулирования в познаваемости материи;
    • Обратить внимание на формирование общечеловеческих качеств:
      a) деловитость,
      b) самостоятельность;
      c) аккуратность;
      d) дисциплинированность;
      e) ответственное отношение к учебе.

    Развивающие:

  • Осуществлять умственное развитие детей;
  • Работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы, обобщения;
  • Учить:
    a) выделять признаки сходства в описании явлений,
    b) анализировать ситуацию
    c) делать логические умозаключения на основе этого анализа и имеющихся знаний;
  • Проверить уровень самостоятельного мышления обучающегося по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
  • Оборудование и демонстрации.

    1. Иллюстрации:
      эскиз к басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”,
      эскиз картины И. Репина “Бурлаки на Волге”,
      к задаче №108 “Репка” - “Задачник Физика” Г. Остера.
    2. Стрелки цветные на полиэтиленовой основе.
    3. Копировальная бумага.
    4. Кодоскоп и пленка с решением двух задач самостоятельной работы.
    5. Шаталов “Опорные конспекты”.
    6. Портрет Фарадея.

    Оформление доски:

    “Если вы в этом
    разберетесь как следует,
    вы лучше сможете следить
    за ходом моей мысли
    при изложении дальнейшего”.
    М.Фарадей

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Проверка:

    • отсутствующих;
    • наличия дневников, тетрадей, ручек, линеек, карандашей;

    Оценка внешнего вида.

    2. Повторение

    В ходе беседы на уроке повторяем:

    • I закон Ньютона.
    • Сила – причина ускорения.
    • II закон Ньютона.
    • Сложение векторов правилу треугольника и параллелограмма.

    3. Основной материал

    Проблема урока.

    “Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись
    И вместе, трое, все в него впряглись;
    Из кожи лезут вон,
    А возу все нет ходу!
    Поклажа бы для них казалась и легка:
    Да Лебедь рвется в облака,
    Рак пятится назад,
    А Щука тянет в воду!
    Кто виноват из них, кто прав –
    Судить не нам;
    Да только воз и ныне там!”

    (И.А.Крылов)

    В басне выражено скептическое отношение к Александру I, она высмеивает неурядицы в Государственном Совете 1816 г. реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич был прав. Но мы давайте выясним физический аспект. Прав ли Крылов? Для этого необходимо подробнее познакомиться с понятием равнодействующая сил, приложенных к телу.

    Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу (точке) сил, называется равнодействующей или результирующей силой.

    Рисунок 1

    Как ведет себя данное тело? Либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно, т.к из I закона Ньютона следует, что существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие этих тел скомпенсировано,

    т. е. |F 1 | = |F 2 | (вводится определение равнодействующей).

    Сила, которая производит на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.

    Нахождение равнодействующей нескольких сил - это геометрическое сложение действующих сил; выполняется по правилу треугольника или параллелограмма.

    На рисунке 1 R=0, т.к.

    Чтобы сложить два вектора, к концу первого вектора прикладывают начало второго и соединяют начало первого с концом второго (манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе). Данный вектор и есть результирующая всех сил, приложенных к телу, т.е. R = F 1 – F 2 = 0

    Как можно, опираясь на определение равнодействующей силы, сформулировать I закон Ньютона? Уже известная формулировка I закона Ньютона:

    “Если на данное тело не действуют другие тела или действия других тел скомпенсированы (уравновешены), то это тело либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно”.

    Новая формулировка I закона Ньютона (дать формулировку I закона Ньютона под запись):

    “Если равнодействующая сил, приложенных к телу, равна нулю, то тело сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения”.

    Как поступить при нахождении равнодействующей, если силы, приложенные к телу, направлены в одну сторону по одной прямой?

    Задача №1 (решение задачи №108 Григория Остера из задачника “Физика”).

    Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

    (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    Ответ. Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дед тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2 Н. Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.

    Задача №2.

    А если действующие на тело силы направлены под прямым углом друг к другу? (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    (Записываем правила с. 104 Шаталов “Опорные конспекты”).

    Задача №3.

    Попытаемся выяснить, прав ли в басне И.А. Крылов.

    Если считать, что сила тяги трех животных, описанных в басне, одинакова и сравнима (или более) с весом воза, а также превышает силу трения покоя, то, используя рисунок 2 (1) к задаче 3, получаем после построения равнодействующей, что И.А. Крылов, безусловно, прав.

    Если же использовать данные, приведенные ниже, подготовленные обучающимися заранее, то получаем немного другой результат (см. рисунок 2 (1) к задаче 3).

    Наименование Размеры, см Масса, кг Скорость, м/с
    Рак (речной) 0,2 - 0,5 0,3 - 0,5
    Щука 60 -70 3,5 – 5,5 8,3
    Лебедь 180 7 – 10 (13) 13,9 – 22,2

    Мощность, развиваемая телами при равномерном прямолинейном движении, которое возможно при равенстве силы тяги и силы сопротивления, может быть рассчитана по следующей формуле.

    Сила выступает в качестве количественной меры взаимодействия тел. Это важная физическая величина, так как в инерциальной системе отсчета любое изменение скорости тела может происходить только при взаимодействии с другими телами. Иначе говоря, при действии на тело силы.

    Взаимодействия тел могут иметь разную природу, например, существуют электрические, магнитные, гравитационные и другие взаимодействия. Но при исследовании механического движения тела природа сил, вызывающих у тела ускорение значения не имеет. Проблемой происхождения взаимодействия механика не занимается. Для любого взаимодействия численной мерой становится сила. Силы разной природы измеряют в одних единицах (в Международной системе единиц в ньютонах), при этом используют одни и те же эталоны. В виду такой универсальности механика занимается исследованием и описанием движения тел, которые испытывают воздействия сил любой природы.

    Результатом действия силы на тело является ускорение тела (изменение скорости его движения) или (и) его деформация.

    Сложение сил

    Сила - это векторная величина. Кроме модуля она имеет направление и точку приложения. Независимо от природы все силы складываются как векторы.

    Пусть, металлический шарик удерживается упругой пружиной и его притягивает магнит(рис.1). Тогда на него действуют две силы: сила упругости со стороны пружины (${\overline{F}}_u$) и магнитная сила (${\overline{F}}_m$) со стороны магнита. Считаем, что их величины известны. При совместном действии данных, сил шарик будет находиться в состоянии покоя, если на него воздействовать третьей силой ($\overline{F}$), которая удовлетворяет равенству:

    \[\overline{F}=-\left({\overline{F}}_u+{\overline{F}}_m\right)\left(1\right).\]

    Этот опыт дает возможность сделать вывод о том, что несколько сил, действующих на одно тело можно заменить одной равнодействующей, при этом не важна природа сил. Равнодействующая получается как результат векторного суммирования сил, действующих на тело.

    Определение и формула равнодействующей силы

    И так, векторная сумма всех сил, оказывающих действие на тело в один и тот же момент времени, называют равнодействующей силой ($\overline{F}$):

    \[\overline{F}={\overline{F}}_1+{\overline{F}}_2+\dots +{\overline{F}}_N=\sum\limits^N_{i=1}{{\overline{F}}_i}\ \left(2\right).\]

    Иногда равнодействующую силу обозначают $\overline{R}$, чтобы выделить, но это не обязательно.

    Суммирование сил можно проводить графически. При этом используют правила многоугольника, параллелограмм и треугольника. Если при таком сложении сил многоугольник получился замкнутым, то равнодействующая равна нулю. При равенстве нулю равнодействующей систему называют уравновешенной.

    Запись второго закона Ньютона с использованием равнодействующей силы

    Второй закон Ньютона является основным законом в классической динамике. Он связывает силы, оказывающие воздействие на тело и его ускорение и позволяет решать основную задачу динамики. Если тело оказывается под воздействием нескольких сил, то второй закон Ньютона записываю так:

    \[\overline{R}=\sum\limits^N_{i=1}{{\overline{F}}_i}=m\overline{a}\left(3\right).\]

    Формула (3) означает, что равнодействующая всех сил, приложенных к телу, может быть равна нулю, в том случае, если происходит взаимная компенсация сил. Тогда тело перемещается с постоянной скоростью или находится в состоянии покоя в инерциальной системе отсчета. Можно сказать обратное, если тело движется равномерно и прямолинейно в инерциальной системе отсчета, то на него не действуют силы или их равнодействующая равна нулю.

    При решении задач и указании на схемах сил, действующих на тело, при движении тела с постоянным ускорением, равнодействующую силу направляют по ускорению и изображают длиннее, чем противоположно ей направленную силу (сумму сил). При равномерном движении (или если тело находится в состоянии покоя) длина векторов сил, имеющих противоположные направления одинакова (равнодействующая равна нулю).

    Исследуя условия задачи, необходимо определить, какие силы оказывают действие на тело, будут учитываться в равнодействующей, какие силы не оказывают существенного влияния на движение тела и их можно отбросить. Значимые силы изображают на рисунке. Складывают силы по правилам сложения векторов.

    Примеры задач с решением

    Пример 1

    Задание. Под каким углом должны быть расположены силы на рис. 2, чтобы их равнодействующая была равна по модулю каждой из составляющих ее сил?

    Решение. Для решения задачи воспользуемся теоремой косинусов:

    Так как по условию задачи:

    то выражение (1.1) преобразуем к виду:$\ $

    Решением полученного тригонометрического уравнения являются углы:

    \[\alpha =\frac{2\pi }{3}+\pi n\ ;;\ \alpha =\frac{4\pi }{3}+\pi n\ \left(где\ n-целое\ число\right).\ \]

    Исходя из рисунка (рис.2) нам подходит ответ $\alpha =\frac{2\pi }{3}$.

    Ответ. $\alpha =\frac{2\pi }{3}$

    Пример 2

    Задание. Чему равна равнодействующая сила, если на тело действуют силы, представленные на рис.3.

    Решение. Равнодействующую силу найдем векторным суммирование используя правило многоугольника. Последовательно каждый следующий вектор силы отложим от конца предыдущего. В результате вектор равнодействующей всех сил будет иметь началом точку, из которой выходит первый вектор (у нас вектор ${\overline{F}}_1$), ее конец будет приходить в точку, где заканчивается последний вектор (${\overline{F}}_4$). В результате получим рис.4.

    В результате построения получен замкнутый многоугольник, это означает, что равнодействующая сил, приложенных к телу равна нулю.

    Ответ. $\overline{R}=0$

    Систематизация знаний о равнодействующей всех сил, приложенных к телу; о сложении векторов.

  • Интерпретация первого закона Ньютона относительно понятия равнодействующая сил.
  • Восприятие данной формулировки закона.
  • Применение полученных знаний к знакомой и новой ситуации при решении физических задач.
  • Задачи урока (для учителя):

    Образовательные:

    • Уточнить и расширить знания о равнодействующей силе и способах ее нахождения.
    • Сформировать умения применять понятие равнодействующей силы к обоснованию законов движения (законов Ньютона)
    • Выявить уровень усвоения темы;
    • Продолжить формирование навыков самоанализа ситуации и самоконтроля.

    Воспитательные:

    • Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
    • Подчеркнуть значение модулирования в познаваемости материи;
    • Обратить внимание на формирование общечеловеческих качеств:
      a) деловитость,
      b) самостоятельность;
      c) аккуратность;
      d) дисциплинированность;
      e) ответственное отношение к учебе.

    Развивающие:

  • Осуществлять умственное развитие детей;
  • Работать над формированием умений сравнивать явления, делать выводы, обобщения;
  • Учить:
    a) выделять признаки сходства в описании явлений,
    b) анализировать ситуацию
    c) делать логические умозаключения на основе этого анализа и имеющихся знаний;
  • Проверить уровень самостоятельного мышления обучающегося по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
  • Оборудование и демонстрации.

    1. Иллюстрации:
      эскиз к басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”,
      эскиз картины И. Репина “Бурлаки на Волге”,
      к задаче №108 “Репка” - “Задачник Физика” Г. Остера.
    2. Стрелки цветные на полиэтиленовой основе.
    3. Копировальная бумага.
    4. Кодоскоп и пленка с решением двух задач самостоятельной работы.
    5. Шаталов “Опорные конспекты”.
    6. Портрет Фарадея.

    Оформление доски:

    “Если вы в этом
    разберетесь как следует,
    вы лучше сможете следить
    за ходом моей мысли
    при изложении дальнейшего”.
    М.Фарадей

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Проверка:

    • отсутствующих;
    • наличия дневников, тетрадей, ручек, линеек, карандашей;

    Оценка внешнего вида.

    2. Повторение

    В ходе беседы на уроке повторяем:

    • I закон Ньютона.
    • Сила – причина ускорения.
    • II закон Ньютона.
    • Сложение векторов правилу треугольника и параллелограмма.

    3. Основной материал

    Проблема урока.

    “Однажды Лебедь, Рак да Щука
    Везти с поклажей воз взялись
    И вместе, трое, все в него впряглись;
    Из кожи лезут вон,
    А возу все нет ходу!
    Поклажа бы для них казалась и легка:
    Да Лебедь рвется в облака,
    Рак пятится назад,
    А Щука тянет в воду!
    Кто виноват из них, кто прав –
    Судить не нам;
    Да только воз и ныне там!”

    (И.А.Крылов)

    В басне выражено скептическое отношение к Александру I, она высмеивает неурядицы в Государственном Совете 1816 г. реформы и комитеты, затеваемые Александром I не в силах были стронуть с места глубоко увязший воз самодержавия. В этом-то, с политической точки зрения, Иван Андреевич был прав. Но мы давайте выясним физический аспект. Прав ли Крылов? Для этого необходимо подробнее познакомиться с понятием равнодействующая сил, приложенных к телу.

    Сила, равная геометрической сумме всех приложенных к телу (точке) сил, называется равнодействующей или результирующей силой.

    Рисунок 1

    Как ведет себя данное тело? Либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно, т.к из I закона Ньютона следует, что существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущееся тело сохраняет свою скорость постоянной, если на него не действуют другие тела или действие этих тел скомпенсировано,

    т. е. |F 1 | = |F 2 | (вводится определение равнодействующей).

    Сила, которая производит на тело такое же действие, как и несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.

    Нахождение равнодействующей нескольких сил - это геометрическое сложение действующих сил; выполняется по правилу треугольника или параллелограмма.

    На рисунке 1 R=0, т.к.

    Чтобы сложить два вектора, к концу первого вектора прикладывают начало второго и соединяют начало первого с концом второго (манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе). Данный вектор и есть результирующая всех сил, приложенных к телу, т.е. R = F 1 – F 2 = 0

    Как можно, опираясь на определение равнодействующей силы, сформулировать I закон Ньютона? Уже известная формулировка I закона Ньютона:

    “Если на данное тело не действуют другие тела или действия других тел скомпенсированы (уравновешены), то это тело либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно”.

    Новая формулировка I закона Ньютона (дать формулировку I закона Ньютона под запись):

    “Если равнодействующая сил, приложенных к телу, равна нулю, то тело сохраняет свое состояние покоя или равномерного прямолинейного движения”.

    Как поступить при нахождении равнодействующей, если силы, приложенные к телу, направлены в одну сторону по одной прямой?

    Задача №1 (решение задачи №108 Григория Остера из задачника “Физика”).

    Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

    (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    Ответ. Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дед тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мускульной силы мышки в этот могучий порыв равен 2 Н. Без Мышкиных ньютонов дело не пойдет.

    Задача №2.

    А если действующие на тело силы направлены под прямым углом друг к другу? (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    (Записываем правила с. 104 Шаталов “Опорные конспекты”).

    Задача №3.

    Попытаемся выяснить, прав ли в басне И.А. Крылов.

    Если считать, что сила тяги трех животных, описанных в басне, одинакова и сравнима (или более) с весом воза, а также превышает силу трения покоя, то, используя рисунок 2 (1) к задаче 3, получаем после построения равнодействующей, что И.А. Крылов, безусловно, прав.

    Если же использовать данные, приведенные ниже, подготовленные обучающимися заранее, то получаем немного другой результат (см. рисунок 2 (1) к задаче 3).

    Наименование Размеры, см Масса, кг Скорость, м/с
    Рак (речной) 0,2 - 0,5 0,3 - 0,5
    Щука 60 -70 3,5 – 5,5 8,3
    Лебедь 180 7 – 10 (13) 13,9 – 22,2

    Мощность, развиваемая телами при равномерном прямолинейном движении, которое возможно при равенстве силы тяги и силы сопротивления, может быть рассчитана по следующей формуле:

    При небольших скоростях движения сила сопротивления растет линейно со скоростью:

    Сила сопротивления направлена противоположно скорости.

    Коэффициент k зависит от формы, размеров, состояния поверхности движущегося тела и свойств среды.

    (Манипуляция на доске со стрелками на полиэтиленовой основе).

    При нахождении (построении) равнодействующей

    приходим к выводу, что при произведенных допущениях воз будет смещаться в сторону движения Лебедя. Следовательно, с точки зрения физики, неправ был дедушка Крылов!

    4. Закрепление изученного материала, контроль

    Самостоятельная работа на листочках под копировальную бумагу, обучающиеся сверяются с правильными ответами на доске через кодоскоп.

    Задача №4

    I вариант II вариант

    5. Дома

    Работа с иллюстрацией.

    “Выдь на Волгу:
    чей стон раздается
    над красавицей русской рекой?
    Этот стон у нас песней зовется –
    То бурлаки идут бечевой!...
    …Плечами, грудью и спиной
    Тянул он баржу бечевой;
    Полдневный зной его палил,
    И пот с него ручьями лил.
    И падал он, и вновь вставал,
    Хрипя, “Дубинушку” стонал”.
    (Н. Некрасов)

    По эскизу И. Репина “Бурлаки на Волге” определить равнодействующую всех сил, приложенных к барже.

    Рисунок 2а к задаче 3.

    Рисунок 2б к задаче 3

    Рисунок 3 к задаче 1